Пособие где находится звук

Обновлено: 04.07.2024

Представленный дидактический материал применяется во всех возрастных группах и помогает учить детей различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки; определять твердость и мягкость; глухость и звонкость согласных; количество звуков в слове, их характер, выделять ударный слог; соотносить слышимое и произносимое слово со схемой моделью.

Основная функция данного пособия на занятиях по обучению грамоте - способствовать полному усвоению слогового анализа слова наглядно и доходчиво. Рекомендован педагогам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста.

Одной из основных целей обучения грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Уже с четырехлетнего возраста возрастает интерес к звуковому оформлению слова т.е. ребенок способен узнавать на слух звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

В 5-6 лет дети учатся проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике. (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие. Итак - работа над звуковым анализом очень важна, ведь без нее невозможно овладеть чтением.

Дидактическое пособие разработано к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Путешествие в страну звуков и букв" для обучающихся с 4-6 лет.
Ребенок от 3 до 4 лет переживает интенсивное физическое и психическое развитие. Повышается активность малыша, усиливается ее целенаправленность, движения становятся более разнообразными и координированными.

В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Дети в этот период наблюдают за отношениями людей и стараются подражать. Основная деятельность на данном этапе – игра. В игре ребенок проявляет свой уровень осознанности в человеческих взаимоотношениях.

Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 6-7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста показывает, что растет роль коры головного мозга в регуляции поведения ребенка, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, растет ее подвижность. Содержание и формы деятельности становятся разнообразнее и богаче.

У ребенка развиваются внимание, память, подвижные и познавательные способности, систему знаний об окружающей среде и о самом себе. Ребенок учится контролировать свои и чужие действия, придерживаться общих правил игры для всех участников, адекватно реагировать на успех или неудачу.

Пользуется интонацией владеет развитой речью с большим запасом слов Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах. Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его.

Цель и задачи дидактического пособия

Цель: усвоение звукового анализа слова.

Задачи:

  • Закреплять правильное звукопроизношение.
  • Развивать фонематический слух.
  • Формировать умение подбирать слова близкие по звучанию, определять наличие заданного звука в слове.

Описание: дидактическое пособие предназначено для детей 4-7 лет. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста. Задания рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия:

  • вслушивание в слова;
  • сопоставление различных слов;
  • выявление и вычленение в них звуков внутри слова (начало, середина, конец слова);
  • определение разной длительности звучания (т. е. разного количества звуков, слогов);
  • деление слов на слоги двух-трехсложных слов, отчетливо произносить каждую часть слова и самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные;
  • самостоятельный подбор и называние слов с определенными звуками (слогами) и с определенным количеством звуков (слогов).
  1. Найдите на часах самые короткие слова (определение протяженности слова можно использовать с детьми 4-х лет, используя хлопки, шаги)
  2. Укажите стрелками два длинных слова.
  3. Кто догадается, как переделать короткое слово лук в слово более длинное (луковица, лиса - лисичка, часы - часики, кот - котеночек, уж - ужата и т. д.)
  4. Отыщите одно слово короткое (укажите на него маленькой стрелкой, другое длинное (укажите на него длинной стрелкой).
  5. Найдите два слова названия, которых начинаются (заканчиваются; в середине слова) со звука с.
  6. Есть ли на часах слова, в названии которых нет звука а (есть звук а в конце (середине) слова? Направьте на эту картинку большую стрелку.
  7. Найти на часах предмет, состоящий из двух (одного, трех, четырех) слогов и сопоставить количество слогов с количеством квадратов на слоговой схеме.
  8. Найти на часах предмет (ы) названия, которых начинаются на слог ма и т. д. Можно использовать и игры.

Игра "Назови первый звук"

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Назовите три картинки, выделяя первый звук в слове. Подбери соответствующие фишки к данным звукам (зеленая, синяя, красная).

Игра "Назови гласный звук"

Укажи маленькой стрелкой на слово в котором есть звук а и положи соответствующую фишку, а большой - слово в котором есть звук у и т. д. Дети называют слова, выделяя голосом гласный звук. Дети определяют на слух наличие того или иного звука.

Игра "Назови последний звук"

Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове. Укажи маленькой стрелкой на слова в которых последний звук (л, …).

Методические рекомендации по использованию дидактического материала

Прежде, чем приступить к работе с данным дидактическим материалом, необходимо, чтобы младшие дошкольники (4 года) были знакомы с терминами "слово", "звук", с протяженностью слова и делением его на части. Данное пособие можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении.

Необходимые материалы:

  • циферблат - по количеству детей;
  • набор стрелочек-указателей;
  • набор фишек: красная - гласный звук; синяя - согласный твердый звук; зеленая - согласный мягкий звук.

Сергеева Оксана Геннадьевна, педагог дополнительного образования МАУДО "Центра детского творчества" г. Оренбург

t1622060750aa.jpg

закрепление правильного произношения звука РЬ в словах в разных позициях, во фразах;

обогащение словарного запаса;

развитие грамматического строя речи;

развитие психологической базы речи: восприятия, внимания, мышления, регуляции поведения за счёт подчинения правилам игры и условиям заданий.

Возрастная аудитория : дети 5-10 лет, имеющие недостатки произношения звука РЬ.

Ожидаемые результаты

обогатят словарный запас;

научатся согласовывать прилагательные с существительными;

научатся строить предложения с заданными словами.

Описание пособия и рекомендации по его использованию

Пособие состоит из 13 карточек.

Пособие может быть использовано как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.

На материале одной карточки можно построить целое занятие. Лексический материал карточек пособия позволяет формировать грамматический строй речи, развивать фонематические процессы, навыки словообразования. Этому способствуют следующие упражнения:

нет кого? чего?

много кого? чего?

счёт предметов до 5

Содержание заданий

Задание 1 Закономерность

Цель: автоматизация звука РЬ в начале слова (Лист 1), в середине слова (Лист 2), в стечении согласных (Лист 3), в конце слова (Лист 4)

Инструкция для таблиц 1и 2: Назови предметы. Подумай, по какому правилу они повторяются, и продолжи ряд.

Инструкция для таблиц 3и 4: Какие предметы в таблице? Назови предметы в верхней строке. Какой предмет должен быть в пустой клетке? Назови предметы во второй строке. Что должно быть в пустой клетке? Назови предметы в нижней строке. Какой предмет пропущен?

t1622060750ab.jpg

Словарь: рейтузы, ремень, рюкзак; рёва, река; репа, редис, редька; резеда, репейник, рябина

t1622060750ac.jpg

Словарь: перец, огурец; ирис, берёза, сирень; скворец, курица, канарейка; вареники, варенье, сухари.

t1622060750ad.jpg

Словарь: скрипка, трещотка; скрепка, погремушка, бритва; устрица, креветка, треска; ястреб, стриж, стрекоза.

t1622060750ae.jpg

Словарь: глухарь, снегирь; пузырь, янтарь, дверь; библиотекарь, слесарь, вратарь; панцирь, угорь, пескарь.

Задание 2 Игра-бродилка

Цель: автоматизация звука РЬ в середине слова.

Правила игры

Для игры необходим игральный кубик, фишки. Фишками могут служить цветные камушки, крупные пуговицы, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона.

Для поддержания речевой активности детей следует ограничивать количество игроков до 2-3.

Так как цель каждого ребёнка – поскорее добраться до финиша, поэтому задание четко проговаривать в словах звук РЬ воспринимается как обуза, тормозящее движение. В этом случае игра теряет свою коррекционную логопедическую направленность. Логопеду следует требовать, чтобы ребёнок передвигал фишку только после правильного называния картинки. Это требование должно стать частью правил игры.

Со словом-названием предмета, на котором остановилась фишка игрока, можно составить предложение, этот предмет можно посчитать до пяти. Таким образом, правила игры будут зависеть от задачи, которую ставит логопед.

t1622060750af.jpg

Словарь: орехи, ирис, варенье, тарелка, варежки, корень, жеребёнок, мандарин, деревня, крем, курица, табурет, зарядка, берёза, гири, верёвка, арена, дерево.

Цель: автоматизация звука РЬ в разных позициях в слове.

Инструкция Сначала назови предметы в жёлтых фигурах, затем в красных, затем в синих и, наконец, в зелёных.

Сначала назови предметы в круглых фигурах, затем в квадратных, затем в треугольных и, наконец, в многоугольных.

Сначала посмотри на первую группу маленьких фигур, найди эти фигуры и назови предметы, которые находятся в них по порядку (снегирь, фонарь, корень, ремень). Теперь назови предметы, которые находятся в фигурах второй группы (богатырь, вареники, рябчик, букварь). И, наконец, назови предметы, находящиеся в фигурах третьей группы (редька, репейник, зарядка, ящерица).

t1622060750ag.jpg

Цель: определение места звука РЬ в слове.

Инструкция Определи, где находится звук РЬ в слове: в начале, в середине, в конце. Спрячь картинку под соответствующей схемой.

t1622060750ah.jpg

Цель: автоматизация звука РЬ в словосочетаниях; согласование прилагательного с существительным.

Инструкция Назови предметы под цифрой 1. (Резинка, снегирь, варежки) Какие из этих предметов могут быть коричневыми? (Ребёнок: коричневая резинка, коричневые варежки). Аналогично с группами предметов под цифрами 2, 3, 4…

t1622060750ai.jpg

Словарь: 1. Резинка, снегирь, варежки. 2. хризантемы, ремень, репа. 3. Редька, верёвка, берёза. 4. Берет, вепрь, редис. 5. Рюкзак, абрикос, дверь. 6. Жеребёнок, пузырь, табурет. 7. Перец, мандарин, веретено.

Цель: автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

1. закрепление правильного произношения звука Рь в словах в разных позициях, во фразах;

2. развитие мыслительных действий, умения производить обобщения на основе существенных признаков предметов;

3. закрепление обобщающих слов;

4. обогащение предметного словаря

5. формирование умения строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что ;

6. развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Логопед: Назови предметы, которые находятся в левом верхнем прямоугольнике, чётко произноси звук РЬ в словах.

Ребёнок: грейпфрут, абрикос, мандарин, орехи.

Логопед: три предмета можно объединить в группу, они чем-то похожи, а один предмет не подходит, он лишний. Какой предмет лишний?

Ребёнок: лишние орехи, потому что грейпфрут, абрикос, мандарин – это фрукты, а орехи не фрукт.

Аналогично ребёнок называет предметы и исключает лишний предмет в правом нижнем, в левом нижнем, в правом верхнем прямоугольниках.

t1622060750aj.jpg

Словарь: снегирь, скворец, курица, рябчик; грейпфрут, абрикос, мандарин, орехи; пескарь, креветка, ряпушка, треска; редис, перец, грибы, репа.

t1622060750ak.jpg

Словарь: берет, рейтузы, брюки, варежки; море, река, озеро, берег; ирис, резеда, рябина, репейник; трапеция, треугольник, прямоугольник, круг.

t1622060750al.jpg

Словарь: кастрюля, тарелка, аквариум, поварёшка; скрипач, дрессировщик, дирижёр, гитарист; пряник, фрикадельки, сухари, гренки; кресло, трюмо, табурет, стремянка.

Задание 6 Аналогии.

Цель: автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

Инструкция Рассмотри и назови все картинки. Найди подходящие друг другу предметы и соедини их линией. Какая пара у тебя получилась? Составь с этими словами предложение.

t1622060750am.jpg

Возможные пары слов: дерево-корень, скворечник-скворец, черешня-варенье, черепаха-панцирь, моряк-фрегат, перец-грядка, рыцарь-крепость.

t1622060750an.jpg

Задание 7 Ребусы

Цель: автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

Инструкция Прочитай слоги. Добавь к каждому слогу название картинки. Какие слова у тебя получились? Составь с каждым словом предложение.

t1622060750ao.jpg

Зашифрованные слова: ряпушка, стрекоза, снегири, трещотка, ирис, зарядка, жеребёнок, букварь.

Цель: автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

Правила игры

Для игры необходим игральный кубик, фишки. Для поддержания речевой активности детей следует ограничивать количество игроков до 2-3.

t1622060750ap.jpg

​​​​​​​

Информационные ресурсы

Жихарева Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 4. Звук РЬ. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2017 г.

Комарова Л. А. Автоматизация звука РЬ в игровых упражнениях. – М.: Изд-во ГНОМ, 2018 г.

Ребенку просто нужно помочь развить фонематический слух, то есть умение различать все звуки родного языка. Сделать это можете вы сами в домашних условиях, регулярно предлагая малышу развивающие игры и упражнения.

О том, как развивается фонематический слух у ребенка, а также какие игры помогут маме в этом деле, нам рассказали учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Айнур Мирзоева и Ирина Конивец.

Как ребенок воспринимает звуки от рождения до 5 лет

Первый год жизни. С самого рождения малыш реагирует на звуковые раздражения. Это проявляется во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. На второй неделе звуковые раздражения вызывают у младенца задержку общих движений, прекращение крика. Все эти реакции являются врожденными рефлексами.

С третьей недели ребенок начинает фокусироваться на резких звуках, а в двухмесячном возрасте прислушивается к более тихим шумам.

В три месяца ищет взглядом источник шума, реагируя на него улыбкой, оживляясь. Также в этом возрасте ребенок с удовольствием слушает музыку, а в четыре месяца начинает подражать звукам. К шести месяцам кроха может различить свое имя.

К концу первого года жизни малыш может впервые использовать слова для общения.

Второй год жизни. На втором году происходит бурное развитие фонематического слуха. В этом возрасте ребенок умеет определять на слух неверно произнесенный звук в речи взрослого, однако собственное произношение пока не контролирует. Это связано с тем, что активное развитие фонематического слуха постоянно опережает артикуляционные возможности дошкольника.

Третий год жизни. В этот период ребенок способен самостоятельно определить неверно произнесенный звук в собственной речи. К началу третьего года фонематический слух у него достаточно сформирован. Если этого не произошло, то малыш будет испытывать трудности при овладении правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни происходит совершенствование фонематического слуха. Дошкольник учится различать сходные фонемы на слух (в-ф, б-п, д-т, с-з и т.д.). Именно этот навык поможет ему в будущем разделять слова на звуки и, наоборот, соединять звуки в слова. Это называется звуковым анализом и синтезом.

Пятый год жизни отмечается активным формированием звукового анализа — умением определять последовательность и количество звуков в слове.

От этого напрямую зависит успешное освоение чтения и письма.

Итак, сформированный фонематический слух позволяет ребенку:

1. правильно произносить звуки;

2. четко произносить слова;

3. владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

4. успешно освоить письмо и чтение.

Как правильно развивать фонематический слух

На первом этапе важно сфокусироваться на восприятии неречевых звуков: учить распознавать звуки природы, голоса животных, птиц, бытовые и музыкальные шумы.

Различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

На втором этапе развиваем восприятие речевых звуков.

Предлагаем игры и упражнения, которые можно использовать дома для развития фонематического слуха своих детей.

Разложите перед малышом несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Предложите послушать и запомнить звучание каждого предмета.

Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается), определить, что звучит.

Количество звучащих игрушек увеличивайте постепенно, с трех до пяти.

Делайте это упражнение, пока малыш будет стойко различать громкие и контрастные звуки.

Предложите ребенку плотно закрыть глаза или повернуться к вам спиной. Потом спрячьте какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору и т.д.) и попросите найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан.

Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Можно варьировать звуки, направляющие поиски — звенеть в колокольчик, хлопать в ладоши и т. п.

В одинаковые металлические баночки из-под леденцов поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Сначала предложите вашему дошкольнику внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, попросите ребенка отгадать, что находится в каждой из них.

Так как звуковые различия незначительны, начните с трех коробочек. Медленно увеличивайте их число при постоянном сравнении акустических восприятий.

Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например, такой: 2 удара – пауза – 3 удара. Ребенок его повторяет.

Цель: научить ребенка находить картинку, название которой содержит определенный звук.

Игровой материал: картинки, известные ребенку.

Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п] папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить, что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были показаны.

Цель: научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить психические процессы

Игровой материал: не требуется.

Перед началом ребенку нужно объяснить, что слово можно делить на 3 части: начало, середину и конец, и звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т. е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

Прежде, чем учить ребенка определять место звука в слове, нужно научить малыша выделять нужный звук среди других.

Цель: Развитие ФС.

Задачи: Продолжать знакомить со звуком [ж].

Закреплять навыки правильного употребления в речи слов со звуком [ж].

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем играть со звуком [ж]. Давайте все вместе произнесем звук [ж].

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе. (живот).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын. (жираф).

Воспитатель: Молодцы! Давайте теперь вспомним слова, которые вы отгадывали.

Дети: Жираф, живот.

Воспитатель: На какой звук начинаются эти слова?

Воспитатель: Теперь вспомним, звук [ж] гласный или согласный?

Воспитатель: Звук [ж] твердый или мягкий?

Воспитатель: Кто скажет, звук [ж] звонкий или глухой?

Дети: Звук [ж] – звонкий

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Познакомить детей со звуком [Р,].

Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р,]

Вначале воспитатель вместе с детьми произносит звук [Р,] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий.

Воспитатель произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом.

ФОНА. [Рь]
СНЕГИ. [Рь]
ЯНТА. [Рь]
БУКВА. [Рь]
СЛОВА. [Рь]
ГЛАВА. [Рь]

ЯКО. [Рь]
УГО. [Рь]
РЫЦА. [Рь]
ЛОДЫ. [Рь]
КОЗЫ. [Рь]
ЛАГЕ. [Рь]

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навык четкого произношения звука [л] в словах.

Учить определять позицию звука в словах.

Закрепить навыки деления слова на слоги.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, в названии которых слышится [л].

Воспитатель: Сейчас я буду произносить слова без последнего звука. Вы должны добавлять к ним последний звук [л] и произносить слова целиком. Словарный материал:

Повторение с детьми характеристики звука [л]. Звук [л] – согласный, твердый, звонкий.

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Познакомить детей со звуком [ч].

Учить детей путем замены одного звука образовывать новые слова.

Уточнить лексическое значение слов: ткач, кулик, кулич, галка, грамм.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем со звуком [ч].

- Давайте вспомним, какой звук [ч] - гласный или согласный? (отвечает один ребенок), звонкий или глухой? (отвечает один ребенок), твердый или мягкий? (отвечает один ребенок).

- Ребята, запомните все, что звук [ч] – всегда мягкий. У него нет старшего брата.

- Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый или последний звук на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. (Спрашивать детей не хором, а по одному).

В Р А Г – В Р А Ч

Т К А Н Ь – Т К А Ч

Г Р А М М – Г Р А Ч

М А С Т Ь – Ч А С Т Ь

К Л Ю В – К Л Ю Ч

К У Л И К – К У Л И Ч

К А Ш А – Ч А Ш А

Г А Й К А – Ч А Й К А

Х У Д О – Ч У Д О

- Дети, скажите, вы знаете значение всех этих слов? Кто скажет, что такое ткач, кулик, кулич, масть (если детям незнакомо значение того или иного слова, то необходимо им его объяснить).

Лексическое значение слов:

Грамм - мера веса веществ.

Кулич - сдобное изделие, которое готовят на Пасху.

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’].

Следить за четким произношением звука [л ’].

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?

Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].

Воспитатель: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах?

Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закреплять навыки правильного произношения звука [щ].

Воспитатель: Кит, а получится?

Воспитатель: Молодцы, ребята. А кто теперь скажет мне, с каким мы играли сегодня звуком?

Дети: Со звуком [щ].

Цель: Развитие фонематического слуха, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением с добавлением звука [ц].

Задачи: Учить детей добавлять звук [ц] в новые слова.

Оборудование: Картинный материал (дерево, блюдо, зеркало, болото).

Дети с воспитателем рассматривают картинки.

Воспитатель: Ребята, я сейчас буду называть предмет, и показывать их на картинке.

- А вы будете называть этот предмет ласково, так что бы в новых словах был звук [ц].

Воспитатель хвалит детей и предлагает им повторить все слова.

Воспитатель: А теперь назовите одинаковый звук, который встречается во всех ласковых словах.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Цель: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность.

Игровой материал: не требуется.

Цель: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.

Игровой материал: мяч.

Цель: научить ребенка выделять среди других заданный звук, развить фонематический слух, память, внимание.

Игровой материал: не требуется.

Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый предлагает ребенку выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д.

Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, и т. д.

Слова: сон, аист, автор, дорога, соль,

Цель: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание.

Игровой материал: не требуется.

Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен

быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.

Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т. д.

Цель: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке.

Игровой материал: детское лото.

Игру лучше проводить с группой детей из 4 – 5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

Цель: научить ребенка выделить последний звук в слове, развить память, внимание, обогатить словарный запас.

Игровой материал: не требуется.

Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией последний звук. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова.

Например: сон — звук [н], ложка — звук [а], стол — звук [л], молоко — звук [о] и т. д.

Цель: развить фонематический слух, научить отличать начальный звук слова от других звуков и соотносить его с таким же звуком в других словах, обогатить словарный запас ребенка.

Лучше играть с ребенком после того, как он научится определять начальный звук в слове. Взрослый показывает картинки с предметами и предлагает назвать звук, с которого начинается то или иное слово. А затем просит его называть еще 2—3 слова, которые начинаются с этого звука.

Цель: научить ребенка слышать первый и последний звук в словах, развить слуховое внимание, закрепить правильное произношение.

Игровой материал: предметные картинки, в названиях которых есть определенный звук.

Игровой материал: детские музыкальные инструменты.

В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки

они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р].

Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р].

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р] . Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л] .

Воспитатель: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку.


С этим термином сталкиваются родители детей, у которых возникли проблемы с речью. Обычно о нем говорят логопеды, так как развитие фонематического слуха — это первая ступень формирования речи.

Без родного языка невозможно изучение иностранного. Ведь для понимания речи нужно правильно услышать звуки и слоги, понять и произнести их, а также — определить, правильно ли ты произнес.

Как формируется фонематический слух

Когда младенец начинает слышать звуки, для него они как красивая песня, если это голос мамы и близких. Со временем ребенок начинает различать фразы, понимать их смысл и пытаться воспроизводить. И только после этого он начинает слышать и различать отдельные слова.

Если в раннем возрасте у ребенка есть возможность ходить и бегать — у него будут сильные ноги; если он рассматривает много ярких книжек с картинками — научится видеть разные цвета и формы; если ребенок слышит много слов, звуков и музыки — разовьется слух.

Как правило, звуковым пространством малышу служат мамины сказки и музыкальные занятия в детском саду. Однако не всем детям этого достаточно. Как и любой другой навык, умение слышать нужно развивать.

Именно поэтому в моей практике дети, которые посещают музыкальную школу, имеют прекрасный фонематический слух, а следовательно — имеют меньше сложностей при знакомстве с иностранным языком. Они легче усваивают особенности произношения и запоминают новые слова, потому что они их хорошо слышат и могут повторить.

Но даже если ребенок не ходит в музыкальную школу, научите его слышать и различать разные звуки. Другими словами, помогите ему развить фонематический слух. Как это сделать?

Очень полезно обратиться к логопедам или прочитать их рекомендации. Существует много материалов, созданных для родителей, в которых есть интересные и полезные упражнения. Однако, как правило, логопеды начинают работать с детьми, которые уже имеют нарушения речи, в возрасте пяти лет и старше. Фонематический слух же можно и нужно начать развивать раньше.

Шаг первый: что делать в раннем возрасте

В возрасте двух-трех лет начните с простых упражнений для развития слуха. Это поможет ему сформировать правильную родную речь.

1. Прослушивание музыки

Выбирайте музыку, которая имеет четкую мелодию. Идеально подойдут детские песенки, а также очень многие классические произведения. Не выбирайте музыку, имеющую большое количество низких звуков. Обилие басов со временем травмирует очень чувствительную барабанную перепонку ребенка и приведет к снижению слуха. По этой же причине важно включать записи тише, чем для взрослого.

Обязательно слушайте вместе. Хлопайте или танцуйте в ритм, чтобы ребенок научился слышать музыку отдельными ритмическими фразами. Пойте, и через какое-то время он захочет вам подпевать, что улучшит произношение малыша.

2. Игры с шумными игрушками

Честно признаюсь, сама я не очень люблю такие игрушки, но для развития ребенка они очень важны. Бубны, барабаны, колокольчики, маракасы, ксилофоны и металлофоны, свистки и дудочки введут дошкольника в мир звуков, научат выделять их из окружающего звукового пространства.

Надуваем мыльные пузыри. На этом этапе нежелательно использовать приспособления, помогающие запускать сразу много пузырей. Пусть ребенок сначала научится их надувать.

3. Звуковые игры

Второй вариант — это игра с детским разноцветным металлофоном или ксилофоном. Мы также просим ребенка закрыть глаза и ударяем молоточком по одной из разноцветных клавиш. Малышу нужно угадать, клавиша какого цвета прозвучала.

Шаг второй: что делать, когда родная речь сформирована в возрасте 5-6 лет

На этом этапе мы играем не со всеми звуками, а с теми, которые слышим в потоке речи. Здесь помогут речевые игры, которые предлагают логопеды.

Начинать нужно с гласных звуков под ударением. Из моего опыта, вначале дети очень много ошибаются, но со временем точно определяют их в словах.

Для разнообразия поменяйте хлопки на любую другую активность, интересную ребенку: прыжки или повороты.

уМонили миФку на поР,

оторМали миФке Дапу,

всё Давно его не Мрошу,

потому что он Бороший.

Эта игра встречается во многих пособиях, но подходить к ней нужно после того, как ребенок успешно справился с более простыми упражнениями и научился определять звуки в слове. Он теперь должен определить, где находится звук: в начале, середине или конце.

Веселые и простые игры очень нравятся детям и помогают в развитии фонематического слуха. Научившись слышать звуки в потоке речи родного языка, дети без особого труда распознают произношение иностранной речи. Развитый фонематический слух позволяет ребенку освоить иностранную речь и сформировать правильное произношение на иностранном языке.

Вам может быть интересно:

Читайте также: