Право как и мораль религия политика экономика искусство является неотъемлемым элементом культуры

Обновлено: 18.05.2024

Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделим в нем три измерения - в соответствии с основными типами смыслов, содержащихся в социальной информации.

Этими типами смыслов являются:

В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовной культуры является то, что в них на первом плане находится сочетание знаний и ценностей. Это не значит, что регулятивные парадигмы в духовной культуре отсутствуют. Но нетрудно заметить, что конечной целью созидательной деятельности в области духовной культуры являются знания и ценности, тогда как регулятивы играют вспомогательную роль, выступая, главным образом, лишь как средства (способы, методы) создания духовных ценностей.

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относятся нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область культуры социальных отношений, или, короче, социальной культуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однако знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности. Главное же содержание социальной культуры - регулятивы, ценности и идеалы.


  1. духовная культура (соответствует ценностно-когнитивной парадигме)

  2. технологическая (материально-техническая) культура (соответствует когнитивно-регулятивной парадигме);

  3. социальная культура (соответствует ценностно-регулятивной парадигме).

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область соци­альной культуры. Главное содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.

Наконец, в культуре существует область технологической культу­ры — в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план.

Однако иметь в виду, что существующие в реальной действительности культурные феномены и формы сложнейшим образом сочетаются и взаимопересекаются, границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — форма духовной культуры. Но в нем есть и технологический аспект-создание, оформления, распространения произведений искусства, и социальный аспект – художественная жизнь общества, политика в этой области.

Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее социализованные (приспособленные к условиям общественного бытия) способы. Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Он может носить расплывчатый, ориентировочный характер. Сценарии предопределяют нашу профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь. Конкретизируется же они в реальной жизнедеятельности личности и зависит от ее индивидуальных качеств.

Всякий культурный сценарий, с одной стороны, обеспечивает соответствие действий человека условиям общественной жизни, их возможную успешность. Благодаря опоре на традиции он делает поведение людей понятным для других и предсказуемым. Но, с другой стороны, рамки культурного сценария стандартизируют мышление людей, и это может ставить их в тупик, когда они оказываются в жизненных ситуациях, не предусмотренных эталонными культурными сценариями. Творцы культуры, прокладывающие новые пути ее развития, зачастую отходят от предписанных культурой сценариев и находят оригинальные, ранее неизвестные сюжеты деятельности (которые позже могут стать образцами для новых сценариев).

♦ Мистические верования — знания, основанные на вере в существование таинственных, необъяснимых, сверхъестественных и сверхразумных сил, явлений и источников знаний.

Два типа или уровня ценностных парадигм:

♦ Аксиология повседневности — уровень обыденного сознания, ценности повседневной жизни.

Девиантное (отклоняющееся) поведение:

2. Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.

Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу).

Искусство — форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе, и отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства его элементы слитны, переплетены, а затем выделяются отдельные виды искусства: танцы, песни, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, художественная литература, поэзия, киноискусство и т.п.

Религия — форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на:

1) монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам — вера в одного Бога);

2) языческие религии (политеизм — вера во многих богов, восточные культы);

3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство).

По степени распространенности в мире выделяют:

1) мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены;

2) локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм – законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.

Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, к миру.

Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.

Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: в Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.

Экономика — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.

3. Духовная жизнь — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.
Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.
Духовная культура — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

К духовной культуре относятся культурные формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей:


  1. Неутилитарность; нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.

  2. Наибольшая свобода творчества.

  3. Особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, богаче реального мира.

  4. Наиболее чутко реагирующая на изменения среды, самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при социальных катаклизмах, нуждается в поддержке общества.

Можно выделить следующие функции, в которых проявляется роль религии как фундаментального фактора общественной жизни:

Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.

Частью социальной культуры является, политическая культура, которая представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.

Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент – базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур в отношении других политических систем и в отношении собственной политической деятельности.

В последнее время, в социальной культуре выделяют правовую сферу (культуру). Эта культура воплощена в деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности.

Читайте также: