Пособие как написать научную статью

Обновлено: 30.06.2024

Когда студент или магистрант впервые пишет научную статью, у него нередко возникают сложности. В чем особенность этого вида текстов?

- То, что магистранты испытывают трудности, начав работать над научной статьей, закономерно: ведь им впервые приходится писать настоящий научный текст. Все что магистрант писал до этого момента, не было научным текстом ни с точки зрения цели написания, ни с точки зрения адресата.

Какие тексты мы пишем во время обучения? Рефераты, курсовые. Адресат этих текстов – преподаватель, наша цель – продемонстрировать, что мы поняли материал и можем связно его изложить. Такие тексты не являются собственно научными.

Пока мы учимся, мы не только пишем, но еще и много читаем. Причем, читаем тексты учебно-научного подстиля – учебники. Адресат учебного пособия – человек, который еще не сведущ в науке, но ее изучает. Задача, которая стоит перед авторами учебников: изложить общеизвестные сведения в систематизированном виде, понятно, плюс дать упражнения и вопросы, чтобы читатель освоил материал.

И вот теперь перед магистрантом стоит новая задача: написать текст, непохожий ни на учебную работу, ни на учебник.

Важно это осознать: я пишу уже не с целью продемонстрировать преподавателю, что я понял материал! Теперь я обращаюсь к научной общественности, чтобы продемонстрировать свой вклад в науку: вот то, что я нашел, выяснил, узнал, я предполагаю, что это пригодится другим представителям научного сообщества.

Итак, важно понять: статья – первый выход в научный мир. Меняется адресат и цель текста, поэтому приходится писать совсем иной текст, чем те, которые требовалось писать в процессе учебы.

В чем отличие научных статей от научно-популярных текстов?

- Вновь смотрим на цель и аудиторию. Цель научно-популярной литературы: сделать научное знание доступным широкой общественности. Это предполагает особый облегченный язык и даже некую игру: текст приближен к литературному.

Когда мы читаем научные статьи, чего мы ждем от текста? Нужно ли нам, чтобы нас заинтересовывали, создавали интригу? Нет, нам нужно понять, какой вопрос исследовал автор статьи и нужно ли нам ее читать. Значит, когда другой исследователь будет искать материалы по своей теме, он должен быстро понять, нужно ли ему читать вашу статью.

Как еще можно себя проверить? В школе нас учат писать в художественном стиле. Он воздействует на эмоции. А научный стиль воздействует на разум. На что нацелен ваш текст?

Какие виды научных статей можно выделить?

- Статьи различаются по центральной процедуре исследования: что я хочу сделать? От ответа на этот вопрос зависит, как я построю свой текст.

  • Если я хочу проследить этапы развития какого-то явления, в статье я излагаю материал в хронологическом порядке.
  • Если я хочу написать обзор, сформулировать основные характеристики, я делаю классификацию, стараюсь логически упорядочить свои наблюдения. Описание явления близко к обзору, но здесь я описываю явление в деталях, группируя их по разным признакам.
  • Если я исследую явление, надо разделить его на составляющие и рассмотреть их критически – от самых важных к второстепенным.
  • Анализ близок к исследованию: я также разделяю явление на составляющие и выстраиваю их структуру – от общего к частному.
  • Если я хочу доказать какое-то утверждение, я, наоборот, излагаю аргументы с помощью причинно-следственного подхода, от наименее важных – к более важным.
  • Наконец, я могу сравнивать или противопоставлять друг другу разные явления, соотнося их по тем или иным характеристикам.

Как лучше построить работу над статьей – с чего начать?

- Сначала нужно очертить поле научных проблем и выбрать проблему, которая решается в статье. Для этого полезно сформулировать варианты названия статьи, в которых проблема будет выражена. Затем нужно в виде тезиса сформулировать решение проблемы: что мы собираемся с ней делать? Затем надо определиться, какой будет центральная процедура. От понимания центральной процедуры зависит, как будет организован текст в линейном виде. Так и составляется план статьи.

Вы смотрите на главный тезис статьи и строите ее так, чтобы фокус держался на этом тезисе. Фокус должен быть задан во вступлении, вся средняя часть фокусируется на доказательствах тезиса и в заключении именно к этому тезису вы и приходите.

Очень важно понять: научный текст пишется тогда, когда исследование уже готово, текст – это просто констатация фактов. Процесс исследования и процесс фиксации его результатов в тексте отделены друг от друга. Пока исследовательский процесс идет, его этапы и все, что удается отыскать, фиксируются: строится схема, подбираются цитаты, которые можно хранить в виде базы данных, таблицы exc el, продумав принцип сортировки. Важно не спешить собирать цитаты в плотный текст, не пытаться представить исследование линейно – как последовательность мыслей, а хранить исследование в виде логической структуры, которую можно развернуть по-разному.

Лучше делить текст на небольшие блоки, чем на крупные – так легче его воспринимать. Текст должен выглядеть читабельно. Это относится и к абзацам. Они должны быть обозримыми: 3-5 предложений. В начале каждого абзаца главная мысль, потом ее развитие. Читателю удобно ориентироваться в таком тексте.

Какими должны быть вступление и заключение?

Заключение может строиться по принципу обратной воронки: перечисление наших выводов, фокус на главном выводе – почему он важен? И оценка этого вывода в научном контексте, указание на то, какие перспективы есть у исследования или как можно применить результаты.

Заключение может быть констатирующим, побуждающим и меняющим взгляд на проблему. В первом случае мы показываем, что в процессе исследования пришли к такому-то выводу. Во втором случае – побуждаем продолжать исследование данного вопроса. В третьем случае – показываем, что представление, которое лежит в основании многих исследований, является ошибочным.

Если наша работа построена правильно, то есть наше исследование существует в виде схемы и набора цитат, нам не важно, с чего начинать писать статью – со средней части или с вступления. Можно действовать в любом порядке.

Зачем нужна аннотация к статье и почему порой ее сложно составлять, хотя она короткая?

Какого размера должна быть аннотация, в какой последовательности развернуть описание, зависит от того где именно вы намерены публиковаться.

Статья пишется под требования конкретного журнала и важно ориентироваться на требования к оформлению этого журнала, вплоть до оформления ссылок. Формат журнала – это техзадание, под которое вы перерабатываете свое исследование.

Типичная ситуация: у магистранта уже есть текст диссертации или отдельных ее глав, ему нужно написать статью. Как действовать: выделить какой-то аспект проблемы, сосредоточиться на нем, привлечь материалы, которые в диссертацию не вошли?

- Общей рекомендации нет, выделить из своего магистерского исследования проблему для статьи – специфическая задача, часто связанная со стратегией и тактикой продвижения конкретной научной линии. Магистерская работа может быть частью более крупного проекта, и тогда даже не вы должны решать, какую именно часть этого будущего целого надо показать, – это вопрос к научному руководителю.

Важно уметь работать с научным руководителем: это не учитель, которому мы сдаем материал, чтобы он поставил зачет, это старший коллега. К научному руководителю не обращаются в ожидании, что он даст новые знания и идеи. К научному руководителю надо приходить подготовленным к обсуждению. Чтобы не тратить понапрасну свое и чужое время, прежде чем договариваться о рабочей встрече, запишите на листочке все свои вопросы, предположения и сомнения. В процессе этой работы, большая часть вопросов, сомнений и идей отсеется или найдет свое разрешение. Останется только самое важное и четко сформулированное. Вот с этим и нужно идти к научному руководителю.

Перед магистрантом стоит задача: как выбрать часть своей научной работы, чтобы написать статью. Сначала сам магистрант должен сам сформулировать проблему. И подумать, каким могло бы быть название статьи? Если мы так меняем название статьи, немного меняется проблема. Варианты названий – это процесс анализа и поиска, и его обязательно нужно фиксировать. В результате у вас получится список проблем и вариантов названия статьи – с этим списком уже можно обратиться к научному руководителю.


Необходимость написать научную статью для публикации может быть обоснована разными мотивами.

  • Студентам она нужна для получения повышенной стипендии или допуска к предстоящей защите квалификационной работы.
  • Абитуриентам – для поступления в магистратуру или аспирантуру.
  • Институтам – для поднятия рейтинга учебного заведения.
  • Аспирантам и преподавателям – для получения ученых степеней, делать научную карьеру.
  • Сотрудникам вузов – для повышения заработной платы (с учетом индекса Хирша, подсчитывающего количество публикаций и их научного цитирования).

Содержание:

Чтобы цель публикации статьи в конечном итоге была достигнута, необходимо разобраться в том, что представляет собой процесс подготовки научной статьи.

Написание научных статей для публикации

Прежде чем приступить к процессу написания, следует определиться с темой, выбрать актуальную проблему и остановиться на одной из разновидностей научных статей. Они бывают:

  • научно-теоретические, основанные на результатах аналитического исследования;
  • научно-практические, базирующиеся на проведенных экспериментах и опытах;
  • обзорные, на основе анализа достижений современной науки за последние годы.

Технология написания включает три основные этапа:

  1. Подготовительный (сбор информации). Занимает около 70% времени.
  2. Подготовка набросков – черновика (10% занятости).
  3. Внесение корректив (20% от общего затраченного времени).

Ценность научной статьи заключается в том, что она содержит авторские разработки, результаты исследования и выводы, ранее нигде не опубликованные (подтверждается проверкой на антиплагиат). Ее качество определяется несколькими составляющими:

  1. актуальность темы;
  2. научная новизна;
  3. соответствие содержания поставленной теме;
  4. глубина раскрытия;
  5. соблюдение научного стиля;
  6. грамотность и последовательность изложения;
  7. правильность оформления.

Правила оформления научных работ регламентированы ГОСТ 7.32-2001 . При подготовке рукописи следует ознакомиться с основными требованиями конкретных журналов.

Оформление научной статьи должно соответствовать принятым стандартам. Общепринятый шрифт – Times New Roman (дополнительные параметры: 14 размер, полуторный межстрочный интервал). Для печати чаще всего принимаются статьи размером не более 15 печатных страниц.


Из чего состоит научная статья

Начинающему исследователю рано или поздно придется публиковаться в отраслевом журнале или в издании из списка ВАК. Материал исследования должен иметь четкую структуру и логическую организацию. Поэтому важно знать, из чего состоит научная статья и как правильно ее написать.

Содержание научной статьи

Предварительно продуманная структура работы поможет логически ее выстроить, не упустить важных моментов и обобщить результаты исследования. Содержание зависит от области научного знания, в которую вовлечен автор, и специфики самого исследования. Статьи могут быть следующего типа:

  1. Обзорная – сопоставление научных точек зрения различных авторов по определенной проблеме, их анализ.
  2. Теоретическая – выдвижение новой теории, обоснованной на базе существующего знания.
  3. Методологическая – предложение новой или корректировка существующей методологии исследований.
  4. Практическая – демонстрация эксперимента и наработок автора с описанием хода получения новых результатов, а также сами результаты.

Исследование всегда базируется на ключевых понятиях, которые следует раскрыть в максимально полном виде. Материал должен быть полностью уникальным – допускается лишь незначительная доля заимствований, которые, в свою очередь, должны быть корректно оформлены в виде прямых цитат или ссылок на источник. Данные должны обладать достоверностью и актуальностью.

Что обязательно должна содержать научная статья?

Научная статья должна содержать отдельную часть, посвященную методам исследования с описанием инструментария и оборудования. Основная текст должен содержать предложения по практическому применению знаний.

Содержание основной части значительно различается в зависимости от типа статьи. Если статья носит прикладной характер, в ней могут быть приведены таблицы с полученными данными, схемы и формулы. Цитаты и ссылки на авторов должны быть обязательно пронумерованы и помещены в тексте.

Cтруктура научной статьи включает следующие пункты:

Название статьи

Должно быть достаточно кратким, ясным, раскрывающим суть исследования.

Аннотация

Аннотация – краткое изложение содержания (объемом 200-300 слов). Несмотря на то что она следует сразу за названием, ее задача – заинтересовать читателя. Напишите аннотацию только по завершении работы.

Перед аннотацией указываются сведения об авторах – фамилия и инициалы, степень, звание, кафедра, вуз.

Ключевые слова

Введение

Формулирование темы, предмета, объекта, цели и задач работы (не более 10% от общего объема текста). Во введении следует раскрыть актуальность научного исследования, оригинальность авторского подхода; подвести читателя к цели научной работы, обосновать ее значимость.

Основная часть

Собственно материал исследования (примерно 80% общего текста). Содержит три подраздела:

Заключительная часть

Краткие обоснованные выводы по исследованию, здесь подчеркивается значимость полученных результатов и прогнозы. Автор делает заключение, в котором указывает, была ли достигнута поставленная им в начале работы цель. Как правило, эта часть занимает не более одной стандартной печатной страницы.

Список литературы

Журнал выбирается в соответствии с дисциплиной и темой исследования. Если вы уверены, что работа заинтересует аудиторию издания, отправляйте ее в издательство электронной почтой, прикрепив к ней заявку на публикацию. Не забудьте указать контактные данные и персональную информацию об авторе.

После этого необходимо дождаться ответа с рецензией. Российские издания, принимающие в печать обзорные статьи и научные исследования:

Какие темы для научных статей выбрать?

Если вам необходимо написать статью в научный журнал, выберите тему, которая действительно представляет интерес не только для вас, но и для научного сообщества в целом. Читатель всегда интуитивно чувствует заинтересованность автора, его увлеченность, кроме того, это позволяет написать более качественную статью.

Как написать научную статью студенту для публикации

Научная статья — мини-исследование для узкого круга читателей, целью которого является освещение и пути решения проблемного вопроса в выбранной научной сфере.

В научной статье автор выражает свое видение проблемы и делает выводы на основе полученных результатов.

Отличительной чертой научной статьи являются ее актуальность. Автор должен доказать ценность исследования для научного сообщества, перспективы развития выбранного направления.

Также необходимо обосновать новизну материала, т.е. особенность взгляда соискателя на уже изученную проблему, взгляд под иным углом зрения.

Все тезисы подтверждаются достоверными источниками либо доказанными исследованиями. Объем статьи варьируется, в зависимости от цели автора. Также у разных научных журналов действуют разные требования по объему.

Виды научных статей

Научные статьи различаются по цели, а также в зависимости от дисциплин, в рамках которых проводится исследование.

Содержательная составляющая естественнонаучных и технических дисциплин обязывают автора детально и точно изложить алгоритм проведения эксперимента в статье, а гуманитарные требуют исследования научных трудов.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Выделяют три вида научных статей.

Теоретические. Автор анализирует определенную теорию, концепцию. Он доказывает подтверждение своей гипотезы, основываясь на теоретической базе.

Практические. В таких статьях описывается эксперимент. Особое внимание уделяется методам, которые автор использовал в процессе. Отдельно описываются полученные результаты и сделанные на их основе выводы.

Обзорные. Автор анализирует труды ученых по выбранной теме, проводит обзор исследований, сравнивает разные точки зрения на проблему.

Кто и зачем пишет научные статьи

Научные статьи пишут студенты, аспиранты и состоявшиеся ученые. Студенческая статья потом может лечь в основу дипломной работы.

Публикации научных статей для молодых ученых — обязательное условие для допуска к защите диссертации. В зависимости от дисциплины требуется разное количество опубликованных статей.

Публикации в научных изданиях котируются, если студент или молодой ученый подает документы на зарубежный грант на обучение или исследование.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Состоявшиеся ученые пишут научные статьи, чтобы заявить ученому миру о своем исследовании. Кроме того, публикационная активность ученого может повлиять на его заработную плату.

Где публикуются научные статьи

В зависимости от компетентности автор может рассматривать следующие варианты изданий:

  • сборники статей по результатам конференции при вузе;
  • сборники конференций специалистов определенной области знаний;
  • издания, входящие в список Высшей аттестационной комиссии (ВАК)
  • другие периодические журналы.

Важно помнить, что выбор издания определяет круг лиц, которые будут читать статью.

О чем писать в научной статье

Статью нельзя будет назвать научной без следующих составляющих:

Актуальность. Тема работы должны быть важна для современного научного сообщества.

Новизна. В статье надо рассказать, чем она отличается от аналогичных. То есть ваша задача рассмотреть уже известную проблему под другим углом и предложить абсолютно новые способы решения.

Цель. Цель легко определить, если определена новизна. Например, использовать новый метод исследования, который появился сравнительно недавно и который еще никто не использовал.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Задачи. Это действия, которые необходимы для решения поставленной цели.

Выводы. Вывод автор составляет на основе полученных результатов исследования. В них говорится, была ли достигнута цель и решены задачи. Тут же автор должен указать на ценность полученного результата для научного сообщества и на перспективы практического применения.

Пошаговая инструкция по написанию научной статьи

Шаг 1. Выберете тему. Чем она уже, тем лучше. В то же время тема должна быть актуальной для вашей научной сферы. И конечно же, тема должна быть интересной.

С этим может помочь научный руководитель. Скорее всего, у вас уже какие-то наработки, а научный руководитель поможет правильно сформулировать тему.

Шаг 2. Выберете научного руководителя. Аспирант может писать статью самостоятельно, а вот студенту рекомендуется все же выбрать научного руководителя. Научник поможет подобрать необходимую литературу, структурировать материал, оформить текст под требования журнала.

Шаг 3. Определитесь с местом публикации статьи. Изучите современные научные журналы, а особенно их требования для авторов.

Шаг 4. Подберите и изучите литературу по выбранной теме. Ее должно быть достаточно для освещения вашей темы. Если тема настолько новая, что ее почти не освещали, можно стать первопроходцем. Но тут надо быть готовым к ряду трудностей.

Шаг 5. Составьте план работы. Если вам не хватает материала, то беритесь за дополнительные исследования или изучение литературы.

Шаг 6. Структурируйте собранный материал. Работая над анализом и обобщением собранной информации, не забывайте о наглядности и доступности своей работы. Используйте в качестве доказательства своих рассуждений графики и диаграммы.

Шаг 7. Оформите работу по требованиям журнала.

Структура научной статьи

Научная статья состоит из следующих основных частей:

  • название статьи (заголовок),
  • аннотация,
  • ключевые слова,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение (выводы, анализ, обобщение, критика),
  • список литературы.

В зависимости от требований журнала, к научной статье отдельно пишут список терминов и сокращений.

Заголовок или название статьи

Название статьи должно четко определять ее содержание. В то же время, название должно быть интересным и побуждать прочитать статью. По объему название не должно превышать 10-12 слов.

Аннотация

Краткая выжимка статьи. Большинство читателей могут не дойти до самой статью, но аннотацию прочитают. В ней должна быть отражена основная идея исследования, поднимаемые вопросы и пути их решения. Объем составляет до 300 слов. Аннотацию пишут в последнюю очередь, когда работа полностью готова.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Ключевые слова

Ключевые слова дают представление о тематики направления. Необходимо обозначить 4-5 слов. По ним в любой базе данных можно будет потом найти ваш текст.

Введение

Введение — часть статьи, в которой размещаются вводные данные. Тут необходимо указать: тему, актуальность, новизну исследования, используемые методы исследования, предмет и объект исследования, цель и задачи.

Основная часть

В основной части автор должен раскрыть заявленную тему. Тут он освещает взгляды ученых, рассматривает проблему с разных сторон, указывает на нынешнее состояние.

Также в основной части подробно описывается исследование, если автор проводит практические эксперимент. Описание должно быть простое и понятное, чтобы читатель мог повторить его и удостовериться в результате. В конце основной части автор описывает результаты исследования.

Заключение

В заключение автор подводит итоги. Он вновь описывает актуальность и новизну своей работы, а также указывает, была ли достигнута цель и решены задачи. Кратко описав полученные результаты, он делает по ним выводы и рассказывает и важности результатов для научного сообщества и их практическом применении.

Список литературы

В списке литературы перечисляются источники информации, которые были использованы при написании статьи. Следует отметить, что в списке обязательно должны быть сочинения ученых, считающихся признанными специалистами в данной области.

Включаются труды, которые являются основополагающими в освещаемой теме. Если используется информация из интернет ресурсов, то перечисляются материалы, размещенные в сборниках, материалах конференций.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Где искать информацию для научных статей

Самые популярные источники научных работ по разным тематикам:

Важно! Использованная литература должна содержать описания новейших разработок по вашей теме. Лучше брать источники на английском языке, чем переведенные на русский, они более актуальные.

Оформление научной статьи

Рекомендуется сначала выбрать журнал, куда вы хотите публиковать статью, а потом уже писать работу, потому что у разных издания свои требования к оформлению.

Например, некоторые их них требуют, чтобы картинки были вставлены в текст статьи, а другие просят присылать их отдельно. Существует разница и по объему статьи.

Не все журналы требуют рецензию к статье. Но те, кто требуют рецензию от независимого рецензента, просят, что ее прислали в оригинале письмом, а не копию по электронной почте. Обычно такое требование у журналов ВАК, так как ВАК может в любой момент потребовать оригинал рецензии.

Начинающим авторам рекомендуется почитать статьи, ранее опубликованные в выбранном журнале, чтобы понять стиль написания, неочевидные нюансы в оформлении.

Ошибки в написании научных статей

Неправильный заголовок статьи. Он может не отражать содержание текста, быть слишком длинным или говорить о том, чего в тексте нет.

Использование ненаучной лексики. Научная статья должна быть написана научным языком. Это требование абсолютно всех научных журналов. Это значит, что вводные фразы и термины приветствуются, а эмоциональность повествования и сленг — нет.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Отсутствие логики. Информация должна излагаться в строго логике — от общего к частному.

Отсутствие доказательств. В научных статья каждое суждение автора должно сопровождаться 1-2 доказательствами.

Отсутствие ссылок при цитировании. Излагая не свои мысли, оставляйте цитату на источник.

Статья не проходит проверку на уникальность. Если текст состоит из компиляции разных работ, то уровень уникальности у него будет низким. У разных журналов свои требования к проценту уникальности. Чтобы повысить уникальность, оформляйте цитаты.

Примеры научных статей

Видео, как написать научную статью

Вывод

Научная статья – это исследование, в котором автор выявляет проблему и делает заключения, согласно выявленных данных. Авторами таких работ являются студенты, магистры или аспиранты. Человек, решивший написать статью должен обладать определенным багажом знаний, уметь видеть проблемы исследуемой темы, знать отношение компетентных авторов к рассматриваемой проблеме.

Работа публикуется в научном журнале или в сборнике статей по итогам студенческой конференции. У разных журналов свои требования к оформлению научной статьи.

Чтобы работа была опубликована, важно соблюдать эти требования, а также сроки сдачи.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.


Для оформления результатов аналитического обзора либо тематических исследований по теме используются научные статьи. Их написанием занимаются не только люди, имеющие ученые степени, но и студенты, магистры, учащиеся старших классов. Согласно требованиям по допуску к защите докторских и кандидатских диссертаций, их автор должен иметь опубликованные научные статьи.

Что такое научная статья

Имея на руках материал, касающийся изучения определенной проблемы, его необходимо грамотно изложить и донести до заинтересованных лиц. Для этого широко применяется научная статья. Ее содержание может варьировать присутствием графического материала либо фото-/видеодополнениями. Каждое умозаключение сопровождается приводимыми аргументами и фактами. Главное, чтобы была понятна цель исследования и выводы, к которым пришел автор.

По способам изучения проблемы работы условно можно разделить на несколько групп:

  • обзор литературы;
  • теоретические;
  • практические.

Выбирая написание обзора, автор анализирует, насколько данная тема изучена и какие перспективные направления в последующем. Научно-теоретические работы анализируют имеющийся материал, представленный в профильных изданиях, формулируют вытекающие из них выводы. Для написания практических научных работ необходимо иметь результаты собственных наблюдений, экспериментов. Часто используемые способы написания перекликаются. Тогда работы могут становиться обзорно-теоретическими либо теоретически-практическими.

Научные работы классифицируются и по целям их проведения. Так, если изложение материала призывает обратить внимание на проблему, это полемическая работа. Ее целью, как правило, является постановка призыв аудитории к обсуждению.

Представление конкретных результатов и обобщений свидетельствует об исследовательской научной работе. Значит, автор провел определенную цепь экспериментов и, получив конкретные результаты, обобщил выводы.

Оформление также предусматривает деление работ на тезисные (объемом менее одной страницы), краткого описания (до 6 страниц), полного изложения (до 12 страниц).

Структура

Правильно оформленная научная статья должна выглядеть соответствующим образом. Так, в ней необходимо присутствие аннотации, введения, основной части, заключения. Написание каждого раздела также регламентируется.

По окончании изложения материала автор указывает перечень используемой литературы, а также приложения, если указание на них они присутствуют в тексте.

Заголовок или название

Готовый к изданию материал должен иметь емкое и четкое название, которое даст представление о содержании статьи. Заголовок не должен содержать сокращений, в конце не ставится точка. ГОСТ Р 7.05-2008 регламентирует его оформление на двух языках (русском и английском). К услугам онлайн-сервисов для формулировки английского названия прибегать не стоит, поскольку дословный перевод часто меняет смысл фразы.

Заголовку определено место по центру рабочей строки вверху страницы. Он должен иметь жирное выделение.

Аннотация

Составление аннотации — серьезный и щепетильный процесс. В 150-300 знаках необходимо изложить краткую суть статьи и перевести ее на английский язык. Прочитав аннотацию, любой человек должен понять, насколько дальнейшее знакомство с содержанием ему интересно. В 2-3 предложениях необходимо поместить информацию о методах исследования и полученных выводах. Образец показывает, что набор осуществляется строчными буквами обычного шрифта. Текст аннотации обязательно выравнивается по длине строки, отступ на абзац не делается.

Ключевые слова

Для быстрого поиска статьи в интернете в нее включаются ключевые слова. С их помощью проводится оценка текста, а также сравнение изложенных материалов с аналогичными статьями. Определяют перечень ключевых слов в зависимости от содержания всего текста, подают перед статьей, набирая строчными буквами обычного шрифта и разделяя точкой с запятой. Требуется также английский перевод этих слов. В случае одинакового написания на двух языках, термин приводится один раз. Когда список готов, его выравнивают по всей длине строки, без оформления абзаца.

Пример показывает, как оформляется перечень ключевых слов.

Ключевые слова

Установленный минимум ключевых слов – 10.

Введение

Чтобы правильно начать научную статью, необходимо лаконично сформулировать введение. В нем – изложение актуальности, цели работы и поставленных задач. Для аргументации актуальности проведенных исследований выделяется 1-2 абзаца. Больший объем разрешается только в полномасштабной работе. Цель и задачи – необязательное требование. Однако во избежание дополнительных вопросов желательно их сформулировать. Автор может также ознакомить аудиторию и читателей с особенностями методологи исследований, особенно, если применялся их новый вариант.

Основная часть

Оформить основную часть научной статьи — значит изложить суть проведенной работы, сделать выводы и сформулировать собственные умозаключения. Последовательность работы над ее содержанием включает:

  • подбор необходимых источников информации;
  • составление собственной программы действий и следование ей;
  • анализ полученных материалов, а также литературы по существу вопроса;
  • выявление и анализ оппозиционных взглядов;
  • мониторинг временных характеристик;
  • систематизация полученных сведений;
  • оптимальное решение насущных вопросов.

Текст получится содержательным и аккуратным, если правильно организовать сам процесс написания статьи. Для этого рекомендуется разбить его на следующие действия:

  1. Группирование используемой информации. Этап занимает порядка 70% рабочего времени. От него зависит качество конечного результата.
  2. Написание черновика. Как показывает практика, после его вычитки, многое хочется поменять. Черновик составляется путем беглого изложения мыслей, минимально обращая внимание на регламент.
  3. Внесение корректив и доведение характеристик материала до установленных стандартов.
  4. Работа над структурой статьи, внесение правок, оформление приложений и прочее.

Заключение

В конце основной части размещается заключение. В нем нужно кратко написать, как, по его мнению, проделанная работа может повлиять на обозначенную проблему. В итоге оценивается степень достижения цели, обращается внимание на качество решения поставленных задач. Сформулированные выводы должны обозначить, насколько важны приведенные результаты.

Список литературы

При подготовке статьи автор непременно использует профильную литературу. Ее характеристики должны быть отражены в последнем разделе работы. Правильный перечень списка литературы оформляется по требованиям ГОСТ 7.0.5-2008. Список используемых изданий выстраивается в алфавитном порядке и имеет сквозную нумерацию.

Когда перечень содержит несколько работ одного автора, они вписываются по порядку своих заглавий.

Особенность списка литературы присутствует при оформлении научных работ на историческую тематику. В таком случае главным является хронологический порядок. Издания одного года располагаются в алфавитном порядке.

Существует еще одно правило расположения используемой литературы – согласно характеристике источника. На первое место ставятся нормативно-правовые акты: международного уровня, законы страны, постановления суда, указы президента и т.д.

За ними — очередь статей из периодики, далее — данные из интернета.

Образец оформления списка литературы

Как написать научную статью студенту

Писать научную статью студент должен с правильной мотивацией.

Для чего

Поводом для написания могут быть следующие обстоятельства:

  • желание оформить результаты проведенных исследований;
  • возможность потренироваться в грамотном и качественном изложении своих мыслей, умении сформулировать свою мысль;
  • желание самореализоваться;
  • сделать первый шаг к научной карьере;
  • заработать бонусы для поступления в аспирантуру, магистратуру;
  • начать работу по завоеванию профильных грантов.

Выбор темы

Выбранная тема должна отвечать современным условиям жизни, быть актуальной. Определиться с такой характеристикой можно, введя выбранную тему в поисковик браузера. По количеству предлагаемых сайтов можно сделать вывод, насколько тема популярна.

Чтобы работа спорилась и в ней присутствовало легкое творчество, тема должна быть автору интересна. А, главное, он должен понимать: для чего нужно ею заниматься.

Согласование с преподавателем

Выбранную тему необходимо согласовать с преподавателем, заручившись его положительным мнением и получив необходимые консультации. С ним можно составить план будущей работы, обсудить предполагаемый объем работ и возможное соавторство. Консультация преподавателя необходима также по вопросу выбора издания для предстоящей публикации.

Где искать информацию

  • в качестве основного источника взять классические научные работы, а не публикации учебного характера;
  • опираться на труды именитых ученых;
  • ознакомиться и использовать выводы из работ, опубликованных за последние 5 лет;
  • в качестве основных взять источники информации, полученные из государственных структур;
  • если в работе предстоит сделать временной анализ, лучше взять как можно больший временной интервал, поскольку именно так полученные сведения выявят закономерности;
  • при статистической обработке материала используемые методы должны быть хорошо понятными и прозрачными – возможно, на докладе придется ответить на вопросы по сути математических расчетов.

Первоначальный отбор материалов осуществляется в Интернете. Если опубликованных там работ недостаточно, автору будущей статьи следует посетить вузовские, областные, научные библиотеки, а также архивы задействованных учреждений. Не исключено письменное оформление запросов в эти организации, чтобы получить официальные данные.

Оформление научной статьи

Правила к оформлению статьи зависят от требований печатного издания. Несмотря на то, что существуют общепринятые установки, конкретные нюансы могут отличаться. Если особых указаний нет, то руководствоваться следует такими ориентирами:

Титульный лист в научной работе может быть обязательным, а может — нет. Часто он не требуется, поскольку все данные об авторе, его научном руководителе, наименовании учебного учреждения, а также указания на e-mail располагаются вначале текста.

Образ оформления статьи

В других научных изданиях титульный лист обязателен.

Образец титульного листа

Выбор научного журнала для публикации

Публикация научной работы может происходить в изданиях Высшей аттестационной комиссии, тематических или периодических сборниках публикаций, журналах, изданиях, приуроченных к симпозиумам, конференциям, научным съездам и т.д.

Магистрантам и студентам реальнее и дешевле опубликовать свою работу в научном издании собственного ВУЗа или интернет-сборнике, выходящем в честь памятных научных дат. Правда, в этом случае может быть значительная очередь среди желающих опубликовать работу. Вторым недостатком является отсутствие печатного издания — работы публикуются на интернет-портале.

Основные ошибки при написании научной статьи

Сотрудники редколлегий, а также лица, ответственные за выход сборника научных работ, публикуют иногда наиболее типичные ошибки. Среди них:

  • нарушенная обязательная структура работы;
  • неполное раскрытие темы;
  • научная статья имеет рекламный характер;
  • в списке используемой литературы указаны устарелые источники;
  • отмечается несоответствие объемов разделов статьи;
  • неполное описание используемых статистических приемов и методов обработки материала;
  • речевые, и грамматические ошибки;
  • низкий уровень уникальности текста;
  • неправильное цитирование классиков.

Таких ошибок можно избежать, если предварительно тщательно проверить работу на специальных онлайн-сервисах, определив ее уникальность, удобочитаемость, стилистический характер и другие характеристики.

Примеры научных статей можно найти здесь, здесь и здесь.

Тем, кто хочет максимально правильно оформить научную статью, но у него не хватает времени это сделать, поможет Феникс.Хелп. Помощь придет оперативно, качественно, аккуратно.

Читайте также: