Право турции как пример смешанной правовой системы

Обновлено: 04.07.2024

СМЕШАННЫЙ ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ — тип (семья) правовых систем, сочетающий элементы правовых систем континентального и англо американского типов и охватывающий североевропейскую (скандинавскую) и латиноамериканскую группу правовых систем.

Принципиальные особенности рассматриваемого типа правовых систем таковы: в системе источников права доминирует нормативный правовой акт, однако значительна роль судебной практики. Принципы права применяются при рассмотрении конкретного дела.

В странах данной системы права есть писаные конституции; структура системы права аналогична системе континентального права (подразделение на частное и публичное право); осуществление кодификации законодательства.

Каждая национальная правовая система в рамках данного типа в чем-то уникальна, самобытна. Так, в XVII—XVIII в. в каждой из скандинавских стран был принят единый кодифицированный акт, представлявший все действовавшее права. В последующем устаревшие части кодексов отменены и вместо них приняты новые крупные законодательные акты. Для скандинавской системы права характерна унификация законодательства. Так, с 1880 г. на территории Швеции, Дании и Норвегии вступил в действие единый Кодекс о векселе (оборотных документах); приняты единые законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах и ведении торговых дел по доверенности, о ценах; завершена унификация морского права; действует объединенный общей концепцией закон о договорах и других законных операциях. Кроме того, правовые системы скандинавских стран традиционно отводят большую роль судебной практике как источнику права. Скандинавское право оказывает заметное влияние на правовые системы стран Прибалтики, что в особенности заметно в сфере частного права.

Свои особенности присущи латиноамериканским правовым системам. Национальные системы права Латинской Америки в основном построены по европейскому образцу (вследствие распространения в период европейской колонизации Южной Америки испанского и португальского права). Но действующее законодательство кодифицировано по французской модели. Под нормой права понимается общее абстрактное правило (как и в европейском праве). Те же источники права, однако они отличаются дуализмом: в сфере частного права они сходны эти системы сходны с системами романо-германского права, а в сфере публичного — восприняли ряд положений конституционного права США (объясняется это тем, что по форме правления латиноамериканские страны по образцу США — президентские республики).

Интегрирующая роль в этой группе правовых систем принадлежит Бразилии, выступающей за образование Латиноамериканского содружества наций.

65. Мусульманское право: исторические корни и современное состояние

Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом.

Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права.

Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.

Коран — священная книга мусульман

Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.

Основная статья: Индуистское право

Индуистское право возникло в Древней Индии, первоисточники которого восходят к Хараппской цивилизации. Действует на территории ряда штатов и общин современной Индии и в ряде сопредельных государств Юго-Восточной Азии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников.

Иудейское (еврейское) право

Иудейское (еврейское) право возникло около XV века до н. э.. В иудаизме источниками права выступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. Еврейское право послужило для укрепления еврейских общин и создания древнего еврейского государства. На сегодняшний день еврейское право действует только в Израиле, а также ряде еврейских общин по всему миру, и очень ограниченно, так как Израиль — светское государство.

66. Дискуссионные вопросы понятия правоотношения. Признаки правовых отношений. Виды правовых отношений.

Правоотношение – это юридическое средство привязки общей абстрактной нормы применительно к конкретному субъекту – индивиду, организации, государственному органу, иному субъекту. Возникновение правоотношения означает, что нормы права нашли своего адресата, а следовательно, некто наделяется субъективными правами и соответствующими ему юридическими обязанностями.

Определение правоотношения. В юридической литературе наиболее распространенным является понимание правоотношения как отношения, урегулированного нормами права. Понимание правового отношения как отношения, урегулированного правом, в большей мере специфично для отношений, возникающих в сфере действия норм и отраслей публичного права.

Более приемлемым представляется понимание правоотношения как возникающей непосредственно из закона либо фактических правомерных действий юридической связи, стороны которой обладают субъективными правами и юридическими обязанностями.

Признаки правоотношения. К ним относятся следующие:

1. Правоотношение возникает на основе норм права.

2. Правоотношение – это всегда двусторонняя связь: должник и кредитор, покупатель и продавец, ссудодатель и ссудополучатель – в гражданском праве; работодатель и работник – в трудовых правоотношениях; супруги – в семейном праве; землевладелец и землепользователь – в земельном праве; налогоплательщик и налоговый орган – в налоговом праве; гражданин и государственный орган (должностное лицо) – в административном и т.д.

3. Правоотношения характеризуются наличием у сторон взаимных прав (закрепленной законом возможности поступать определенным образом) и юридических обязанностей (предусмотренной законом меры должного поведения).

4. Правоотношение есть индивидуализированная связь конкретных лиц, т.е. стороны в правоотношении всегда юридически определены.

5. Правоотношение обеспечивается государственно-правовыми механизмами, в частности, возможностью применения принудительных мер.

6. Правоотношение возникает по поводу реального блага. Благо (материальное, нематериальное) – это то, по поводу чего люди вступают в правоотношения, приобретают и реализуют принадлежащие им права и обязанности.

иды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

2. Общая характеристика правовых систем, относящихся к смешанной правовой семье.

Понятие смешанных правовых систем.

В современном мире каждое государство имеет свое нацио­нальное право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько различных конкурирующих правовых сис­тем. Свое право имеют и негосударственные общности. Речь идет о каноническом праве, мусульманском праве, индусском праве, иудейском праве. Все это является объективной предпо­сылкой возникновения и развития смешанных правовых систем.

Смешанные правовые системы встречаются не только в федеративных, но и в унитарных государствах. Причины юридиче­ского плюрализма смешанных правовых систем могут быть раз­личны. Это может быть как следствием событий политической истории (аннексия, колонизация, уступка территории), так и преднамеренным сближением с другими правовыми системами (законодательное заимствование, рецепция права).

Существуют правовые системы, которые основываются на юридических традициях разных правовых семей. Их особен­ность заключается в том, что составной частью в смешанных правовых системах выступает прецедентное право, которое со­существует в альянсе с романо-германским (французским или романо-голландским) либо с мусульманским, или индусским правом. Такое положение является результатом особенностей исторического развития правовых систем этих стран.

Особенность смешанных правовых систем состоит в том, что в них сочетаются элементы романо-германской правовой семьи с элементами правовой семьи общего права, а также с элементами традиционных и религиозных правовых систем. Смешанными являются правовые системы многих стран.

Правовую природу смешанных правовых систем выражается в том, что из общего числа их специфических признаков особое значение имеют три абстрактные особенности, позволяющие выделить смешанную правовую систему в качестве самостоятельной категории в классификации правовых систем современности. Правовая природа смешанных правовых систем определена как сложная, разноуровневая и многокомпонентная. Сочетание в структуре смешанных правовых систем элементов общей и континентальной традиции права находит концептуальное выражение в тексте норм права, в содержании правовых институтов, в применяемой правовой методологии и в правовой культуре общества. Создание уникальных норм и правовых институтов, характерных для смешанных правовых систем, возможно в результате процессов ассимиляции, модификации и конвергенции элементов общей и континентальной правовой традиции.

Можно выделить три особенности, позволяющие выделить смешанную правовую систему в качестве самостоятельной категории в общей классификации правовых систем современности.

Первая из них – это специфика правовой конвергенции в рамках правовой системы. Как правило, смешанные системы построены на двух правовых традициях – цивильного и общего права, однако существует и ряд других культур- но-правовых пластов в правовой системе. Смешанные правовые системы являются по своему характеру смесью западного права, которая образовалась из элементов романо-германских и англо- американских правовых семей.

Вторая особенность может быть охарактеризована как количественная. Имеется в виду, что существует определенный порог, после которого количество переходит в качество и правовая система становится смешанной. Этот фактор объясняет, почему правовые системы, у которых фактически есть некоторые элементы цивильного права, обычно рассматриваются как системы общего права, в то время как другие рассматриваются как смешанная юрисдикция. Относящиеся к цивильному праву элементы в первых не так очевидны, как в последних. Случайное восприятие или заимствование юридических элементов из другой традиции не во всех случаях создает специфическую правовую систему. Необходимо, чтобы переход от континентального права к общему в содержательном плане был четко определяемым.

Третья особенность – структурная. В большинстве случаев континентальное право ограничивается сферой частного права, а публичное право носит англо-американский характер. Это структурное распределение содержания является постоянным в смешанных правовых системах. Конечно, содержание сферы частного и публичного права никогда не станет чисто романо-германским или чисто англосаксонским, но всегда один вид будет преобладать над другим. Возможно проникновение норм одной отрасли в другую (иногда до, иногда после основания системы) или применение местного права из другой сферы.

Смешанная правовая система – это стратифицированная система, образуемая путем объединения двух слоев права с примерно одинаковой юридической значимостью и авторитетом, отражающая сложившиеся в них представления об источниках права, правовой культуре, методах толкования и судебной системе, выстроенные по одному или нескольким классификационным критериям. Выделяют:

– классические правовые системы, чье отнесение к той или иной обще- признанной семье не представляет труда;

– смешанные правовые системы, в совокупности составляющие смешанную правовую семью;

– квазисмешанные правовые системы, включающие в себя гибридные, слоистые, или плюралистические, правовые системы.

Общая характеристика правовых систем, относящихся к смешанной правовой семье.

Правовые системы канадской провинции Квебек и амери­канского штата Луизиана.

Правовая система Канады основана на модифицированном английском общем праве. В праве Квебека и Луизианы преце­дентное право сосуществует с французским правом. Такое соседство является результатом того, что данные территории по­переменно подпадали под влияние Англии и Франции в борьбе этих стран за заморские владения.

Право штата Квебек, где основу правовой системы состав­ляет французское гражданское право, испытало на себе влияние общего права. В отличие от всех остальных североамериканских колоний, где применялось английское общее право, Квебек с самого начала сохранял особое положение. Квебек, хотя он и воспринял такие специфические английские институты, как, на­пример, институт доверительной собственности, в целом сохра­нил романскую систему частного права. В провинции Квебек действует Гражданский кодекс французского образца. Таким образом, правовая система Квебека представляет собой некую смесь английского общего права и французского гражданского права.

В американском штате Луизианы действует Гражданский кодекс, весьма точно копировавший французский. Луизиана ос­талась сферой кодифицированного права в европейско-континентальном смысле слова. В Луизиане пользуются романской законодательной техникой. Там имеются гражданский, уголов­ный, процессуальный кодексы.

Гражданский кодекс Луизианы 1870 г. существенно отлича­ется от французского, так как в нем чувствуется влияние прецедентного права. Суды Луизианы часто обращаются к английскому общему праву при применении статей ГК. Основу право­вых систем в Квебеке и Луизиане составляет закон. Пробелы в праве должны также восполняться законами. Если закона нет, то судебная практика может решать определенные вопросы, но по­следнее слово все равно остается за законом. Проблема судеб­ной практики стоит, прежде всего, как проблема толкования за­конов. Во всех случаях предпочтение отдается тексту закона, а не тому содержанию, которое в него вкладывают суды.

В Квебеке и Луизиане решение вопроса о том, принять ли норму общего права или французского, всецело зависит от по­зиции судьи.

Правовая система Израиля.

Относительно принадлежности данной правовой системы к той или иной правовой семье среди компаративистов нет едино­го мнения. Так, одни ученые-юристы, называя Израиль государ­ством теократическим, считают его право религиозным. Другие авторы полагают, что преобладающим является влияние права Османской империи. Наконец, третьи компаративисты относят правовую систему Израиля к семье общего права.

Из данных точек зрения можно прийти к выводу, что право­вая система Израиля представляет собой смешанную правовую систему. В ней находят свое воплощение элементы различных юридических традиций и правовых влияний, так как на террито­рии Израиля в течение многих веков сменялись различные пра­вовые системы, оставляя при этом значительный след в разви­тии израильского права.

Древнееврейское право - одно из первых правовых форм. Записанные в священных книгах Библии общие законы и кон­кретные правила, сложившиеся в разные периоды догосударственной и государственной истории Израиля, через каноны хри­стианства позднее распространились практически по всему ми­ру и переосмыслены во всех правовых системах европейского корня. Еврейское право не прекратило своего существования с падением древней еврейской государственности. Оно сохраня­лось в разбросанных по всему миру еврейских общинах. И об­ращение к древнему праву было тем строже, чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить узконациональную традицию и собственную правовую культуру.

Для правовой системы Израиля были характерны частичное сохранение турецкого права, сохранение английского и подман­датного права и постепенная замена их оригинальным нацио­нальным правом. Израильское право еще долго находилось под влиянием английской философии права.

Начиная с 50-х гг. в Израиле наступил период негативного отношения ко всему английскому. В частности, отмечалось, что суверенное государство не может подчиняться авторитету зару­бежной правовой системы и положениям судейского права, созданным судьями других стран. Законы стали издаваться на иврите.

На начальном этапе своего становления национальная пра­вовая система Израиля основывалась на подмандатном праве с последующими изменениями, вносимыми законодателем. В систему источников права входили: закон, английское общее право и право справедливости; судебная практика, т. е. англий­ская и палестинская судебная практика до 1948 г. и после 1948 г. - единственная израильская судебная практика.

Таким образом, постепенное становление национальной правовой системы Израиля шло на основе израильского прецедентного права, англо-американского и романо-германского права.

Правовая система ЮАР.

Южно-Африканская Республика имеет типичную смешан­ную правовую систему. В ЮАР сосуществуют рядом африкан­ское обычное право и нормы романо-голландского и английско­го общего права.

Колонизация Южной Африки была начата в 1652 г. гол­ландцами, основавшими Капскую колонию. В тот период дейст­вовало право метрополии, а точнее, римское право провинции Голландия, наиболее влиятельной провинции Республики Ни­дерланды, наряду со староголландским обычным правом. Рим­ское право было реципировано в форме, которую ему придали глоссаторы и комментаторы. Это римско-голландское право ос­талось в колонии в силе даже после ее английского завоевания, т. е. после провозглашения ее в 1806 г. собственностью британ­ской короны.

В период британского колониального правления граждан­ский и уголовный процессы, доказательственное право были преобразованы по образцу английского общего права. Англий­ский язык стал единственным языком судебного рассмотрения.

Английское общее право преобладало в конституционном, административном, торговом и процессуальном праве. Тради­ции английского права определяли также судопроизводство, по­ложение судьи, принцип связанности прецедентом, деятель­ность юристов. Однако в семейном, наследственном и вещном праве влияние английского права было незначительно. В этих сферах важную роль играло римское право. Например, понятие единства, собственности, которое отличают от понятия ограни­ченных вещных прав и от понятия владения, неизвестно англий­скому праву.

Если говорить о понятийно-категориальном аппарате и структуре южноафриканского права, то правовая система ЮАР основана на римском праве. Что касается правоприменительной техники в судебной практике, процессуальных норм, методов доказательств, использования прецедентов, судоустройства, за­дач и положений судьи и адвокатов, то явно преобладают об­разцы правовой семьи общего права.

К смешанным правовым системам относится и правовая система Малайзии, где действуют общее право и право справед­ливости Англии, а также статуты общего применения. Однако наряду с этим используются и иные правовые системы при регулировании личного статуса отдельных групп населения - ма­лайцев, китайцев, хинди.

В африканских странах (Зимбабве, Лесото, Ботсвана, Свази­ленд) английское право действует вместе с романо-голландским. В Танзании, наряду с нормами общего права, права справедли­вости и статутов общего применения используется и обычное право, а также мусульманское право (особенно в вопросах на­следования). Основу правовой системы Гамбии составляют об­щее право и право справедливости Англии.

К смешанным можно отнести правовую систему Кипра, фундамент которой образуют общее право и доктрины права справедливости, а также британские статуты, применявшиеся до предоставления ему независимости. Силу закона имеют также некоторые нормы мусульманского права, относящиеся в основ­ном к регулированию вопросов недвижимой собственности.

Правовая система Филиппин.

Правовая система Филиппин имеет смешанный характер в результате смешения англо-американских и романо-германских традиций права, что отчетливо видно на примере частного права, остающегося в большей степени под влиянием континентальной правовой традиции, и публичного права, которое в обоих случаях рассмотрения носит англо- американский характер. Смешение в правовой системе Филиппин носило очевидный характер, и являлось предметом активного обсуждения как практикующих юристов, так и профессоров права. Филиппинская правовая система в области судопроизводства относится к той категории правовых систем, которые когда-то использовали континентальное судопроизводство, но были полностью англизированы. Филиппинские суды представляют собой унитарные суды без установленного разделения или различия между правом и справедливостью. На Филиппинах источниками права являются: Конституция; статуты конгресса; решения Верховного суда; административные правила и нормы; местные постановления, принятые отделениями местного органа власти. В результате проведенного исследования в правовой системе Филиппин выявлены процессы ассимиляции, конвергенции и модификации правовых понятий, институтов и принципов. Наглядным примером конвергенции в правовой системе Филиппин является смешение понятия paterfamilias римского права с понятием о разумном человеке в общем праве. Как результат конвергенции стоит отметить смешение понятий поручительства и гарантии, семейного траста и изменение под воздействием общего права понятия правопреемственности в цивильном праве. Опыт Филиппин в области траста, цивильного правопреемства, деликтов будет полезен для совершенствования отечественной правовой системы, а признание факта взаимопроникновения правовых традиций и обогащения их новыми элементами обеспечит наиболее полную защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в гражданских правоотношениях.

Примером плюралистических, слоистых систем являются правовые системы Ливана, Танзании, Камеруна. Примером гибридных систем служат правовые системы Ботсваны, Гамбии, Кении, Индии, Нигерии

Вопросы для самоконтроля

Понятие и характерные черты смешанных правовых систем.

В чем особенности истории формирования смешанных правовых систем?

Современная правовая география смешанных правовых систем – опишите ее.

Дайте общую характеристику правовых систем, относящихся к смешанной правовой семье.

Рекомендуемая литература

2. Малько, А. В. Сравнительное правоведение [Текст] : учеб.-метод. комплекс / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин .— М. : Норма : ИНФРА-М, 2015 .— 351 с.

3. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение [Текст] / А.Х. Саидов ; Ин-т гос. и права РАН ; Академ. правовой ин-т .— М. : Норма : ИНФРА-М, 2011 .— 355 с.

4. Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира [Текст] : [учеб. пособ.] / М.Н. Марченко ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Зерцало-М, 2009 .— 521 с.

5. Общая теория государства и права. Академический курс/Под. ред. М.Н. Марченко. Т. 2. 2001.

6. Правовые системы стран мира. М., 2000.

7. Проблемы сравнительного правоведения. М., 1978.

8. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

9. Саидов А.Х Сравнительное правоведение: Учебник. М., 2006.

10. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

11. Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук)// Государство и право. 1998. № 9.

12. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 1. Правовые системы Восточной Европы / Под ред.: Лафитский В.И. - М.: Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2012. - 528 c.

13. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 2. Правовые системы Западной Европы / Под ред.: Лафитский В.И. - М.: Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2012. - 768 c.

14. Супатаев М.А. Право в современной Африке. М., 1989.

15. Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Европы. М., 1984.

16. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986

17. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Читайте также: