Право как категория философии

Обновлено: 18.05.2024

Философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности.

Категории философии разрабатывались на протяжении всей ее истории. Менялось их количество, пересматривалось и уточнялось содержание, предлагались разные системы. По-разному трактовалась сущность категорий. Но несмотря на все различия, они почти всегда интерпретировались как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира.

В догегелевской философии категории рассматривались вне их связи и взаимообусловленности. Гегель впервые разработал развернутую систему взаимосвязанных категорий, представив их как ступени развития абсолютной идеи, а следовательно — всего материального и духовного мира. В материалистической диалектике категории рассматриваются как отражение, обобщение и преобразование в сознании человека свойств и связей объективного мира.

Из всех философских категорий, а к ним относятся все фундаментальные понятия этой области знания, важнейшую гносеологическую функцию выполняет группа категорий, выражающая движение мышления от незнания к знанию, от менее глубоких к более глубоким знаниям, от явления к сущности.

В начале познания действительность представляет собой чувственно воспринимаемое нерасчлененное целое, некую неопределенность. Познающий субъект выделяет часть этого целого, познания — некоторую определенность, нечто. Объективной основой этого выделения является относительная изолированность отдельных вещей и процессов, благодаря которой каждый из них может рассматриваться как относительно самостоятельная часть единого целого.

Познание объекта начинается с познания его свойств.

Философские основания науки – это совокупность философских понятий, идей, принципов и утверждений, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории.

Философские основания науки выполняют функцию аргументации добытых знаний. Рассматриваемая функция призвана обеспечить объективную истинность, проверяемость, точность и доказательность результатов исследований.. Являясь средством приращения новых знаний, они способствуют формированию эффективных методов научного исследования.

Мировоззренческая философия предоставляет ученым- правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления, определяет место че­ловека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с др. членами общества, а также с природной и социальной средой.




Онтологическая (учение о бытии ) выражается в применении в правовой науке, универсальной характеристики орга­низации общества и философских законов и катего­рий.

логико-методологическую функцию тем, что: 1) формулируют достаточно развитую совокупность принципов познания, нормативов, следование которым явл. не­обходимым условием получения достоверных, рациональных на­учных знаний; 2) раскрывают и развивают систему общих (логи­ческих) методов научного познания; 3) формулируют законы ло­гически последовательного мышления;

Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания. Рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту).

Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Гносеология - 3. Изучение того, как в процессе познания происходит движение от незнания - знанию. 4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе, соотношение этих знаний с предметами и явлениями, которые познаются.

Философские категории в познании права.

Философские категории - это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности.

Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи и появляться другие и т. д.

Сущность и содержание права. Нахождение и характеристика сущности права - это теоретическая проблема, относящаяся к особой области - философских проблем права. И уже одно это делает ее достаточно сложной. Не говоря уже о том, что право само по себе представляет весьма сложное социальное явление, что хорошо видно при попытках найти ему более или менее точное определение.

Форма - понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи.

Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к ценностному социальному явлению.

Закономерным образом юридическая наука в своем познании права стремится отразить в научном сознании существенные характеристики правовых явлений и процессов. Одной из таких важных характеристик является адекватность получаемых в процессе интеллектуально-волевой деятельности реальных свойств и качеств исследуемых объектов. Это и называется истинностью, что напрямую связано с точностью наших представлений о праве и его разнообразных проявлениях. Другими словами, истина – это правильное отражение в нашем сознании представлений о праве и правовых явлениях, которые выражаются через систему научных категорий.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Каждая наука, какую бы область действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и систему определенных категорий, наиболее общих понятий, свойственных данной науке. Философия разработала свою собственную систему категорий. Философские категории — это такие понятия, которые отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Прежде всего, это категории материи, сознания, движения, пространства и времени. В философии закон понимается как обобщенное отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные свойства явлений и процессов, которые могут повторяться при определенных условиях. В статическом смысле каждая отдельная философская категория может рассматриваться как закон особого рода, поскольку каждая категория отражает нечто существенное и особенное в вещах, что отличает ее по отношению ко всему миру.

История законов в философии

Первые философские построения, возведенные различными философскими школами в ранг законов, возникли на заре развития философии и науки в целом. Например, конфуцианцы в древнем Китае, озабоченные проблемой государства и этики, считали, что судьба человека предопределена Небом в соответствии с законом чжэнь. Даосы, в свою очередь, размышляли о Дао, фундаментальном законе природы и естественном порядке вещей, и пришли к выводу, что эволюция происходит через противоположность и в круговом движении, без привязки к какому-либо предмету. На основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с III века до н.э., помимо учения о 5 элементах или первоосновах — воде, огне, металле, дереве и земле, полярных силах инь и ян, идеи ци как первозданной субстанции — возникла идея Ли как закона, принципа, нормативного начала, разумной творческой силы, которая находится в противоречии с ци.

В диалектическом материализме

Главным законом считается закон единства и борьбы противоположностей. В отношении последнего закона можно также сказать, что непрерывность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым, новое включает в себя старое в далеком, преобразованном на иной основе.

Законы и категории диалектики тесно взаимосвязаны

Рассматривая основные объективные законы диалектики, легко заметить, что они по существу выражаются и описываются тесной взаимосвязью категорий. Например, закон перехода от количественных изменений к качественным отражает тесную взаимосвязь категорий количества и качества. Поэтому, не зная категорий, невозможно постичь и законы. С другой стороны, знание объективных законов развития природы и общества позволяет понять сущность категорий диалектики. Например, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность понять смысл таких противоположных категорий, как: Содержание и форма, необходимость и обусловленность, возможность и реальность и т.д., чтобы раскрыть.

Философия права Категория диалектики

Важнейшим свойством категорий с точки зрения диалектики следует считать их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Связь категорий настолько тесная, что при определенных условиях они могут превращаться друг в друга: Причина становится следствием, а следствие становится причиной, необходимость становится случайностью, а случайность становится необходимостью и т.д.

Закон взаимного соответствия и диалектический закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

Основными состояниями диалектических противоречий являются:
1) Гармония;
2) Дисгармонии;
3) Конфликты.

Философское понимание права

Существенным признаком права является необходимость, которая, разумеется, реализуется только при наличии соответствующих условий. Каждый объективный закон является частью общей связи явлений. Одновременно с каждым отдельным законом в природе и обществе существует бесконечное множество других отношений (как существенных, закономерных, необходимых, так и несущественных, случайных), которые так или иначе влияют на этот закон. Эти различные связи вместе формируют условия, при которых может быть реализован тот или иной закон. Необходимость закона, таким образом, заключается в том, что при наличии условий, которые служат оптимальной сферой для его проявления, действие закона неизбежно наступает. Отклонение от закона, изменение интенсивности его действия или формы проявления, замена одного закона другим может иметь место только при радикальном, качественном изменении условий, составляющих сферу действия этого закона. Таким образом, естественная связь является в то же время необходимой связью. Закон выражает необходимый характер существенных связей (отношений) объективного мира.

Поскольку необходимость проявляется в форме случайности, закон реализуется в форме случайности, то есть случайность — это форма проявления закона. Закон, проявляющийся в случайных явлениях и процессах, сталкиваясь с этими случайностями, обычно выступает как преобладающая тенденция, как результат действия многих факторов, как среднестатистическое значение. Поэтому законы науки, выраженные соответствующими математическими формализмами, являются не более чем идеализациями, в которых преобладающая тенденция принимается в форме, очищенной от случайностей и искажений.

Присущая закону всеобщность означает бесконечность по отношению к объекту, времени и пространству, т.е. любой закон распространяется на все явления и процессы определенного типа, определенной стадии, определенного класса, другими словами, на бесконечное множество одинаковых объектов без исключения. Этот закон действовал в прошлом, действует в настоящем и будет действовать в будущем, то есть всегда (во времени) и везде (в пространстве). Таким образом, закон является формой всеобщности и бесконечности в материальном мире. Поскольку закон имеет существенный, необходимый, всеобщий характер, он в то же время является устойчивой, постоянной, повторяющейся связью между явлениями.

Заключение

Список литературы

  1. Шептулин А.Г. Природа и специфика философских категорий. М., 1973.
  2. Друянов Л.А. Право в системе философских категорий. М., 1973.
  3. Е.А. Сидоренко Закон // Новая философская энциклопедия / Институт философии РАН, Национальный соц. — Научный фонд. Президиум научно-редакционного совета В.С. Степин. — 2-е обновленное и дополненное издание. — М.: Мысль, 2010.
  4. Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма. — Москва, Издательство Университета дружбы народов, 1990.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Анализируя системность как философско-правовое явление необходимо, прежде всего, определить понятие этого термина и его содержание. При этом понятие системности как правовой категории безусловно должно находится во взаимосвязи с взаимозависимости от определения системы как философско-правовой категории. Более того, правовой наукой должно быть выработано универсальное философско-правовое определение, которое с очевидность вбирало в себя, с одной стороны, фундаментальные философские признаки системы, с другой, служило внешним выражением права.

Понятие системности следует рассматривать как трансграничную категорию, имеющую не только правовую, но и философскую основу. Идея системности была одной из основополагающих в трудах Гегеля, который сформулировал системную идею применительно к философии, в соответствии с которой каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но философская идея имеется в каждой из этих частей в особенной определенности или особом элементе [2, с. 33].

Системность как таковая имеет своей целью исследование сложных целостных явлений природного и общественного бытия. В настоящее время назрела необходимость в использовании общенаучных представлений о системности к праву, поскольку без системного представления о праве, невозможно говорить о правовом государстве и создании институтов гражданского общества.

В научной философской литературе мы сталкиваемся с многообразием теоретического описания понятия системы, основные идеи которого могут быть использованы в правовой науке. Думается многообразие теоретических представлений о системности, вызвано, прежде всего, научной ценностью системы как особой формы бытия и желанием научного сообщества дать понятие и характеристику системы из ее сущностных признаков, характера объектов и их внутренних взаимосвязей и внешнего проявления.

Понятие системности права должно со всей очевидностью свидетельствовать об универсальности данного понятия для всех правовых отраслей и отражать всю внутреннюю сущность и содержание права. При этом следует учитывать, что в основу предложенного авторского понятия системности должен быть положен глубокий анализ сущностных характеристик права.

Вопросы системности права были предметом обстоятельного исследования в 40-х – 70-х годах XX века, а отдельные вопросы системы права были предметом дискуссии в начале 80-х годов XX века. Не отрицая значимости проведенных исследований и достигнутых существенных научных результатов, позволим отметить, что исследования по такой существенной проблеме как системность проводились применительно к общественным отношениям, регулируемых советским правом, основанном на плановой экономике, вмешательстве государства в частноправовую сферу и фактическом отрицании частной собственности.

Более чем 30-ти летний период развития правовой системы прошедший после последнего серьезного исследования по проблеме системы права и системообразующих факторов свидетельствует о серьезных пробелах в теории правового регулирования общественных отношений на современном этапе исторического развития. Более того, коренные изменения в экономико-политической жизни страны фактически повлекли за собой необходимость создания новой системы права, основанной на новых принципах и методах, имеющих своей целью разрешение новых функциональных задач. Задача правовой науки в этих условиях сводится к выявлению объективных закономерностях существования системы права. Кроме этого, совершенствование системы действующего законодательства должно главным образом опираться на высокую степень научного познания системности, которая по своей правовой сути должна служить примером должного построения и системы законодательства в целом.

Таким образом, системность права – это объективное свойство права, которое служит фундаментальной и объективной предпосылкой объединения структурных элементов системы права: правовых норм, институтов, подотралей и отраслей в целостное и внутренне непротиворечивое системное целое, внутри которого существуют неразрывные правовые связи, позволяющие говорить о единстве системы.
Литература:

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. 2. Гегель Г.В. Сочинения. Т. 1. М., Ленинград, 1929. 3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т. 20.

4. Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003.

5. Спиркин А.Г. Курс марксистской философии. М., 1965.

6. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.

Основные термины (генерируются автоматически): система, системность, правовая наука, проблема системности, системный подход, целое, особенная определенность, особый элемент, правовая система, правовое регулирование.

Зачатки философского понимания права восходят к глубокой древности, но четкое воплощение этот подход получил в классической немецкой философии — у Канта и Гегеля.

Что такое право и законы? право ли то, чего требуют законы? и каков всеобщий критерий, на основании которого можно различать правое и неправое?

Конкретное содержание законов не есть суть права. Это всего лишь материал для поисков всеобщего критерия или принципа права, представляющего собою теоретическую абстракцию.

Гегель различал философское (для философов и законодателей - это свобода) и прикладное определения права (для практической юриспруденции и граждан - это закон, реальные нормы, гарантируемые государством).

Сравнение с естественно-правовыми концепциями

Философское понимание права близко к теории естественного права, но не совпадает и не смыкается с ней.

  • философское понимание носит идеальный характер, исходит не из действующего права, а из того, каким право должно быть.
  • философское понимание представляет собой элемент дуалистического восприятия прав: оно не мыслится само по себе, но только в соотношении с действующим правом.
  • представляет собою одно из парных понятий, вторым в данном случае является позитивное или естественное право.
  • в философском понимании права нет детализации, которая в естественном праве может быть столь же подробной, как в позитивном;
  • философское понимание не содержит конкретных норм, но только общее правило, норму норм или закон законов;
  • философское понимание распространяется как на действующее, так и на естественное право. Оно лежит (применительно к действующему праву — должно лежать) в основе того и другого.

Формула и содержание философского понимания права

Философское понимание права как свободы получило широкое признание.

Оно нуждается в разъяснениях, в определении меры и характера свободы, ее сочетания с несвободой.

Критерий ограничения свободы

В реальной жизни, в обществах с развитой правовой системой свобода гражданина ограничивается позитивным правом, но это не отвечает требованиям философского понимания права.

Философское понимание предполагает выявление принципа ограничения свободы, а не фактическое установление ее границ.

Таким принципом служит недопустимость посягательства на свободу других лиц.

Право основывается не только на определенной свободе, но и на определенном равенстве.

Ты свободен, но ты обязан признавать, что и другие люди в равной степени свободны. Значит, ты свободен в той степени, в какой ты не посягаешь на свободу других лиц.

Категорический императив как нравственная сущность философского понимания (или идеи) права

Смысл права состоит в согласовании своей свободы со свободой других лиц. Действующее право содержит конкретные указания, что следует, а чего не следует делать. В основе права не только утверждение своей свободы, но и уважение свободы других.

Право — это инструмент взаимного приспособления, средство сосуществования, предполагающее взаимные обязанности и взаимное уважение.

Право представляет собой применение в особой сфере общественных отношений принципа нравственного поведения, названного Кантом категорическим императивом.

Этот принцип получил признание во всех развитых цивилизациях, он содержится в Ветхом и Новом Завете, у Конфуция и в других источниках.

Суть его в том, чтобы не делать другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе.

Категорический императив представляет собой (должен представлять) нравственную основу права. Именно к нему и сводится, в конечном счете, философское понимание права.

Согласно философскому пониманию право имеет нравственное содержание, а всякое отступление от него, даже не являющееся формальным правонарушением, означает искажение природы права, злоупотребление правом.

Злоупотребление правом — важнейшая проблема, вытекающая из философского понимания права, — еще не получила законодательного решения и тщательной теоретической разработки, хотя и привлекает к себе внимание не только за рубежом, но и в нашей стране.

Категорический императив должен лежать в основе права, но не исчерпывается им, он шире и выше права. Это нравственный принцип, который охватывает все стороны человеческой жизни.

Сфера права уже, чем сфера нравственности.

К правовому регулированию любое общество прибегает только в тех случаях, когда нарушение нравственной нормы приобретает значительную социальную опасность.

Читайте также: