Право как общечеловеческие ценности понимал

Обновлено: 10.05.2024

ЦЕННОСТЬ ПРАВА — способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу. Современное право характеризуется:

инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, является средством их цивилизации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права — наладить производство материальных благ, организовать формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления;

общесоциальной ценностью. Воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Общесоциальная ценность права проявляется в том, что право способно быть выразителем идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с латинского право (jus) и справедливость (justitia) звучат почти синонимично. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;

способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Роль права особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в такой ситуации играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности. При активном использовании потенциала права формируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система; свободная четвертая власть (СМИ); правовое государство. Поскольку Россия находится на пути к правовому государству, к созданию институтов гражданского общества, то и право действует избирательно.

В нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "Ценность права" в других словарях:

Моральная ценность права (моральность) права — свойство права, выражающее его нравственное обоснование (соответствие моральным ожиданиям, представлениям людей, его гуманистическая направленность и пр.). Влияние права на мораль, его (права), так сказать, моральный долг заключается в том, чтобы … Элементарные начала общей теории права

ЦЕННОСТЬ — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным;… … Философская энциклопедия

Права животных — Защитники прав животных утверждают, что животные это личности, а не частная собственность … Википедия

Ценность общего понятия права — научное и практическое значение адекватного представления о праве, его природе, юридических формах выражения, связи с государственной властью. Определенность в вопросе о том, что есть право необходима как в теоретическом, так и в практическом… … Элементарные начала общей теории права

Ценность законодательной стилистики — ее направленность на повышение профессиональной культуры законодателя, а, в конечном счете, реализуемости регулятивного потенциала права. Имея прикладной характер, законодательная стилистика, как справедливо замечено, поможет законодателю оценить … Элементарные начала общей теории права

Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Права собственности — Собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью),[1] когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между … Википедия

Права человека — общественный институт; права не могут существовать независимо от сопутствующих им обязанностей; существуют диалектическое противоречие (требующее непрерывности, непротиворечивости) и реальная практика, обусловленная мозаичностью мышления и… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ЦЕННОСТЬ, ВРЕМЕННАЯ — величина, на которую цена опциона превышает его самостоятельную ценность. Зависит от динамичности цен и времени, остающегося до прекращения права на опцион … Большой экономический словарь

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. П. ч. – важнейшая общечеловеческая ценность, а степень их реализации –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Аксиологическое изучение права имеет важное научное, практическое и нравственное значение. Оно позволяет обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу как духовно-практическое средство освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере права, чисто личностные аспекты права.

Задачей данной темы является анализ некоторых вопросов аксиологии права: выявление природы правовых ценностей, их содержания и иерархии, представления о праве как ценности и его ценностном критерии. Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки.

Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые считают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории ценность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей.

В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Итак, правовые ценности производим от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных моментах.

Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правового инструмента каждый раз определяется конкретно исторически. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.

Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью -- имеют вероятностный характер.

Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей:

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и стано- вятся объектом оценки. Ценности выражают убеждения и пред- почтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценно-


сти, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие нераз- ложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспри- нимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохра- нению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точ- ного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии. По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые счи- тают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории цен- ность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать осо- бенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого. Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценно- стной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности назы- вается оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мо- раль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изуче- ние и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, ис- полнение, использование и соблюдение права) представляют со- бой области человеческой деятельности ярко выраженного оце- ночного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология1. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о цен- ностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода свя- зано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксио- логическом измерении выступает как строго определенная фор-

1 См.: Неновски Н. Право и ценности. — М., 1987; Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. B.C. Нерсесянца. — М., 2000; Бандура О.О. Сдшсть цшностей та ютини у правь — Киев, 2000.

ма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религи- озных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм1.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие по- ступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеа- лы, цели, социальные институты. Они являются правовыми цен- ностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, за- крепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценно- стей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизыва- ют общественное правосознание и становятся основными прин- ципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, де- мократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существу- ют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные цен- ности одновременно являются идеалами и осуществляются ре- альной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и пра- вотворческой) программы.




Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивиду-

' См: Нерсесянц B.C. Философия нрава. Учеб. для вузов. — М., 1995. — С. 54.


альных и коллективных проявлениях. Сами права человека так- же приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выра- жает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей со- вокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Итак, правовые ценности производим от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных мо- ментах .

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых со- стояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются но- вые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различ- ным субъектам права в виде субъективных прав новое простран- ство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, что- бы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья дру- гих людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является самораз- вивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно пря- мо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозида- нию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундамен- тальным с теоретической точки зрения является разделение цен- ностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духов- ной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренче- ские ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценно- стей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности представляют собой вид духовных цен- ностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регу- лятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Пра- вовые ценности составляют элемент системы социального (соци- ально-политического) управления обществом. При этом они яв- ляются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко вы- раженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраня- ются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функ- циональной особенностью -- имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, во- левого выбора социальными (правовыми) субъектами объектив- но существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные фор- мы бытия ценностей:

— общественные целевые ценности и идеалы;

— личностные (или экзистенциальные).

Рассмотрим эти формы бытия ценностей более подробно.

1. Общественные целевые ценности и идеалы.Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде


ценностей, выработанных общественным и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различ- ных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе право- вых обязанностей, то есть деонтических правовых ценностей.

В то же время ошибочно было бы отождествлять обществен- ный идеал с идеалом правовым, так же, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не ох- ватывает его целиком. Правовой идеал выступает поэтому лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в со- став которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинно человеческо- го в человеке, придают правосознанию глубокую личностную окрашенность.

Высшие ценности в жизни и культуре, тесно связанные с творчеством, добром, истиной, красотой, придают правосозна- нию глубокую личностную окрашенность.

Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и вы- ступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими

ценностно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершен- ствования личности, как форма реализации активности, творче- ства человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, вар- варства и несправедливости.

Основной темой учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок.

2. Предметно-воплощенные ценности.Сами правовые идеа- лы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и зако- нах. Они входят в правовую нормативность как ведущий эле- мент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов пра- ва, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре.

С изменением общественных и правовых отношений проис- ходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, но- вые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеала- ми переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

3. Личностные, экзистенциальные ценности.Личностные ценности представляют собой идеальные представления о бла- гах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной мере как авто- ритетные и обязательные установки ее сознания.

Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но су- ществующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.


и другого под общую с ним норму морали, в праве или под ка- кой-либо закон.

Но то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обя- зательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направ- лено и против других людей. То, что выбирают люди, что дела- ют для себя смыслом, благодаря чему ощущают себя людьми, за- висит от духовного уровня человека, от того, какой он есть.

ЦЕННОСТЬ ПРАВА — способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу. Современное право характеризуется:

инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, является средством их цивилизации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права — наладить производство материальных благ, организовать формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления;

общесоциальной ценностью. Воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Общесоциальная ценность права проявляется в том, что право способно быть выразителем идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с латинского право (jus) и справедливость (justitia) звучат почти синонимично. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;

способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Роль права особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в такой ситуации играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности. При активном использовании потенциала права формируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система; свободная четвертая власть (СМИ); правовое государство. Поскольку Россия находится на пути к правовому государству, к созданию институтов гражданского общества, то и право действует избирательно.

В нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "Ценность права" в других словарях:

Моральная ценность права (моральность) права — свойство права, выражающее его нравственное обоснование (соответствие моральным ожиданиям, представлениям людей, его гуманистическая направленность и пр.). Влияние права на мораль, его (права), так сказать, моральный долг заключается в том, чтобы … Элементарные начала общей теории права

ЦЕННОСТЬ — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным;… … Философская энциклопедия

Права животных — Защитники прав животных утверждают, что животные это личности, а не частная собственность … Википедия

Ценность общего понятия права — научное и практическое значение адекватного представления о праве, его природе, юридических формах выражения, связи с государственной властью. Определенность в вопросе о том, что есть право необходима как в теоретическом, так и в практическом… … Элементарные начала общей теории права

Ценность законодательной стилистики — ее направленность на повышение профессиональной культуры законодателя, а, в конечном счете, реализуемости регулятивного потенциала права. Имея прикладной характер, законодательная стилистика, как справедливо замечено, поможет законодателю оценить … Элементарные начала общей теории права

Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Права собственности — Собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью),[1] когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между … Википедия

Права человека — общественный институт; права не могут существовать независимо от сопутствующих им обязанностей; существуют диалектическое противоречие (требующее непрерывности, непротиворечивости) и реальная практика, обусловленная мозаичностью мышления и… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ЦЕННОСТЬ, ВРЕМЕННАЯ — величина, на которую цена опциона превышает его самостоятельную ценность. Зависит от динамичности цен и времени, остающегося до прекращения права на опцион … Большой экономический словарь

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. П. ч. – важнейшая общечеловеческая ценность, а степень их реализации –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Читайте также: