Право это какая кафедра

Обновлено: 18.05.2024

Критиковать модно. Так же модно писать дорожные карты разной степени воздушности. Ну и восхищаться тоже модно – классические университеты выпускают отличных юристов. Или все-таки не очень? Пока мы окончательно не запутались я предложу 4 конкретных шага, которые могут улучшить юридическое образование в России.

1. Навыки

В основе юридической профессии лежат базовые навыки: поиска информации (research), убедительного и точного изложения своих мыслей на бумаге (writing) и в устной речи (advocacy). Этот тезис представляется мне бесспорным. Но организация юридического образования игнорирует его. На первом курсе любого театрального университета есть курс по сценической речи. На первом курсе юридического факультета – по ОБЖ или современному естествознанию.

Навыки студентам, видимо, предлагается освоить по ходу обучения. В поиске материалов к семинару, при написании курсовой. Ну вы поняли. Обучением должны заниматься преподаватели специальных курсов. Семинарист по гражданскому праву, возможно, научит искать полезные статьи или решения судов. А по конституционному праву – немного поучит писать на примере тех 80 эссе, которые он или она должны проверить за неделю.

Можно и нужно учиться софт-скиллс. Здорово, когда студентов учат вести переговоры и не выгорать (кто бы меня научил в свое время). Но это не замена ключевым – хард – навыкам.

2. Из фундаментального и практически-ориентированного выбираем оба

На протяжении нескольких лет я наблюдаю за горячей дискуссией – должно ли юридическое образование быть фундаментальным или, наоборот, практическим. Это как спросить: Вам правую ногу отрубить или левую? А можно вообще ничего не отрубать?!

Дискуссия зациклилась на ложном выборе, который, на самом деле не нужно делать. Конечно, образование не должно заключаться только в практике написания договоров и процессуальных документов, студенты должны также понимать всю систему, историю формирования тех или иных институтов и различные варианты решения тех или иных вопросов в разных правовых системах. Это не значит, что написание искового заявления подействует на студента как магическое заклинание, после произнесения которого он сразу забудет все фундаментальные знания.

Что делать (с практическим обучением, с фундаментальным все вроде бы неплохо)? Опять же возможно несколько (взаимодополняющих) вариантов. Первый – специальный курсы, практикумы по сделкам слияний и поглощений, уголовному праву и процессу, конституционному праву. Второй – клиники, где под руководством опытных юристов студенты будут работать над сложными и интересными делами. Клиники в России существуют и сейчас, но большая часть из них сконцентрирована на помощи малоимущим гражданам по достаточно стандартным вопросам. Это очень важная и благородная задача, и студенты, которые хотят в ней участвовать заслуживают всяческой поддержки. Однако должен быть и другой вариант – ведение прецедентных дел, требующих большой подготовки (читай, работы студентов), и ставящих интересные и важные вопросы. Третий – интеграция практического образования в существующие курсы. Четвертый – муткорты, в том числе внутренние. В странах общего права все студенты первого курса (а курсов обычно три) участвуют в одном внутреннем муткорте, финал которого обычно судят реальные судьи или известные специалисты. Такую же модель можно было бы использовать, например, на втором курсе российского юрфака.

Необходимо стремиться к качественному и интегрированному практическому обучению. Задание для семинара написать договор или обвинительное заключение, курс практикующего юриста по сделкам банковского финансирования или экономическим преступлениям – хорошее начало, но нужно больше. Необходима кропотливая работа, шаг за шагом, с постоянной возможностью для студента делать что-то и получать критику и комментарии преподавателя.

Научить всему праву невозможно. Это слишком сложно, слишком объемно. А самое главное – не нужно. Никто не будет одновременно заниматься банковским финансированием и установлением причин роста количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. А если уж решит через какое-то время переключиться с одной области на другую, то прослушанный десятилетие(я) назад курс точно не поможет.

По моему мнению, обучение в магистратуре должно быть выбором каждого юриста, выбором, который он(а) может сделать на любом этапе карьеры. Ну или выбрать практику, решить, что магистратура не нужна. Только в этом случае обучение в магистратуре будет осознанным, понятным и приятным.

Утверждение, что бакалавр недостаточно квалифицирован, по моему мнению, неверно. За 4 года обучения вполне можно усвоить все необходимые знания и навыки (особенно, если провести предложенные выше реформы), а те специальные знания, которые студент получает в магистратуре – глубокое понимание той или иной отрасли права – как раз можно получить на практике, курсах повышения квалификации или, как в старину, почитав книжки.

Научить профессии юриста вполне можно за четыре года. Например, в США срок обучения – три года. Вот мы тебя и подловили, скажет кто-то – в США-то на юрфак поступают после колледжа. Оставим в стороне вопрос о том, как изучение английской литературы или микробиологии в колледже влияет на рассматриваемый нами вопрос (оно безусловно влияет на кругозор и мышление студента, но мы же о юристах). Перейдем к другому близкому нам примеру – Англии. В Англии обучение на юрфаке занимает, если честно, четыре года (3 года в университете и потом одногодичный курс подготовки для будущих солиситоров или барристеров). И ничего, никто не жалуется. После этого будущие юристы должны пройти отдельную 1-2 годичную практику (training contract, pupilage). Ну так и у нас для получения статуса адвоката необходим практический опыт. Есть и другие примеры, включая Германию, где учиться профессии юриста можно очень долго. Это не значит, что нам нужно брать с них пример.

В общем я считаю, что магистратура должна быть добровольной, обучение в ней должно быть осознанным выбором. Пока я вижу только одно основное препятствие на пути к этому. Речь идет о практике многих фирм не повышать своих сотрудников до позиции (младшего) юриста до получения диплома магистра. У этой практики нет объективного и честного объяснения и мне кажется, что от нее следует отказаться. Есть и еще одна причина – обязательная военная служба по призыву, военная кафедра на 5 лет. С этим тоже нужно что-то делать, но это уже совсем другая история…

Надеюсь, что описанные мною предложения будут кому-то полезны и, в любом случае, дадут почву для размышлений и дискуссий. В дискуссиях буду рад поучаствовать.

Кафедра теории права и сравнительного правоведения была создана в 2017 году в связи с необходимостью системного обучения научным основам юриспруденции студентов, магистрантов и аспирантов МГИМО. Ее формирование позволило сконцентрировать внимание юристов, специализирующихся в области теории права и сравнительного правоведения, на наиболее актуальных проблемах правовых систем современного мира. Кафедра осуществляет подготовку юристов высшей квалификации и проведение необходимых научных и прикладных исследований, а также обеспечивает потребность факультетов и институтов МГИМО в реализации собственных образовательных стандартов.

Основные задачи кафедры

  • Разработка и внедрение в учебный процесс общих и специальных курсов по теории государства и права, сравнительному правоведению, методологии юридической науки и правовых экспертиз, философии права и юридической техники в соответствии с основными направлениями научно-педагогической деятельности кафедры и направлениями развития МГИМО.
  • Подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов МГИМО к эффективному использованию современных компьютерных технологий в профессиональной коммуникации и юридической деятельности.
  • Экспертная деятельность, направленная на подготовку юридических заключений по запросам МИД России, Конституционного Суда России, Верховного Суда России, РАН и иных государственных органов, а также судов иностранных юрисдикций.
  • Научная деятельность, направленная на взаимодействие с академическим юридическим сообществом.

Учебно-методическая работа

  • Преподаватели кафедры осуществляют педагогическую деятельность на факультетах (в институтах) МГИМО в рамках собственных образовательных стандартов МГИМО МИД России по Основным образовательным программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии с рабочими учебными планами.
  • Кафедра использует как классические, так и новые креативные формы организации учебного процесса: интерактивные лекции, семинарские занятия, научные студенческие клубы и кружки, мастер-классы, деловые игры, лигал баттл, кейс-анализ, компьютерное тестирование и т.д.

Преподаватели кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу, что позволяет учитывать новейшие научные достижения при преподавании дисциплин кафедры.

Учебники и учебные пособия, подготовленные преподавателями кафедры, получили признание в научном сообществе России:

В 2018 году вышли в свет четыре учебных пособия доцента Михайлова А.М., используемые в учебном процессе:

  • Михайлов А.М. Философия права: классический юснатурализм и историческая школа юристов : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.М.Михайлов. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018;
  • Михайлов А.М. Сравнительное правоведение: догма романо-германского права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.М.Михайлов. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018;
  • Михайлов А.М. Сравнительное правоведение: судебная власть в правовой системе Англии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.М.Михайлов. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018;
  • Михайлов А.М. Философия права: идея естественного права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.М.Михайлов. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018.

Также преподаватели кафедры являются соавторами учебников и учебных пособий по смежным дисциплинам:

  • Право международных организаций: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Х.Абашидзе [и др.] ; под ред. А.Х.Абашидзе. — М. : Издательство Юрайт, 2018;
  • История государства и права зарубежных стран: Учебник: в 2 т. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. Т. 1. Древний мир и Средние века / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова, О.А.Жидков. — М.: Изд-во Норма; ИНФРА-М, 2017;
  • История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. — М.: Изд-во Норма; ИНФРА-М, 2017;
  • Налоговое право. Особенная часть: Учебник для вузов / С.Г.Пепеляев, П.А.Попов, А.А.Косов и др.; под ред. С.Г.Пепеляева. — М.: Просвещение, 2017.

Члены кафедры принимают самое активное участие во всех научно-практических конференциях, связанных с обсуждением теоретико-правовой и сравнительно-правовой проблематики, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом.

Для студентов кафедры реализована уникальная возможность работы с международной справочной системой World Business Law, благодаря чему обучающиеся получают доступ к зарубежному законодательству и приобретают практические навыки его применения.

Кафедра уделяет особое внимание развитию студенческой науки. При кафедре действует кружок по теории государства и права и студенческая организация молодых юристов-компаративистов — Клуб сравнительного правоведения (КСП) МГИМО. На заседаниях Клуба регулярно обсуждаются актуальные проблемы теории права России и зарубежных стран, сравнительного правоведения. Студенты-члены клуба принимают активное участие в научной жизни России, являются победителя и призерами российских и международных студенческих конференций и конкурсов молодых ученых.

Критиковать модно. Так же модно писать дорожные карты разной степени воздушности. Ну и восхищаться тоже модно – классические университеты выпускают отличных юристов. Или все-таки не очень? Пока мы окончательно не запутались я предложу 4 конкретных шага, которые могут улучшить юридическое образование в России.

1. Навыки

В основе юридической профессии лежат базовые навыки: поиска информации (research), убедительного и точного изложения своих мыслей на бумаге (writing) и в устной речи (advocacy). Этот тезис представляется мне бесспорным. Но организация юридического образования игнорирует его. На первом курсе любого театрального университета есть курс по сценической речи. На первом курсе юридического факультета – по ОБЖ или современному естествознанию.

Навыки студентам, видимо, предлагается освоить по ходу обучения. В поиске материалов к семинару, при написании курсовой. Ну вы поняли. Обучением должны заниматься преподаватели специальных курсов. Семинарист по гражданскому праву, возможно, научит искать полезные статьи или решения судов. А по конституционному праву – немного поучит писать на примере тех 80 эссе, которые он или она должны проверить за неделю.

Можно и нужно учиться софт-скиллс. Здорово, когда студентов учат вести переговоры и не выгорать (кто бы меня научил в свое время). Но это не замена ключевым – хард – навыкам.

2. Из фундаментального и практически-ориентированного выбираем оба

На протяжении нескольких лет я наблюдаю за горячей дискуссией – должно ли юридическое образование быть фундаментальным или, наоборот, практическим. Это как спросить: Вам правую ногу отрубить или левую? А можно вообще ничего не отрубать?!

Дискуссия зациклилась на ложном выборе, который, на самом деле не нужно делать. Конечно, образование не должно заключаться только в практике написания договоров и процессуальных документов, студенты должны также понимать всю систему, историю формирования тех или иных институтов и различные варианты решения тех или иных вопросов в разных правовых системах. Это не значит, что написание искового заявления подействует на студента как магическое заклинание, после произнесения которого он сразу забудет все фундаментальные знания.

Что делать (с практическим обучением, с фундаментальным все вроде бы неплохо)? Опять же возможно несколько (взаимодополняющих) вариантов. Первый – специальный курсы, практикумы по сделкам слияний и поглощений, уголовному праву и процессу, конституционному праву. Второй – клиники, где под руководством опытных юристов студенты будут работать над сложными и интересными делами. Клиники в России существуют и сейчас, но большая часть из них сконцентрирована на помощи малоимущим гражданам по достаточно стандартным вопросам. Это очень важная и благородная задача, и студенты, которые хотят в ней участвовать заслуживают всяческой поддержки. Однако должен быть и другой вариант – ведение прецедентных дел, требующих большой подготовки (читай, работы студентов), и ставящих интересные и важные вопросы. Третий – интеграция практического образования в существующие курсы. Четвертый – муткорты, в том числе внутренние. В странах общего права все студенты первого курса (а курсов обычно три) участвуют в одном внутреннем муткорте, финал которого обычно судят реальные судьи или известные специалисты. Такую же модель можно было бы использовать, например, на втором курсе российского юрфака.

Необходимо стремиться к качественному и интегрированному практическому обучению. Задание для семинара написать договор или обвинительное заключение, курс практикующего юриста по сделкам банковского финансирования или экономическим преступлениям – хорошее начало, но нужно больше. Необходима кропотливая работа, шаг за шагом, с постоянной возможностью для студента делать что-то и получать критику и комментарии преподавателя.

Научить всему праву невозможно. Это слишком сложно, слишком объемно. А самое главное – не нужно. Никто не будет одновременно заниматься банковским финансированием и установлением причин роста количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. А если уж решит через какое-то время переключиться с одной области на другую, то прослушанный десятилетие(я) назад курс точно не поможет.

По моему мнению, обучение в магистратуре должно быть выбором каждого юриста, выбором, который он(а) может сделать на любом этапе карьеры. Ну или выбрать практику, решить, что магистратура не нужна. Только в этом случае обучение в магистратуре будет осознанным, понятным и приятным.

Утверждение, что бакалавр недостаточно квалифицирован, по моему мнению, неверно. За 4 года обучения вполне можно усвоить все необходимые знания и навыки (особенно, если провести предложенные выше реформы), а те специальные знания, которые студент получает в магистратуре – глубокое понимание той или иной отрасли права – как раз можно получить на практике, курсах повышения квалификации или, как в старину, почитав книжки.

Научить профессии юриста вполне можно за четыре года. Например, в США срок обучения – три года. Вот мы тебя и подловили, скажет кто-то – в США-то на юрфак поступают после колледжа. Оставим в стороне вопрос о том, как изучение английской литературы или микробиологии в колледже влияет на рассматриваемый нами вопрос (оно безусловно влияет на кругозор и мышление студента, но мы же о юристах). Перейдем к другому близкому нам примеру – Англии. В Англии обучение на юрфаке занимает, если честно, четыре года (3 года в университете и потом одногодичный курс подготовки для будущих солиситоров или барристеров). И ничего, никто не жалуется. После этого будущие юристы должны пройти отдельную 1-2 годичную практику (training contract, pupilage). Ну так и у нас для получения статуса адвоката необходим практический опыт. Есть и другие примеры, включая Германию, где учиться профессии юриста можно очень долго. Это не значит, что нам нужно брать с них пример.

В общем я считаю, что магистратура должна быть добровольной, обучение в ней должно быть осознанным выбором. Пока я вижу только одно основное препятствие на пути к этому. Речь идет о практике многих фирм не повышать своих сотрудников до позиции (младшего) юриста до получения диплома магистра. У этой практики нет объективного и честного объяснения и мне кажется, что от нее следует отказаться. Есть и еще одна причина – обязательная военная служба по призыву, военная кафедра на 5 лет. С этим тоже нужно что-то делать, но это уже совсем другая история…

Надеюсь, что описанные мною предложения будут кому-то полезны и, в любом случае, дадут почву для размышлений и дискуссий. В дискуссиях буду рад поучаствовать.


Учебный курс ориентирован на студентов различных неюридических направлений и специальностей, а также иных слушателей, интересующихся общими вопросами о государстве и праве, а также основами российской системы законодательства.

  • О курсе
  • Формат
  • Информационные ресурсы
  • Требования
  • Программа курса
  • Результаты обучения
  • Формируемые компетенции
  • Направления подготовки

О курсе

Цели курса - с применением дистанционных технологий сформировать у студентов общие теоретические знания о государственно-правовых явлениях в России и целостное представление о правовой системе Российской Федерации.

Задачи курса:
- познакомить студентов с содержанием основных отраслей российского права;

- воспитать уважительное отношение к государству и праву.

Формат

Информационные ресурсы

Требования

Для освоения курса необходимы знания школьной программы по обществознанию. Навыки работы с правовой литературой.

Программа курса

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

Глава 1. Государство: сущность, понятие и признаки. Происхождение государства.

Глава 2. Формы государства

Глава 3. Механизм государства

Глава 4. Государство и гражданское общество. Правовое государство

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ

Глава 5. Право: сущность, функции, принципы ценность права. Право как социальный регулятор

Глава 6. Понятие и виды источников права. Правотворчество

Глава 7. Понятие, структура и виды правоотношений

Глава 8. Правонарушение и юридическая ответственность

Глава 9. Механизм правового регулирования

РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

Глава 10. Основы конституционного права

Глава 11. Права человека и гражданина

Глава 12. Муниципальное право

Глава 13. Уголовное право

Глава 14. Административное право

Глава 15. Информационное право

Глава 16. Трудовое право

РАЗДЕЛ IV. ЧАСТНОЕ ПРАВО

Глава 17. Гражданское право

Глава 18. Семейное право

Результаты обучения

- способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

- способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и физического, профессионального саморазвития и самосовершенствования; способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- умение и готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- знание своих прав и обязанностей как гражданина; умение использовать действующее законодательство; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10).

Формируемые компетенции

Способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1).

Способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2).

Способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и физического, профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4).

Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4).

Умение и готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).

Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

Знание своих прав и обязанностей как гражданина; умение использовать действующее законодательство; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10).

Читайте также: