Право как нормативный регулятор общественных отношений презентация

Обновлено: 02.07.2024

Социальное регулирование означает определение поведения людей и коллективов, направление их функционирования, упорядочение их деятельности. Средством регулирования являются социальные регуляторы: нормы права, мораль, традиции, обычаи, ритуалы.

Социальные нормы неправового характера играют значимую роль в общественной жизни. В обществе важны традиции, обычаи и обряды. Но по мере того, как развивались общественные отношения, требовались более действенные нормы. Таким регулятором стало право.

Юридическая литература дает несколько определений права. Выделить следует одно определение, которое вбирает в себя все признаки этого общественного явления.

Право – стандарты поведения, которые устанавливают границы свободы, равенства людей в осуществлении и защите их интересов, регулируют борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг к другу, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Сущность права

Правовая сущность заключается в свойствах внутреннего, устойчивого характера в которых раскрывается многоплановость и противоречивость форм бытия, закономерностей возникновения, действия и развития права. Сущностные свойства права являются необходимыми, устойчивыми, неотъемлемыми и постоянными. Они выражаются в явлениях права: его содержании и его действии. Сущностные свойства находятся в единстве и исключают разделение правовой сущности на отдельные части. Данные свойства показывают какими тенденциями исторического содержания обусловлено право, чью организованную волю оно выражает, кем формируется эта воля и в какой форме она присутствует в обществе.

Цепь этих свойств права неразрывна и предопределена самой логикой его происхождения и существования. Право возникло вместе с государством как дополнение к уже существующим правилам общежития, когда потребовалось создание обязательных и обеспеченных государством норм. В обществе возникают объективные потребности, вслед за этим возникает право, призванное регулировать отношения, основанные на интересах, соглашениях, мотивах. Право в системе регулирования общественных отношений всегда имеет один и тот же механизм образования. Появление социальной воли возникает в результате того, что различные интересы согласовываются.

Воля, которая при определенных условиях превращается в общеобязательную, возводится в ранг правовых норм права.

Сущность права – правовые нормы, определенные условиями жизни общества и согласованные волей господствующих слоев, стоящих у власти, превращенные в государственную волю и выраженные в официальном документе.

То есть, нормы права являются выражением общей воли и результатом согласования интересов разных субъектов. Если так понимать сущность права, то это единство противоречивых сторон: классового и общечеловеческого интересов. Соотношение между ними зависит от условий конкретного исторического периода. Русский философ В.С.Соловьев писал о том, что именно равновесие двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага составляют сущность права.

Содержание права

Право имеет мобильное содержание, которое находится в единстве с его сущностными свойствами. Сущность – это природа права, содержание – это конкретное выражение, которое проявляется во всех существующих элементах тесно взаимодействующих друг с другом и с условиями общественного характера, в рамках которых действуют правовые нормы. Главные свойства разворачиваются, конкретизируются в содержательных свойствах, которые помогают раскрывать единую природу права.

Содержание права составляют его внутренние элементы, находящиеся в единой системе. Содержание представляет сущность права не зеркально, а таким образом, что отдельные его стороны трансформированы по новым закономерным свойствам, носящим содержательный характер. Содержание права можно назвать обогащенной сущностью? оно вбирает в себя процессы, которые связаны с воздействием права на общественные отношения.

Сущностью права является выраженная в нем государственная воля, содержанием права является выражение этой воли в виде нормативных документов.

Изданием таких документов публичной властью возводится во всеобщий ранг воля общества. Праву как норме свойственны нормативный, формальный, определенный, регулятивный, системный и принудительный характер. Все эти свойства связаны с государством именно в праве, этим они отличаются от одноименных социальных регуляторов. Поэтому право имеет общеобязательную нормативность и государственную обеспеченность.

После рассмотрения сущностных и содержательных характеристик права как социально-нормативного регулятора с характерными чертами и особенностями, можно сформулировать понятие права

Право – система формально – определенных, общеобязательных, установленных или санкционированных государством и им обеспеченных правил поведения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование общественных отношений.

Признаки права

  1. Особая нормативность, которая выражается в установленных или санкционированных государством нормах путем издания нормативно-правовых актов и других источников юридического содержания.
  2. Формальная определенность норм, выражающаяся в обозначенности в словесно-документальном виде.
  3. Общеобязательность норм, выражающаяся в безусловном исполнении их любым участником регулируемых отношений.
  4. Системность, проявляющаяся во взаимосвязи, целостности и единстве действующих правовых норм.
  5. Государственная обеспеченность, которая придает праву надежность и реальную осуществимость.

С одной стороны право указывает на цель и задачи регулирования, с другой – является орудием их достижения. В этом социальное предназначение права, отличающее его от других социальных регуляторов. Право – средство достижения общественного компромисса не путем насилия, а путем согласования интересов.

Современное право имеет множество целей, так как нормы регулируют поведение человека, общности, образования, обеспечивают состояние регулируемых отношений, которое измеряется общественными идеалами, создают надежное мерило при оценке этого поведения. Благодаря многоаспектности право является модульно-информативным средством, регулятором, средством положительного идеологического воздействия на сознание и психологию человека, его воспитания и мерилом правомерности поведения субъектов права.

Функции права

Функции права – это проявление его сути в отношениях в обществе. Сущность права сказывается в первую очередь на его цели, затем на назначении, а через цель и назначение – на функциях.

Функции права – основные направления его прогрессивного воздействия на социальное развитие, определяемые сущностью, целью и назначением права в обществе.

Модульно-информационная функция заключается в описании образа намечаемой законодателем цели нормы права. Приводятся примеры жизненных ситуаций, являющихся типичными, при которых регулируемые отношения образуются, развиваются и прекращаются. Обозначаются общие правила отношений. Дозируются юридические средства, которые будут обеспечивать выполнение этих правил. Определяются необходимые случаи субъектного состава, на который распространяются нормы.

Функция важна для усиления свойства государственной нормативности, она ориентирует правотворческие органы на то, чтобы происходило своевременное оповещение о вводимых правовых нормах участникам общественных отношений.

Нормы, которые разрабатываются должны воплощаться в жизнь, для этого существует регулятивная функция права. Данная функция осуществляется путем властного воздействия на отношения, направления поведения участников этих отношений по правилам общеобязательного характера, определенным законом.

Властное воздействие – это закрепление правоотношений или их запрещение, а также стимулирование и упорядочение взаимных прав и обязанностей участников. Возможны разные формы проявления властного воздействия, которые зависят от особенностей предмета и метода правового регулирования.

Регулятивная функция сложна и многоаспектна. В рамках этой функции выделяют различные формы государственного воздействия:

  • охраны;
  • ограничения;
  • поощрения;
  • обязанности.

Все это проявления одной и той же регулятивной функции, классифицированные по средствам, способам, приемам воздействия.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что охрана права, содействие его развитию, вытеснение определенных отношений из общественной жизни происходит при помощи регулирования.

Благодаря регулятивной функции обеспечивается оптимальное сочетание статики и динамики регулируемых отношений в тех рамках, которые определены законодателем.

Даже когда правовая норма служит для укрепления правоотношения, она не останавливает его движение, отношение может изменяться в заданном направлении. Если взять для примера Конституцию РФ, то наглядно видно, что закрепленные нормами общественные отношения продолжают развиваться и совершенствоваться.

Идеологическая функция предполагает воздействие на сознание человека с той целью, чтобы поднять отношения в обществе до идеальных. Право благотворно влияет на ценностные ориентации, внутренние потребности, установки участников правовых отношений.

Область идеологического влияния – это только сознание и психология человека. Такое влияние осуществляется путем распространения информации об обязательных образцах поведения в определенных общественных отношениях, разъяснения мотивов установления государством таких норм права, убеждения в их необходимости, потому что эти нормы справедливы и обладают социальной ценностью, предупреждения о возможных последствиях отклонения от норм. Идеологическое воздействие не является властным.

Нормам российского права присуща и оценочная функция, так как образцы и правила, установленные государством – это стандарты дозволенности и допустимости действий субъектов. Оценка полезности или бесполезности поведения в юридически значимых сферах или процессах основывается на правовых нормах. То же можно констатировать в отношении мер государственного принуждения или поощрения, которые в определенных ситуациях применяются в пределах обеспечительных правоотношений.

Все функции взаимосвязаны. Так любая информация переплетена с идеологией. Сознание и внешнее поведение тоже взаимообусловлены. Разграничение функций значимо с практической точки зрения, так как в любой сфере жизни воздействие права идет именно по основным каналам, которые выражены этими функциями.

Право — один из особых, или государственных регуляторов общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, людей, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность. Т.е. воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:

- обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);

- религиозные нормы (играют огромную роль в теократических государствах);

- нормы общественных объединений (корпоративные нормы внутри одного объединения, группы, организации);

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:

- являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;

- служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или большинством;

- выполняют организующую роль в поведении людей;

- служат инструментом социального контроля.

По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это - неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Применительно к праву указанные выше общие свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере пять подходов к определению права.

Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо нормативистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения (законах). Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах законодательного акта общего характера.

Второй — свойствен в большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормативисты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем. Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, т.е. в том, что делает суд.

Третий подход — психологический — распространен в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.д. Такое понимание права свойственно после радикального смена социально-экономического строя страны. Например, в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.

Четвертый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, отчуждение каких-либо прав человека. Это естественно-правовой подход. Правовые нормы, согласно данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные ее ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества — вот что должно регулировать поведение людей.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие — для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Поэтому уместен и пятый подход — интегративный — сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы людей. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т.д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления. Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм — правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определенных случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях, а законы.

Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность — содержательный признак права. Право в своем применении рассчитано на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев. Право являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм — обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.

Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

Цель: обобщить теоретические представления о праве как регуляторе общественных отношений и выявить нравственные начала в праве.
Задачи:
Правильно и полно сформулировать понятие системы нормативного регулирования.
Рассмотреть виды социальных норм.
Выделить нравственные начала в праве.
С помощью анализа выделить формы взаимодействия и возможность противоречий права и морали.
Рассмотреть проблемы права и морали в органах внутренних дел.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие системы нормативного регулирования…………………………. 5
2. Социальные нормы…………………………………………………………. 5
2.1 Классификация социальных норм…………………………………. 7
2.2 Соотношение права и обычая………………………………………. 8
2.3 Право и религия……………………………………………………. 10
2.4 Право и корпоративные нормы…………………………………. ….12
2.5 Правовые и политические нормы……………………. …………….13
3. Нравственные начала в праве………………………………………………. 14
4. Формы взаимодействия и возможность противоречий права и морали…..16
4.1 Единство права и морали…………………………………………. 17
4.2 Отличительные особенности права и морали……………………..18
4.3 Взаимодействие права и морали…………………………………. 21
4.4 Противоречия между правом и моралью…………………………..22
5. Проблемы права и морали в органах внутренних дел…………………..….25
5.1 Правовая основа профессиональной морали……………………. 27
5.2 Соотношение общей и профессиональной морали юриста…. 28
5.3 Специфика профессиональной этики сотрудников различных
служб и правоохранительных органов. 29
Заключение. 34
Список литературы. 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский финансово-юридический институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Выполнил: студентка 1курса Першукова Мария Игоревна

1. Понятие системы нормативного регулирования…………………………. 5

2.1 Классификация социальных норм…………………………………. 7

2.2 Соотношение права и обычая………………………………………. 8

2.4 Право и корпоративные нормы…………………………………. ….12

2.5 Правовые и политические нормы……………………. …………….13

3. Нравственные начала в праве………………………………………………. 14

4. Формы взаимодействия и возможность противоречий права и морали….. 16

4.1 Единство права и морали…………………………………………. 17

4.2 Отличительные особенности права и морали……………………..18

4.3 Взаимодействие права и морали…………………………………. 21

4.4 Противоречия между правом и моралью…………………………..22

5. Проблемы права и морали в органах внутренних дел…………………..….25

5.1 Правовая основа профессиональной морали……………………. 27

5.2 Соотношение общей и профессиональной морали юриста…. 28

5.3 Специфика профессиональной этики сотрудников различных

служб и правоохранительных органов. . 29

Список литературы. . . . 36

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они выступают, являются объектом регулирования различных норм. Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Отправление религиозных культов осуществляется в соответствии с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правовых норм.

Право — уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно — лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм – органичную систему.

Отсюда следует, что имманентным и весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования.

Регулировать (в социальной жизни) – значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать.

Таким образом, роль права в системе нормативного регулирования общественных отношений велика и это является аргументом актуальности темы и предпосылкой для постановки цели и формулирования её задач.

Цель: обобщить теоретические представления о праве как регуляторе общественных отношений и выявить нравственные начала в праве.

  1. Правильно и полно сформулировать понятие системы нормативного регулирования.
  2. Рассмотреть виды социальных норм.
  3. Выделить нравственные начала в праве.
  4. С помощью анализа выделить формы взаимодействия и возможность противоречий права и морали.
  5. Рассмотреть проблемы права и морали в органах внутренних дел.

1. Понятие системы нормативного регулирования

Если говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов между собой, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм.

Однако следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.

2. Социальные нормы

Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по- разному: это правила социально значимого поведения членов общества 1 ; это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей 2 .

Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д.

Традиционно все нормы по предмету регулирования подразделяются на две большие группы: так называемые социальные нормы, которые регулируют отношения между людьми, их объединениями, и так называемые технические нормы, которые регулируют отношения между человеком и внешним миром, т. е. природой и техникой.

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые эталоны, образцы, правила поведения, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые. Социальные нормы – это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Всем социальным нормам свойственны следующие черты.

1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;

2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;

3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

6) преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.

В частности, правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в их диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Нормы богаче, содержательнее. Во всяком случае многие из них. Однако в широком социальном плане, с учётом большого разнообразия действующих норм и правил (не только юридических), этими нюансами можно пренебречь, что фактически происходит в теории и на практике.

2.1 Классификация социальных норм

Можно подразделить нормы исходя из таких критериев,как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы:

  1. правовые;
  2. моральные;
  3. политические;
  4. эстетические;
  5. религиозные;
  6. семейные;
  7. корпоративные;
  8. нормы обычаев, традиций, привычек;
  9. деловые обыкновения;
  10. правила этикета, корректности, приличия, обрядов ритуалов.

Это общепринятая и распространённая классификация. Все эти нормы объединяет то, что они носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют отдельно от других. Такой сферы отношений просто нет.

2.2 Соотношение права и обычая

Обычай принято определять как устойчивые и достаточно распространённые в определённой сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно 4 . Привычки – мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка – вторая натура.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

Правовые понятия юристов-практиков зачастую формируются практическим ответом, несут на себе отпечаток актуальных задач законодательной, административной, судебной и иной юридической деятельности. В понимании права нет и никогда не было единства. Учёные по-разному подходят к определению понятия права, его сущности, социального назначения, функций.

Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. В. С. Соловьев

Прокомментируйте следующее определение права: • Право – воля господствующего класса, возведенная в закон. • Право – совокупность норм, установленных и санкционированных государством, общеобязательных и обеспечиваемых силой государственного принуждения. • Право – мера свободы и справедливости. • Право – это сила. Какое из определений вы назвали бы универсальным, соответствующим современному толкованию?

Право – система общеобязательных норм(правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой Признаки •Относится к государственным властным явлениям •Имеет общий - обязательный характер •Регулирует общественные отношения •Отражает уровень и потребность развития общественных отношений •Принимается строго определенными государственными органами •Обеспечивается системой охранительных мер

Основные подходы Основные подходы Основные подходы Основные подходы к пониманию права к пониманию права к пониманию права к пониманию права нормативный нормативный философский философский социологический социологический

Теории происхождения права. 1. Теория божественного происхождения права. Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Право – это божественная справедливость, святость.

Теории происхождения права. 2. Теория естественного права. Законы, принимаемые в государстве должны быть естественными. Источником права есть разум. Справедливость в том, чтобы не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином.

Теории происхождения права. 3. Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. Право должно соответствовать духу эпохи, правовые нормы могут меняться.

Теории происхождения права. 4. Позитивная теория. Право представленной собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

Теории происхождения права. 5. Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право- это право силы сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

Теории происхождения права. 6. Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

Теории происхождения права. 7. Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

Теории происхождения права. 8. Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

Пути формирования права: 1. Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

Пути формирования права: 2. Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения

Структурные элементы нормативно-регулятивной системы У Р О В Н и нормы Общеобязательные правила поведения отношения Участники правовых отношений выступают как носители взаимных прав и обязанностей идеи Виды правосознания как совокупности взглядов, понятий, чувств и переживаний, выражающих отношения людей к праву

Обсудим: • Какой подход господствует в современной российской юридической науке? • Каковы его преимущества и недостатки?

Источники права – это внешние официально – документальные формы Выражения и закрепления норм права, исходящие от государства Виды источников права Правовой обычай Правило, которое Вошло В привычку народа и Выполнение Которого Обеспечивается государственным Принуждением Юридический прецедент Придание нормативного Характера Решению Суда по конкретному Делу Нормативно- Правовой акт Властное предписание Органов государства, Устанавливающее, Изменяющее и Отменяющее Нормы права Нормативный договор Правовой акт, основанный На взаимном Волеизъявлении Сторон, которым Образуется Правовая норма

Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве согласованности составляющих и одновременной дифференциации на отрасли и институты. норм и его Система права Отрасль права Институт права Правовые нормы

Система права – вся совокупность норм и Система права – вся совокупность норм и отраслей права данной страны отраслей права данной страны Норма права - общеобязательное правило Норма права - общеобязательное правило поведения, установленное государством и поведения, установленное государством и закрепленное в официальных правовых актах закрепленное в официальных правовых актах Отрасль права - совокупность правовых норм, Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующая целую сферу однородных регулирующая целую сферу однородных правовых отношений (конституционное правовых отношений (конституционное право, трудовое право, уголовное право, право, трудовое право, уголовное право, административное право и т.д.) административное право и т.д.)

Отрасли права Конституционное Административное Гражданское Семейное Трудовое Уголовное Гражданско-процессуальное Уголовно-процессуальное Финансовое право

Сущность права Право – совокупность общеобязательны норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Право охватывает все важнейшие сферы жизни общества. Право носит оценочный характер (правомерно или неправомерно), являясь нормативно закреплённой справедливостью. Государство, опираясь на право, формирует и издаёт законы (нормативно-правовые акты), в которых отражаются общественные представления и неправомерном, о дозволенном и запрещённом. правомерном о

В отличии от др. социальных норм, право характеризуется следующими признаками: 1.Общая обязательность. Нормы права, регулирует поведения всех членов общества или определённой категории граждан. 2. Бесперсонификация. Требования права обязательны для исполнения всеми - кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц. 3.Формальная определённость. Нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению устанавливаются компетентными государственными органами. 4.Охраняются принудительной силой государства (обеспеченность системой охранительных мер). 6. Гарантированность государства. Реализация правовых 5.Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неоднократные случаи. норм обеспечена принудительной силой государства. людей,

В отличии от др. социальных норм, право характеризуется следующими признаками: • Носят общеобязательный характер • Закреплены в законах и других правовых компетентными издаваемых актах, органами государства • Имеют вид письменного документа • Четко определяют границы возможного поведения • Обладают юридической силой, охраняются и обеспечиваются государством • Характеризуются неконкретностью адресата, т.е. отсутствием индивидуально- определенного лица и организации

Функции права: 1. Право является универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя. 2. Обязывает совершать активные положительные действия (не нарушать закон!), право способствует развитию общественных отношений. 3. Устанавливая права и обязанности определённых лиц, организаций, право вносит определённый порядок в жизнь общества и государства, создаёт предпосылки для их активности и эффективности. 4. В практической деятельности государственных органов (судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, являясь основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка. 5. Играет воспитательную роль, развивая в людях чувство справедливости, добра, гуманности, законности.

Читайте также: