Депортация кавказских народов в казахстан в каком году

Обновлено: 04.07.2024

В мае 1944 года Государственный комитет обороны принял постановление о переселении крымских татар, решение мотивировалось сотрудничеством части населения с фашистскими оккупантами.

В 1943-1944 годах. в Казахстан были выселены представители народов Северного Кавказа: калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, турки-месхетинцы. Судьба переселенцев была трагичной. Немалое их число, особенно женщин, детей и стариков, погибло еще в пути. Совершенно иные климатические условия ждали их и в местах нового расселения.

Выселенные на территорию Казахстана находились в статусе спецпереселенцев. Все трудоспособные спецпереселенцы были обязаны заниматься общественно-полезным трудом. В январе 1942 года, например, все немцы от 15 до 55 лет были объединены в трудовые колонны, в которых находились до окончания войны. Спецпереселенцы не имели права отлучаться за пределы района расселения. Это рассматривалось как побег и несло за собой уголовную ответственность. Спецпереселенцы были обязаны в трехдневный срок сообщать в НКВД обо всех изменениях, произошедших в составе семьи (рождение ребенка, смерть члена семьи или побег).

Общественно-политическая деятельность с.садвакасова рыскулова

видный государственный деятель, писатель, публицист, литературный критик, экономист.

Смагул Садвакасов в альманахе "Литературная Азия" опубликованы две статьи Смагула Садвакасова "Разговор о литературе" и "Новая эра в жизни Средней Азии". Эти статьи написаны молодым человеком в возрасте 25-и лет, чья короткая, но яркая жизнь, посвященная служению народам Центральной Азии, к глубокому нашему сожалению, еще пока мало известна, мало известны

Неординарная и талантливая личность, обладавшая непоколебимыми жизненными принципами и прекрасными качествами характера, Смагул Садвакасов вобрал в себя талант яркого публициста, незаурядного писателя и критика, деятеля культуры, организатора казахского театра, оратора-трибуна и наставника молодежи.Родился Смагул Садвакасов в 1900 году. Источники по-разному указывают место его рождения. В одних значится бывшая Курганская волость Акмолинской губернии, в других - аул Жаркын, что недалеко от города Кокчетава. Учился мусульманской грамоте у своего отца в родном ауле, а затем отец отвез сына в Омск, где он закончил сельскохозяйственную школу в 1915 году. Здесь он знакомится с молодыми поэтами и писателями Магжаном Жумабаевым, Сакеном Сейфуллиным,

На I съезде Советов Казахстана С. Садвакасов избирается членом президиума КазЦИКа, а позже и членом ВЦИКа. Во время формирования правительства молодой Казахской республики С. Садвакасова назначают заместителем наркома народного образования, которым был Ахмет Байтурсынов, а в 1925 году двадцатипятилетний Смагул Садвакасов становится наркомом просвещения.

"Смагул Садвакасов, стоящий у истоков зарождения государственности и новой жизни в Казахстане, многое сделал для их становления и развития. Его гражданский потенциал полностью раскрылся в 1925-27 годах, то есть в период, когда он являлся комиссаром народного образования. Этот период совпадает со временем начала разгула голощекинщины в Казахстане", - пишет Батырхан Даримбетов в своем предисловии к книге "Избранное" С. Садвакасова.

32К. Сатпаев - первый Президент Академии наук

Каны́ш Иманта́евич Сатпа́ев-Доктор геолого-минералогических наук , профессор , академик АН Казахской ССР (1946), действительный член АН СССР (1946), первый президент Академии наук Казахской ССР. Получил известность как геолог, открывший Улутау-Джезказганское месторождение меди, бывшее на то время крупнейшим по прогнозируемым запасам.

1 июня 1946 года была учреждена Академия наук Казахской ССР, на торжественном открытии которой Сатпаев был избран первым президентом, оставаясь при этом и директором Института геологических наук. Основание национальной Академии наук явилось историческим актом большой политической важности и огромным скачком в развитии науки и культуры казахского народа. К этому времени в научном центре республики уже насчитывалось свыше 1500 человек, в том числе 78 докторов и профессоров, около 200 кандидатов наук.

Каныш Сатпаев начал задумываться над созданием в Казахстане Академии наук ещё в 1944 году. С августа того года были начаты подготовительные мероприятия. Активно велась переписка с отделом науки ЦК КПСС. К. И. Сатпаев регулярно совершал командировки в Москву, где доказывал необходимость организации Академии наук КазССР в Совете баз и филиалов АН СССР, отделе науки ЦК КПСС и Академии наук СССР. В период с 1944 по 1946 годы было создано 11 новых научно-исследовательских институтов.

Будучи президентом Академии наук, Сатпаев одновременно с научно-организационной деятельностью проводил активную государственную и общественную работу: неоднократно избирался делегатом Верховного Совета СССР с 1946 по 1964 года и Верховного Совета Казахской ССР с 1947 по 1959 года. С 1962 по 1964 год он занимал должность заместителя Председателя Совета Союза Верховного Совета СССР шестого созыва. Более двух десятков раз награждался правительственными наградами, в том числе четырьмя орденами Ленина. Каныш Имантаевич был членом многих государственных комитетов и комиссий, редакционных коллегий научных журналов, политических и научных обществ

33Общественно-политическая жизнь республики в послевоенные годы (1946-1954 гг.)

Большое воздействие на общественную жизнь республики оказало освоение целинных и залежных земель

Значительные подвижки происходили и в экономическом развитии. В 50-е годы в Казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе Карагандинского металлургического и Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбинатов: Всего в 50-е годы вступило в строй почти 700 новых предприятий, в том числе такие крупные, как Усть-Каменогорский свинцово- цинковый комбинат, рад гидроэлектростанций на Иртыше, осваивались новые угольные районы. В 1960 г. в Казахстане было добыто 32,3 млн. т угля против 17,3 млн. т в 1950 г. и произведено 10,6 млрд. кВТ ч. электроэнергии против 2,6 млрд. в 1950 г. В 60-е г.г.бурно развивалась сеть железных дорог, составившая к 1960 году 11,47 тысяч км. В 1958 году была создана Казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики.

В начале 60-х годов встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрении новых технологий, электрификации производства, механизации и автоматизации производства. Это привело к некоторому росту производительности труда, росту наукоемких производств.

На сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС впервые был поставлен вопрос об ослаблении экономического и политического давления на крестьянство. Понимая, что беспредельный грабеж деревни больше продолжаться не может, И. Хрущев начал внедрять в партийные решения идеи о смягчении государственного налога, увеличении в аграрный сектор инвестиции. В этой связи был предпринят ряд мер по перераспределению национального дохода в пользу села: изменена налоговая политика, повышены закупочные и заготовительные цены.

Отход от сталинской жесткой линии вскоре дал результат. Уже в ответ на, первые корректировки в аграрной политике колхозное крестьянство ответило заметным ростом сельскохозяйственного производства. Прирост в производстве валовой сельскохозяйственной продукции составил в 60-е г. г. 28%, а производительность труда в колхозах и совхозах повысилась в 1,8 раза.

Республика превратилась в уникальный сельскохозяйственный район. На него приходилось 11% производственного потенциала сельского хозяйства страны.

Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку, в 1959 году был принят семилетний план, по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 году. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х годов.

Крутой поворот претерпела и национальная политика В целях создания новой общности — "советского народа" началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшееся закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х годов. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 году Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.

В 1961 году руководителем Казахстана стал Д. Кунаев, работавший до этого председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 году Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации - промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилась только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 году Н. Хрущев был отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства — А. Косыгин.

По сталинской логике, все украинцы, или хотя бы западные, должны были быть высланы к пингвинам, потому что злодеяния пособников из их среды даже близко не могли сравниться с тем, в чем обвиняли чеченцев и ингушей. Между тем, Сталин не только не выслал западенцев, но наоборот, странным образом заботился, чтобы правда об их злодеяниях была бы сокрыта от народа. Так, всячески замалчивался факт главного участия украинских пособников в уничтожении Хатыни. В судебных процессах в Краснодаре, Харькове, Киеве над нацистскими преступниками фигурировали только немецкие фамилии. Все это проходило на фоне заигрывания сталинского руководства с украинством: на освобождённых территориях полностью восстанавливалась печать и делопроизводство на мове, шла популяризация Тараса Шевченко. Таким образом, преступления украинских пособников нацистов, которые по своей чудовищности могут сравниться только с преступлениями прибалтийских СС, были поглощены в общем понятии преступлений немецко-фашистских захватчиков.


Но наступление немцев на Орджоникидзе захлебнулось в районе осетинского селения Гизель, где советские войска начали контрнаступление и заставили противника перейти к обороне. 24 декабря 1942 г. советские войска на Северном Кавказе перешли в мощное наступление, обеспечивая тем самым поддержку войскам, сражавшимся под Сталинградом. В течение января 1943 г. немцы оставили Малгобек, Моздок, Нальчик, Пятигорск, Минеральные воды, Ставрополь, Армавир.


Комплекс жертв репрессий в Магасе (Республика Ингушетия). Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Полковник НКВД С. Албогачиев, бывший в период с февраля 1941 по сентябрь 1943 гг. наркомом внутренних дел Чечено-Ингушской АССР, в 1963 г. писал:

Реальная численность банды известного противника советской власти Хасана Исраилова, включая внедрённых в её состав агентов НКВД, никогда не превышала 14 человек. Контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников, и советников.

После отступления с Кавказа Белой армии советская власть стала устанавливать свои порядки. Красноармейцы начали продразверстку и активную борьбу с религией. Зимой 1921-1922 гг. на территории нынешней Чечни вспыхнули вооруженные восстания. Политика советской власти, прежде всего коллективизация сельского хозяйства, вызывала, как и во всей России, массовое недовольство на Северном Кавказе, которое неоднократно выливалось в вооруженные восстания. С момента установления советской власти на Северном Кавказе и до начала Великой отечественной войны только на территории Чечено-Ингушетии произошло 12 крупных антисоветских вооруженных выступлений, в которых участвовало от 500 до 5000 человек.

К весне того же года восставшие насчитывали порядка 10 000 сабель и штыков. Их действия поддерживались муллами и местным населением. Повстанцы контролировали обширные районы, угрожали тем, кто пытался перейти на сторону советской власти, запрещали сдавать продналог. Необходимо было разработать иную тактику борьбы с сопротивлением чеченцев. С марта по август 1921 года кавказская трудовая армия сумела разоружить 8 чеченских аулов. Применялись предельно жестокие методы. Для мотивации жителей сдать оружие проводились казни старейшин, взятие заложников, разрушение всех домов в ауле.

Всего для усмирения Чечни выделялись 7 250 человек с 26 орудиями, 240 пулеметами, которым придавались бронепоезд и два авиаотряда. В мероприятии были задействованы 6183 красноармейца, 341 сотрудник ГПУ, 137 станковых и 102 легких пулемета, 14 горных и 10 легких орудий. Чтобы отряды восставших не ушли в Грузию, выставили заслон из 230 человек. Самолеты 3-го и 5-го авиаотрядов провели авиаудары по 16 аулам. Операция по разоружению стартовала 25 августа 1925 года и завершилась к 7 сентября. Она затронула 242 горных аула, из которых 101 подвергся артобстрелу.

Условия жизни по дороге Казахстан и в Киргизию были откровенно скверными. Горячую пищу выдавали раз в сутки, на дворе была зима, и многие болели. От холода и лишений в пути умерло около полутора тысяч человек.

Одним из самых страшных последствий сталинской депортации стала ненависть чеченцев и ингушей к русским, так как центральная сталинская власть воспринималась ими как русская. Тяжкое наследие депортации сыграло не последнюю роль в 90-х гг. ХХ в., когда вспыхнула первая Чеченская война.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил:

Архивное фото.

Балкарский народ вспоминает прошедшую 77 лет назад депортацию. 8 марта 1944 года около 37 тысяч человек, в основном старики, женщины и дети, были высланы в Казахстан и республики Центральной Азии. За несколько лет от голода, холода и болезней погибло больше половины депортированных.

Инициатором и организатором депортации был Лаврентий Берия. Официально она обосновывалась якобы фактами участия представителей балкарского народа в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Второй мировой войны.

Балкарцам разрешили вернуться только через 13 лет. Этот день — 28 марта — отмечают в Кабардино-Балкарии как День возрождения балкарского народа. Еще через 30 лет были приняты законы о реабилитации репрессированных.

Тамара Биттирова​: Причин выселения множество, но, возможно, Сталин преследовал те же цели, что и декабристы, — разбавить этническую пестроту Северного Кавказа. Это же проблема, когда межнациональные конфликты возможны. А вообще каждый народ и его ментальность надо изучать и понимать. Видимо, всё это было сложно. Естественно, все здравомыслящие люди осуждают такую форму коллективной ответственности, когда новорождённые дети должны отвечать за тех, кто дружил с немцами, ушёл с ними, оказывал им помощь. Или даже если наоборот, если воевал с ними, ребёнок в любом случае не имеет к этому никакого отношения. Он пришёл в этот мир, и у него ещё нет грехов. Но такие дети и погибали. В первые два года после выселения рождаемости не было, до 1950 года население только уменьшалось. Многие погибли на фронте, а те, кто оказался 8 марта дома, кто раненый, кто не раненый, были отправлены в лагеря.

Тамара Биттирова

Тамара Биттирова​: К званию Героя было представлено больше 20 человек, но к нему представляли в основном в 44–45-м году, когда бои шли уже на европейской части. И в 44-м году, конечно, балкарцев перестали награждать. Тем не менее первый герой Советского Союза на Северном Кавказе —​ Алим Байсултанов. Он был награждён в 1942 году. Он сбил около 20 фашистских самолётов над Балтикой и сам погиб. Он должен был быть ко второй звезде Героя представлен, но почему-то этого не было сделано, хотя количество сбитых самолетов соответствовало второй звезде. Был Героем Советского Союза и Мухажир Уммаев, который потом умер от ран уже в Средней Азии. Многие получили ордена вместо званий Героев. По документам, которые публикуют наши историки, почти каждый четвёртый у нас был призван в армию — всего около 15 тысяч человек. Отец мой, который был подростком во время войны, рассказывал, что в нашем селе не осталось ни одного человека. Был один азербайджанский учёный, который писал про депортацию азербайджанцев. Он описывал, что, когда привезли в Казахстан балкарцев, это была жуткая картина. Одни старики, женщины и дети. Не было ни одного мужчины, который мог бы держать в руках лопату и копать могилы. Такая тотальная была демобилизация.

Тамара Биттирова​: Целые фамилии погибли, перестали существовать. И как их звали, какого они были возраста, некому было об этом рассказать, некого было об этом спросить. Многие документы были уничтожены, а по памяти всех не восстановишь. А в некоторых случаях и восстанавливать-то некому. Официальная статистика тоже вполне красноречиво свидетельствует, что по пути эшелонов за эти две недели погибла тысяча человек. Мой дед рассказывал, что многие даже продуктов не хотели брать: думали, а вдруг нас развернут и обратно вернут. Люди думали: мы не виноваты, мой сын воюет, мой сын погиб, разберутся и возвратят обратно. Потом были ограничения по весу, по объему вещей, которые можно было взять с собой. Классику балкарской литературы Кязиму Мечиеву, у которого два сына были на фронте, по рассказам очевидцев, запретили его библиотеку брать. Устроили костёр из его книг во дворе его сакли. Его депортировали в престарелом возрасте, и он почти сразу погиб. Таких фактов много. О них пишут в воспоминаниях свидетели.

Тамара Биттирова​: У каждого человека своя личная история, связанная с выселением. Их передают из поколения в поколение. Дети маленькие, старики сразу поумирали. Они брали с собой продукты, но умирали не от голода, а от холода. В марте в Северном Казахстане было холоднее гораздо, чем в это время на Кавказе. Это степи, там нет дров. Они рыли землянки, но не могли в этих землянках вынести холод, поэтому первую зиму 1944 года многие не пережили. Других застал буран, их занесло снегом, весной их раскапывали: хоронили, что осталось от волков и собак. Жуткие истории.

Тамара Биттирова​: Тот же Кязим Мечиев как духовный лидер поддерживал народ. Но не только поэзией. Когда люди ехали в вагонах, они отказывались есть баланду: в горячую воду крошили селёдку и давали с хлебом. А люди не знали, что это, и думали, что их кормят свининой. И Кязим сказал, что берёт их грех на себя. Сказал, кушайте, я буду за это отвечать перед Аллахом, кушайте, а то дети погибнут. Религия помогала. Помогало, что и наши языки были понятны казахам и киргизам, и мы понимали их. Но сначала были очень плохие отношения с местными, пока они не поняли, что приехали не головорезы, а такие же трудяги, как и они сами. Казахи очень тяжело жили. У них отнимали всё зерно и весь скот для фронта, и они тоже голодали. Но сами люди были очень гостеприимными, добрыми и делились последним куском хлеба.

Люди думали, что в стране, воюющей с Гитлером, с фашизмом, не может быть такой глобальной несправедливости

Тамара Биттирова​: Да, некоторые весной не стали огороды сажать. А моя бабушка взяла с собой тыквенные семечки и вырастила тыкву на нескольких участках, которые люди не хотели обрабатывать, и потом осенью раздавала, спасая людей от голодной смерти. Никто не верил, что может быть такое. Все же верили советской власти, думали, что она справедливая, что подобное только за кордоном может быть, а в стране, воюющей с Гитлером, с фашизмом, не может быть такой глобальной несправедливости. Естественно, люди мало брали с собой еды, да и ограничения были — людей-то много, невозможно было всё брать.

Тамара Биттирова​: В Казахстане существует карачаево-балкарская диаспора — около 10 тысяч человек. В Кыргызстане тоже три–четыре тысячи. В Узбекистане остались. Многие породнились с местным населением, некоторые сами по себе обустроились. Ну а сейчас даже если кто хочет вернуться, уже много препятствий — разные страны, бюрократические заслоны — наверное, они и останутся там. Но они стараются не забывать свою родину.

Тамара Биттирова​: Самая большая потеря в депортации — это разрушение хозяйственного уклада, привычного налаженного образа жизни. Календарная система сельхозработ была разрушена. Скота не было. Мне было четыре года, когда я ехала в поезде со своим братом, возвращалась домой, и наш вагон был до потолка заставлен мешками с пшеницей, а в каких-то вагонах везли коров, телят, овец, зная, что на месте ничего не дадут. Я слышала про какие-то ссуды, но не знаю о том, чтобы мои родители что-то получили. Они обустраивали всё сами. Сначала построили домик из одной комнаты, мы все жили там. Потом построили домик из двух комнат и коридора. На этом участке, где папин дом, несколько раз достраивали-достраивали, и потом наконец к 1975 году построили большой дом с паровым отоплением. Моя мама умерла, так и не пожила в новом доме. Перетрудилась. Родители с утра до вечера работали, чтобы устроиться. Поколение наших родителей – самое пострадавшее. Они попали в выселение подростками и не смогли получить образование. А человек без образования в общественной жизни уже не может быть полноценно задействован. Они все обыкновенные трудяги, крестьяне. И поэтому наши родители очень хотели, чтобы мы учились, все усилия прилагали к этому. Моя мама ходила на все уроки, нас было семь человек, и все мы хорошо учились под маминым руководством. Она не разрешала нам сачковать, и поэтому мы на пятёрки учились. Это была её мечта.

Тамара Биттирова​: Молодое поколение и не должно особо знать. Подрастут — узнают. Нам мама в детстве никогда не рассказывала. Но так сложилось в семье, что она никогда не отмечала 8 марта, несмотря на то что у неё в эту дату был день рождения. И мы все до сих пор не отмечаем свои дни рождения — так сложилось. Почему она не отмечает свой, она объясняла: это чёрный день для моего народа. Но про трудности выселения родители нам не рассказывали, говорили, что надо это забыть, надо смириться и не надо об этом знать. Хотя, когда я была маленькая, я много расспрашивала, они, видимо, щадили нашу психику. А когда я подросла, мой дед очень много рассказывал. И уже в аспирантуре мы ездили по сёлам, собирали фольклор. И каждый второй пел песни о выселении. Я уже даже диктофон не включала: столько боли невозможно было выдержать. Сейчас, конечно, жалею. Эти песни сейчас поют только профессиональные певцы и редкие старики. Но не надо омрачать молодым жизнь. Историю не изменить, а настроение у них поменяется, они будут всех во всём подозревать. Современные поколения русских и других народов не имеют к тому, что было, никакого отношения. Может, их отцы и деды в чём-то и виноваты, но не надо, чтобы наша молодёжь настраивалась против кого-то. В то же время, когда настанет нужный момент, они должны знать. И они, и соседские народы. И сочувствовать должны. Чтобы такое не повторилось в будущем. Это трагедия для всего человечества, если один народ так страдает.

Тамара Биттирова​: Последние 20 лет к памяти репрессированных относятся очень проникновенно, построен музей репрессий балкарского народа. И каждый раз глава республики возлагает венки, читает дуа. Это никогда не забывается. И в Карачаево-Черкесии так же всё. Кроме того, отмечать отдельно женский праздник — признавать неравноправие женщин в обществе, я так считаю. Я считаю, что женщину должны каждый день благодарить за то, что она родила детей, воспитывает внуков. Ежедневный должен быть праздник у женщины, а не раз в году.

Тамара Биттирова​: Я очень надеюсь, что повтора подобного не будет ни с каким народом. Тем не менее времена у нас сейчас не очень хорошие, особенно в экономическом плане, поэтому народы Кавказа должны быть очень сплоченными. К ним я и русских отношу. Наши русские — это настоящие горцы по своему менталитету. Они другие. Если Россия потеряет Кавказ, она будет не той Россией. Трагедия, которая случилась с балкарским народом, — это урок о ценности жизни, о ценности добрососедских отношений. Только таким образом можно выжить в этом непростом мире.

За 9 месяцев 1944 года родилось всего 56 детей, а умерло — 1 592 человека. По официальным данным, начиная с 1 апреля 1944 года до сентября 1946 года в Казахстане и Кыргызстане умерло 4 849 балкарцев — каждый восьмой переселенец.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы. Тема депортаций народов, осуществленных в 1930-1950-е гг. сталинским режимом, до сих пор пестрит неисследованными аспектами и звучит болью исковерканных судеб многих людей. И сегодня как никогда важно досконально изучить сохранившиеся исторические свидетельства того периода, чтобы иметь объективное представление о масштабах и характере преступлений, совершенных тоталитарным режимом. Только при наличии реальной картины прошлого можно адекватно проектировать и осуществлять комплекс политических и социальных мер, направленных на укрепление страны и консолидацию общества. Чтобы учиться на ошибках прошлого, понять их, нужно выяснить суть этих ошибок.

В настоящее время наша республика является государством, в котором гармонично живут более 100 этносов, и особая заслуга в этом принадлежит Президенту Н.А. Назарбаеву. По его инициативе в республике были созданы национально-культурные центры (НКЦ), Ассамблея народа Казахстана (АНК), ставшие реальными институтами взвешенной национальной политики, которая проводится с первых дней независимости страны. Эта деятельность становится еще более актуальной на фоне обострений меж­национальных отношений во многих республиках бывшего СССР. Постсоветским государствам необходимо избегать психологии насильственных решений, которые достались им в наследство от тоталитарного режима вместе с комплексом нерешенных проблем. Однозначно эти проблемы невозможно решить, конструируя на скорую руку популистские идеологемы или развертывая далеко небезобидные информационные войны. Обезопасить государство и общество от подобных ошибок можно лишь при всеобъемлющем, качественном и оперативном учете поучительных процессов собственной истории. В этой связи появление новой и востребованной научной, документированной информации однозначно способствует более полному историческому аудиту и аналитической оценке рисков последствий прошедших трагедий ХХ века.

Степень изученности проблемы. Историография исследуемой проблемы достаточно разнопланова, что обусловлено различными теоретико-методологическими подходами к изучению исторических процессов учеными. Рассматривая корпус научной литературы по исследованиям депортаций, можно выделить три основных этапа: первый - с 1960 – 1985 гг., второй - с 1985 – 1991 гг., третий - с 1991 гг. - по настоящее время.

На втором этапе с 1985 по 1991-й гг. появились работы как зарубежных исследователей, так и советских ученых-историков. Расширение историографической базы темы в этот период связано с изменениями во внутренней политике Советского Союза, руководство которого провело новое развенчание культа личности Сталина и демократизацию общественной жизни страны. В период перестройки в СССР у зарубежных специалистов появилась возможность выйти на более высокий уровень в исследовании проблем истории репрессий. В Советском Союзе им был открыт доступ к определенным архивным фондам. Впервые в СССР стали публиковаться исследования о тоталитарном режиме таких западных ученых, как Р.Слассер, Л.Беллади, Т.Краус, Д.Бофф, Н. Верт, Ф.Хайек и др. В работах зарубежных специалистов содержалось немало новой информации, резких оценок политики Советского правительства.

Увеличение количества публикаций, посвященных массовым репрессиям, происходило и в самом Советском Союзе. Пионерами в восполнении источниковой базы и разработке различных аспектов истории многих депортированных народов и социальных групп стали такие ученые, как Н.Ф. Бугай и В.Н Земсков. Их плодотворная научная работа сыграла значительную роль в развитии дальнейших исследований. В Казахстане параллельно проблему истории массовых репрессий и депортации народов начинали разрабатывать М.К. Козыбаев, Ж. Абылхожин, К.С. Алдажуманов и др. Признавая большой вклад ученых, необходимо отметить, что из-за поэтапного рассекречивания архивных фондов в исследованиях данного периода изучались лишь отдельные аспекты этой проблемы.

Правовой основой советских репрессий в республике занимается академик М.Т. Баймаханов, посвятивший этим проблемам ряд научных публикаций. Од­нако следует отметить, что пока нет обобщающей работы, исследовавшей весь спектр правовых проблем в истории депортированных народов.

Итак, проблема депортации народов, история судеб репрессированных социальных групп и этносов все еще остаются актуальными для Казахстана. Ученым республики еще предстоит большая работа по проведению исследований на региональном уровне, которые позволят выявить черты общего и особенного в проведении депортаций народов, осуществлении по отношению к ним карательного механизма государства. В истории депортированных народов остаются еще неизученными вопросы осуществления надзора за спецпереселенцами и их наказаний, вопросы торгового и медицинского обслуживания, деятельность детских домов, попечительство над сиротами выселенных народов. В отечественной историографии пока нет работ, посвященных реабилитации и репатриации депортированных народов. Следует отметить, что новые исследования потребуют сопоставлений, смыслового комментария и обобщения проделанной работы. Можно полагать, что историография истории депортации народов, созданная отечественными учеными, еще может быть дополнена в результате новых исследований.

Цель данной работы - является комплексное изучение депортации народов в Казахстан.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- выявить причины насильственных переселений этносов в области Казахстана и этапы этого процесса;

- проследить географию размещения переселенцев, выявить специфику их расселения, хозяйственно-бытовое обустройство депортированных народов на территории Казахстана;

- определить общее и особенное в правовом положении различных депортированных народов как в рамках государственной политики, так и исходя из положения переселенцев в республике;

- изучить жизнь депортированных народов в условиях ограничения прав и осуществления прессинга местными органами власти в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие;

- рассмотреть морально-психологическое состояние депортированных народов и формирование протестных настроений спецпоселенцев;

- исследовать характер развития взаимоотношений депортированных народов с местным населением и целинниками в период существования режима спецпоселения;

- проанализировать процесс освобождения депортированных народов и проблемы их репатриации и реабилитации.

Объектом исследования являются этносы, депортированные в Казахстан.

Предмет исследования: являются процессы, происходившие в жизни депортированных народов на территории Казахстана.

В ходе работы над данной темой нами были использованы следующие методы исследования: метод изучения научной литературы, анализ теоретического материала, просмотр и анализ периодической печати, анализ, синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнение.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка использованной литературы.

Читайте также: