Обязательное участие граждан в политике характерно для какого режима

Обновлено: 02.07.2024

2. К основам конституционного строя РФ относится положение:
а) о политическом и идеологическом многообразии +
б) о государственном контроле средств массовой информации
в) о приоритете частной формы собственности

3. Что есть у любого государства:
а) верховенство права
б) соблюдение прав человека
в) наличие аппарата управления +

4. Понятие “одномандатный округ” характерно для такой избирательной системы:
а) многопартийной
б) мажоритарной +
в) прямого делегирования

5. Что характерно для демократического режима:
а) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
б) наличие органов судопроизводства
в) гарантированность прав и свобод человека законами государства +

6. Форма правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства:
а) президентская республика +
б) федеративное государство
в) парламентская республика

7. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

8. Нацеленность на завоевание политической власти можно охарактеризовать как:
а) особенность политической культуры
б) ведущая задача профсоюза
в) цель деятельности политической партии +

9. Что из представленного относится к институтам политической системы:
а) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
б) политические организации, главной из которых является государство +
в) совокупность различных по своему содержанию политических идей

10. Что входит в коммуникативную подсистему политической системы:
а) политические организации и учреждения
б) политические идеи, взгляды, представления
в) отношения между государством и гражданином +

11. Государство в отличии от любой политической партии:
а) создает правовые нормы +
б) является объединением людей
в) является институтом подсистемы

12. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что:
а) оно стоит на защите частных интересов граждан
б) оно обладает исключительным правом следить за исполнением законов +
в) оно разрабатывает и реализует определенную политику

13. Укажите внешнюю функция современного государства:
а) отстаивание государственных интересов на международной арене +
б) обеспечение участия граждан в управлении делами общества
в) обеспечение законности и правопорядка

14. При каком режиме осуществляется полный контроль государства над жизнью каждого гражданина:
а) демократическом
б) авторитарном
в) тоталитарном +

15. К признакам такого понятия как “политический режим” относится:
а) форма государственного правления
б) степень реализации прав и свобод личности +
в) территориальное устройство государства

16. С понятием “власть” связан(о):
а) авторитет +
б) самопознание
в) социализация

17. К организационной подсистеме относится:
а) нацию
б) государство +
в) идеологию

18. Что является функцией исполнительной власти:
а) разработка государственного бюджета +
б) разработка предвыборных программ
в) создание законов

19. Для консервативной идеологии характерно признание:
а) имущественного равенства
б) ценностей традиций, преемственности
в) государственной собственности как основы экономики +

20. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима:
а) наличие единой идеологии, насаждаемой государством +
б) концентрация власти в руках выборных органов
в) свободные от цензуры средства массовой информации

21. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

22. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется:
а) форма административного устройства
б) государственный суверенитет +
в) политический режим

23. Какому режиму присущи такие принципы, как народовластие, плюрализм, гласность:
а) авторитарному
б) тоталитарному
в) демократическому +

24. К отличительным признакам правового государства относится:
а) разделение и независимость ветвей власти +
б) суверенитет государства
в) наличие армии и полиции

25. Характеристика любого государства:
а) соблюдение прав человека
б) наличие аппарата управления +
в) верховенство права

26. Термины “монархия” и “республика” обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

27. Конституция РФ была принята:
а) думским комитетом
б) Федеральным Собранием
в) всенародным референдумом +

28. К функции государства можно отнести:
а) разделение властей
б) поддержание общественного порядка +
в) наличие государственного аппарата

29. Любая из политических партий характеризуется:
а) критика правительственного курса
б) широкий круг сторонников
в) близость политических позиций +

30. К отличительному признаку тоталитарного режима можно отнести:
а) обязанность граждан подчиняться законам
б) монополию на власть одной политической партии +
в) невмешательство государства в дела гражданского общества

Неотъемлемым признаком развитого правового общества является право на участие граждан в политической жизни (политическое участие). Оно гарантирует каждому человеку возможность выражать свое мнение, влиять на процесс принятия важных государственных решений.

О специфике политического участия в демократическом государстве


Такое участие в демократическом обществе является свободным и представляет собой средство:

  • выражения гражданами чувства долга перед государством;
  • достижения собственных целей;
  • реализации потребности самовыражения.

Участие граждан в общественно-политической жизни обеспечивается государством. Оно предоставляет населению различные правовые нормы и процедуры, равномерно распределяет ресурсы (денежные средства, доступ к СМИ, образование и т. д.). В демократическом обществе допускаются (в определенных рамках) такие формы выражения протеста, как демонстрации, петиции, митинги, забастовки и т. д.


Чем отличается политическое участие при тоталитарном строе

В тоталитарном государстве жизнь людей полностью подчинена его контролю. Власти мобилизуют население для участия в политической жизни для создания видимости его активности. Но мнение и желание граждан при этом совершенно не учитываются.

При тоталитарном режиме влияние общества на власть ограничено до минимума. Нередко оно является просто номинальным. Участие граждан в жизни страны обусловлено потребностями государственной власти. Оно является, в первую очередь, одним из средств контроля государства над массой.

Тоталитарный режим, в котором жестко подавляется любое несогласие, нередко приводит к таким мощным формам гражданского протеста, как бунт и революция.

Тоталитарный строй представляет собой один из пережитков прошлого. Чаще тоталитарными бывают малоразвитые государства. В качестве исключения можно назвать Японию – страну с азиатским типом правления и высокоразвитой культурой.

Благодаря сложившимся многовековым традициям большую часть граждан в этой стране все устраивает. Тоталитарный режим для них настолько привычен, что практически не отличается от демократического и ни в чем не вызывает нареканий.

Почему демократию считают признаком прогрессивного общества

Демократический строй является более устойчивым, чем тоталитарный. Сдерживаемое недовольство в обществе, характерное для тоталитарного строя, опасно тем, что оно в определенный момент может вылиться в революцию.

В демократическом государстве властью поддерживается образ дружественного отношения к гражданам, предоставляется равномерное для всех распределение средств к существованию, возможности для саморазвития и самореализации, свобода самовыражения и т. д.

Помимо того, власть выражает внимание к проблемам граждан и заботится об их здоровье. Этим преодолевается недоверие к власти, обеспечивается максимальный учет интересов населения, а также участие большого количества граждан в общественно-политической жизни общества.

Преимущества непосредственной демократии

Участием граждан в политике обеспечивается также эффективность контроля за должностными лицами и предотвращение злоупотреблений с их стороны.

Характерные черты деятельности

Политологами Милбрэтом и Гоэлем на основе анализа политического участия выделены три типа граждан, которые, будучи вовлеченными в этот процесс, отличаются по характеру своей деятельности. Так, ученые назвали:

Политологами Вербой и Наем в последнюю категорию включены также участники голосования на выборах, общественники, те кто работает в предвыборных штабах и контактирует с политическими лидерами.

Немецким социологом Максом Вебером создана собственная классификация участников политической деятельности. Он назвал:

Польским ученым Е. Вятром составлена классификация участников общественной жизни, основанная на таких характеристиках, как заинтересованность в политике, осведомленность и степень вовлеченности. Участников процесса он разделил на 5 категорий:


Бьорн М. Олсен принципиально по-иному разделил участников политического процесса. Исландский ученый считал главным в их деятельности отношение к власти. Роли участников им распределены между:

  • лидерами, обладающими доступом к широкой власти;
  • активистами, обладающими ею в отдельных узких сегментах;
  • большинством граждан, использующих власть коллективно, посредством участия в выборах;
  • маргиналами, не принимающими участия в распределении доступа к власти.

Основные формы участия

В соответствии с характером действий выделяются такие виды участия:

  1. Традиционные – действия, обусловленные существующими политическими институтами (участие в референдумах, выборах, демонстрациях, митингах и т. п., обращения граждан к органам власти и др.).
  2. Нетрадиционные – нетипичные и необычные действия (организованное молчание, сидячие забастовки, политическое граффити и т. д.).
  3. Автономные. Свободная добровольная деятельность индивида, вызванную его желанием принять участие в жизни страны.
  4. Мобилизационные. Действия принудительного характера. Как правило, инициируются правящей группировкой с целью поддержки существующей системы. В таком участии не предусмотрено выражение личного мнения индивидов или групп. Создается ложное представление о положении дел в стране, необходимое власти.
  5. Активные.
  6. Пассивные.

Активное участие предполагает вовлеченность в следующие мероприятия:

  1. Выборы президента.
  2. Массовые акции (митинги, демонстрации, забастовки, координация масс, недовольных действиями правительства). В качестве примера можно привести парижскую забастовку работников завода Continental, требующих пересмотра решения о его закрытии.
  3. Одиночные акции, достаточно заметные и имеющие вес Интересной формой политического участия стал поступок иракского журналиста, кинувшего ботинком в Дж. Буша. Так журналист выразил свое несогласие с проводимой США политикой по отношению к его стране.
  4. Управление государством, формирование законодательства.
  5. Опросы граждан.
  6. Составление обращений и жалоб в вышестоящие структуры от имени отдельных граждан или групп.
  7. Лоббистскую деятельность – продвижение объекта (закона или депутата). Предусматривает личную (денежную) заинтересованность, используются законные и незаконные способы достижения цели.
  8. Сетевое продвижение – использование блогов, электронных газет и других интернет-ресурсов. Например, в ходе украинско-российского конфликта, вопреки официальным утверждениям, низы не высказывали в сетях однозначно отрицательного отношения к противной стороне, а, напротив, преимущественно призывали к дружбе и взаимопониманию между народами, независимо от распрей между правительствами обеих стран.

Пассивный вид предполагает:

  • социальную апатию (недоверие граждан к властям, неучастие в выборах);
  • отказ от участия в социальных мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях);
  • отказ от совершения каких-либо поступков как демонстрацию недовольства определенными действиями властей (например, отказ получать зарплату, размер которой кажется индивиду слишком незначительным).

Виды и формы участия граждан в политической жизни

О формах участия граждан в политической жизни РФ

В части 1 ст. 1 Конституции Российская Федерация определена в качестве демократического федеративного правового государства. Право граждан РФ на участие в политической жизни страны закреплено Конституцией (ст. 32). В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции, высшей формой непосредственного выражения власти народа являются свободные выборы и референдум.

Дееспособные граждане (совершеннолетние) вправе самостоятельно или через посредников (представителей) участвовать в выборах, внося свой вклад в решение важных для страны вопросов (активное избирательное право).

При этом исключается любая дискриминация (по расовому, национальному, половому, возрастному, общественному и другим признакам). Избирательное право в РФ – всеобщее, равное и тайное (одному избирателю дается право тайной подачи только одного голоса).

Быть избранным (пассивное избирательное право) граждане могут:

  • c 18 лет – на должность депутата городского совета;
  • с 21 года – депутатом Госдумы, а также городского головы;
  • с 30 лет – в качестве высшего должностного лица субъекта РФ (ч. 1, ч. 4 ст.4 ФЗ 67-ФЗ);
  • с 35 лет – Президентом РФ (ч. 2 ст. 3 ФЗ № 19-ФЗ от 10.01.2003).


Кроме того, граждане могут участвовать:

  1. В референдуме – голосовании по наиболее важным государственным и общественным вопросам (общефедеральном, региональном и местном). По закону РФ, правом такого участия наделяются лица с 18 лет.
  2. В общественном контроле (ч. 1 ст. 3 ФЗ № 212-ФЗ) – деятельности, осуществляемой с целью наблюдения за органами государственной власти, местного самоуправления, наделенными определенными публичными полномочиями. Целью контроля является также общественная проверка, анализ и общественная оценка принимаемых ими решений.
  3. В публичных мероприятиях (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ) открытых, мирных, доступных каждому (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях) с целью свободного выражения, формирования мнений, выдвижения требований по различным политическим, экономическим и др. вопросам. Такие мероприятия могут проводиться депутатами (встречи с избирателями) с целью информирования их о своей деятельности. По закону в роли организатора пикетирований, шествий, демонстраций могут вступать граждане РФ, достигшие 18 лет, собраний и митингов – 16 лет.
  4. В публичных слушаниях, сходах с целью формирования и выражения правотворческих инициатив (ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ).
  5. В митингах и демонстрациях, с целью выражения протеста или призыва к чему-либо (ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ). При этом закон запрещает проведение выступлений, носящих экстремистский, противоправный характер, нарушающих общественный порядок.

Помимо этого, граждане вправе вмешиваться в политическую жизнь страны следующим образом:

  1. Создавать политические партии и участвовать в их деятельности (право регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ). Членами партии могут быть люди, достигшие 18 лет (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ). Лишены такого права иностранцы, лица, не имеющие гражданства, а также недееспособные.
  2. Создавать общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей (ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ).
  3. Занимать должности на государственной службе.
  4. Обращаться с заявлениями в органы власти.

О факторах, стимулирующих политическую активность

Степень вовлеченности граждан в политику и общественную жизнь зависит от различных факторов:

  1. Социально-экономического статуса (наиболее эффективного). Определяется профессией, уровнем образования, дохода. Чем ниже социальный статус, тем вероятнее негативный настрой граждан по отношению к системе.
  2. Возраста. По данным социологических исследований, пик гражданской активности приходится на середину жизни, затем она идет к затуханию.
  3. Пола. Женщинам свойственна меньшая склонность участию в делах страны, нежели мужчинам. Это обусловлено создавшимися патриархальными представлениями о ролях в обществе: мужчина – лидер, женщина – жена, мать, большую часть жизни посвящающая не собственным интересам, а заботам о семье и детях, практически лишенная возможности раскрыть свой личностный потенциал.
  4. Мотивации граждан.

Участие граждан в политической жизни

Какие факторы снижают активность граждан

По ряду причин политическая активность населения может снижаться. К важнейшим из них социологи относят демократизацию общества, способствующую усилению прозрачности жизни и деятельности представителей элиты.

Негативизм в оценке открытой для народа жизни политиков высокого ранга переходит на всю политическую сферу и заставляет граждан дистанцироваться от нее.

Еще одна причина – излишняя бюрократизация аппарата власти. Многоуровневой системой сдержек политических инициатив, регуляцией чиновниками общественной жизни формируется ее инертность, участие в ней граждан лишается смысла.

О мотивах

К наиболее распространенным мотивам гражданского участия в политической жизни относят:

  1. Интерес к политике как сфере деятельности.
  2. Стремление к познанию мира вокруг себя, при котором политическую систему рассматривают как одно из средств.
  3. Стремление повысить собственный статус.
  4. Желание добиться власти над людьми.
  5. Желание повысить свой материальный уровень.
  6. Соответствие традиционным семейным установкам.
  7. Совпадение жизненных ценностей с идеологией системы.
  8. Ложные мотивы (пропаганда).

В ходе развития общества значение участия граждан в его жизни возрастает. Государства, партии и политические движения не жалеют средств на спонсирование выборов, демонстраций, акций протеста. При правильном подходе государство использует политическую активность граждан в качестве рычага своей деятельности, а граждане, принимая активное участие в общественно-политической жизни, получают определенные выгоды от властей.

Доводилось ли вам принимать участие в политической жизни – выборах, референдуме, демонстрациях и т. д.? К какому типу граждан вы себя относите? Какой вид политического участия считаете самым эффективным? Оставьте ваши комментарии, поделитесь статьей с друзьями, сохраните ее в закладках.

Также рекомендуем посмотреть подборку видео, которые закрепят знания и ответят на оставшиеся вопросы.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Тест для 11 класса "Политическое участие, политический процесс"

Текущий тест. Политическое участие, политический процесс. Вариант № 1

1. Действия гражданина с це­ лью повлиять на разработку, принятие и реализацию госу­дарственных решений, выбор представителей в институты власти – это

1) политическое поведение 2) политическое сознание 3) политическое участие

4) политическая культура

2. Человек, до­ бровольно включающийся в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть относится к

1) политической массе 2) рядовому участнику 3) политической элите

4) политическому профессионалу

3.Укажите верное высказывание. Непосредственное участие выражается в таких действиях, как

А. Голосование на выборах и референдумах, по­сещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в по­литических партиях и пр.

Б. Избрание представителей , которым передаются полномочия для принятия решений.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны

4. Добровольное участие граждан в политике, преследующих свои личные или групповые интересы, назы­вается

1) принудительное участие 2) автономное участие 3) мобилизованное участие

4) самостоятельное участие

5. Обязательное участие граждан в политике характерно для

1) тоталитарного политического режима 2) демократического политического режима

3) авторитарного политического режима 4) все выше перечисленное

6. Личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересую щаяся ею и мало что

о ней знающая, называется –

1) политический наблюдатель 2) пассивная 3) пессимист 4) аполитичная

7. Процесс уклонения от участия в политике называется –

1) апполитичность 2) пассивность 3) безразличность 4) абсентеизм

8. Политические ценностные ориентации включают:

1) политические суждения

2) мнения человека о по­литических идеалах, целях и принципах общественного устройства

3) взгляды на политические механизмах функционирования общества

4) все выше перечисленное

9. Верно ли высказывания?

А. При отсутствии глу­ боких знаний о сущности этих направлений субъект по­ литики нередко превращается в ее объект, легко поддается на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами.

Б. Если же ценностные ориентации становятся осознанны­ми твердыми позициями (убеждениями), то они побуждают к активным, целенаправленным и чаще всего конструктив­ным действиям.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны

10. Многообразные поли­ тические символы включают в себя

1) знаки 2) традиции 3) обряды 4) ритуалы

11. Соотнесите типы политической культуры и ее характерные черты.

Типы политической культуры Характерные черты

1) Тоталитарная А) общество осознает от­ чуждение от власти, исчезает ощущение

2) Авторитарная Б) господ­ствуют ориентации на общечеловеческие ценности и нормы

3) Демократическая В) формируется убежденность граждан в спра­ ведливости безграничной

власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на

12. Противоречия между государством и обществом при несовпадении интересов аппарата государственного управления и народа – это конфликт

1) социальный 2) политический 3) общественный 4) партийный

13. Соотнесите типы политических конфликтов и их характерные черты.

Типы политических конфликтов Характерные черты

иной общественной группе и стремление защитить эти интересы

государственного бюджета, доступом к власти и т.д.

14. Соотнесите формы конфликта и их характерные черты.

Формы конфликта Характерные черты

1) бунт А) характеризуется некоторым уровнем организованности и, будучи массовым

выступлением, может стать формой политической револю­ции

2) мятеж Б) непри­ миримость борющихся сторон, а также вовлечение в действия,

3) восстания В) стихийно возникшая попытка разрешения кон­ фликта между управляющими и

4) война Г) является вооруженным и ор­ ганизованным выступление, возникает как

результат целенаправленной подготовки

15. Соотнесите типы соглашений и отличительные черты.

Типы соглашений Отличительные черты

1) Соглашение о перемирии А) пре­ кращение на определенное время столкнове­ ний

2) Соглашение об урегулирование Б) проис­ ходит увязка интересов сторон и снижение остроты проти­

3) Соглашение о прекращении В) разрешении противоречий между конфликтующими сторонами

16. Реаль­ ные связи и отношения индивидов, групп, институтов вла­ сти, государства в процессе отправления ими своих ролей и функций в рамках системы и в борьбе за реализацию собст­ венных интересов и целей – это

1) политическое участие 2) политические ценности 3) политическое процесс

4) политический режим

17. Активное участие граждан в управлении государством характерно для

1) демократического режима 2) авторитарного режима 3) тоталитарного режима

4) недемократического режима

18. Процесс, посредством которого граждане и их орга­низованные группы выражают свои требования к правитель­ ству, называют -

1) агрегация 2) артикуляция 3) манифестация 4) пикетирование

19. Процессы, определяющиеся интересами и целями го­сударств, негосударственных субъектов мировой политики, соотношением сил в мире, в его отдельных регионах, называются –

1) внутриполитическими 2) внешнеполитическими 3) долгосрочными 4) краткосрочными

20. Вмешательство в политику силовых структур или специальных служб в авторитарных политических системах или в странах- это пример

1) публичного политического процесса 2) непубличного политического процесса

2) открытого политического процесса 4) скрытого политического процесса

21. Изменяют­ ся принципы легитимности и сами закономерности функ­ ционирования политической системы в ходе

1) реформы 2) избирательного процесса 3) революции 4) мятежа

22. Система коллективных действий, направленных на изменение струк­ туры власти, формирование органов власти, достижение оп­ределенных политических целей или перераспределение раз­ личных типов ресурсов - это

1) политическая компания 2) политический процесс 3) политическая агитация

4) политическое взаимодействие

Текущий тест. Политическое участие, политический процесс. Вариант № 2

1. Человек, для кого политика является основным занятием, професси­ ональной деятельностью, относится к

1) политической массе 2) рядовому участнику 3) политической элите

4) политическому профессионалу

2. Укажите верное высказывание.

А. Простые граждане могут участвовать в политике только опосредованно.

Б. Простые граждане могут участвовать в политике как на прямую, так и опосредованно.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны

3. Укажите верное высказывание. Опосредованное участие выражается в таких действиях, как

А. Голосование на выборах и референдумах, по­сещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в по­литических партиях и пр.

Б. Избрание представителей , которым передаются полномочия для принятия решений.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны

4. Обязательное участие граждан в политике, преследующих свои личные или групповые интересы, назы­вается

1) принудительное участие 2) автономное участие 3) мобилизованное участие

4) самостоятельное участие

5. Соотнесите типы политических личностей и их характерные черты.

Типы политических личностей Характерные черты

1) Личность активиста А) проявляет интерес к политике, хорошо инфор­ мирована, но в

силу определенных личных обстоятельств участвует

лишь в выборах и отдельных политических акциях

2) Личность, принимающая Б) не всегда проявляющая интерес к политике и лично не

эпизодическое участие в участвующая в ней

3) Личность политического В) безразличным от­ ношением к политике

4) Пассивная личность Г) высокая по­литическая активность, постоянный интерес к

политичес­ким проблемам и информированность о них

6. Укажите верное высказывание.

А. Более образованные люди более активны в политическом отношении.

Б. Влияние фактора образования на участие граждан в политике оказывается выше, чем уровень дохо­ дов или профессия.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны

7. Верно ли высказывание? Знания о мире политики, по­ литических ценностных ориентации, способов практичес ких политических действий характерны для

А. политической культуры личности.

Б. политической культуры общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны

8. Цен­ ностные политические ориентации человека выражают

1) объективные позиции 2) субъективные позиции 3) объективно-субъективные позиции

4) нет верного ответа

9. Действия избирателя пред­ полагают - анализ и оценку с позиций определенных требова­ ний предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть, называются политологами -

1) ролью 2) моделью 3) статусом 4) позицией

10. Соотнесите типы политической культуры и ее характерные черты.

Типы политической культуры Характерные черты

1) Патриархальная А) критическое отношение граждан к власти

2) Подданническая Б) ориентация на политические институты и лояль­ность к ним,

но невысок уровень индивидуальной активно­сти граждан

3) Культура участия В) отсутствие интереса людей к политике, знаний о

политической системе и существенных ожиданий от ее

4) Гражданская Г) поддержка власти, но и высокие требования к ней

11. Столкновение, противо­ борство субъектов политики – это

1) конфликт 2) революция 3) консенсус 4) плюрализм

12. Заполните схему

13. Расположите стадии конфликта в их развитии.

1) Эскалация конфликта, его постепенное усиление.

2) Происхо­ дит осознание субъектами политики этих противоречий и своих интересов в сложившейся ситуации, а также препят­ствий на пути к их удовлетворению.

3) Выдвигаются требования, отражающие интересы тех сил, которые хотели бы изменить свое положение в обществе.

4) Предпринимаются действия, направленные на привле­ чение в свои ряды новых сторонников.

5) Уничтожение противника.

14. Разумный способ разреше­ ния конфликтов, основанный на соглашении участвующих сторон – это

1) консенсус 2) переговоры 3) отстранение 4) компромисс

15. Третья сторона, к которой обращаются противоборствующие силы с целью урегулирования конфликта, называется –

1) арбитраж 2) третейский суд 3) международный суд 4) все раннее перечисленное

16. Механизм функциониро­ вания политической системы, его динамическая со­ ставляющая – это

1) политическое участие 2) политические ценности 3) политическое процесс

4) политический режим

17. Активные выступления народных масс, приводящие либо к распаду системы в це­ лом, либо к ужесто-чению режима и применению насилия для подавления проявлений инакомыслия не характерно для

1) демократического режима 2) авторитарного режима 3) тоталитарного режима

4) недемократического режима

18. Деятельность, в ходе которой политические требования индивидов и групп соединяются и находят отражение в партийных программах тех политиче­ ских сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране, называется –

1) агрегация 2) артикуляция 3) манифестация 4) пикетирование

19. Процессы на­ прямую связаные с типом государственного устройства, ха­ рактером политических режимов, типом лидерства, соста­ вом правящей элиты, называются -

1) внутриполитическими 2) внешнеполитическими 3) долгосрочными 4) краткосрочными

20. В рамках демократического избира­ тельного процесса интересы участников четко формулируют­ ся в программах партий и движений, выявляются в ходе голосования на выборах, это пример

1) публичного политического процесса 2) непубличного политического процесса

2) открытого политического процесса 4) скрытого политического процесса

21. Постепенное преобразование экономической и политической системы при сохранении ее основ, режимных норм, а иногда и власти правящей элиты – это

1) реформа 2) избирательный процесс 3) революция 4) мятеж

22. Забастовки, митинги и демонстра­ ции – это

1) опосредованные действия 2) прямые действия 3) открытые действия 4) скрытые действия

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Читайте также: