Право на эвтаназию чаще всего поддерживается людьми каких взглядов

Обновлено: 02.07.2024

Существует два вида эвтаназии: активная и пассивная.

Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Существуют исключения, которые ограничивают это понятие:

Об эвтаназии говорится лишь тогда, когда есть намерение положить конец жизни данного лица или ускорить его смерть.

Таким образом, смысл понятия активной эвтаназии заключается в умышленном причинении врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего либо его родственников. Такая активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.

Получается, что, хотя право человека на жизнь и, соответственно, на добровольный уход из нее является одним из образующих весь комплекс основных прав человека, он не может им воспользоваться, несмотря на то, что он все равно умрет. Поэтому во многих странах пассивная эвтаназия постепенно легализуется морально общественным мнением, а в некоторых странах законом. Например, уже около 90% французов выступают за её разрешение.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В Голландии же после длительной дискуссии внесено разрешение пассивной эвтаназии, конечно, с определенными оговорками, предусматривающими исключение каких-либо злоупотреблений. Она была узаконена инструкцией от 14 апреля 1994 года, принятой Голландским парламентом.

В Англии, напротив, после долгих обсуждений принят закон о безусловном запрещении любой эвтаназии в медицинской практике. Но тут возникает вопрос: что же делать, когда человек действительно в этом нуждается? Если он сам делает подобный выбор, значит, это является для него необходимым. Как, например, поступить в случае с 43-летней жительницей Британии Дианой Претти? У нее неизлечимое заболевание мозга, она полностью парализована. Ее последняя надежда – муж, который готов помочь Диане умереть. Но, сделав жене смертельную инъекцию, он подвергнется уголовному преследованию. Палата лордов британского парламента уже отвергла просьбу супругов об эвтаназии. С великим трудом Претти добралась до Страсбурга и дала показания через специальный компьютер. Решение международного суда, как считают эксперты, станет эталоном для решения аналогичных дел в других европейских странах.

Напротив, в Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия путем прекращения бесполезного поддержания жизни не считается противозаконной. Однако основой для принятия врачом решения о прекращении лечения является свободное и осознанное волеизъявление пациента. Аналогичные просьбы от ближайших родственников пациента, находящегося в бессознательном состоянии, являются юридически недействительными.

В 1990 году в Австралии в штате Виктория были приняты дополнения к Закону 1988 года по вопросу о назначении специального агента, который решал бы вопрос от имени больного о прекращении поддержания его жизни.

Но все-таки, вместе с тем, под предлогом обеспечения прав человека во многих странах в той или иной мере применяется эвтаназия даже вопреки существующим нормам закона. По данным Американской медицинской ассоциации, в больницах США ежедневно умирает 6 тысяч человек, большая часть которых уходит из жизни добровольно с помощью медперсонала. В отделении интенсивной терапии госпиталя Сан-Франциско у 5% больных (что составило около половины умирающих) отключалась система жизнеобеспечения. Решение это принимал врач с семьей пациента, несмотря на то, что обязательным условием эвтаназии является информированное добровольное решение самого больного.

Между тем, право человека на решение уйти из жизни, сделанное, будучи в здравом уме, в некоторых странах даже получило законодательное оформление. Например, в соответствии с законодательством штата Индиана (США) действует так называемое прижизненное завещание, в котором пациент официально подтверждает свою волю на то, чтобы его жизнь не продлевалась искусственным образом при определенных обстоятельствах. В 1977 году в штате Калифорния (США) после долгих лет обсуждений на референдумах был принят первый в мире закон о праве человека на смерть, по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить реанимационную аппаратуру.

Однако до сих пор этим законом официально никому не удалось воспользоваться из-за следующих противоречий. Во-первых, одним из условий осуществления эвтаназии должно быть заключение психиатра о вменяемости пациента, а Американская ассоциация психиатров запрещает своим членам участие в подобных процедурах. Во-вторых, проводить эвтаназию должен врач, что также невозможно, поскольку Американская медицинская ассоциация приняла решение о запрещении своим членам участие в эвтаназии, выдвинув лозунг: “Врачи не должны быть палачами”.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Особенно широко проблема активной эвтаназии стала обсуждаться с середины 50-х годов, когда доктор Джек Геворкян опубликовал в печати ряд статей, в которых призывал безболезненно лишать жизни преступников, приговоренных к смертной казни, а их тела использовать для научных опытов, отдельные органы для пересадочных операций. Позднее, став свидетелем бессмысленно-жестоких самоубийств, Геворкян пришел к мысли, что отчаявшимся, безнадежно больным людям, решившим покончить с жизнью, необходима в этом помощь. От словесных и газетных выступлений Геворкян перешел к делу и запатентовал свое изобретение, названное впоследствии журналистами “машиной смерти”. С помощью этого приспособления в виде капельницы можно быстро и безболезненно умерщвлять людей.

В связи с этим на 44-й Всемирной Медицинской Ассамблее в Испании в 1992 году было принято специальное Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах. В нем отмечалось, что случаи самоубийства при пособничестве врача стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны общественности.

Также известен факт ряда судебных процессов над врачами в Бельгии, Нидерландах, Германии, США, Австрии, которые применили эвтаназию по отношению к своим пациентам.

Особый резонанс вызвал судебный процесс в Вене над четырьмя медицинскими сестрами. В судебном заседании сестры они сознались, что с 1983 по 1989 годы они умертвили 50 больных с помощью сильнодействующих снотворных средств. Они хотели якобы положить конец невыносимым мукам своих беззащитных и беспомощных пациентов в клинической больнице в пригороде Вены.

Также в России нет устойчивых традиций правдивого информирования больного о тяжести его заболевания. Врачи стараются щадить психику больного. Как правило, ограничиваются полным информированием только его родственников.

Сейчас такое положение в определенной степени может измениться в связи с принятием новых положений о том, что, в первую очередь, сам пациент имеет право знать все о своем диагнозе (ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Существует множество оценок эвтаназии мыслителями и писателями. Их спектр также широк. Большинство из них поддерживает методы пассивной эвтаназии и отвергает любую возможность применения активной эвтаназии. Однако есть и прямо противоположные мнения. Например, наиболее известным его выразителем является крупный американский философ Дж. Рейгелс, который выступил с резкой критикой Постановления Американской медицинской ассоциации от 4 декабря 1973 года, где сказано: «…намеренное прекращение жизни одного человеческого существа

Без сомнений, неизлечимо больные люди нуждаются в особом уходе, который мог бы помочь вернуть веру в возможность излечения или хотя бы обеспечить достойную смерть. Первые заведения, в которых это стало возможным, появились в Англии. Они называются хосписами. Здесь создаются все условия для того, чтобы человек был уверен, что он живет, а не доживает свой век, служа обузой для своих родных. В хосписах оказывается поддержка умирающим больным, тем, чьи дни, как правило, уже сочтены, и помощь для них может заключаться только в одном — сделать уход из жизни (конечно, насколько это возможно) не мучительным, а светлым и спокойным. Пациент хосписа окружен вниманием и заботой, здесь его ублажают и стараются исполнить каждое его желание, поэтому он чувствует себя комфортно. Также отсутствуют многие ограничения — при себе можно держать даже домашних животных, принимать родных, устраивать торжества. Пациенты никогда не теряют веры в то, что выздоровление возможно, что шанс есть всегда, и в медицине бывают случаи совершенно невероятных исцелений.

Кроме того, существует огромная вероятность ошибочного диагноза, ведь врачи тоже люди и могут ошибаться. Возможность исцеления зависит также и от того, на каком уровне в момент постановки диагноза находилось развитие медицины. Например, имел место случай с врачом, который, едва покончив со своим сыном, больным дифтерией, услышал об открытии сыворотки Roux. Если даже все надежды рухнули, остается последняя — на достойное завершение жизненного пути. На 15-20 штатных сотрудников всего 15-20 пациентов, в то же время 100-150 пациентов обслуживаются на дому, 20-30 приходят днем сами. Но пребывание в хосписе могут позволить себе даже в Англии далеко не все нуждающиеся. Ведь все это требует больших материальных затрат. Кроме государственных ассигнований в бюджет хосписа поступают средства от благотворительных организаций, различных клубов и фирм, а также пожертвования от частных лиц, завещаний в пользу хосписа от умирающих пациентов и др. Помощь оказывается волонтерами, которые делают это по разным причинам. Главной является желание помочь людям пережить свою боль и постараться вернуть их к жизни.

Подобное заведение открыто и России — в Санкт-Петербурге. Это один из лучших хосписов страны. По его же инициативе в нашей стране создано Общество хосписов. Сейчас у нас открыты хосписы в Москве, Колпино, Иванове, Туле, Ярославле, Тюмени. Все они функционируют на безвозмездной основе под контролем Минздрава России.

Современное законодательство в области здравоохранения предоставляет пациентам право выбора согласиться на медицинское вмешательство (ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) или отказаться от него (ст. 33).

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вполне возможно, что вскоре законодатели всех стран, осознав важность свободного выбора человеком, как ему использовать свои основные права, защищая и уважая их, позволят ему самому выбирать, позволить ли врачам попытаться его вылечить, лишь искусственно поддерживая и без того обреченную на смерть жизнь, или же прекратить свои страдания и мучения путем введения каких-либо медикаментов, вызывающих быструю и легкую смерть.

Я считаю, что легализация эвтаназии, конечно же, с некоторыми оговорками, в современном мире необходима, так как она обеспечивает выполнение одного из трех признаков прав человека — их неделимости. Ведь комплекс прав не может считаться полностью реализованным, если не выполняется хотя бы одно из них. И законодательное разрешение эвтаназии – необходимое звено в этой цепи. У каждого человека есть право распорядиться своей жизнью. И если обреченный болезнью на смерть человек хочет уйти от страданий, то медицина и закон должны выполнить его волю. Человек имеет право на достойную жизнь и достойный уход из нее.

Отсутствие законодательно закрепленного в РФ права на смерть связано со множеством дискуссий и противостоянием сторонников и противников эвтаназии. Решение данного вопроса не ограничивается медицинскими или юридическими аспектами, затрагивая как мировоззренческое отношение к жизни и смерти, так и смысловую логику некоторых понятий.

Почему право на жизнь исключает право на смерть, как получилось, что существование стало обязанностью человека, и зачем препятствуют суицидентам — РАПСИ при участии экспертов рассуждает на одну из самых неоднозначных тем.

право на жизнь против права на смерть

Соблюдение личных прав современного человека, среди которых право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность, достоинство личности и пр., на сегодняшний день гарантируется множеством внутригосударственных и международных правовых актов. Несмотря на свою очевидную неоспоримость, некоторые из них были сформулированы совсем недавно. Так, право на жизнь появилось во Всеобщей декларации прав человека только в 1948 году, в России — в 1991 в Декларации прав и свобод человека и гражданина, и окончательно закреплено только в 1993 году в Конституции РФ.

Провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью на законодательном уровне ознаменовало новый этап развития общества, где приоритет перед государственными интересами получили основные потребности индивида.

Логично предположить, что сейчас, задаваясь вопросами о легитимности эвтаназии, общество с обновленными ценностями идет дальше — на следующий рубеж правовой эволюции. Скачок вперед уже продемонстрировали Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Канада и некоторые штаты Америки.

«Эвтаназия определяется как умышленное лишение жизни безнадежно больного человека для облегчения его страданий. Эвтаназия может быть активной, когда принимаются определенные действия для лишения жизни больного, так и пассивной, когда отказываются от мер по продлению жизни человека.

Каждый имеет право на жизнь

(статья 20 Конституции РФ).

Вопрос о праве человека на смерть, безусловно, необходимо рассматривать в совокупности с данным ему от рождения правом на жизнь. Однако данная формулировка настолько абстрактна, что не дает возможности однозначно раскрыть содержание этого права: подразумевает ли оно возможность свободно распоряжаться своей жизнью без чьего-либо вмешательства, может ли человек отказаться от этого права, не противоречит ли оно неизбежности летального исхода и т. д.

Интуитивно большинство видит в этом праве гарантированную законом возможность человека прожить биологически отведенный ему срок и умереть ненасильственной смертью по его истечении. При этом данное толкование никоим образом не исключает право человека на решение о времени ухода из жизни самостоятельно или при помощи медицинского работника — посредством ассистированного самоубийства или эвтаназии.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства

(статья 2 Конституции РФ).

Получается, что намерение уйти из жизни раньше, чем пробьют биологические часы существенно ограничивается закрепленным в Конституции правом на жизнь, на обеспечение которого направлены все нормативно-правовые акты. То есть в настоящее время право на жизнь вступает в противоречие с возможным введением права на смерть, при этом не запрещая его.

право противоположно обязанности?

Необходимость каждому прожить отпущенный ему срок охраняется государством настолько тщательно и строго, что граница между правом и обязанностью жить стирается.

Правовые запреты на эвтаназию приводят к тому, что неизлечимо больной человек, для которого сохранность жизни более не имеет значения, лишен возможности реализовать свою волю.

Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента

Любая помощь от родственников в удовлетворении такого рода желания умирающего будет квалифицироваться по статьям Уголовного кодекса РФ об убийстве. Аналогично и с содействием медицинских работников, которым, помимо прочего, законодательно запрещено совершать эвтаназию. А неоказание помощи больному (статья 124 УК РФ) предусматривает назначение наказания вплоть до четырех лет лишения свободы.

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: … проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии

Противники эвтаназии часто ссылаются на то, что даже если превозмочь все правовые трудности на пути к легализации эвтаназии, для врача приближение смерти пациента будет противоречить этическим принципам, часть которых закреплена в клятве Гиппократа.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность

(статья 3 Всеобщей декларации прав человека).

В таком случае право на жизнь гарантирует только то, что никто не может быть умышленно лишен жизни. И если собственное волеизъявление — это тоже умысел, то исходя из современного законодательства применение эвтаназии невозможно.

Европейскому суду в ходе рассмотрения таких дел убедительно не доказали, что право на жизнь может быть истолковано и как право на отказ от нее

(из решения ЕСПЧ по делу Претти против Соединенного Королевства).

право на жизнь — право на смерть

Действующая система прав формирует определенное мировоззрение, где жизнь индивида — высшее благо, а смерть и, самое главное, процесс умирания практически не имеют никакого значения.

Смерть — это не одно мгновение, а целый процесс, состоящий из трех главных стадий: клинической, биологической и окончательной, подразделяемых еще на несколько этапов. В связи с этим вопрос о констатации наступления окончательной смерти имеет исключительное значение как с медицинской, так и с юридической точек зрения.

На протяжении многих веков главным признаком наступившей смерти считалось отсутствие дыхания у человека. Впоследствии врачи стали ориентироваться на прекращение кровообращения — отсутствие пульса. Однако все эти критерии опровергаются фактами: к примеру, пульс может отсутствовать в случае длительного охлаждения или алкогольной комы.

«Момент определения смерти всегда интересует правоприменителя исключительно с позиций ее сущности и значения. В настоящее время в РФ момент смерти человека определяется статьей 66 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а именно: моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). При этом диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент.

Но если по мнению юристов и медиков, смерть представляет собой длительный процесс, то в какой момент он наступает? Можно говорить о том, что умирание берет свое начало от образования неизлечимой болезни, изнашивания внутренних органов и так далее. При этом все перечисленные явления, в свою очередь, логически исходят из момента рождения.

С появления на свет все биологические и физические составляющие ребенка, ранее зависимые от матери, начинают самостоятельно работать. Наличие каких-либо заболеваний или предрасположенность к ним впоследствии определят срок их функционирования (речь идет о ненасильственной смерти).

Из этого можно сделать вывод, что процесс умирания и есть весь жизненный цикл, завершающийся окончательной стадией смерти.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения

(статья 7 Конституции РФ).

Итак, у всех есть право на жизнь, которое, согласно закону, появляется у человека с момента рождения. Но если жизнь с самого начала и есть процесс умирания, то право на смерть и право на жизнь не противоположны друг другу, а неизбежно унитарны.

Социальный аспект смерти выводит нас на одну достаточно сложную проблему - проблему права на смерть. Имеет ли каждый человек право на свою собственную смерть? Ответ на подобный вопрос связан с эвтаназией.

В англоязычной литературе этот термин обозначает "убийство из милосердия". Само слово "эвтаназия" впервые упоминается в работах Платона, который в одном из сочинений - "Республика" - отстаивал право на добровольную смерть физически слабых и немощных людей.

В истории человечества к эвтаназии относились по-разному. В древних культурах существовала традиция умерщвления стариков и физически неполноценных рождающихся детей. И это не считалось противоестественным. В таких государствах поощрялось самоубийство граждан, достигших 60 лет. Существовали и теории, которые логически доказывали необходимость данных поступков (стоики). Практика хорошей смерти обосновывалась и древними восточными религиями. Если человек в земной жизни выполнял определенное кармическое предназначение и если он многократно живет, то, умерев "хорошей смертью", он может быстрее одолеть колесо истории и достичь нирваны. Для этого люди бросались под колесницы, тонули в водах священных рек.

Под влиянием христианства во II-III вв. была осуждена практика эвтаназии. Тот, кто обрекает себя на смерть, совершает грех, бросая Богу его дар - жизнь. В то время законом стало предусматриваться наказание за попытки самоубийства: конфискация имущества, захоронение без церковного обряда. В эпоху Возрождения вновь возникает понятие "спокойная и мягкая смерть". Т. Мор в "Утопии", воссоздавая картину идеального государства, утверждает эвтаназию. Нередко использует этот термин Ф. Бэкон, придавая ему смысл, близкий современному. В XVIII в. мыслители, обсуждая данную проблему, все чаще стали подчеркивать нравственные аспекты. Э. Дюркгейм в работе "Самоубийство" (1897) пытался разобраться в источниках и мотивах добровольной смерти.

В 40-е гг. XX в. фашистская Германия по "программе эвтаназии" проводила практику стерилизации и уничтожения населения. Это привело к тому, что слово "эвтаназия" после Нюрнбергского процесса длительное время не употреблялось, поскольку юристы оценивали ее как уголовное преступление и приравнивали к убийству[18].

В последние годы прошлого столетия проблема эвтаназии вновь становится предметом острых дискуссий. Она широко обсуждается учеными и практиками. Дело в том, что новые медицинские технологии, трансплантация органов и тканей для продолжения жизни, колоссальные успехи в генной инженерии, связанные с новыми способами репродукции человека, обострили проблему соотношения жизни и смерти. Они вызывали также множество спорных вопросов. Гуманно ли продлевать страдания безнадежно обреченных людей? Есть ли право у человека на легкую смерть? Не приведет ли данная практика к преступлению типа нацистского? Эти и многочисленные другие вопросы сегодня обсуждаются на различных международных конференциях и симпозиумах.

Что касается понятия "эвтаназия", то в литературе выделяются два ее вида: пассивная эвтаназия (прекращение врачом лечения обреченного на смерть пациента) и активная. Последняя связана с правом больного на легкую смерть с помощью медицинских препаратов, добровольный отказ от лечения, а также сознательную передозировку обезболивающих и снотворных препаратов, в случае если болезнь неизлечима.

Проблема эвтаназии в разных государствах решается по-разному. В США приняты законы, которые предусматривают не только пассивную эвтаназию, но и активную (добровольную) - право больного отказаться от лечения. Во Франции, где нет подобного в законодательстве, существует Ассоциация за право на достойную смерть. Законопроекты об эвтаназии неоднократно обсуждались в Англии, но так и не были приняты. В Швеции формируется общественное мнение за создание специальных клиник для людей, которые не хотят жить. Швейцарская Академия медицинских наук приняла решение о разработке основных принципов помощи умирающим.

В Нидерландах дело с эвтаназией обстоит достаточно просто: ежегодно происходит от 6 до 10 тысяч случаев активной эвтаназии, что не преследуется законом, хотя подобной статьи в законодательстве нет. В Китае в 1988 г. принят закон о праве на эвтаназию. В нашей стране Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. предусматривал освобождение от ответственности за убийство, совершенное из сострадания, но впоследствии это было отменено.

Проблема эвтаназии многоаспектна. Она включает широкий спектр вопросов, каждый из которых требует самостоятельного анализа. Это и отношения нравственные и правовые к тяжелобольному человеку, и отношение к "дефектным" детям, и вопросы трансплантологии, и медицинское обоснование необходимости эвтаназии, и правовое законодательство, и нравственно-психологические коллизии. К примеру, может ли врач стать "убийцей" своего пациента? А если не врач, то тогда кто?

При обсуждении проблемы эвтаназии выявляются как ее сторонники, так и противники. Сторонники разрешения активной эвтаназии исходят из того, что человек имеет право не только на жизнь, но и на смерть, что отказывать в этом, с точки зрения умирающего в мучениях человека, не гуманно. Они апеллируют к медицинской практике, считая, что должны существовать жесткие критерии в определении диагноза, заключении о неизлечимости болезни. С их точки зрения, необходимо и юридическое оформление "убийства из милосердия" с четкой процедурой как судебного решения, так и определения его исполнителей.

Противники активной эвтаназии считают недопустимой ее по многим причинам. Давать врачам право на убийство своих пациентов безнравственно, это может привести к деструкции общественной морали, потери доверия к медицине вообще. С одной стороны, медицина не застрахована и от врачебных, диагностических ошибок в прогнозе летального исхода, с другой - общество не застраховано от злоупотреблений необоснованного расширительного применения эвтаназии. Эвтаназий- ная экспансия может поглотить, с их точки зрения, и стариков, и инвалидов, и иных "бесполезных" людей.

А это означает шаг по пути к новому фашизму, нацизму, расизму, шаг по пути моральной деградации общества.

С нашей точки зрения, сегодня вряд ли можно высказывать категорические оценки по проблеме эвтаназии. Отечественная биоэтика, в которую входит и данная проблема, находится в самом начале развития.

Поэтому необходимо дальнейшее обсуждение ее не только специалистами, но и человеком "с улицы", ибо проблема эвтаназии касается каждого из нас. Одно не вызывает сомнения: необходимо искать альтернативные пути не только облегчения, но и снятия страданий при умирании. Мы имеем в виду не только медицинские средства, но и психологические. В этом и выражается общечеловеческая по своей сути забота, ибо каждый из нас смертен. Бесспорно, что в решении проблемы эвтаназии необходимо учитывать и специфические особенности жизни того или иного народа, нации. Вне контекста самой жизни, культуры, ментальности нельзя рассматривать проблемы эвтаназии. Нужно помнить, что речь идет о самых таинственных и сокровенных моментах человеческой жизни, с наступлением которых она исчезает в небытие.

Жизнь в любой ее форме - ценность. Борьба со смертью за жизнь - основной аксиологический постулат, который выражает благоговение перед жизнью, любовь к жизни и который в конечном счете должен стать отправной точкой отсчета во всех философских, юридических, биоэтических обсуждениях и решениях.

Человек живет духом, а не телом, Если человек знает это и жизнь свою полагает не в теле, а в духе, то закуй его в цепи посади на железные запоры, он все-таки свободен. Каждый человек знает в себе две жизни: телесную и духовную. Телесная жизнь, как только дойдет до полноты, так начинает ослабевать. И все больше и больше слабеет и приходит к смерти. Духовная же жизнь, напротив, от рождения до смерти все растет и крепнет. Живи человек одной телесной жизнью, он и вся жизнь его есть жизнь человека, приговоренного к смерти. Живи же человек для души, то, в чем он полагает свое благо, с каждым днем его жизни увеличивается и увеличивается, и смерть не страшна ему.

Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993. С. 32.

Если нам не суждено стать бессмертными, то для человека все-таки лучше угаснуть в свой срок: ведь природа устанавливает меру для жизни, как и для всего остального, старость же - последняя сцена в драме жизни; а в конце мы должны избегать изнурения сил и тем более пресыщения. Кто насытился всем, тот насытился и жизнью. И срок смерти пришел.

Цицерон. Катон старший, или о старости // Цицерон. Избр. соч.

Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умирать избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь - не зло. Смерть одного есть начало жизни другого.

Монтень М. Опыты. Д., 1958. С 27-28.

Смерть нужна нам не только как узорешительница или как великая дверь для последнего ухода; она нужна нам прежде всего в самой жизни ' и для самой жизни. Ее облачная тень дается нам не для того, чтобы лишить нас света и радости или чтобы погасить в нашей душе охоту жить и вкус к жизни. Напротив, смерть воспитывает в нас этот вкус к жизни сосредоточивая и облагораживая его; она учит нас не терять времени, хотеть лучшего, выбирать изо всего одно прекрасное,

Эвтаназия – это целенаправленное прекращение жизни страдающего тяжелобольного (чаще всего неизлечимо больного) человека, для которого каждая секунда жизни приносит боль и страдания. Эвтаназия помогает избежать мучений у тяжело больного человека, но с другой стороны это считается убийством. И эта тема является достаточно спорной и неоднозначной. Проблемы эвтаназии затрагивают не только медицинские, но и юридические, социальные, религиозные и культурные сферы.

  • Нидерланды;
  • Швейцария;
  • США;
  • Бельгия;
  • Канада;
  • Германия и др.

Конституциями разных стран гарантируются каждому человеку ряд прав и свобод. В их число входит и право на жизнь. Но с правом на смерть все обстоит немного сложнее. Существует много людей не согласных с проведением этой процедуры. Они считают это аморальным, так как эта процедура является законным самоубийством.

Понятие эвтаназии появилось ещё в далеком прошлом. Многие исследователи говорят, что в Спарте таким способом убивали новорождённых, которые были очень слабыми и имели при себе различные заболевания. Второй случай эвтаназии в истории связан с убийством пожилых людей, которые были тяжёлой ношей для их семейства.

Всего существует 2 вида эвтаназии:

Активная эвтаназия

Активная эвтаназия – это целенаправленное введение умирающему человеку медицинских препаратов, которые приводят к стремительной и безболезненной смерти. При этом пациент находится (чаще всего) в здравом уме, и даёт своё согласие на введение медикаментозных препаратов. Эти препараты приводят в скором времени к лёгкой и безболезненной смерти.

Такую эвтаназию относят к добровольной. Активная эвтаназия разрешена только в Бельгии, Швейцарии, Нидерландах, некоторых штатах Америки, Люксембурге, Канаде.

Пассивная эвтаназия

Пассивная эвтаназия – это намеренное невмешательство или прекращение поддерживающих мер (поддерживающей терапии) по сохранению жизни пациента. Она применяется в случае, когда человек долговременно прибывал, к примеру, на искусственной вентиляции лёгких (поддерживающая терапия). Когда врачебной комиссией установлено, что возвращение к жизни такого пациента невозможно, то принимается очень тяжёлое решение отключения от ИВЛ.

Пассивная эвтаназия происходит с разрешения родственников. Поэтому такую эвтаназию иногда относят к недобровольной, потому что пациент не в состоянии принимать данное решение.

Проблема эвтаназии заключается в том, что пассивная эвтаназия явление достаточно распространённой, в отличии от активной. Пассивная эвтаназия разрешена в большем количестве стран. Этот метод будет являться более мучительным, так как человек умирает долго и с сильными болями.

Недобровольная и добровольная эвтаназия

Существует ещё 2 вида эвтаназии:

  • добровольная эвтаназия (по просьбе самого больного);
  • недобровольная эвтаназия (с согласия опекунов).

Недобровольная эвтаназия применяется к людям, которые находятся в бессознательном состоянии. За человека решение о прекращении лечения или ведения специальных медикаментов принимают его родные и близкие. В это время пациент находится в бессознательном состоянии.

Добровольная эвтаназия применяется в случае, когда пациент сам сообщает о желании прекращения лечения. То есть пациент сам говорит о своих намерениях врачам.

Человечность или врачебная клятва?

Вопросы эвтаназии вызывают у врачей вечные споры по поводу того, что важнее: человечность или врачебная клятва, содержащая в себе запрет на содействие смерти.

Неоднозначное отношение к вопросам эвтаназии и в философии.

Аргументы за эвтаназию

Несмотря на множество разногласий, сторонники эвтаназии приводят ряд аргументов в пользу эвтаназии.

  • Если у человека есть право на жизнь, то должно быть и право на смерть. То есть, человеку должна быть дана возможность прекратить свою жизнь, если человек испытывает страдания, и врачи ничем не могут помочь.
  • Качество жизни пациента снижается до крайне низкого уровня, когда он даже не в состоянии к самообслуживанию. В случае, когда человек страдает от неизлечимого заболевания, он испытывает боль и неудобства. Их невозможно купировать медикаментозно. Поэтому и появляется естественное желание закончить свои мучения.
  • Вместе с больным, страдания ложатся на плечи родственников, которые, вероятно, ухаживают за ним 24\7. Близкие и родственники очень переживают и страдают от неизлечимого состояния дорогого им человека. В таком случае стремление больного уйти из жизни может быть расценено как попытка избавить окружающих от душевных мучений, как стремление освободить близких людей от тягот посильной заботы.
  • Медицина в таких случаях должна рассматривать вопрос эвтаназии не как убийство, а как сострадание и благо.
  • Если легализировать эвтаназию, то государству больше не придётся спонсировать медицину на лекарства для неизлечимо больных. Родственники смогут принимать решение за тяжело больного родственника. Если больной не может самостоятельно принимать решений, если он находится в коме, если он умственно неполноценный, страдает старческим маразмом, то эвтаназия может быть в какой-то степени оправданной.
  • Если же запретить совсем эвтаназию то будут страдать люди, которые испытывают боль и страдания в результате излечимых болезней. Этим людям может не хватать медикаментов и оборудования, потому что они тратятся на неизлечимо больных пациентов, которые возможно уже никогда не вылечатся. Их поддерживают медикаментозно и с помощью медицинского оборудования. Но есть и тысячи других больных людей в более хорошем состоянии. Они нуждаются в поддержке. Им это оборудование могло бы помочь выздоровлению.

Аргументы против эвтаназии

В настоящий момент, активная эвтаназия не так распространена, как пассивная. Обычно пациент отказывается продолжать лечение, тем самым приближает естественную смерть. Конечно, для такого решение человек должен быть в здравом уме и понимать, что он делает.

Во время болезни врачи практически всё время контактируют с больными и общаются. Здесь очень важно поддерживать моральный дух человека.

Если у человека на постоянной основе будет развиваться депрессия и апатия, то вместо лечения и борьбы с болезнью, он может потерять всякую надежду на излечение. В этом случае пациент может прийти к пассивной эвтаназии. Это весьма тяжело как для человека, так и для врача (так как наблюдать за умирающим пациентом очень тяжело).

Таким образом, есть ряд причин, по которым к эвтаназии относятся крайне негативно:

Закон об эвтаназии. Эвтаназия с юридической точки зрения

С юридической позиции эвтаназия – это сознательное причинение смерти. В большинстве стран эвтаназия запрещена законом, так как никто не имеет права на лишение человека жизни.

Однако в других странах эвтаназия разрешена, так как человек, в отношении которого она принимается, самостоятельно и сознательно делает данный выбор. Этим самым он избегает боли и страданий от неизлечимой болезни.

Вопрос эвтаназии беспокоит законодателей и общественность многих современных государств. Проблемы эвтаназии становятся объектом обсуждения и исследований профессионалов разных областей.

Никакое право, в том числе и уголовное, не имеет возможности предвидеть все частные случаи. Решения, принимаемые медициной, не могут быть изменены правовыми. Это относится только к человеческой жизни.

Отношение религии к эвтаназии

С религиозной позиции жизнь человека – это дар Божий. Большинство религий и конфессий выступают против самоубийства.

Философы Аристотель и Августин Блаженный осудили самоубийство как проявление трусости и ничтожной слабости. Жизнь человеку даётся Богом. Соответственно, забрать её может только Бог, а не другой человек (даже если это сам больной).

Согласно христианской традиции, Бог послал Адама и Еву в этот бренный мир для искупления своих грехов через страдания и боль. Нарушать эту традицию, заканчивая своё искупление уходя с дистанции, неправильно.

Это не означает, что человек обязан страдать и другого пути нету. Есть ряд реальных историй, когда больные и почти умирающие люди находили в своих сердцах силы жить и радоваться жизни. В итоге они преодолевали свои страдания и выздоравливали.

Можно поставить себя на их место и привести пример, как выключив фильм на половине проигрывания, вы так и не узнаете, что будет в конце (куда судьба дальше поведёт героев фильма, и ждёт ли их счастливый конец).

Многие болезни приносят невыносимые боли, которые заставляют сознание человека умолять об их прекращении любыми способами. Но даже в таких случаях близкие или врачи должны внедрить в голову пациента любовь к жизни. Важно заставить человека ценить жизнь и дать моральный толчок, чтобы пациент выкарабкивался из бездны мучений, депрессии и боли.

Эвтаназия животных

Эвтаназия животных также применяется в случае проведения различных исследований, в частности – доклинических испытаний препаратов.

Проблемы эвтаназии

Решение о легализации эвтаназии должно подниматься на государственно уровне с обязательным участием всех граждан страны (например, на всенародном референдуме), так как у каждого человека должен быть выбор.

Очень важно каждому дать шанс узнать, что интересного приготовила судьба. Потому что всегда после боли приходит облегчение, а чёрные полосы рано или поздно заканчиваются.

Читайте также: