Права ли бабушка в рассказе конь с розовой гривой

Обновлено: 17.06.2024

Принято считать, что творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Любое произведение, в сущности, немыслимо вне обстоятельств и событий жизни его автора, даже если оно посвящено исторической теме. Но было бы более чем странно считать образ Багрова внука или Вити Потылицына точной копией одного характера – самого писателя, их создавшего. И повести, где действуют эти герои, отличаются одна от другой, и сами герои, воплощающие не одинаковые авторские цели, разные и если похожи чем – либо, то разве что своей лиричностью.

Герои Астафьева в подавляющем большинстве его современники. Их духовный рост, их переживания и потрясения, естественно, соответствовали жизненному опыту их создателя, но никогда этим опытом не ограничивались, не исчерпывали его, так как входили в литературу эти герои на разных этапах нашей истории и в разные периоды жизни писателя

Обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению.

Глава 1. Бабушка – художественно-убедительный тип русской жизни

В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться .

Соотнесём ассоциации с конкретным образом героини (внешний портрет, внутренние качества, авторское отношение).

«Песня про реченьку протяжная, величественная. Бабушка всё увереннее выводит её, удобней делает для подхвата. И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет.

Мастерство писателя в выявлении скрытых пружин действий и поступков многочисленных героев рассказа обнаруживается во всех внутренних завершенных его эпизодах, но полнее всего, быть может, там, где речь идет о песнях, которые исполнялись на празднике.

Воспринимаемые песни мальчиком настолько физически ощутимы, что не может нам не передаваться, а сам поэтический лад его говорит и об эмоциональности мальчика, и об истинном месте песенного искусства в крестьянской среде:

Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово – Генерал). И бьётся, мучается она за внуков,

Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества.

Может быть, не стоило бы так подробно останавливаться на значении народных изречений, не будь они так органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева.

Герои рассказа чаще, чем ранее заговорили присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсили свою речь причудливыми словесными фигурами .

Требовательный художник не напрасно вернулся к тексту десятилетней давности: неприметная на первый взгляд правка обогатила рассказ, сделала его совершенней по форме и глубже .

Изучив материал по творчеству В. П. Астафьева, следует отметить, что:

- своеобразный язык бабушки, наполненный присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсившими речь причудливыми словесными фигурами раскрывает нам, читателям, красоту и своеобразный язык Сибири.

Образ бабушки, красной линией прошедший через прозу В. П. Астафьева, никого не оставляет равнодушным, и в мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства. Таким образом, рассказы писателя имеют практическую направленность, пробуждая в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине – бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом.

Предлагаем вкратце ознакомиться с сюжетом:

Краткий пересказ: конь с розовой гривой — мечта всех ребят

По поручению бабушки Катерины Петровны Витя должен был пойти в лес и набрать земляники. Уговор был таким: бабушка продаст собранные им ягоды вместе со своими и на эти деньги купит внуку пряник в виде коня с розовой гривой. О нем мечтали все деревенские дети.

Витя пошел с ребятами собирать ягоды. Он успел набрать несколько стаканов, как вдруг дети Левонтия стали ссориться. Старший сын Санька заметил, что младшие не собирают ягоды, а едят. И пока возмущался, сам съел все собранное.

Ребята веселились весь день. К вечеру Витя вспомнил, что так и не собрал обещанные ягоды. По совету Саньки он сложил в посудину траву, а сверху высыпал немного ягод. Катерина Петровна, не заметив обмана, была очень довольна работой внука. А чтобы Санька не выдал Витю, пришлось стащить для него калачи.

Всю ночь мальчика мучила совесть. Он жалел, что дедушка жил далеко, иначе можно было бы сбежать к нему. Рассказчик решил, что утром во всем признается.

Когда Витя проснулся, бабушки уже не было дома. Чтобы скоротать время ожидания, он отправился рыбачить с друзьями. Через некоторое время на реке появилась большая лодка, а в ней — бабушка, грозящая кулаком.

Мальчик убежал домой и спрятался в кладовке. Ожидая наказания, он вспомнил о маме. Она тоже ездила в город и продавала ягоды. Но однажды, возвращаясь на лодке, утонула. Долгое время бабушка не находила себе места, сидела на берегу и ждала, что река отпустит утопленницу.

Когда мальчик проснулся, к нему пришел дедушка и велел извиниться перед бабушкой. Как следует пожурив мальчика, бабушка вручила ему того самого коня.

Витя вырос, бабушка с дедушкой давно умерли, но он всю жизнь вспоминал тот бабушкин пряник.

Конь с розовой гривой

История написания

Автор описывает события, которые на самом деле произошли в его жизни:

  1. Как и Витька из рассказа, Астафьев рос без родителей. Когда его мать утонула, мальчику было всего семь. Отец создал новую семью и с сыном не общался.
  2. Самым близким человеком для будущего писателя была бабушка. В деревне по соседству с ней жил многодетный отец Левонтий. В детстве писатель дружил с его старшим сыном Санькой: ребята вместе ходили на рыбалку, купались в реке и нередко попадали в переделки.
  3. История с земляникой, пряником и обманом, описанная в рассказе, произошла с писателем в детстве.

Жанр произведения

  • небольшой объем;
  • малое количество персонажей;
  • одно событие, вокруг которого строится сюжет.

Литературное направление, к которому относится данный рассказ, — реализм. Это подтверждает тот факт, что произведение основано на реальных воспоминаниях автора.

Композиция рассказа

Повествование ведется от первого лица и подано в формате мемуаров рассказчика. Несмотря на то что рассказ — часть повести, он имеет свою структуру сюжета. Она линейная, но немного отличается от классической:

  1. Рассказ начинается с завязки: Катерина Петровна поручает Вите собрать землянику и обещает пряник.
  2. Далее следует экспозиция: автор ближе знакомит читателя с главным героем, его бабушкой, соседской семьей и их жизнью.
  3. Кульминационный момент истории происходит, когда мальчик ожидает бабушкиной реакции.
  4. В развязке рассказа Витя мирится с бабушкой и получает заветный пряник.

Виктор Астафьев

Виктор Астафьев: YouTube / Краткая Биография

Смысл произведения

Данный рассказ — это взгляд взрослого человека на прошлые ошибки. Автор вспоминает историю из детства, в которой, по его мнению, поступил неправильно. Обманув бабушку, он не находил себе места, все время чувствовал вину. Посыл Виктора Астафьева заключается в том, что лучше всегда говорить правду, уметь признавать свои проступки и просить за них прощения.

У рассказа Астафьева поучительный и счастливый финал. Таким образом, раскрывается и суть заголовка. Конь с розовой гривой — это символ счастливых детских лет и памяти о родных людях, светлый след, оставленный ими в жизни рассказчика.

Герои рассказа

Раскрыть основную идею произведения автору помогли хорошо выписанные персонажи. Предлагаем краткую характеристику героев рассказа:

  • Рассказчик и центральный персонаж истории — Витя. Он добрый и бесхитростный, воспитан бабушкой в строгости и любви. Витя не против пошалить, хоть и знает, что бабушка будет недовольна. При этом мальчик растет ловким и самостоятельным, приобщен к хозяйству и работе. Он ценит бабушку и не хочет ее расстраивать, чувствует вину за обман.
  • Бабушка Вити, Катерина Петровна, очень мудрая и добрая. Этих качеств не умаляет ее строгость. Она учит внука жить по правде, оперирует народными присказками и поговорками, что свидетельствует о ее грамотности и остром уме. Несмотря на выходку внука, она задумывается, почему Витя пошел на этот обман, и все-таки покупает ему пряник, чтобы порадовать.
  • Дедушка Вити обладает спокойным темпераментом. Он очень близок с внуком и жалеет его. При этом не перечит методам воспитания Катерины Петровны, всячески поддерживая ее авторитет в глазах Вити. Он не ругает внука, а подсказывает ему, как лучше поступить, если неправильно с кем-то обошелся.
  • Семья Левонтия — второстепенные персонажи истории, однако прямо влияют на сюжет. Например, Санька — хитрый и хулиганистый мальчуган — подбивает Витю на обман. Его отец Левонтий — ленивый, но очень добрый мужик. Хоть его семья живет бедно, в день получки он не жалеет угощений для сироты-рассказчика.

Все персонажи влияют не только на ход истории, но и на мировоззрение главного героя. Весь рассказ — это своеобразная дань уважения автора тем людям, которые окружали его в детстве и влияли на его становление как личности.

Юным читателям непременно стоит познакомиться с рассказом. А взрослым произведение подарит улыбку и позволит вспомнить счастливые мгновения детства.

Действие происходит в семье, где Витя живет в деревне с бабушкой и дедушкой. Суровая бабушка, Катерина Петровна, очень нежно и трепетно относилась к внуку. Юный мальчик мечтает о пряничном коне. Он для него больше, чем просто сладость. Это возможность показать свои достижения перед другими детьми. Такое угощение было крайне редким в то время, все соседские дети даже и мечтать не могли о таком подарке.

Однако для достижения этой цели нужно преодолеть преграды – суметь устоять от соблазна поиграть и повеселиться, а вместо этого кропотливо собрать землянику для бабушки. Да не несколько горстей, а целый туесок. Санька быстро приходить на помощь и дает коварный совет – набить травой котомку, а сверху немного присыпать земляникой.

Бабушка уже на следующий день замечает подвох. Читатель начинает догадываться о дальнейшей судьбе озорника – такой поступок должен быть строго наказан. Мальчик, понимая и чувствуя такой исход, плохо спит, сильно волнуется. Весь день тревожится и переживает. В конце концов, он осознает свое поведение. Ему хочется провалиться под землю от совершенных деяний.

Вернувшийся с заимки дедушка хочет утешить внука. Проявление любви и сочувствия меняет до неузнаваемости мальчика. Появляются мысли о будущем прощении, он плачет. Его слезы льются из глубины души. Мысли о покаянии и сожалении не покидают его голову ни на минуту.

В финале рассказа бабушка прощает Витю и дарит озорнику его мечту – пряничного коня. Он становится символом любви и добра, раскаяния и сожаления. Эту историю внук запомнил на всю жизнь и уже никогда не забудет.

Вариант 2

Рассказ имеет много автобиографичного. Астафьев, как и его герой, также рано потерял родителей и вырос в деревне на попечении родственников. Но, несмотря на это, он не озлобился на мир, а всю жизнь продолжал смотреть на него с оптимизмом и радостью. Рассказ повествует нам о проступке главного героя перед своей бабушкой – понукаемый своими знакомыми, он обманул её, принеся неполное лукошко ягод, которые бабушка собиралась продавать. Мальчик понимает, что рано или поздно его обман раскроется и со стыдом и ужасом представляет, что будет дальше. В голове его рождаются самые разные идеи: от мысли сбежать к дедушке до надежд на то, что все обойдется, и никто ничего не заметит. Но, в конце концов, его обман раскрывается, и он должен волей-неволей понести за него наказания.

— Исполнилась ли мечта мальчика — получить “пряник конем”?

— Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой”? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.

— Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? Обратим внимание на инверсию “трудом своим”, которая выделяет слово. “труд” — мальчик понимает, что даром ничего не достается.

— Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: “Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска”. В этой семье знают цену труду.

— Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?

-Какое значение имеют слова: увал, туесок, шаньга. Обратимся к словарю.

— Перескажите эпизоды из текста, опираясь на глаголы о левонтьевских ребятишках, когда они собирали ягоды.

— Заметьте, что: Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся.

— Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

— Обратите внимание: Здесь снова автор использует значимые глаголы: “рассердился”, “бросил”, “жрут”, “валяются”, “подскочил”, “пнул”, “взвыл”, “кинулся”, “бьются”, “катаются”, “раздавили”.

— Как герой оказался в зависимости от Саньки?

— Отступать было поздно. Мальчику важно было “не спасовать, не струсить, не опозориться”, не показаться жадным. Так и получилось, что “левонтьевская орда” вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком.

— Почему герой решил обмануть бабушку? Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мелкие пакости, на которые подбил героя Санька — герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.

Зрительная разминка (средства ИКТ).

— Следите внимательно только глазами за движущимися объектами на экране.

— Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?

То есть он понимает, что совершил “злодейство”. Поэтому его мучит совесть: “Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?” “А что если разбудить ее и все-все рассказать?” Даже на рыбалке мальчик думает: “И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?”

— Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 6 класс

01.02.2012 22896 1828

I. Изучение нового материала.

2. Слово учителя.

– Почему Астафьев решил написать рассказ о войне для печати? (Его возмутил рассказ фронтовика: много фальши, надуманности. Астафьев – правдивый художник. Он никогда не приукрашивает события, всегда верен истине.)

3. Словарная работа.

– Запишите значение слов:

дебют

2 – первое или пробное выступление на сцене, на новом по-прище;

реликвия

3 – вещь, свято хранимая как память о прошлом.

Это произведение Астафьева (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о детстве, точнее о случае, происшедшем в детские годы.

Вопросы для обсуждения.

– В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.

– От чьего лица ведется повествование?

– Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно?

– Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов?

– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

II. Подведение итогов урока.

1) выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман;

2) сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами;

3) по желанию: сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

  • Автор: В. П. Астафьев
  • Произведение: Конь с розовой гривой
  • Это сочинение списано 42 134 раз

Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – просто чудо! Им можно любоваться, его так приятно прятать за пазухой, благодаря ему можно почувствовать свою власть и превосходство над леонтьевскими ребятишками. И какой же он вкусный!

Чтобы заслужить такое чудо, нужно немало постараться – набрать в лесу целый туесок земляники. Но как его наберешь, когда рядом шумная компания озорных малышей, которые так и норовят то подраться, то подурачиться. И так оно самой собой получилось, что главный герой возвращается вечером к бабушке с пустым туеском и в подавленном состоянии духа. С легкой руки коварного Саньки, решение находится быстро – мальчик набивает туесок травой, которую сверху присыпает ягодами, и отдает его бабушке.

На помощь приходит дедушка, пытаясь ободрить внука. И эта неожиданная доброта в ответ на его шалость вызывает у мальчишки обильные слезы, которые идут из самой глубины сердца, как чистое раскаяние. Сейчас он хочет только одного – чтобы его простили, чтоб у него на душе было легко, чисто и радостно, как раньше.

Кульминация рассказа – примирение с бабушкой и неожиданный подарок в виде заветного пряничного коня. Этот конь – даже больше, чем сбывшаяся мечта, он становится символом примирения, прощения и бескорыстной любви. Мальчишка прекрасно понимает, что своим поведением заслужил только наказание, поэтому для него конь становится гораздо большим, чем просто лакомство. Это урок любви, который он запомнил на всю жизнь и вспоминает с теплотой, уже став взрослым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности учителя: Организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению художественных произведений; учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях рассказов В.П.Астафьева и Е.И.Носова. Обогащать словарный запас учащихся, развивать навыки работы в группах, умение формулировать мысль, выбирать главное. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником. Формировать навык многоуровневого анализа художественного произведения.
Универсальные учебные действия

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы, сопоставлении и сравнении двух текстов произведений В.П.Астафьева и Е.И.Носова.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации занятий, осознание эстетической ценности произведений В.П.Астафьева и Е.И.Носова; продолжениеформирования умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развитие умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию; продолжить развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность; продолжить воспитывать уважительное отношение к мнению других людей.

Материально-технические средства: Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, раздаточный материал.

Предварительное домашнее задание:

Здравствуйте, ребята. Урок мне хочется начать с высказывания М. Горького

Вступительное слово учителя.
. Урок мне хочется начать с высказывания М. Горького:
До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни..

- Как вы думаете, о ком идет речь? (Конечно, о бабушке)

–Как вы понимаете слова М.Горького?

- Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”?

- Какую роль играет бабушка в вашей жизни?

3.Актуализация знаний

- О чём же это произведение? (Главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок жизни).

4.Проверка домашнего задания.

-Какое было домашнее задание?

- Итак , дома вы читали рассказ , а кто – то даже готовился к выразительному чтению одного из самых важных моментов рассказа В.П.Астафьева . Сейчас мы послушаем чтение по ролям.

Двое учащихся читают отрывок по ролям

Действующие лица : бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

6.Цель нашего урока: выяснить, как образ бабушки раскрывается в рассказах В.П.Астафьева и Е.И.Носова,определить роль бабушки в формировании личности ребенка. Сравнить образы бабушек, созданные авторами, выявив общее и различное между ними. Способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки перед близкими людьми.

- Кто главные герои рассказа?

- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

-Какой предстает героиня в ситуации, когда внук обманул родную бабушку и принес лукошко не с ягодой, а с травой?( Бабушка справедливо наказывает внука, она пытается воспитать из него настоящего человека. Ей это удается, так как тот стыд, который испытывает мальчик, говорит, что его душа на верном пути. Бабушка его очень любит, ведь любит не тот, кто не наказывает, а тот, кто наказывает любя.)

- Согласны ли вы с мнением русского публициста, критика и литературоведа Анатолия Ланщикова, что бабушка наказывает внука добротой?

-Какой вам представляется бабушка из этого рассказа? (Бабушка трудится всю жизнь. Она не сдается старости, хлопочет, поддерживает порядок в доме. Она хранительница очага, на ней хозяйство. Для всех у не хватает сил: и коровушку напоить, и гусыню под лавку усадить, и рукоделием заняться, и молитву Николаю Угоднику воздать, и с внуком на ночь поговорить.)

-Как зовут бабушку? Почему автор так называет героиню?

(Варвара Ионовна. Ион - церковное имя, отец бабушки скорее всего был священником, история таких людей в XX веке трагична. Называя героиню так, автор подразумевает глубокие, серьезные духовные корни.)

-Какими словами можно определить судьбу бабушки?

-Как вы считаете, история завершена? Как называются такие финалы? Почему именно такой финал в рассказе?

(Открытый финал: истории бабушки не закончены, еще будут вечера: "Завтра еще чего вспомним". История этой семьи не закончена: растет внук. История страны не закончена: судьба ее -наша участь, доля, судьба, наше счастье. )

Бабушка Варвара Ионовна -собирательный образ всех простых русских женщин, участь которых - переносить на своих плечах все невзгоды, хранить в тяжелые времена семейный очаг.

-Как вы понимаете смысл названия рассказа?

9. Сопоставительный анализ двух героинь. Работа в группах.

-Сравните образы бабушек, нарисованные В. Астафьевым и Е. Носовым. Что интересно, в произведениях полностью отсутствуют границы между героем, рассказчиком, повествователем и автором. Полное их слияние. Единственное их различие – возраст героя и рассказчика. Чтобы сопоставить героинь и выделить общие и отличительные черты, мы будем работать по группам:

1. Портрет бабушек

3.Взаимоотношения с людьми

4.Таланты и поступки героев

Ребята каждой группы представили следующие выводы:

Портрет бабушек

В. Астафьев и Е. Носов в основном портрет создают благодаря речевой характеристике, только немногочисленные детали помогают нам представить Катерину Петровну и Варвару Ионовну

Общее. Все они выглядят, как обычные деревенские бабушки. Возможно, они не очень красивы, но оба автора подчеркивают свет в их глазах, их добрую и теплую улыбку. Эти женщины живут бедно (у Катерины Петровны кофта одевается только по праздникам). Но они богаты внутренне. Свое тепло они дарят родственникам и внукам.У них есть схожие черты характеры. Это простые женщины – труженицы. Их лица и руки в морщинках. Они в постоянной заботе о хозяйстве, о внуках.

Речевая характеристика

Общее: обе героини обладают своими индивидуальными особенностями речи, но у них у всех живая, образная, эмоциональная речь. Просторечные слова, искажения в произношении говорят о невысоком уровне образования и о социальном статусе - они крестьянки, но народные обороты, эпитеты, сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами придают их речи красоту, напевность и особую прелесть.

Взаимоотношения с людьми

Бабушки у главных героев добрые, стараются всегда помогать людям, их уважают односельчане. Катерина Петровна лечит людей, а Варвара Ионовна любит своих близких и заботится о своей семье. Бабушки стараются жить в ладу с людьми и богом. Они очень любят своих внуков, переживают за них, воспитывают, учат жизни.

Таланты и поступки героев

Общее: героини этих произведений - творческие люди, у них много талантов. У Катерины Петровны художественно украшены окна, Варвара Ионовна из лоскутных квадратов шила веселое разноцветное одеяло и разную одежду внукам. У Катерина Петровны был дар, она лечила людей. Их жизнь нельзя назвать легкой, но они не сломались в трудных жизненных ситуациях, они работящие и заботливые, помогают другим, способны на благородные поступки.

Очень существенно, что все эти бабушки увидены глазами внуков.

В рассказах Астафьева и Носова перед нами предстает образ женщины из деревни. Бабушка имела огромное влияние на героев, была единственным родным человеком. В мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства, никого не оставляет равнодушным.

10.Рефлексия.

Давайте подведем итог нашей беседы.

-Какие жизненные уроки получили герои прочитанных нами рассказов от любимых бабушек?

11. Домашнее задание.( по выбору учащихся)

Читайте также: