Право как регулятор общественных отношений курсовая

Обновлено: 02.07.2024

Мы выбрали тему курсовой работы за ее важность для общества. Одна из важнейших функции государства — регулирование общественных отношений, посредством правового законодательства. Одним из главных условий правового законодательства является равенство всех людей перед законом и судом. В России равенство всех граждан перед законом закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. в статье 19 1 :

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Не во всех странах мира, Конституция регулирует правовые отношения. Отсутствие равноправия в этих странах приводит к разрухе и хаосу. Без правового законодательства, без воздействия на нарушителей закона со стороны правоохранительных органов, которым даны регулятивные и охранительные функции, нормальная жизнь общества не возможна. Другими словами, государство переводит правовые отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Значение правового регулирования в обществе трудно переоценить. Именно в нем заключается непосредственная реализация правовых норм. Правовое регулирование в обществе является реальным выражением влияния права на общественные отношения. Кроме того, его рассмотрение позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.

Для того чтобы изучить механизм действия такой сложной юридической категории, как правовое регулирование в обществе, нам нужно овладеть его теорией.

Задачи данной работы заключается в том, что бы рассмотреть:

  • понятие, признаки, функции и виды права, правового регулирования
  • изучить предмет, метод и типы правового регулирования
  • уделить внимание основаниям изменения, возникновения и прекращения правовых отношений.

Целью написания данной курсовой работы является исследование области правового регулирования общественных отношений.

Понятия и признаки правовых отношений

. сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) – в юридическую обязанность. Правовое отношение – следствие действия права, как социального и государственного института. В догосударственном обществе правоотношений .

1 ПОНЯТИЕ ПРАВА: ПРИЗНАКИ, НАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ

1.1 Понятие права

Если попытаться понять что представляет собой право и какая его роль в общественной жизни то еще в Риме, римские юристы обратили внимание на то, что оно не может быть представлена каким-либо одним смыслом. Право, представлено, по меньшей мере, в двух смыслах.

Можно сказать, что право это общественное явление, но говоря об обществе и праве, ни в коем разе нельзя разделять эти два понятия, потому что в любом случает они зависят друг от друга, но не надо забывать, что тут как и в споре, что же появилось раньше яйцо или курица. Также и в нашем случае идет спор о том, возможно ли было бы существование общества без права. Но в данной ситуации говорить число ученых, считающих, что развитие общества без права, возможно, не стоит, потому что их очень большое количество.

Из этого мы делаем вывод что права — является системным комплексом норм, имеющий определенные характеристики:

Формальность, общеобязательность, воплощение государственной воли. Нормы издаются органами государственной власти, охраняются при помощи принудительных мер со стороны государства.

Если сказать более просто: это система регулирования общественных отношений, а целью этого является установление соблюдение режима правопорядка. Понятие права это не только формальная характеристика, это еще и юридические тексты, которые содержат в себе нормы права.

Исходя из всего этого можно дать полноценное определения права. В нашем понимание право — это определенные правовые интересы и позиции, выражающие общественные взгляды, и состоящие в системе общеобязательных правил поведения, поставленных государством и международными структурами и регулирующих отношения в обществе, обеспеченных государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества.

Комерческое право по отношению к другим отраслям права

. норм, регулирующих их, в одних случаях признается институтом соответствующей отрасли права, в других – его подотраслью. Таким образом, следует согласиться с позицией М.А. Егоровой, которая иллюстрирует соотношение отраслей (сфер общественных отношений) коммерческого права, потребительского права, предпринимательского права .

1.2 Признаки права

К признакам права относится:

2) Формальная определенность

Формальная определенность предлагает закрепление определенных норм права в каких-либо источниках. Правовые нормы закрепляются официально в законах, иных нормативных актах, которые предоставлены единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который даёт возможность применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

В основе правовых норм и индивидуальных юридических решений четко и определена, определяются субъективные права, обязанности и ответственность граждан и организаций.

3) Интеллектуально-волевой характер права

Интеллектуально-волевой характер права это проявление сознания и воли людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. И хотелось бы сказать, что эти интересы, потребности, и цели довольно часто противоречивы, а иногда бывает и такое что они противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

4) Иерархичность норм права

Иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, если взять например, конституционные нормы то они обладают высшей юридической силой, и им не могут противоречить нормы другого уровня.

5) Обеспеченность возможностью государственного принуждения

Государственное принуждение – это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, который не выходит за рамки права, свободен. Человек, не выполняющий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязанность) и ограничений (юридическая ответственность).

Названные задачи решаются благодаря формальной определенности – еще одного свойства, выражающего связь права с государством.

Если взять все эти признаки можно определить, что право как система обязательных для всех, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

1.3 Назначение права

Назначение права формулируется в юридической науке в двух явлениях. Первое явления рассматривает назначение права — выражать интересы высшего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически высшего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам 4 .

А второе явления рассматривает назначение права в том, чтобы служить средством компромисса. Снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

А в реальной жизни право выполняет задачи двойного характера:

  • право выступает инструментом политического господства

— право инструментом общественного регулирования, средством установления порядка в обществе. Из этого можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе, с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

Административное право как отрасль права и как наука государственного управления

. и дисциплины в государственном управлении; административный процесс и его виды; системы общего, отраслевого и межтерриториального управления и регулирование управления в указанныхсистемах нормами административного права; административно-юррисдикционную деятельность государства. СУ БЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Поняти е и система субъектов административного права .

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

1.4 Функции права

К функции права относятся 5 .

  • регулятивная — упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция;
  • например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция;
  • например, возложение обязанности уплачивать налоги);

Примеры похожих учебных работ

Содержание финансово-правового регулирования общественных отношений и его истоки

. правовой урегулированности возникающих в процессе ее осуществления отношений: четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая .

Административно–правовые нормы и административно–правовые отношения

. административных отношений, но и финансовых, земельных, трудовых и т. д. Классификация административно — правовых норм: 1. По предмету регулирования: -материальные — определяют административно — правовой статус субъектов административных отношений; .

Общественное мнение как институт гражданского общества

. Понятие общественного мнения как социального института. Функции общественного мнения. Виды общественного мнения. Глобальные проблемы и общественное мнение Прежде, чем приступить к изучению общественного мнения, как социального института, необходимо .

Нормы и механизмы правового регулирования переводов на другую работу

. заключение и список литературы. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕВОДОВ НА ДРУГУЮ РАБОТУ 1.1 Понятие перевода на другую работу Проблемы, связанные с усовершенствованием понятий, используемых в трудовом праве, и сегодня остаются актуальными. Так понятие .

Человек его права и свободы как высшая ценность общества и государства

. независимо от его конституции. и в Конституции РФ Заключение По результатам исследования института прав и свобод человека и гражданина можно сделать следующие основные выводы: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина можно .

Понятие нормы права и структура нормы права

. элементам рассмотреть классификацию норм права, дать определение основным видам правовых норм Объектом исследования являются нормы права, в целом, и ее структурные элементы. Предметом исследования курсовой работы выступают актуальные вопросы .

  • Авторское право
  • Аграрное право
  • Адвокатура
  • Административное право
  • Административный процесс
  • Арбитражный процесс
  • Банковское право
  • Вещное право
  • Государство и право
  • Гражданский процесс
  • Гражданское право
  • Дипломатическое право
  • Договорное право
  • Жилищное право
  • Зарубежное право
  • Земельное право
  • Избирательное право
  • Инвестиционное право
  • Информационное право
  • Исполнительное производство
  • История
  • Конкурсное право
  • Конституционное право
  • Корпоративное право
  • Криминалистика
  • Криминология
  • Медицинское право
  • Международное право. Европейское право
  • Морское право
  • Муниципальное право
  • Налоговое право
  • Наследственное право
  • Нотариат
  • Обязательственное право
  • Оперативно-розыскная деятельность
  • Политология
  • Права человека
  • Право зарубежных стран
  • Право собственности
  • Право социального обеспечения
  • Правоведение
  • Правоохранительная деятельность
  • Предотвращение COVID-19
  • Семейное право
  • Судебная психиатрия
  • Судопроизводство
  • Таможенное право
  • Теория и история права и государства
  • Трудовое право
  • Уголовно-исполнительное право
  • Уголовное право
  • Уголовный процесс
  • Философия
  • Финансовое право
  • Хозяйственное право
  • Хозяйственный процесс
  • Экологическое право
  • Ювенальное право
  • Юридическая техника

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Целью курсовой работы является описать сущность правового регулирования общественных отношений.
Предметом исследования являются общественные отношения.
Объект исследования – право как социально-нормативный регулятор общественных отношений.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованной литературы. .

Содержание

Содержание:
Введение 3
1. Общие положения о праве 5
1.1. Понятие и сущность права 5
1.2. Признаки права 9
1.3. Функции права 12
2. Право как регулятор общественных отношений 15
2.1. Регуляторы общественных отношений 15
2.2. Правовое регулирование общественных отношений 17
Заключение 21
Список литературы 22

Введение

Наличие правового регулирования является необходимым для обеспечивания и гарантирования нормативного порядка в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, к примеру, таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает в общественной жизни своеволие и произвол.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Учебная и научная литература:
1. Алексеев С.С. Теория права. Харьков, 19941. 224с.;
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. – М.: Юристъ, 19961. 480с.;
3. Графский В.Г. История права и государства. М: Норма, 2007. 752с.;
4. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 19941. 95с.;
5. Лившиц, Р.З. Теория права: учебник / Р.З. Лившиц. - М.: Проспект, 20111. 448 с.;
6. Морозова Л.А. Теория государства и права — М.: Изд. Эксмо, — 20091. 472с.;
7. Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – СПб., 20121. 655с.;
8. Радько, Т.Н. Теория государства и права: курс лекций / Т.Н. Радько. – М.: КноРус, 20131. 448 с.;
9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СП б., 19951. 302с.;
10. Комаров С.А. Общаятеория государства и права. М., 19971. 416с.;
11. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова — М.: ИНФРА М-Норма, 19971. 570с.;
12. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / В.Н. Хропанюк. - М.: Академия, 20131. 448с.

Статьи:
1. Вопросы теории и истории государства и права. Н. А. Пьянов. СибЮрВестник 20001. №4;
2. Понятие функции права А.И. Абрамов. Журнал российского права, февраль 20061, №2;
3. Явич Л.С. Право – регулятор общественных отношений/Л.С. Явич//Правоведение. 19581. №2.
Монографии:
1. Кашанина, Т. В. Структура права / Т. В. Кашанина. -Науч. изд. -М. Проспект,20141. 584 с.;
2. Лейст О.Э. Сущность права: Проблемы теории и философии права/ М.: ИКД "Зерцало-М", 20021. - 288 с.;
3. Толстой Ю.К. К теории правоотношения/ Л.: Издательство Ленинградского Университета, 19591. 88 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.


ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА 6
1.1 Понятие, сущность и признаки права 6
1.2 Функции права 11
1.3 Право как государственный регулятор общественных отношений 16
2.ПРИНЦИПЫ ПРАВА 20
2.1 Сущность принципов права 20
2.2 Виды принципов права 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления 2


1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА

1.1 Понятие, сущность и признаки права

1.2 Функции права

1.3 Право как государственный регулятор общественных отношений

При первом знакомстве с правом можно констатировать, что пра¬во как явление социальной реальности предстаёт в виде совокупности общеобязательных норм поведения, которые официально учрежда¬ются государством в виде юридических законов. Право выступает государственным регулятором общественных отношений. Широко признано, что право исторически возникает с появлением государства.
В первобытном обществе социальными регуляторами обществен¬ных отношений выступают ритуалы, обычаи, традиции. С их помо¬щью упорядочивается жизнь в роде или племени. Обычай представ¬ляет собой правило поведения, сложившееся стихийно в течение длительного времени на основе практической деятельности. Обычай закрепляет положительный опыт людей. Они исполняют обычаи добровольно, в силу привычки. Обычай — неписаное правило. Оно объективируется и сохраняется в практической деятельности.
Обычаи первобытного общества отличаются следующими при¬знаками: императивным характером (непререкаемостью); синкретичностью (нерасчлененностью по содержанию на религиозные, мораль¬ные, юридические, хозяйственные правила); выражением общих интересов рода (не существует в роде частных лиц и их особых инте¬ресов); нерасчлененностью прав и обязанностей (не существует лич¬ной свободы поведения, свободы выбора поведения); казуистичностью (связанностью правила с конкретными жизненными обстоятельства¬ми); мистически-культовым характером .

2.1 Сущность принципов права

Содержание права характеризуется прежде всего его принципами. Принципы обеспечивают целостность правовой системы, единство содержания системы права, единообразие непосредственной реали¬зации и применения права.
Принципы права закреплены в законодательстве в качестве уни-версальных, общезначимых предписаний. Они представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, которые характеризу¬ют право в целом, его институты, отрасли, суперотрасли.
Принципы обладают наибольшей степенью общности и распола¬гаются на вершине общей иерархической пирамиды системы права. Все остальные нормы обладают меньшей степенью общности по срав¬нению с принципами и потому располагаются ниже их. В силу этого принципы пронизывают все правовые нормы и так или иначе отра¬жаются в содержании норм права .
Принципы права отличаются несколькими признаками:
1. Выражают правовой идеал государства и общества в конкретно- исторический период. Они выражают основополагающие начала, на которых должны быть организованы все сферы жизни общества: эко¬номические, политические, социальные, культурные общественные отношения.
2. Являются наиболее общими регуляторами общественных отношений. Принципы закрепляются в конституции страны и действующем зако¬нодательстве. Таким образом они определяют основное содержание законов и подзаконных актов, юридически значимого поведения людей.
3. Являются устойчивыми регуляторами. Принципы не подвержены конъюнктурным изменениям. Они сохраняют неизменность своего содержания на достаточно длительном промежутке времени и потому являются надежным фундаментом правовой системы, которая нуж¬дается в стабильности в законодательстве и в правоприменении.
4. Являются самодовлеющими регуляторами. Принципы имеют са-мостоятельное устойчивое содержание и прямо применяются для ре-гулирования общественных отношений. Они имеют самостоятельное регулятивное значение и выступают руководящими началами для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, ин-терпретационной и иной юридически значимой деятельности.
Принципы играют ключевую роль в правовом воздействии на общество. Простые граждане поверхностно разбираются в деталях законодательства, но хорошо уяснили, что современное государство строится на началах равенства, свободы, справедливости, ответствен¬ности государства перед гражданами. Это позволяет им обращаться в различные органы государства, учреждения, предприятия, обще¬ственные объединения с жалобами, предложениями и заявлениями. Одновременно с этим правоприменительные органы довольно часто используют принципы права при обнаружении пробелов и иных де¬фектов в действующем законодательстве.
5. Являются системообразующими регуляторами.
Принципы обеспечивают структурную организацию системы пра¬ва, образуют несущую конструкцию, которая объединяет все правовые явления в единую непротиворечивую правовую систему.
Право взаимодействует с политикой, моралью, религией, наукой прежде всего на уроне принципов, что способствует достижению един¬ства и целостности социальной реальности. Принципы способствуют стабильному функционированию и развитию общества.
6. Формируются общим ходом развития права .
Парламенты не выдвигают новых принципов права, а записывают их. Принципы являются результатом исторического хода развития правовой практики и теории. Принципы являются результатом много¬векового развития правовой мысли.
2.2 Виды принципов права

Право является важным социальным регулятором, который обладает набором специфических признаков и выполняет в обществе важные функции. Оно является неотъемлемой частью функционирования государства.
Под функциями права в первую очередь понимают роль права, которая установлена в обществе, во-вторых, основные воздействия на общественные отношения. Именно функции права являются его основой, они определяют направления воздействия на общественные отношения.
Функции права – это главные направления воздействия на общественные отношения. Именно с помощью функций права можно понять роль каждой юридической отрасли и пользу, которую она приносит обществу. Следовательно, можно сказать, что функции – основа права.
Функция права, как направление правового воздействия, заключается в реализации его социального назначения. Социальное назначение права состоит в урегулировании общественных отношений, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности. Юридические функции права состоят в регулятивно-охранительном предназначении.

Фрагмент для ознакомления 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 08.04.2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – № 25. – Ст. 2954.

Читайте также: