Право доступа в авторском праве означает что

Обновлено: 18.05.2024

1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

2. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 1292 ГК РФ

1. Понятие произведения изобразительного искусства включает не только произведения живописи, но и произведения скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и т.д. В то же время фотографические произведения в это понятие не входят (п. 1 ст. 1259 ГК), поэтому их авторы права на доступ иметь не будут. Самостоятельными категориями, не входящими (для целей данной статьи) в понятие произведений изобразительного искусства, являются произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Доступ к произведениям архитектуры регулируется п. 2 ст. 1292.

Кодекс дает автору только возможность требовать доступ к произведению, но не определять его условия. В силу этого выбор помещения и иных условий доступа будет определяться собственником оригинала произведения. Однако указание в статье цели доступа - осуществить воспроизведение - накладывает на собственника обязанность создать нормальные условия такого воспроизведения: это может касаться и необходимого освещения, и разрешения использовать электричество, воду и т.д.

Зарубежное законодательство зачастую предусматривает, что доступ к произведению должен осуществляться в формах, причиняющих собственнику наименьшие неудобства. Это касается и выбора метода и способа воспроизведения. Оно должно осуществляться принятыми на данный момент способами, не приводящими к порче оригинала произведения.

Право доступа носит личный характер. В этой связи осуществлять воспроизведение должен сам автор, если только собственник оригинала не даст на это согласие.

Кодекс не возлагает на собственника оригинала произведения обязанности нести расходы, связанные с предоставлением доступа. Автор должен возместить собственнику расходы, связанные с предоставлением ему доступа к работе. Но такие расходы должны быть согласованы с автором; нельзя требовать уплаты вознаграждения за пользование помещением, в котором находится оригинал произведения либо в которое оно перенесено его владельцем для обеспечения своего удобства (например, чтобы автор картины не создавал ему неудобств).

Рассматриваемое правило касается лишь обеспечения возможности получить доступ к оригиналу произведения, но не затрагивает вопрос наличия или отсутствия у автора права осуществить воспроизведение. Возможность воспроизведения и его условия (в том числе количество изготавливаемых экземпляров) автор должен согласовывать с обладателем исключительного права на произведение.

2. В отношении произведений архитектуры право на доступ выражается в возможности осуществить фото- и видеосъемку произведения. Это касается фото- и видеосъемки как внешнего вида здания, так и его внутренних помещений. Доступ к чертежам и планам собственник здания или владелец исключительного права на произведение давать не обязан.

Другой комментарий к статье 1292 ГК РФ

В комментируемой статье регламентировано право доступа, отнесенное общей нормой ст. 1226 комментируемой части к "иным" интеллектуальным правам, т.е. к интеллектуальным правам иным, нежели имущественное право и личные неимущественные права. Ранее регламентация права доступа содержалась в п. 1 ст. 17 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

Право доступа в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи означает право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом данной частью непосредственно установлен запрет требования от собственника оригинала произведения доставки произведения автору. Точно такие же положения в рамках регламентации права доступа к произведениям изобразительного искусства были закреплены ранее в п. 1 ст. 17 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

В пункт 2 комментируемой статьи с соответствующими изменениями вошли положения п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (статья признана утратившей силу Законом 2006 г. N 231-ФЗ), предусматривавшие, что автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект. Причем согласно названию указанной статьи речь шла о личном неимущественном праве автора произведения архитектуры.

Как видно, право доступа предоставляется автору не только произведения изобразительного искусства (как это было в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах), но и автору произведения архитектуры. В связи с этим представляется не вполне точным упоминание в п. 3 ст. 1255 комментируемой главы среди авторских прав лишь права доступа к произведениям изобразительного искусства.

В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?

В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими, для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.

И хотя тут достаточно много выдержек из текста Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху. Даже многие профессиональные юристы, не практикующие постоянно в области авторских и смежных прав, путаются в понятиях этой темы.

Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:

А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:

Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений. Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав. Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).

Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф. Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.

Права на исполнение. § 2 главы 71 ГК РФ.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Это цитата из закона.

Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями.

Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения).

Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.

Простыми словами: исполнение - это то, как исполнено произведение. Каждый раз, когда произведение перепевается, переигрывается или декламируется заново, возникает новое исполнение.

Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.

Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).

То есть фонограмма - это запись, содержащая исполнение.

Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не платить отчисления, они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для данного заведения записывают треки с классической музыкой в своем исполнении. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения, перешедшие в общественное достояние живьем. Тогда никаким организациям ничего платить не нужно.

Простыми словами: фонограмма - это отдельный объект смежных прав, содержащий исполнение. Каждая новая запись - новая фонограмма.

Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.

Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.

Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования.

Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных.

Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При этом положения настоящего параграфа ГК РФ не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использованием положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения.

Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают. Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом.

На примере: Представим ситуацию, что при очередном осмотре экспозиции в музее-квартире одного известного поэта сотрудниками музея был обнаружен тайник. В тайнике содержалось письмо пота и рукопись его произведения. В письме автор просил своих друзей опубликовать произведение. Но так уж случилось, что материалы эти были спрятаны, потом забыты и произведение так и не вышло в свет, оставаясь в том тайнике более 100 лет. В данном случае музей решает опубликовать это произведение. И тогда музей становится публикатором.

© Андрей Макаров 2014г. - 2021г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право охватывает целый диапазон произведений - от книг, музыки, картин, скульптуры и фильмов до компьютерных программ, баз данных, рекламы, карт и технических чертежей.

В законодательных актах обычно не приводятся полные перечни произведений, охватываемых авторским правом. Тем не менее, во всех странах к числу произведений, охраняемых авторским правом, как правило, относятся следующие:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочники, газетные статьи;
  • компьютерные программы; базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографические постановки;
  • художественные произведения, такие как картины, рисунки, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Охрана авторских прав распространяется только на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на целый ряд объектов, таких как названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества.

В рамках авторского права существует два типа прав:

  • имущественные права, которые позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение вследствие использования его произведений другими лицами; и
  • неимущественные права, которые обеспечивают охрану неэкономических интересов авторов.

Большинство законов об авторском праве гласят, что правообладатель имеет экономическое право разрешать или не допускать определенные виды использования произведения, получать вознаграждение за использование результатов его труда (например, посредством коллективного управления). Обладатель экономических прав на произведение может запретить или разрешить:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись, например в форме компакт-дисков или цифровых видеодисков;
  • его передачу в эфир, по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Примерами общепризнанных неимущественных прав служат право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора.

В большинство стран, согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

Тем не менее большинство стран применяют системы добровольной регистрации произведений. Такие системы добровольной регистрации могут помочь в решении вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав.

Просьба учитывать, что ВОИС не предлагает системы регистрации авторских прав и не имеет базы данных по авторским правам с механизмом поиска. Дополнительная информация о системах регистрации и документального оформления авторских прав приводится здесь.

В прошлом по законодательству ряда стран владельцы авторского права для получения охраны были обязаны соблюсти определенные формальности. Одна из этих формальностей заключалась в том, что требовалось указать, что охрана авторского права испрошена, например путем проставления знака ©. В настоящее время лишь небольшое число стран по-прежнему предъявляет формальные требования к предоставлению охраны авторского права, и поэтому использование таких символов более не является юридическим требованием. Тем не менее многие владельцы прав по-прежнему проставляют знак ©, чтобы подчеркнуть, что их произведения охраняются авторским правом и все их права защищены, чем данный режим отличается от менее ограничительного режима лицензий.

Имущественные права ограничены во времени, и их срок зависит от законодательства страны. В странах-участницах Бернской конвенции срок охраны должен составлять не менее 50 лет после смерти автора произведения. Однако страны могут устанавливать и более длительные сроки охраны. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС или посетить веб-сайт WIPO Lex для ознакомления с национальным законодательством.

Как защитить произведение

Если Вас интересуют государства, которые не являются участниками Бернской конвенции, то следует помнить, что законы об авторском праве носят территориальный характер. Это означает, что они действуют на территории стран, которыми они были приняты. Таким образом, если Вы желаете получить охрану произведения на международном уровне, Вам необходимо выяснить все юридические требования в тех странах, в которых Вы хотели бы пользоваться охраной, и убедиться в их выполнении.

Если Вы желаете предоставить лицензию такому пользователю, как вещательная организация, издательство или культурно-развлекательное учреждение (т.е. бар, ночной клуб), Вам может быть целесообразно вступить в организацию коллективного управления (ОКУ). ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей или издателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

С точки зрения авторского права компьютерное и иное программное обеспечение приравнивается к литературным произведениям. Поэтому оно автоматически пользуется охраной без какой-либо регистрации. В некоторых странах процедура добровольной регистрации программного обеспечения может отличаться от процедуры регистрации других видов произведений.

Международного реестра с функцией поиска произведений, охраняемых авторским правом, не существует.

Это объясняется тем, что охрана авторских прав, как правило, осуществляется автоматически и не связана с регистрацией. Однако в некоторых странах существуют добровольные реестры/депозитарии авторских прав, и в этих случаях регистрация произведений целесообразна, так как наличие регистрации может стать значительным преимуществом, например, при возникновении спора в отношении прав на произведение.

Хотя это не влияет на охрану авторского права, некоторые страны требуют депонирования образцов изданных печатных материалов. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС.

Прежде чем принимать какие-либо меры, Вы должны точно определить, действительно ли воспроизведение является нарушением Ваших авторских прав (см. ответ на вопрос об ограничениях и исключениях из авторских прав). Если Вы считаете, что Ваше право было нарушено, Вам следует попытаться определить, кто несет за это ответственность. Если решение проблемы неофициальным путем невозможно или неприемлемо, Вы можете обратиться за правовой защитой в судебную или иную инстанцию.

В качестве альтернативы, если воспроизведение без соответствующего разрешения приравнивается к уголовно наказуемому преступлению пиратства в сфере авторского права, можно обратиться с заявлением в органы полиции, прокуратуры или иной компетентный орган в соответствии с применимыми положениями местного законодательства.

В некоторых случаях применение альтернативных способов разрешения споров (таких как посредничество, арбитраж, заключение специалиста, независимая экспертиза и т.д.) может стать целесообразной альтернативой судебного разбирательства, так как может обеспечить более простое, быстрое и менее дорогостоящее урегулирование спора.

Если Вы состоите в организации коллективного управления (ОКУ), часто бывает достаточно обратиться в нее с просьбой принять соответствующие меры. Если Вы в такой организации не состоите, Вам придется самостоятельно защищать свои права. В таких случаях часто бывает целесообразно поручить ведение дела юристу.

Организации коллективного управления ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

Вы можете получить быстрый доступ к законодательству в области интеллектуальной собственности широкого круга стран и регионов, а также к договорам в области интеллектуальной собственности на веб-сайте WIPO Lex.

Информацию о национальном или региональном законодательстве также предоставляют на своих веб-сайтах многие национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности. Для получения более подробной информации см. список гиперссылок на национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности.

Использование произведений, созданных другими людьми

Первым владельцем авторского права, как правило, является первоначальный автор произведения. Однако из этого правила существуют некоторые исключения. Например, в некоторых странах имущественные права на произведение, охраняемое авторским правом, изначально принадлежат лицу/организации, на которые работает автор. В других странах имущественные права автоматически присваиваются или передаются работодателю. Для получения более подробной информации об интересующих Вас особенностях национального законодательства Вы можете обратиться в национальное ведомство интеллектуальной собственности.

Как правило, необходимо иметь разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом (разрешение может быть предоставлено в форме лицензии или уступки прав). Для некоторых видов использования разрешение может быть предоставлено не напрямую владельцем прав, а организацией коллективного управления например для исполнения песни на концерте.

Вы можете иметь возможность использовать охраняемое произведение без получения разрешения в двух случаях:

При возникновении сомнений рекомендуется обращаться к поверенным в вопросах интеллектуальной собственности.

Поскольку большинство стран не применяет формальных требований к предоставлению охраны авторских прав, иногда бывает трудно установить, кто является владельцем права на произведение. Чтобы отыскать владельца прав на произведение в определенной стране, обычно требуется обратиться к автору или издателю произведения, в организацию коллективного управления, местный реестр произведений или национальное ведомство по авторскому праву. Данные организации могут вести базы данных, содержащие ценную информацию о владельцах произведений, охраняемых авторским правом.

Организация коллективного управления может также оказать Вам помощь в получении разрешения от владельца прав на произведение.

В некоторых случаях возможно использование произведений, которые не являются общественным достоянием, без получения разрешения от автора или владельца прав или оплаты роялти. Это возможно, если использование произведения подпадает под предусмотренные в национальном законодательстве ограничения и исключения. Примерами ограничений и исключений служат:

Правовые системы различаются между собой тем, что в одних приводятся четкие перечни ограничений и исключений из авторских прав

Распространенным заблуждением является то, что произведения, опубликованные в Интернете, в том числе в социальных сетях, относятся к общественному достоянию, и поэтому они могут широко использоваться всеми без получения разрешений от владельцев прав. Все произведения, охраняемые авторскими или смежными правами – от музыкальных произведений до мультимедийных продуктов, газетных статей и аудиовизуальных произведений, – срок охраны которых не истек, подлежат охране, независимо от того, были ли они опубликованы на бумаге или в цифровом формате. Для использования произведения, как правило, требуется разрешение владельца прав.

Некоторые веб-сайты содержат общую лицензию, которая может освобождать от необходимости получения непосредственного разрешения на некоторые виды использования произведений. Такие лицензии могут предоставлять разрешения только на некоторые виды использования произведений, например в некоторых некоммерческих целях. На практике же, если речь идет, например, об общедоступном тексте в блоге или на веб-сайте, Вы можете использовать его только в том случае, если:

  • предполагаемое использование предусмотрено общей лицензией, предоставленной через веб-сайт;
  • использование предусмотрено ограничениями или исключениями из авторского права; или
  • Вами получено разрешение на предполагаемое использование.

Аналогичным образом, получение разрешения необходимо, если Ваше малое или среднее предприятие занимается публикацией охраняемых авторским правом произведений, фонограмм, эфирных передач или исполнений или предоставляет к ним доступ на своем веб-сайте.

Смежные права – это отдельный набор прав, которые аналогичны авторским правам и которыми наделяются отдельные лица или организации в целях облегчения доступа общественности к произведениям. По национальному законодательству бенефициарами смежных прав обычно являются исполнители, производители фонограмм и вещательные организации.

Этим термином могут также обозначаться права, предоставляемые лицам или организациям, производящим материалы, которые не подпадают под определение произведений согласно системам авторских прав некоторых стран, но которые содержат достаточный элемент творчества или при создании которых были задействованы достаточные технические и организационные навыки для того, чтобы они могли быть признаны подпадающими под права, аналогичные авторским правам.

Некоторыми законами четко установлено, что использование смежных прав не должно ограничивать охрану и каким-либо образом влиять на охрану, обеспечиваемую авторскими правами.

Дополнительные вопросы?

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос на этой или домашней странице "Авторское право", Вы можете адресовать его нам.

Оговорка: Приведенные на этой странице вопросы и ответы служат чисто информационным целям и не являются юридической справкой. Они могут не отражать официальной позиции ВОИС или ее государств-членов.

1. Право доступа представляет собой право автора требовать от собственника материального носителя оригинала произведения предоставления возможности реализовать право автора на воспроизведение своего произведения изобразительного искусства, а также осуществление фото-, видеосъемки произведения архитектуры.

Положения о праве доступа, во многом повторяющие нормы комментируемой статьи, были закреплены в Законе об авторском праве и смежных правах (п. 1 ст. 17).

3. Право доступа в соответствии со ст. 1226 ГК РФ относится к иным интеллектуальным правам, что объясняется их ограниченной оборотоспособностью, связанностью с личностью автора. Субъектом права доступа является только автор. Объектами права доступа являются материальные носители оригиналов произведений, названных в комментируемой статье. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию. Понятие "собственник произведения", у которого возникает обязанность не чинить препятствий в реализации права доступа, рассматривается в широком смысле. К указанной категории относятся также лица, владеющие оригиналом произведения на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), а также на ином основании (материальный носитель передан по договору хранения и т.п.). Однако реализация данного права по отношению к иным титульным владельцам должна осуществляться через собственника оригинала произведения. При этом собственник не должен скрывать от автора данные о владельце и месте нахождения материального носителя оригинала.

4. Использование копий произведения, фотографий, сделанных автором, допускается без согласия собственника материального носителя оригинала.

5. Законодатель закрепляет данное право лишь в отношении произведений изобразительного искусства и произведений архитектуры, поскольку в отношении других произведений автор имеет возможность осуществить воспроизведение без помощи собственника материального носителя.

В некоторых странах право доступа относится не только к произведениям изобразительного искусства, но и к другим объектам авторского права, которые существуют в единственном экземпляре, например рукопись произведения. Согласно ст. ст. 14, 15 Закона Швейцарии об авторском праве и смежных правах автор наделен правом доступа к экземпляру своего произведения, находящегося во владении другого лица, если это оказывается необходимым для осуществления его авторских прав. Кроме того, в Швейцарии авторы обладают "правом на выкуп (или воспроизведение) своего произведения, существующего в единственном экземпляре и находящегося во владении другого лица, которое намеревается это произведение уничтожить" .

Цит. по: Основные институты гражданского права зарубежных стран: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. В.В. Залесского. М., 1999. С. 426.

6. Право доступа осуществляется за счет автора. Собственник оригинала произведения не вправе препятствовать в осуществлении автором права доступа. Не допускается злоупотребление таким правом, особенно в тех случаях, когда произведение создано в соавторстве.

Статья 1293. Право следования

Комментарий к статье 1293

1. Право следования представляет собой самостоятельное право автора, отличное от принадлежащего ему исключительного права на произведение, и относится к категории иных интеллектуальных прав в соответствии со ст. 1226 ГК РФ. Право следования носит ограниченно оборотоспособный характер и может переходить лишь по наследству. Данное право автора или наследника представляет собой исключение из общего правила об исчерпании прав.

Как отмечается в п. 10.5 Постановления Пленума N 5/29, при рассмотрении споров, возникающих в связи с применением положений ГК РФ о праве следования, необходимо иметь в виду следующее: в соответствии с п. 1 ст. 1293 ГК РФ суть права следования состоит в том, что автор имеет право на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства.

Объектами публичной перепродажи являются оригиналы произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рисунков, комиксов и других произведений изобразительного искусства, оригиналы авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, собственноручно написанных автором либо напечатанных с помощью технического устройства и подписанных им, а также копии (повторы) произведений изобразительного искусства, которые были сделаны самим автором или под его руководством, подписаны или иным способом отмечены автором.

Публичная перепродажа оригинала произведения осуществляется в пределах срока действия исключительного права на это произведение.

В отличие от исключительного права право следования неотчуждаемо, хотя переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Получателями вознаграждения являются авторы оригиналов произведений или их наследники (обладатели права следования).

Правом следования пользуются также авторы литературных и музыкальных произведений в отношении перепродажи авторских рукописей (автографов) их произведений (п. 2 ст. 1293 ГК). Плательщиками вознаграждения являются продавцы оригиналов произведений.

В п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве и смежных правах предусматривалась реализация данного права при условии, если перепродажная цена превышала предыдущую не менее чем на 20% и переход права следования был возможен исключительно в отношении наследников по закону. В связи с тем что самому правообладателю было достаточно трудно самостоятельно проследить за продажей произведений и осуществить сбор причитающегося вознаграждения, такого рода права в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ перешли в разряд прав, управление которыми осуществляют организации по управлению имущественными правами авторов на коллективной основе.

Лицами, осуществляющими сбор вознаграждения, являются:

а) организация, осуществляющая коллективное управление правом следования, имеющая государственную аккредитацию;

б) непосредственно получатель вознаграждения, отказавшийся от управления аккредитованной организацией его правом следования в порядке, установленном п. 4 ст. 1244 ГК РФ;

в) организация, осуществляющая коллективное управление правом следования на основании заключенного с получателем вознаграждения договора о передаче ей полномочий на управление его правом, изъятым из управления аккредитованной организации.

Галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, участвовавшие в качестве продавца, покупателя или посредника при публичной перепродаже оригинала произведения, на основании договора с лицом, осуществляющим сбор вознаграждения, представляют ему копии документов, подтверждающих цену перепродажи оригинала произведения, а также иные документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, по перечню и в сроки, которые определяются в указанном договоре.

Отношения между плательщиком вознаграждения и лицом, осуществляющим сбор вознаграждения, по вопросам сбора вознаграждения и его перечисления авторам оригиналов произведений (их наследникам) регулируются договором.

Право следования предусмотрено международными договорами, а также законодательством отдельных зарубежных стран (Италии, Германии, Франции, Финляндии, Дании и др.). В США и Великобритании право следования в законодательстве не закреплено.

Право следования определено в Бернской конвенции как право долевого участия на произведения искусства и рукописи. Согласно ст. 14 ter Конвенции в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти - лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения.

Охрана, предусмотренная предшествующим пунктом, может быть истребована в любой стране Евросоюза только в случае, если законодательство страны автора предусматривает такую охрану, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана. Таким образом, право следования предоставляется на условиях принципа взаимности, в отличие от иных имущественных прав, предусмотренных в Бернской конвенции.

27 сентября 2001 г. Европейским парламентом и Советом Европы была принята директива N 2001/84/СЕ "О праве следования на произведения графических и пластических искусств", согласно которой право следования является неотъемлемой частью авторского права. В соответствии со ст. 1 Директивы все государства - члены Европейского союза должны предусмотреть в пользу автора оригинального произведения право следования. Данное право заключается в выплате автору процента от любой перепродажи оригинала произведения, происходящей следом за первой передачей такого оригинала автором. При этом Директива содержит исключение, согласно которому в случае, если сделка по приобретению оригинала авторского произведения была заключена менее трех лет назад и если продажная цена не превышает 10000 евро, автор не вправе претендовать на соответствующие отчисления.

Вознаграждение, причитающееся автору от перепродажи оригинала произведения, подлежит уплате продавцом этого оригинала.

Порядок сбора и размеры сумм определяются национальным законодательством. Размер отчислений не зависит от цены продажи и наряду с условиями и порядком их выплаты определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" установлены определенные размеры вознаграждения, выплачиваемого автору при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (см. таблицу):

Собрание законодательства РФ. 2008. N 17. Ст. 1880.

Цена перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного и музыкального произведения Размер вознаграждения До 100 тыс. рублей включительно 5% Свыше 100 тыс. рублей до 1700 тыс. рублей включительно 5 тыс. рублей + 4% от суммы, превышающей 100 тыс. рублей Свыше 1700 тыс. рублей до 7000 тыс. рублей включительно 69 тыс. рублей + 3% от суммы, превышающей 1700 тыс. рублей Свыше 7000 тыс. рублей до 2000 тыс. рублей включительно 228 тыс. рублей + 1% от суммы, превышающей 7000 тыс. рублей Свыше 12000 тыс. рублей до 17500 тыс. рублей включительно 278 тыс. рублей + 0,5% от суммы, превышающей 12000 тыс. рублей Свыше 17500 тыс. рублей 305,5 тыс. рублей + 0,25% от суммы, превышающей 17500 тыс. рублей

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ авторское право распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то Вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь!

Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • публичное произнесение, публичное исполнение и так далее;
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

По общему правилу, объекты авторского права, а также права на них не подлежат государственной регистрации и возникают в момент создания произведения. Однако в некоторых случаях регистрация авторских прав возможна и даже необходима

Подобная регистрация объектов авторского права предоставляет авторам или иным правообладателям ряд преимуществ. В частности, свидетельство о регистрации может быть решающим доказательством в случае возникновения споров об авторстве, при нарушении авторских прав. Оно также может быть полезным инструментом для оформления лицензионных и иных договоров о предоставлении права на использование произведения.

  • рукописи рассказов, повестей, романов, стихотворений, учебников, учебных пособий, пьес, статей и т.п.;
  • рукописи литературных переводов;
  • авторское описание игр, викторин, лотерей;
  • сценарии телевизионных передач, сериалов, игр, викторин, лотерей и шоу-программ;
  • описания и сценарии фестивалей, проведения конкурсов;
  • произведения изобразительного искусства, живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы;
  • произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • произведения декоративно-прикладного искусства;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста.
  • Предоставление консультаций по вопросам оформления и защиты авторских и смежных прав;
  • Анализ произведения и возможности его регистрации в Российском авторском обществе (РАО)
  • Подготовка необходимых документов и полное ведение делопроизводства по регистрации объектов в РАО.

Защита авторских прав

Автору важно не только надлежащим образом зарегистрировать результат интеллектуальной деятельности, но и иметь возможность эффективно защитить свои права.

Права, предоставленные авторами, зачастую нарушаются, и в таком случае правообладателю необходимо осуществить их защиту, что часто сопряжено со значительными трудностями.

Защита авторских прав реализуется как в досудебном порядке урегулирования спора, путем направления претензий в адрес нарушителя, так и в судебном порядке, путем подачи искового заявления к нарушителю в суд.

В целях эффективной защиты своих прав Вы можете обратиться к нам.

  • подготовка и направление претензий нарушителям авторских прав;
  • представление интересов автора / правообладателя в суде.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: