Поручение клиента банку на передачу информации акц что это

Обновлено: 13.05.2024

Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.

В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.

Какие операции подлежат обязательному контролю?

Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):

Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.

Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации. Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений — подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

К общим признакам необычного характера сделки, в частности, относятся:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
  • отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия отмыванию денежных средств / финансированию терроризма;
  • излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам;
  • наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента);
  • внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
  • сложности, возникающие у кредитной организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;
  • совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента);
  • совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить и др.

Для отдельных типов операций (например, операций в наличной форме, операций по кредитам/займам, при международных расчетах, расчетах по банковским картам) существует ряд специальных признаков, свидетельствующих о возможной легализации преступных доходов.

В данном случае банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности ваших операций.

Замораживание (блокирование) средств – это уже экстраординарная ситуация, связанная с применением ключевых положений Закона № 115-ФЗ. Оно заключается в запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Банк обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.

Чем руководствуются банки?

Банк не имеет целью доказать факт отмывания денежных средств своими клиентами. Однако банки связаны большим количеством требований закона и банковского регулятора. В частности, на банки возложена функция по осуществлению контроля на основе оценки уровня риска клиентов, в том числе по выявлению операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание денег или финансирование терроризма, информированию Росфинмониторинга об этих операциях, применению мер по их пресечению.

В реальности же нередки случаи, когда банки своими собственными действиями (без решения суда и вне рамок деятельности правоохранительных или налоговых органов) могут легко парализовать бизнес (особенно малый), который, в отсутствие возможности расчетов с контрагентами, часто вообще прекращает свое существование. Именно к таким последствиям подчас приводит существующее регулирование в сфере банковской деятельности и ПОД/ФТ и формальный подход к его исполнению.

В этой связи очевидна необходимость внесения изменений в соответствующие законы и акты ЦБ РФ, которые обеспечили бы баланс между соблюдением интересов клиентов и требований противолегализационного законодательства, ограничивали бы дискрецию банков при решении вопроса об отказе в проведении операций либо об отказе в обслуживании, ускоряли бы процедуру обжалования таких решений и т.п. Несмотря на имеющиеся поручения Правительству РФ подготовить поправки в законодательство, призванные исключить необоснованные отказы в операциях и блокировки счетов, данный вопрос по-прежнему не решен.

Что может сделать банк при выявлении признаков сомнительных операций?

Градация ограничительных мер, которые может применить банк, руководствуясь Законом № 115-ФЗ и внутренними правилами банка, выглядит следующим образом:

  1. ограничение использования ДБО или расчетов по картам;
  2. приостановление операции (то есть невыполнение банком распоряжения клиента продолжительностью до 5 рабочих дней);
  3. отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении конкретной операции (пункт 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  4. (для потенциальных клиентов) отказ от заключения договора банковского счета (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  5. блокирование (замораживание) денежных средств (то есть запрет на операции по счету, предусмотренный Законом № 115-ФЗ).

Прежде всего, банк может запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения бизнеса и т.д.), использовать иные источники информации. Если ранее предоставленная информация оказалась недостаточной, банк вправе запрашивать дополнительную информацию.

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Кроме того, банк может пригласить клиента на рабочую встречу для получения устных объяснений.

По результатам анализа полученной информации банк может:

Если банк присвоил конкретному клиенту повышенный уровень риска, банк вправе:

  • ограничивать (лимитировать) для такого клиента использование интернет-банка (ДБО) и использование банковских карт;
  • проводить в отношении такого клиента усиленный финансовый мониторинг, в том числе запрашивать документы и информацию по каждой проводимой операции.

Что касается ограничения использования ДБО, оно может быть не связано с решением банка по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ (признание операций клиентов подозрительными/сомнительными). Формально отключение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой лишь ограничение способа совершения операций, что конечно не умаляет его негативного эффекта.

При этом, банки часто применяют ограничения использования ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и/или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений, в частности, отличий таких ограничений от отказа в совершении операции. К сожалению, такие меры воздействия на сегодняшний день носят системный характер, что признает и сам ЦБ РФ (см. Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).

Получив информацию о причинах отказа, клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для отказа в проведении операции. Банк, рассмотрев такие документы/сведения не позднее 10 рабочих дней, обязан сообщить клиенту либо об устранении оснований для отказа либо о невозможности их устранения.

Как осуществляется реабилитация клиента?

К заявлению в МВК следует приложить:

После получения банком решения МВК об отсутствии оснований для отказа в проведении операции банк, в случае обращения заявителя, не вправе отказать заявителю в проведении операции. В то же время, решение МВК по одному случаю отказа в проведении операции не будет распространяться на другие случаи, возникшие у того же клиента, по каждому из которых потребуется отдельное разбирательство.

Общие рекомендации

Чтобы минимизировать риск отказа в проведении операции или блокировки счета рекомендуется:

С вероятностью 66% ваши персональные данные окажутся в открытом доступе или будут продаваться на черном рынке. Если банк незаконно передал информацию о вас другому лицу, вы вправе обратиться в суд или попросить об этом Роскомнадзор

Из банков утекают данные клиентов

За январь – сентябрь 2020 г. в России утекло 96,5 млн записей персональных данных и платежной информации. 4 февраля 2021 г. об этом сообщила первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова на конференции, посвященной формированию единой цифровой среды доверия в обществе.

Давайте-ка посчитаем вместе: население России составляет 146,8 млн человек. Если на каждого человека приходится по одной записи персональных данных, то 96,5 млн записей – это примерно 66% от их общего объема. При грубом подсчете именно с такой вероятностью сведения о нас окажутся в открытом доступе.

Чаще утечки информации обнаруживают в госсекторе, IT-индустрии и сфере финансов. Особенно большой резонанс вызвала утечка персональных данных клиентов Сбербанка летом 2019 г., когда на черном рынке оказалась база данных с информацией о владельцах 60 млн кредитных карт.

В статье речь пойдет о наших правах и возможностях их защитить в отношениях с банками.

Как банки используют персональные данные и как клиенты на это соглашаются?

Банк является оператором персональных данных, которые он собирает и обрабатывает для выполнения своих функций. Под обработкой данных подразумевается целый набор действий: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и т.д.

Такая работа с личной информацией клиентов возможна только с их письменного согласия. Но обычно человек не обращает внимания на то, когда и в каком объеме он разрешает обрабатывать свои персональные данные. Согласие может быть дано при посещении офиса в бумажном документе или через Интернет во время заполнения формы на сайте и даже просмотра информации на нем.

Например, Сбербанк разместил на своем сайте такую информацию для пользователей:

Чтобы узнать, какие полномочия предоставлены кредитной организации, можно обратиться с письменным запросом в отделение банка или найти образец согласия на обработку персональных данных на его сайте.

Что будет с персональными данными, когда отношения с банком прекратятся?

Закрытие счета или погашение кредита не означает автоматического уничтожения персональных данных. Для этого необходимо подать заявление об их отзыве или уничтожении. Чтобы быть уверенным в том, что их у банка не осталось, можно запросить акт о прекращении обработки данных или выписку из журнала учета уничтожения персональных данных.

На сайте Роскомнадзора подробно расписано, как уничтожаются личные данные клиентов:

Суды придерживаются такой же позиции. Один из примеров: гражданин обратился с требованием о прекращении правоотношений с банком и направлении ему акта об уничтожении сведений, содержащих персональные данные. В заявленных требованиях суд отказал, поскольку банк должен хранить персональные данные клиентов в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений, а также в предусмотренных законом случаях предоставлять информацию и документы уполномоченному органу по его запросу 1 .

Может ли банк передать персональные данные клиентов другим организациям?

С кредитной организацией трудно будет договориться о корректировке таких формулировок. Как уже было сказано, в случае несогласия предоставить персональные данные банк может отказать в оказании услуг. Тем не менее всегда обращайте внимание, на что вы даете свое согласие, особенно при заключении договоров с организациями из других сфер.

Как защитить свои права?

Чтобы не тратить время на изучение законодательства или деньги на оплату работы юристов, с требованием о защите персональных данных можно обратиться в Роскомнадзор. Если нарушения будут обнаружены, то составлять исковое заявление, подавать его в суд и отстаивать ваши интересы будет именно Роскомнадзор, а не вы.

Банк передал вашу личную информацию посторонним лицам, и теперь вы вынуждены отвечать на ежедневные звонки с неизвестных номеров и опасаетесь, что ваши данные попадут в руки мошенников? Если ваши права нарушили – сражайтесь. Закон на вашей стороне

В случае нарушения ваших прав вы можете обратиться в суд с требованием о возмещении морального вреда. Но доказать придется и факт передачи персональных данных, и незаконность такой передачи. Вы вправе также заявить требование о запрете дальнейшего распространения информации и иного нарушения прав. Но, как указано выше, в подобных требованиях суд может отказать, если речь будет идти об обязанности банка хранить данные в течение 5 лет или о предоставлении информации уполномоченным органам.

Суды нередко выносят решения в пользу граждан. Только размеры компенсации морального вреда составляют всего несколько тысяч рублей. Например, в одном из дел, рассмотренных Новосибирским областным судом, передача информации о клиенте банком коллекторской организации была признана незаконной, но размер компенсации морального вреда составил лишь 5 тыс. руб. 2

Чтобы попробовать увеличить размер компенсации, можно запастись справками о своих физических и нравственных страданиях. Например, подойдут выписки из медицинских документов, подтверждающие осмотры терапевта и невролога, к которым пришлось обращаться с жалобами на головные боли, нарушение сна и иные симптомы, возникшие из-за постоянных звонков коллекторов.

1 Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июня 2019 г. по делу № 33-25479/2019.

2 Определение Новосибирского областного суда от 21 января 2014 г. по делу № 33-383/2014.

Екатерина Гостева

В последние несколько лет при взаимодействии с банками собственники и генеральные директора компаний стали сталкиваться с неожиданными требованиями. Это связано с тем, что банки очень боятся лишиться лицензии, а потому с чрезмерным усердием исполняют закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем ( Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ ).

Краткое описание 115-ФЗ

Согласно статье 7 Закона 115-ФЗ, при идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банк вправе требовать:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • учредительные документы;
  • документы о госрегистрации юрлица или ИП;
  • и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

Например, Положение банка России от 15.10.2015 № 499-П устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов:

  • сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом банк в своих внутренних правилах самостоятельно определяет количество и виды документов, используемых для определения финансового положения клиента;
  • сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. При этом банк в правилах внутреннего контроля может установить и любой другой вид документов для определения деловой репутации клиента.
  • сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента – их перечень не является исчерпывающим.

Помимо идентификации клиента, банки обязаны также фиксировать и проверять все его сделки, которые показались подозрительными. Причем критериев подозрительности с каждым годом становится все больше.

Рассмотрим, с какими требованиями банков сталкивались наши клиенты, и как действовать в каждой конкретной ситуации.

Прикрываясь этим законом, банки могут подвести любое требование под запрос документов по 115-ФЗ и запросить практически любую бумагу. И если документы по требованию не представлены, банк не проводит платежи или же попросту разрывает отношения с компанией или физлицом. Рассмотрим, с какими требованиями банков сталкивались наши клиенты, и как действовать в каждой конкретной ситуации.

Законно ли требование? По действующему законодательству в обязанность банков не входит проверка порядка ведения кассовых операций – этим занимается налоговая служба. Однако требование может быть связано с выполнением обязанностей в соответствии с законом 115-ФЗ. Так, обязательному контролю подлежат операции по снятию наличных денег на сумму 600 000 руб. и более. Но закон не расшифровывает, какие именно подтверждающие документы банк может запросить. Это могут быть авансовые отчеты и любые другие документы.

Что делать? В сложившейся ситуации возможен следующий порядок действий:

Срок предоставления подтверждающих документов в банк

Для некоторых запрашиваемых сведений сроки предоставления прописаны в законе, но по отдельным документам банки самостоятельно устанавливают свои сроки. По мнению Центробанка, адекватным является срок 3-7 дней. Как правило, банки такие сроки и устанавливают.

Банк требует документы, подтверждающие происхождение денег на личных счетах

Ситуация. Банки проявляют интерес к легальности доходов клиентов и включают вопрос об источниках денег в анкеты. Их дают заполнять при открытии счета и обновлении информации о клиенте. Если же клиент не может подтвердить легальность средств, банк вправе заморозить счет на пять рабочих дней, а потом еще на 30 суток (по решению Росфинмониторинга). Также банк может отказать в проведении операции. Два отказа в течение года могут закончиться закрытием счета.

Законно ли требование? Выяснять происхождение денег у клиентов им разрешает закон № 115-ФЗ. И связан интерес банков с окончанием амнистии капиталов. В ее рамках всем предлагалось задекларировать скрытое имущество и доходы. Амнистия закончилась 1 июля 2016 года. И если до ее окончания банки имели право выяснять источники средств, то теперь это их прямая обязанность.

Что делать? Как правило, банки интересуются происхождением денег на личных счетах, если речь идет о крупных суммах (от 1,5 млн рублей). Тем, кто не хочет показывать источник денег, крупные суммы в банк лучше не вносить. Если же деньги уже на счете, стоит подготовить документы и письмо в банк с пояснениями по поводу источников сумм.

Пример документов, подтверждающих происхождение денег по 115-ФЗ

  • договор купли-продажи (недвижимости, автомобиля, земли и др.);
  • справка 2-НДФЛ;
  • справка о получении пособий;
  • договор дарения;
  • свидетельство о получении наследства и др.

Чтобы подтвердить источник происхождения денежных средств, ИП должен предоставить документы, доказывающие его деятельность. Это могут быть:

  • договоры о проведении работ, оказании услуг, поставке и др.;
  • акты выполненных работ;
  • отчеты о выполненных работах;
  • счет за выполненные услуги с указанием, за что производится оплата.

Пояснительное письмо в банк: образцы для физлица и ИП

При малейших подозрениях в нарушении закона 115-ФЗ банк попросит просит предоставить пояснение, разъясняющее экономический смысл операций, а также источники образования у клиента денежных средств.

К сожалению, готового универсального шаблона для письма, которое следует подготовить в ответ на требование банка, не существует. Предлагаем два примерных варианта пояснительной записки – от физлица и ИП, их можно скачать и переделать под себя. Главное – как можно более подробно и своими словами описать ситуацию.

Банк требует документы о сотрудниках и их зарплате

Ситуация. Компания открыла счет в банке, но использовала его только для расчетов с контрагентами. Зарплату сотрудникам выплачивали наличными. После чего банк требует предоставить документы: штатное расписание и зарплатные ведомости. А в качестве основания своего требования сослался на закон № 115-ФЗ.

Законно ли требование? Банк не вправе контролировать снятие наличных на зарплату в рамках закона № 115-ФЗ. Но если компания снимает наличными 600 000 руб. и больше, и это никак не связано с ее деятельностью, то банк заподозрит обналичку, и может запросить сведения о выданной зарплате.

Что делать? Возможны два варианта действий:

  1. Вежливо отказать. В письме на имя управляющего банка написать, что сотрудники не дают согласия на раскрытие своих персональных данных (а без этого компания не вправе раскрывать сведения о зарплате). Также можно добавить, что контроль за расходованием наличных осуществляет ИФНС, а у нее претензий к компании нет.
  2. Предоставление подтверждающих документов банку (если не хотите портить отношения с банком). Но прежде получите письменное согласие работников на передачу персональных данных.

Банк требует пояснения при снятии крупных сумм с корпоративных карт

Ситуация. Если сотрудники компании регулярно снимают крупные суммы наличности с корпоративных карт, банк может потребовать пояснить необходимость данных операций. Речь идет о суммах в размере 50-100 тыс. руб.

Законно ли требование? Банк обязан следить за необычными операциями, которые проводят его клиенты (ст. 7 закона № 115). Если компания стала активно пользоваться корпоративной картой, это может вызвать подозрение у банка. Поэтому лучше ответить на требование.

Что делать? Чтобы избежать проблем с банком, стоит придерживаться нескольких правил. Внутренними правилами по организации надо прописать, на что, сколько и как тратят сотрудники деньги по корпоративным картам. Также стоит установить правила снятия наличных или вовсе его запретить. Также надо следить за тем, чтобы сотрудники отчитывались за потраченные деньги в срок. Это три рабочих дня с момента проведения операции по карте.

Если у банкиров появились вопросы, стоит подготовить пояснения в банк. В них написать, на какие цели работники снимали наличные и почему расход увеличился (например, деньги были нужны на крупную покупку материалов за наличку, на расходы во время командировок и т.д.). К пояснениям можно сразу приложить подтверждающие документы (например, чеки).

Банк запросил документы по контрагентам

Ситуация. Банк запрашивает договора с контрагентами и всегда требует пояснения операциям, которые кажутся подозрительными. Например, если компания проводит нетипичные сделки или вдруг стала заключать договоры с контрагентами из других регионов и др. Если у банка сомнения по конкретной сделке – банк требует договора с контрагентами и другие подтверждающие документы по сделке.

Законно ли требование? Проверять необычные и запутанные сделки банкам разрешает п. 2 статьи 7 Закона 115-ФЗ. При этом банк вправе требовать не только документы, являющиеся формальным основанием для проведения операции по счету, но и документы по всем связанным с ней операциям (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.15 № А82-6897/2014). Отказ в предоставлении сведений, как и ссылка на их конфиденциальность – укрепят банк в его подозрениях (Положение ЦБ РФ от 02.03.12 № 375-П).

Что делать: Если банк запросил документы по контрагентам, лучше не спорить, а выполнить требование и предоставить все бумаги. Во-первых, написать письмо в банк о работе с контрагентами. Причину выбора деловых партнеров из других городов можно пояснить более выгодными условиями поставок и условиями договоров. Во-вторых, надо представить в банк копии документов, которые пояснят причину проводимых платежей. Например, копии договоров с контрагентами в регионах. Они подтвердят реальность операций.

Как правило, банк четко называет в своем требовании список документов, которые желает получить от клиента. Это могут быть копии договора и документов, которые подтверждают исполнение контракта: накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи, сметы, закупочные акты, справки о стоимости работ и др. Их надо подготовить четко по списку и представить в банк.

Еще три распространенных требования банков:

  1. Банк требует копию договора, если компания перечисляет займы или платит проценты по полученным займам
    Требование правомерно. Банк требует договор займа, чтобы убедиться, что компания не тратит деньги на сомнительные операции, а действительно перечисляет проценты или выдает займы.
  2. Банк запрашивает документы, подтверждающие прибыль предпринимателя, который переводит деньги на личный счет
    Такое требование незаконно. Деньги на расчетном или личном счетах принадлежат индивидуальному предпринимателю. И он может переводить средства между счетами без каких-либо ограничений и независимо от того, получил ли он прибыль или убыток.
  3. Банк требует платежку на перечисление НДФЛ вместе с поручениями на зарплату
    Требование банка незаконно по двум причинам. Во-первых, банк не вправе контролировать уплату налогов. Во-вторых, банк принуждает платить налог раньше срока. Ранее, если компания перечисляла зарплату на карты, платить НДФЛ требовалось в тот же день. Сейчас можно перечислить НДФЛ на следующий рабочий день.

Как тут не вспомнить героя из любимого с детства мультика. Печкину тоже хотелось докУментов.

Стандарт обмена данными "1С:Предприятие - Клиент банка"

Система "1С:Предприятие" позволяет подготавливать и учитывать различные платежные документы (согласно Положению ЦБР от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"). Для проведения платежей эти документы предоставляются в банк, а из банка получают выписки проведения платежей и зачисления на расчетный счет организации.

Для передачи платежных документов в банк могут использоваться системы класса "Банк – Клиент". Эти системы обеспечивают ввод информации (платежных документов) в модуль, установленный на рабочем месте бухгалтера (модуль "Клиент банка") и передачу этой информации в банк по телекоммуникационным каналам. Системы "Банк – Клиент" обладают развитыми средствами криптозащиты и имеют механизм электронной подписи. Недостатком таких систем является необходимость повторного ввода платежных документов в модуль "Клиент банка". Это приводит к лишним трудозатратам и может привести к ошибкам. Поэтому становится актуальным использование существующих технологий передачи данных для непосредственной передачи информации прямо из бухгалтерской программы. Фирма "1С" предлагает стандарт обмена данными платежных документов между системами "1С:Предприятие" и модулем "Клиент банка".

Цели и назначение:

Основной целью создания стандарта передачи данных является выработка единых правил обмена информацией, описание структуры и форматов данных.

Стандарт обмена данными между системой "1С:Предприятие" и модулем "Клиент банка" предназначен для разработчиков программного обеспечения систем класса "Банк - Клиент" и разработчиков конфигураций системы программ "1С:Предприятие".

Использование стандарта делает возможным реализовать следующую примерную схему дистанционного финансово-платежного обслуживания:

Термины и определения

Система "1С:Предприятие" - любая произвольная конфигурация системы программ "1С:Предприятие" (далее "1С:Предприятие"), в которой реализовано оформление платежных документов, учет операций по расчетным счетам.

Модуль "Клиент банка" (далее "Клиент банка") - программа, установленная на рабочем месте пользователя. Обеспечивает формирование, контроль, шифрование/дешифрование данных, электронную подпись, обмен данными с "Банком" через систему телекоммуникаций.

Передача данных - передача данных от "1С:Предприятие" в "Клиент банка".

Прием данных - передача данных от "Клиент банка" в "1С:Предприятие".

Перечень видов документов при обмене

  • платежное поручение;
  • заявление на аккредитив;
  • платежное требование;
  • инкассовое поручение;
  • прочие документы движения по расчетному счету (документы выписки).

Модуль обмена данными системы "1С:Предприятие" позволяет запоминать выбор значений основных реквизитов выгрузки (перечни видов документов и расчетных счетов и другие реквизиты), которые используются в следующем сеансе передачи данных.

Подготовка платежных документов

Пользователь "1С:Предприятия" вводит в программу (исправляет, удаляет) платежные документы: поручения, требования и т. д. Предполагается, что состав документов и их полей может отличаться в различных конфигурациях системы "1С:Предприятие".

Передача данных из системы "1С:Предприятие" в модуль "Клиент банка"

Передача данных осуществляется в два этапа.

На первом этапе пользователь подготавливает данные и с помощью модуля обмена данными "1С:Предприятие" формирует текстовый файл.

На втором этапе с помощью "Клиент банка" этот текстовый файл читается и обрабатывается. Результат обработки передается по телекоммуникационным каналам в "Банк".

При инициализации пользователем "1С:Предприятие" модуля выгрузки данных в диалоге указываются:

  • Виды выгружаемых документов. Перечень видов определяется функциональными возможностями "1С:Предприятие" и "Клиент банка".
  • Перечень расчетных счетов, по которым происходит выгрузка платежных документов. Предполагается, что у пользователя может быть несколько расчетных счетов, а выгружаться могут не все (чтобы уменьшить объем передаваемой информации при повторной выгрузке, чтобы передавать документы по разным счетам в разные банки и т. д.).
  • Период выгрузки платежных документов. В этом интервале дат будут выгружены все платежные документы указанных видов по указанным расчетным счетам. Период выгрузки выбирается таким образом, чтобы были выгружены все документы, введенные (измененные) после предыдущей выгрузки данных. Если период охватывает ранее выгруженные документы, - это не считается ошибкой.

Результатом выгрузки данных является текстовый файл. В нем хранится следующая информация:

  • Служебная информация: сведения о формате файла, о времени его создания и т. д.
  • Период, за который выгружались документы.
  • Перечень расчетных счетов, по которым выгружены платежные документы.
  • Перечень видов выгруженных документов.
  • Информация о платежных документах.

В Клиент банка" пользователем инициируется загрузка данных из созданного с помощью "1С:Предприятие" текстового файла. При этом:

  • Если документ данного вида не может обрабатываться "Клиент банком" (в силу функциональных возможностей), процедура загрузки информирует об этом пользователя.
  • Если загружаемый документ уже присутствует в "Клиент банке" и не отличается по содержанию, он не обрабатывается.
  • Если загружаемый документ уже присутствует в "Клиент банка", но отличается по содержанию, он считается исправленным; если документ (в соответствии с логикой модуля "Клиент банка") может быть изменен (еще не подписан, не передан в банк и т. д.), он перезаписывается в базе данных
  • Если загружаемый документ отсутствует в базе данных модуля "Клиент банка" - он считается новым; если документ (в соответствии с логикой модуля "Клиент банка") может быть передан в "Банк" (не просрочен и т. д.) - он заносится в базу данных.
  • Во всех остальных ситуациях (например, загружаемый документ уже присутствует в "Клиент банке" и отличается по содержанию, но уже передан в "Банк" и проведен) считается, что документ не может быть обработан, и процедура загрузки информирует об этом пользователя
  • Все существующие в "Клиент банке" (на момент загрузки), но отсутствующие в файле обмена (отсутствующие в "1С:Предприятие") документы указанных видов по указанным расчетным счетам в интервале обмена считаются удаленными из "1С:Предприятие". При этом:
  • Если документ (в соответствии с логикой "Клиент банка") может быть удален (еще не подписан, не предан в банк и т. д.), он удаляется из базы данных
  • В других случаях, если документ не может быть удален, процедура загрузки информирует об этом пользователя.

Таким образом, происходит синхронизация данных в "Клиент банке" по данным "1С:Предприятия".

В "Клиент банка" выполняется вся необходимая работа по подготовке и отправке документов в "Банк" и получении оттуда информации (результатов обработки переданных документов, выписки по счетам и т. д.).

Прием данных в систему "1С:Предприятие" из модуля "Клиент банка"

Прием данных также осуществляется в два этапа.

На первом этапе пользователем инициируется прием данных из "Банка" и формирование текстового файла.

На втором этапе с помощью модуля обмена данными "1С:Предприятие" этот текстовый файл читается и обрабатывается.

В "Клиент банке" пользователем инициируется выгрузка данных - операций по расчетному счету в текстовый файл установленного формата. При этом:

  • Пользователь указывает перечень расчетных счетов, по которым происходит выгрузка операций. Предполагается, что у пользователя может быть несколько расчетных счетов, а выгружаться могут не все (чтобы уменьшить объем передаваемой информации при повторной выгрузке, чтобы передавать документы по разным счетам в разные банки и т. д.).
  • Пользователь указывает период выгрузки операций. В этом интервале дат будут выгружены все операции по указанным расчетным счетам. Период выгрузки выбирается таким образом, чтобы были выгружены все данные (измененные) после предыдущей выгрузки. Если период охватывает ранее выгруженные операции, это не считается ошибкой.

В результате выгрузки данных создается текстовый файл. В нем хранится следующая информация:

  • Служебная информация: сведения о формате файла, о времени его создания и т. д.
  • Перечень расчетных счетов, по которым выгружены операции.
  • Период, за который выгружались операции.
  • Остатки и обороты по счетам.
  • Содержание полей каждого документа, дата его проведения по расчетному счету.

В "1С:Предприятии" пользователем инициируется загрузка данных из текстового файла. При этом:

  • Если загружаемый документ уже присутствует в "1С:Предприятии" и не отличается по содержанию, он не обрабатывается.
  • Если загружаемый документ уже присутствует в "1С:Предприятии", но отличается по содержанию, он считается исправленным; процедура загрузки информирует об этом пользователя и предлагает ему изменить существующий документ.
  • Если загружаемый документ отсутствует в "1С:Предприятие", он считается новым и заносится в базу данных.
  • Все существующие в "1С:Предприятии" (на момент загрузки), но отсутствующие в файле обмена (отсутствующие в "Клиент банке") по указанным расчетным счетам в интервале обмена считаются удаленными из "Клиент банка" - они удаляются из базы данных.

Таким образом, происходит синхронизация данных в "1С:Предприятии" по данным "Клиент банка".

Соглашения об обмене информацией

Имена файлов настраиваются в процедурах выгрузки и загрузки. По умолчанию используется:

  • при передаче - 1c_to_kl.txt;
  • при приеме - kl_to_1c.txt.

Формат файла - текстовый.

Кодировка ( DOS, Windows, UTF ) настраивается в процедурах выгрузки.

Порядок следования строк/секций файла:

  • В первой строке файла должна содержаться специальная последовательность символов - внутренний признак файла обмена данными между "1С:Предприятием" и "Клиент банком".
  • Далее следуют строки, содержащие необходимую служебную информацию.
  • Далее следуют строки, содержащие условия отбора документов (интервал дат, расчетные счета, виды документов).
  • Далее (только при приеме данных из "Клиент банка" в "1С:Предприятие") следуют секции, содержащие остатки и обороты по расчетным счетам. Порядок следования секций остатков по расчетным счетам - произвольный.
  • Внутри каждой секции следуют строки, содержащие необходимую информацию о расчетном счете. Порядок следования строк внутри секции - произвольный.
  • Далее следуют секции, содержащие информацию о документах. Порядок следования секций - произвольный.
  • Внутри каждой секции следуют строки, содержащие необходимую информацию о документе. Порядок следования строк внутри секции - произвольный.
  • Каждая секция начинается и заканчивается строкой предопределенного вида.

Строка (как строка секции, так и служебная строка) состоит из двух полей (частей):

  • Первое поле - ИдентификаторРеквизита - описывает, какой реквизит записан в данной строке.
  • Второе поле - ЗначениеРеквизита содержит его значение.
  • Поля разделяются знаком " 1С:Предприятия" в "Клиент банка" это обязательное правило.

Читайте также: