Позитивистская теория права когда появилась

Обновлено: 07.07.2024

Традиционно основными конкурирующими типами правопо­нимания считаются правовой позитивизм и теория естественного права.

Правовой позитивизм. Отличительными чертами право­вого позитивизма как философского способа осмысления права являются:

Как тенденция правовой мысли правовой позитивизм берет начало еще в древности. Формами его проявления были: китай­ский легизм, учение софистов, номинализм У. Оккама, концеп­ция абсолютного государства Т. Гоббса и др. Однако в качестве самостоятельного направления философско-правовой мысли он возник в 30 —40-х годах XIX века в связи с теоретическим обосно­ванием формально-догматической юриспруденции.

Юридический позитивизм отрицает возможность познания сущности права. Его метод является:

Аналитический метод представляет собой усо­вершенствование традиционного формально-догматического ме­тода, а в целом юридический позитивизм представляет собой теоретическое обоснование такого метода.

В конечном счете, отрицание сверхпозитивных оснований права ведет к абсолютизации роли государства и к утверждению его доминирующей роли по отно­шению к праву. Именно государство с его принуждающей силой, с точки зрения позитивизма, и обеспечивает реальность права, считаясь его творцом и единственным гарантом.

Данная позиция отрицает возможность нахождения каких-то устойчивых оснований права вне реальности государственных установлений, то есть отрицание каких-либо абсолютных моментов в праве. Поэтому право, с позиции позитивизма, изменчиво в зависимости от изменений политической ситуации. Такая пози­ция может быть названа правовым релятивизмом.

Почему же оказывается возможным юридический позити­визм, что питает его? Он возможен, прежде всего, в силу объек­тивных оснований, поскольку отражает один из существенных аспектов правовой реальности — данность права как позитивно­го права в его тесной связи с государством. Но он имеет также и социокультурные корни.

Ряд характеристик, присущих правовому позитивизму, обу­словливают как его сильные, так и слабые стороны, его достоин­ства и недостатки.

  1. Стремление к четкости, определенности положений, ори­ентация на юридическую практику делают позитивизм привле­кательным для юристов.
    Однако сведение сложного феномена права исключитель­ но к праву позитивному делает юридический позитивизм уяз­вимым для критики. Действительно, право не может быть отождествлено только с системой норм позитивного права (правопорядком), поскольку:
  2. законодательное установление норм не является самоцелью, а производится для осуществления справедливости, прав человека;
  3. юридические нормы посто­янно пересматриваются по мере обнаружения в них тенден­ций, направленных против принципов справедливости, прав человека, гуманности;
  4. всегда существует возможность манипулировать нормами и тем самым безнаказанно вершить не­справедливость. Поэтому правовые нормы и справедливость могут не совпадать.
  5. Сила позиции юридического позитивизма проявляется также в отстаивании особой ценности и важности правового порядка, установление которого рассматривается в качестве необ­ходимого условия гуманизации человеческого сосуществования. Однако в этом же проявляется и его слабость. Позитивист­ское понимание права ведет к отождествлению его с приказами государства. Некоторые же примеры общественной практики, особенно практика гитлеровского фашизма и сталинского тота­литаризма, показали, насколько опасно такое отождествление.
  6. Правовой позитивизм ориентирует граждан на законо­послушное поведение, формирует установку на доверие к суще­ствующему правопорядку.

Присущий ему охранительный характер социально обуслов­лен задачами эволюционного развития общества, когда уже за­ложены основы такого развития и по отношению к ним достиг­нут определенный консенсус.

Однако там, где такой консенсус отсутствует, для того чтобы позитивное право не превращалось в антигуманную силу, оно должно быть поддержано обоснованием и подвержено критиче­ кой оценке. Однако таких вопросов позитивизм не ставит, как и вопросов о внеюридических основаниях права, о справедливом и несправедливом.

Слабость позиции позитивизма наглядно проявляется и в его отношении к главным вопросам философии права. Например, первый фундаментальный вопрос философии права — об осно­вании и критерии справедливости — позитивистами даже неста­вится. Юридический позитивизм принципиально отказывается отвечать на него, считая его спекулятивно-метафизическим во­просом, псевдовопросом.

По мнению позитивистов, действительность праву задает формальная правильность процедуры его формирования. Однако, отвлекаясь от содержания права, юри­дический позитивизм перестает играть практическую роль в под­держании мира и порядка, на что он претендует в первую оче­редь. Слишком абстрактные теории, отрывающиеся от жизни,
становятся, в конечном итоге, бесполезными.

Это означает, что естественно-правовое мышление ставит пе­ред собой задачу нахождения основания позитивного права и критерия его оценки, а значит, проявляет себя в двух аспектах: сущностном (онтологическом) и аксиологическом.

Поэтому можно сказать, что сущность естественно-право­вого мышления состоит в философской и, прежде всего, нрав­ственной критике права и государства. В процессе этой крити­ки происходит измерение правовых и государственных отноше­ний на соответствие их сущности и смыслу. Таким образом, эта критика направлена на легитимацию и ограничение права и го­сударства.

В силу заложенной в нем критической установки естествен­но-правовой способ мышления приобретает особую социальную значимость в переходные периоды развития общества, которые характеризуются обострением противоречий между идеалом и действительностью, новыми прогрессивными стремлениями и старым положительным правом, или, другими словами, опытом переживания несправедливости.

Типология концепций естественного права. Могут быть вы­делены несколько подходов к типологизации концепций естест­венного права.

Достоинством первых было стремление под­черкнуть высший, трансцендентный характер права, однако не­достатком было стремление вывести естественное право из бы­тия, должное из сущего. Вторые акцентировали внимание на идее права, отмечали мощь человеческого разума, однако стави­ли перед ним недостижимые задачи, полагая, что усилием одно­го только разума, без обращения к реальным обстоятельствам, возможно сконструировать идеальную систему права, которая служила бы образцом для любых конкретных правовых систем. Третьи верно указывали на связь права с сущностью человека, однако при различной трактовке этой сущности (природы чело­века) иногда утрачивался гуманистический смысл права.

В зависимости от выделения различных эпох в развитии философии и всей культуры в целом (классика и современ­ность) концепции естественного права могут быть подразделены на классические и современные (неклассические). Такое деле­ние важно учитывать, поскольку встречаются утверждения, буд­то естественно-правовое мышление исчерпало себя. С этим нельзя согласиться. Исчерпала себя лишь определенная историче­кая форма такого мышления. Законным наследием традиции естественного права является мышление в категориях справедливости, или современные теории справедливости.

Таким образом, важнейшей задачей методологии философии права является анализ мировоззренческо-методологических воз­можностей конкурирующих типов иравоионимания, среди кото­рых основными являются правовой позитивизм и теории естест­венного права. В то же время для представления более полной картины методологических моделей современного правопознания необходимо обратиться к анализу таких способов осмысле­ния и обоснования права, как объективизм, субъективизм и ин­терсубъективизм .

Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров, референдумов нет положитель­ного права.

Положительным здесь нужно признать возможность ус­тановления стабильного правопорядка, детального изуче­ния догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нор­мативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отвести вводи­мую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие воз­можности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

Тип правопонимания- естественно-правовой подход

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основы­вается именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). По­нятие естественного права включает в себя представления о прирожден­ных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам отно­сятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, нормальные условия человеческого су­ществования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятст­вовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нрав­ственных и справедливых представлений о праве.

Теория естественного права получила распространение в XVII-XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтес­кье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права в том, что:

• право и закон – не одно и то же;

• законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людь­ми) и приняты государственными органами;

• право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

• право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

• фактически право и мораль едины;

• не всегда законы соответствуют естественному праву;

• права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Достоинствами теории являются: прогрессивность; признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).

К основным недостаткам теории естественного права относятся: прямое отождествление права и морали; противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естествен­ного) права, то есть конкретных формально-определенных юридичес­ких норм и абстрактных идей; преувеличение роли неписаного права; различное понимание людьми идей справедливости.

Тип правопонимая- социологический подход

Социологическая теория права сформировалась в XX веке. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев. Видным ученым современной американ­ской социологической школы права считается Р. Паунд.

Суть социологической теории составляют следующие положения:

• право и закон нетождественны между собой;

• закон – писаное право;

• право – реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практи­ка, правоприменение).

Право – система правоотноше­ний, реальное поведение людей, регулируемое правом. Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понима­ния правопорядка.

Недостаток теории – в фактическом отождествлении права и правопо­рядка.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги.

Объективное право составляют правила социальной солидарно­сти, которым подчинены госу­дарство и граждане. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обя­зательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым пред­писаниям в интересах общего блага.

Понятие и признаки права.

Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.

1) Общезначимость – право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения.

2) Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней.

Общеобязательность означает, что все члены общества непременно должны выполнять требования, содержащиеся в нормах права.(распространяется как на граждан, так на должностных лиц и государство)

3) Публичность – право принимается от имени всего общества и распространяется на всех членов, независимо от их участия в правотворческой деятельности.

4) Неразрывная связь права с государством. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через уполномоченные правотворческие органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.

Связь права с государством проявляется в том, что нормы права издаются от имени государства, гарантируются государством и санкционируются им.

5) Формальная определенность – правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.) и имеют письменное закрепление.

6) Нормативность. Заключается в том, что право скла­дывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.

8) Системность права проявляется в том, что право —образующие систему права нормы структурированы в группы (отрасли, подотрасли, институты).

Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, со­ставляют единое явление — право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.

i) Положительная сторона - возможность уста­новления стабильного правопорядка, детального изучения дог­мы права — структуры правовой нормы, оснований юридичес­кой ответственности, классификации норм и нормативных ак­тов, видов интерпретации.

ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фак­тических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследова­ний содержания права, его целей.

Теория естественного права.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем зако-нодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о

божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Принципы права: понятие, виды, значение в правовом регулировании.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризую­щие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распрост­раняются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформули­рованы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Значение принципов

1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования право­вых норм.

2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивиду­альных юридических решений.

3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.

4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Виды принципов:

1) свойственные праву в целом (общеправовые)

а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность пра­ва, стремление к поиску компромисса между участниками пра­вовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть со­размерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмеще­ние, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.

б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права чело­века составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.

в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.

г) Принцип законности - разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, норматив­ные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.

д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебном порядке.

е) За многовековую историю развития права постепенно сло­жились правовые аксиомы:

i) закон обратной силы не имеет;

ii) все, что законом не запрещено, дозволено;

iii) никто не может быть судьей в собственном деле;

iv) нельзя осуждать дваж­ды за одно и то же правонарушение.

2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)

3) группе смежных отраслей, а также круп­ным правовым институтам (межотраслевые).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Позитивизм - научная методология, которая возникла в середине XIX века. В теории выделяют юридический и социологический позитивизм.

Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Юридический позитивизм использует формально-юридические методы (анализ, сравнение, классификация, построение понятий, логический метод).

Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.

В четырехтомной "Системе позитивной политики" (1851-1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней "состояния человеческих умов" - теологического, метафизического и позитивного (научного).

На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах.

На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она приобретает "оборонительный дух".

На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать контовская позитивная политика как прикладная часть социологии.

При социократии духовное руководство обществом принадлежит уже философам-позитивистам, ученым, призванным вырабатывать рекомендации для практики управления и заниматься воспитанием. Само же властное управление осуществляется узкой группой банкиров, промышленников и технических специалистов при содействии ученых. Массы народа как некомпетентные умы от реальной власти отстраняются. Сущность социократии выражает ее лозунг: "Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель". Формула "порядок и прогресс" стала эпиграфом "Системы позитивной политики" О. Конта. В его учении революции, "анархические взрывы" представлены как "патология общественного развития" а социальная солидарность - как необходимая основа нормальной социально-политической жизни, исчезновение которой означает распад общества и государства. В целом Конт выступает противником либерализма, демократии, социализма, прав и свобод личности, мешающих, по его мнению, упрочению солидарности. Сторонник сильной авторитарной власти. Позитивизм О. Конт возводит в ранг "единственно действительной и всеохватывающей религии", способной решить все социально-политические проблемы.

Иные политические взгляды с позиций позитивизма отстаивал Г. Спенсер – родоначальник органического направления в социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие - с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма.

В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политической теории. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера - личности. Он признавал за гражданами "право игнорировать государство", призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида.

Государство, политическая власть возникает и существует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа, хотя в реальной жизни у него быстро появляются свои собственные интересы, противоречащие интересам общества. Тем не менее делегирование власти правительству необходимо, так как функции управления обществом все более расширяются, усложняются, дифференцируются. В этой связи Спенсер рассматривает государство как "необходимое зло". При этом он различал два основных типа государства: военный, где личность поглощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах общественной жизни (это характерно для ранних стадий истории); и промышленный, где уважается индивидуальность личности, ее свобода, инициатива, мирное добровольное сотрудничество. Переход к такому типу государств составляет, по Спенсеру, суть закона эволюции в рамках тогдашней историй.

В отличие от Конта, Спенсер выступил как твердый сторонник политического и экономического либерализма, личной свободы и свободы конкуренции, противник вмешательства государства не только в экономику, но и во все другие сферы жизни общества. В определенной мере он с симпатией относился к целям и идеалам социализма, хотя в целом не был его сторонником, ибо считал, что социализм может породить больше проблем, чем разрешить.

Читайте также: