Правильно ли произведено деление граждане делятся на честных людей и нарушителей закона

Обновлено: 17.05.2024

Ответ: Нарушен закон тождества. Понятие "независимые кандидаты" имеет два разных смысла: кандидаты, которые не состоят ни в каких партиях" и "кандидаты, состоящие в блоке "Независимые кандидаты". Попытка не удалась, так как избиратели могли бы быть введены в заблуждение.

Осуществите по две последовательных операции обобщения и ограничения следующих понятий: работа, Европейский союз, закон, правовое государство.

Во всех ли случаях удалось выполнить задание? Если нет, то почему?

Деятельность человека →Работа → домашняя работа

Предписание→Закон→Федеральный закон

Правовое государство→Государство→Правовое государство Европы

Ниже приведены примеры деления понятий. Правильно ли произведено деление? Если имеются ошибки, укажите правила, по которым они допущены:

а) Науки бывают естественные, технические, общественные и юридические.

Деление проведено по видообразующему признаку по элементам научного знания, присутствует лишний член деления: юридическая наука является разновидностью общественных наук.

б) Международные договоры делятся на устные, письменные, справедливые и несправедливые.

Деление произведено по двум разным признакам: по форме представления и по справедливости, тем самым нарушено правило деления принадлежность членов деления одному основанию

в) Числа делятся на простые, четные и нечетные.

г) Деревья состоят из корней, ствола и кроны.

Это не является делением, это описание предмета, расчленение одного целого.

д) Различают следующие виды хищений: хищение государственного имущества и личного имущества граждан.

Я думаю, что нарушено правило соразмерности, так как здесь указаны формы собственности, а не виды.

е) Женщина: незамужняя, замужняя, мать, бабушка.

Деление произведено по двум основаниям: семейное положение и положение в семье, еще деление является неполным по одному из оснований. Таким образом, допущены 2 ошибки: деление произведено по двум основаниям и нарушена соразмерность деления по одному из оснований (неполное деление).

С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями:

а) экономическое преступление, уголовное преступление, преступление, преступник.

б) конституция, основной закон.

Конституция (А) и основной закон (Б) являются равнозначными понятиями.

в) мужчина, умный человек, женщина, философ.

г) здание, фундамент, небоскреб, часть здания, комната.

Проанализируйте с точки зрения логики следующие определения:

а) А.С. Пушкин – солнце русской поэзии.

Не является определением, это метафора

б) А.С. Пушкин – великий русский поэт.

реальное определение, которое содержит характеристику Пушкина как великого, как русского и как поэта. Однако данная характеристика неполная (нарушена соразмерность деления).

в) Шар представляет собой тело, образованное вращением полукруга вокруг диаметра.

Генетическое определение, указывающее на происхождение предмета в данном случае шара путем вращения круга вокруг своего диаметра.

г) Взятка – деньги, передаваемые должностному лицу как оплата его преступных действий.

Определение явное, реальное, несоразмерное.

е) Попугай – птица тропических стран с ярким оперением.

явное определение, которое с помощью особых примет, свойственных попугаю, дает некоторое представление об этой птице, но нарушает правила соразмерности и имеет ошибку слишком широкого определения, потому что это определение применимо не только к попугаю, а ко всем видам птиц, имеющих яркое оперение и обитающих в тропиках

ж) Беззаконие – положение, при котором общественная жизнь не обеспечивается законами.

к) что такое осень? Это небо. Плачущее небо под ногами…

Это не описание, это сравнение.

Определите вид и запишите структуру (форму) суждения:

а) Неверно, что Солнце вращается вокруг Земли.

Суждение является простым, релятивным суждением об отношении между предметами, выражающее неверность суждения о том, что Солнце вращается вокруг Земли.

б) Гражданину Российской Федерации начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.

В данном примере – это достиг пенсионного возраста (а) и имеет необходимый стаж (в).

в) Ни один человек не может осуществлять свою жизнедеятельность вне взаимодействия с другими людьми.

Суждение является атрибутивным и общеотрицательным. Оно общеотрицательное, потому что в нем отрицается конкретный признак в отношении всех людей.

г) Амнистия бывает общей или частичной.

Суждение является сложной дизъюнкцией (разделительным суждением), потому что в нем разделяются на виды признаки субъекта (амнистии): общая или частичная. Его можно записать следующим образом:

Произведите операцию отрицания следующих атрибутивных суждений. Представьте результаты в символической форме и на естественном языке:

а) Ни один прокурор не является адвокатом.

Некоторые прокуроры (S) являются (есть) адвокатами (P)

б) Некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против собственности.

Исходное частноутвердительное суждение: ЕS – P

Все общественно-опасные деяния (S) не являются преступлениями против собственности (Р)

Данное суждение является общеотрицательным.

Произведите операцию отрицания сложных суждений:

а) Если мне в моей просьбе откажут, я буду обращаться в соответствующие органы вторично.

Мне в моей просьбе откажут и я не буду обращаться в соответствующие органы вторично.

б) Несовершеннолетние вовлекаются в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.

Несовершеннолетние не вовлекаются в совершение преступления ни путем обещаний, ни обмана, ни угроз, ни иным способом.

Произведите превращение следующих суждений:

а) Некоторые преступления являются умышленными.

Исходное Е S – P

Некоторые преступления не являются неумышленными.

б) Инвалиды ВОВ имеют право на льготы.

Исходное S – Р

Инвалиды ВОВ не являются теми, кто не имеет право на льготы.

Произведите обращение следующих суждений:

а) Половина студентов нашей группы не сдала зачет.

Данное суждение частноотрицательное, не обращается!

б) Никто не должен здесь фотографировать.

Суждение общеотрицательное, обращается в общеотрицательное.

Все, кто здесь фотографируют, не являются людьми.

Определите вид и проверьте правильность следующих умозаключений:

а) Чтобы быть допущенным к экзаменационной сессии, достаточно сдать все зачеты. Н. не допущен к экзаменационной сессии. Значит, он не сдал зачеты.

Условно-категорическое умозаключение, дедуктивное (modus tollens)

б) Если цены возрастут, то политическая ситуация обостриться, а если не возрастут, то увеличится дефицит. Мы не допустим обострения политической ситуации. Значит, увеличится дефицит.

Умозаключение условно-категорическое, по двум основаниям, (modus tollens)

Определите фигуру и правильность следующих силлогизмов:

а) Иногда образная речь не является красноречивой, ибо ни одна глупость не является красноречивой, а иногда глупость выражается образно.

Производим проверку нашего силлогизма на правила III фигуры: меньшая посылка является утвердительной, а заключение является частным суждением, значит правила III фигуры не нарушены, силлогизм является дедуктивным и подлежит дальнейшей проверке на правило терминов. Средний термин М распределен в большей посылке, крайний меньший термин S в выводе и в посылке распределен одинаково, правило терминов не нарушено – данный простой категорический силлогизм дедуктивен.

б) Доказательство, полученное с нарушением закона не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, потому что оно получено с нарушением закона.

Производим проверку нашего силлогизма на правила I фигуры: большая посылка является общей, меньшая посылка утвердительна - значит правила I фигуры соблюдены – данный силлогизм дедуктивен и необходимо провести дальнейшую проверку на выполнение правила терминов. Средний термин S в большей посылке распределен, крайние термины распределены одинаково и в посылках и в выводе – следовательно правило терминов выполняется – силлогизм дедуктивный.

Восстановите следующие энтимемы, укажите фигуру, определите правильность построения полученных силлогизмов:

а) Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания.

VM + - P – - большая посылка

VS+ - P- - меньшая посылка

Е М- - S + – заключение

Проверяем данный силлогизм на правило II фигуры: большая посылка является общей, но ни одна из посылок не является отрицательным суждением. Правило II фигуры нарушено – силлогизм не дедуктивен – дальнейшая его проверка невозможна.

Е S + - P – - большая посылка

M+ - S– - меньшая посылка

Данная энтимема относится к I форме простого категорического силлогизма и не нарушает правила I фигуры.

Проверяем данный силлогизм на правило I фигуры: большая посылка не является общей, а меньшая посылка - утвердительной, следовательно правила I фигуры нарушены, – силлогизм не дедуктивный.

Определите, какая аналогия имеет место:

В данном случае имеет место аналогия отношений, потому что имеется в виду аналогия между размерами планет между собой в сравнительном отношении с размерами плодов, размеры которых наглядно демонстрируют различия в размерах планет.

а) поспешное обобщение

б) подмена условного безусловным

г) перестановка причины и следствия

а) строгой аналогией

б) поверхностной аналогией

в) дедукцией

г) индукцией

Проанализируйте следующие рассуждения, найдите тезис, аргументы и форму демонстрации. Укажите и квалифицируйте ошибки, если они имеются:

а) При взвешивании вещества определенного химического состава было установлено, что его вес больше веса суммы составляющих его веществ. Это означало, что в состав вещества входит какое-то неизвестное вещество. Им оказался литий.

а) Тезис: В состав вещества входит литий

Если вес вещества определенного химического состава больше веса суммы составляющих его веществ, то в состав вещества входит какое-то неизвестное вещество (A).

При взвешивании вещества определенного химического состава было установлено, что его вес больше веса суммы составляющих его веществ (А).

Оказалось, что неизвестное вещество — литий (T).

Данное рассуждение происходит в форме неполной индукции, произведенной методом остатков. Аргумент А приведен в форме условно-категорического умозаключения. Доказательство не полное, так как отсутствует аргумент, подтверждающий, что неизвестное вещество – именно литий.

Тезис: Чем больше я пью, тем меньше я пью

Чем больше пива я пью, тем больше трясутся мои руки.

Чем больше трясутся мои руки, тем больше пива я проливаю.

Чем больше я проливаю пива, тем меньше я пью.

В данном случае, демонстрация тезиса происходит в форме последовательности условных суждений. Недостаток рассматриваемого рассуждения заключается в недостоверности приведенных аргументов, и, как следствие, неоднозначность и недостоверность тезиса. К тому же в тезисе содержится логическое противоречие.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Существует несколько логических правил деления понятия. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что объем понятия не раскрывается, и деление не достигает своей цели, являясь неверным. Рассмотрим эти правила и ошибки, возникающие при их нарушении.

1. Деление должно проводиться по одному основанию, т. е. при делении понятия следует придерживаться только одного выбранного признака. Например, в делении: Люди бывают мужчинами, женщинами и учителями используются два разных основания – пол и профессия, что недопустимо. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, называется подменой основания. В делении с подменой основания может использоваться не только два разных основания, как в приведенном выше примере, но и больше. Например, в делении: Люди бывают мужчинами, женщинами, китайцами и блондинами, как видим, используются три различных основания – пол, национальность и цвет волос, что, конечно же, тоже является ошибкой.

2. Деление должно быть полным, т. е. надо перечислить все возможные результаты деления (суммарный объем всех результатов деления должен быть равен объему исходного делимого понятия). Например, деление: Учебные заведения бывают начальными и средними является неполным, т. к. не указан еще один результат деления – высшие учебные заведения. Но как быть, если надо перечислять не два или три, а десятки или сотни результатов деления. В этом случае можно употреблять понятия: и другие, и прочие, и так далее, и тому подобное, которые будут включать в себя не перечисленные результаты деления. Например: Люди бывают русскими, немцами, китайцами, японцами и представителями других национальностей.

3. Результаты деления не должны пересекаться, т. е. понятиям, представляющим собой результаты деления, следует быть несовместимыми, их объемы не должны иметь общих элементов (на схеме Эйлера круги, обозначающие результаты деления, не должны соприкасаться, располагаясь отдельно друг от друга). Например, в делении: Страны мира делятся на северные, южные, восточные и западные допущена ошибка – пересечение результатов деления. На первый взгляд приведенное в качестве примера деление кажется безошибочным: оно проведено по одному основанию (сторона света) и является полным (все стороны света перечислены). Чтобы увидеть ошибку в данном делении надо рассуждать так. Возьмем какую-нибудь страну, например, Канаду и ответим на вопрос – является ли она северной? Конечно, является, т. к. расположена в северном полушарии Земли. Теперь ответим на вопрос, является ли Канада западной страной? Да, потому что она расположена в западном полушарии Земли. Таким образом, получается, что Канада – одновременно и северная, и западная страна, т. е. она является общим элементом объемов понятий северные страны и западные страны, а значит, эти понятия, а вернее их объемы, пересекаются. То же самое можно сказать и относительно понятий южные страны и восточные страны. На схеме Эйлера результаты деления из нашего примера будут располагаться так:


Вспомним, каждая классификация построена таким образом, что любой элемент, попадающий в одну ее группу (часть, вид), ни в коем случае не попадает в другие. Это и есть следствие непересечения результатов деления или их взаимоисключения при составлении какой угодно классификации.

4. Деление должно быть последовательным, т. е. не допускающим пропусков и скачков. Рассмотрим следующее деление: Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными и сосновыми. Явно лишним здесь выглядит понятие сосновые леса, в силу чего допущенная в делении ошибка напоминает подмену основания (см. первое правило). Однако основание в данном случае не менялось: деление было проведено по одному и тому же основанию – тип древесных листьев. Подмена основания присутствует в таком, например, делении: Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными, подмосковными и таежными. (Деление проведено по двум разным основаниям – тип древесных листьев и географическое местонахождение леса). Вернемся к нашему первому примеру. Правильно было бы разделить леса на хвойные, лиственные и смешанные, а потом произвести второе деление – разделить хвойные леса на сосновые и еловые. Таким образом, надо было совершить два последовательных деления, а в приведенном примере второе деление пропущено, через него как бы перескочили, в результате чего два деления смешались в одно. Такая ошибка называется скачком в делении. Еще раз отметим, что скачок в делении не следует путать с подменой основания. Например, в делении: Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими и университетами присутствует скачок, а в делении: Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими и коммерческими допущена подмена основания.

Приведем еще несколько примеров правильного деления, а также – деления, в котором нарушены рассмотренные правила и допущены различные ошибки.

а) Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным (подмена основания).

б) По темпераменту люди делятся на сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков (пересечение результатов деления).

в) Геометрические фигуры делятся на плоские, объемные, треугольники и квадраты (скачок в делении).

г) Отбор в живой природе бывает искусственным или естественным (правильное деление).

д) Художественные романы бывают приключенческими, детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими (пересечение результатов деления).

е) Запоминания бывают произвольными и непроизвольными (правильное деление – дихотомическое).

ж) Математические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение корня и нахождение логарифма (правильное деление).

з) Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих (подмена основания).

и) Энергия бывает механической и химической (неполное деление).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ Обычно в учебниках логики формулируются лишь правила таксономического деления. Мы попытаемся распространить эти правила и на мереологическое деление.Правило 1. Деление должно быть соразмерным, т.е. в случае

[Лекция 8], часы 23, 24 Обстояние. Сущность деления на планы. Феноменологический анализ смысла

[Лекция 8], часы 23, 24 Обстояние. Сущность деления на планы. Феноменологический анализ смысла 1) Я пытался наметить Вам ту общую сферу, в которой помещаются третий и четвертый план философского содержания.Эта сфера есть объективное обстояние: это тот предмет, на который

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ Обычно в учебниках логики формулируются лишь правила таксономического деления. Мы попытаемся распространить эти правила и на мереологическое деление.Правило 1. Деление должно быть соразмерным, т.е. в случае

1. Правила доказательства

1. Правила доказательства Классификация правил доказательства обусловлена его структурой — наличием в нем тезиса, оснований и способа доказательства.Правила тезиса. Тезис — центральный пункт доказательства. Поэтому требования предъявляются прежде всего к нему.1.

II. Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в созерцании

II. Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в созерцании Если я делю целое, данное в созерцании, то я иду от обусловленного к условиям его возможности. Деление частей (subdivisio или decompositio) есть регресс в ряду этих условий. Абсолютная целокупность

ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ

ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ Одна школьница как-то спросила моего приятеля: целуясь, нужно закрывать глаза или можно оставлять их открытыми? Я вместе с этой школьницей очень сожалею, что в школе не преподают правил приличия в

§ 4. Правила для определений

§ 4. Правила для определений Правила образования определений удобно обсуждать, не ограничиваясь аристотелевским анализом. Ниже приведены основные аспекты этих правил:1. Определение должно представлять сущность того, что в нем определяется. Определяющее выражение

Правила для руководства ума*

Правила для руководства ума* Правило I Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются.Таково обыкновение людей, что всякий раз, когда они замечают какое-либо

19. Правила определения

19. Правила определения Истинность определения зависит не только от правильности подачи его содержания, но и от того, насколько стройно и последовательно будет выстроена его форма. Если истинность определения зависит от того, точно ли отражает его содержание все

20. Правила деления понятий

20. Правила деления понятий Деление – это логическая операция, с помощью которой объем понятия, именуемый множеством, расчленяется на ряд подмножеств. С помощью этой операции раскрывается объем понятия, тогда как определение раскрывает его содержание.Непрерывность

22. Классификация деления

22. Классификация деления Одним из особых видов деления является классификация. Это планомерное, последовательное деление понятий с распределением видов во взаимообусловленную систему, в рамках которой последние делятся на подвиды, подвиды также разбиваются на члены

43. Правила индукции

43. Правила индукции Чтобы избегать ошибок, неточностей и неправильностей в своем мышлении, не допускать курьезов, нужно соблюдать требования, которые определяют правильность и объективную обоснованность индуктивного вывода. Ниже подробнее рассмотрены эти

2. Правила деления понятий

2. Правила деления понятий Деление представляет собой процесс важный и зачастую непростой. В результате далеко не всегда этот процесс приводит к верному результату. Бывает, что последний содержит ошибочно добавленный не в свой класс элемент. Все это может приводить к

Основание деления

Основание деления Когда мы делим понятие на виды, мы делим не просто так, а на основании чего-нибудь. Если мы делим женщин на блондинок, брюнеток и рыжих основанием будет являться их цвет волос. Если мы делим женщин на русских, цыганок и негритянок, основанием будет

Правила деления

Правила деления 1. Деление должно быть соразмерноДругими словами, мы должны никого не забыть. Если мы разделим холодное оружие на сабли и кастеты — это будет несоразмерное деление. Так как есть ещё и, например, топоры. Деление должно быть полным.Обратная ошибка —

II Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в созерцании

II Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в созерцании Если я делю целое, данное в созерцании, то я иду от обусловленного к условиям его возможности. Деление частей (subdivisio или decompositio) есть регресс в ряду этих условий. Абсолютная целокупность

17. ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЯ

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Деление позволяет выявить круг предметов, на которые распространяется данное понятие, это есть деление рода на виды. Родовидовые отношения характеризуются тем, что то, что можно сказать о роде, можно сказать и о виде. Так, понятие "конституция" можно разделить на конституцию федеративного государства и конституцию унитарного государства. Эти понятия обладают теми же признаками, которыми обладает родовое понятие.

Деление следует отличать от мысленного расчленения. Расчленение относится к взаимоотношению целого и части. Так, конституция расчленяется на статьи и параграфы, которые не обладают признаками понятия "конституция".

Деление необходимо в следующих случаях:

1) когда необходимо раскрыть не только сущность, но и формы ее проявления;

2) когда нужно очертить сферу применения понятия;

3) в случае многозначности термина.

Деление имеет свою структуру. В ней различаются:

• делимое – это родовое понятие, объем которого раскрывается через составляющие его виды (в нашем примере – это конституция);

• члены деления – полученные в результате самой операции виды родового понятия (конституция унитарного государства, конституция федеративного государства);

• основание деления – признак (или признаки), по которому производится эта операция (в нашем случае – это характер государственного устройства).

Различают два вида деления: по видоизменению признака и дихотомическое.

1 – деление по видоизменению признака, положенного в основание деления. Напр., всех людей можно разделить на группы по различным признакам: расовому, социальному, профессиональному, половозрастному, территориальному и др. В каждом из этих случаев члены деления будут разные. Этот вид деления часто применяется в науке и юридической практике. Однако недостаток этого вида деления в том, что объем делимого родового понятия может быть неисчерпаем.

2 – дихотомическое деление (от греч. слов dicha – на две части и tome – сечение) представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащихпонятия. Напр.: природа делится на живую и неживую, химические элементы на металлы и неметаллы и т. д. Достоинством этого вида деления является то, что объем делимого понятия исчерпывается полностью, а недостаток его в том, что область отрицательного понятия остается достаточно неопределенной.

Иногда используют смешанное деление. Напр., граждан делят на дееспособных и недееспособных, а затем дееспособные, в свою очередь, делятся на полностью и частично дееспособных.

18. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ

Как и определение, операция деления подчиняется особым правилам.

1. Деление должно вестись только по одному основанию. Это требование означает, что избранный вначале в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками. Правильно, напр., делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем – по влажности. Такая ошибка называется перекрестным или сбивчивым делением.

2. Деление должно быть соразмерным или исчерпывающим, т. е. сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это требование предостерегает от пропуска отдельных членов деления. Если, напр., при делении преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности будет нарушено, т. к. не указан еще один член деления – особо опасные преступления. Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т. е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Напр., если при делении понятия "уголовное наказание" кроме всех видов указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания, то это будет ошибкой, которая называется делением с лишними членами.

3. Члены деления должны исключать друг друга.

Они могут быть лишь несовместимыми, соподчиненными понятиями. Напр., неправильными являются деления: ученики делятся на отличников, неуспевающих и успевающих, т. к. понятия отличник и успевающий не исключают друг друга; преступления делятся на умышленные, неосторожные и воинские, т. к. воинские одновременно могут быть или умышленными, или неосторожными.

4. Деление должно быть последовательным и непрерывным. От рода следует переходить к ближайшим видам, а затем от них – к ближайшим подвидам. Если это правило нарушается, возникает логическая ошибка – скачок в делении. Так, если право мы сначала разделим на отрасли – трудовое, уголовное, гражданское, а затем гражданское – на право собственности, обязательственное право, наследственное право, то это правильное, последовательное и непрерывное деление. Но если после трудового, уголовного сразу назвать наследственное право, то это и будет означать скачок в делении.

19. КЛАССИФИКАЦИЯ. СУЖДЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Классификация – это особого вида деление, представляющее собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Классификация отличается рядом свойств.

• Это деление или система последовательных делений, которые произведены с точки зрения признаков, существенных для решения теоретической и практической задачи. Напр., на основе атомного веса создана периодическая система элементов Менделеева. При проведении классификации важно учитывать ее цель, т. е. указывать, решению каких задач она способствует.

• При классификации нужно так распределить предметы по группам, чтобы по месту в классификации можно было судить об их свойствах (напр., по месту химического элемента в периодической системе Менделеева можно судить о его свойствах).

• Результаты классификации могут быть представлены в виде таблиц или схем.

Создавая классификации, важно учитывать их относительный характер, поскольку классификация часто может не учитывать переходных форм явления. Кроме того, она может устареть.

Кроме рассмотренной классификации, называемой научной, в повседневной жизни используется т. н. искусственная классификация, т. е. распределение предметов на классы по несущественным признакам, напр., распределение фамилий в алфавитном порядке.

Суждение – это форма мысли, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами.

Отличительный признак суждения – утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо. Суждение может быть истинным или ложным. Истинность суждения определяется его соответствием действительности, оно не зависит от нашего отношения к нему и носит объективный характер. Истинность суждений о простейших житейских ситуациях очевидна и не требует специального исследования. В науке же на подтверждение или отрицание какого-либо суждения требовались годы напряженного труда. Это относится и к юридической практике.

В виде суждений формулируются все научные истины. Они служат также универсальной формой духовного общения между людьми, взаимообмена информацией. Форму суждения обычно принимают статьи нормативных актов, регулирующих поведение людей в обществе.

Всякое суждение выражается в предложении, но не всякое предложение является суждением. Суждением может быть предложение, сообщающее какую-либо информацию, характеризуемую как истинная или ложная, т. е. это может быть только повествовательное предложение.

Одно и то же суждение может быть выражено в разных предложениях. Напр., "Аристотель является основателем науки логики" и "Воспитатель А. Македонского является основателем науки логики".

В свою очередь одно и то же предложение может выражать разные суждения. Напр., предложение "Аристотель – основатель науки логики" может выражать следующие суждения: "Аристотель (а не кто-либо другой) является основателем науки логики"; "Аристотель является основателем (а не продолжателем) науки логики"; "Аристотель является основателем науки логики (а не физики или математики)".

Задание 1.
Подберите понятия, находящиеся в логических отношениях с данным понятием.
Задание 4.
Проведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия.
Задание 7.
Определите, какая операция произведена с понятием (деление или определение понятия). Проведите анализ произведенной операции. Проверьте ее правильность.

Прикрепленные файлы: 1 файл

логика вар 4 по заданиям (1).docx

Тема № 2

Понятия: виды и способы логического оперирования с ними

Задание 1.

Подберите понятия, находящиеся в логических отношениях с данным понятием.

Понятия, вступающие с данным понятием в отношения:

- перекрещивания: пассажирский транспорт

Понятия, вступающие с данным понятием в отношения:

- перекрещивания: бумага с датой

- соподчинения: бумага с фотографией

Понятия, вступающие с данным понятием в отношения:

- перекрещивания: фигура с гранью 5 см

сосуд для перегонки жидкостей

Понятия, вступающие с данным понятием в отношения:

- подчинения: пятикомнатная квартира

- перекрещивания: помещение площадью 100 кв.м

Понятия, вступающие с данным понятием в отношения:

- подчинения: Антонио Бандерас

- перекрещивания: актер театра

Понятия, вступающие с данным понятием в отношения:

- перекрещивания: пятнистое животное

Понятия, вступающие с данным понятием в отношения:

- перекрещивания: хищение оружия

Задание 4.

Проведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия.

Обобщение: институт – вуз – российский вуз

Ограничение: институт – медицинский институт – Волгоградский государственный медицинский институт

Обобщение: полковник – офицерское звание – звание

Ограничение: полковник – артиллерии полковник – артиллерии полковник Ермолов

Обобщение: министр – должностное лицо исполнительных органов власти – должностное лицо

Ограничение: министр – министр обороны – Сергей Шойгу

Обобщение: трамвай – городской транспорт – транспорт

Ограничение: трамвай – трамвай города Екатеринбурга – трамвай № 5 города Екатеринбурга

7. Автор учебника.

Обобщение: автор учебника – автор книги – автор произведения

Ограничение: автор учебника – автор учебника по праву – автор учебника по гражданскому праву

Обобщение: лиса – зверь – животное

Ограничение: лиса – рыжая лиса – рыжая лиса из соседнего леса

Обобщение: журнал – периодическое издание – сериальное издание

Задание 7.

Определите, какая операция произведена с понятием (деление или определение понятия). Проведите анализ произведенной операции. Проверьте ее правильность.

1. Преступления делятся на умышленные, неосторожные.

Проведена логическая операция деления, так как объем понятия распределяется на ряд подмножеств.

Делимое понятие: преступления.

Члены деления: 1) умышленные преступления, 2) неосторожные преступления.

Вид деления: таксономическое по изменению видообразующего признака.

Деление проведено правильно.

3. Законопослушный гражданин – человек, не уличенный в совершении противоправных деяний.

Проведена операция определения, т.к. понятию придается точный смысл.

Определяемое понятие: законопослушный гражданин.

Определяющее понятие: человек, не уличенный в совершении противоправных деяний.

Род определяющего понятия: человек.

Видовые отличия: не уличенный в совершении противоправных деяний.

Вид определения: родовидовое, атрибутивное.

Операция определения проведена неправильно: нарушено правило неотрицательности, т.е. определение положительных понятий не должно ограничиваться указанием на отсутствие каких либо признаков.

5. Кража – это тайное хищение чужого имущества.

Проведена операция определения, т.к. понятию придается точный смысл.

Определяемое понятие: кража.

Определяющее понятие: тайное хищение чужого имущества.

Род определяющего понятия: хищение.

Видовые отличия: 1) тайное хищение, 2) хищение чужого имущества.

Вид определения: родовидовое, атрибутивное.

Операция определения проведена правильно.

6. Арендатором называется человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.

Проведена операция определения, т.к. понятию придается точный смысл.

Определяемое понятие: арендатор.

Определяющее понятие: человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.

Род определяющего понятия: человек.

Видовые отличия: 1) получающий за определенную плату землю, 2) человек, получающий землю во временное пользование.

Вид определения: родовидовое, атрибутивное.

Операция определения проведена неправильно, оно слишком узкое: арендовать можно не только землю, но и другие объекты права, и не только во временное пользование, но и во владение.

7. Барометр – это прибор, который получается, если запаянную сверху стеклянную трубку опустить не запаянным концом в ртуть.

Проведена операция определения, т.к. понятию придается точный смысл.

Определяемое понятие: барометр.

Определяющее понятие: прибор, который получается, если запаянную сверху стеклянную трубку опустить не запаянным концом в ртуть.

Род определяющего понятия: прибор.

Видовые отличия: получающийся, если запаянную сверху стеклянную трубку опустить не запаянным концом в ртуть (видом выступает способ конструирования).

Вид определения: родовидовое, генетическое.

Операция определения проведена неправильно: полученное определение слишком узкое, т.к. барометр можно получить не только приведенным способом.

9. Беззаконие – положение, при котором общественная жизнь не обеспечивается законами.

Проведена операция определения, т.к. понятию придается точный смысл.

Определяемое понятие: беззаконие

Определяющее понятие: положение, при котором общественная жизнь не обеспечивается законами.

Род определяющего понятия: положение.

Видовые отличия: общественная жизнь не обеспечивается законами.

Вид определения: родовидовое, атрибутивное.

10. В законодательстве демократических государств предусмотрены санкции за нарушение социально-экономических, политических и личных прав граждан.

Проведена логическая операция деления, так как объем понятия распределяется на ряд подмножеств.

Делимое понятие: санкции, предусмотренные в законодательстве демократических государств.

Члены деления: 1) санкции за нарушение социально-экономических прав граждан, 2) санкции за нарушение политических прав граждан, 3) санкции за нарушение личных прав граждан.

Вид деления: таксономическое по изменению видообразующего признака.

Деление проведено неправильно: оно узкое (санкции могут быть за нарушение и иных прав кроме перечисленных, и за нарушение прав не только граждан, но и других лиц – без гражданства и иностранцев).

Тема № 3.

Суждения: виды, состав, логические отношения

Задание 1.

Приведите выражения естественного языка к правильной логической форме. Проведите анализ суждения, дайте объединенную классификацию суждения.

1. Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору.

По объединенной классификации данное суждение – общеутвердительное.

3. Ни одна книга не является периодическим изданием.

По объединенной классификации данное суждение – общеотрицательное.

5. Часть млекопитающих не являются морскими животными.

По объединенной классификации данное суждение – частноотрицательное.

6. В большинстве известных учебников этот вопрос не рассматривается.

По объединенной классификации данное суждение – общеотрицательное.

7. Все стрелки, не сделавшие ни одного промаха, были включены в команду.

По объединенной классификации данное суждение – общеутвердительное.

9. Всякий человек является разумным существом.

По объединенной классификации данное суждение – общеутвердительное.

10. Некоторые летчики не являются космонавтами.

Читайте также: