Право предмет в школе что изучают

Обновлено: 30.06.2024

В правовом обучении школьников можно выделить три этапа: 1) пропедевтический, 2) общеправовой, 3) профильный.

Общеправовой этап – это этап базового образования школьников, которое представлено общеправовой подготовкой выпускников основной школы и выпускников средней (полной) школы. Выпускники основной школы изучают систематический курс, дающий представления о правовой действительности, о нормах правомерного поведения. Эти знания позволяют подростку ориентироваться в общественных отношениях соответственно его социальной роли и степени включенности в правовую жизнь общества. Данный этап ориентирован на интересы школьника, на потребности в правовых знаниях. Правовые знания представлены в виде модуля курса обществознания. Кроме обществознания, старшеклассники могут изучать правоведение – курс, представленный системой правовых знаний, выполняющих регулятивную функцию, позволяющую развивать социально-адаптивные возможности личности. Этот курс, как правило, носит характер практического руководства по использованию действующего законодательства, сориентированного на общегражданские потребности. Главное назначение курса – научить осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм и в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений. Данный курс представляет собой практическое руководство по реализации правомерного поведения на основе действующего законодательства.




Исходным компонентом содержания юридического образования являются правовые знания, то есть информация о предметном содержании правовой действительности. Характер этой информации зачастую зависит от того, на каких теоретических позициях находится тот, кто ее сообщает. Как известно, только по вопросу происхождения государства и права существует несколько теорий – теологическая, договорная, психологическая и т. д. Многообразие правовых знаний создает условия для выделения их разных видов. Это общетеоретические правовые знания, в основе которых: закон, правовые нормы как система абстрактных правовых категорий, знания о способах деятельности в правовой сфере, знания о правовой действительности, полученные эмпирическим путем, оценочные правовые знания, учебные правовые знания.

Учебные правовые знания – это знания о правовой действительности, адаптированные для достижения дидактических и методических целей.

Учебные правовые знания, с которыми в основном имеет дело преподаватель и обучаемый, могут быть классифицированы следующим образом:

· если в основе знаний лежат нормы конкретных отраслей права, законодательства, то это область позитивного права, которое рассматривает только действующее в данный момент отраслевое право;

· если в основе знаний – правовые идеи, принципы, то эти знания относятся к философии права. Это прежде всего проблемы социальной ценности права, его сущности и методологии как совокупности принципов, средств и методов познания правовой действительности.

· если в основе знаний – правоотношения, то эти знания относятся к социологии права, которая рассматривает социальное правовое поведение с точки зрения закона, права. К социологии права относятся вопросы ответственности, проблемы эффективности права, условия и причины правоотношений, структура и уровни правосознания.

Особый вид правовых знаний составляют историко-правовые знания. История права изучает историю правовой культуры народов, юридический быт, воспроизводит процесс возникновения и развития права, выявляет историчность содержания юридических понятий, демонстрирует отпечаток исторической конкретности в этих понятиях, анализирует и характеризует конкретно-исторические правовые памятники и факты, имеющие принципиальное значение для современной жизни. Смысловыми единицами юридических учебных знаний могут также выступать юридические понятия, категории, термины (кодекс, закон, норма), правовые явления (право, преступность), юридические представления.

Представленная градация правовых знаний имеет практическое значение для процесса обучения, так как все эти виды правовых знаний выполняют определенную роль в формировании правосознания, которое условно может быть представлено тремя компонентами: когнитивным, аксиологическим и регулятивным. Так, факты, представления, понятия составляют когнитивный компонент правосознания; оценочные знания – аксиологический компонент; а знания о способах юридической деятельности, правовые установки - регулятивный компонент. Если соотнести эти компоненты с возрастными возможностями школьников, то в программах правоведческих курсов для основной школы должны доминировать когнитивный и аксиологический компоненты.

Школьные предметы: список

Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • технология;
  • предметы естественнонаучного цикла.

Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Какие предметы в школе относятся к естественным наукам

К предметам естественнонаучного цикла относятся:

  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • экология;
  • география;
  • естествознание;
  • астрономия;
  • в младших классах — окружающий мир.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Предметы для пятиклассников

Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:

  • русский язык, родной язык;
  • иностранный язык;
  • литература, родная литература;
  • информатика;
  • история Древнего мира;
  • математика;
  • обществознание;
  • музыка;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • технология (труд);
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • окружающий мир;
  • география;
  • ИЗО (рисование);
  • физическая культура.

Сколько предметов изучают в школе в 9 классе

В 9 классе 14 основных школьных предметов:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

Занятия позволяют школьникам вести себя в жизни правильно с правовой точки зрения

Заявление в полицию – не донос

– Евгения Николаевна, зачем школьникам познавать достаточно сложную юридическую науку?

– Всю жизнь мы постоянно вступаем в различные правовые отношения. При этом большинство людей очень плохо разбирается даже в простых юридических вопросах. Практически все темы, которые мы обсуждаем на занятиях клуба, основаны на классических юридических дисциплинах и при этом являются очень прикладными.

Например, мы учим ребят, как не стать жертвами того или иного преступления – от киднеппинга до нарушения интеллектуальных прав. Рассказываем, как самому не стать преступником из-за незнания неких норм законов. Такие занятия позволяют школьникам вести себя в жизни правильно с правовой точки зрения.

Уважительное отношение к закону – это тоже часть правовой культуры, которую надо воспитывать со школы. Если вдуматься, многие люди в нашей стране живут по принципу: если есть возможность нарушить закон без последствий, я это сделаю. В нормальном государстве так быть не должно! На мой взгляд, кощунство говорить: хороший юрист не тот, кто знает законы, а тот, кто знает, как их обходить.

Хочется разрушить и другие стереотипы. Например, считается, что решать проблемы в правовом поле –доносительство. На мой взгляд, прошли те времена, когда решать конфликты на кулаках было признаком мужества. Теперь можно написать заявление в полицию на соседа, который регулярно в час ночи громко включает музыку, а не идти с ним разбираться лично.

Мы ребят учим: прежде чем куда-то влезать, сто раз по-думайте. Незнание законов от ответственности не освобождает.


– Должны ли дети знать свои права?

– Конечно. Но тема эта непростая. Важно не просто перечислить набор прав, но и объяснить ребёнку их значение.

Считаю, что в семье и школе такие темы надо поднимать. И не в старших классах, когда ребёнок может уже всё в Интернете найти, а, скажем, после окончания начальной школы. Можно рассказать, что есть органы опеки и попечительства, они защищают права детей. Родители по закону обязаны заботиться о ребёнке и не только материально, но развивать его как личность. Мама и папа имеют равные права и обязанности по воспитанию ребёнка…

Я также против того, чтобы зарубежные стандарты семейного права слепо копировали в нашей стране. В России свои традиции и особенности воспитания детей.

Попробуй стать юристом

– Как надо рассказывать о праве, чтобы детям не было скучно?

– Наш клуб работает один раз в месяц по воскресеньям. Такой формат позволяет школьникам совмещать занятия в клубе с учёбой, кружками, отдыхом. Занятия совершенно бесплатны. Сначала – неформальная лекция преподавателя факультета права или практикующего юриста. Это не просто монолог выступающего с редкими вопросами аудитории – ребята сразу же вовлекаются в дискуссию – предлагают, спорят, обсуждают.

Второй блок – практические занятия, основанные на теме лекции. И это не тесты или контрольные, а разнообразные юридические игры, квесты.

Наши заседания – постоянная смена деятельности, переключение внимания. Кстати, за годы работы тема заседания клуба не повторилась ни разу! Такой мультимедийный, интерактивный формат близок современным школьникам.


– Получается, ребёнка надо развлечь, чтобы он захотел что-то узнать?

– Скорее, повысить внутреннюю мотивацию, убедить: он здесь не потому, что его заставили или надо, а потому, что ему интересно. Школьнику нужно большое желание, чтобы прийти в свой единственный неучебный день и почти три часа активно заниматься правом.

На заседаниях клуба ребята как бы изнутри знакомятся с некоторыми аспектами работы юриста.На мой взгляд, учась в школе, очень трудно выбрать профессию без посторонней подсказки, да и подсказки порой могут быть неверными.

Начать с конституции

– Сегодня много говорят, что юристов на рынке труда переизбыток. А клуб так или иначе ориентирует школьников выбирать юридическую специальность. Здесь нет противоречия?

– Как бы сейчас ни дискредитировали профессию, интерес к ней у подрастающего поколения, несмотря ни на что, огромен. И она всегда востребована на рынке труда. Но всем нужны хорошие специалисты.

Выбирая эту профессию, надо чётко понимать, чем юрист занимается. У нас есть клише: технические профессии – это сложно, гуманитарные – проще.

Между тем юристу нужно острое аналитическое мышление, он должен уметь осваивать большие объёмы информации, применять на практике то, что написано в законе. Законы очень часто дополняются, принимаются новые. Надо быть в курсе, нужно понимать, зачем та или иная норма была введена. Часто это ответ на вопрос, как её надо применять. В общем, юрист – сложная профессия.

– Мы говорим о юридическом воспитании детей, но родителям тоже бы не мешало ликвидировать правовую безграмотность. С чего можно начать?

– Конечно, начинать надо с Конституции РФ. Она содержит базовый набор прав гражданина РФ. Согласно социологическим опросам, около трети россиян никогда не открывали данный документ. Кроме того, сейчас есть масса достоверных правовых информационных ресурсов в Сети, где можно найти предметные ответы на многие жизненные вопросы.


Юридическая безграмотность зачастую связана с простым нежеланием узнать хотя бы базовые правовые правила. Когда у нас что-то болит, мы же идём к специалисту и исправляем ситуацию. Так и в юриспруденции. Есть проблема – надо узнать, как решить её в правовом поле.

Это, конечно, пока мало реализуемо в нашей стране, но я считаю, что у каждой семьи в идеале должен быть личный консультант-юрист. В разных жизненных ситуациях он мог бы оказывать правовую помощь: например, при совершении крупных покупок, при расторжении или заключении брака. Любовь проходит, но остаётся совместно нажитое имущество, которое надо делить. Хотя многих проблем можно избежать ещё в начале семейных отношений. Почему бы не позаботиться об этом заранее?

Заложить фундамент юридического образования можно уже в школе — в классах с углубленным изучением права.

Школа № 171 при юридическом факультете МГУ им. Ломоносова

Классы с 1 по 11
Прием в гуманитарные 7-10 классы
Условия приема в 7 класс — диктант; в 8, 9 классы — диктант, тест по истории; в 10 класс — результаты ГИА по русскому языку, обществознанию или истории, тест по истории


Анастасия Кузнецова,

Я учусь в 11 юридическом классе, основной упор сейчас делается на профильные предметы — обществознание и право, в прошлом году в рамках профиля изучали еще философию и религиоведение. Курс по праву ведет преподаватель из МГУ, доцент кафедры коммерческого права. В неделю у нас 4 урока по этому предмету, а также огромный список литературы для домашнего изучения, которую потом мы подробно разбираем на уроках. Такого объема знаний вполне достаточно не только для сдачи ЕГЭ, но и для подготовки к внутреннему экзамену МГУ на юрфак. На уроках по обществознанию, которые ведет школьный преподаватель, мы целенаправленно готовимся к ЕГЭ. Жизнь школы не ограничивается учебой. Недавно мы были в Государственной думе, смотрели с балкончика, как проходит заседание, на День конституции посещали музей юрфака МГУ. Во время летней практики в течение 10 дней знакомились с факультетом и его кафедрами. Я буду подавать документы в два вуза: МГУ и МГЮА. Мой приоритет, конечно, МГУ, но надо подстраховаться.

Классы с 10 по 11
Прием в 10 класс
Условия приема I этап: заявка, которая включает эссе-самопрезентацию и предполагаемый средний балл по изучаемым предметам (впоследствии он должен быть подтвержден результатами ГИА); II этап: тестирование по русскому языку, математике и иностранному языку; III этап: собеседование с преподавателями лицея и представителями факультетов НИУ ВШЭ


Артём Косилов,

Первая особенность обучения в лицее — наличие индивидуальных учебных планов, составленных самим учеником в соответствии с его интересами и дальнейшими планами. Безусловно, здесь есть определенные рамки: количество часов, количество профильных предметов. По каждому предмету мы можем выбирать уровень обучения, например, можно выбрать между профильной и базовой математикой или профильным и базовым русским языком, в зависимости от направления обучения в вузе. В результате в плане должно быть не меньше трех и не больше четырех предметов на профильном уровне, а в целом количество учебных часов — от 33 до 37 в неделю. В рамках юридического профиля обучения я изучаю на профильном уровне право, историю и обществознание, которое в лицее делится на модули в соответствии с разделами ЕГЭ — социология, политология, право, экономика. Занятия проходят парами, что весьма удобно, так как за пару можно успеть гораздо больше, и меньше материала остается на домашнюю работу. На уроках нам зачастую предоставляют возможность самим находить ответы на определенные вопросы, поэтому разрешается использовать гаджеты.

Гимназия № 1588

В 2014 году в гимназии впервые открываются профильные классы при Российской академии правосудия. Здесь ждут школьников, которые хотят связать свое будущее с работой в правовой сфере, которым интересны проблемы общественного анализа, истории права, вопросы становления правовой системы в России. Преимущество при зачислении в профильные классы имеют победители Всероссийской олимпиады школьников, Ломоносовской олимпиады. Гимназия — одна из немногих школ Москвы, имеющих собственное общежитие. С понедельника по пятницу можно жить в оборудованном спальном корпусе на территории школы, что позволяет старшеклассникам из отдаленных районов Москвы и области не тратить время на дорогу.


Катя Багрецова,

Сейчас я учусь в 9 классе. Со следующего года у нас в гимназии создаются два профильных класса — биохимический и гуманитарно-правовой. Я выбрала гуманитарный профиль, поскольку это направление мне ближе. Класс будет работать как базовый при Российской академии правосудия, мы будем углубленно изучать право, обществознание, историю. Я считаю, что это очень полезно, и точно пригодится в будущем, даже если я и не выберу в дальнейшем профессию юриста. Знание законов не помешает в обычной жизни, для общего развития, а ЕГЭ по обществознанию и истории нужно сдавать на многие гуманитарные направления. С выбором вуза и специальности я пока не определилась, возможно, это будет юриспруденция, а возможно, и журналистика в МГУ или МГИМО.

Гимназия № 1529 имени А.С. Грибоедова

Классы с 1 по 11
Прием в 1-5 классы; в 9, 10 профильные классы
Условия приема в 9, 10 классы при юрфаке МГУ им. Ломоносова: экзамены по английскому языку, истории, обществознанию


Роман Шпунтенко,

Лицей № 1367

Классы с 1 по 11
Прием в 1 класс; в 7, 10 классы при Российской правовой академии
Условия приема в 7, 10 профильные классы: тестирование по русскому языку, истории, математике

В 2014 году лицей впервые проводит набор в юридический класс, который будет работать в сотрудничестве с факультетом непрерывного образования Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Занятия по гуманитарным дисциплинам будут вести преподаватели академии. Программа обучения предусматривает углубленное изучение гуманитарных и правовых предметов, а также подготовку к дальнейшему обучению на факультетах РПА. Среди профильных дисциплин — русский язык и культура речи, искусство ораторского мастерства, основы государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, основы профессиональной этики. В лицее большой выбор дополнительных спецкурсов, таких как латынь, введение в специальность, история России и права, основы делопроизводства. Контроль знаний школьников проводится на семинарах, семестровых зачетах и экзаменах. Ученики юридического класса будут готовиться к ЕГЭ по всем гуманитарным предметам.

Читайте также: