Право как социальный институт это

Обновлено: 02.07.2024

'Институт права Вот одна из классических дефиниций правового института:

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений.

— Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [1] :315-316

Примерами правовых институтов могут служить институты дарения, наследования, купли-продажи в гражданском праве (гражданское право — отрасль).

Содержание

Значение и место в системе права

Характерно, что относительную самостоятельность (автономию) и устойчивость функционирования нормы в составе института приобретают в силу того, что регулируют типичные (т.е. сходные) общественные отношения. В отличие от отраслей права, институт права объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида.

Правовые институты со временем могут перерастать в самостоятельные подотрасли и отрасли, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин. [3] :365 К объективным причинам можно отнести материальные, социальные и иные условия жизни общества, определяющие процесс возникновения и существования системы права и объективную необходимость её слаженного и эффективного функционирования [2] :561 (например, развитие отдельных видов общественных отношений, повышение их значения). К субъективным — деятельность законодателя. [4]

Внешнее выражение

Правовые институты могут получать своё закрепление как в виде структурных частей нормативных правовых актов (главы, части кодексов, законов), так и в виде отдельных документов, и даже нескольких актов (институт должностного лица закреплён посредством целого ряда законов о государственной службе).

Классификация

Классифицировать правовые институты можно по различным критериям.

По отраслям

Институты права классифицируются по отраслевой принадлежности исходя из того, что они входят в ту или иную отрасль права (или сразу несколько, см. ниже). Таким образом, все институты могут быть поделены на следующие группы:

  • гражданские (гражданско-правовые)
  • уголовные (уголовно-правовые)
  • конституционные (конституционно-правовые)
  • административные (административно-правовые)

При этом приведённые примеры отражают лишь одну ступень классификации по отраслевому признаку. Учитывая деление права на частное и публичное, можно также разделить институты на следующие группы:

Частноправовые институты:

Публичноправовые институты:

  • уголовные (уголовно-правовые)
  • конституционные (конституционно-правовые)
  • административные (административно-правовые)

Кроме этого, можно по этому же критерию разделить институты на материальные и процессуальные.

Материальные институты:

  • гражданские (гражданско-правовые)
  • уголовные (уголовно-правовые)

Процессуальные институты:

  • гражданско-процессуальные: институты исковой давности, представительства в суде и т.д.
  • уголовно-процессуальные: институты мер пресечения, гражданского иска в уголовном процессе, следственных действий

По принадлежности к нескольким отраслям

Как правило, институт функционирует в рамках одной отрасли права. Однако существуют и институты, состоящие из норм различных отраслей права.

Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли:

  • институты дарения, наследования, купли-продажи в гражданском праве
  • институт президентства в конституционном праве
  • институт необходимой обороны и крайней необходимости в уголовном праве
  • институт должностного лица в административном праве
  • институт брака в семейном праве

Межотраслевые (смешанные) институты регулируют общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права, то есть находящиеся на стыке отраслей:

  • институт собственности(гражданское право, административное право, уголовное право и т. д.)
  • институт юридической ответственности(гражданское, уголовное, административное, финансовое, налоговое, трудовое и др.)
  • институт договора(гражданское, конституционное, административное, трудовое и т. д.)

По степени сложности

Характер общественных отношений, урегулированных правовым институтом, оказывает влияние и на структуру самого правового института. Так, сложные, многоэлементные общественные отношения приводят к необходимости более детального правового регулирования. Это обуславливает наличие в институте субинститутов (подинститутов) — более мелких структурных образований.

Простой институт — небольшой институт, который не содержит в себе никаких других структурных образований (кроме, естественно, правовых норм).

Сложный (комплексный) институт — относительно крупный институт, имеющий в себе более мелкие структурные образования — субинституты. Так, договор поставки в гражданском праве включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности и т.д. [1] :316

По функциям

Правовые институты, так же как и нормы права, в зависимости от функций делятся на несколько категорий. [1] :289-290

Регулятивные — предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений:

  • институт гражданства
  • институт брака
  • институт президентства

Охранительные — направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений:

Социальная природа права. Право и правоотношения выступают важнейшей сферой общественной жизни наряду с такими сферами как политика, экономика, культура, социальная сфера. Представляя собой широкий социальный феномен, право имеет разноплановые толкования с точки зрения его сущности и содержания:

Основными социальными функциями права выступают:

1. Интегративная функция (обеспечение стабильности и социального согласия в обществе через правовое разрешение возникающих противоречий, конфликтов);

2. Функция правовой социализации (формирование в обществе правосознания, правовой культуры, правовых норм в соответствии с главными целями социально-экономического и политического развития);

3. Охранительная функция (установление запретов и санкций, направленных на обеспечение безопасного функционирования общественных структур и защиты граждан от преступных посягательств);

4. Функция социального контроля (поддержание общественной системы в равновесном состоянии).

Институциональные признаки права. Право выступает базовым социальным институтом общества. Институт – установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Социальный институт относится к образованиям общества, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями.

Социальные институты – это исторически сложившиеся, устойчивые формы взаимодействия людей в определенной сфере жизнедеятельности для удовлетворения общественно важных потребностей. Посредством социальных институтов обеспечиваются предсказуемость, надежность, регулярность человеческой жизнедеятельности.

Примеры социальных институтов общества: бизнес, частная собственность, торговля, парламентаризм, полиция, судебная система, образование, наука, семья, религия и др.

- придают регулярность, предсказуемость, надежность социальным взаимодействиям за счет особого способа их регламентации;

- обеспечивают распределение функций участников социальных взаимодействий посредством социальных статусов и ролей;

- накладывают обезличенные требования на субъектов социальных взаимодействий за счет обезличенности членства в социальных институтах.

Главные признаки социальных институтов общества: 1) установки и образцы поведения, 2) символические культурные признаки, 3) утилитарные культурные черты, 4) устные и письменные кодексы, 5) идеология[10].

Процесс возникновения и развития в обществе социальных институтов называется институционализацией. Среди социальных институтов различают:

- экономические институты (производство, бизнес, торговля, собственность, банкротство, банки и т. д.);

- политические институты (государство, армия, президентство, оппозиция и т. д.);

- институты культуры и социализации (семья, образование, наука, музеи, библиотечное дело, религия и т. д.);

- правовые институты (законотворчество, полиция, правосудие, пенитенциарная система, присяжные заседатели, судебно-исполнительная система и др.).

Функции социальных институтов общества:

А. Закрепление и воспроизводство общественных отношений.

Б. Регулирование общественной жизни, деятельности людей.

В. Реализация процессов сплочения и взаимозависимости людей.

Г. Передача социального опыта, обеспечение преемственности поколений.

Д. Распространение информации в определенной сфере общественной жизни.

Общие характеристики юридической организации. Юридическая организация – это учреждение, реализующее юридические функции (управление внутренних дел, прокуратура, суд, адвокатская контора, юридическая консультация и др.).

В широком смысле важнейшими целями юридической организации является установление правовых фактов и разрешение правовых конфликтов (споров). В зависимости от специфики деятельности конкретной организации ее цели могут конкретизироваться. Например, в сфере правоохранительной деятельности перед юридическими организациями ставятся цели: восстановление общественных отношений, нарушенных противоправными действиями; наказание правонарушителя и предотвращение с его стороны новых неправомерных действий; профилактическое воздействие на членов общества и др.

Организации, которые имеют не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, называются сложными. Их общими характеристиками выступают:

1. Наличие ресурсов (людей, финансовых средств, материалов или техники, информации и др.).

2. Зависимость от внешней среды (социально-экономических и политических условий, законодательной и нормативно-правовой базы, ценностной системы общества, общественного мнения и др.).

3. Горизонтальное разделение труда (разделение всей работы на составляющие компоненты).

4. Наличие структурных подразделений (создание организаций меньшего размера внутри сложной организации).

5. Вертикальное разделение труда (разделение работы по координации действий других людей и подразделений).

Деятельность по координации работы других людей выступает важнейшей функцией управления. Другими словами функционирование юридической организации невозможно без управления ею.

Социальная структура юридической организации – ее центральный элемент. Структура организации включает нормативную структуру (социальные ценности, нормы, ролевые ожидания) и поведенческую структуру (систему отношений внутри организации в рамках нормативной структуры, но одновременно отклоняющуюся от нее в определенных пределах).

Таким образом, социальная структура юридической организации включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения.

Исследуя природу власти в организации, М. Вебер выделял такую отличительную черту современной ему эпохи как бюрократическую координацию деятельности. К основным чертам бюрократии он относил:

- наличие административного аппарата, функционирующего на рациональных принципах;

- иерархический порядок исполнительной деятельности;

- обезличенность (объективность) административных функций;

- строгое разграничение области юрисдикции должностных лиц;

- необходимость наличия определенной профессиональной квалификации для занятия должности и др.

В целом бюрократия в системе правовых отношений общества имеет как позитивное, так и негативное значение. К первому относится возможность широкомасштабного планирования на уровне государства и отдельных отраслей, мобилизации и концентрации ресурсов, четкость форм государственного устройства, измеримость общих результатов деятельности. Ко второму – неповоротливость, неспособность эффективно решать нестандартные задачи.

Напомним, что соотношение права и общества заключается в том, что право является продуктом общества и одновременно во многом формирует общество. В силу многоуровневого комплексного подхода юридическая социология понимает право как:

комплекс межличностных отношений и как правовое поведение,

  • социальный институт,
  • нормативный комплекс,
  • совокупность норм,
  • социальное явление,
  • информационная система.
  • способ социализации.
  • способ социального контроля.
  • совокупность конкретных индивидуальных, преимущественно судебных решений.

Согласно положениям структурного функционализма или институционализма, общество состоит не из отдельных индивидов, самостоятельных в выборе своего поведения, а из неких автономно существующих структур. Социальный институт может выступать как:

один из основных элементов социальной структуры;

форма организации общества;

  • регулярная и долговременная социальная практика, санкционируемая и поддерживаемая с помощью социальных норм;
  • совокупность целесообразно организованных стандартов (шаблонов) поведения в типичных условиях. Стандарты поведения воплощаются в социальных ролях. Социальный институт формирует иерархию социальных статусов и ролей, определяющих ожидаемое, должное поведение индивидов в составе социального института: врачи лечат, милиция ловит преступников и др. Социальный институт задает образец поведения и формирует наши ожидания. Он поощеряет нас, пока мы придерживаемся его норм. На случай выхода за эти рамки в распоряжения общества имеется почти неограниченный арсенал органов и средств контроля и принуждения. Санкции со стороны общества способны в любой момент изолировать нас от окружающих людей, осмеять, лишить не только средств к существованию, свободы, но и, как последняя мера, жизни;
  • система отношений, имеющих устойчивый характер, то есть гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер;
  • социальный механизм, цель которого – создание условий, способов и форм, реализующих социальную потребность. Основой возникновения социальных институтов являются значимые социальные потребности. Если в обществе есть в чем-то сильная потребность, то она реализуется. Если законодатель не осознает ее значимости и не введет ее в правовую форму, то она реализуется во вне-правовой или анти-правовой форме. Для реализации потребностей социальный институт обладает ресурсами – людскими, материальными и т.д. и выполняет функции, направленные на достижение социальных целей. Например, политические институты обеспечивают доступ к власти, экономические – материальную основу общества.

Всякий социальный институт имеет культурно-идеологическую сторону. Культурные символы социального института права в предельно концентрированной форме выражают его суть. К ним относят герб и флаг в зале суда, прочтение приговора от имени государства, кодекс чести судьи как часть социального контроля, идеология как система идей (справедливость, законность, формальное равенство), обосновывающая образец должного поведения и т.д.

Праву как социальному институту свойственны все черты социальных институтов. Примеры социальных институтов в праве: собственность, юстиция, ювенальная преступность, брак и др.

Социальные институты внешне проявляются как совокупность учреждений, организаций, обладающих определенными средствами и осуществляющих конкретную деятельность по реализации их целей.

С внутренней, содержательной стороны социальные институты— это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов деятельности, поведения. Так, если смотреть на юстицию как на социальный институт, это – совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (суд, прокуратура, учреждения пенитенциарной системы и др.) с их материальными, финансовыми средствами, кадрами, а внутренне—совокупность стандартизированных образцов поведение правомочных лиц, выполняющих определенные социальные функции.

Я.Щепаньский выделил следующие факторы эффективного функционирования института права, обеспечивающие его самовоспроизводство:

  • четкое определение цели задач и объема функций социального института, т.е. четкое осознание потребностей,
  • рациональное разделение труда и его рациональная организация внутри системы института,
  • степень деперсонализации действий и ролей, выполняемых от имени социального института, близость поведения членов института к социальной максиме,
  • признание и престиж, какими обладает данный социальный институт в глазах групп, общностей, общества,
  • бесконфликтность включения института в глобальную систему социальных институтов, т.е. общество.

Низкие значения этих показателей свидетельствуют о дисфункции социального института. Внешне дисфункция проявляется в недостатке квалифицированных кадров, материальных или финансовых проблемах, организационной неурядице, а с внутренней стороны – в неясности целей, неопределенности функций, падении престижа, персонализации в поведении (например, волюнтаризм). В последнем случае социальный институт перестал действовать в соответствии с общественными потребностями и целями, а его функции меняются в зависимости от личностных качеств и интересов.

Состояние социальных институтов является показателем социальной стабильности и уровня развитости все общественной системы. Так, для правовых реформ важно выйти на уровень эффективно действующих социальных правовых институтов. Причинами дисфункции права как социального института могут быть:

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных.

Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.

Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование общественных отношений.

Логическая непротиворечивость и согласованностьнорм права обеспечиваются неукоснительным исполнением принципа иерархической соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта соподчиненность выражается в том, что акты правотворческого органа не могут противоречить актам, принятым вышестоящим органом, а также Конституции страны.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах - нормативно-правовых актах и иных источниках права. Устные распоряжения правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только обязательное закрепление их в письменных источниках, но и опубликование.

Общеобязательность права означает, что все лица, которых касаются нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или исполнять.

Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуществления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны и другими законами.

Государство должно:

1) осуществлять правотворческую деятельность в порядке, установленном Конституцией и иными актами;

2) не нарушать прав и свобод граждан, не возводить в закон произвол и насилие;

3) обеспечивать законность в деятельности органов государства.

Общеобязательность норм права является их неотъемлемым реальным признаком, проявляющимся в конкретных отношениях, действиях и поступках.

Принимая нормы права, государство проводит серию многообразных действенных мер по их реализации, в том числе:

1) осуществляет правовое воспитание населения

2) обязывает компетентные государственные органы и должностных лиц осуществлять правоприменительную деятельность

3) содействует повышению правовой культуры

4) применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел (милиции, полиции), прокуратуры и суда.

Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предупреждение, штраф, административный арест или лишение свободы.

Обеспечение реального действия права государством,

Как действенный регулятор общественных отношений право выполняет три социальные функции:

Регулятивная функция права состоит в том, что каждая норма права отражает наиболее существенные признаки отношений, регулируемых этой нормой права, в том числе:

1) определяет условия, при которых норма действует;

2) круг субъектов, подпадающих под ее действие;

3) конкретные права и обязанности, которые могут возникать у субъектов правоотношения.

При этом каждая норма основывается на государственном принуждении и гарантирует каждому управомоченному субъекту реальное получение им материальных и духовных благ при условии неукоснительного соблюдения предписаний соответствующей нормы права.

Каждый гражданин, иное лицо могут избирать тот или иной вариант своего правового поведения и даже прогнозировать результаты своих правомерных действий как на ближайший период, так и на длительную перспективу.

Охранительная функция права выражается в установлении запретов, совершение которых влечет за собой применение одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы.

Осуществляя нормативно-правовое регулирование общественных отношений, государство неизбежно определяет совокупность отношений, которую признает опасной для общества, себя и личности.

Устанавливая ответственность за совершение запрещенных действий, отношений, государство воздействует на сознание граждан и иных лиц. Каждый осознает меры, которые будут к нему применены в случае несоблюдения соответствующего запрета или возложения обязанности.

Угроза наступления ответственности может усиливаться эффективной деятельностью государства по выявлению и наказанию виновных лиц. Значительная часть субъектов правоотношений действует правомерно, потому что боится угрозы юридической ответственности.

Воспитательная функция права понимается как воздействие права на сознание граждан, иных лиц с целью выработки у них уважения к действующему праву и установок на правомерное поведение.

Данная функция осуществляется с помощью таких правовых средств, как наличие определенных стимулов правомерного поведения (например, установление государственных наград и премий, разного рода льгот), выработки у граждан уважительного отношения к действующему праву.

Правосознание - это одна из форм сознания, понимаемого как способность человека изучать, познавать окружающий его мир.

Правосознание отражает структуру права, его многообразные связи и соотношения с другими социальными явлениями, в том числе с:

1) законодательством и содержащимися в нем нормами права;

2) юридической практикой.

Таким образом, правосознание представляет собой систему знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права.

Правосознание существует в индивидуальной или общественной форме.

Индивидуальное правосознание - это совокупность правовых знаний, оценок, эмоций и чувств, присущих каждому отдельному человеку, отдельной личности. Индивидуальное правосознание всегда уникально и неповторимо.

Индивидуальное правосознание проявляется при осуществлении гражданами юридически значимых действий, реализации прав и свобод, защите законных интересов, при подготовке разного рода юридических документов.

Общественное правовое сознание - это совокупность правовых представлений, принципов, понятий, теорий, эмоций, которые разделяются обществом в целом или его отдельными социальными слоями, классами.

Правовое сознание отдельных социальных слоев в значительной степени зависит от степени их участия в общественном производстве материальных и духовных благ, способов распределения и потребления этих благ.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Содержание

Введение 3
1. Понятие социального института.. 4
2. Право как социальный институт 12
Заключение 18
Список литературы 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

право как социальный институт.docx

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Я. Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института:

- цель и сферу деятельности института;

- функции, предусмотренные для достижения цели;

- нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;

- средства и учреждения достижения цели и реализации функций ( материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции (см.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 98).

Возможны различные критерии классификации социальных институтов. Остановимся на двух из них: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.): институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.) и др.

На основании второго критерия, т.е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Это государство, армия, суд и т. д. В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.

2. Право как социальный институт

В современной науке нет общепризнанного, универсального определения права. Многие ученые сходятся в том, что право является регулятором общественных отношений.

Право как важнейший регулятор общественных отношений отличается от других, неправовых, регулятивных средств, рядом признаков.

Во-первых, как социальный институт право представляет собой целостную систему особых норм, обладающих юридической силой.

Нормы права характеризуются логической структурой. Они устанавливают меру дозволенного поведения, определяют его границы, устанавливают запреты, предписания. Право как мера дозволенного четко проявляется во всех правовых актах. Так, Конституция РФ, определяя права граждан, в то же время устанавливает конституционные ограничения при их использовании.

Правовые нормы фиксируются в письменном виде в специальной форме — законах, иных подзаконных нормативных актах.

Существуют четкие процедуры создания, применения, защиты права.

В соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд в том случае, если считает, что нарушены его права и свободы неправомерными действиями государственных органов, предприятий или должностных лиц. Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Суды рассматривают жалобы на любые действия, нарушающие права и свободы граждан. В то же время право может быть действенным социальным институтом лишь тогда, когда оно полностью отражает специфику социального института, когда правовые нормы лишь утверждают социальные, делают их применение эффективным и отражают сущность социального развития общества. Так, с точки зрения социологии, важна не просто правовая ответственность лиц, совершающих правонарушения, нужна правовая ответственность должностных лиц, принимающих социально значимые решения за социальные последствия своих действий. Академик РАН Г.В.Осипов справедливо указывает на необходимость персональной правовой ответственности таких лиц. Если лицо совершило социальные действия, следствием которых становятся сокращение продолжительности жизни людей, увеличение смертности населения, рост организованной преступности, то такие решения сами по себе должны быть осуждены обществом, а лица, их принявшие, должны понести персональную юридическую ответственность (Осипов Г.В. Российская социология в ХХI веке // Социологические исследования. 2004. № 3. С.7.).

Во-вторых, право — это система норм, установленных или санкционированных государством. Все остальные системы норм создаются и развиваются негосударственными — общественными организациями. В демократическом обществе среди социально-правовых институтов есть и негосударственные институты — муниципальные, адвокатура и др. Однако высшей юридической силой обладают правовые акты государства. Именно благодаря им могут существовать негосударственные социально-правовые институты. Так, Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дает начало правотворческой деятельности представительных органов местного самоуправления, предоставляя им полную самостоятельность и устанавливая правила создания муниципальных правовых актов.

В-третьих, право обладает признаками социальности и объективности, выражает государственную волю. Изменение государственного строя России, направленность на построение правового государства определили правовые методы и принципы, которые используются в современной российской системе права.

Право охватывает все сферы жизнедеятельности общества, поэтому в период реформирования общества логично ожидать изменений в правовой системе. Вступив на путь демократических преобразований, Россия породила ситуацию правовых преобразований в обществе. На Всероссийском референдуме в 1993 году была принята новая Конституция РФ, в которой обозначены новые подходы в праве — новые демократические свободы и обязанность государства защищать эти свободы. Новые гражданско-правовые отношения породили новый Гражданский кодекс РФ, значительно изменился Уголовный кодекс РФ, появились новые правовые органы, например Конституционный суд.

В-четвертых, право представляет собой систему общеобязательных норм. Конституция Российской Федерации как основной закон нашего общества содержит нормы, обязательные для всех юридических и физических лиц. Она предоставляет права и устанавливает обязанности для граждан России. Федеральные законы, подзаконные правовые акты также содержат нормы, выполнение которых общеобязательно. Это не исключает дифференцированности норм, их обращенности к конкретному адресату. Общеобязательность означает обязательное выполнение норм теми лицами, которым они адресованы.

В-пятых, право всегда охраняется и обеспечивается государством. При нарушении требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ предусматривают соответственно административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную, уголовную ответственность за совершение правонарушений.

Право как социальный институт имеет следующие социальные функции (В.Беседина Функции права как социального института//Государственная служба.2005.№4(36)):

1. Функция установления легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения особо значимых потребностей. Так, каждый россиянин нуждается в жилье. Жилищный кодекс РФ предоставляет целый ряд легальных правомерных возможностей для получения жилья, в том числе путем получения субсидий от государства, получения земельного участка, кредитования и иные.

2. Регулятивная. Эта функция права особенно важна при возникновении споров, которые призваны решать суды. Они способствуют регуляции отношений между гражданами, снятию социальной напряженности. Если деятельность судов как социально-правовых институтов неэффективна, если люди к ним не обращаются, значит, нужны определенные коррективы в их работе.

3. Интегративная функция направлена на социальную консолидацию индивидов и социальных групп. Так, трудовое право в России, создавая условия для социального партнерства, коллективных переговоров и принятия коллективных локальных и иных правовых актов, опирается на солидаризацию работников и солидаризацию работодателей в процессе переговоров.

4. Функция обеспечения устойчивости социального статуса и ролей индивидов и социальных групп в обществе. Не все члены общества, особенно пожилые люди, смогли встроиться в перестроечные процессы. Чтобы обеспечить им устойчивое положение, создать нормальную социальную политику, в ст. 7 Конституции РФ за нашим обществом закреплена характеристика социального. Эта функция позволяет обществу не разрушаться даже в период перемен. О необходимости дальнейшего совершенствования ее реализации свидетельствует напряженность, возникшая в обществе в связи с введением закона о монетизации льгот.

5. Функция предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных проблем, противоречий и конфликтов между людьми.

Реализация этой функции осуществляется многими социально-правовыми институтами, в том числе судами, полицией (милицией) и др. Так, функции разрешения имущественных споров между юридическими лицами взяли на себя арбитражные суды. На эти суды возложено рассмотрение экономических споров нового типа, когда субъектами правоотношений являются собственники, отвечающие по своим обязательствам имуществом организации. Суд играет значительную роль в жизни нашего общества, причем эта роль становится с каждым годом все заметнее. Активно обращаются в данный орган представители новой страты российского общества — предприниматели.

6. Функция социальной мобильности предопределяет создание устойчивых страт в обществе. Особое место в развитых странах занимает страта среднего класса. Создание условий для роста благосостояния россиян — важнейшая задача права. В то же время правовые акты не всегда соответствуют экономическим возможностям россиян, и тогда они тормозят процессы социальной мобильности.

7. Функция правовой социализации. Препятствием для реализации данной функции является чрезвычайная правовая безграмотность населения, выражающаяся в незнании законов. Ситуацию необходимо выправлять с помощью образовательных программ, широкого внедрения юридических дисциплин в учебный процесс.

8. Охранительная функция права. Правоохранительные институты государства защищают правопорядок, осуществляют борьбу с преступлениями.

9. Контрольная функция права. Эта функция осуществляется посредством проверки и обеспечения выполнения норм действующего законодательства.

10. Нормотворческая функция обеспечивается наличием правовых норм в обществе, которые являются обязательными для исполнения гражданами.

11. Функция правовой коммуникации заключается в том, чтобы донести содержание закона до граждан и юридических лиц. Ее реализация обеспечивает повышение уровня правосознания граждан и правовую культуру, как должностных лиц, так и всего населения.

По мнению автора, право является социальным институтом. Оно обладает всеми необходимыми признаками, функциями и структурой социального института.

Заключение

Во второй главе автор рассмотрел, какими признаками, функциями, структурой обладает право как социальный институт.

По мнению автора, право объективно является социальным институтом. Указанный социальный институт имеет важное значение в жизни людей и общества.

Читайте также: