Право участвовать в управлении своим предприятием какое право

Обновлено: 25.06.2024

Правовой статус гражданина России есть установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами, права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов.
Правовой статус гражданина включает в себя:
- комплекс прав и обязанностей, закрепленных правовыми нормами;
- гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

Права граждан подразделяют на виды по различным основаниям.
В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:
абсолютные (безусловные) права - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на обращение, трудоустройство и т. п.);
относительные права - права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).
В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения различают:
• общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);
• специальные права - права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).
По содержанию выделяют следующие группы прав:
• право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);
• право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и др.);
• право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).
Что такое реализация норм права и каковы ее формы? Реализация норм права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.
К формам реализации права относятся: 1) соблюдение норм права; 2) исполнение норм права; 3) использование норм права; 4) применение норм права.
Стадии применения права: 1) Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела; 2) выбор правовых норм, подлежащих применению; 3) толкование норм; 4) применение решения; 5) контроль за реализацией принятого решения.
Правовая процедура есть законодательно установленные способы реализации нор права, обеспечивающие достижение целей правового регулирования в какой-либо сфере общественных отношений. Процедурно-процессуальные формы являются правовыми средствами перевода моделей, установленных юридическими предписаниями, с фактическою упорядоченностью общественных отношений и определяет оптимальный порядок достижения результатов “запрограммированных” в нормах материального права. Устанавливающие их правовые предписания (процедурно-процессуальные нормы) регламентируют способы реализации гражданами и организациями прав, свобод, обязанностей, осуществления государственными органами закрепленных за ними полномочий, рассмотрения юридических дел, исполнения принятых по ним решений и тем самым обеспечивают претворение в жизнь норм материального права.
Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнить регулирующей роли без механизма их реализации.
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизни путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (организаций, должностных лиц, общественных органов и граждан).
Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерно - нарушает.
Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обуславливается рядом обстоятельств: 1) положением того или иного субъектов в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям. 2) формой внешнего проявления правомерного поведения.
В литературе классификация норм реализации права проводится по различным основаниям.
По субъектному составу выделяют индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев, соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность - оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.
Использование норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличии от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволяемых правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточивания решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (профсоюзы).
Граждане не являющиеся субъектами применения права, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права.
Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.
“Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. - такова задача субъектов правоприменения".
Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.
В-четвертых, правоприменительная осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формам. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
В-пятых, применение права - это не однократное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).
В-шестых применение права сопряжено всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта правоприменения.
Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности: а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и т.д.).
При этом, права и свободы граждан обеспечиваются социально-экономическими и политическими условиями в стране. В Российской Федерации существует определенная система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан.
Экономические гарантии - материальные условия для фактической реализации прав гражданами, которые основываются на экономической системе, в основе которой лежат государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.
Политические гарантии - законодательно провозглашенная принадлежность государственной власти народу, соблюдение и защита прав и свобод человека государством, возможности для участия граждан в управлении государством.
Организационные гарантии заключаются в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, организационные гарантии состоят и в том, что в деятельности государственных органов и прежде всего правоохранительных, практически претворяются в жизнь права и свободы граждан.
Юридические гарантии - система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав граждан, а также средства их охраны и защиты. Одно из ведущих мест в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права: обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество; на возмещение государственного ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Правовая охрана прав граждан регламентируется нормами законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование, пользование достижениями культуры и т.п. Они оберегают жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения и др.
Наряду с наличием правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране принадлежит органам исполнительной власти и их должностным лицам. Вместе с тем законодательством предусматриваются специальные гарантии охраны прав и свобод граждан в государственном управлении. К ним можно отнести: право вышестоящих органов исполнительной власти осуществлять контроль за работой нижестоящих органов, в частности за право реализации гражданами своих прав и свобод, а также деятельность контрольно-надзорных органов (государственных инспекций, служб и др.).
Важная роль в защите и обеспечении соблюдения прав и свобод граждан принадлежит правоохранительным органам: суду, прокуратуре, органам юстиции, органам внутренних дел.
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Суды, разрешая правовые споры между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и свобод граждан, восстанавливают нарушенные права граждан. Суды рассматривают дела о восстановлении на работе, жалобы на постановления о наложении административных взысканий и др.
Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и правопорядка и имеет задачей охрану социально-экономических, политических, личных прав граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией, федеральными и иными законами от всяких посягательств. Так, например, действуя в порядке надзора за законностью актов установления, прокуроры обязаны опротестовывать, отменять те акты, которые нарушают права и свободы граждан.
Помимо перечисленных, значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит общественным объединениям: профессиональным и творческим союзам, обществам и другим общественным формированиям.
Реализация гражданами своих прав, как правило, осуществляется в рамках определенных процедурно-правовых форм. Эти формы устанавливаются законодательными актами, закрепляющими порядок реализации прав человека. Тогда, когда предусмотренная законом процедура совершенна и действует эффективно, можно ожидать от ее действия положительных результатов.


Муниципальный район "Кобяйский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Фото страницы

Формы участия граждан в управлении государством и порядок их реализации

Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации).

На основании ст. 32 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного, самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Право участвовать в референдуме возникает с 18 лет.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также в виде инициативы проведения публичных слушаний, сходе граждан, правотворческой инициативы граждан, участия в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, объединения в политические партии, проведения общественных мероприятий, общественного контроля, осуществлении права объединяться в общественные объединения, в праве на непосредственное обращение в органы власти и иных видах.

Статьей 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования; по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; по вопросу об упразднении поселения и по другим вопросам.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.

Федеральным законом № 54-ФЗ гражданам предоставлено право на участие в публичных мероприятиях.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет).

Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ.

На основании ч. 1 ст.3 Федерального закона № 95-ФЗ, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ, членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. При этом не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ, гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в осуществлении общественного контроля.

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

На основании ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ гражданам обеспечено право объединяться в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.

Права, связанные с участием в управлении обществом, являются одними из основных прав, предоставляемых акционерам (участникам). Определение таких прав является объектом пристального внимания со стороны исследователей права.

По мнению П.А. Писемского, право на участие в управлении состоит из возможности требовать созыва общего собрания, "вносить вопросы в общее собрание" и голосовать на нем*(495). И.Т. Тарасов прибавляет к этим трем правомочиям еще и "право быть избранным в личный состав управления"*(496). Данную точку зрения разделяют и современные авторы, расширив правомочия на участие в управлении. Например, Д.В. Ломакин считает, что, кроме права голоса, акционеры имеют право участия в общих собраниях и право участия в подготовке общих собраний*(497). В.Ю. Вольф не выделял права на участие в управлении, а объединял их с правами личного участия, к которым относил право акционера на совещательный и решающий голос, право быть избранным в состав выборных органов (пассивное избирательное право), право отдельного акционера знакомиться с положением дел общества, право акционера делать предложения общему собранию, право требовать созыва чрезвычайного общего собрания и право оспаривать незаконные постановления общего собрания*(498). П.А. Руднев под правом на участие в управлении подразумевал только право быть избранным в состав выборных органов - в качестве ревизора, члена правления или наблюдательного совета, и отдельно упоминал о праве на подачу голоса на общем собрании*(499).

Виды прав, связанные с участием в управлении

Анализ норм корпоративного права показывает, что к правам на участие в управлении обществом относятся следующие права:

требовать созыва общего собрания участников (акционеров) (ст. 55 Закона об АО; ст. 35 Закона об ООО);

вносить вопросы в повестку дня собрания (ст. 53 Закона об АО; ст. 36 Закона об ООО);

присутствовать на общем собрании, участвовать в обсуждении вопросов повестки дня на общем собрании и при подготовке к общему собранию (ст. 51 Закона об АО; ст. 36-37 Закона об ООО);

получать информацию о дате и месте проведения и повестке дня общего собрания, а также получать доступ к материалам, подлежащим обсуждению на общем собрании (ст. 52 Закона об АО; ст. 36 Закона об ООО);

направлять своего представителя для участия в общем собрании (ст. 57 Закона об АО, ст. 37 Закона об ООО);

голосовать на общем собрании (ст. 31, 32, 59-61 Закона об АО; ст. 37 Закона об ООО);

знакомиться с результатами (итогами) голосования, отраженными в протоколе об итогах голосования и (или) протоколе общего собрания (ст. 62, 63 Закона об АО; ст. 37 Закона об ООО);

быть избранным в совет директоров общества (ст. 66 Закона об АО), ревизионную комиссию, счетную комиссию;

преимущественное право покупки дополнительно выпускаемых акций (ст. 39, 40, 41 Закона об АО).

Право на участие в общем собрании

Необходимо отметить, что право участников (акционеров) на участие в управлении делами общества реализуется посредством такого органа управления, как общее собрание, которое принимает решения в рамках своей компетенции. Более подробно вопросы проведения общих собраний акционеров рассмотрены в отдельной главе*(500).

Учитывая различные формы проведения собрания (очное, заочное), право участия в общем собрании разделено на права: присутствовать на общем собрании, участвовать в обсуждении вопросов повестки дня на общем собрании и при подготовке к общему собранию, голосовать по вопросам повестки дня общего собрания. Таким образом, участие акционера в общем собрании представляет собой совокупность действий, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров и принятием решений, включая голосование, предложение вопросов в повестку дня, обсуждение вопросов, поставленных на голосование, и другие.

Права, связанные с участием в управлении обществом, не могут быть ограничены или временно приостановлены решениями совета директоров, других органов управления или должностных лиц общества. Это относится и к принятию обеспечительных мер при рассмотрении судом корпоративного спора с участием участников (акционеров) общества*(501).

Исходя из смысла ст. 9 ГК РФ права, связанные с участием в управлении обществом, могут быть ограничены законом или самими участниками (акционерами) общества, однако во втором случае такое ограничение должно быть закреплено в уставе в силу положения п. 2 ст. 11 Закона об АО, согласно которому требования устава являются обязательными для всех органов управления и акционеров общества. Любое соглашение между участниками (акционерами) может быть признано недействительным, если оно противоречит положениям устава. Данное требование касается ограничения и других прав участников (акционеров) общества.




Принципы голосования на общем собрании

В ст. 59 Закона об АО устанавливается общий принцип предоставления голосов акционерам общества: "одна голосующая акция общества - один голос". Закрепляя этот принцип, законодатель подчеркивает неделимость акции, независимо от того, принадлежит она одному лицу или нескольким лицам. Если акция находится в общей долевой собственности, то и в этом случае все ее совладельцы имеют один голос, а их правомочия по голосованию на общем собрании акционеров должно осуществлять в соответствии с п. 3 ст. 57 Закона об АО лишь одно лицо: или кто-либо из участников общей долевой собственности, или их общий представитель, и в том и в другом случае действующий на основании доверенности.

Принцип "одна голосующая акция общества - один голос" является отражением одного из фундаментальных принципов корпоративного права - принципа пропорциональности, согласно которому участники корпорации имеют равные права, включая право голоса на собрании акционеров (участников), пропорционально их вкладам (долям) в капитал корпорации.

Примером реализации данного принципа в судебной доктрине является Постановление Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. N 12591/05 по делу "Новосибирскхлебопродукт "против" Новосибирского мелькомбината N 1", где ВАС РФ пресек попытку искусственно увеличить количество голосов путем дробления акций. Реализация этого принципа требует, чтобы номинальная стоимость каждой акции независимо от выпуска, вида или категории была единой.

Кумулятивное голосование

Исключения из принципа "одна голосующая акция общества - один голос" установлены Законом об АО для случаев проведения кумулятивного голосования при выборах на общем собрании акционеров совета директоров (п. 4 ст. 66).

При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров общества. Акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя или более кандидатами. Кумулятивное голосование позволяет миноритарным акционерам провести своего кандидата в совет директоров. Представляется, что законодателю следует распространить процедуру кумулятивного голосования также на случаи избрания коллективного органа контроля общества - ревизионной комиссии.

Голосующие акции

Голосующей акцией общества (т.е. акцией, которая предоставляет своему владельцу право голоса при решении вопросов, поставленных на голосование на общем собрании акционеров) является, как правило, обыкновенная акция. Такой акцией может быть также привилегированная акция в случаях, предусмотренных п. 4-5 ст. 32 Закона об АО.

Общая норма, содержащаяся в п. 1 ст. 32 Закона об АО, устанавливает правило о том, что акционеры - владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено законом для определенного типа привилегированных акций общества.

Законом об АО определены и другие случаи, когда акция не предоставляет право голоса. Например, это касается не полностью оплаченных акций (если иное не установлено уставом общества) и акций, которые перешли к обществу в результате их неполной оплаты учредителями в течение установленного срока (п. 1 ст. 34 Закона об АО).

Предоставление права голоса на общем собрании акционеров
владельцам привилегированных акций

│Тип привилегированной│Условия, при которых предоставляется│Основание │

│акции, владельцу│право голоса владельцам│предоставления права│

│которой │привилегированных акций │голоса владельцам│

│предоставляется право│ │привилегированных │

│голоса │ │акций (Закон\устав│

│Привилегированные │При решении вопросов о реорганизации и│Закон │

│акции всех типов │ликвидации общества │ │

│Привилегированные │При решении на общем собрании│Закон и устав│

│акции определенного│акционеров вопросов о внесении│общества │

│типа, указанного в│изменений и дополнений в устав│ │

│уставе общества │общества, ограничивающих права│ │

│ │акционеров - владельцев определенного в│ │

│ │уставе типа привилегированных акций,│ │

│ │включая случаи определения или│ │

│ │увеличения размера дивиденда и (или)│ │

│ │определения или увеличения│ │

│ │ликвидационной стоимости, выплачиваемых│ │

│ │по привилегированным акциям предыдущей│ │

│ │очереди, а также предоставления│ │

│ │акционерам-владельцам иного типа│ │

│ │привилегированных акций преимуществ в│ │

│ │очередности выплаты дивиденда и (или)│ │

│ │ликвидационной стоимости акций │ │

│Привилегированные │По всем вопросам компетенции общего│Закон и устав│

│акции определенного│собрания акционеров, начиная с│общества │

│типа, указанные в│собрания, следующего за годовым общим│ │

│уставе общества,│собранием акционеров, на котором│ │

│размер дивиденда по│независимо от причин не было принято│ │

│которым определен в│решение о выплате дивидендов или было│ │

│уставе общества, за│принято решение о неполной выплате│ │

│исключением │дивидендов по привилегированным акциям│ │

│кумулятивных │определенного в уставе типа. Право│ │

│привилегированных │акционеров - владельцев│ │

│акций │привилегированных акций такого типа│ │

│ │участвовать в общем собрании акционеров│ │

│ │прекращается с момента первой выплаты│ │

│ │по указанным акциям дивидендов в полном│ │

│Кумулятивные │По всем вопросам компетенции общего│Закон и устав│

│привилегированные │собрания, начиная с собрания,│общества, если│

│акции определенного│следующего за годовым общим собранием│уставом определено,│

│типа │акционеров, на котором должно было быть│какие из│

│ │принято решение о выплате по этим│привилегированных │

│ │акциям в полном размере накопленных│акций являются│

│ │дивидендов, если такое решение не было│кумулятивными │

│ │принято или было принято решение о│ │

│ │неполной выплате дивидендов. Право│ │

│ │акционеров - владельцев кумулятивных│ │

│ │привилегированных акций определенного│ │

│ │типа участвовать в общем собрании│ │

│ │акционеров прекращается с момента│ │

│ │выплаты всех накопленных по указанным│ │

│ │акциям дивидендов в полном размере │ │

Владельцы привилегированных акций, обладающие правом голоса на общем собрании акционеров (временно или постоянно), имеют все права, предоставляемые законом и уставом общества владельцам голосующих акций.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

1. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обращение в органы государственной власти

2) доступ к государственной службе

3) защита Отечества

4) участие в управлении делами государства

5) получение квалифицированной юридической помощи

6) проведение собраний, митингов и демонстрации, шествий и пикетирований

2. Найдите в списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода совести и вероисповедания

2) право на защиту чести и доброго имени

3) право на отдых

4) право на неприкосновенность жилища

5) свобода предпринимательской деятельности

6) свобода труда

3. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

4. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на защиту деловой репутации

3) право на социальное обеспечение по возрасту

4) свобода мысли, слова

5) право на жилище

6) право на отдых

5. Что из приведённого ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на частную собственность

2) свобода предпринимательской деятельности

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на жизнь

5) свобода совести, мысли, слова

6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

6. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

7. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на труд в нормальных условиях

3) право на тайну переписки, телефонных переговоров

4) свобода совести

5) свобода предпринимательской деятельности

6) право на отдых

8. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право обращаться в органы государственной власти

6) право участвовать в референдуме

1. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защита Отечества

2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности, профессии

4) трудоустройство совершеннолетних граждан

5) сохранение исторического и культурного наследия

6) уплата законно установленных налогов и сборов

2. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальное обеспечение

2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности и профессии

4) сохранение природы и окружающей среды

5) уплата законно установленных налогов и сборов

6) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

3. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение исторического и культурного наследия

2) уплата законно установленных налогов и сборов

3) сохранение здоровья

4) обеспечение получения детьми основного общего образования

5) выбор рода деятельности и профессии

6) сохранение природы и окружающей среды

1. Установите соответствие между группами прав человека и гражданина, закреплёнными в Конституции РФ, и их составом:

СОСТАВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

А) право создавать союзы и объединения

Б) право на свободу совести

В) право на тайну переписки

Г) право на мирные собрания

Д) право на равенство перед законом и судом

2. Верны ли следующие суждения о правах гражданина?

А. Права гражданина принадлежат всем людям от рождения, даже не обладающим гражданством

Б. Права гражданина, являясь моральными и социальными категориями, не всегда выступают как категории юридические

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

«Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он не находился. права человека – это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина.

Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. права человека – это гуманизм современной эпохи…

Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придаёт правам личности многогранность и многоплановость…

С1 . На основании текста выделите основные признаки прав человека.

С2. Как, по мнению автора, соотносятся права человека и права гражданина?

С4. В тексте говорится о различиях между правами человека и гражданина. Привлекая обществоведческие знания, сформулируйте два отличия прав гражданина от прав человека.

- Носят всеобщий, универсальный характер,

- представляют собой неотъемлемое свойство личности

- носят этический характер

- представляют собой духовно-нравственный идеал

- носят многогранный и многоплановый характер

С2. По нению автора, права человека составляют духовно-нравственную основу прав гражданина

С3 . Автор утверждает, что права человека являются естественным свойством личности, потому что их нельзя передать другому человеку или государству. Если отнять у человека эти права, то человеческая личность просто исчезнет. В качестве примеров прав человека могут быть приведены право на жизнь, свободу, невмешательство в личную жизнь и т.д.

С4. Отличия прав гражданина от прав человека:

- принадлежат только гражданам государства, т.е. лицам, обладающим гражданством

- признаются государством и законодательно закреплены в нормативных правовых актах конкретной страны и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ

Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног.

социальный проект "Охрана леса – конституционная обязанность каждого гражданина"

Социальный проект выполнен учащимися 8 класса, посвящен проблеме лесных пожаров, их возникновению и наносимому ущербу людям и народному хозяйству. Результатом работы стал буклет, который был распростр.


Конституционные права и обязанности гражданина РФ

Правовая помощь ученикам.


Конституционные обязанности гражданина РФ

Технологическая карта урока по обществознанию для 9 класса по теме "Конституционные обязанности гражданина и человека".


Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение.

Читайте также: