Право и правоохранительная деятельность как предмет философского осмысления

Обновлено: 02.07.2024

1. Вершина юридических знаний. По своему месту и значимости в обществоведении философия права представляет собой наиболее высокую по науковедческому уровню ступень теоретического осмысления права, в известном смысле вершину знаний о праве1.

2 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 35.

Часть третья. Философско-правовые проблемы

стей и само право как важнейшую социальную ценность. И поэтому по итоговым своим выводам философия права нацелена на постижение

ние права в жизни людей.

Таким образом, философия права как составная часть правоведения – это завершающее звено целостной системы общетеоретических правовых знаний, где реализуются и развиваются на философском уровне данные предшествующих ступеней, в особенности – данные о специфической логике права, и на этой основе разрабатывается собственная философско-правовая проблематика.

Подобное же развитие общетеоретической проблематики происходит и при переходе на новую ступень – на уровень философии права. Так, по вопросу системы права углубление теоретических знаний позволяет не только зафиксировать сам факт деления известных комплексов юридических норм на отрасли права (аналитическая юриспруденция) и не только определить закономерные связи между ними (теория права инструментального уровня), но и в контексте философско-правовой проблематики увидеть, что общие зоны права, право

Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний

Какие новые грани? Не будем торопиться. О некоторых из них в общем виде уже сказано. Развернутый же разговор об этом впереди. Сейчас важно отметить лишь то, что полное знание о праве, с учетом, разумеется, развития правоведения в данное время, может быть достигнуто только при всестороннем теоретическом осмыслении этого сложного явления в жизни людей на всех ступенях теоретических знаний – под тем углом зрения, который обусловлен обоими уровнями теории права (аналитической и инструментальной теорией), и при том подходе к юридической материи, который вытекает из философии права.

Часть третья. Философско-правовые проблемы

Здесь же, в философии права, предмет правопонимания еще более расширяет свои границы. Ибо оставаясь в рамках одной только правовой материи (юридической догмы или даже всего арсенала правовых средств), принципиально невозможно раскрыть мировоззренческое значение права, его смысл, его историческое назначение1.

1 Представляется важным одновременно заметить, что особенности предмета юридических знаний на различных ступенях теоретического освоения права (вслед за особенностями трактовок права непосредственно в философии или под углом зрения той или иной идеологии) объясняют также столь различные, притом по-своему верные, определения права в науке, принципиальную невозможность сведения их в одну-единственную дефиницию.

Во всяком случае, нужно с необходимой строгостью разграничивать, с одной стороны, рабочие, операциональные определения права как системы общеобязательных норм, необходимые и достаточные в области практической юриспруденции, а с другой – определения, призванные в сфере теории права отразить особенности самобытной, уникальной юридической материи или же на философском уровне высветить смысл и предназначение права в жизни людей, человеческого сообщества. Здесь уже в дефинициях на первое место выступают характеристики, указывающие на то, что право выражает начала свободы, справедливости и т.д.

Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний

Не парадокс ли? Выйти за границы юридической материи и в то же время оставаться на почве права, в пределах правовой проблематики!

Все ли корректно в такой постановке вопроса? Да, все вполне корректно.

Это глубинное, сокровенное состоит в том, что право при самом широком его понимании означает признаваемую в данном обществе о б о с н о в а н н о с т ь , о п р а в д а н н о с т ь статуса и определенного поведения людей, в первую очередь обоснованность, оправданность с в о б о д ы (возможности) такого поведения. Причем обоснованность, оправданность, которые так или иначе признаны в обществе, в его прак-

Часть третья. Философско-правовые проблемы

тической жизни. Иначе говоря, о праве (в самом широком и одновременно самом основательном смысле этого слова) можно говорить там, где для определенного поведения и поступков, их возможности реально существует, утвердилось и реализуется в жизненной практике д о с т а т о ч н о е о с н о в а н и е1 .

юридические вопросы – а это и есть основательный философский подход! – под углом зрения того, что позитивное право определяет и обеспечивает обоснованность, оправданность поведения людей, их статуса и поступков (всего, что охватывается формулой

Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний

4. Два пути. Со времен античности, когда позитивное право обособилось в самостоятельный и высокозначимый социальный регулятор, обозначились два пути объяснения обоснованности, оправданности поведения людей, определяемых позитивным правом, а отсюда – понимания смысла и предназначения права в жизни людей. Это:

– этическое (религиозно-этическое) обоснование действующих законоположений и юридической практики;

– оправдание законов, правосудия через особую категорию – естественное право.

П е р в ы й из указанных путей – это, казалось бы, вполне органичное направление духовного обоснования права, его смысла и предназначения, особенно в условиях начальных традиционных, застойных цивилизаций (когда долгие века и тысячелетия господствовали цивилизации традиционного типа, где доминируют власть и ритуальная идеология – церковная, ныне в основном – партийная). Именно в этике с того времени и до наших дней находит достаточное основание и поддержку характерная для права во всех его разновидностях категория справедливости – соразмерности, меры, а также сама возможность принуждения людей к соблюдению единых правил, норм.

Этическое обоснование права, лежащее в основе идеологии права, по ряду исходных сторон имеет общечеловеческое значение. Оно в том или ином виде характерно для всех исторических эпох и стран, в принципе для всех мировоззренческих и идеологических систем.

На первых фазах развития цивилизации и в не меньшей степени в теократических, иных религиозных обществах (Средневековья и нынешнего времени) этическая интерпретация права нашла свое воплощение в религиозных представлениях, придавших такой интерпретации значение веры, святости, непогрешимости, порой непререкаемой догмы. Ряд юридических систем традиционных восточных обществ, в том числе мусульманского права, традиционно-индусского, китайского права, в значительной мере вообще, как мы видели [II.5.2], слились с религиозно-этическими верованиями, с господствующими религиозно-философскими представлениями, да и в целом оказались неотделимыми (и внешне слабо отдифференцированными) от институтов духовной жизни данной традиционной цивилизации; в современных условиях – от партийных догм.

Религиозно-этическое обоснование действующих законов, правосудных учреждений и их решений совпало, как это нередко бывает в истории, с потребностями власти, господствующих политических сил. Такое обоснование с этих позиций выразилось в определенной

Часть третья. Философско-правовые проблемы

правовой идеологии и имело в основном апологетический характер: оно безупречно, без какой-либо аргументации оправдывает и даже возвеличивает любое угодное власти (и церкви) законодательное, административное или судебное решение; или же дает безусловное основание для его блокирования, уточнения, корректировки, либо отмены во имя верности догме. И с этой точки зрения инквизиционный процесс, средневековые юридические порядки, православное оправдание имперского своеволия – вся юридическая практика и действительность той поры представляют собой соединенный продукт и политических реалий соответствующих традиционных цивилизаций, и религиозноэтических верований тогдашних эпох (к тому же, как будет отмечено дальше, с привлечением в условиях Средневековья духовного потенциала естественного права).

стоятельных ветвей знаний, особых наук.

В т о р о й путь духовно-интеллектуального освящения права, объяснения его смысла и предназначения, ставший на все последующие времена основным направлением основательного и конструктивного его понимания или, во всяком случае, подходов к такому пониманию, – это объяснение действующих законов и правосудия через категорию естественного права. Это, как со временем оказалось, и есть единственно конструктивный путь философского понимания права. И именно с него в следующей главе этой части книги и начнется освещение философско-правовых проблем.

Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний

Таким образом, как на начальных, так и на последующих фазах духовно-интеллектуального постижения права можно отчетливо различить два общих, если угодно, – два генеральных пути такого постижения, которые, порой перекрещиваясь и совпадая, представляют все же разноплоскостные и в этом отношении полярные ориентации в понимании и обосновании права, его смысла и исторического предназначения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Построение правового гражданского общества - одна из центральных задач современного этапа развития России. Нельзя сказать, что это новая задача, в том числе и для России, или что она стоит только перед российским обществом. Задача эта, как задача общечеловеческая, осознана и сформулирована достаточно давно. В свое время, обосновывая необходимость решения этой проблемы человечеством и анализируя всю сложность ее решения, И Кант писал: "Величайшая проблема \ для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - \ достижение в^воб^цего правового гражданского общества'". ---—

В чем основная трудность создания такого общества? Основная трудность, порой кажущаяся неразрешимой, состоит в том, что надо построить общество, в котором, с одной стороны, всем его членам "предоставляется величайшая свобода, а стало быть существует полный антагонизм", а с другой, в этом обществе должно существовать "самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других" 2 . Иначе говоря, надо создать "такое общество, в котором максимальная свобода под внешними законами сочетается с непреодолимым принуждением, т.е. справедливое арах-данское устройство" 3 . Как совместить в одном обществе эти две противоположные тенденции: необходимость "величайшей свободы" для каждого и необходимость ограничения свободы каждого, т.е. принуждения во имя свободы для всех - вот проблема, которую надо решить как теоретически, так и практически.

Разрешить эту проблему, рано или поздно, люди "вынуждены", ибо "только В таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве" 4 , т.е. только в таком обществе возможно дальнейшее развитие и совершенствование человека и человечества, но решить ее крайне сложно, если вообще возможно. Вот почему "эта проблема самая трудная и позднее всех решается человеческим родом'"'.

' Кант И. Сочинения. В 6-ти Т. М.,1963-1966. Т. 6, С.11.

' Кант И Указ. работа. Т. 6. С. 11;

' Кант и. Указ. работа. Т. 6. С. 11

4 Кант И. Указ. работа. Т. 6. С. 12

' Кант И. Указ. работа. Т. 6. С. 12.

Для ее решения требуется три обязательных условия: "Правильное понятие о природе возможного (государственного) устройства, большой, в течение многих веков приобретенный опыт и, сверх того, добрая воля, готовая принять такое устройство. А сочетание этих трех элементов - дело чрезвычайно трудное, и если оно будет иметь место, то лишь очень поздно, после многих тщетных попыток"'. Иначе говоря, надо знать, что строить, как строить И. может быть главное, иметь "добрую волю" строить такое общество.

Проблет сущности и построения правового государства чрезвычайно сложна, многогранна и многопланова. По существу, речь идет о сознательном и' целенаправленном создании качественно новой социальной формы совместной жизнедеятельности людей. Понятно поэтому, что такая глобальная проблема требует комплексного, междисциплинарного исследования и анализа. В данной работе предпринимается попытка исследовать лишь один из аспектов этой проблемы, а именно, рассмотреть под определенным углом зрения вопрос о природе и сущности правоохранительной деятельности (преимущественно милиции) в правовом государстве.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ И КРУГ ИСТОЧНИКОВ. В отечественном правоведении и философии проблемы правового государства, пра-

опорядка и правоохранительной деятельности всегда занимали видное место, активно разрабатывались и обсуждались. Свой весомый вклад в их разработку внесли такие выдающиеся русские мыслители как С.И. Гассен, К.Д.Ка-

—лин, Б.А.Кистяковский, Н.М.Коркунов, П.И.Новгородцев, Л.И.Патражицкий, В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, Б.Н.Чичерин, Г.Ф.Шершеневич, С.Л.Франк и многие другие.

Значительное место эта проблематика занимает и в современной научной литературе. Она разрабатывается в нескольких направлениях.

1. Разработка проблем социального, государственного и административного регулирования и управления ( А.П.Алехин, Г.В.Атаманчук, В.Г.Афанасьев, А.К.Белых, Д.М.Гвишиани, Р.И.Денисов, Т.В.Керимова, Ю.М.Козлов, А.П. Коренев, Б.М.Лазарев, А.Е.Лунев, А.В.Малько, В.М.Манохин, М.Я.Масленников, В.С.Пронина, М.И.Пискотин, В.Д.Резвых, Ю.АРозенбаум, Г.А.Туманов, А.А.Ушаков, А.Ф.Черданцев и др).

2. Разработка в рамках теории права и государства таких фундаментальных проблем как природа и сущность права и государства, функции государства и права, закономерности возникновения, функционирования и развития Права и государства, -закономерности формирования, функционирования и развития правосознания'и правовой культуры (С.С.Алексеев, Л.И.Антонова, В.К.Бабаев, М.И.Байтин, В. М.Баранов, Я.М.Бельсон, Н.А.Боброва, А.Г.Братко, А.Б.Венгеров, Н.В.Витрук, Л.Д.Воеводин, В.М.Горшенев, Ю.И.Гревцов, В.Е.Гу-лиев, М.С.Гринберг, А.И.Денисов, Ю.А.Денисов, И.Я.Дюрягин, Л.И.Загайнов, Л.И.Каск, В.П.Казимирчук, Д.А.Керимов, М.И.Ковалев, А.И.Королев, В.В.Копей-чиков, Э.В. Кузнецов, В.М.Курицын, В.А.Кучинский, О.Е.Кутафин, В.В.Лазарев, О.Э.Лейст, Л.Н. Линник, Д.И.Луковская, Е.А.Лукашева, Г.В.Мальцев, Л.С' Ма-мут, В.С.Нерсесянц, Ю.Е.Пермяков, А.С.Пиголкин, Э.А.Поздняков, Д.А.Покровский, И.Ф.Покровский, А.А.Пионтковский, Т.Н.Радько, И.А.Ребане, Ю.С.Ре-шетов, В.П.Сальников, М.С.Строгович, Ю.А.Тихомиров, В.А.Туманов, И.Е. Фа-рбер, Н.В.Черноголовкин, М.Д.Шаргородский, Б.С. Эбзеев, А.И.Экимов, Л.С. Явич, Ц.А.Ямпольская и др.). К этому же направлению можно отнести работы, посвященные анализу проблем правового регулирования и стимулирования общественных процессов (А.А.Абрамова, В.М.Веденяхин, В.В.Глазырин, Ю.В. Голик, Т.А.Гуменюк, О.В.Даниленко, Б.И.Зеленко, И.А.Зенин, А.В.Зиновьев, С.С.Каринский, Н.М.Конин, В.С.Константинова, В.И.Курилов, В.В.Лопаева, В М. Лебедев, Р.3.Лившиц, С.Т.Максименко, М.Г.Масевич, Н.И.Матузов, В.И Никитинский, В.И.Новоселов, А.И.Орлов, А.А.Павлушина, Г.М Петров, М.Г. Пронина, Б.Г.Прошкин, Т.В.Рэаев, В.А.Рыбаков, А.А.СервеТник, А.Ф.Сизый, В.Д Со-

рокин, Л.И.Спиридонов, И.Е.Тарханов, В.А.Тархов, Л.Б.Тиунова, К.Э. Торгам, Р.О.Халфина, Г.В.Хныкин, Г.В. Чубуков и др).

3.Работы, связанные с анализом проблем борьбы с преступностью, обеспечением законности и правопорядка (Г.А.Аванесов, А.И.Алексеев, С.В.Бородин, С.Е.Вицин, А.Э.Жалинский, С.Ф. Зыбин, И.И.Карпец, Н.Г. Кобец, В.Н.Кудрявцев, Н.С.Малеин, В.С.Овчинский, И.С.Самощенко, В.ТТомин, В.С.Устинова, В.В.Черникова, А.М. Яковлев и др.) и работы, анализирующие деятельность отдельных правоохранительных органов (Г.Агабеков, А.Валидов, Д.Голиков, И.Дорошенко, М.Климов, В.Клеандрова, А.Орлов, В.Портнов, Л.Рассказов, П.Софинов, О.Хлевнюк, Р.Малукаев, А.Малыгин, М.Кожевников, М.Славин, Ю.Титов и др.).

4. Особую область исследования составляют работы, посвященные историческому анализу формирования и функционирования государственно-политической системы советского общества в целом. Они дают большой фактический материал, позволяющий понять действительную природу и сущность того "правопорядка" и той "правоохранительной" деятельности, которые долгие годы господствовали в нашей стране (Г.Бордюгов, В.Волкогонов, Н.Васвц-кий, Ю.Голонд, Л.Гордон, Ю.Емельянов, Э.Клопов, В.Козлов, О.Лацис, Р.Медведев, Д.Шелест, З.Файнбург и др.). Сюда же относятся работы ряда зарубежных авторов (А.Авторханов, Л.Белади, Д.Бофф, Н.Валентинов, М.Вослен-ский, М.Геллер, Э.Карр, Р.Конквист, С.Коэн, Т.Краус, А.Некрич. В.Рапопорт, Л.Фишер, Л.Шапиро и др.),

5. Работы, связанные с общетеоретическим и методологическим анализом природы и сущности человека, а также с исследованием специфики его деятельности и поведения (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова - Славская, В.Ф.Асмус, Э.Я.Баталов, Г.С.Батищев, В.Т.Бахур, Э.Берн, Д.К.Беляев, В.С.Бойко, Л.С.Выгодский, И.П. Божов, А.Е.Брушлинский, Л.П.Буева, П.П.Гайденко, Б.Т.Григорь-ян, Б.А.Грушин, А.Грюнбаум, С.Н.Давиденков, О.Г.Дробницкий, Н.П.Дубинин, М.В .Желнов, А.Б.Зыкова, Э.З.Ильенков, В.А.Карпушин, Т.В.Карсаевская, Б.М. Кедров, В.И.Кремянский, А.Г.Ковалев, И.С.Кон, П.В.Корнеев, Т.А.Кузмина, В.Л.Леви, Б.Ф.Ломов, А.Р.Лурия, А.А.Малиновский, А.В.Мартынов, В.М.Межу-ев, Л.Н.Митрохин, А.К.Можеева, А.Г.Мысливченко, Б.А.Никитина, И.В.Равич-Щербо, С.Л.Рубинштейн, В.Ф.Сержантов, Ю.И.Семенов, Э.Ю.Соловьев, В.А. Смирнов, М.М.Субботин, К.Е. Тарасов, Б.М.Теплов, В.П.Тугаринов, Д.Н.Узнадзе, В.К.Федоров, П.И.Федосеев, Л.И.Филиппов, И.Т.Фролов, Т.Ярошевский И ДР.).

При всем богатстве материала, связанного с проблемами правового государства, правопорядка и правоохранительной деятельности в нем есть, на наш взгляд, и некоторые слабые места. Прежде всего это определенная "эа-идеологизированность" данной проблематики. Вполне понятная исторически, она, тем не менее, должна быть преодолена.

Проблемы, связанные с правовым государством, правопорядком и правоохранительной деятельностью рассматриваются, как правило, лишь в рамках правоведения. И надо сказать, что это вполне оправданно и правомерно. Однако этого, как показывает практика, все же недостаточно. Право, правопорядок, правоохранительная деятельность - это сложные социальные феномены, требующие для своего понимания и объяснения комплексного, междисциплинарного подхода и исследования, требующие, прежде всего, самого серьезного философского осмысления и обоснования.

Неразрывная связь права и философии очевидна и неизбежна. Любое концептуальное построение в рамках правоведения всегда имеет ту или иную философскую (мировоззренческую) основу. Без этой основы невозможно создание теоретически разработанной правовой концепции. Эта неразрывная взаимосвязь подтверждается многовековым существованием такой науки как философия права, и главное, она была плодотворна для обеих сторон. В этом плане данная работа представляет собой в какой-то мере попытку возрождения методологии философии права, попытку "восстановления в правах" фило-софско-правового анализа таких сложных социальных феноменов как право и государство.

Анализ проблем правового государства, правопорядка, правоохранительной деятельности можно вести в двух аспектах: в аспекте сущего и в аспекте должного.

В первом случае исследуются и анализируются конкретное правовое государство, правопорядок и правоохранительная деятельность в конкретной стране, т.е. исследуются реально существующие правовое государство, правопорядок и правоохранительная деятельность.

Во втором случае правовое государство, правопорядок и правоохранительная деятельность исследуются с позиций должного, с позиций, какими они должны быть по самому своему определению, т.е. как некие идеалы.

Безусловно, идея правового государства содержит в себе момент идеала, к которому нужно стремиться. И в этом плане разработка этого идеала не только возможна, но и необходима. Оба эти подхода правомерны и необходимы. Весь вопрос в соблюдении меры. Представляется, что сейчас явно преобладает

анализ правового государства, правопорядка, правоохранительной деятельности с позиций должного. Вполне возможно, что это исторически неизбежно и даже необходимо. Но такое явное предпочтение должного сущему таит в себе определенную опасность. В свое время Н.В. Гоголь писал; "Оттого и вся беда наша, что мы не глядим в настоящее, а глядим в будущее. Оттого и беда вся, что как только, всмотревшись в настоящее, заметим мы, что иное нем горестно и грустно, другое просто гадко или же делается не так, как бы нам хотелось, мы махнем на все рукой и давай пялить глаза в будущее. Оттого Бог и ума нам не дает: оттого и будущее висит у нас у всех точно в воздухе:

слышат некоторые, что оно хорошо, благодаря некоторым передовым людям, которые тоже услышали его чутьем и еще не проверили законным арифметическим выводом; но как достигнуть до этого будущего, никто не знает. Оно точно кислый виноград. Безделицу позабыли! Позабыли все, что пути и дороги к этому светлому будущему сокрыты именно в этом темном и запутанном настоящем, которого никто не хочет узнавать: всяк считает его низким и недостойным своего внимания и даже сердится, если выставляют его на вид всем"'.

Различия между обвальными построениями о правовом государстве, правопорядке, правоохранительной деятельности и суровой российской действительностью настолько разительны, что возникает реальная опасность, что мы опять "махнем на все рукой " и начнем "пялить глаза" в "светлое будущее." Задача науки как раз и состоит в том, чтобы искать реальные пути построения правового государства и общества, исходя из реальных возможностей и условий. Задача науки - находить и поддерживать любые ростки правового государства и правопорядка, в наличном бытии, какими бы чахлыми и незрелыми они ни были в данный конкретный момент.

Ключевая роль человека в построении правового государства и В правоохранительной деятельности предопределила основную задачу данной работы - исследовать правоохранительную деятельность под углом зрения места и роли в ней человека как объекта правоохранительной деятельности и человека как субъекта правоохранительной деятельности, имея в виду не столько абстрактных объектов и субъектов, сколько реальных российских граждан и сотрудников современной российской милиции (органов внутренних дел).

Исходя из поставленной проблемы, были сформулированы объект, предмет, цепи и задачи данного исследования.

1 Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992. С.159.

Объектом исследования является правовое государство как особая, конкретно-историческая (государственно - правовая) форма социальной организации совместной жизнедеятельности людей.

Предметом исследования является правоохранительная деятельность В условиях правового государства. Она рассматривается как специфический вид социальной деятельности и как особый тип социального управления, направленные на обеспечение и поддержание единства и целостности социального сообщества путем установления в нем правопорядка, т. е. порядка, основанного на праве и опирающегося на силу и авторитет государства.

Предмет исследования предопределил основные цели и задачи работы.

1. Выяснить и проанализировать объективную необходимость и социальную обусловленность правоохранительной деятельности в современном обществе.

2. Исследовать методы правоохранительной деятельности, для чего выяснить природу и сущность методов социального управления в целом и на этой основе выявить особенности и специфику методов правоохранительной деятельности.

3. Проанализировать основные концепции понимания природы и сущности человека и на этой основе выработать рабочую концепцию человека, пригодную для конкретного и содержательного анализа человека как субъекта и объекта правоохранительной деятельности.

4. Выяснить закономерности формирования, функционирования и развития правосознания. Поскольку проблема правосознания чрезвычайно сложная и многогранная, то в работе рассматривается лишь один из ее аспектов, а именно, правовые убеждения: их содержание и структура, закономерности их формирования, функционирования и развития, и, соответственно, их место и роль в правоохранительной деятельности,

5. Исходя из анализа правосознания и правовых убеждений, показать, что главным звеном в построении правового государства, правопорядка и правоохранительной деятельности является формирование правовой личности; что сущность правовой личности составляют ее духовная, нравственная и правовая культура и что, следовательно, основными направлениями формирования правосознания и правовой личности являются духовное, нравственное и Правовое воспитание и образование.

6. В связи с отсутствием единого понимания природы и сущности права, раскрыть и обосновать содержание понятия "право", используемое в данной работе. Без этого любые рассуждения о правовом государстве, правопорядке

И правоохранительной деятельности теряют свой содержательный смысл, ибо остается неясным главное; о катом порядке и об охране чего идет речь; с этой целью рассмотреть основные концепции понимания права и на этой основе сформулировать свою точку зрения.

7. Раскрыть социальную значимость, нравственный и гуманистический характер правоохранительной деятельности, выработать и обосновать критерии ее оценки (юридические, правовые, нравственные и гуманистические).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют такие общенаучные методы познания как системно - функциональный, конкретно-исторический, социологический, формально-логический, сравнительно - правовой и другие. Это позволило исследовать правоохранительную деятельность в ее историческом возникновении и развитии, всесторонне, во взаимосвязи с другими вопросами и проблемами.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования определяется как самой постановкой проблем, так и способами их решения. Проведен углубленный и всесторонний анализ социальных, нравственных и социально - психологических феноменов, прямо или косвенно связанных с правоохранительной деятельностью и влияющих на ее содержание, характер и направленность. Тем самым сделана попытка синтезировать традиционные правовые подходы к исследованию правоохранительной деятельности с ае философским, историческим, социологическим, социально - психологическим и психологическим анализом. Это позволило получить новые и достаточно оригинальные выводы по проблемам, активно обсуждаемым в современном обществоэнании и, тем не менее, остающимся спорными и актуальными. В этом плане диссертация является одним из первых специальных монографических исследований правоохранительной деятельности милиции не только с правовой, но и с общегуманитарной точки зрения.

1. Вершина юридических знаний. По своему месту и значимости в обществоведении философия права представляет собой наиболее высокую по науковедческому уровню ступень теоретического осмысления права, в известном смысле вершину знаний о праве1.

2 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 35.

Часть третья. Философско-правовые проблемы

стей и само право как важнейшую социальную ценность. И поэтому по итоговым своим выводам философия права нацелена на постижение

ние права в жизни людей.

Таким образом, философия права как составная часть правоведения – это завершающее звено целостной системы общетеоретических правовых знаний, где реализуются и развиваются на философском уровне данные предшествующих ступеней, в особенности – данные о специфической логике права, и на этой основе разрабатывается собственная философско-правовая проблематика.

Подобное же развитие общетеоретической проблематики происходит и при переходе на новую ступень – на уровень философии права. Так, по вопросу системы права углубление теоретических знаний позволяет не только зафиксировать сам факт деления известных комплексов юридических норм на отрасли права (аналитическая юриспруденция) и не только определить закономерные связи между ними (теория права инструментального уровня), но и в контексте философско-правовой проблематики увидеть, что общие зоны права, право

Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний

Какие новые грани? Не будем торопиться. О некоторых из них в общем виде уже сказано. Развернутый же разговор об этом впереди. Сейчас важно отметить лишь то, что полное знание о праве, с учетом, разумеется, развития правоведения в данное время, может быть достигнуто только при всестороннем теоретическом осмыслении этого сложного явления в жизни людей на всех ступенях теоретических знаний – под тем углом зрения, который обусловлен обоими уровнями теории права (аналитической и инструментальной теорией), и при том подходе к юридической материи, который вытекает из философии права.

Часть третья. Философско-правовые проблемы

Здесь же, в философии права, предмет правопонимания еще более расширяет свои границы. Ибо оставаясь в рамках одной только правовой материи (юридической догмы или даже всего арсенала правовых средств), принципиально невозможно раскрыть мировоззренческое значение права, его смысл, его историческое назначение1.

1 Представляется важным одновременно заметить, что особенности предмета юридических знаний на различных ступенях теоретического освоения права (вслед за особенностями трактовок права непосредственно в философии или под углом зрения той или иной идеологии) объясняют также столь различные, притом по-своему верные, определения права в науке, принципиальную невозможность сведения их в одну-единственную дефиницию.

Во всяком случае, нужно с необходимой строгостью разграничивать, с одной стороны, рабочие, операциональные определения права как системы общеобязательных норм, необходимые и достаточные в области практической юриспруденции, а с другой – определения, призванные в сфере теории права отразить особенности самобытной, уникальной юридической материи или же на философском уровне высветить смысл и предназначение права в жизни людей, человеческого сообщества. Здесь уже в дефинициях на первое место выступают характеристики, указывающие на то, что право выражает начала свободы, справедливости и т.д.

Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний

Не парадокс ли? Выйти за границы юридической материи и в то же время оставаться на почве права, в пределах правовой проблематики!

Все ли корректно в такой постановке вопроса? Да, все вполне корректно.

Это глубинное, сокровенное состоит в том, что право при самом широком его понимании означает признаваемую в данном обществе о б о с н о в а н н о с т ь , о п р а в д а н н о с т ь статуса и определенного поведения людей, в первую очередь обоснованность, оправданность с в о б о д ы (возможности) такого поведения. Причем обоснованность, оправданность, которые так или иначе признаны в обществе, в его прак-

Часть третья. Философско-правовые проблемы

тической жизни. Иначе говоря, о праве (в самом широком и одновременно самом основательном смысле этого слова) можно говорить там, где для определенного поведения и поступков, их возможности реально существует, утвердилось и реализуется в жизненной практике д о с т а т о ч н о е о с н о в а н и е1 .

юридические вопросы – а это и есть основательный философский подход! – под углом зрения того, что позитивное право определяет и обеспечивает обоснованность, оправданность поведения людей, их статуса и поступков (всего, что охватывается формулой

Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний

4. Два пути. Со времен античности, когда позитивное право обособилось в самостоятельный и высокозначимый социальный регулятор, обозначились два пути объяснения обоснованности, оправданности поведения людей, определяемых позитивным правом, а отсюда – понимания смысла и предназначения права в жизни людей. Это:

– этическое (религиозно-этическое) обоснование действующих законоположений и юридической практики;

– оправдание законов, правосудия через особую категорию – естественное право.

П е р в ы й из указанных путей – это, казалось бы, вполне органичное направление духовного обоснования права, его смысла и предназначения, особенно в условиях начальных традиционных, застойных цивилизаций (когда долгие века и тысячелетия господствовали цивилизации традиционного типа, где доминируют власть и ритуальная идеология – церковная, ныне в основном – партийная). Именно в этике с того времени и до наших дней находит достаточное основание и поддержку характерная для права во всех его разновидностях категория справедливости – соразмерности, меры, а также сама возможность принуждения людей к соблюдению единых правил, норм.

Этическое обоснование права, лежащее в основе идеологии права, по ряду исходных сторон имеет общечеловеческое значение. Оно в том или ином виде характерно для всех исторических эпох и стран, в принципе для всех мировоззренческих и идеологических систем.

На первых фазах развития цивилизации и в не меньшей степени в теократических, иных религиозных обществах (Средневековья и нынешнего времени) этическая интерпретация права нашла свое воплощение в религиозных представлениях, придавших такой интерпретации значение веры, святости, непогрешимости, порой непререкаемой догмы. Ряд юридических систем традиционных восточных обществ, в том числе мусульманского права, традиционно-индусского, китайского права, в значительной мере вообще, как мы видели [II.5.2], слились с религиозно-этическими верованиями, с господствующими религиозно-философскими представлениями, да и в целом оказались неотделимыми (и внешне слабо отдифференцированными) от институтов духовной жизни данной традиционной цивилизации; в современных условиях – от партийных догм.

Религиозно-этическое обоснование действующих законов, правосудных учреждений и их решений совпало, как это нередко бывает в истории, с потребностями власти, господствующих политических сил. Такое обоснование с этих позиций выразилось в определенной

Часть третья. Философско-правовые проблемы

правовой идеологии и имело в основном апологетический характер: оно безупречно, без какой-либо аргументации оправдывает и даже возвеличивает любое угодное власти (и церкви) законодательное, административное или судебное решение; или же дает безусловное основание для его блокирования, уточнения, корректировки, либо отмены во имя верности догме. И с этой точки зрения инквизиционный процесс, средневековые юридические порядки, православное оправдание имперского своеволия – вся юридическая практика и действительность той поры представляют собой соединенный продукт и политических реалий соответствующих традиционных цивилизаций, и религиозноэтических верований тогдашних эпох (к тому же, как будет отмечено дальше, с привлечением в условиях Средневековья духовного потенциала естественного права).

стоятельных ветвей знаний, особых наук.

В т о р о й путь духовно-интеллектуального освящения права, объяснения его смысла и предназначения, ставший на все последующие времена основным направлением основательного и конструктивного его понимания или, во всяком случае, подходов к такому пониманию, – это объяснение действующих законов и правосудия через категорию естественного права. Это, как со временем оказалось, и есть единственно конструктивный путь философского понимания права. И именно с него в следующей главе этой части книги и начнется освещение философско-правовых проблем.

Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний

Таким образом, как на начальных, так и на последующих фазах духовно-интеллектуального постижения права можно отчетливо различить два общих, если угодно, – два генеральных пути такого постижения, которые, порой перекрещиваясь и совпадая, представляют все же разноплоскостные и в этом отношении полярные ориентации в понимании и обосновании права, его смысла и исторического предназначения.

Дискуссия о предмете философии права. В истории философско-правовой мысли существовали разнообразные подходы к определению философии права и ее предмету. Так, например, Г. Гегель считал ее философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права.

Многообразие подходов к предмету философии права вполне закономерно, ибо его определение предполагает выявление отношения исследователя как к философии, так и к праву. Можно предположить, что подходов к предмету философии права столько, сколько существует философских систем, а выявление предмета философии права невозможно без четкого определения позиции исследователя к самому феномену права, т.е. того, что, собственно, и должно быть исследовано.

Следовательно, если общая философия представляет собой учение о предельных основаниях человеческого бытия, то, соответственно, философия права может быть определена в качестве 11 учения о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия. Используя подход И. Канта, определявшего предмет общей философии путем ответа на вопросы:

  • что я могу знать?
  • что я должен делать?
  • на что я смею надеяться?
  • что такое человек?, предмет философии права можно обозна­чить посредством постановки следующих вопросов:
  • что я могу знать о праве?
  • что я должен делать в соответствии с требованиями права и почему?
  • на что я могу надеяться в случае соблюдения или нарушения этих требований? В свою очередь все они могут быть сведены к одному обобщающему вопросу: что такое правовой человек или что представляет собою право как способ человеческого бытия? Ответы на эти вопросы и позволяют выяснить природу такого феномена как право и предмет философской дисциплины, которая его исследует.

Обоснование необходимости философии права. Хотя философско-правовые исследования имеют давнюю и богатую историю, а философия права имеет неоспоримые заслуги в раз­витии юриспруденции, необходимость ее существования как самостоятельной области теоретического знания не для всех исследователей представляется очевидным фактом.

«Чтобы узнать основной высший смысл права, — приводит пример такого подхода французский философ права Ф. Батиффоль, — необходимо установить: почему существуют различные общества; но как ответить, не зная точно, что представляет собой человек, к чему он стремится, куда идет и должен идти? В конце концов, нам необходимо знать о Вселенной в целом, чтобы дать надлежащий ответ на подобные вопросы; но он невозможен для нас.

В свою очередь актуальное обоснование философии права основывается на выявлении такого аспекта, такой стороны права, познание которой возможно только при помощи философского подхода. Какой же аспект права, его сущностная особенность с необходимостью предполагает философско-правовой подход?

Очевидно, это обусловлено эзотерической (т.е. скрытой, тайной) сущностью самого феномена права. Право, несомненно, является одним из самых труднодоступных объектов познания и не стре­мится открывать исследователю свои тайны. Безусловный прогресс юриспруденции в последние десятилетия во всем мире, де­сятки написанных монографий и защищенных диссертаций по проблемам права, повышение престижности юридического образования и правовой культуры населения в целом — все это не снижает актуальности поставленной проблемы.

Напротив, на месте решенной исследователем правовой проблемы возникают новые, а достигнутая им вершина в правовой науке открывает в ней новые, неведомые горизонты в виде бесчисленных вопросов, проблем, загадок и тайн. Для иллюстрации этого феномена можно воспользоваться созданным А. Шопенгауэром образом развивающегося научного знания как бесконечно увеличивающейся в своих размерах сферы: чем значительнее ее объем, тем больше у ее поверхности точек соприкосновения с непознанным. Этому образу соответствует познавательный парадокс: чем больше мы знаем о праве, тем больше тайн и загадок возникает перед исследователем.

Таким образом, область исследования философии права лежит на пересечении этих тайн, загадок и ее задача за­ключается в их раскрытии. В чем коренятся источники эзотеричности права? Эта характерная черта права вытекает из его непосредственной связи с бытием человека, его сущностью, деятельностью и несет в себе особенности любого культурного феномена.

Кроме того, естественное право определяет исходные принципы, на основе которых принимаются (во всяком случае, должны приниматься) действующие правовые нормы и на основе ко­торых происходит их оценка. Такая оценка осуществляется на основе иерархии ценностей, которую задает философия, решающая вопрос об отношении человека к окружающему миру, в том числе и ценностном отношении. Критическая оценка, в которой выражается отношение человека к правовым нормам, необходима по отношению к реальному правопорядку, чтобы человек не стал его заложником. Однако критическое отношение личности к существующему правопорядку не имеет ничего общего с пренебрежительным отношением к существующему законодательству, а тем более к нарушению существующих законов. Отсюда можно сделать вывод, что право как сфера человеческой деятельности тесно связано с философией.

Значение философии права в подготовке будущих юристов. Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических ре­шений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние фи­лософия права.

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение фило­софии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве само­стоятельно мыслящих, политически незаангажированных граж­дан.

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагаю­щее место и значение, которое занимает философия права в сис­теме юридических и других гуманитарных наук и учебных дис­циплин, предметами изучения которых является право и государство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяжении многих столетий.

Хотя философия права не ставит своей целью решение конкретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядочить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее все центральные, фундаменталь­ные проблемы правоведения находят свое решение или, по крайней мере, их обоснование именно на философском уровне.

Что же касается опасений по поводу относительной широты сферы философского осмысления права , то эти опасения могут быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в сис­теме философских и юридических наук. При этом определение предметной сферы и статуса философии права должно осуществляться посредством сопоставления ее с теорией права, которая яв­ляется наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

Например, аксиомой, исходным пунктом юриспруденции как частной науки является предположение о том, что право является порождением воли субъекта государственной власти, что детерминирует в свою очередь вытекающее из него требование исполнения норм права. Это положение представляет собой не что иное, как выражение сущности позитивного права. Но постичь действительный смысл правовых явлений мы можем, лишь заглянув за пределы этой аксиомы, т.е. пытаясь отыскать основания ее самой.

Поэтому и считается, что предметом философии права являются внеюридические (предельные) основания права, которые в трактовке некоторых авторов справедливо раскрываются как познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права. Теория же права представляет собой, главным образом, учение о действующем праве.

Любая частная наука, в том числе и юриспруден­ция, рассматривает свой предмет как объект, находящийся вне по­знающего субъекта и относительно противостоящий ему. Причем познающийся объект признается в данном случае как факт, как то, что существует в реальности. Философия же стремится к пониманию, осмыслению должных ценностей и смыслов, раскры­вает мир таким, каким он должен быть.

Этот мир совершенных ценностей и смыслов дает человеку стимул для изменения бытия, поскольку то, что должно быть, воспринимается им как идеальное по отношению к тому, что существует в реальности. Поэтому юриспруденция, изучая закономерности функционирования дей­ствующего права, описывает право таким, каким оно является, а философия права таким, каким оно должно быть. На основе этой идеальной правовой нормы и происходит оценка философией права существующей правовой реальности.

Такая оценка и представляет собой философскую рефлексию. Как отмечал Д. Коллингвуд, философское сознание никогда не думает просто об объекте, но, раз­мышляя о каком бы то ни было объекте, оно также думает о своей собственной мысли об этом объекте. Философия поэтому мо­жет быть названа мыслью второго порядка — мыслью о мысли.

Рефлексия является обязательным элементом философско- правового познания. Более того, именно саморефлексивный ха­рактер философии права обусловливает то, что проблема ее предмета оказывается одним из центральных вопросов этой дис­циплины.

Читайте также: