Право как юридическая ценность

Обновлено: 07.07.2024

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Ценность права:

Право как ценность служит целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу. Современное право характеризуется:

Современное понятие ценности права характеризуется:

Инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения. Государственно-организованное общество не может обойтись без права, оно позволяет наладить производство материальных благ, организовать формы собственности и многое другое.

В том числе оно выступает незаменимым средством государственного управления;

Общесоциальной ценностью. Воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Общесоциальная ценность права проявляется в том, что право способно быть выразителем идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;

Cамоценностью (собственной ценностью). Самоценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно обозначает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Право противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В это смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях друг с другом; иначе говоря, право есть формальная свобода. В цивилизованном обществе право призвано обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, оно становится действительно ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Сама ценность права и в том, что оно гарантирует возможность нормальной деятельности индивидов и организаций. Оно препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер;

способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

Право в такой ситуации играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности. При активном использовании потенциала права формируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система.

В нынешних условиях право как ценность приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения различного рода проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Ценности - это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права - значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная "четвертая власть" (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы" юридических норм. , Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции - экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур..

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).




4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и разви­тия. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права - это способность права служить целью и средст­вом для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:

1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно организованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно присущи природе дан­ного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

2. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, спо­собствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей по­средством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3. Ценность права определяется и тем, что оно является вы­разителем и определителем (масштабом) свободы личности в об­ществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обо­значает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как оли­цетворение и носитель социальной свободы, социальной активнос­ти, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на ис­ключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольнос­ти отдельных индивидов и групп.

Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэ­тому утверждение о том, что право по своей сущности и, следо­вательно, по своему понятию - это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отноше­ниях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная сво­бода.

5. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

6. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством ре­шения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и со­гласия, снятия напряженности в обществе.

Право - действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Согласно либертарно-юрид. аксиологии, ценность действующего права и реально наличного государства определяется по единому основанию и критерию, а именно с позиций правовых ценностей (права как ценности). Речь именно о правовых ценностях, а не о моральных, нравственных, религиозных. Только правовые ценности в силу абстрактной всеобщности права носят всеобщий и общезначимый характер.

Т.о., право выступает не как носитель моральных ценностей, что характерно для естественноправового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других форм.

В противоположность позитивистскому обесцениванию права в либертарной концепции правовая форма как форма равенства, свободы и справедливости качественно определена и содержательна в формально-правовом смысле, а не в смысле того или иного фактического содержания, как это характерно для естественного правопонимания.

Сферу сущего, ценностно определяемого с позиций правового долженствования, составляют: закон (позитивное право) и государство во всех фактических проявлениях и измерениях, во всем реальном существовании, а также юридически значимое фактическое поведение субъектов права.

В либертарной концепции право выступает как ценность и цель для закона (позитивного права) и государства. Т.е. закон и гос-во д.б.ориентированы на воплощение и осуществление требований права, именно в этом их цель, смысл, значение. Закон и гос-во ценны лишь как правовые явления.

Цель и ценность права можно сформулировать в виде ценностно-правового императива – закон и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое гос-во – это правовые цели-ценности реального закона и гос-ва, а также всех форм юридически значимого поведения людей.

Право как ценность культуры: наряду с нравами, право является одним из древнейших феноменов, сопровождающих жизнь человеческого общества. Право выступает как универсальное средство межличностного общения (коммуникации), обеспечивающего необходимые условия для социального бытия.

Право всегда имеет значение социокультурной ценности, на социальном уровне оно воспринимается как форма добра, необходимое, естественное, значимое условие жизни общества.

Право, являясь культурной ценностью, в разных обществах занимает различное иерархическое место. В одних – высшая социальная ценность, подчиняет все остальные, в т.ч. моральные и религиозные. В других – оттесняется на второй план и играет вспомогательную роль.

Западное общество (индивидуалистическая правовая культура): право – главное средство и цель общественного развития.

Восточное общество (коллективистская правовая культура): право лишь один из способов, при помощи которого можно решать ограниченные социальные задачи. Выше права мораль и религия. Право – узаконенный эгоизм. Не правовой, а религиозно-нравственный образ жизни является идеалом.

Традиционалистское восприятие ценности права исторически более соответствует российскому общественному правосознанию. Право является такой же сферой духа как религия и мораль. Право ценно не само по себе, а в связи с теми коммуникативными целями, которых с его помощью можно достичь.

Учение о ценности разрабатывается специальной отраслью знания – аксиологией. Это философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным поступкам.

Человеческая деятельность невозможна вне ценностного контекста. В этом смысле ценности есть составная часть социальной, в т.ч. правовой коммуникации.

В данной позиции чувствуется кантианская традиция (де­лить реальность на должное и сущее, подчиняя одно другому), с которой можно спорить. Вместе с тем идея Кельзена о нор­мативной природе права (если понимать право в формальном смысле) абсолютно верна. В формальном отношении природа права — норма, а его главная ценность — внесение норматив­ности в поведение людей. В материальном смысле под приро­дой права можно понимать (в зависимости от избранной ме­тодологии и эвристических целей) религию, мораль, экономи­ку, политику и другие сферы практической деятельности человека, но суть права как формальной ценности — всегда норма.

Сознание человека, обращаясь к окружающему миру, пыта­ется понять его, выявить связи между его составными частями и таким способом внести в него смысл и упорядоченность. Ценностное сознание играет более специализированную роль: оно направлено на выявление отношения человека к тем или иным объектам реальности. Право в качестве субъектной цен­ности выступает в роли присущего сознанию императива, критерия, которым меряются общественные отношения. По­средством правового ценностного сознания человек смотрит на социальный мир, ценностью права человек меряет цен­ность жизни и ее проявлений, в том числе само право. Рассмотрение права через призму правового ценностного созна­ния позволяет выявить его юридическую ценность.

Право как формальная ценность имеет как минимум три измерения:

право как норма сознания;

право как норма поведения;

право как норма позитивного права.

При всей теоретической слабости естественно-правовой конструкции (это все-таки больше идеология, чем научная теория), за ней стоит некоторая правда жизни, некий здравый смысл. Кантианцы верно указали на тот факт, что многие ос­новополагающие, базовые ценности человек воспринимает как норму, изначально данную его сознанию. Так, ощущение соб­ственной самоценности, ценности свободы, равенства, спра­ведливости, порядка, безопасности даются человеку в качестве самоочевидного факта сознания, в виде некоей нормы долж­ных социальных отношений. Нормы естественного права как раз и являются теми императивами, которые одновременно и регулируют социальную жизнь, и задают ценностное к ней отношение. Отсюда вытекает такая важная функция естествен­ного права, как формирование политического идеала и крити­ка реально функционирующего государства и законодательст­ва. При этом юридико-нравственные нормы не просто пассив­но существуют в сознании индивида, не просто играют роль нравственного судьи политико-правовой действительности, но активно создают новую действительность. Норма, ставшая фактом сознания большинства членов общества, превращается в эмпирический факт социальной жизни.

2. Понимание права как нормы поведения — важнейшая особенность социолога-правовых и психологических теорий, возникших в последней трети XIX в. и имевших заметное влияние весь XX век в странах Запада и России.

Основные идеи социологической школы права сводятся к нескольким тезисам: субъектом правотворчества не обяза­тельно является государство, право вполне может возникать и существовать независимо от государства, основным источ­ником права выступает общество в лице его институтов, а отнюдь не государство. С точки зрения здравого смысла данные утверждения могут показаться нелепыми, так как и наш житейский опыт, и история права говорят об обрат­ном: правом фактически являются такие нормы, которые го­сударство устанавливает как свой приказ и за нарушение ко­торых оно карает.

Однако если к процессу образования и функционирования права присмотреться более внимательно, то картина предстает несколько иная.

Право — это феномен, существующий в конкретно-исто­рической культурной среде, в тесной связи с антропологиче­скими свойствами человека (сознанием, волей, психологией) и различными сторонами его практической деятельности (эко­номикой, политикой, религией, моралью, обычаями). Связь права с государством — только одна из граней существования права. Эффективность функционирования права зависит не только от его связи с государством, но также от многих дру­гих факторов, например от устоявшихся стереотипов человече­ского поведения. Как правильно показал Л.И. Петражицкии, право — это во многом психологический феномен, оно есть эмоциональное переживание лицом своей обязанности и сво­его правомочия. С его точки зрения, право делится на пози­тивное (объективно выраженные источники права) и интуи­тивное (правовые эмоции), официальное (признанное и охра­няемое государством) и неофициальное (государством не признанное и не охраняемое). Ведущую роль играет интуитив­ное право, так как оно, по логике Л.И. Петражицкого, вырас­тая непосредственно из психологии людей, более всего соот­ветствует их поведенческому стереотипу. Интуитивное право не навязано человеку какой-то внешней силой, а выражает его собственные представления о норме поведения, что прида­ет интуитивному праву высокую эффективность. Интуитивное право не имеет фиксированных норм, выстраивается в зависи­мости от ситуации, оно мобильно, способно быстро реагиро­вать на меняющиеся условия, не имеет ограничений по пред­мету правового регулирования, месту, времени, лицам. В силу указанных свойств интуитивное право регулирует основной массив общественных отношений и является основой право­порядка.

Между нормой поведения и нормой права существуют прямые и обратные связи. Например, правовой обычай (глав­ный источник права в Древнем мире и в эпоху Средневеко­вья) мог возникнуть только после появления соответствующей нормы поведения. Правовой обычай — это и есть правило по­ведения, ставшее привычным в результате его многократного повторения. Для правового обычая норма фактического пове­дения — основа, без которой данный источник права просто не возникнет. Появление правового обычая есть лишь юриди­ческое оформление нормы фактического поведения.

Дальше всего норма фактического поведения находится от нормативного правового акта. За последние 200 лет норматив­ный правовой акт, заметно потеснив другие источники права, стал играть ведущую роль в механизме правого регулирования. Даже в странах англосаксонской правовой семьи нормативный правовой акт вступил в серьезную конкуренцию с прецеден­том. Главное преимущество нормативного правового акта со­стоит в том, что он позволяет власти наиболее полно и точно выразить свою волю. Вместе с тем воля государства, облечен­ная в нормативный правовой акт, зачастую либо не учитывает фактические нормы поведения, либо прямо им противостоит, борется с ними. Конфликт нормативного правового акта и норм фактического поведения, по сути, означает противо­борство общества и власти, что иногда может закончиться со­циальными потрясениями. В этом случае государство, руково­дствуясь инстинктом самосохранения, вынуждено будет обра­титься к нормам фактического поведения масс как основе будущего правотворчества.

3. Сторонники естественно-правовой и социолого-правовой школ иногда смотрят на позитивное право несколько свысока, подчеркивают его вторичность перед нормами есте­ственного права или нормами фактического поведения. Счи­тается, что позитивное право не обладает собственной приро­дой, поскольку выражает и оформляет волю государства. Па­радоксально, но классики юридического позитивизма (начиная с Дж. Остина), стремясь вынести на первый план связь права с государством, тем самым создавали предпосылки для пре­небрежительного отношения к позитивному праву в будущем. Действительно, если делать упор на главенствующей роли го­сударства в правотворческом процессе, то ценность позитив­ного права в сравнении с ценностью государства заметно сни­жается. Государство здесь предстает как субстанция, а право — как его функция.

Между тем значение и роль (а значит, и ценность) пози­тивного права весьма существенны.

Во-первых, позитивное право есть тот непосредственный эмпирический уровень, на котором человек встречается с пра­вом как внешней принудительной системой. Можно сколько угодно говорить о том, что право существует в виде нормы сознания или нормы фактического поведения, но норма как факт внешней принудительной силы исходит именно от пози­тивного права. Можно сколько угодно доказывать, что суть права — это идея должного, идея свободы, идея самоценности личности и ее прав, но в истории человечества право всегда представало и продолжает представать в виде жесткого прину­дительного нормативного порядка, за нарушение которого ка­рает государство. Пренебречь этой эмпирической данностью означает оказаться в плену грез и фантазий. Ведь именно по­зитивное право дает нам более или менее достоверное пред­ставление о праве как социальном феномене. Без существова­ния позитивного права говорить о праве нелепо. В известном смысле тезис о существовании права до государства или вне государства — фикция, направленная на достижение отчасти эвристических, отчасти идеологических целей.

Во-вторых, глубоко прав Кельзен, утверждая, что государ­ство и позитивное право представляют собой две стороны единого принудительного нормативного порядка. В умозри­тельном плане можно, конечно, разделить государство и право на две относительно автономные составляющие, но в жизни позитивное право и государство связаны тысячами невидимых и видимых нитей. Позитивное право не просто воля государ­ства, благодаря позитивному праву организуется и включается весь передаточный механизм государственной власти. Государ­ство и позитивное право равноценны в том смысле, что оба они в решающей степени влияют на установление принуди­тельного централизованного правопорядка.

В-третьих, позитивное право фиксирует, формализует и объективирует идеальные ценности и нормы. Юридические нормы закрепляют опыт поколений, благодаря которому фор­мируется правовая культура, соединяющая поколения людей в единую историческую общность — народ. В источниках по­зитивного права концентрируются представления народа о до­бре и зле, прекрасном и безобразном, должном и недолжном.

В-четвертых, позитивное право, встраивая человека в мир юридических категорий, формализуя общественное сознание и общественные отношения, вносит в них строгость и трезвый расчет. Конечно, юридизация человека привела (особенно на Западе) к установлению сухих, подчас бездушных, граничащих с жестокостью, отношений. Но недостаток юридического фор­мализма нередко оборачивается другой крайностью — переиз­бытком в отношениях между людьми лживого морализирова­ния и эмоциональности, что провоцирует агрессию и стремле­ние решать конфликты с помощью насилия.

Читайте также: