Постоялец отеля истошно объяснял что этот номер его не устраивает и требовал предоставить ему другой

Обновлено: 19.05.2024

Задание 1. В каких примерах лексическое значение слова определено верно?

1. Каталог – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разделам на основе общих правил.

2. Юркий – ловкий в движениях, быстрый, проворный.

3. Индиго – темно-зеленый цвет.

4. Идентичный – противостоящий другому, являющийся его противоположностью.

5. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

6. Витраж – искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей.

7. Обелиск – сооружение в виде высокого столба, служащее опорой

в здании или воздвигаемое в качестве монумента.

8. Лицензия – письменное или устное соглашение о взаимных обязательствах.

9. Вепрь – дикая свинья.

10. Изморозь – очень мелкий дождь.

11. Корысть – выгода, польза для себя.

12. Планер – безмоторный летательный аппарат.

13. Поземка – «низовой ветер зимой, а также снег, переносимый этим ветром.

14. Просека – небольшой лиственный лес.

15. Символ – условный знак.

Задание 2. Прочитайте словосочетания. Определите, где многозначное слово употребляется в прямом значении, а где в переносном.

Лисья хитрость, железная воля, каменный дом, холодный ум, медвежья нора, глубокий анализ, золотое сердце, теплый прием, чистая посуда, дырявая память, туманный намек, сердечный человек, распущенный ребенок, сорванный голос, натянутая струна, заснувший лес, потерянный кошелек, рассеянные семена, замкнутый характер, открытая душа, цветущая женщина, погасший взгляд, запущенный дом, танцующая пара.

Задание 3. Определите в каждом ряду слово, не являющееся синонимом с остальными словами ряда. Чем различаются синонимы?

1. Возражать, протестовать, восклицать.

2. Хвалить, хвастаться, одобрять.

3. Усердие, одолжение, услуга.

4. Поддельный, фальшивый, преднамеренный.

5. Янтарный, канареечный, голубиный.

6. Мышиный, дымчатый, черный.

Задание 5. Слова каких пар не являются антонимами?

Редколесье – чаща, жизнерадостный – унылый, лицемерный - двоедушный, закономерный – случайный, лучезарный – мрачный, милосер-

дие – бессердечность, немногословный – словоохотливый, жизнерадостный – неунывающий, баснословный – мизерный, благоговейно - непочтительно, равнодушие – индифферентность, сумасбродство - благоразумие, приспособленец – конъюнктурщик, дружелюбно – враждебно, желторотый – матерый, общительный – нелюдимый.

Задание 6. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

1. У билетной кассы предъявляли свои. (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю .

(практичной – практической) обуви. 7. Группа школьников . (пришла – зашла) в музей на лекции. 8. Мы все . (придем – выйдем) завтра на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 9. В порту судно

. (стало – встало) на якорь. 10. Перед подвигом защитников отечества мы . (преклоняем – склоняем) голову. 11. Он внимательно слушал лекцию, делая . (пометы – заметки) в блокноте. 12. Мы так давно не виделись, что вначале я его не . (узнал – признал).

Задание 7. Укажите речевые ошибки, вызванные смешением паронимов. Исправьте ошибки.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние5–6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. 7. Первое время научная работа поддавалась нелегко. 8. Вследствие неблагоприятных погодных ус-

ловий и понесенного в связи с этим ущерба урожайность в этом году значительно уменьшилась. 9. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.

10. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 11. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска 12. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 13. Стены имеют неприглядный вид, они не покрашены, вместо вешалок набиты гвозди. 14. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

Задание 8. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

у кассы цирка: Дети до пятилетнего возраста проходят в цирк на руках; на двери рентгенкабинета: Делаем только срочные переломы; в учреждении: Страховая компания приглашает вас в любой четверг для получения травмы. Не сразу и догадаешься, что маленьких детей в цирке родители должны держать на руках, что рентгенологи могут сделать лишь срочные снимки переломов, а страховая компания готова выплатить деньги по условиям страхования от травм в любой четверг.

В результате пропуска слова нередко происходит подмена понятия. Например: На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска. Но ведь экспонировался, конечно, не сам собиратель марок, а его альбом. Или: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив.

Особенно большим злом оказывается речевая недостаточность, приводящая к искажению смысла: Необходимо обеспечить увеличение овец в стаде (следовало использовать сочетание поголовье овец); Для улучшения планирования необходимо соединить всех работников, занимающихся вопросами экономики (следовало написать: соединить усилия всех работников).

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола-сказуемого: Банки – не только для банкиров. При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные слова, т. к.

смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишит его легкости, выразительности.

Многословие проявляется в различных формах. Нередко можно наблюдать навязчивое объяснение всем известных истин: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняются до глубокой старости. Плохая ли это привычка Надо ли отказываться от этой привычки Нет! Подобное пустословие, естественно, пресекается редактором, рассуждения, не представляющие информативной ценности, при литературном редактировании исключаются.

Иногда проявление речевой избыточности граничит с абсурдностью: Труп был мертв и не скрывал этого. Такие примеры многословия называются ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза Ля Палиса, погибшего в 1525 г. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были слова: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив.

Нелепость ляпалиссиады – в утверждении самоочевидной истины.

Ляпалиссиады придают речи неуместный комизм нередко в таких ситуациях, которые возникли в результате трагических ситуаций. Например: Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих;

Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

Одним из видов многословия, когда в речи употребляются близкие по смыслу и потому логически излишние слова, является плеоназм (от греч. pleonasmos – избыток, чрезмерность): Он крепко держит в своих руках штурвал руля. (Штурвал – это и есть рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна, самолета; следовательно, слово руль лишнее); Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление (прилагательное, обозначающее признак в его предельно сильном и предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака).

Плеоназмы возникают при употреблении ненужных определений (главная суть, ценные сокровища, повседневная обыденность, темный мрак), лишних обстоятельств (вернулся обратно, предчувствовать заранее, упал вниз), а также в результате неоправданного нанизывания синонимов (закончить, завершить, выполнить задание, мужественный и смелый, так например). Зачем объяснять вещи, которые и без того понятны: Ваня и Петя вдвоем вместе пели одну песню; Он говорил, жестикулируя руками.

Наличие плеоназмов в тексте принято рассматривать как речевой недостаток, неумение выразить мысль точно и лаконично. Действительно, когда мы говорим в апреле, зачем добавлять месяце Когда говорим 1500 рублей, то нужно ли разъяснять денег или денежных средств Однако следует иметь в виду, что иногда автор сознательно использует плеонастические сочетания как средство выделения той или иной мысли. В таком случае плеоназм рассматривается как стилистический прием усиления действенности речи и может быть оправдан в контексте (например, плеоназм в поэтическом тексте):

Гори, гори, державная Кремлевская звезда, Сверкай на стягах, славная, Навеки, навсегда! (А. Прокофьев) В условиях определенного стиля речи, постоянной контекстнологической сочетаемости, например в официальных текстах, плеоназм может приобрести форму устойчивого, фразеологически связанного словосочетания: целиком и полностью признать право народа на… Подобные устойчивые обороты речи не противостоят повторам типа сильно-пресильно, крепко-накрепко, выполняют ту же экспрессивноусилительную функцию, хотя и применительно к другому стилю речи.

Их употребление не следует относить к числу нарушений стилистической нормы литературной речи.

С таким конструктивным применением плеоназма, конечно, ничего общего не имеет речевая избыточность в предложениях: Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века; Эта бригада по своему количественному составу еще малочисленна, но о ней отзываются лестно и хорошо.

Речевую избыточность порождает соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение (памятные сувениры, необычный феномен, биография жизни, народный фольклор, демобилизовался из армии, своя автобиография).

Истец доказывает свои требования бездоказательными доказательствами.

Однако тавтологию не всегда следует рассматривать как стилистическую ошибку. Однокоренные слова могут быть единственными носителями соответствующих значений, и тогда близкое соседство их допустимо (Закрой плотнее крышку. Расцвели белые цветы. Варить варенье). Если родственные слова употребляются как термины, приходится мириться с неизбежной в таких случаях тавтологией (академик Академии наук; тренирует заслуженный тренер).

Из других, вначале избыточных, словосочетаний, закрепились в речи: реальная действительность, экспонаты выставки, букинистическая книга, монументальный памятник. В них определения перестали быть простым повторением основного признака, заключенного в существительном.

Не только скрытую, но и явную тавтологию порой приходится признать допустимой, потому что в речи могут столкнуться однокоренные слова, которые не имеют синонимов: словарь иностранных слов, бригадир первой бригады, загадать загадку, постелить постель и т. д.

Нельзя забывать о том, что тавтология может стать стилистическим приемом, усиливающим действенность речи. Экспрессивные тавтологические сочетания закрепились в языке как фразеологизмы (горе горькое, пропади пропадом, ходить ходуном, есть поедом, сослужить службу, всякая всячина).

2. Юркий – ловкий в движениях, быстрый, проворный.

3. Индиго – темно-зеленый цвет.

4. Идентичный – противостоящий другому, являющийся его противоположностью.

5. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

6. Витраж – искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей.

7. Обелиск – сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента.

8. Лицензия – письменное или устное соглашение о взаимных обязательствах.

9. Вепрь – дикая свинья.

10. Изморозь – очень мелкий дождь.

11. Корысть – выгода, польза для себя.

12. Планер – безмоторный летательный аппарат.

13. Поземка – «низовой ветер зимой, а также снег, переносимый этим ветром.

14. Просека – небольшой лиственный лес.

15. Символ – условный знак.

Задание 2. Прочитайте словосочетания. Определите, где многозначное слово употребляется в прямом значении, а где в переносном.

Лисья хитрость, железная воля, каменный дом, холодный ум, медвежья нора, глубокий анализ, золотое сердце, теплый прием, чистая посуда, дырявая память, туманный намек, сердечный человек, распущенный ребенок, сорванный голос, натянутая струна, заснувший лес, потерянный кошелек, рассеянные семена, замкнутый характер, открытая душа, цветущая женщина, погасший взгляд, запущенный дом, танцующая пара.

Задание 3. Определите в каждом ряду слово, не являющееся синонимом с остальными словами ряда. Чем различаются синонимы 1. Возражать, протестовать, восклицать.

2. Хвалить, хвастаться, одобрять.

3. Усердие, одолжение, услуга.

4. Поддельный, фальшивый, преднамеренный.

5. Янтарный, канареечный, голубиный.

6. Мышиный, дымчатый, черный.

Задание 5. Слова каких пар не являются антонимами Редколесье – чаща, жизнерадостный – унылый, лицемерный - двоедушный, закономерный – случайный, лучезарный – мрачный, милосердие – бессердечность, немногословный – словоохотливый, жизнерадостный – неунывающий, баснословный – мизерный, благоговейно - непочтительно, равнодушие – индифферентность, сумасбродство - благоразумие, приспособленец – конъюнктурщик, дружелюбно – враждебно, желторотый – матерый, общительный – нелюдимый.

Задание 6. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

1. У билетной кассы предъявляли свои. (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю.

(практичной – практической) обуви. 7. Группа школьников. (пришла – зашла) в музей на лекции. 8. Мы все. (придем – выйдем) завтра на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 9. В порту судно. (стало – встало) на якорь. 10. Перед подвигом защитников отечества мы. (преклоняем – склоняем) голову. 11. Он внимательно слушал лекцию, делая. (пометы – заметки) в блокноте. 12. Мы так давно не виделись, что вначале я его не. (узнал – признал).

Задание 7. Укажите речевые ошибки, вызванные смешением паронимов. Исправьте ошибки.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5–6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.

4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. 7. Первое время научная работа поддавалась нелегко. 8. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесенного в связи с этим ущерба урожайность в этом году значительно уменьшилась. 9. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.

10. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 11. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска 12. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 13. Стены имеют неприглядный вид, они не покрашены, вместо вешалок набиты гвозди. 14. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

Задание 8. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости.

Укажите возможные варианты.

1. Эта выставка обогатит наш кругозор.

2. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы.

3. Учащиеся работали на своем экспериментальном участке как самые отъявленные специалисты.

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

5. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности.

6. Большое внимание будет оказано благоустройству города.

7. В деревне полными темпами идет уборка урожая.

8. Лектории выполняют большую роль.

9. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.

10. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

11. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.

12. Продается пожилой дом.

1. Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты.

2. Старое, умирающее страстно сопротивлялось новому.

3. В какие бы безысходные положения он ни попадал, он всегда найдет выход.

4. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.

5. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

6. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

7. Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими статьями.

9. На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

10. Любимые герои Толстого далеко не идеальные, они впадают в свои кризисы.

11. Слава тому солдату, который схоронил свое тело на поле боя.

12. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

Задание 11. Отметьте номера предложений, в которых нарушены нормы лексической сочетаемости.

1. Не знаю до сих пор, каковы перспективы моего поступления в этот вуз.

2. За рубежом в семье среднего достатка на каждого человека приходится более сорока квадратных метров жилой площади.

3. Большое значение в ходе подготовки к этой важной встрече тренер уделял психологическому настрою футболистов.

4. Обоз с аксессуарами еще не прибыл, и солдаты были одеты коекак.

5. Постоялец отеля истошно объяснял, что этот номер его не устраивает, и требовал предоставить ему другой.

6. Власти проявили самую деятельную активность при решении вопроса о выводе вредных предприятий за черту города.

7. В приемной комиссии мы получили все необходимые сведения.

8. Чтобы вести борьбу с террористами, нужны не войска, а широкая сеть агентур по всей стране.

Читайте также: