Поощрения и наказания как санкции нормы права

Обновлено: 19.05.2024

В рамках теории государства и права под правовым поощрением понимается форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате которого субъект награждается, и для него наступают благоприятные юридические последствия.

Правовые поощрения являются одним из видов правовых стимулов. Однако они выделены в отдельную группу благодаря наличию следующих отличительных признаков:

Заслуженное поведение также отличается следующими характерными чертами:

а) оно сопряжено с социально-активным позитивным поведением, с осуществлением правовых обязанностей лица (проявление внешней стороны заслуженного поведения;

б) оно является формой добросовестного отношения лица к своему долгу (проявление внутренней стороны заслуженного поведения);

г) оно направлено на достижение общепризнанного полезного результата;

д) оно является основанием для применения правовых мер поощрительного характера, так же как и правонарушения являются основанием наказания лица.

2. Правовое поощрение может быть сопряжено только с добровольным поступком лица, не допускается элемент принуждения либо корысти. Однако само правовое поощрение в косвенной форме оказывает на лицо непринужденное влияние, под которым данное лицо стремится достигнуть общепризнанного юридически полезного результата.

3. Правовые меры поощрительного характера с юридической стороны одобряют позитивные действия лица, выступают одной из форм вознаграждения со стороны общества (государства) добровольного заслуженного поведения лица. При этом правовые меры поощрительного характера являются качественной характеристикой и зависят от степени заслуженного поведения.

4. Правовые поощрения являются взаимовыгодными для общества и самого поощряемого лица, они сочетают в себе различные интересы и направлены на удовлетворение встречных. Иными словами, правовые поощрения являются формой одобрения корпоративного интереса.

5. Как было указано выше, правовое поощрение — это один из видов юридических стимулов, поэтому ему присущи как общие функции правовых стимулов, так и некоторые специфические.

Правовые поощрения выполняют следующие отличительные функции:

1. Контролирующая функция (функция социального контроля). Осуществляя данную функцию, правовые поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, сдерживают их от неправомерного, противозаконного, антиобщественного либо общественно опасного поведения.

3. Коммуникативная функция. Правовые меры поощрительного характера в определенной степени являются носителями юридической информации, они содержат в себе конкретные сведения, исходящие от властвующего субъекта —государственного органа, должностного лица и направленные к объекту (участникам правовых отношений). Таким образом, существует постоянная связь между указанными субъектом и объектом.

4. Оценивающая функция. Посредством осуществления данной функции правовые поощрения (а именно — государственный орган, должностное лицо) дают официально признанную, положительную публичную оценку чьего-либо заслуженного поведения, одобряют его, выражают степень полезности деятельности для общества.

5. Гарантирующая функция. Правовые поощрения создают благоприятные условия для укрепления правовой дисциплины и правового порядка, обеспечивают реализацию юридических обязанностей лица.

6. Распределительная функция. Данная функция состоит в том, что право, закрепляя поощрительные меры взамен активного добровольного заслуженного поведения, устанавливает тем самым благоприятные условия для пользования определенными благами. Таким образом, участники правовых отношений становятся перед выбором между возможностью получения мер поощрения либо их неполучением.

7. Воспитательная функция. Правовые поощрения устанавливают образец правомерного заслуженного поведения, неизбежным последствием которого становится наступление правовых мер поощрительного характера. Таким образом, у субъекта правовых отношений вырабатывается положительное отношение к правомерным действиям и поступкам.

Как указывалось ранее, поощрение — это такой вид правовых стимулов, который содержится в санкции правовой нормы. Таким образом, имеет место наличие в праве так называемых поощрительных санкций. Следует отметить, что природа поощрительных санкций весьма сложная и спорная.

2. Позитивные (поощрительные) санкции присущи всем видам социальных норм. Данная черта социальных норм является общей. Поскольку правовые нормы выступают разновидностью норм социальных, то на них также распространяется указанная общая черта.

4. Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права в целом, которое направлено на сдерживание правонарушений, наказание виновных лиц, а также на стимулирование правомерного поведения, его поощрение.

5. Меры поощрения могут называться поощрительными санкциями в силу того, что структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказание.

В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной правовой норме слиты так же, как и в уголовно-правовой, предлагается модель правомерно активного заслуженного поведения. Отличие состоит лишь в том, что в санкции поощрительной правовой нормы фиксируются именно благоприятные юридические последствия, а не наказание, как в уголовно-правовой норме.

6. Как правило, правовые меры поощрительного характера располагаются в нормативно-правовых актах в том же разделе, что и меры наказания.

7. Признание преимущества выделения в отдельную группу таких правовых санкций, как меры поощрения, могло бы способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики.

наиболее полно в поощрениях и наказаниях. Далеко не случайно слово "стимул" в словарях толкуется подчас как поощрение, а понятие "поощрение" употребляется в паре со словом "наказание".

Чертами поощрения и наказания, характеризующими их как правовые явления, являются:

1) правовые средства воздействия, субъекты права;

2) наличие определенных процедур их применения, и они заранее определены в законах;

3) обеспечение мерами принуждения;

4) наличие фактора обеспечения претворения в жизнь других поощрений;

5) наступление поощрения и наказания как необходимое определение субъективной стороны.

Классификация правовых стимулов и ограничений осуществляется в зависимости от:

1) принадлежности к конкретной отрасли права;

2) объема (полные и частичные);

3) времени действия (постоянные и временные);

4) содержания (материально-правовые и морально-правовые).

Правовые стимулы рассматриваются вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий, которые внутренне диалектически связаны и взаимообеспечивают друг друга в процессе правового регулирования.

Подводя итог, необходимо сказать, что правовые стимулы и правовые ограничения, воздействуя на сознание субъектов определенным образом, сочетаются друг с другом.

90. Понятие, признаки и функции правовых льгот

Льготы представляют собой идеи справедливости и равенства в условиях правового государства, выступающие специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ, предоставляя определенные преимущества субъектам права.

Льготы – это предоставление определенному лицу преимуществ по сравнению с другими лицами, участвующими в правоотношениях аналогичного характера, частично или полностью освобождающие от выполнения установленных законом обязанностей либо облегчающие выполнение возложенных обязанностей.

Льготы – это социальная мера, в которой проявляется общественная ценность, под которой подразумевается определенное законодателем облегчение положения субъекта, позволяющее ему преимущественно полно и эффективно с наибольшей скоростью удовлетворить интересы, определенные возникшим правоотношением, и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Льготы – это правовая категория, присущая специально правовому статусу лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера, особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу.

Отличительными признаками правовых льгот является то, что они :

1) сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы;

2) представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни;

3) выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства – исключения из общих правил, позволяющие улучшать положение субъектов.

Льготы – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав и свобод граждан при осуществлении ими предоставленными законом прав.

Цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

Правовые льготы выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин.

Стимулирующая функция заключается в способности побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица.

Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения. Стимулирующая сила у льгот больше, чем у дозволений, ибо льгота – дополнительная возможность, преимущество.

91. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ПООЩРЕНИЙ. ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Проблема поощрительных санкций в литературе оценивается неоднозначно. В науке имеются сторонники и противники использования данного термина, однако, по мнению многих теоретиков правовой науки, понятие поощрительной санкции в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование, что все больше поддерживается и представителями других наук.

Правовое поощрение является формой и мерой юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением (заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности); сопряжено с сугубо добровольным поступком. Кроме того, оно стимулирует позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства, а также сочетает различные интересы, удовлетворяя стороны благоприятными последствиями.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) социального контроля, поощрения (координируют ту или иную деятельность лиц);

2) мотивационную (поощрение побуждает к совершению социально ценных действий);

3) коммуникативную , которая заключается в содержании определенной юридической информации, конкретных сведениях, поступающих от субъекта управления к объекту и служащих способом связи между ними;

4) оценивающую , которая сводится к тому, что управляющий орган дает официальную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его;

5) гарантирующую , создающую благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка,

обеспечивающую реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей);

6) распределительную , которая состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7) воспитательную (поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству).

Поощрительная санкция – это мера воздействия, важнейшее средство социального контроля позитивного характера, стимулирующая поведение субъекта правоотношения.

Поощрительная санкция выражает реакцию общества на определенные факты, направленную на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения.

Поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции состоит в гарантировании тех социальных целей, ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

Поощрительные санкции способствуют дальнейшему развитию правоотношений и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения стимулов в праве, средств, и более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения, под которыми можно понимать форму и меру юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми можно понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний как санкций юридических норм:

1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

2) для них установлены определенные процедуры применения - формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);

5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание;

6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию.

Между категориями "поощрение" и "наказание" существуют следующие принципиальные различия:

1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная "заслуженная мера", выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания - с элементами взаимовредности;

3) если поощрение - мера одобрения, то наказание - мера осуждения, вызывающие у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции;

4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо благ;

5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении - стимулы, поднимающие такое поведение выше нормы;

6) при соотношении поощрений и наказаний ведущая роль отводится поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

Проблема "поощрительных санкций" в литературе оценивается неоднозначно. Есть и сторонники, есть и противники использования данного термина.

На наш взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Выскажем некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.

Во-первых, этимологическое значение слова "санкция" моделирует не только негативные, но и позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является "одобрение", "санкционирование", "разрешение". Санкция - "мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм. "

Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1058.

Позитивное санкционирование есть своего рода разрешение на какие-либо действия со стороны лица, облеченного специальной властью (подписание приказа о выплате премий, указа о награждении и т.п.).

Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта. Как отмечается в справочной литературе, "наиболее распространено деление социальных санкций на "негативные", пресекающие нежелательное поведение, и "позитивные", стимулирующие желательное. Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными для этой цели лицами" .

Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 567.

Поскольку правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях права (В.Н. Кудрявцев).

В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция - это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный стимул, который может выражаться в поощрении. Санкции, как и последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, но и превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков итальянский юрист и публицист XVII в. Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения преступлений.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции - в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия - и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация "негативного" характера - указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата - содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не диспозиции), но уже противоположного характера (положительного), должна содержаться прогностическая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, награду или иное благо) (Г.М. Петров).

В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции - соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г., где сказано, что "за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почета; на Доску почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации".

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации".

Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения "растут" прямо пропорционально "росту" заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.

В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 "Поощрения за особые трудовые заслуги" и ст. 135 "Взыскания за нарушение трудовой дисциплины"); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 "Поощрения за труд" и ст. 92 "Дисциплинарные взыскания"); в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 13 "Поощрения государственного служащего" и ст. 14 "Ответственность государственного служащего"), в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 41.6 "Поощрение работников" и ст. 41.7 "Дисциплинарная ответственность"), в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ст. 37 "Меры поощрения и порядок их применения" и ст. 38 "Меры взыскания"), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 "Поощрения за успехи в служебной деятельности" и ст. 38 "Взыскания за нарушение служебной дисциплины") и т.д.

В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" о поощрениях и наказаниях говорится в ст. 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации они установлены в ст. 26. Такое рядоположение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.

В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения "стимулирующего веса" его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории "санкция", ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.

А.А. Мусаткина, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Волжского университета им. В.Н. Татищева.

В научной литературе и законодательстве почти всех стран термин "санкция" употребляется в самом широком смысле и в разных значениях. Санкция - часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя; государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил, это формы и меры ответственности, предусмотренные в правовых нормах и носящие карательный характер; разрешение, подтверждение, утверждение чего-либо вышестоящим компетентным органом; мера принуждения для обеспечения назначения и осуществления ответственности за правонарушение.

В связи с развитием законодательства и правовой теории в юридической литературе возник вопрос о санкциях-поощрениях, которые присутствуют практически во всех отраслях права . Таким образом, существует еще одно значение термина "санкция" - поощрение. "Однако во всех значениях санкция рассматривается как нечто властное, исходящее от авторитета, стремление что-то вытеснить и запретить (несправедливое) и, напротив, что-то разрешить, поощрить" .

См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1995; Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 35 - 36.

Термин "поощрение" также может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, как поощрительная санкция, т.е. структурный элемент правовой нормы, предусматривающий положительные последствия в случае выполнения диспозиции. "Поощрения и наказания, выступая полярными средствами на уровне санкций правовой нормы, влекут за собой различные юридические последствия: положительные и отрицательные соответственно" . Во-вторых, как конкретная мера, применяемая к субъекту за соответствующие заслуги. А.В. Малько приводит следующие аргументы существования поощрительных санкций: 1) этимологическое значение слова "санкция" подразумевает не только негативные, но и позитивные последствия; 2) позитивные санкции присущи всем социальным нормам; 3) санкции поощрения признает не только отечественная, но и зарубежная наука; 4) структура юридических норм, содержащих санкции поощрения, внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих санкции наказания; 5) определенным доказательством существования поощрительных санкций является то, что они во многих нормативных правовых актах расположены рядом с мерами наказания .

Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. N 3. С. 31.
См.: Там же. С. 32 - 33.

Санкция-поощрение - это структурный элемент правовой нормы, закрепляющий вид и меру благоприятных последствий, применяемых в случае соблюдения (выполнения) правила поведения, закрепленного в диспозиции. Не все ученые согласны с существованием поощрительных санкций. М.И. Байтин пишет: "Основная же ошибка рассматриваемой трактовки поощрения - в смешении санкции поощрительной нормы права с ее диспозицией: то, что в ней представляется как "поощрительная санкция", в действительности есть диспозиция" . Он исходит из того, что санкцию необходимо понимать как структурный элемент юридической нормы, указывающий на отрицательные последствия для нарушившего данную норму. Трудно спорить с таким общепризнанным авторитетом юридической науки, тем не менее получается странная ситуация, когда ученым признается существование поощрительной нормы, а поощрительной санкции нет. Следовательно, поощрительная диспозиция существует без санкции, тогда как же быть с общепризнанным трехчленным строением правовой нормы? На этот вопрос в работе ученого однозначного ответа мы не находим.

Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 203.

Разграничить диспозицию и санкцию в поощрительной норме можно на обыкновенном примере. В Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 02.11.2004; далее - Закон) говорится: "Граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, внесшие большой вклад в дело возвращения культурных ценностей в Российскую Федерацию, награждаются Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации и другими знаками отличия, предусмотренными законодательством Российской Федерации" (ст. 11). Совершение правомерных действий, связанных с возвращением культурных ценностей, есть не что иное, как выполнение диспозиции правовой нормы, а награждение Почетной грамотой и другими знаками отличия - поощрительная санкция. По мнению М.И. Байтина, "содержание санкций поощрительных норм права состоит в том, что в них устанавливаются НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (выделено нами. - А.М.), наступающие за неправомерные действия или бездействие со стороны, во-первых, лиц и органов, обязанных или управомоченных поощрять, во-вторых, лиц, чьи действия стимулируются" . На наш взгляд, специфика поощрительных норм как раз и состоит в том, что в них отсутствует санкция-наказание и воздействует данная норма не методом принуждения, а методом убеждения и поощрения. Если обратиться к приведенному выше примеру, то получится, что, если лицо не внесло существенного вклада в возвращение культурных ценностей, его необходимо наказать. В случае невыполнения (несоблюдения) поощрительной нормы, когда поведение субъекта является нейтральным, но одновременно и правомерным, какие-либо последствия - как положительные, так и отрицательные - отсутствуют. Как отмечает О.М. Киселева, "мера поощрения отражает степень заслуг конкретного лица" , соответственно, если нет заслуг, нет и поощрения, и одновременно отсутствует наказание.

Там же.
Киселева О.М. Указ. раб. С. 19.

Дискуссионной остается проблема существования поощрительных санкций в финансовом законодательстве. Так, А.Г. Андреев отмечает, что "финансово-правовые санкции находятся в неразрывном единстве с поощрительными нормами и средствами стимулирования" . У А.А. Николаева несколько иная позиция. Признавая в целом существование поощрительных санкций в других отраслях права, он отмечает, что "говорить о существовании поощрительных санкций среди мер налогового воздействия представляется неправильным. Во-первых, примеров таких санкций в законодательстве о налогах и сборах нет. Во-вторых, представляется, что санкции могут быть только правовосстанавливающими либо карательными" .

Андреев А.Г. Финансово-правовые санкции: Дис. канд. юрид. наук. М., 1984. С. 165.
Николаев А.А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. С. 46.

На наш взгляд, поощрительные санкции в финансовом праве необходимо выявлять, используя сравнительно-правовой метод исследования. Незначительное число поощрительных санкций в финансовом законодательстве существует, но все они очень специфичны. Некоторые из них заключаются в сокращении объема правоограничений в случае совершения позитивных действий, направленных на восстановление нарушенных общественных отношений. Для сравнения обратимся к уголовно-правовым научным исследованиям.

В специальной литературе проблемы поощрения в сфере посткриминального поведения изучены достаточно подробно . В науке уголовного права поощрительные санкции рассматривают смягчение реального или потенциального уголовно-правового обременения в случае совершения положительных правомерных действий после совершения преступления . Так же рассуждает и А.В. Малько, считая сокращение обременений и ограничений стимулирующей мерой . На наш взгляд, не только в уголовном, но и в финансовом праве содержатся меры, стимулирующие правовую активность после совершения правонарушения. Так, в подп. 3 п. 1 ст. 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения" Налогового кодекса РФ указывается, что суд может счесть смягчающими иные, помимо указанных, обстоятельства.

См., например: Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права. Харьков, 1984; Звечаровский И.Э. Посткриминальное поведение: понятие, ответственность, стимулирование. Иркутск, 1994.
См.: Елеонский В.А. Указ. раб. С. 15.
См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. С. 87.

В роли "иного обстоятельства" может выступать добровольное возмещение причиненного ущерба, предоставление документов, указывающих на факты совершения правонарушения, изобличение соучастников правонарушения, содействие проведению налогового расследования и т.д. Названные действия правомерны, социально полезны и связаны с достижением общепризнанного результата, поэтому их можно рассматривать в качестве основания применения мер финансово-правового поощрения, выражающегося в смягчении финансовой ответственности. Согласно ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ. Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, в НК РФ очень невелик.

Налоговый кодекс РФ возлагает на определенную категорию налогоплательщиков обязанность предоставлять декларацию о своих доходах и расходах для начисления или возврата налога. До истечения отчетного периода налогоплательщик вправе внести изменения в декларацию, что является основанием для его освобождения от налоговой ответственности. Освобождение от негативного аспекта реализации финансовой ответственности можно рассматривать как поощрительную санкцию.

Как своеобразную поощрительную санкцию можно рассматривать применение налоговой амнистии, но при условии, что субъект выполнит указанные в акте амнистии правомерные действия. Впервые налоговая амнистия была проведена согласно Указу Президента РФ от 27.10.1993 N 1773 (ныне не действует). Основным условием ее было объявление предприятиями и физическими лицами о своих долгах по налоговым платежам и их погашение. В случае совершения этих правомерных действий следовало освобождение от финансовой ответственности.

Поощрительная финансово-правовая санкция выступает противовесом пене, штрафу и другим негативным санкциям. Любая поощрительная санкция есть правовой стимул, но не любой стимул является поощрительной санкцией. Финансово-правовые стимулы могут выражаться в отмене либо снижении налога как юридической обязанности, обременения (то есть правового ограничения), что может вылиться в конкретную льготу для определенных категорий субъектов права . Для некоторых категорий налогоплательщиков установлен льготный режим уплаты налогов в связи с особым социальным положением налогоплательщиков, чтобы компенсировать положение субъектов, не равных по своим социально-экономическим возможностям . Предоставление таких льгот, как правило, не связано с правомерным финансовым поведением (нельзя рассматривать как поощрительную санкцию предоставление налоговых преимуществ политической элите). Например, согласно ст. 215 НК РФ не подлежат налогообложению доходы глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей и т.д.

См.: Там же.
См.: Морозова И.С. Льготы в праве (вопросы теории и практики): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 11.
Подробнее об этом см.: Малько А.В. Привилегии как признак элиты // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция". Вып. 3. Тольятти, 1999. С. 54-62.

Финансово-правовой стимул как поощрение обладает следующими признаками:

  1. применяется за заслуженное правомерное финансовое поведение, под которым понимается добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата;
  2. сопряжен с сугубо добровольным поступком;
  3. присутствует юридическое одобрение позитивных действий - форма вознаграждения со стороны общества и государства;
  4. выступает в качестве юридического стимула, причем, как правило, самого действенного.

Поощрительные финансово-правовые санкции могут устанавливаться не только за "сверхисполнение", но и за достижение общепризнанного результата. Например, организации любых правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы (ст. 239 НК РФ). Данная норма хотя и помещена в статью под названием "Налоговые льготы", но, как мы полагаем, по своим признакам является не льготной, а поощрительной, так как побуждает работодателя принимать на работу инвалидов, надлежащим образом выплачивать им зарплату, не укрывать их действительные доходы. Следствием такого правомерного финансового поведения, связанного с достижением общепризнанного результата, выступает применение поощрительной санкции в виде налогового вычета. В ст. 52 Закона указывается: "При вывозе культурных ценностей, оформленном в соответствии с требованиями настоящего Закона, экспортная таможенная пошлина не взимается". Освобождение от обязанности уплачивать таможенную пошлину можно охарактеризовать как применение поощрительной финансово-правовой санкции. Эта норма побуждает субъекта действовать правомерно, соблюдать все требования по оформлению - и только в этом случае возможно применение меры позитивной финансовой ответственности. "Правовое поощрение - это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия" .

Малько А.В. Региональное законодательство: проблемы установления в нем правовых льгот и поощрений // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция". Вып. 2. Тольятти, 1998. С. 27 - 28.

Итак, можно определить следующие признаки поощрительных финансово-правовых санкций. Во-первых, поощрительные санкции являются структурной частью поощрительной нормы финансового права. Во-вторых, своими последствиями они влекут предоставление налоговых вычетов или уменьшение неблагоприятных правоограничений, возникших в связи с юридическим фактом совершения правонарушения. В-третьих, они являются одним из средств обеспечения поощрительного метода регулирования финансовых отношений . В-четвертых, фактическим основанием их применения выступает правомерное финансовое поведение, связанное с достижением общепризнанного результата.

Поощрительный метод регулирования финансовых отношений не является основным для финансового права - это дополнительный метод регулирования. -Примеч. авт.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В научной литературе и законодательстве почти всех стран термин "санкция" употребляется в самом широком смысле и в разных значениях. Санкция - часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя. Санкция - государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил, это формы и меры ответственности, предусмотренные в правовых нормах и носящие карательный характер. Санкция - разрешение, подтверждение, утверждение чего-либо вышестоящим компетентным органом. Санкция - мера принуждения для обеспечения назначения и осуществления ответственности за правонарушение. В связи с развитием законодательства и правовой теории в юридической литературе стали поднимать вопрос о санкциях-поощрениях, которые присутствуют практически во всех отраслях права . Таким образом, существует и пятое значение термина "санкция" - поощрение. "Однако во всех значениях санкция рассматривается как нечто властное, исходящее от авторитета, стремление что-то вытеснить и запретить (несправедливое) и, напротив, что-то разрешить, поощрить" .

См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - Саратов, 1995; Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2000; Морозова И.С. Льготы в российском праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 1999.
Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - С. 35 - 36.

Термин "поощрение" также может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, как поощрительная санкция, т.е. структурный элемент правовой нормы, предусматривающий положительные последствия в случае выполнения диспозиции. "Поощрения и наказания, выступая полярными средствами на уровне санкций правовой нормы, влекут за собой различные юридические последствия: положительные и отрицательные соответственно" . Во-вторых, как конкретная мера, применяемая к субъекту за соответствующие заслуги. А.В. Малько приводит следующие аргументы существования поощрительных санкций. Во-первых, этимологическое значение слова "санкция" подразумевает не только негативные, но и позитивные последствия. Во-вторых, позитивные санкции присущи всем социальным нормам. В-третьих, санкции поощрения признают не только в отечественной, но и в зарубежной науке. В-четвертых, структура юридических норм, содержащих санкции поощрения, внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих санкции наказания. В-пятых, определенным доказательством существования поощрительных санкций является то, что они во многих нормативно-правовых актах расположены рядом с мерами наказания .

Малько А.В. Поощрение как правовое средство. Правоведение. - 1996. - N 3. - С. 31.
Там же. С. 32 - 33.

Санкция-поощрение - это структурный элемент правовой нормы, закрепляющий вид и меру благоприятных последствий, применяемых в случае соблюдения (выполнения) правила поведения, закрепленного в диспозиции. Не все ученые согласны с существованием поощрительных санкций. М.И. Байтин пишет: "Основная же ошибка рассматриваемой трактовки поощрения - в смешении санкции поощрительной нормы права с ее диспозицией: то, что в ней представляется как "поощрительная санкция", в действительности есть диспозиция" . М.И. Байтин исходит из того, что санкцию необходимо понимать как структурный элемент юридической нормы, указывающий на отрицательные последствия для нарушившего данную норму . Трудно спорить с таким общепризнанным авторитетом юридической науки, тем не менее получается достаточно странная ситуация, когда ученым признается существование поощрительной нормы, а поощрительной санкции нет. Следовательно, поощрительная диспозиция существует без санкции, тогда как же быть с общепризнанным трехчленным строением правовой нормы? На этот вопрос в работе ученого однозначного ответа мы не находим. Разграничить диспозицию и санкцию в поощрительной норме можно на обыкновенном примере. В Федеральном законе от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" указывается: "Граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, внесшие большой вклад в дело возвращения культурных ценностей в Российскую Федерацию, награждаются Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации и другими знаками отличия, предусмотренными законодательством Российской Федерации" (ст. 11). Совершение правомерных действий, связанных с возвращением культурных ценностей, есть не что иное, как выполнение диспозиции правовой нормы, а награждение Почетной грамотой и другими знаками отличия - поощрительная санкция. По мнению М.И. Байтина, "содержание санкций поощрительных норм права состоит в том, что в них устанавливаются неблагоприятные последствия (выделено нами. - А.М.), наступающие за неправомерные действия или бездействие со стороны, во-первых, лиц и органов, обязанных или управомоченных поощрять, во-вторых, лиц, чьи действия стимулируются" . На наш взгляд, специфика поощрительных норм как раз и состоит в том, что в них отсутствует санкция-наказание и воздействует данная норма не методом принуждения, а методом убеждения и поощрения. Если обратиться к рассмотренному выше примеру, то получится, что в случае если лицо не внесло существенного вклада в возвращение культурных ценностей, то его необходимо наказать. В случае невыполнения (несоблюдения) поощрительной нормы, когда поведение субъекта является нейтральным, но одновременно и правомерным, отсутствуют какие-либо последствия, как положительные, так и отрицательные. Как отмечает О.М. Киселева, "мера поощрения отражает степень заслуг конкретного лица" , соответственно, если нет заслуг, нет и поощрения, и одновременно отсутствует наказание.

Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на гране двух веков). Саратов: СГАП, 2001. - С. 203.
Там же.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
Байтин М.И. Сущность права. - С. 203.
Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования. - С. 19.

Дискуссионной остается проблема существования поощрительных санкций в финансовом законодательстве. Так, А.Г. Андреев отмечает, что "финансово-правовые санкции находятся в неразрывном единстве с поощрительными нормами и средствами стимулирования" . У А.А. Николаева несколько иная позиция. Признавая в целом существование поощрительных санкций в других отраслях права, он отмечает, что "говорить о существовании поощрительных санкций среди мер налогового воздействия представляется неправильным. Во-первых, примеров таких санкций в законодательстве о налогах и сборах нет. Во-вторых, представляется, что санкции могут быть только правовосстанавливающими либо карательными" .

Андреев А.В. Финансово-правовые санкции. Дис. канд. юрид. наук. - М., 1984. С. 165, 44.
Николаев А.А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов. Дис. канд. юрид. наук. - М., 1999. - С. 46.

На наш взгляд, поощрительные санкции в финансовом праве необходимо выявлять, используя сравнительно-правовой метод исследования. Незначительная доля поощрительных санкций в финансовом законодательстве существует, но они очень специфичны. Некоторые из поощрительных финансовых санкций заключаются в сокращении объема правоограничений в случае совершения позитивных действий, направленных на восстановление нарушенных общественных отношений. Для сравнения обратимся к уголовно-правовым научным исследованиям.

В уголовно-правовой литературе достаточно подробно изучены проблемы поощрения в сфере посткриминального поведения . В науке уголовного права как поощрительные санкции рассматривают смягчение реального или потенциального уголовно-правового обременения, в случае совершения положительных правомерных действий после совершения преступления . Схоже рассуждает и А.В. Малько, считая сокращение обременении и ограничений стимулирующей мерой . На наш взгляд, не только в уголовном, но и в финансовом праве содержатся меры, стимулирующие правовую активность после совершения правонарушения. Так в п. 3 ч. 1 ст. 112 (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения) указывается, что "иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими".

См.: Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права. - Харьков, 1984; Звечаровский И.Э. Посткриминальное поведение: понятие, ответственность, стимулирование. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. См. также: Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. - СПб., 2003.
См.: Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права. - Харьков, 1984. - С. 15.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - С. 87.

В роли иного обстоятельства может выступать добровольное возмещение причиненного ущерба, предоставление документов, указывающих на факты совершения правонарушения, изобличение соучастников правонарушения, содействие проведению налогового расследования и т.д. Названные действия правомерны, социально полезны и связаны с достижением общепризнанного результата, поэтому их можно рассматривать в качестве основания применения мер финансово-правового поощрения, выражающегося в смягчении финансовой ответственности. Согласно ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК. В НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, очень узок.

Налоговый кодекс возлагает на определенную категорию налогоплательщиков обязанность предоставлять декларацию о своих доходах и расходах для начисления или возврата налога. До истечения отчетного периода налогоплательщик вправе внести изменения в налоговую декларацию, что является основанием для его освобождения от налоговой ответственности. Освобождение от негативного аспекта реализации финансовой ответственности можно рассматривать как поощрительную санкцию.

Как своеобразную поощрительную санкцию можно рассматривать применение налоговой амнистии, но при условии, что субъект выполнит указанные в акте амнистии правомерные действия. Впервые налоговая амнистия была проведена согласно Указу Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О проведении налоговой амнистии в 1993 году" . Основным условием амнистии выступало объявление предприятиями и физическими лицами о своих долгах по налоговым платежам и их погашение. В случае совершения этих правомерных действий следовало освобождение от финансовой ответственности.

Российская газета. 1993. 2 ноября.

Поощрительная финансовая санкция выступает противовесом пене, штрафу и другим негативным санкциям. Любая поощрительная санкция есть правовой стимул, но не любой стимул является поощрительной санкцией . Финансово-правовые стимулы могут выражаться в "отмене либо снижении налога как юридической обязанности, обременения (то есть правового ограничения), что может "вылиться" в конкретную льготу для определенных категорий субъектов права" . Для некоторых категорий налогоплательщиков установлен льготный режим уплаты налогов в связи с их особым социальным положением, чтобы компенсировать положение субъектов, не равных из-за своих социально-экономических возможностей . Предоставление таких льгот, как правило, не связано с финансово-правомерным поведением. Нельзя рассматривать как поощрительные санкции, а следовательно, предоставление налоговых преимуществ (привилегий) политической элите. Например, согласно ст. 215 НК РФ не подлежат налогообложению доходы глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей и т.д. .

См.: Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2002; Морозова И.С. Льготы в праве (вопросы теории и практики): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 1999.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - С. 87.
См.: Морозова И.С. Льготы в праве (вопросы теории и практики). - С. 11.
Подробно об элите см.: Малько А.В. Привилегии как признак элиты // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция". Вып. 3. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 1999. - С. 54 - 62.

Финансово-правовой стимул как поощрение обладает следующими признаками: 1) применяется за заслуженное финансово-правомерное поведение, под которым понимается добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата; 2) сопряжен с сугубо добровольным поступком; 3) присутствует юридическое одобрение позитивных действий, это форма вознаграждения со стороны общества и государства; 4) выступает в качестве юридического стимула, причем, как правило, самого действенного.

Поощрительные финансовые санкции могут устанавливаться не за только за "сверхисполнение", но и за достижение общепризнанного результата. Например, организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы (ст. 239 НК). Данная норма хотя и помещена в статью под названием "Налоговые льготы", но как мы полагаем, по своим признакам она является не льготной, а поощрительной, т.к. она побуждает работодателя принимать на работу инвалидов, надлежащим образом выплачивать им зарплату, не укрывать их действительные доходы, и как следствие указанного финансово-правомерного поведения, связанного с достижением общепризнанного результата, выступает применение поощрительной санкции в виде налогового вычета. В Федеральном законе "О вывозе и ввозе культурных ценностей" указывается: "При вывозе культурных ценностей, оформленном в соответствии с требованиями настоящего Закона, экспортная таможенная пошлина не взимается" (ст. 52). Освобождение от обязанности уплатить таможенную пошлину можно охарактеризовать как применение финансовой поощрительной санкции. Эта норма побуждает субъекта действовать правомерно, соблюдать все требования по оформлению, и только в этом случае возможно применение меры позитивной финансовой ответственности. "Правовое поощрение - это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия .

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 20. Ст. 71.
Малько А.В. Региональное законодательство: проблемы установления в нем правовых льгот и поощрений. Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева, Сер. "Юриспруденция". Вып. 2. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 1998. - С. 27 - 28.

Итак, можно определить следующие признаки поощрительных финансовых санкций. Во-первых, поощрительные санкции являются структурной частью поощрительной нормы финансового права. Во-вторых, своими последствиями влекут предоставление налоговых вычетов или уменьшение неблагоприятных правоограничений, возникших в связи с юридическим фактом совершения правонарушения. В-третьих, являются одним из средств обеспечения поощрительного метода регулирования финансовых отношений . В-четвертых, фактическое основание их применения - финансово-правомерное поведение, связанное с достижением общепризнанного результата.

Поощрительный метод регулирования финансовых отношений не является основным для финансового права. Это дополнительный метод регулирования.

Читайте также: