Попала в яму на дороге как возместить убытки

Обновлено: 17.06.2024

Важно не отчаиваться и добиваться справедливости во всех инстанциях. Тем более не бояться идти в суд - процесс этот небыстрый, но как показывает практика, вполне рабочий. Ведь если так и продолжать ничего не делать, попадать в ямы и ремонтировать автомобиль из собственного кармана, вокруг ничего не изменится.

С приходом весны автомобилистов всей страны ожидают неприятные дорожные сюрпризы. Речь идет, к сожалению, о привычных российскому сердцу ямах и ухабах.
Один из вопросов, который мучает водителей – почему по весне трассы выглядят так, будто кто-то решил вспахать асфальт, а заделанные осенью ямы снова "радуют" своим присутствием?

Эксперты-дорожники каждый год объясняют одно и то же.

Во-первых, важный фактор данного явления – климатические условия. Больше всего дорожное полотно разрушают частые переходы температуры через ноль градусов. Так что, если зима была не сильно морозной, а столбик термометра часто поднимался к нулю, определенно стоит ждать неприятностей.
Во-вторых, немаловажна загруженность магистралей. Чем больше автомобилей курсируют по улицам, тем больше вероятность получить весной стиральную доску вместо дороги.
Третий пункт, а он, наверное, и самый интересный - это как раз технология и качество строительства и ремонта российских дорог. И тут речь идет больше не о качестве материалов, а скорее о специфике работы российских дорожных служб, халтурное исполнение которой заставляет раз от раза возвращаться к одним и тем же ямам.

За дорожные ухабы все хором ругают и государственные департаменты ЖКХ, и ГИБДД, и ОАТИ, и местные власти. Происходит это потому, что люди просто не знают, кто конкретно виноват. Здесь важно помнить, что по закону полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и фирм, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам.

Куда жаловаться на дорожные ямы?

На федеральной трассе:
"Горячая линия" Росавтодора
(495) 687-14-67

Средний срок устранения: 1-3 суток в городе, 5-10 суток на трассе.

Собственно, эти структуры обязаны обозначать места проведения работ и повреждения дорожного полотна – на покрытии выставляются дорожные знаки и заграждения с предупредительными сигнальными огнями.
Интересно, что в России есть четкие параметры допустимых размеров для дорожных ям. По ГОСТу 50597 - 93 г., это: длина - 15 см, ширина - 60 см, глубина - 5 см.

Получить компенсацию можно только, если выбоина хоть немного превышает любой из параметров.

"Необходимо менять систему работы дорожников, а именно прописать в контрактах на строительство и ремонт показатели качества, гарантию и сроки службы, а также четко определить, что именно компания-строитель дороги несет ответственность за яму. Сейчас искать правду приходится в судах. А в идеале все должно быть прозрачно. На уровне мэрий, местных властей и органов надзора должны быть комитеты, регулирующие эти вопросы в досудебной порядке", - заявил Авто.Вести.Ru директор межрегионального общественного центра "За безопасность российских дорог" Дмитрий Леонтьев.

К сожалению, на данный момент, если машина пострадала от дорожной ямы, официального прописанного плана куда идти и с кого требовать деньги, не существует.
"Чаще всего водители просто страхуют свои машины, а страховщики потом выплачивают ущерб. Им, кстати, судиться смысла нет, так как на тарифах они получают гораздо больше, чем отдадут за ремонт сломанного по вине ямы авто. Страховщики пойдут в суд, только если сумма ущерба будет ну очень большая – например, по вине дороги пострадают 100 автомобилей, застрахованные в одной фирме", - объясняет Дмитрий Леонтьев.

Но, несмотря на долгий процесс и возню с бумажками, иной раз все же стоит побороться за свои права и попытаться отсудить затраты на ремонт автомобиля, пострадавшего в результате попадания в необозначенную яму или трещину.

Итак, что необходимо делать, если "посчастливилось" попасть в яму на дороге:

  1. Для начала нужно вызвать сотрудников ГИБДД для составления и оформления протокола о ДТП. До приезда инспекторов не следует трогать и сдвигать автомобиль с места.
    Постарайтесь сразу же найти минимум двух свидетелей аварии (можно родственников), записать их телефоны и адреса (желательно паспортные данные).
  2. Во время составления протокола проверьте, указаны ли в схеме размеры ямы и факт отсутствия дорожных знаков и ограждений. Если нет, то настаивайте на обязательном внесении этих данных в документ, а также на присутствии при составлении протокола понятых. Потребуйте, чтобы вам сразу же выдали копию протокола.
  3. Обязательно сделайте фотографии ямы, участка дороги, поврежденного автомобиля. Можно сделать снимки на мобильный телефон. По возможности, лучше снять видео. Дело в том, что после того, как ГИБДД проинформирует ответственные за данный участок дороги службы о ДТП, последние могут успеть "залатать" яму до судебного разбирательства, будто ничего и не было. Поэтому на руках должны быть фото- или видео доказательства существования трещины, желательно с указанием даты и времени съемки.
  4. Составляя акт, который потом нужно будет приложить к фото, укажите, где и когда велась съемка, что конкретно изображено на фото и видео. Важно также помнить, что в законодательстве РФ есть норма, требующая для проведения экспертизы подлинности фото- и видеоаппарат, на котором они делались.

Не забудьте вписать в акт все данные свидетелей. Обязательно должна присутствовать подпись – ваша и свидетелей.

Только после этого вы и ваш автомобиль можете покинуть место ДТП. В случае какого-либо дискомфорта по здоровью после аварии, стоит обратиться в поликлинику, так как у водителя и пассажиров пострадавшего авто могут быть скрытые травмы, что лучше задокументировать.
Далее, когда ГИБДД оформит все документы, постарайтесь снять с них копии и держать ситуацию на контроле, включая личное присутствие на группе разбора. Инспекторы ГИБДД должны также проинформировать водителя о том, в чьем ведении находится участок, на котором образовалась злополучная яма. Но они по каким-либо причинам (сговор с дорожниками, нежелание работать) могут этого не сделать. Важно добиться от них данных о компании, которая выступит ответчиком в суде. Но если сделать этого все-таки не удается, можно обратиться в прокуратуру, которая истребует всю информацию и уже самостоятельно направит дело в суд.

Важно помнить, что получить компенсацию может только тот автомобилист, вины которого в ДТП нет. Если ГИБДД обвинило в аварии водителя, это решение можно обжаловать в вышестоящей инспекции или суде. Тут опять могут пригодиться акт описания, фото- и видеоматериалы с места аварии.

Дела судебные

Если ГИБДД не признала вины водителя и не стала скрывать имя ответчика, сперва можно попробовать решить дело в досудебном порядке. Кстати, чем больше в ГИБДД дадут информации об ответчике, тем проще будет найти эту компанию. Главное - правильное название (без сокращений), желательно также юридический адрес, ИНН и ОГРН. По любому из этих пунктов фирму и все ее реквизиты можно найти в Едином государственном реестре юридических лиц, который находится в открытом доступе на официальном сайте ФНС.
Если в реестре компании не оказалось, можно послать в налоговую запрос через сайт и подождать ответа или обратиться к организациям, которые предоставляют такого рода информацию в платном порядке. После того, как данные об ответчике получены, можно сперва послать виновникам-дорожникам требования о возмещении вреда с предложением добровольного урегулирования. На время для раздумья у последних есть месяц. А сумму ущерба лучше вычислить в специализированной оценочной фирме.

Если "по-хорошему" решить проблему не получилось, дальше дорога только в суд. Тут важно правильно и подробно составить исковое заявление, приложить к нему все имеющиеся материалы и документы, после чего подать в районный суд по месту нахождения ответчика. Правда, если в результате аварии здоровью водителя был причинен вред, подать заявление можно в районный суд по месту жительства.

Процесс возмещения ущерба в данной ситуации, безусловно, не легкий и долгий, но вполне вероятно, что дело решиться в пользу пострадавшего водителя. "Сейчас у дорожников нет стимула делать качественные дороги. Законы есть, а система не работает. Поэтому ямы никуда не исчезнут. Суды - очень сложный для рядового россиянина процесс. Другой выход – специальные органы власти, которые будут стимулировать строителей и решать такие вопросы в досудебном порядке", - резюмировал директор межрегионального общественного центра "За безопасность российских дорог".

К слову, ответственность можно возложить не только на дорожников, но и на автоинспекторов. Как указано в пункте №58 Дорожного регламента ГИБДД, который вступил в силу 1 сентября 2009 года, придя на смену "Наставлениям по работе ДПС" от 1999 года, сотрудник ДПС должен осуществлять регулирование дорожного движения, если есть "необходимость предупреждения объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ и другие случаи осложнения дорожной обстановки". А делать это можно лично, либо установив временные дорожные знаки и указатели, ограждения участка дороги техническими средствами организации дорожного движения (конусами, сигнальной лентой и другими).
Формулировка, конечно, не конкретная, но как основание для суда подходит и она.

Например, именно сотрудников ГИБДД двое уфимцев через суд пытаются заставить выявить и оградить все ухабы в столице Башкирии. А адвокат из Казани подал в суд на Миндортранс Татарстана сразу по нескольким ДТП, произошедним из-за дефектов дорожного полотна. Так что судебные разбирательства по данным вопросам уже не такая редкость, главное - правильно и основательно подготовиться к суду. Важно не отчаиваться и добиваться справедливости во всех инстанциях. Тем более не бояться идти в суд - процесс этот небыстрый, но как показывает практика, вполне рабочий. Ведь если так и продолжать ничего не делать, попадать в ямы и ремонтировать автомобиль из собственного кармана, вокруг ничего не изменится. А вот если дорожники-растяпы начнут регулярно выплачивать водителям ущерб за пробитые колеса и погнутые диски, у них сам собой появится стимул аккуратнее относится к своей работе и следить за ямами и ухабами на российских дорогах.

Ямы на дороге, упавшее дерево или снег с крыши: как заставить коммунальщиков возместить ущерб автомобилю?

Автомобиль попал колесом в яму? На него упало дерево или столб? При грамотном подходе есть возможность взыскать стоимость ремонта с непосредственных виновников этого – коммунальных служб. Конечно, есть несколько нюансов, которые следует учесть. Но практика показывает, что добиться справедливости можно.

Как возмещается ущерб автомобилю

В дорожно-транспортные происшествия попадать нежелательно, ведь это несет ущерб его участникам – чаще материальный, но бывает, что есть и ущерб здоровью. Если в ДТП участвовали только автомобили, то с большой долей вероятности потерпевшая сторона получит выплату от страховой компании.

Согласно законодательству ущерб должен компенсировать виновник ДТП, а страховая компания просто выплачивает компенсацию вместо него. Если в ДТП попал один автомобиль, страховая по ОСАГО ничего не выплатит, но, доказав вину кого-то другого, с него можно взыскать компенсацию ущерба.

Виновником может быть либо сам водитель (не справился с управлением), либо служба, ответственная за содержание дороги (яма на дороге больше, чем допускает ГОСТ). Все определяется исходя из условий аварии.

Виновник происшествия должен выплатить потерпевшей стороне компенсацию за ущерб:

  • материальный – согласно независимой экспертной оценке;
  • моральный – если потерпевший заявил об этом, а суд поддержал требование;
  • ущерб здоровью человека – определяется как общие расходы на лечение и реабилитацию потерпевшего.

В полной мере это все справедливо при ДТП, случившемся по вине коммунальных служб. Сложнее всего будет доказать, что ущерб нанесен именно по вине коммунальщиков, а непосредственно взыскать сумму ущерба уже легче.

Кстати, не каждое происшествие с участием автомобиля по вине коммунальных служб можно назвать ДТП. Согласно официальной формулировке из ПДД, чтобы аварийная ситуация считалась дорожно-транспортным происшествием, должны соблюдаться условия:

  • событие произошло во время движения автомобиля;
  • автомобиль стал участником этого события;
  • жизни, здоровью человека или имуществу нанесен ущерб.

Другими словами, падение дерева на припаркованный автомобиль не является ДТП, хоть тут и есть ущерб. А если автомобиль на скорости угодил колесом в яму, это уже дорожно-транспортное происшествие.

Владелец авто имеет шансы на компенсацию в обоих случаях, но порядок оформления документов будет разным.

Как получить компенсацию – шаг за шагом

Если это ДТП

Дороги в России за пределами столицы отличаются нестабильным качеством. В принципе, автолюбителям приходится часто ремонтировать свой транспорт именно из-за качества дорог. Но не все знают, что иногда с коммунальных служб можно взыскать сумму ущерба автомобилю.

Речь идет об авариях, вызванных плохим дорожным покрытием. За каждой дорогой в России закреплен кто-то, кто ее обслуживает. Также есть определенные нормативы качества дорог (многие знают, что ямы на дорогах должны быть не больше установленных размеров).

Соответственно, если дорожное покрытие не соответствует нормативам, ответственность за это несет обслуживающая организация.

Взыскать ущерб просто за повышенный износ автомобиля невозможно – в суде не получится доказать причинно-следственную связь между состоянием дороги и поломками в машине.

Но если серьезная неисправность появилась в момент движения по дороге из-за ее состояния, теоретические шансы на успех есть. Обычно такие поломки случаются, когда авто на скорости попадает в яму на дороге или в открытый люк. Более редкие случаи – ДТП с участием двух автомобилей, но по причине состояния дорожного покрытия.

Проще всего в этой ситуации возместить ущерб владельцам страхового полиса каско. Страховая компания выплатит сумму ущерба полностью или частично в зависимости от условий страхования (чем больше франшиза, тем дешевле страховка). Потом страховщик может обратиться к виновнику ДТП – коммунальным службам, чтобы взыскать деньги по принципу регресса.

Для водителей без полиса каско все усложняется. Самое главное в этом случае – правильно оформить ДТП.

Ориентировочный порядок действий при ДТП по вине коммунальщиков такой:

1. Выполнить требования ПДД, касающиеся участников дорожно-транспортного происшествия:

Без вызова ГИБДД обойтись не получится, так как европротокол оформляется при аварии с участием водителей 2 транспортных средств. Ждать инспекторов придется долго – иногда по несколько часов, и все это время с места аварии лучше не уезжать.

2. Собрать побольше информации о ДТП. Это могут быть записи с видеорегистратора, данные свидетелей ДТП, фото- и видеозапись последствий. Нужно сфотографировать автомобиль и все его повреждения с разных ракурсов, чтобы в кадр попало как можно больше информации.

Взыскать компенсацию с дорожной службы можно, если дорожное покрытие не соответствует стандартам. Поэтому необходимо измерить яму и сфотографировать процесс измерения. Если нет линейки или рулетки, в яму можно положить какой-нибудь предмет с известными размерами (советуют банковскую карту – они все одинаковые).

Желательно делать фото с привязкой к географическим координатам и правильно настроить время и дату в телефоне. Любой современный смартфон вместе с фотографией сохраняет массу данных, которые помогут в суде.

3. Непосредственно оформление ДТП. Это делают инспекторы ГИБДД, а водителю нужно проконтролировать, чтобы все документы они заполнили правильно и без искажений.

Вполне возможно, что приехавшие инспекторы будут уговаривать не оформлять ДТП, так как для них это огромное количество бумажной работы. Соглашаться с этим не нужно, ведь если нет оформленного ДТП – нет компенсации.

В объяснениях нужно подробно расписать, как именно произошла авария: ехал, соблюдая скоростной режим и другие требования ПДД, избежать попадания в яму не было объективной возможности, так как ограждения или предупреждающих знаков о ней не было.

В протоколе желательно максимально подробно расписать все видимые повреждения автомобиля (включая течь технических жидкостей), указать на вероятность скрытых повреждений.

Яма, ставшая причиной ДТП, должна быть обязательно указана на схеме ДТП (ее составляют инспекторы), в том числе ее размеры и расположение по отношению к краю проезжей части.

4. Определить ответчика. Это организация, занимающаяся обслуживанием данного участка дороги. У всех дорог есть владелец и организация, уполномоченная содержать ее. Даже если яма находится во дворе у нее тоже есть владелец – жильцы дома (тогда отвечает управляющая компания) или город.

5. Подготовиться к суду. Первым делом нужно определить сумму ущерба. Это достаточно распространенная процедура, в каждом городе есть независимые эксперты, которые считают ущерб при ДТП. На саму экспертизу нужно пригласить будущего ответчика – ответственного за содержание дороги. Делается это в письменном порядке – заказным письмом с уведомлением.

Претензия – это попытка досудебного урегулирования ущерба. Если ответчик получил письмо (о чем есть уведомление), но не отреагировал на него – нужно идти в суд.

6. Обращение в суд. Если все документы были подготовлены правильно, шансы на решение суда в пользу автомобилиста достаточно высокие. Представители ответчика могут настаивать на том, что водитель виноват сам – не заметил яму и неправильно выбрал скоростной режим.

Но позиция Верховного суда такова, что дорожные службы должны обеспечивать такое качество дорожного покрытия, чтобы водитель мог передвигаться на максимальной разрешенной для этого участка скорости без угрозы ДТП.

Судебная практика показывает, что суд часто становится на сторону истца, взыскивая с дорожных служб компенсацию ущерба и сопутствующих расходов.

После того, как решение суда вступит в законную силу, дорожная служба должна перечислить присужденную сумму по указанным истцом реквизитам банковского счета.

Если деньги не приходят – можно получить исполнительный лист и обратиться в банк, где у организации открыт расчетный счет.

Если это не ДТП

Нанести ущерб автомобилю может упавшее во дворе дерево, столб или снег с крыши. Хоть это не ДТП, но шансы получить компенсацию от виновника все равно есть.

В целом, процесс примерно такой же, как и с ДТП – оформить документы, оценить ущерб и потребовать его компенсации. Но есть несколько отличий:

  • вызывать нужно не ГИБДД, а наряд полиции из местного ОВД;
  • полиция составляет акт осмотра места происшествия, указывая причину падения – ветер. Если будет указано, что упавшее дерево было сухим – это поможет в дальнейшем;
  • в документах должно быть указано, какой ущерб причинен имуществу и сделаны выводы о качестве работы ответственных служб;
  • точно нет смысла судиться, если дерево упало на припаркованный в неположенном месте автомобиль;
  • суд может отказать в компенсации, если на дату происшествия МЧС предупреждало о чрезвычайной ситуации.

Есть вероятность, что при оформлении акта осмотра водителя попросят написать, что ущерб незначительный. Так делать не стоит – в противном случае компенсации ущерба точно не будет.

Ямы, деревья, столбы – кто за это отвечает

Российское законодательство предполагает, что каждая автодорога находится у кого-то на балансе, кто закрепляет за ней ответственного за содержание в нормальном состоянии. Соответственно, есть кто-то, кто отвечает за ущерб, причиненный из-за плохого состояния дороги.

  • ширина – 60 сантиметров;
  • длина – 15 сантиметров;
  • глубина – 5 сантиметров;
  • отклонение люка или трамвайных путей от уровня дороги на 2 сантиметра.

blank

Понятно, что количество ям на российских дорогах практически не поддается исчислению, и всех их нельзя заделать сразу.

До ремонта дорожная служба обязана выставить предупреждающие знаки или как-то еще отметить яму. Если это не сделано, а водитель попал в яму (не нарушая при этом ПДД), он имеет полное право на возмещение ущерба.

Ответчиком будет выступать балансодержатель дороги. Для дорог федерального значения – организация, уполномоченная федеральными органами исполнительной власти; для дорог регионального и межмуниципального значения – уполномоченная субъектом РФ организация, и так далее.

Проще говоря, ответчик – это организация, которую владелец дороги уполномочил обеспечивать ее содержание. А кто владелец, зависит от статуса дороги.

Упавшее на автомобиль дерево – уже другая история, там нужно разбираться, на чьей территории оно растет. Ответчиком будет собственник земли, на которой растет дерево. Если придомовая территория не передана жильцам, ее собственник – муниципальное образование. Если передана – владеют землей жильцы, но за насаждения отвечает управляющая организация или ТСЖ. Самостоятельно ТСЖ обычно не ведет работы, а нанимает другую организацию – вот она и будет отвечать за деревья.

Примерно то же актуально и при упавшем столбе, и при нанесении ущерба упавшей рекламной конструкцией – у всех этих объектов есть собственники.

Узнать, кому принадлежит земельный участок, можно через Росреестр, но услуга платная.

Еще неприятная ситуация – упавший на автомобиль с крыши дома снег или сосулька. За этот ущерб отвечает владелец объекта недвижимости (если это коммерческое, офисное, общественное здание или частный дом), управляющая компания (если дом многоквартирный).

Лишь в некоторых случаях снег падает с балкона многоквартирного дома, который был самовольно перестроен. Тогда отвечать может и владелец квартиры, но его вину придется еще доказать.

Возможные трудности

На словах возместить ущерб от действий (а точнее, бездействия) коммунальных служб кажется просто: оформить происшествие, оплатить экспертную оценку, собрать свидетелей и пойти в суд. Но ответчик не спешит расставаться с деньгами.

Дорожные службы, с которых пытаются взыскать ущерб от плохого состояния дорожного покрытия, обычно настаивают – водитель сам виноват, что попал в яму. В ход идут различные аргументы: неправильно выбрал скорость движения, не следил за дорогой, не пытался объехать яму или экстренно затормозить перед ней.

Относительно недавнее постановление Верховного суда поясняет, что водитель вправе ехать с любой разрешенной скоростью, а дорожники обязаны обеспечить такие условия, чтобы это было безопасно.

Но риск стать самому виновником ДТП все же есть, это зависит от обстоятельств аварии, позиции инспекторов ГИБДД и того, какие аргументы водитель приведет в суде.

Куда больше проблем предстоит решить, если на автомобиль упало дерево. По общепринятым правилам считается, что коммунальные службы не отвечают за ущерб, причиненный при условии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Таким обстоятельством обычно является сильный ветер.

Если перед началом стихии было штормовое предупреждение от МЧС – взыскать ущерб за упавшее на машину дерево практически невозможно. То есть, предполагается, что после уведомления МЧС водитель выберет другое место для стоянки машины.

Недавно в Москве был случай, что на автомобиль упало дерево. Упало оно из-за резких порывов ветра, и коммунальные службы отказались платить. Но потом специально приглашенный дендролог сделал заключение, что корни дерева уже сгнили, его нужно было убрать, что сделано не было. В итоге суд встал на сторону автовладельца.

Провести экспертизу, оплатить госпошлину и услуги представителя в суде обойдется примерно в 60 тысяч рублей. Если шансы на успех в суде не очень высокие (авто стояло в неположенном месте или заранее было объявлено о стихии), возможно, не стоит и начинать весь этот процесс.

Автомобильный юрист

Дорожное покрытие во многих российских городах зачастую не отличается высоким качеством, которое снижается ещё больше на участках, удалённых от центральных магистралей.

Существенную опасность представляют собой ямы и выбоины, появляющиеся в сезон дождей из-за воздействия влаги и резких температурных перепадов.

шины в яме

Такие дефекты образуются очень быстро, буквально в течение суток, и поездка даже по хорошо знакомой трассе рискует обернуться повреждением автомобиля.

Попадание в яму — это ДТП или нет?

Согласно пункту 1.2 ПДД, дорожно-транспортным происшествием называется событие, произошедшее в процессе перемещения по дороге транспорта и с его участием в результате которого пострадали люди или был причинён материальный ущерб автотранспортному средству, строениям или грузам.

Так как автомобиль до въезда в дорожную яму совершал движение и в результате дефекта полотна получил различные механические повреждения, то подобный случай подпадает под определение ДТП.

Последствиями такой аварии могут стать пробитые колёса, погнутые диски, оторванный бампер или глушитель, сломанная подвеска, повреждения в двигателе, о которых сигнализирует загоревшийся чек, вмятины и царапины на кузове.

Не каждый просадок, выбоина, насыпь, канава или открытый люк могут стать поводом для взыскания компенсации. Предельное значение характеристик эксплуатационного состояния дорожного полотна устанавливает в России ГОСТ. Его требования определяют, что ямы не должны быть больше 15 см. длиной, 60 см. шириной и 5 см. глубиной. Превышающий эти параметры дефект обязан быть устранён дорожной службой в течение 10 суток.

Доказательства для суда

Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.

Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.

На фотографиях важно отобразить:

  • координаты места аварии (название улицы, номер дома);
  • пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
  • все видимые механические повреждения;
  • дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
  • общее состояние дороги, тормозной путь;
  • отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.

измерение глубины ямы

Фотографировать лучше всего с разных ракурсов и расстояний. Как показывает практика, предоставление суду чётких подробных фотографий с места ДТП увеличивает шансы на возмещение ущерба за повреждённый автомобиль или вред, нанесённый здоровью граждан.

Нужно ли вызывать ГИБДД

Водитель, попавший в дорожно-транспортное происшествие из-за дефекта покрытия на трассе должен выполнить ряд мер, которые определены Правилами дорожного движения.

  • незамедлительно остановить транспортное средство, задействовать световую сигнализацию и установить знак аварийной остановки;
  • позвонить в ГИБДД и проинформировав о случившемся, оставаться на месте до прибытия патруля ДПС.

Приехавшие сотрудники дорожной полиции обязаны зафиксировать происшествие, составить схему аварии, замерить яму. Если размеры помехи не соответствуют ГОСТ, инспектор должен составить акт о выявлении недостатков в содержании дороги для последующего привлечения виноватых в халатности дорожников или должностных лиц к административной ответственности.

При необходимости инспекторы ГИБДД могут помочь с контактами организации, на которую будет выписываться штраф.

К протоколу, составленному инспектором, в обязательном порядке должна прилагаться объяснительная водителя. В ней важно указать тот факт, что препятствие, ставшее причиной аварии, возникло внезапно и не смотря на все принятые автомобилистом меры, избежать наезда не удалось.

Свидетели

Если в результате происшествия никто из людей не пострадал, водитель должен сразу же обеспокоится вопросом поиска и сбора доказательств вины работников дорожной службы. Необходимо опросить других водителей, пассажиров или случайных прохожих, находившихся в определённый временной промежуток поблизости и записать их координаты.

На суде свидетели смогут обрисовать общую картину случившегося, подтвердить сведения о том, что автолюбитель ехал с допустимой на данном участке дороги скоростью, соблюдая ПДД. Охарактеризовать действия участника ДТП и сотрудников автоинспекции.

яма на дороге

Если не удалось найти очевидцев самого момента происшествия, то можно привлечь свидетелей, способных подтвердить последствия аварии.

Обращение в дорожную службу

Отвечать за причинение ущерба из-за некачественного дорожного покрытия могут также обслуживающие организации, работающие по контракту с федеральной или местной администрацией.

К установленному виновнику необходимо обратиться с претензией на возмещение ущерба, причинённого автомобилю по причине неудовлетворительного состояния полотна и уведомлением о проведении независимой экспертизы.

На кого подавать в суд

Для того чтобы получить информацию о службе, отвечающей за содержание конкретного участка дороги, следует обратиться к сотруднику ГИБДД, составлявшему протокол. При подаче иска в судебные органы важно выяснить фактический, юридический адреса организации, её полное наименование, должность и контактные данные компетентного представителя.

Если инспектор по каким-либо причинам отказывается выдавать нужные сведения, допустимым будет обращение с жалобой в прокуратуру. Её работники не только истребуют всю необходимую информацию, но и самостоятельно направят дело в суд.

Чаще всего судиться приходиться с районной администрацией или дорожной службой, которые иногда становятся соответчиками в рамках одного дела. В этом случае, суд сам определит кто конкретно будет компенсировать ущерб.

Независимая экспертиза

После нахождения ответчика, важно установить размер причинённого ущерба с помощью независимой технической экспертизы. Эта процедура осуществляется в присутствии представителя ответчика. Организация должна быть заранее оповещена заказным письмом или телеграммой с последующим уведомлением о получении. Осмотр проводят в автосервисе или гараже, в котором есть условия для выявления явных и скрытых дефектов.

экспертиза дорожных ям

Результаты осмотра повреждённого транспортного средства экспертом отражаются в специальном акте, в котором указывается приблизительная сумма стоимости ремонта автомобиля. В документе должны стоять подписи всех присутствующих при экспертизе лиц.

Если водить попал в яму на дороге и только пробил колесо или погнул диск, то привлекать оценщика не обязательно. Достаточно взять у сотрудника дорожной полиции справку с описанием причинённого в аварии ущерба.

Досудебное урегулирование

Как показывает практика, досудебное урегулирование спора с дорожными службами происходит редко. Защитить свои права и отсудить положенную компенсацию можно подав исковое заявление в компетентные органы.

Взыскание через суд

В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск подаётся в суд общей юрисдикции по месту нахождения организации-ответчика или её филиала. При этом потребуется оплатить госпошлину в размере, зависящем от стоимости иска, но не менее 400 рублей. Эта сумма, если дело будет выиграно, взыскивается с ответчика.

В заявлении указывается наименование судебного органа, персональные данные сторон процесса, обстоятельства произошедшего с описанием причинённого вреда, доказательства правомерности претензий, требования и цена иска.

К прошению необходимо приложить следующие документы:

  • справку о факте ДТП из полиции;
  • протокол, составленный сотрудником ГИБДД на месте происшествия;
  • постановление об административном правонарушении;
  • акт оценки полученного материального ущерба;
  • копию досудебной претензии;
  • фотографии повреждённого транспортного средства и дорожного покрытия;
  • свидетельские показания;
  • чеки на эвакуацию автомобиля, почтовые и иные расходы, квитанцию об оплате госпошлины.

В большинстве случаев, при достаточной доказательной базе, суд принимает сторону водителя. Ущерб, нанесённый транспортному средству, затраты на проведение экспертизы и судебные расходы оплачиваются ответчиком. Но для того чтобы предотвратить ДТП, сохранить деньги и время на поиск справедливости важно соблюдать простые правила: следить за погодными условиями, снижать скорость перед лужами и участками с признаками ремонта и объезжать явные дефекты на дорожном полотне.


В соответствии с законодательством, попадание в яму признается дорожно-транспортным происшествием.

Поэтому для составления протокола и фиксации происшествия необходимо вызвать инспектора ГИБДД.

Если ваш автомобиль получил сильные повреждения, и вы желаете получить денежную компенсацию у дорожных служб за ремонт машины, необходимо тщательно подойти к оформлению ДТП.

На исход дела будут влиять доказательства, собранные сразу после происшествия.

Оформление ДТП невозможно без сотрудника ГИБДД, которого необходимо вызвать по номеру 102.

До приезда сотрудников вам необходимо не упустить несколько важных моментов:

  1. Сразу же возьмите координаты свидетелей. Если не сделать это вовремя, то впоследствии их будет очень сложно найти.
  2. Сделайте фотофиксацию всего места происшествия. На изображении необходимо зафиксировать: точный адрес, сам автомобиль с повреждениями, дорожную выбоину. С помощью таких данных вы сможете доказать отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.

После этого ожидайте сотрудников ГИБДД.

По приезду инспекторов, они должны произвести замеры ямы, сделать фотографии места аварии, составить схему ДТП и выписать протокол.

Видео

Судебная практика – примеры

  • Достаточно знаковое дело о возмещении ущерба произошло в Брянске. Водитель наехал на яму по своей вине, поэтому суд отказался взыскивать ущерб. Но Верховный суд РФ с таким мнением не согласился, так как само ДТП произошло ночью, а аварийный участок не был должным образом огорожен. Несмотря на то, что водитель не принял всех необходимых мер для того, чтобы избежать столкновения, ему была присуждена компенсация. То есть здесь видим, что даже при вменении пункта 10.1 Правил можно рассчитывать на возмещение ущерба.
  • Определить виновника порой бывает сложно – это подметил и арбитражный апелляционный суд. В одном из дел инстанция указала, что наличие или отсутствие люка на водоканале еще не означает, что виновата будет эксплуатирующая организация (в рассмотренном деле ответственность была возложена на администрацию).

Судебная практика по пункту 10.1 ПДД сложилась крайне неоднозначно. С одной стороны, суды часто вменяют вину самим водителям, с другой – ВС РФ обращает внимание на конкретные обстоятельства происшествия.

Стоит помнить, что размер ущерба зависит от степени вины самого водителя, а у страховщиков нет права ее устанавливать. Вину устанавливают суды, причем, в процентном соотношении (к примеру, степень виновности водителя может быть оценена в 40%, 70% или все 100%).

Суды часто снижают компенсации, если по обстоятельствам дела очевидно наличие неосторожности самого автовладельца. Иными словами, если вменяется п.10.1 ПДД, то степень вины автовладельца может достигать 100%. Тем не менее, приоритетность ответственности установлена за дорожниками, которые обязаны регулярно следить за состоянием дорог.

Скем судиться, если пробил колесо надороге?

В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги. Такую информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.

Сотрудник ГИБДД должен выписать организации, ответственной за содержание дороги, протокол по части 1 статьи 12.34 КоАП, а судья наложить соответствующий штраф:

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

1. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Однако водителю важен не сам факт наложения штрафа, а реквизиты ответственной организации.

Проведение независимой экспертизы

Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.

Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика.

Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное — уведомить о ее проведении.

Добровольное возмещение ущерба

В письмо нужно вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.

На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.

Взыскание стоимости ремонта через суд

При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Данная сумма впоследствии будет взыскана с ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно.

Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.

Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е. в финансовом плане справедливость можно восстановить.

Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени, которое будет потрачено на посещение различных организаций. Поэтому если повреждения небольшие и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.

. Определить ответчика


После оформления ДТП необходимо выяснить реквизиты организации , ответственной за содержание в надлежащем виде того участка дорог , где случилось происшествие . За помощью можно обратиться к инспектору ГИБДД , в отдел ГИБДД или в администрацию района , в котором случилось происшествие .

Обращение в суд

При подаче искового заявления о взыскании ущерба, необходимо оплатить государственную пошлину, которая впоследствии будет взыскана с ответчика.

Для того, чтобы вам возместили стоимость ремонта автомобиля, необходимо подать все документы о ДТП и результаты экспертизы.

В большинстве случаев, если все документы оформлены правильно, то деньги за ремонт вам в итоге возместят.

Имейте ввиду, что в процессе регистрации документов, вы потратите достаточное количество времени и сил.

Если повреждения небольшие, возможно, что нет смысла тратить свое время на посещения всех инстанций.

Можно ли просто обратиться по страховке ОСАГО?

И тут возможны 2 варианта развития событий:

  • если виновником в ДТП окажется обслуживающая организация (дорожная служба, исполком и так далее), то это у них должна быть страховка; ОСАГО у них быть не может, поэтому возмещать ущерб напрямую со счёта организации,
  • а вот если виновным признают вас, то тогда при наличии ущерба, например, люку его собственник может обратиться по вашей страховке за выплатой.

А по Каско?

А вот по имущественным видам страхования объектом уже является непосредственно ваш автомобиль. Поэтому в большинстве случаев вы можете взыскать ущерб.

Почему в большинстве, а не во всех без исключения случаях? Потому что все зависит от конкретных условий договора. Бывают ситуации, когда в документе фигурирует условие о возмещении только при столкновении транспортных средств, а не при наезде на элементы дорожной инфраструктуры. Хотя, это большая редкость.

Тем не менее, программа часто включает попадание в яму как стандартный страховой случай, поэтому проблем с получением выплат быть не должно. Именно за счет более обширной регламентации частное страхование более выгодно для водителя. Однако, для взыскания выплаты, скорее всего, придётся вызвать сотрудников и оформить ДТП. Но вы можете уточнить этот вопрос по звонку в вашу страховую с вопросом о лимите выплат без справок и иных документов.

Обратите внимание, что страховщик по Каско, возместив вам вред, получает право суброгации – то есть истребования возмещённого вам ущерба с виновника ДТП.

Признаки прокола

Случаев, когда пробило автомобильное колесо на дороге огромное множество. Подобное случается практически каждый день с большим количеством автомобилей.

При этом не все водители точно знают, что им делать, если колесо пробило на дороге, трассах, в яме или просто во дворе.

Первым делом, будучи за рулём, важно вовремя осознать, что появилась проблема. Определить её можно по нескольким характерным признакам:

  • машина начинает издавать характерные звуки, чем-то напоминающие чавканье;
  • при движении по прямой автомобиль всё равно тянет в сторону. После выравнивания снова начинает тянуть по неправильной траектории;
  • встречные водители сигналят и пытаются привлечь ваше внимание иными способами.

Прокол бывает разным по степени серьёзности и месту появления. Намного лучше, когда ещё перед посадкой автомобиль водитель обнаруживает проблему. Куда опаснее столкнуться с внезапным повреждением при движении на высокой скорости по дороге.

Поскольку случаи бывают различными, каждый из них лучше рассмотреть отдельно.

Могут ли дорожные службы возместить ущерб без суда?

Итак, что делать, если пробил колесо в яме на дороге?

Если хотите выиграть судебное разбирательство с до

Если хотите выиграть судебное разбирательство с дорожниками, то необходимо сразу после происшествия зафиксировать факт случившегося ДТП. Для оформления ДТП придется вызвать на место происшествия сотрудников ДПС. При составлении протокола обратите внимание на то, что параметры ямы были указаны верно.

Пока вы дожидаетесь приезда сотрудников ДПС, вам следует сделать как можно более подробные фотографии места происшествия. Наличие у вас собственных фотографий поможет дополнить картину произошедшего и сыграть в вашу пользу при судебных разбирательствах. На этих снимках должно быть зафиксировано максимальное количество деталей:

  • Если в непосредственной близости есть дом, сделайте фото на его фоне. Желательно, чтобы в кадр попал и автомобиль, и яма, и табличка на доме, где указан номер дома и название улицы.
  • Сфотографируйте свой автомобиль так, чтобы на фотографии был отчетливо виден регистрационный номер. Зафиксируйте на кадрах положение вашего автомобиля на проезжей части. Также с разных ракурсов сфотографируйте повреждения автомобиля, которые были получены в результате наезда на яму.
  • Сделайте снимок ямы на дороге, которая стала причиной ДТП. Если у вас с собой есть линейка или рулетка, то сделайте так, чтобы на фотографии были видны размеры ямы (ширина, глубина, длина)..
  • Сделайте снимки общего плана улицы. Фотографируйте так, чтобы по снимкам было понятно, что ограждения отсутствуют, и предупреждающих знаков нет.

Если у вас нет с собой рулетки или устройства, с помощью которого вы могли бы сделать фотоснимки (фотоаппарат, смартфон и т.п.), то это не страшно. Всё это имеется у сотрудников ДПС, которые прибудут на место ДТП. Они правильно оформят протокол, произведут фото и видеофиксацию.

Очень нелишними будут показания очевидцев, которые стали свидетелями происшествия. Постарайтесь как можно скорее найти их, потому как обычно они расходятся очень быстро. Запишите их данные (фамилию, имя, контактный телефон), чтобы потом они смогли подтвердить случившееся.

Помогите сотруднику ДПС составить схему ДТП. На схеме должно быть зафиксировано наличие ямы, обозначено её местоположение и указаны её размеры. Если отсутствовали предупреждающие знаки и ограждения, это также подлежит обязательной фиксации на схеме. При наличии свидетелей сотруднику ДПС необходимо взять с них показания и внести их в протокол.

Запросите у сотрудника ДПС информацию о том, какая именно служба отвечает за обслуживание участка дороги, на котором произошло ДТП. Нужно узнать название дорожной службы и, желательно, её реквизиты. Он может владеть такой информацией. Зная наименование и реквизиты этой организации, вы сможете послать им уведомление заказным письмом.

Если требования по безопасности дорожного движения не соблюдались дорожниками, то это попадает под действие статьи 12.34 КоАП. В этом случае сотрудник должен составить протокол на организацию, обслуживающую этот участок дороги. В суде на основании этого протокола дорожникам должны будут выписать штраф.

После того, как сотрудники ДПС оформят все документы, запросите у них копии. Они вам понадобятся для взыскания денежной компенсации за причинённый автомобилю ущерб.

. Начать сбор информации о происшествии

Пока вы будете ждать сотрудников Госавтоинспекции, важно с особой тщательностью подойти к вопросу фиксации всех повреждений машины и сбору информации по ДТП .

  • Если у вас был включен видеорегистратор, обязательно просмотрите запись на нем , возможно, она даст четкое представление о характере происшествия .
  • Поговорите с очевидцами , быть может, кто-то стал свидетелем ДТП , зафиксировал произошедшее . Запишите фамилии и адреса свидетелей .
  • Посмотрите, есть ли в округе ограждения или/и предупреждающие знаки.
  • Сфотографируйте с разных ракурсов все повреждения , полученные автомобилем .
  • Сфотографируйте яму и вашу машину на фоне местности так , чтобы расположение самой ямы , вашего автомобиля и места , где случилось происшествие , были четко видны и не было никаких сомнений в том , что ДТП случилось именно с вашей машиной , на конкретном промежутке дороги и в определенной местности .
  • Обязательно измерьте яму . Помочь в этом могут линейка, рулетка или любые сподручные предметы неизменных габаритов (например, кредитная карта) , которые не помнутся , не сломаются , не поменяют форму , так , чтобы потом вы смогли предоставить их в качестве доказательства в суде .

Оформление аварии при попадании в яму

Попал в яму на дороге что делать? Первым делом пра

Попал в яму на дороге что делать? Первым делом правильно оформить аварию. Сделать это без участия сотрудников ГИБДД не получится, так как есть всего один участник происшествия. До приезда инспекторов нужно собрать доказательную базу, которая поможет возместить ущерб.

Чем больше фактов вы зафиксируете, тем больше шансов у вас будет доказать свои права в суде. Фото будет использовано как косвенное доказательство.

Куда обращаться в ситуации, когда яма на дороге стала причиной повреждения вашего авто, мы поговорим позже. А пока разберемся, как фиксировать аварию. Итак, что нужно сделать до приезда инспекторов? Прежде всего, нужно найти свидетелей происшествия и взять их контакты, чтоб при необходимости они смогли подтвердить происходящее.

Второй шаг – фотографирование места ДТП. На кадрах нужно зафиксировать:

  • адрес ДТП, можно сфотографировать табличку с номером дома, названием улицы;
  • номерной знак и сам автомобиль;
  • полученные повреждения машины;
  • саму яму, ставшую причиной ДТП;
  • отсутствие вблизи знаков, предупреждающих о наличии аварийной ямы.

На заметку! Размеры ямы на дорожном полотне не должны превышать 60 см в ширину, 15 см – в длину. Предельная глубина ухаба – не более 5 см. Это требования ГОСТ Р 50597-93.

Как избежать попадания в яму на дороге

Обращаясь к практике, можно наблюдать случаи привлечения к ответственности дорожных организаций и взыскания с них компенсации на ремонт транспортного средства.

Но все же лучше придерживаться мер безопасности:

  • весной важно быть внимательным на дороге, управляя автомобилем. В этот период года после таяния снегов открывается много ям;
  • в случае если на дороге скользко, следует снизить скорость на минимальный уровень. Ямы могут образовываться за день, и если машина мчится на значительной скорости, то пострадает не только покрышка, но и колесо. Движение на малой скорости снижает вероятность получения повреждений.

Не стоит перед самой ямой пытаться ее объехать. Пытаясь в последний момент избежать падения в яму, вы рискуете заехать колесом в яму. Это существенно увеличивает объем нанесения ущерба и приводит к поломке покрышки. Для водителя будет лучше пересечь яму не сворачивая колесом, чем застрять колесом в яме.

Если соблюдать эти правила, можно уберечь свой автомобиль от повреждений. Но в тех случаях, когда транспортное средство оказалось в яме и получило повреждения, необходимо вызвать представителей ГИБДД и обратиться в суд.

Читайте также: