Правление отеческое при котором подданные как несовершеннолетние

Обновлено: 14.05.2024

Автор: Мулюков Рустам Ильшатович
Должность: студент
Учебное заведение: УлГТУ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Соотношение нравственности и права в произведениях И.Канта
Раздел: среднее профессиональное

Соотношение нравственности и права в произведениях И. Канта

Аннотация. В статье рассматривается проблема соотношения морали и

Ключевые слова: моральная философия ,мораль, право, И. Кант,

"Метафизика морали" (1797).

Давние споры о политической принадлежности государственно-правового

учения Канта (консерватизму, либерализму) имеют под собой основательную

историю и теоретическую подоплеку. Надо сказать, что и сегодня эти споры

восстановим некоторые детали исторического контекста, в котором эти идеи

что является его долгом, имеет силу бороться за его исполнение и верит, что эта

борьба может завершиться победой над всякими иными мотивами

а потому правопорядок есть социальное

пространство человеческой моральности. Лишь признание за человеком его

принципиальной благонамеренности, его свободной воли ведет к признанию с

его стороны за государством права принуждать и карать его в тех случаях, когда

он предал свое морально-политическое значение и на деле в объективно

регистрируемом преступном деянии обнаружил, что не является господином

Всякому политическому соглашению индивидов, принимаемому в видах

независимо друг от друга принятое решение жить в соответствии с катего-

рическим (моральным) императивом.

Справедливо замечает по этому поводу отечественный исследователь: «В

определениях права, которые по сей день фигурируют в наших энциклопедиях,

юридических изданиях, примечательным

отсутствует понятие свободы – самое важное для уяснения смысла

Философия Канта и современность. – М., 1974. – С. 207.

правовой нормы. На передний план властно выдвигаются такие выражения, как

существующая в обществе инстанция не вправе предписывать человеку,

ради чего он должен жить, в чем ему следует видеть свое личное благо и

счастье, а тем более угрозами добиваться выполнения подобных предписаний

Он снова и снова заклинает: «Правление отеческое, при котором подданные, как

несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно

считал, что народ никогда не может рассматриваться государственной властью,

правителями как неподготовленный к освободительным акциям государства

Но спросим себя: является ли человек в полном смысле моральным,

п о с тоя н н о й

п р от иворечащими

влечениями и страстями. Индивид, потерпевший поражение в этой борьбе

подвергается правомерному принуждению только за причиненный фактический

ущерб другому человеку, свое же поражение он несет в своей совести и никогда

не должны наказываться обществом в качестве внутреннего морального акта

(греха, раскаяния и искупления).

Право на внутреннюю свободу нельзя навязывать ему представления о

его счастье, судить его за зло, которое он причиняет себе сам (религиозные суды

за преступление против своей бессмертной души). Кант считает, что заботой

внешней карающей власти должны быть не пороки, а только преступные деяния

объективно регистрируемые. Дело внешней власти - силой поделить то, что

сами индивиды не смогли поделить миром. «Исключить войну, воздав каждому

Справедливость – для него центральная категория. Правительственная

обязан следовать правитель, чиновник, судья – она a priori известна всем. Нам

моральный долг. Не во власти правителей творить хозяйственный социальный

или культурный прогресс. Правовой порядок выгоден обществу, но эта

выгода не может быть естественной мерой самого права. Нельзя подчинять

справедливость общему или общественному благу. Нельзя сводить правовую

Соловьев Э.Ю. Личность и право – С. 427.

Философия Канта и современность. – М., 1974. – С. 210.

Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 тт. – Т. 4, ч. 2. – С. 79.

Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. – С. 133.

затеваемая правительством реформа не будет иметь успеха, если прежде того не

будет реализована правовая справедливость.

Однако особую трудность для правовой оценки поведения индивидов

преступление совершается не по слабости характера, не под давлением

спонтанной склонности или неодолимых внешних обстоятельств, а как бы из

принципа человеконенавистничества. Пессимизмом веет от его вывода:

«Стало быть, основание злого находится не в каком-либо объекте, который

определяет произвол через склонность, и не в каком-либо естественном по-

буждении, а только в правиле, которое произвол устанавливает себе для приме-

человек по природе добр или он по природе зол, то это значит только то, что он

имеет в себе (непостижимое для нас) первое основание признания добрых или

Заметим, что и сегодня человечество не слишком приблизилось к ответу

Кантовское понимание права несет на себе черты исторической огра-

ниченности: многое из того, что казалось ему самоочевидно ясным – увы, как

что Кант никак не объясняет ее, в его концепции просветительского юри-

нет необходимых теоретических средств. Ведь с его

ХХ век показал жуткую реальность индустриального культивирования «злой

обязательно связано с тоталитарными расистскими, националистическими ре-

проституция, торговля оружием, убийства (теракты, локальные агрессивные

цевине современного либерально-охранительского режима не имеет объяснения

зла в рамках чисто антропологического подхода (да и что он может сказать:

Кант порицает юридические привилегии, проистекающие из обладания

собственностью, но признает объектом частного права не только вещи и

закрепленной в законе власти мужа над женой, господина над слугой.

Кант непоследователен в толковании суверенитета народа: «Каково бы ни

подчинении или же власть явилась сначала, а затем уже установился закон, –

Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 тт. – Т. 4, ч. 2. – С. 31.

для народа, который находится под владычеством гражданского закона, все это

знания – наслаждайся тем, что ты высоконравственное автономное существо, с

которым никто не имеет права обращаться как с неразумным малолетним

дитем. «Гражданин государства и притом с позволения самого государя должен

иметь право открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений

фактически, оправдывает форму сопротивления индивида неправовой власти

на восстание, право наказывать главу государства, если даже тот нарушает

внутреннем неучастии – отношение к неправовой деспотической власти

В своей работе Кант пытается превратить наше повседневное, очевидное,

рациональное знание о нравственности в философское знание. Последние две

работы использовали "практический разум", основанный только на вещах, о

которых разум может сказать нам, и не выводящий никаких принципов из

опыта, чтобы прийти к выводам, которые могут быть применены к миру опыта

(во второй части метафизики морали).

Кант известен своей теорией о том, что существует единое моральное

обязательство, которое он назвал "категорическим императивом", и вытекает из

"категорические императивы". Категорические императивы – это принципы,

соблюдаться во всех ситуациях и обстоятельствах, если наше поведение должно

соответствовать моральному закону. Категорический императив дает критерий,

по которому можно оценивать моральные утверждения. Кант также утверждал,

что моральные средства и цели могут быть применены к категорическому

императиву, что разумные существа могут преследовать определенные "цели",

используя соответствующие "средства". По Канту, нельзя делать исключения

для себя. Человек не может позволить себе совершить какое-то конкретное

действие, если он не считает целесообразным, чтобы причина этого действия

ужасными ни были обстоятельства, потому что, позволяя себе воровать, человек

категорического императива, часто известного как принцип универсализации.

Кант считал, что если действие совершается не из чувства долга, то оно

лишено моральной ценности. Он считал, что за каждым действием должно

стоять чистое намерение, иначе оно бессмысленно. Конечный результат не

является самым важным аспектом действия; скорее, то, как человек чувствует

Вопрос о происхождении государства Канта трактуется почти по Руссо, замечая при этом, что его изыскания рациональны, априорны и что он имеет в виду не какое-либо определенное государство, а государство идеальное, каким оно должно быть согласно чистым принципам права. Отправной пункт кантовского анализа – гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения в естественному праву побуждает людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. Переход к последнему не носит характера случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим (моральным) императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства. индивиды же жертвуют частью принадлежащей им свободы во имя более надежного пользования остальной ее частью. Просто люди отказываются от свободы необузданной и беспорядочной, дабы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.

В кантовском понимании государь, правитель, регент по отношению к подданным получает только права, но отнюдь не обязанности. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед страной. Философом категорически осуждается право восстания и допускается только легальное и в некотором роде пассивное сопротивление существующей власти. Кант считал, что индивид может не чувствовать себя внутренне связанным с государственной властью, не ощущать своего долга перед нею, но внешним образом, формально он всегда обязан выполнять ее законы и предписания. Таким образом, Кант оправдывает политическое неповиновение особого рода. Явно и публично оно не дискредитирует государство, ни в коей мере не ориентировано на ниспровержение существующего строя. Подобного рода неповиновение выступает, если следовать ходу мыслей Канта, формой борьбы за право – в отличие от прямых революционных действий, которые по сути своей являются открытой борьбой за власть.

Общепринятой классификации государственных форм с точки зрения их устройства Кант не придавал особого значения, различая (по числу законодательствующих лиц) три вида: автократию (или абсолютизм), аристократию и демократию. Он полагал, что центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах, методах управления народом. С этой позиции он разграничивает республиканскую и деспотическую формы управления. Первая основана на отделении исполнительной власти от законодательной, вторая – на их слиянии. Кант считал наиболее приемлемым, реально достижимым строем государства конституционную монархию.

Вопрос 4. Петражицкий Л.И. Содержание, природа, понятие, виды права.

Петражицкий, Лев Иосифивич (1867–1931), русский правовед, социолог, философ. Родился 13 (25) апреля 1867 в Коллонтаево Витебской губернии. Окончил юридический факультет Киевского университета, учился в Берлинском университете. После защиты диссертации (1897) занимал кафедру философии права в Петербургском университете. Был одним из руководителей кадетской партии, депутатом 1-й Государственной думы. После октябрьского переворота эмигрировал в Польшу, до конца жизни возглавлял кафедру социологии Варшавского университета. В гносеологическом и методологическом отношении он следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую самостоятельность и оригинальность в освещении правовых явлений и самой природы права.

К числу несомненных заслуг создателя психологической теории права теории права относят обычно решительное и безусловное освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе Петражицкий создал своеобразное учение о многообразии нормативных фактов и видов положительного права. Отказавшись от сложившихся вариантов догматического истолкования источников права и стремясь охватить все известные факты из истории права о современного его состояния, Петражицкий насчитал целых 15 видов положительного права, неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею.

2.Право и нравственность, их взаимосвязь……………………………8 стр.

3.Решение практических задач юриспруденции в философской системе И.Канта: соотношение вины и наказания…………………………… 12стр.

И все же наиболее яркое и точное определение ценности права выражено в кантовском положении о том, что право человека является самым святым из всего того, что есть у Бога на земле.

1)Место философско-правовых взглядов в философской системе И.Канта

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.

Вместе с тем здесь, наряду с допустимой, думается, гипотезой о возможно, трансцендентных, сверхчувственных корнях самого феномена права, требуется известный разворот аргументации, перевод ее в иную плоскость, к учету того факта, что позитивное право охватывает внешние практические отношения, область прозаических, грубых, эгоистических интересов и страстей. Но эти фактические, суровые и жесткие, особенности сферы внешних, практических отношений людей, не только не устраняют, но как раз предопределяют то обстоятельство, что именно право является – как это ни парадоксально – образованием, наиболее близким к духовному миру человека, адекватным, совместимым с ним.

2)Право и нравственность , их взаимосвязь

Выражением такого поворота в научных воззрениях на соотношение права и морали стала идея строгого права, представляющая собой одну из сторон другой, более общей методологической категории, ранее уже освещенной, - чистого права.

Одна из таких сторон - парадоксальные грани соотношения права и морали

В рассматриваемом контексте в философской литературе был выдвинут перспективный в научном отношении взгляд о взаимодополнительности права и морали (примечательно при этом, что истоки философского обоснования такого взгляда и были найдены именно у Канта) [10] .

Здесь нужно учесть, что функции морали как регулятора (как и функции права-регулятора) ограничены ее регулятивным назначением. Для морали они сводятся к функциям критерия, на основе которого определяется оценка событий и поступков под углом зрения таких категорий, как - правильно-неправильно, правда – неправда, хорошее – плохое, доброе – недоброе.

И такой эффект достигается, как мы увидим, не только путем настойчивых деклараций, использования соответствующих определений, эпитетов, но и путем выработки особых категорий, выражающих моральную оценку права.

3)Решение практических задач юриспруденции в философской системе Канта : соотношение вины и наказания

Кант понимал, что проблема правопонимания столь важна сама по себе, сколь важно ее правильно поставить, сформулировать. “Вопрос о том, - писал он, - что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, что такое истина”.

Индивид, по Канту, есть существо, в принципе способное стать “господином самому себе” и потому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора. Но далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации “категорического императива”, сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой, выполнения этих предписаний.

Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.

Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.

Истинное призвание права – надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Для этого право наделяется принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву такое нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения.

Кант многократно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения грозит потерей доверия и уважения своих граждан.

И. Кант формулирует категорический императив: поступай лишь со­гласно тому правилу, следуя которому ты можешь вместе с тем (без внутреннего противоречия) хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Или, другими словами: поступай так, как будто правило твоей деятельности посредством твоей воли должно стать всеобщим законом природы. Расшифровывая это правило, И. Кант получает окончательный вывод: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средство.

1. История философии. Философия ХV-XIX вв. под редакцией профессора Н.В. Мотрошиловой

2. Философия. Учебное пособие под редакцией профессора В.Н. Лавриненко

5.Философский словарь. Под редакцией М.М. Розенталя

6. Большая советская энциклопедия,

7. Кант И. Из лекций по этике.// Этическая мысль М.,1978

8. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.4,6. М., 1985

9. Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы. Вопросы философии. 1980. № 6..

10. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1980

[1] Кант И. Из лекций по этике.// Этическая мысль М.,1978..

[2] Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.6. М., 1985..

[4] Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.4. М., 1985.

[5] Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.4. М., 1985..

[6] Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.0. М., 1985..

[7] Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы. Вопросы философии. 1980. № 6..

[9] . Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.6. М., 1985

[10] Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1980.

[11] Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.5.М.1985

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 24281
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

3. Учение о правовом социалистическом государстве Б. Кистяковского.

4. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

5. Политико-правовая доктрина большевизма. В.И. Ленин.

Темы рефератов

1. Идеи Е. Трубецкого о внутренней связи права, морали и религиозности.

2. Правопонимание советского времени.

3. Политико-правовые идеи И.А. Ильина.

4. Социологическая концепция П. Сорокина.

5. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева.

Вопросы и задания для промежуточного контроля по разделу

1. Какую классификацию права разработал Е. Эрлих?

2. Что представляет собой норма солидарности, по мнению Л. Дюги?

3. Что такое интуитивное право по Л.И. Петражицкому?

4. Что представляет собой право и государство, по мнению Кельзена?

5. Какие группы интересов, по мнению Р. Паунда, закрепляются правом?

7. Какое влияние имела доктрина В.И. Ленина на правопонимание советского времени?

8. Каковы особенности подхода И.А. Ильина к праву?

9. Что значит первичные и вторичные юридические правила по Г. Харту?

10. Назовите особенности подхода Л.Д. Троцкого к государству и праву

11. Кратко охарактеризуйте суть теории институционализма М. Ориу?

12. Как характеризует справедливость Дж. Роулс в своей теории справедливости?

13. Каковы истоки и основные идеи политико-правовой идеологии фашизма?

Планирование самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет истории политических и правовых учений.

2. Понятие и структура политико-правового учения.

3. Методология истории политических и правовых учений. Периодизация курса.

4. Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания.

5. Зарождение политико-правовой мысли. Разрушение мифологических представлений об устройстве общества в период разложения родового строя.

6. Политические и правовые учения древнейших государств мира (Древний Египет, Древний Вавилон).

7. Политико-правовые учения Древней Индии.

8. Политико-правовые учения Древнего Китая.

9. Учение софистов и Сократа о праве и государстве.

10. Учение Платона о государстве и законах.

11. Политико-правовое учение Аристотеля.

12. Политико-правовые учения в период упадка древнегреческих государств. Эпикур. Стоицизм. Полибий о естественном круговороте политических форм.

13. Политико-правовые воззрения Цицерона.

14. Правовые воззрения римских юристов.

15. Политико-правовая идеология раннего христианства. Теократическая теория Иоанна Златоуста.

16. Учение Августина Аврелия о двух градах.

17. Учение Фомы Аквинского о законах и государстве.

18. Политико-правовые идеи в идеологии средневековых ересей.

19. Учение Марсилия Падуанского о законах и государстве.

20. Политико-правовая концепция ислама в странах Арабского Востока.

21. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов

22. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве.

23. Политические и правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).

24. Политические идеи тираноборцев (монархомахов). Э. де Ла Боэси о добровольном рабстве.

25. Политическое учение Н. Макиавелли.

26. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.

27. Социальные и политико-правовые идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

28. Политико-правовые идеи нестяжателей и иосифлян.

30. Политическая программа И. Пересветова.

31. Политические взгляды Ивана Грозного и Андрея Курбского.

32. Политико-правовая концепция И.Т. Тимофеева.

33. Теории естественного права и договорного происхождения государства Г. Гроция.

34. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы о праве и государстве.

35. Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии.

36. Т. Гоббс о праве и государстве.

37. Основные политико-правовые учения в годы Английской буржуазной революции.

38. Политические концепции С. Полоцкого и Ю. Крижанича.

39. Учения о государстве и праве Ф. Прокоповича и В. Татищева.

40. Политическая концепция И.Т. Посошкова.

41. Естественно-правовые теории Пуфендорфа и Томазия.

42. Правовая теория Ч. Беккариа.

43. Учения Ш. Монтескье и Вольтера о законах и государстве.

44. Политико-правовое учение Ж.Ж. Руссо.

45. Политико-правовые взгляды французских материалистов (Дидро, Гольбах, Гельвеций) и социалистов (Морелли, Мелье).

46. Политико-правовые идеи Великой Французской революции.

47. Политико-правовая мысль США периода борьбы за независимость (Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон).

48. Идеология просвещенного абсолютизма. Екатерина Великая.

49. Основные политико-правовые положения буржуазного либерализма в учении С. Десницкого.

50. Идеология феодальной аристократии. М.М. Щербатов о государстве и праве.

51. Историческая школа права.

52. Учение И. Канта о праве и государстве.

53. Консервативные политико-правовые учения в Европе конца XVIII – начала XIX вв. Ж. де Местр. Э. Берк.

54. Политико-правовые представления европейских социалистов первой половины XIX века (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

55. Политико-правовое учение Г. Гегеля.

56. Либеральные концепции первой половины XIX в. Б. Констан, И. Бентам.

57. Возникновение юридического позитивизма в правоведении ХIХ в. Дж. Остин.

58. Учение О. Конта о государстве и праве.

59. Политико-правовая мысль России начала XIX в. Н.М. Карамзин и М.М. Сперанский

60. Политические и правовые идеи декабристов.

61. Политические и правовые взгляды западников и славянофилов. П.Я. Чаадаев.

62. Политико-правовая доктрина марксизма.

63. Русская либеральная политико-правовая мысль второй половины XIX в.

64. Политико-правовая идеология русского народничества.

65. Учение Р. Йеринга о государстве и праве.

66. Политико-правовая идеология анархизма. Прудон.

67. Политико-правовые учения и программа социал-демо-кратии. Ф. Лассаль.

68. Органическая теория государства Г. Спенсера.

69. Политико-правовые идеи Л. Гумпловича и Г. Еллинека.

70. Неокантианская теория права и государства. Р. Штаммлер.

71. Политико-правовое учение Ф. Ницше.

72. Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в.

73. Психологическая теория права Петражицкого.

74. Учение Л. Дюги о государстве и праве. Солидаризм.

75. Нормативистская теория права Кельзена.

76. Социологическое направление в праве. П. Эрлих. Р. Паунд.

77. Современные теории естественного права.

78. Теория государства всеобщего благоденствия.

79. Теория плюралистической демократии.

80. Политико-правовая доктрина большевизма. Правопонимание советского времени.

ТЕСТЫ

1. Предметом истории политических и правовых учений являются:

а) история искусства управления государством;

б) законы приведения воли многих к единой цели;

в) теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику;

г) история политического неравенства и уничтожение людей из-за иллюзорных целей.

2. Объект правового учения:

а) правовые убеждения граждан;

б) мировоззрение правоведа;

в) правоотношения и правовые обычаи;

г) взаимосвязь права, политики, морали.

3. Политико-правовая идеология тоталитаризма не допускает:

а) многообразие идеалов и политико-правовых доктрин;

б) догматизма ни в каких областях знания;

в) отторжение человеческого разума, ограничение мышления;

г) господство политических лозунгов и изречений вождей.

4. Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается:

7. Положение о тождестве разумного, справедливого и законного впервые сформулировал:

б) римские юристы;

в) представители средневековой схоластики;

г) представители средневековой патристики.

10. Платон считал, что идеальное государство как правление лучших – это:

11. По мнению Аристотеля полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны:

а) олигархии и тирании;

б) олигархии и демократии;

в) демократии и тирании;

г) демократии и аристократии.

12. Право Аристотель называл:

а) демократическим правом;

б) политическим правом;

в) аристократическим правом;

г) олигархическим правом.

13. Государство как дело, достояние народа определял:

а) Тит Лукреций Кар;

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

15. Четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный в своем учении обосновывал:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

16. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

17. Идея государства, построенного не по божественному промыслу или естественному закону, а по предначертаниям разума, была сформулирована:

а) в ренессансных утопиях;

б) в раннехристианских ересях;

в) в ведической традиции;

г) в Конституции СССР 1936 года.

б) Никколо Макиавелли;

19. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретич-ского знания является:

а) формирование теории естественного права;

б) развитие идеологии Реформации;

в) разработка проблемы суверенитета государства;

а) Иван IV (Грозный);

г) монах Филофей.

21. В известной переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским преобладали политико-правовые аргументы:

б) централизма и местничества;

г) упреков и обид.

22. Мнение о том, что война совершенно не совместима с правом, критиковал:

б) Никколо Макиавелли;

г) Никколо Макиавелли.

г) Шарль Монтескье.

25. По мнению Д. Локка, первое место в стране отводится власти:

27. Известный мыслитель эпохи европейского Просвещения, утверждающий соответствие законов и организации государственной власти географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, климату и т.п.:

г) Шарль Монтескье.

а) М.М. Сперанский;

б) Иван IV Грозный;

г) монах Филофей.

а) Г.Ф. Шершеневич;

б) Б.А. Кистяковский;

в) П.И. Новгородцев;

32. Русские теоретики правового государства дореволюционного периода:

а) Г.В. Плеханов, В.И. Ленин;

б) П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин;

в) Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев;

г) К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский.

33. Классовый характер государства и права во второй половине XIX в. в Западной Европе обосновывают:

а) А. де Токвиль и О. Конт;

б) А. Смит и Д. Рикардо;

в) К. Маркс и Ф. Энгельс;

г) Дж. Остин и Г. Спенсер.

34. Возникновение юридического позитивизма обычно относят к первой половине XIX в. и связывают его с творчеством:

б) П.И. Новгородцев;

г) К.П. Победоносцев.

36. В отечественной политико-правовой мысли инициатива теоретической постановки вопроса о возможной перспективе правового социалистического государства принадлежит:

в) Б.А. Кистяковскому;

г) Н.Я. Данилевскому.

38. Основная работа австрийского правоведа Г. Кельзена называется:

39. Исконное славянское общество и государство, считая последнее вторичным по отношению к жизни народа в России противопоставляли:

а) юридического позитивизма;

б) теологической доктрины;

в) классовой теории;

г) исторической школы права.

45. А. Радищев видел воплощение радикальных идей непосредственной демократии:

а) в Новгородской республике;

б) в Московском царстве;

в) в Киевской Руси;

г) в Галицко-Волынском княжестве.

а) М.М. Сперанский;

47. Свое учение о праве и государстве Г.Ф. Шершеневич создавал на основе методологии:

б) юридического позитивизма;

г) социологической юриспруденции.

48. Следуя И. Канту, Б.А. Кистяковский утверждал, что в основе права лежит:

а) абстрактное право;

г) принцип этического долженствования.

50. Автором психологической теории права и государства является:

а) П.И. Новгородцев;

б) Г.Ф. Шершеневич;

в) Л.И. Петражицкий;

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.039)

Читайте также: