Что такое субъект права рф

Обновлено: 17.05.2024

Российская Федерация - это уникальная система, сочетающая в себе как объекты, так и многочисленные субъекты. При правильном построении взаимоотношений эти две основные единицы смогут образовать полноценную структуру, в которой все будут довольны. В свою очередь, это довольство будет выражаться в повышении показателей во всевозможных сферах жизни и деятельности как духовного, так и экономического, политического характера.

  • Структура
  • Права, обязанности и характеристики
  • Города, обладающие статусом федерального значения
  • Области автономного характера
  • Округа автономного характера
  • Республики
  • Края
  • Области
  • Другие факты

Структура

  • 46 областей
  • 9 краев
  • 4 автономных округа
  • 3 города, носящие статус федерального значения
  • 1 область автономного значения
  • 22 республиканские территории

Важно! Права каждой административно-территориальной единицы регламентированы в 65 статье главного свода законов Российской Федерации - Конституции.

Рис. 1. Москва - город с особым статусом

Права, обязанности и характеристики

Все субъекты России находятся в непосредственном подчинении у президента, по этой причине они не имеют никакого права по собственной инициативе выйти из состава государственных единиц. Однако в противоречии этому фактору стоит образование новых субъектов путем вхождения в состав новых единиц, образующих устройство государства. Считаться полноправной территориальной единицей новые территории могут только в том случае, если на это имеется желание новых граждан. Не менее значимой единицей государственного устройства являются 8 округов Федерального значения. Они включают в себя и объединяют между собой несколько менее масштабных субъектов РФ, но не могут являться административно-территориальными единицами. Все субъекты могут иметь свои собственные уставы, которыми будут регулироваться взаимоотношения и обязанности внутри области, региона, города и т.д. Для республик характерно еще и наличие собственной Конституции.

Города, обладающие статусом федерального значения

Федеральное значение - этот термин сразу дает понять, что речь идет о чем-то очень важном для целого государства. Город федерального значения - это город, имеющий уникальный набор характеристик и качеств, которые поднимают его важность до государственного уровня.

Рис. 2. Санкт-Петербург - город з статусом федерального значения

  1. Москва считается городом особого статуса по ряду причин:
    • Является столицей государства, следовательно - имеет особую важность.
    • В Москве сосредоточено все Верховное Правительство Российской Федерации. Именно здесь создаются, принимаются на рассмотрение и утверждаются различные законопроекты.
    • Высокий уровень ВВП.
    • Высокий уровень жизни населения.
  2. Санкт-Петербург обладает статусом города федерального значения также по нескольким причинам:
    • Является северной столицей Российской Федерации.
    • В Санкт-Петербурге расположены многочисленные важнейшие точки и центры страны.
    • Высокий уровень развития экономической и политической систем, в связи с чем увеличивается уровень жизни населения.
  3. Севастополь признан городом со статусом федерального по следующим причинам:
    • В нем расположены важнейшие стратегические точки страны, в том числе и главный штаб Черноморского флота, который считается самым большим в Российском военно-морском флоте.
    • Является международным портом.
    • Открывает для морских отношений России с другими государствами широкие перспективы, позволяя сообщаться по морским путям почти со всеми европейским странами.

Области автономного характера

Само слово автономность дает четко и ясно понять, что речь идет о полной независимости от чего-либо. Такими чертами в составе России обладает только один субъект - еврейская автономная область. Ее центром является город Биробиджан. В свою очередь она входит в состав Дальневосточного округа России.

Рис. 3. Севастополь - город з статусом федерального значения

Округа автономного характера

  1. Ханты-Мансийский . Административным центром этого округа является одноименный город Ханты-Мансийск.
  2. Центром Ненецкого автономного округа является город Нарьян-Мар.
  3. Во главе Чукотского округа стоит город Анадырь.
  4. Ямало-Ненецким округом управляет административный центр в роли Салехарда.
  • Собственным законодательством , которое может выражаться в нормативно-правовых актах, созданных органами самоуправления, чья власть распространяется именно на этой территории.
  • Собственной территорией , которая не может изменяться в размерах без воли на то субъекта, и населением.
  • Правом на самостоятельное принятие решений , касающихся определенных вопросов. Однако эта самостоятельность может распространяться только в полномочных рамках.
  • Правом на самостоятельное заключение договоров и соглашений даже на международном уровне.

Республики

В числе субъектов России находятся 22 республики, которые входят в состав различных федеральных округов. Каждая республика имеет свой центр, который может создавать свои собственные правила, действия которых будут распространяться только на эту республику.

Впервые статус края по отношению к определенной территории государства был употреблен еще в конце XIX века - начале XX, но он не считался официальным названием. С того времени значение данного термина значительно изменилось. Сегодня край - это одна из основных единиц государства, чья деятельность и полномочия прописаны в Конституции. В Российской Федерации по состоянию на 2018 год находятся 9 краев с собственными административными центрами.

Рис. 4. Ханты-Мансийск - центр Ханты-Мансийского автономного округа

Области

Области - это одни из самых маленьких территориальных единиц государства по площади. Они, как и все остальные субъекты, имеют право на составление собственных актов, регулирующих нормы поведения, основы культуры, предписывают условия для определенного рода действий. Как и другие субъекты, области находятся под руководством административного центра, который подчиняется вышестоящим органам власти. В 2018 году в составе Российской Федерации насчитывается 46 областей. Расположены они в различных уголках страны и имеют определенные границы, за пределами которых начинают действовать совершенно другие правила и предписания.

Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством.

Привычная сфера деятельности властей в публичных отношениях уводит их на задний план как участников гражданского оборота. Однако для осуществления их функций требуется соответствующее материальное обеспечение и собственность.

По этой причине, они выступают в качестве участников гражданских правоотношений.

То, что такой статус не предполагает применение мер принуждения к контрагентам становится неожиданностью даже для должностных лиц.

В качестве примера можно привести многочисленные нарушения со стороны муниципальных образований по вопросам аренды земельных участков. Местные власти в одностороннем порядке повышали размер платежей и требовали подписания соответствующего соглашения, вразрез с тем, что предусматривали обязательства. Отказавшиеся предприниматели регулярно вызывались на заседания комитетов по работе с должниками (хотя оснований для их образования не было).

Правовое положение публичных образований в гражданской сфере определено ст. 124 ГК.

Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством

Понятие публичного образования в законодательстве напрямую не предусматривается. Его можно найти при помощи науки конституционного права, а также в позициях высших судебных инстанций.

Последние подразумевают под этим термином любые властные органы, осуществляющие публичные функции.

Однако наука конституционного права ограничивает их 3-мя видами:

  • общегосударственный субъект – Российская федерация;
  • региональные – субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Виды и перечень субъектов РФ предусмотрены в Конституции (ст. 65) и включают 85 регионов.

Порядок появления и реализации правоспособности

Гражданская правоспособность таких образований появляется с момента их создания. Что касается РФ, то в современном виде она была создана в 1993 г., после принятия Основного закона. Субъекты Федерации создаются на основании конституционного законодательства, а также уставов или конституций регионов. В качестве основы деятельности муниципалитетов вступают уставы.

Особенности участия в гражданских правоотношениях

  • Эти субъекты обладают специальной правоспособностью. Их статус запрещает заниматься предпринимательством.
  • Им принадлежат полномочия по установлению общих правил гражданского оборота.
  • Они осуществляют правоспособность не через единый центр, а распределенным образом. При этом, им принадлежит право самостоятельного определения ее границ.
  • Они участвуют в гражданских правоотношениях опосредованным способом. Это делается через определенные органы или через наделенных полномочиями лиц.

Несмотря на то, что статус этих структур предполагает столь широкие властные полномочия, связанные с возможностями изменения действующих правил, они отказываются нарушать принципы равенства участников гражданского оборота. Это связано с необходимостью создавать благоприятный режим на всех рынках и стимулировать частную инициативу.

Способы реализации правоспособности

Ст. 125 ГК предусматривает 2 способа реализации правоспособности. Первый подразумевает действия отдельных Федеральных, региональных или местных органов, согласно имеющейся у них компетенции. Она содержится как в законодательных актах, так и в положениях о них. Такие органы обладают правами юрлица.

Другим способом служит действия таких органов, а также граждан или организаций на основании законов, указов Президента, постановлений Правительства, местных региональных актов, осуществляемые по специальному поручению.

Примером такового может выступать голосование в совете директоров акционерного общества, участником которого является публичное образование.

Особенности участия государственных и муниципальных субъектов в отдельных сферах гражданского оборота

Объем специальной правоспособности таких лиц зависит от того, какие виды правоотношений он затрагивает.

Вещные права

В этой сфере государству и муниципалитетам могут принадлежать права собственности на любое имущество, необходимое для выполнение их функций.

Законодательство предусматривает ряд особых условий:

  • В качестве оснований для возникновения вещных прав выступают исключительные процедуры. В них входит взимание налогов, проведение конфискации, реквизиции и национализация, а также принудительный выкуп земли и бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей. При их реализации указанные объекты переходят в собственность государства.
  • В качестве исключительного основания прекращения вещных прав выступает приватизация имущества. В результате нее, объекты переходят в частную собственность.
  • В собственности государства находится особое имущество. Наиболее характерным примером являются изъятые из оборота вещи. В частности, боевое оружие, недоступное для легального приобретения частными лицами.
  • Создание организаций, на имущество которых распространяется право собственности учредителя. Примерами служат МУПы и ГУПы, а также казенные предприятия.
  • Особые основания приобретения вещей в порядке наследования. Собственность государства возникает, если у умершего гражданина отсутствуют наследники, либо если имеющиеся не заявили свои притязания на имущество по закону или на основании завещания в течение полугода после смерти наследодателя. Также любой гражданин вправе определить переход своей собственности в пользу государства или муниципалитета в завещании.

Обязательственное право

Наряду с вещными правами, такие субъекты могут выступать в качестве стороны обязательства.

К числу наиболее распространенных соглашений относятся договоры поставки и подряда для государственных или муниципальных нужд. Обязательства возникают на основании контрактов. Полномочия по их одобрению передаются специально создаваемой конкурсной комиссии. А сама процедура выбора контрагента предполагает сравнение заявок различных компаний по ряду критериев.

Ст. 817 ГК предусматривает регулирование обязательства, вытекающие из договора муниципального и государственного займа. Он предусматривает выпуск последними ценных бумаг, подтверждающих право предъявителя на получение долга.

Другим примером обязательства служит бюджетный кредит, заемщиком по которому могут быть как публичные субъекты, так и юрлица.

Договор муниципальной или государственной гарантии выступает в качестве обеспечения кредитных и иных обязательств заемщика. Примером служат стройки олимпийских объектов в Сочи. Строительные компании получали такие гарантии в качестве обеспечения по банковским кредитам.

Отношения, связанные с интеллектуальной собственностью

Ст. 1298 ГК устанавливает возможность определенных условий в контракте по созданию произведения искусства или культуры для нужд государства или муниципалитета. Исключительное право может принадлежать как единолично заказчику, так и последнему наряду с исполнителем. В случаях, когда оно остается за автором, заказчик получает простую лицензию на использование произведения бесплатно.

В отношении технологий (ноу-хау) исключительные права могут также принадлежать заказчику, однако такое условие должно содержаться в контракте. Такие условия обязательно включаются в текст, если результат относится к изъятым из оборота объектам, если доведение до применения финансируется РФ, если результаты связаны с оборонной сферой и безопасностью.

Корпоративные отношения

Наиболее часто участие государства и муниципалитетов проявляется в случаях приватизации, а также в процессе создания юрлиц и их управления.

Такие субъекты могут участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях.

Участвуя в капитале коммерческих организаций, РФ действует, в основном, через Росимущество. Но существуют и другие подобные органы. К примеру, управление акциями Сбербанка, находящихся в собственности государства осуществляет Центральный банк РФ. Голосование в советах директоров предприятий, доля в которых принадлежит государству или муниципалитету осуществляется назначенными в эти органы лицами.

Также законодательство предусматривает такой вид организаций как государственные корпорации. Порядок создания и деятельности каждой из них должен регулироваться отдельным федеральным законом.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Комментарии к ст. 124 ГК РФ

1. Одним из субъектов гражданских правоотношений является Российская Федерация, под которой согласно ст. 1 Конституции РФ понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.

Основное назначение любого государства, в том числе и Российской Федерации, состоит в реализации его функций. Осуществление большинства внутренних и части внешних функций современного Российского государства требует использования последним гражданско-правовых средств - отсюда вытекает необходимость использования им гражданско-правовых форм и институтов, из чего и следует выступление государства в качестве самостоятельного гражданско-правового субъекта.

В отличие от законодательства советского периода, когда государство рассматривалось как единый субъект гражданских отношений, действующее законодательство, таким образом, исходит из признания наряду с Российской Федерацией других публичных образований (государственных и муниципальных), также являющихся самостоятельными субъектами права.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования являются самостоятельными участниками гражданского оборота (ст. 2 ГК РФ). В п. 1 комментируемой статьи указывается, что данные субъекты участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с юридическими и физическими лицами, что следует из принципов, закрепленных в ст. 1 Кодекса. Однако принцип равенства выдерживается не всегда в силу особого статуса государства как публичного образования, выполняющего прежде всего политические, социальные и иные задачи.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.

Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, очень часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а с другой - подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов. Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и поэтому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Участвуя в гражданских правоотношениях, оно в добровольном порядке ограничивает свой иммунитет, что приводит к выводу о "раздвоении" правосубъектности государства при его участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

В гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами.

Муниципальное образование составляют территориальные образования, круг которых очерчен в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи к публичным образованиям, в том числе к Российской Федерации, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, Российская Федерация не является юридическим лицом, вместе с тем на нее распространяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей рассматриваемых субъектов.

К примеру, не могут быть применены к публичным образованиям положения о создании и ликвидации юридических лиц, их делении на коммерческие и некоммерческие и др. Вопросы создания публичных образований, изменения их статуса определяются нормами конституционного права. Так, порядок создания нового субъекта РФ определяется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Правовой режим имущества публичных образований, порядок формирования этого имущества также определяются, прежде всего, нормами финансового права.

Необходимость участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, предопределяет обладание публичных образований признаками юридического лица, позволяющими названным субъектам выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных субъектов права.

Рассматриваемая норма должна толковаться как прием юридической техники, позволяющий избежать дублирования тех положений, которые аналогичны для юридических лиц и публичных образований, и вовсе не означает признания публичных образований юридическими лицами.

В то же время наличие статуса юридического лица позволяет государственному органу становиться самостоятельным участником гражданского оборота. Государственные органы могут наделяться правами юридического лица при необходимости выступления в имущественном обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей. При этом следует иметь в виду, что понятие органов государственной власти, или государственных органов, используемое в статье 125 ГК РФ, не тождественно понятию органов юридического лица (хотя к гражданско-правовому статусу публично-правовых образований по общему правилу пункта 2 статьи 124 ГК РФ и применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях).

Задайте вопрос юристу:

Субъекты РФ – административное и территориальное деление

Российская Федерация – самая большая по занимаемой площади страна в мире на сегодняшний день. Она простирается почти на три тысячи километров с севера на юг и девять тысяч километров с запада на восток. Охватывает 11 часовых поясов. Для сравнения: Канада, вторая по площади страна, меньше России в 1,7 раза.

По численности населения наша страна уступает государствам с меньшей территорией. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (росстата), здесь постоянно проживают 146,88 млн человек. Это девятое место в мире в соответствующем перечне.

Как же осуществляется управление такой огромной страной? Какова роль субъектов РФ в ее политической и правовой структуре? Об этом в сегодняшней статье.

Что такое субъекты РФ и для чего они нужны

Как следует из самого названия, наше государство является федерацией, что переводится с латыни как союз, консолидация. Федеративное устройство подразумевает объединение различных территориальных образований, каждое из которых наделено политической и юридической самостоятельностью. При этом они не имеют государственного суверенитета, а подчиняются федеральным органам власти.

Территориальные группирования, части одного целого, называются субъектами союзного государства. Таким образом, субъекты РФ – это составные части единой страны, которые, по принятой структуре деления, относят к территориальным единицам высшего уровня. Их также называют регионами.

Каждый из субъектов федерации наделен правом учреждать собственные признаки государственности: устав (конституцию), герб, флаг, законодательную и исполнительную власти. Представители всех субъектов страны формируют совет Федерации (палату регионов), где обсуждается единый порядок существования, основанный на принципе равноправия. Выход из состава федерации с обретением полного суверенитета не предусмотрен.

Данная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, является наиболее разумной и эффективной, учитывая огромные размеры и многонациональность страны.

Какие бывают субъекты РФ и сколько их

Структура субъектов РФ

В соответствии с Основным Законом РФ (конституцией) в состав нашего государства входят 85 субъектов. Все они отмечены на карте.

  1. Республики (22). Субъекты РФ, имеющие право на свою конституцию, язык, собственную столицу.
  2. Края (9). Территориально-административные единицы, часто образованные в результате укрупнения национальных округов, областей.
  3. Области (46). Обширные территории вокруг значимого крупного города, являющегося их центром. Самая многочисленная из всех регионов.
  4. Еврейская автономная область. Единственная оставшаяся автономная область в России после распада СССР.
  5. Города федерального значения (3). К двум столицам – Москве и Санкт-Петербургу – в 2014 году добавился Севастополь. Договором аренды с Республикой Казахстан данный статус временно предусмотрен также для космодрома Байконур (до 2050 года).
  6. Автономные округа (4). Регионы, сформированные по национальному признаку. Имеют собственный устав (конституцию), вправе заключать международные договора.

Какова структура органов власти в регионах

Система государственной власти субъектов РФ включает в себя:

  • законодательное собрание или ЗакС – законодательный, он же представительный орган;
  • исполнительный орган государственной власти или ИОГВ;
  • высшее должностное лицо региона (глава администрации, президент, губернатор, мэр, председатель);
  • судебный орган.

Субъекты РФ сами определяют название ЗакС, его структуру, количество сотрудников (депутатов), срок их полномочий. Помимо прочего, формируют бюджет, разрабатывают и реализуют программы социального и экономического развития, проводят выборы в местные парламенты, устанавливают локальные налоги, осуществляют административное деление принадлежащей им территории.

Региональный ИОГВ подчиняется главе субъекта РФ (высшему должностному лицу), образуя при этом единую ветвь власти в рамках федерации. Глава представляет интересы своего региона на федеральном уровне, отчитывается перед Президентом РФ.

При всей самостоятельности региональных властей следует отметить обязательное главенство федеральных законов страны.

Что такое коды субъектов РФ и где их найти

Для унификации, автоматизации ведения документов, сбора статистических данных, учета налоговых поступлений всем субъектам РФ присваиваются персональные коды. Например, зная государственный номер автомобиля, выданный ГИБДД, можно сразу узнать, из какого он региона, где стоит на учете.

Перечень субъектов РФ

В платежных квитанциях, при заполнении налоговой декларации юридическими, физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями дополнительно указывается код ОКТМО. Расшифровка такая: общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

Полный перечень кодов субъектов РФ можно найти в Википедии.

История развития территориального деления России

Киевская Русь была поделена на волости (от слова “власть”). Это был аналог современных областей. В каждой правил наместник – княжеский сын, получавший часть земель от отца в удел. Так, постепенно, к середине 12 века, волости сменились удельными самостоятельными княжествами (землями), что фактически привело к распаду древнерусского государства.

Сохранившиеся экономические связи между родственниками, а также усиление влияния княжества Московского привели в 15 веке к постепенному объединению Руси. Появилась новая территориальная единица – уезд (местность, которую объезжал сборщик дани). В состав уезда могли входить станы (места остановок, отдыха) и волости.

В начале 18 века Петр I разделил Русь на губернии с входящими в их состав провинциями и уездами (первоначально дискритами). А к середине 18 века Екатерина II учредила наместничества, наряду с губерниями и областями. Со временем часть губерний стала называться земствами (это административные единицы с местным самоуправлением).

В первой половине 20 века губернии сменились краями и областями, с делением на районы, автономные области и округа. Впервые было заявлено о федеративном государственном устройстве Российской Республики.

Дальнейшие укрупнения, переименования территорий привели к возникновению республик, городов федерального значения. Согласно конституции 1993 года все крупные административные образования страны получили статус субъектов Российской Федерации.

Заключение

Подведу итог вышесказанному. Россия – государство с федеральной формой правления, составными частями которого являются субъекты РФ (регионы страны). Их общее количество – 85. Это республики, округа, края, области, города федерального значения и одна автономная область. Каждому субъекту присвоен уникальный код.

Субъекты наделены правами и обязанностями, не противоречащими Основному Закону страны. Внутренние границы территориальных образований могут меняться по взаимному согласию, выход из состава федерации не предусмотрен.

Друзья, интересуетесь ли вы историей нашей страны? Была ли вам полезна статья? Оставляйте свое мнение в комментариях.

Субъекты РФ – административное и территориальное деление

Российская Федерация – самая большая по занимаемой площади страна в мире на сегодняшний день. Она простирается почти на три тысячи километров с севера на юг и девять тысяч километров с запада на восток. Охватывает 11 часовых поясов. Для сравнения: Канада, вторая по площади страна, меньше России в 1,7 раза.

По численности населения наша страна уступает государствам с меньшей территорией. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (росстата), здесь постоянно проживают 146,88 млн человек. Это девятое место в мире в соответствующем перечне.

Как же осуществляется управление такой огромной страной? Какова роль субъектов РФ в ее политической и правовой структуре? Об этом в сегодняшней статье.

Что такое субъекты РФ и для чего они нужны

Как следует из самого названия, наше государство является федерацией, что переводится с латыни как союз, консолидация. Федеративное устройство подразумевает объединение различных территориальных образований, каждое из которых наделено политической и юридической самостоятельностью. При этом они не имеют государственного суверенитета, а подчиняются федеральным органам власти.

Территориальные группирования, части одного целого, называются субъектами союзного государства. Таким образом, субъекты РФ – это составные части единой страны, которые, по принятой структуре деления, относят к территориальным единицам высшего уровня. Их также называют регионами.

Каждый из субъектов федерации наделен правом учреждать собственные признаки государственности: устав (конституцию), герб, флаг, законодательную и исполнительную власти. Представители всех субъектов страны формируют совет Федерации (палату регионов), где обсуждается единый порядок существования, основанный на принципе равноправия. Выход из состава федерации с обретением полного суверенитета не предусмотрен.

Данная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, является наиболее разумной и эффективной, учитывая огромные размеры и многонациональность страны.

Какие бывают субъекты РФ и сколько их

Структура субъектов РФ

В соответствии с Основным Законом РФ (конституцией) в состав нашего государства входят 85 субъектов. Все они отмечены на карте.

  1. Республики (22). Субъекты РФ, имеющие право на свою конституцию, язык, собственную столицу.
  2. Края (9). Территориально-административные единицы, часто образованные в результате укрупнения национальных округов, областей.
  3. Области (46). Обширные территории вокруг значимого крупного города, являющегося их центром. Самая многочисленная из всех регионов.
  4. Еврейская автономная область. Единственная оставшаяся автономная область в России после распада СССР.
  5. Города федерального значения (3). К двум столицам – Москве и Санкт-Петербургу – в 2014 году добавился Севастополь. Договором аренды с Республикой Казахстан данный статус временно предусмотрен также для космодрома Байконур (до 2050 года).
  6. Автономные округа (4). Регионы, сформированные по национальному признаку. Имеют собственный устав (конституцию), вправе заключать международные договора.

Какова структура органов власти в регионах

Система государственной власти субъектов РФ включает в себя:

  • законодательное собрание или ЗакС – законодательный, он же представительный орган;
  • исполнительный орган государственной власти или ИОГВ;
  • высшее должностное лицо региона (глава администрации, президент, губернатор, мэр, председатель);
  • судебный орган.

Субъекты РФ сами определяют название ЗакС, его структуру, количество сотрудников (депутатов), срок их полномочий. Помимо прочего, формируют бюджет, разрабатывают и реализуют программы социального и экономического развития, проводят выборы в местные парламенты, устанавливают локальные налоги, осуществляют административное деление принадлежащей им территории.

Региональный ИОГВ подчиняется главе субъекта РФ (высшему должностному лицу), образуя при этом единую ветвь власти в рамках федерации. Глава представляет интересы своего региона на федеральном уровне, отчитывается перед Президентом РФ.

При всей самостоятельности региональных властей следует отметить обязательное главенство федеральных законов страны.

Что такое коды субъектов РФ и где их найти

Для унификации, автоматизации ведения документов, сбора статистических данных, учета налоговых поступлений всем субъектам РФ присваиваются персональные коды. Например, зная государственный номер автомобиля, выданный ГИБДД, можно сразу узнать, из какого он региона, где стоит на учете.

Перечень субъектов РФ

В платежных квитанциях, при заполнении налоговой декларации юридическими, физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями дополнительно указывается код ОКТМО. Расшифровка такая: общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

Полный перечень кодов субъектов РФ можно найти в Википедии.

История развития территориального деления России

Киевская Русь была поделена на волости (от слова “власть”). Это был аналог современных областей. В каждой правил наместник – княжеский сын, получавший часть земель от отца в удел. Так, постепенно, к середине 12 века, волости сменились удельными самостоятельными княжествами (землями), что фактически привело к распаду древнерусского государства.

Сохранившиеся экономические связи между родственниками, а также усиление влияния княжества Московского привели в 15 веке к постепенному объединению Руси. Появилась новая территориальная единица – уезд (местность, которую объезжал сборщик дани). В состав уезда могли входить станы (места остановок, отдыха) и волости.

В начале 18 века Петр I разделил Русь на губернии с входящими в их состав провинциями и уездами (первоначально дискритами). А к середине 18 века Екатерина II учредила наместничества, наряду с губерниями и областями. Со временем часть губерний стала называться земствами (это административные единицы с местным самоуправлением).

В первой половине 20 века губернии сменились краями и областями, с делением на районы, автономные области и округа. Впервые было заявлено о федеративном государственном устройстве Российской Республики.

Дальнейшие укрупнения, переименования территорий привели к возникновению республик, городов федерального значения. Согласно конституции 1993 года все крупные административные образования страны получили статус субъектов Российской Федерации.

Заключение

Подведу итог вышесказанному. Россия – государство с федеральной формой правления, составными частями которого являются субъекты РФ (регионы страны). Их общее количество – 85. Это республики, округа, края, области, города федерального значения и одна автономная область. Каждому субъекту присвоен уникальный код.

Субъекты наделены правами и обязанностями, не противоречащими Основному Закону страны. Внутренние границы территориальных образований могут меняться по взаимному согласию, выход из состава федерации не предусмотрен.

Друзья, интересуетесь ли вы историей нашей страны? Была ли вам полезна статья? Оставляйте свое мнение в комментариях.

Читайте также: