Права человека как общечеловеческая ценность педагогика

Обновлено: 30.06.2024

В настоящее время вся отечественная и зарубежная политико-правовая мысль находятся в состоянии напряженного искания. Признанные казалось бы, всеми, вечные теории рушатся, ибо перестают действовать в действительности, новые, адекватные современным социальным и политически ориентирам, находятся в процессе становления.

Сегодня в условиях международного финансово-экономического кризиса проблема будущего всего человечества встала во весь рост. Ее обсуждают ученые-экономисты и практики-финансисты, политологи и политики-практики, журналисты и все, живущие в его условиях.

Так, постиндустриальная цивилизация вносит в бытие[1] человека новые приоритеты: развитие науки как непосредственной производительной силы, преобладание сферы обслуживания и технологизация быта и самое главное - компьютеризации общественной и личной жизни. Появление постиндустриальной цивилизации оказывает такое воздействие на биологическое и психологическое бытие человека. Которое люди сравнивают с силой творческих возможностей Бога, например, изменением природы человека через воздействие на его геном, сменой пола и гормонального фона, жизнью индивида в виртуальной реальности.

Переживая пост социалистический этап развития. Россия решает такие противоречия, которые, прежде всего, появились в бытии человека. Это – преодоление жизненного уровня большинства населения и поиск факторов его роста, искоренение бедности, преступности, в том числе детской и подростковой, борьба с увеличением смертности детей и резким снижением ценности человеческой жизни и др.

В настоящей период в нашей стране особенно выражен такой антигуманный аспект капиталистической цивилизации как отношение к человеку не как к цели общества, а как к средству.

На этом фоне происходит разгул насилия и стяжательства, процветает эгоизм и нетерпимость, корыстолюбие и потребительство, тунеядство и праздность, коррупция и бюрократизм, цинизм и распутство, нигилизм и др.

Известно, что в России более полутора веков идет спор о путях ее цивилизационного развития – Восток или Запад, значение исконно славянских истоков бытия человека.

Что касается понимания происхождения Российской государственности, то здесь известную роль сыграла Норманнская теория, которая является важнейшим дискуссионным вопросом истории Российского государства. Сама по себе эта теория является варварской по отношению к нашей истории, к ее истокам в частности. Практически, на основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность, вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась страшная несостоятельность в сугубо национальных вопросах. Лишь со вотрой половины 20 века норманнизм утратил свои позиции в науке. В данное время эталоном является утверждение, что норманнская теория не имеет под собой почвы и в корне неправильна.

По мнению многих уважаемых ученых в настоящий момент происходит так называемый цивилизационный сдвиг, т.е., разрушение определенного типа ценностей и переход от господства одних ценностей к господству других.

Свобода, но не свобода хаоса, а свобода упорядоченности, справедливость, равенство, гуманизм – вот те вечные ценности без которых человеческая цивилизация не сможет достойно существовать, и вопрос о его существовании вообще сейчас стоит довольно остро.

Высшей, универсальной, абсолютной ценность является право, которое представляет собой оптимальную модель самореализации любого субъекта общества.

Ценностная сущность права есть всеобщая, необходимая и достаточная мера проявления свободы, справедливости и равенства, выраженная в нормативных регулятивных средствах, воплощенных в деятельности субъектов права, поведении людей и обеспеченная обществом и государством.

Основными функциями ценностей права, свободы, ответственности, равенства и справедливости являются: мировоззренческая, аксилогическая, регулятивная, ценностно-правовой организации, ценностно-правовой ориентации, референтная, дифферентая, интегративная, сублимирующая (ВЕРНЕМСЯ К РАСШИФРОВКЕ ЭТИХ ФУНКЦИЙ ЧУТЬ ПОЗЖЕ).

Сегодня важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу.

Общечеловеческие ценности – это нравственность и высшие идеалы жизни. Они воплощены в понятии духовной культуры и накоплениях культуры. Будущее человечества – это культурное или высоконравственное человечество.

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные функции:

- являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

- ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

ВложениеРазмер
priobshchenie_shkolnikov_k_obshchechelovecheskim_cennostyam.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям

Сегодня важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу.

Общечеловеческие ценности – это нравственность и высшие идеалы жизни. Они воплощены в понятии духовной культуры и накоплениях культуры. Будущее человечества – это культурное или высоконравственное человечество.

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные функции:

- являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

- ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Попытка определить ключевые ценности, скорее даже не ценности, а области ценностей хорошо представлена в нашем образовании. И здесь ценностные ориентации рассматриваются как элемент качества образования, один их показателей его результата.

Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в побуждении их к самовоспитанию.

Так, в рамках культурно-исторической линии содержания выделены такие ценности, как признание самоценности личности, права каждого человека на индивидуальность, личная ответственность за свои действия, развитость чувства причастности культуре своего народа как составной части мировой культуры, признание ценности общественного богатства, труда как средства самовыражения и формы общественной деятельности и т.д.

Наибольшими возможностями в плане развития системы личных ценностей обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Это учебные дисциплины, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в конфликтных ситуациях, их эмоционального переживания.

Целью нашей педагогической деятельности является - определение путей приобщения школьников к общечеловеческим ценностям.

Объект изучения - процесс воспитания школьников, процесс познания ими общечеловеческих ценностей.

Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию общечеловеческих и национальных ценностей.

Гипотеза – гуманитарные предметы являются оптимальным способом приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, поскольку литература и история являются неотъемлемой частью повседневной жизни, а также наиболее эффективным инструментов в развитии духовного роста личности.

  1. Создание условий для осознанного выбора учащимися общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, способствующих развитию личности.
  2. Предоставление учащимся широких возможностей выбора индивидуальной организации самостоятельной подготовки к определению жизненного пути.

В школе существуют различные формы урочной деятельности, различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, презентаций, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков. Кроме того, в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления : урок-конференция, урок – экскурсия (видеоэкскурсия), урок - творческий отчет (учащихся); урок с групповой формой работы и т.д. Данные уроки способствуют формированию у учащихся общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей, приобщают к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей, воспитывают интерес и уважение к культуре и истории нашего народа.

Урок формирует у учащихся уважительное отношение к истории нашего прошлого, к национальному наследию наших предков; приобщает к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Представления о воспитании связывались с идеями «служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных форм общения.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Знакомясь с историей родного края через разные виды деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Сухомлинский В.А. в своей системе воспитания всесторонне развитой личности постоянно работал над формированием у школьников неутолимой любознательности, стремления к практической готовности к образованию и самообразованию. Неоднократно в своих работах он обсуждает проблему воспитания у детей правильного гармоничного взаимоотношения материальных и духовных потребностей, культуры желаний, раскрывает пути формирования психологической готовности к труду. Ситуация приобщения подростка к книжной культуре, в наши дни, по-видимому, радикально меняется. В процессе социализации личности подростка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: "визуальная", "видеокультура", "электронная культура". Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека.

внеурочную деятельность, проведение праздничных мероприятий, кружки, факультативы,

участие в конкурсах – эти и другие формы внеурочной деятельности применяются для повышения творческих способностей учащихся.

Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся. Большие возможности для развития учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Приобщение учащихся к гуманистическим ценностям организуется также на уроках обществознания и классных часах.

Учащиеся называют по очереди самые любимое и нелюбимое дело в жизни.

Создание условий для формирования личностных качеств, необходимых для специальной и личностной успешности способствуют упражнения:

Учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя и называют качества присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени.

Второй уровень: Потребность в защите (родные, семья, здоровье)

Третий уровень: Потребность в общении (друзья, коллеги)

Четвёртый уровень: Потребность в признании (творчество, работа, слава, успех)

Пятый уровень: Самореализация и самоудовлетворение.

При этом формируются личностные ценности школьников.

Основой гуманистической педагогики Сухомлинского В.А. является любовь и уважение, доброта и чуткость, доверие и бережное отношение, неподдельная человечность и разумная требовательность к ребенку. На этих основах, по его убеждению, должна строиться жизнь школы, основываться отношения учителя и ученика.

Воспитание гуманистической направленности и формирование ценностных ориентаций человека практикуется и на классных часах.

Похлопывание ладошками по кругу.

По предложенному списку качеств личности отметить качества, которые не нравятся в людях; качества, которые характеризуют личность (идеал); качества, характерные для себя и для будущей профессии.

человек, который меня раздражает

человек, в котором я вижу идеал

мои качества личности

качества для профессии (название)

Список качеств: агрессивный, глупый, инициативный, несдержанный, болтливый, веселый, приветливый, упрямый, конфликтный, способный, хитрый, активный, общительный, честный, грубый, пассивный, послушный, трудолюбивый, наглый, своевольный, аккуратный, беззащитный, ответственный, замкнутый, лидер, ленивый, равнодушный, скромный, неряшливый, дерзкий, независимый, умеющий слушать, злой, внимательный, невоспитанный, исполнительный, отзывчивый, доверчивый.

Как подлинный гуманист Сухомлинский В.А. прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.

На наш взгляд, в первую очередь необходимо перейти к гуманистическому воспитанию, исходной позицией которого является признание права каждого ученика на выработку собственной системы ценностей, принципов их реализации, в конкретных видах деятельности. Современное образование должно не навязывать те или иные ценности, а создавать условия для их узнавания, понимания и осознанного выбора, стимулировать этот выбор и последующую внутреннюю работу ученика над своими действиями и поступками.

1. Права ребенка представляют собой общечеловеческую ценность.

Мировое сообщество убеждено, что прогресс человечества и общее развитие невозможны без улучшения положения женщин и детей и обеспечения их прав. Важным шагом на пути решения этих проблем явилась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей 1990 г. в Нью-Йорке. Главы государств и правительств 71 страны, а также представители неправительственных организаций подготовили план, предусматривающий достижение к 2000 г. 27 целей, причем семь из них были признаны особенно важными Это — снижение смертности детей в возрасте до пяти лет; снижение материнской смертности; уменьшение недоедания среди детей в возрасте до пяти лет; сокращение неграмотности среди взрослых; обеспечение всеобщего доступа к базовому образованию; обеспечение доступа к чистой питьевой воде и санитарии; обеспечение более эффективной защиты детей, находящихся в особо трудных условиях.

О серьезных намерениях мирового сообщества решить, поставленные задачи свидетельствует то, что эти вопросы были в центре внимания на Всемирной встрече на высшем уровне в 1995 г. в целях ускорения социального развития и они будут обсуждаться осенью 2001 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, посвященной итогам выполнения плана Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей 1990 г. За прошедшее десятилетие 117 стран разработали национальные планы действий в интересах детей, а 17 стран Центральной и Южной Америки приняли важные законы, касающиеся прав детей. Многие другие страны привели свое законодательство в соответствие с Конвенцией о правах ребенка в области здравоохранения, правосудия для несовершеннолетних, образования и культуры. В результате усилий мирового сообщества смертность детей от менингита сократилась на 85 %, а полиомиелит, некогда распространенный во всем мире, сейчас находится на грани ликвидации. Сегодня в школу ходят больше детей, чем когда бы то ни было.

Однако, несмотря на некоторые успехи, многие цели все еще остаются недостижимыми в отношении сотен мил пионов-детей во всем мире.

Чрезвычайным событием, побудившим энтузиастов, в частности, женщин, на то, чтобы права ребенка стали предметом пристального анализа и дальнейшего осмысления, стала первая мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных чудовищных последствий бойни в планетарных масштабах, британский Союз спасения детей и ее шведский аналог "Радда Барнен" совместно с Лигой женщин в 1923 г. разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.

Этот документ включал 5 пунктов, или принципов, в которых перечислялись основные условия, при которых возможно обеспечение благосостояния ребенка. В число этих условий были включены:

• право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование;

• первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;

• указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской, ибо была подписана в 1924т. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций, куда были приглашены государства, руководствовавшиеся принципами этой международной организации. Именно в Женевской декларации прав ребенка впервые была сформулирована принципиально важная мысль о необходимости особой заботы о детях "ввиду их физической и умственной незрелости". Этот тезис в дальнейшем повторялся во многих международных документах. Правда, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только "младенчество дает право на особое попечение и помощь" (статья 25, ч. 2). А в Декларации прав ребенка (1959 г.) приведена более полная формулировка, почти полностью повторяющая положение Женевской декларации. 'Звучит она следующим образом: "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе".

Однако на этом перечень реальных мер в защиту детства заканчивается. Других, в какой-либо мере значительных шагов, остальными государствами в 1-й половине XX в. предпринято не было, наступило своеобразное временное затишье перед бурей. Ею стала 2-я мировая война, после завершения которой представителями прогрессивных сил была создана Организация Объединенных Наций, под чьей эгидой разработан и принят ряд серьезнейших документов. К их числу относятся Декларация прав ребенка, утвержденная на 14 й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г. В этой Декларации была повторена мысль о "специальной охране и заботе" по отношению к ребенку и провозглашены 10 принципов, перечисляющих основные права детей. В число указанных принципов и прав были включены:

• равенство, наилучшее обеспечение интересов ребенка;

• право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие;.

• особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии;

• право на любовь и понимание, желательно в семье;

• на получение образования;

• первоочередность при получении защиты и помощи;

• защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

Впоследствии стало очевидным, что существующие нормы в области прав человека не адекватны для удовлетворения специфических потребностей детей. В результате, в 1979 г. в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка.

Вся работа над Конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1988 г. Рабочая группа представила Комиссии по правам человека ООН окончательный вариант документа и 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства в виде обязательных лозунгов к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. Ее основное содержание, состоящее из 54 статей, разделено на 3 блока. Первый блок, или раздел, наиболее объемный, содержит 41 статью, в которых перечислены все важнейшие права детей.

Концептуальная основа Конвенции воплощена в 4-х ведущих принципах, суть которых заключается в следующем.

I. Принцип недискриминации, т.е. равенства, зафиксированный в статье 2, диктует необходимость принимать меры для предотвращения дискриминации детей в любой форме.

II. Принцип приоритетности интересов детей отражен в статье 3 и предписывает в случае возникновения противоречий между интересами любых представителей населения и детей отдавать предпочтение последним. Кстати, это правило по идее должно распространяться и на юридические лица в ходе судебных, административных или других разбирательств.

III. Принцип соблюдения права детей на жизнь и здоровое развитие содержится в статье 6 и требует от государства приложения максимально возможных в рамках собственных ресурсов усилий для создания условий для выживания и развития маленьких граждан.

IV. Принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов (статьи 12-16) указывает на необходимость предоставления ребенку возможности принимать участие в решении своей судьбы.

В Конвенции содержится также механизм контроля за соблюдением прав детей, чему посвящена 2-я часть документа. Она состоит из 4-х статей, где

зафиксировано чрезвычайно важное требование широкой гласности как при обсуждении Конвенции перед ее принятием, так и в ходе осуществления дальнейших мер (статья 42);

подробно расписан состав учреждаемого Комитета по правам ребенка, его функции, процедура избрания в. этот орган, требования к кандидатурам, продолжительность работы в Комитете и ее регламентация и пр.(статья 43);

характеризуется механизм контроля за выполнением положений самой Конвенции. Оговорены как сроки представления странами-участницами национальных докладов: а) первоначального — через 2 года после присоединения и вступления Конвенции в силу и б) периодических, через каждые 5 лет (статья 44), так и возможность получения необходимой дополнительной информации. Применительно к докладам и дополнительной информации вновь подчеркивается требование обеспечения широкой гласности;

отмечено важное значение международного сотрудничества в интересах детей. В качестве возможных партнеров названы специализированные учреждения, в т.ч. ЮНИСЕФ, которые могут выдвигать кандидатуры экспертов для вынесения заключений относительно положения детей в стране, например, в виде альтернативных докладов. Кроме того, оговорено, что Комитет по правам ребенка может выступать с инициативой проведения исследований по проблемам детей (статья 45), что в дальнейшем стало широко практиковаться.

Заключительная 3-я часть Конвенции состоит из 9-ти статей в основном процедурного характера. В них определен порядок ратификации, вступления Конвенции в силу, а также ее денонсации т.е. отказа одной из сторон международного договора от его исполнения. Кроме того, в этой части анализируемого документа затронута еще одна важнейшая проблема, касающаяся возможности внесения изменений (т.е. поправок) в этот международный правовой акт. Юридически она решена в Конвенции следующим образом:

"1. Любое государство-участник может предложить поправку к Конвенции и представить ее Генеральному секретарю ООН. Генеральный секретарь затем препровождает. поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции. с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение 4-х месяцев. одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию. Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой ООН. Любая поправка, принятая большинством. участвующих в голосовании, представляется Генеральной Ассамблее на утверждение.

Поправка, принятая в соответствии с п.1 настоящей статья, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей ООН.

. она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других. остаются обязательными положения настоящей Конвенции. ".

Таким образом, за государствами-участниками во многих вопросах остается свобода выбора, право руководствоваться национальными интересами, особенностями менталитета своего народа. Такой подход, характеризующийся ярко выраженным стремлением достичь консенсуса по большинству вопросов, был выработан и принят еще в ходе подготовки проекта Конвенции. Впоследствии этот подход оправдал себя и обеспечил Конвенции о правах ребенка своеобразную "зеленую улицу". В первый же день, 26 января 1990 г., когда Конвенция была открыта для подписания, ее подписала 61 страна". После сдачи на хранение ратификационных грамот 20-ю государствами, что датируется 2-м сентября 1990 г., этот документ большого гуманистического звучания был признан действующим.

Процесс ратификации Конвенции был отнюдь не формальным. Во время присоединения каждая из 20-ти стран-участниц, первыми поставившими свою подпись под документом, высказала свои соображения, сомнения или возражения, т.е. сделала оговорки. Наибольшие дискуссии были вызваны тремя проблемами: минимальным возрастом, с которого допускается участие в военных действиях; различными аспектами усыновления детей (в т.ч. международного); а также защитой права ребенка на жизнь как до, так и после рождения, т.е. обсуждалась проблема абортов. Юридически это связывалось с возрастными границами определения ребенка как субъекта права. А формулировка звучала следующим образом: считать ребенка таковым с момента зачатия или с момента рождения.

В настоящее время это далеко не праздный вопрос, ибо во многих странах мира (в том числе в США) ширится движение против абортов, которые приравниваются к убийствам. Поэтому можно понять представителей Ватикана, Аргентины, Польши, которые настаивали на том, чтобы ребенком считалось человеческое существо с момента зачатия. Франция же, наоборот, заявила, что Конвенция не может быть интерпретирована как создающая препятствие относительно применения постановлений французского законодательства, относящихся к добровольному прерыванию беременности.

В целом Комитету пришлось рассматривать и анализировать такое количество высказанных претендентами возражений против тех или иных положений, что, по мнению членов Комитета, проблема несогласия, особого мнения или оговорок была и остается одной из самых сложных. Тем более, что некоторые чрезвычайно острые жизненные коллизии на сегодняшний день остаются неразрешимыми. Некоторые страны (Индонезия, Египет, Аргентина) резко высказались против передачи детей, лишившихся родительской опеки, опекунам или усыновителям иностранного происхождения; другие (Венесуэла) посчитали необходимым подчеркнуть, что сирота может покинуть родину только ради возможности обрести семью, но ни в коем случае не ради интерната, даже комфортабельного. Особо акцентировалось внимание (Испания) на бескорыстии заботы о детях без родителей.

2. В Республике Беларусь первый проект закона о правах ребенка был подготовлен по инициативе Советского детского фонда еще весной 1991 г. в НИИ детства (г. Москва). Однако распад Советского Союза и последующие социальные катаклизмы приостановили процесс создания этого важнейшего документа, и к чести Беларуси она первой вернулась к прерванной деятельности. В феврале 1992 г. по распоряжению Совета Министров Республики Беларусь был создан временный творческий коллектив для разработки проекта Закона Республики Беларусь "О правах ребенка". Работа продолжалась около полутора лет. В первом чтении закон был одобрен на осенней сессии 1992 г., а окончательно принят 19 ноября 1993 г., после чего вступил в действие.

Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" состоял из преамбулы и 5-ти разделов следующего содержания:

• в 1-м разделе под названием "Общие положения", состоящем из 11-ти статей, изложены цель и задачи Закона, определен возраст ребенка как субъекта права, зафиксированы основные сущностные и процедурные права, а также включена одна статья об обязанностях ребенка;

• во 2-м разделе —"Ребенок и семья" (6 статей) — который намеренно расположен впереди остальных разделов, подчеркивается важнейшее право ребенка на семью как естественную и необходимую для его нормального развития среду, очерчены границы ответственности родителей и возможности владения ребенком имуществом. Кроме того, среди важнейших задач государства зафиксирована защита семьи;

• 3-й раздел "Ребенок и общество" состоит из 7 статей и закрепляет экономические, социальные и культурные права: на приобщение к культурным ценностям, на образование, труд и отдых, защиту чести и достоинства; а также некоторые гражданские и политические права: на свободу вероисповедания и объединения в общественные организации;

• чрезвычайно важным является 4-й раздел под названием "Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях". В 9-ти статьях этого раздела закрепляются права детей-сирот, инвалидов, несовершеннолетних преступников, беженцев, детей, пострадавших от различного рода катастроф. очутившихся в зоне военных действий и др.;

• "Заключительные положения" (раздел 5) определяют рамки сотрудничества в интересах детей, контроль за реализацией Закона и ответственность' за его нарушение.

Если анализировать Закон Республика Беларусь "О правах ребенка" с точки зрения его соотнесенности с Конвенцией, которая послужила основной причиной его создания, то можно отметить следующее. В полном соответствии с ведущими принципами Конвенции о правах ребенка, в статье 5 нашего национального Закона, было юридически закреплено право детей на равенство во всех сферах жизнедеятельности (т.е. принцип недискриминации). В статье 4-й зафиксирован приоритет интересов ребенка, в статье 7 -— право детей на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

Что же касается 4-го принципа Конвенции, т.е. уважения мнения ребенка, а не только просто его личного достоинства, то это положение нуждается в пояснении. С одной стороны, этот принцип как будто соблюдался при разработке проекта Закона. Например, в статье 10 отмечено, что "ребенок имеет право на . развитие своей общественной активности, получение информации, . свободное выражение собственного мнения". Однако при этом сделана оговорка относительно информации, которая должна "соответствовать его возрасту".

То же самое можно сказать и применительно к статье 23, где зафиксировано, что "дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации". Но далее звучит: "Деятельность детских организаций, преследующих политические цели, запрещается". Таким образом, действие принципа уважения личного мнения ребенка было ограничено рамками нашего Закона. Именно на это неполное соответствие Конвенции было обращено внимание членов Комитета ООН по правам ребенка при защите Первоначального национального доклада Республики Беларусь о выполнении положений Конвенции и формулировке ими Заключительных замечаний по итогам рассмотрения доклада. В качестве рекомендаций предлагалось создать в республике специальный орган по защите прав детей и наметить план мероприятий. Следовательно, речь шла о создании механизма реальной защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан страны.

Особое место в деятельности по защите интересов детей принадлежит институту омбудсмена применительно к ребенку, а не к человеку вообще. Еще одной формой защиты прав и интересов детей является оказание им помощи со стороны неправительственных организаций.

Похожие страницы:

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ- ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь Понятие и . о защите прав человека и основных свобод. Конституция Республики Беларусь содержит основные .

Права ребёнка в Республике Беларусь (2)

. Республики Беларусь. Глава 3 . РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право . положения. Права человека являются . понятием, которому бы придавалось особое значение в законодательной политике или правоприменительной практике .

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь: состояние, проблемы, пути развития

. организации рынка ценных бумаг в республике Беларусь 1.1 Понятие и экономическая природа ценных бумаг . мировой практикой функционирования финансовых рынков. Фондовая биржа - это организация с правом . был не столь честным человеком. Поскольку расчет в магазине .

Реализация принципа разделения властей в Республике Беларусь

. в мировой практике. На сегодняшний день он существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. В Республике Беларусь .

Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда разговариваете с ребёнком, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение…

В современную эпоху глобальных перемен добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. В калейдоскопе событий очень трудно понять, что же происходит, но еще труднее понять, что должно происходить. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое поведение. В то же время, многие идеи воспринимаются нами через совершенно разные призмы, и создается такое впечатление, что мы смотрим одновременно в самые разные зеркала, которые отражают представления, отчасти их искажая. При этом сами мы оказываемся среди относительных ценностей, ибо истинную ценность чего бы то ни было определить очень трудно. Каждая вещь может казаться и маленькой, и большой, в зависимости от того, с чем ее сравнивать и, бывает, трудно определить должное направление развития ситуации. Случается, что порядочность приводит к земной неудаче, а дурные качества приводят к материальному благополучию. Тем важнее осознать, понять и принять абсолютное вневременное значение общечеловеческих ценностей. Эти ценности составляют общую часть заповедей мировых религий: не убивай, не воруй, не лги, не мсти, хорошо относись к людям.

Учить через духовно – нравственное образование- это прививать детям общечеловеческие ценности, учить их проявлять в повседневной жизни, растить детей в добре и воспитании, разъяснять им, что их долг в добросовестной учебе, добиваться чистоты сердца: будь, делай, говори.

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Творчество - проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко - в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) - может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это - высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость - это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей - в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода. То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно. У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека - это человек духовный - это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство.

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Чтобы воспитать в человеке характер, необходимо научить его следовать в жизни общечеловеческим ценностям, таким как истина, праведное поведение, мир, любовь и ненасилие. Им соответствуют следующие аспекты человеческой личности:

праведное поведение - физический аспект;

мир - эмоциональный аспект;

истина - интеллектуальный аспект;

любовь - нравственный аспект;

ненасилие - духовный аспект.

Они составляют основу программы духовно-нравственного воспитания, цель которой воспитать образованного человека с высокими духовными качествами характера. Более подробно я бы хотела остановится на общечеловеческой ценности правильное поведение, т.к. во время жеребьевки я вытянула эту ценность. Что значит правильное поведение?

- умение помочь себе - это забота о своем имуществе, гигиене, правильное питание, забота о своем здоровье,

- социальные умения - нравственное поведение, хорошие манеры, гармоничные взаимоотношения с другими, стремление оказывать заботу и помощь другим, бережливость;

- этические умения - чувство долга, инициативность, ответственность, смелость, благодарность, уважение ко всем и т.д.

Праведное поведение включает в себя в том числе и заботу о своем физическом теле, чтобы оно было здоровым, хорошо координированным и служило человеку при выполнении им жизненных предназначении.

Очень важно для человека научиться говорить правду. Произнесение неправды ведет к разрушительному, негативному влиянию на человека.

Человек обладает великим даром природы отличать правильное от неправильного.

Поэтому очень важно развивать в детях силу различения, силу интуиции.

Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека.

Необходимые качества для праведного поведения:

1. Самообладание в мыслях и чувствах.

2. Самообладание в поступках.

4. Светлое настроение.

Правильное поведение идет от сердца и приносит человеку удовлетворение. Оно является выражением внутренним состояния человека. Надо научить доверять голосу совести, жить по совести.

Цели образовательного процесса в обучении праведного поведению:

● пробудить заложенную в каждом человеке способность различать и слышать голос совести;

● укреплять те мысли, слова и действия, которые развивают и реализуют в повседневной жизни качество Праведного поведения;

● праведное поведение – принцип, которого не причинение вреда ни самому себе, ни другим. Для этого необходимо выполнять и уважать законы природы и государства.

● праведному поведению можно научить только личным примером.

Думаю, истоки Праведного поведения заложены в сердцах людей и проявляются через слова и поступки. Поступки человека и его поведение в той или иной ситуации зависят, прежде всего, от его воспитания. Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, покой, любовь, ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и в повседневной жизни и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по-настоящему образованным человеком.

Анализ из личного опыта

Раскрывая сущность праведности, думаю, необходимо, затронуть личное понимание Праведного поведения в собственной жизни. Праведное поведение процесс очень сложный и многогранный. Основы нравственности заложены в каждом человеке с рождения и, конечно, большая роль в развитии нравственности отводится учителю. Но, все же, считаю, что главные учителя. в жизни каждого – это родители. Я выросла в дружной семье. Была второй дочкой, любимицей отца. Меня с самого детства наставляли на правильный путь. Забота о сестренок и ответственность за все происходящие между нами недоразумения с детства лежали на мне. Со временем, круг обязанностей и людей, за которых я несла ответственность, расширился. Практикуя праведное поведение, мне не пришлось специально изучать какие-то принципы и перестраивать себя. Меня радует, если удаётся кому-нибудь помочь, и я всегда стараюсь первой предложить помощь.

Праведное поведение не всегда явно выражается. Человек в разных ситуациях может вести себя по-разному. Главные стимулы, которые направляют человека на праведный поступок - это совесть и воспитание. Совесть - внутренний голос, главный измеритель между добром и злом и у каждого это свой измеритель. Но, если человек живет в ладу со своей совестью, значит он живет по праведным законам. Мне легко со своей совестью и анализируя практику праведного поведения в своей жизни, я заметила, что стала больше задумываться об общечеловеческих ценностях. Считаю, что статус мамы и учителя обязывает меня самой следовать принципам праведности и, личным примером, призывать к праведным поступкам своих учеников.

Практикуя данную ценность во время прохождения практики я заметила за собой, что стала доверять людям. Раньше я людям не доверяла ,потому что зачастую мое доверие к окружающим обворачивалось мне злом. И я сделала для себя вывод, что больше не буду доверять людям, раскрывать свой мысли.

Но после прохождение курсов, практикование ценности ПП я по другому посмотрела на свою жизнь.

3. Заключение

Итак, главные правила для того, чтобы вести праведный образ жизни:

Думайте о хорошем…

Смотрите на хорошее…

Вот путь к Счастью!

4. Использованная литература

Маллаев Д.М. Этические нормы – нравственная основа формирования личности // Современная наука: пролемы и перспективы. Выпуск 2. / Под ред. Д.М. Маллаева, П.О. Омаровой. – Махачкала: ДГПУ, 2002. – С. 60-62

Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей // Ж. Поиск истины – Дагестана. – 2003, № 9-10. – С. 46-50.

Принципы ненасилия – М.: 1991.

Семлер Ж. Выход из насилия // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990

Читайте также: