Права ребенка как общечеловеческая ценность

Обновлено: 16.06.2024

1. Права ребенка представляют собой общечеловеческую ценность.

Мировое сообщество убеждено, что прогресс человечества и общее развитие невозможны без улучшения положения женщин и детей и обеспечения их прав. Важным шагом на пути решения этих проблем явилась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей 1990 г. в Нью-Йорке. Главы государств и правительств 71 страны, а также представители неправительственных организаций подготовили план, предусматривающий достижение к 2000 г. 27 целей, причем семь из них были признаны особенно важными Это — снижение смертности детей в возрасте до пяти лет; снижение материнской смертности; уменьшение недоедания среди детей в возрасте до пяти лет; сокращение неграмотности среди взрослых; обеспечение всеобщего доступа к базовому образованию; обеспечение доступа к чистой питьевой воде и санитарии; обеспечение более эффективной защиты детей, находящихся в особо трудных условиях.

О серьезных намерениях мирового сообщества решить, поставленные задачи свидетельствует то, что эти вопросы были в центре внимания на Всемирной встрече на высшем уровне в 1995 г. в целях ускорения социального развития и они будут обсуждаться осенью 2001 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, посвященной итогам выполнения плана Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей 1990 г. За прошедшее десятилетие 117 стран разработали национальные планы действий в интересах детей, а 17 стран Центральной и Южной Америки приняли важные законы, касающиеся прав детей. Многие другие страны привели свое законодательство в соответствие с Конвенцией о правах ребенка в области здравоохранения, правосудия для несовершеннолетних, образования и культуры. В результате усилий мирового сообщества смертность детей от менингита сократилась на 85 %, а полиомиелит, некогда распространенный во всем мире, сейчас находится на грани ликвидации. Сегодня в школу ходят больше детей, чем когда бы то ни было.

Однако, несмотря на некоторые успехи, многие цели все еще остаются недостижимыми в отношении сотен мил пионов-детей во всем мире.

Чрезвычайным событием, побудившим энтузиастов, в частности, женщин, на то, чтобы права ребенка стали предметом пристального анализа и дальнейшего осмысления, стала первая мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных чудовищных последствий бойни в планетарных масштабах, британский Союз спасения детей и ее шведский аналог "Радда Барнен" совместно с Лигой женщин в 1923 г. разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.

Этот документ включал 5 пунктов, или принципов, в которых перечислялись основные условия, при которых возможно обеспечение благосостояния ребенка. В число этих условий были включены:

• право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование;

• первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;

• указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской, ибо была подписана в 1924т. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций, куда были приглашены государства, руководствовавшиеся принципами этой международной организации. Именно в Женевской декларации прав ребенка впервые была сформулирована принципиально важная мысль о необходимости особой заботы о детях "ввиду их физической и умственной незрелости". Этот тезис в дальнейшем повторялся во многих международных документах. Правда, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только "младенчество дает право на особое попечение и помощь" (статья 25, ч. 2). А в Декларации прав ребенка (1959 г.) приведена более полная формулировка, почти полностью повторяющая положение Женевской декларации. 'Звучит она следующим образом: "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе".

Однако на этом перечень реальных мер в защиту детства заканчивается. Других, в какой-либо мере значительных шагов, остальными государствами в 1-й половине XX в. предпринято не было, наступило своеобразное временное затишье перед бурей. Ею стала 2-я мировая война, после завершения которой представителями прогрессивных сил была создана Организация Объединенных Наций, под чьей эгидой разработан и принят ряд серьезнейших документов. К их числу относятся Декларация прав ребенка, утвержденная на 14 й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г. В этой Декларации была повторена мысль о "специальной охране и заботе" по отношению к ребенку и провозглашены 10 принципов, перечисляющих основные права детей. В число указанных принципов и прав были включены:

• равенство, наилучшее обеспечение интересов ребенка;

• право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие;.

• особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии;

• право на любовь и понимание, желательно в семье;

• на получение образования;

• первоочередность при получении защиты и помощи;

• защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

Впоследствии стало очевидным, что существующие нормы в области прав человека не адекватны для удовлетворения специфических потребностей детей. В результате, в 1979 г. в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка.

Вся работа над Конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1988 г. Рабочая группа представила Комиссии по правам человека ООН окончательный вариант документа и 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства в виде обязательных лозунгов к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. Ее основное содержание, состоящее из 54 статей, разделено на 3 блока. Первый блок, или раздел, наиболее объемный, содержит 41 статью, в которых перечислены все важнейшие права детей.

Концептуальная основа Конвенции воплощена в 4-х ведущих принципах, суть которых заключается в следующем.

I. Принцип недискриминации, т.е. равенства, зафиксированный в статье 2, диктует необходимость принимать меры для предотвращения дискриминации детей в любой форме.

II. Принцип приоритетности интересов детей отражен в статье 3 и предписывает в случае возникновения противоречий между интересами любых представителей населения и детей отдавать предпочтение последним. Кстати, это правило по идее должно распространяться и на юридические лица в ходе судебных, административных или других разбирательств.

III. Принцип соблюдения права детей на жизнь и здоровое развитие содержится в статье 6 и требует от государства приложения максимально возможных в рамках собственных ресурсов усилий для создания условий для выживания и развития маленьких граждан.

IV. Принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов (статьи 12-16) указывает на необходимость предоставления ребенку возможности принимать участие в решении своей судьбы.

В Конвенции содержится также механизм контроля за соблюдением прав детей, чему посвящена 2-я часть документа. Она состоит из 4-х статей, где

зафиксировано чрезвычайно важное требование широкой гласности как при обсуждении Конвенции перед ее принятием, так и в ходе осуществления дальнейших мер (статья 42);

подробно расписан состав учреждаемого Комитета по правам ребенка, его функции, процедура избрания в. этот орган, требования к кандидатурам, продолжительность работы в Комитете и ее регламентация и пр.(статья 43);

характеризуется механизм контроля за выполнением положений самой Конвенции. Оговорены как сроки представления странами-участницами национальных докладов: а) первоначального — через 2 года после присоединения и вступления Конвенции в силу и б) периодических, через каждые 5 лет (статья 44), так и возможность получения необходимой дополнительной информации. Применительно к докладам и дополнительной информации вновь подчеркивается требование обеспечения широкой гласности;

отмечено важное значение международного сотрудничества в интересах детей. В качестве возможных партнеров названы специализированные учреждения, в т.ч. ЮНИСЕФ, которые могут выдвигать кандидатуры экспертов для вынесения заключений относительно положения детей в стране, например, в виде альтернативных докладов. Кроме того, оговорено, что Комитет по правам ребенка может выступать с инициативой проведения исследований по проблемам детей (статья 45), что в дальнейшем стало широко практиковаться.

Заключительная 3-я часть Конвенции состоит из 9-ти статей в основном процедурного характера. В них определен порядок ратификации, вступления Конвенции в силу, а также ее денонсации т.е. отказа одной из сторон международного договора от его исполнения. Кроме того, в этой части анализируемого документа затронута еще одна важнейшая проблема, касающаяся возможности внесения изменений (т.е. поправок) в этот международный правовой акт. Юридически она решена в Конвенции следующим образом:

"1. Любое государство-участник может предложить поправку к Конвенции и представить ее Генеральному секретарю ООН. Генеральный секретарь затем препровождает. поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции. с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение 4-х месяцев. одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию. Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой ООН. Любая поправка, принятая большинством. участвующих в голосовании, представляется Генеральной Ассамблее на утверждение.

Поправка, принятая в соответствии с п.1 настоящей статья, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей ООН.

. она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других. остаются обязательными положения настоящей Конвенции. ".

Таким образом, за государствами-участниками во многих вопросах остается свобода выбора, право руководствоваться национальными интересами, особенностями менталитета своего народа. Такой подход, характеризующийся ярко выраженным стремлением достичь консенсуса по большинству вопросов, был выработан и принят еще в ходе подготовки проекта Конвенции. Впоследствии этот подход оправдал себя и обеспечил Конвенции о правах ребенка своеобразную "зеленую улицу". В первый же день, 26 января 1990 г., когда Конвенция была открыта для подписания, ее подписала 61 страна". После сдачи на хранение ратификационных грамот 20-ю государствами, что датируется 2-м сентября 1990 г., этот документ большого гуманистического звучания был признан действующим.

Процесс ратификации Конвенции был отнюдь не формальным. Во время присоединения каждая из 20-ти стран-участниц, первыми поставившими свою подпись под документом, высказала свои соображения, сомнения или возражения, т.е. сделала оговорки. Наибольшие дискуссии были вызваны тремя проблемами: минимальным возрастом, с которого допускается участие в военных действиях; различными аспектами усыновления детей (в т.ч. международного); а также защитой права ребенка на жизнь как до, так и после рождения, т.е. обсуждалась проблема абортов. Юридически это связывалось с возрастными границами определения ребенка как субъекта права. А формулировка звучала следующим образом: считать ребенка таковым с момента зачатия или с момента рождения.

В настоящее время это далеко не праздный вопрос, ибо во многих странах мира (в том числе в США) ширится движение против абортов, которые приравниваются к убийствам. Поэтому можно понять представителей Ватикана, Аргентины, Польши, которые настаивали на том, чтобы ребенком считалось человеческое существо с момента зачатия. Франция же, наоборот, заявила, что Конвенция не может быть интерпретирована как создающая препятствие относительно применения постановлений французского законодательства, относящихся к добровольному прерыванию беременности.

В целом Комитету пришлось рассматривать и анализировать такое количество высказанных претендентами возражений против тех или иных положений, что, по мнению членов Комитета, проблема несогласия, особого мнения или оговорок была и остается одной из самых сложных. Тем более, что некоторые чрезвычайно острые жизненные коллизии на сегодняшний день остаются неразрешимыми. Некоторые страны (Индонезия, Египет, Аргентина) резко высказались против передачи детей, лишившихся родительской опеки, опекунам или усыновителям иностранного происхождения; другие (Венесуэла) посчитали необходимым подчеркнуть, что сирота может покинуть родину только ради возможности обрести семью, но ни в коем случае не ради интерната, даже комфортабельного. Особо акцентировалось внимание (Испания) на бескорыстии заботы о детях без родителей.

2. В Республике Беларусь первый проект закона о правах ребенка был подготовлен по инициативе Советского детского фонда еще весной 1991 г. в НИИ детства (г. Москва). Однако распад Советского Союза и последующие социальные катаклизмы приостановили процесс создания этого важнейшего документа, и к чести Беларуси она первой вернулась к прерванной деятельности. В феврале 1992 г. по распоряжению Совета Министров Республики Беларусь был создан временный творческий коллектив для разработки проекта Закона Республики Беларусь "О правах ребенка". Работа продолжалась около полутора лет. В первом чтении закон был одобрен на осенней сессии 1992 г., а окончательно принят 19 ноября 1993 г., после чего вступил в действие.

Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" состоял из преамбулы и 5-ти разделов следующего содержания:

• в 1-м разделе под названием "Общие положения", состоящем из 11-ти статей, изложены цель и задачи Закона, определен возраст ребенка как субъекта права, зафиксированы основные сущностные и процедурные права, а также включена одна статья об обязанностях ребенка;

• во 2-м разделе —"Ребенок и семья" (6 статей) — который намеренно расположен впереди остальных разделов, подчеркивается важнейшее право ребенка на семью как естественную и необходимую для его нормального развития среду, очерчены границы ответственности родителей и возможности владения ребенком имуществом. Кроме того, среди важнейших задач государства зафиксирована защита семьи;

• 3-й раздел "Ребенок и общество" состоит из 7 статей и закрепляет экономические, социальные и культурные права: на приобщение к культурным ценностям, на образование, труд и отдых, защиту чести и достоинства; а также некоторые гражданские и политические права: на свободу вероисповедания и объединения в общественные организации;

• чрезвычайно важным является 4-й раздел под названием "Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях". В 9-ти статьях этого раздела закрепляются права детей-сирот, инвалидов, несовершеннолетних преступников, беженцев, детей, пострадавших от различного рода катастроф. очутившихся в зоне военных действий и др.;

• "Заключительные положения" (раздел 5) определяют рамки сотрудничества в интересах детей, контроль за реализацией Закона и ответственность' за его нарушение.

Если анализировать Закон Республика Беларусь "О правах ребенка" с точки зрения его соотнесенности с Конвенцией, которая послужила основной причиной его создания, то можно отметить следующее. В полном соответствии с ведущими принципами Конвенции о правах ребенка, в статье 5 нашего национального Закона, было юридически закреплено право детей на равенство во всех сферах жизнедеятельности (т.е. принцип недискриминации). В статье 4-й зафиксирован приоритет интересов ребенка, в статье 7 -— право детей на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

Что же касается 4-го принципа Конвенции, т.е. уважения мнения ребенка, а не только просто его личного достоинства, то это положение нуждается в пояснении. С одной стороны, этот принцип как будто соблюдался при разработке проекта Закона. Например, в статье 10 отмечено, что "ребенок имеет право на . развитие своей общественной активности, получение информации, . свободное выражение собственного мнения". Однако при этом сделана оговорка относительно информации, которая должна "соответствовать его возрасту".

То же самое можно сказать и применительно к статье 23, где зафиксировано, что "дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации". Но далее звучит: "Деятельность детских организаций, преследующих политические цели, запрещается". Таким образом, действие принципа уважения личного мнения ребенка было ограничено рамками нашего Закона. Именно на это неполное соответствие Конвенции было обращено внимание членов Комитета ООН по правам ребенка при защите Первоначального национального доклада Республики Беларусь о выполнении положений Конвенции и формулировке ими Заключительных замечаний по итогам рассмотрения доклада. В качестве рекомендаций предлагалось создать в республике специальный орган по защите прав детей и наметить план мероприятий. Следовательно, речь шла о создании механизма реальной защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан страны.

Особое место в деятельности по защите интересов детей принадлежит институту омбудсмена применительно к ребенку, а не к человеку вообще. Еще одной формой защиты прав и интересов детей является оказание им помощи со стороны неправительственных организаций.

Похожие страницы:

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ- ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь Понятие и . о защите прав человека и основных свобод. Конституция Республики Беларусь содержит основные .

Права ребёнка в Республике Беларусь (2)

. Республики Беларусь. Глава 3 . РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право . положения. Права человека являются . понятием, которому бы придавалось особое значение в законодательной политике или правоприменительной практике .

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь: состояние, проблемы, пути развития

. организации рынка ценных бумаг в республике Беларусь 1.1 Понятие и экономическая природа ценных бумаг . мировой практикой функционирования финансовых рынков. Фондовая биржа - это организация с правом . был не столь честным человеком. Поскольку расчет в магазине .

Реализация принципа разделения властей в Республике Беларусь

. в мировой практике. На сегодняшний день он существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. В Республике Беларусь .

Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Права ребёнка

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.

Автор: Т. В. Рябцева

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
  • способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Слайд1

Задание.

Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.

Слайд2

Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.

Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?

Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.

Слайд3

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Слайд5

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Задание № 1. (прим. ­ все задания в приложении)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
  • Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.

Задание № 2.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.

Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.

Слайд6

Задание № 3.

Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.

(Например, . которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)

Слайд7

Задание № 4.

Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!

Задание № 5.

Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.

Задание № 6.

Работа в группах.

Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.

Задание № 7.

Слайд10

Задание № 8.

Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.

(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)

Выступление подготовлено социальным педагогом Рудковской Ю. Б.

В настоящее время работа социально-психологической службы направлена на создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании своевременной помощи учащимся в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из её реальных и потенциальных возможностей и способностей.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том,что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся;

содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.

На современном этапе развития нашего общества подмена духовных ценностей материальными приводит к всёбольшему расслоению на два социально-противоположных класса: богатых и бедных. Нельзя не заметить падение социально-нравственных устоев современной семьи. Даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья.

За последние время заболеваемость детей до 14 лет увеличилась в разы. В настоящее время не более 3 % детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми.

Увеличилось число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций, снизилась умственная работоспособность учащихся. В связи с ухудшением состояния здоровья не более 10% детей в полном объеме справляются со школьными требованиями. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве. И, тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей.

Права детей как общечеловеческая ценность являются главным ориентиром в работе социального педагога, что позволяет рассматривать социально-педагогическую работу как общественную и профессиональную деятельность, главная доминанта которой - защита прав ребенка, членов его семьи.

Основные правовые документы по защите прав детей:

Декларация прав ребенка 1959

Конвенция о правах ребенка

Семейный кодекс РФ

Закон об основных гарантиях прав ребенка

Закон об образовании

Таким образом, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям.

Особо следует подчеркнуть, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены.

Закон особо выделяет детей:

- оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- оставшихся без попечения родителей;

- инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

- жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- оказавшихся в экстремальных ситуациях;

- отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- проживающих в малоимущих семьях;

- с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Принципами деятельности социальной службы являются-

Личностный подход к ребенку, реализуемый по формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение проблемы.

Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог обеспечивает реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлениисоциальный педагог осуществляет:

- профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка;

- защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);

- просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость.

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

- помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т. д.);

- помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;

- бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;

- помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т. д. ;

- если семья является беженцами, оказывает помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот.

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы,родителями и детьми:

- осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;

- играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;

- играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;

- помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

- привлечение детей к организации (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;

- вовлечение детей в различные детские объединения, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов.

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

- привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;

- вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т. д.);

- организацию отдыха детей в летних лагерях;

- содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;

- организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь.Социальный педагог:

- оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;

- содействует в оформлении опекунства;

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

- выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;

- укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;

Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.

Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:

- выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети, опеке, попечительстве;

- защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

- защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.

Создание условий для реализации задач игровой деятельности как средства речевого развития детей младшего возраста Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования,.

Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей Одним из приоритетных направлений современной системы образования обозначено духовно-нравственное воспитание детей. Наш детский сад не стал.

Создание условий по формированию социальных компетенций при подготовке старших дошкольников к обучению в школе Создание условий по формированию социальных компетенций при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Детство.

Создание условий в групповой ячейке и на участке ДОУ для реализации регионального компонента Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Создание условий в групповой ячейке и на участке ДОУ для реализации регионального компонента Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка с помощью изобразительной деятельности Рекомендации для родителей на тему: «Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка с помощью изобразительной.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Права ребёнка глазами детей

Ученик 7 класса

учитель истории и обществознания

Каримова Эльвира Хакимджановна

Глава 1.Первые международные документы о правах ребенка 4

Глава 2. Права ребёнка в школе 6

2.1. Права ребенка в школе

2.2. Обязанности ребёнка в школе

2.3.Защита прав ребенка в области образования и воспитания.

2.4. Дисциплина в школе

Глава 3. Права ребёнка в семье 8

Глава 4. Практическая часть 10

Права ребенка – это права человека применительно к несовершеннолетним.(согласно Конвенции о правах ребенка и российскому законодательству –это лица, не достигшие восемнадцати лет ).

В мире и в России во все времена существовала проблема прав ребенка, к сожалению, она не полностью решена и сегодня.

Подтверждение тому – официальная статистика. По данным Минобрнауки РФ на 30 июня 2017 года, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. На начало 2014 года количество детских домов оценивалось в 1520, причем за пять предыдущих лет эта цифра сократилась на 20 % [9]. За первое полугодие 2018 года в Российской Федерации умерло 4244 ребенка в возрасте до 1 года [6]. Младенческая смертность в 1-м полугодии 2018 года снизилась до 5,1 % [ 8 ].

В Челябинской области с начала 2018 года в результате преступных посягательств погибли 24 несовершеннолетних. При этом всего с начала года жертвами преступлений стали 973 ребенка и подростка против 2053 пострадавших (47 погибших) в 2017 году. Кроме того, 736 детей сами совершили те или иные преступления [ 2 ].

Дети – общечеловеческая ценность, особая социально-демографическая группа, которая нуждается в заботе государства и общества. Будущее общества зависит от физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения.

Поэтому необходим комплекс мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими разностороннее его развитие, включающее правовое образование, и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Познакомиться с правами ребёнка в школе и в семье.

3. Ознакомить с данной темой учащихся школы.

Первые международные документы о правах ребенка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще 1925 году Лига Нации приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

В то время права детей рассматривались в общем контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Декларативных принципов для соблюдения прав ребенка было мало. Это показало время, к оторое требовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором непросто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 г. по 1989 г. Комиссия по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. - документ большой, в нем 54 статьи. В отличие от декларации это не рекомендация. Если государство подписало Конвенцию, то оно обязано выполнять все записанные в ней нормы.

Конвенцией ООН гарантируются следующие права:

· право на жизнь – рождение, проживание и доступные медицинские услуги;

· право на развитие – образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;

· право на защиту – забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;

· право на активное участие в жизни общества – обеспечение свободы слова, религии, совести. [ 4] .

Права ребёнка в школе

2.1. Права ребенка в школе.

При приеме в школу ребёнок и его родители имеют право ознакомиться с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

2. Получить образование бесплатно.

3. Выбрать школу, в которой он будет учиться, а также форму получения образования. Он может получать знания в школе, а может обучаться дома, самостоятельно осваивая учебные дисциплины, что не исключает необходимости сдать экзамены в школе.

4. Обучаться по общей учебной программе, а если ребёнок имеет возможность досрочно выучить какой- либо предмет - возможно обучение по ускоренному курсу.

Порядок обучения по индивидуальной программе определяется Уставом школы.

5. Бесплатно пользоваться библиотекой.

6. Участвовать в управлении школы, каким образом ребёнок может участвовать в управлении школы он может узнать, прочитав Устав своей школы.

7. На уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение своих мнений и убеждений.[12].

2.2. Обязанности ребёнка в школе.

1. Соблюдать Устав общеобразовательного учреждения (из этого следует, что каждый ученик должен быть ознакомлен с этим документом).

2. Добросовестно учиться.

3. Бережно относиться к имуществу школы.

4. Уважать честь и достоинство других учеников и работников школы.

5. Выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

2.3.Защита прав ребенка в области образования и воспитания.

1. В школах не должны ущемляться права ребенка.

2. По достижении 8 лет он вправе участвовать в созданных в школе общественных объединениях и организациях (кроме политических и религиозных общественных организаций).

3. Школьники во вне учебное время могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав; порядок их проведения определяется Уставом школы. Не допускается при этом нарушение общественного порядка. Собрания не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. Школа должна предоставить участникам образовательного процесса возможность ознакомиться с Уставом школы, правилами внутреннего распорядка школы, а также информацией об органах государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением и защитой прав ребенка.

Данная информация должна находиться в месте, доступном для школьников и их родителей.

2.4. Дисциплина в школе.

В школе ученик должен соблюдать дисциплину и уважать человеческое достоинство других учеников. Если кто-либо из учеников нарушает дисциплину, к нему могут быть применены меры воздействия. Виды мер воздействия определены в Уставе школе.

В школе недопустимо применение методов физического и психического насилия по отношению к школьникам. Использование таких методов является основанием для привлечения педагога или другого работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.
Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом или другим работником образовательного учреждения, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (статья 156 УК РФ).

Права ребенка в семье

1. Право жить и воспитываться в семье (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации).

Это значит, что ребёнок имеет право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому воспрепятствовать.

2. Право знать своих родителей.

Рождение ребенка – важное событие в жизни мужчины и женщины, давших ребенку жизнь. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. Не решен вопрос законодательно и о том, имеет ли ребенок право знать своих биологических родителей в случае, если он усыновлен (удочерен) другими людьми.

3. Право на заботу родителей.

Забота родителей о ребенке заключается в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально - бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д., то есть в обеспечении разнообразных интересов детей.
4. Право на воспитание своими родителями.

Для полноценного воспитания ребенка, родители должны создать в семье условия, обеспечивающие достоинство ребенка, его уверенность в себе, научить его активно участвовать в жизни общества, всесторонне обеспечить его интересы.

5. Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Нахождение родителей в разводе или их раздельное проживание не является препятствием для того, чтобы воспользоваться правом на общение.

Ребенок имеет право общаться с родственниками обоих родителей, включая дедушку и бабушку, как со стороны отца, так и со стороны матери. Другие родственники - это люди, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя) и т.д.

6.Право выражать свое мнение.

Это значит, что ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

7.Право на имя, отчество и фамилию.

Такое право появляется у ребенка с момента рождения. Имя, отчество и фамилия указываются в свидетельстве о рождении.

Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество ребенку присваивается по имени отца (если отцовство не установлено, то отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка). Фамилия определяется фамилией родителей. Если у родителей разные фамилии, то ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей. Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то изменить имя и фамилию можно только с его согласия. А с 14 лет ребенок вправе самостоятельно подать заявление об изменении имени и фамилии.

8. Имущественные права.

- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности на полученные ребенком доходы;

- право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).[10]

Читайте также: