Понятие правовой науки ее состав и структура как системы знаний и как научной деятельности

Обновлено: 28.06.2024

Изучение науки покалывает, что она является богатым по со­держанию явлением общественной жизни. По мнению ученых она од­новременно выступает как элемент- духовной культуры общества, как форма общественного сознания, разновидность человеческой деятель­ности, направленной на производство, хранение и передачу научной информации, как система проверенных знаний, добытых в ходе научных исследований, социальный институт, включающий в себя систему учреждений, организаций.

Иными словами, наука представляет собой организованную с помощью специальных средств и учреждений сферу деятельности лю­дей по выработке, систематизации, хранению, передаче и реализации знаний в практике. Система развивающегося знания выступает как продукт познавательных усилий ученых. Особенность науки как сферы деятельности заключается в том, что она призвана постоянно генери­ровать новые знания на основе углубления изучения свойств и законо­мерностей исследуемых объектов и включать их наряду со старыми знаниями в процесс решения новых проблем. Научные знания выраба­тываются людьми как общественными существами, субъектами соци­альных отношений, деятельность которых стимулируется обществен­ными потребностями и интересами.

Решение новых задач, выдвинутых перед наукой современной практикой, требует дальнейшего развития науки, которое происходит как вследствие обновления организации науки как социального инсти­тута, так и благодаря расширению представлений о предметной облас­ти научных исследований, а также совершенствованию средств и нор­мативных основ научного познания.

Важную роль в деле постижения сущности науки играет осве­домленность о ее функциях. Можно выделить четыре основных груп­пы функций науки.

Вторая группа функций науки раскрывает в основном абстракт­но-теоретическую сторону познавательной деятельности человека. Эта группа функций возникает в том случае, когда наука занимает сле­дующую после первой ступень. К ней относятся такие функции, как объяснительная, функция синтезирования (обобщения) знаний, осуще­ствляемого с целью установления повторяющегося, закономерного в явлениях и проникновения в их сущность; прогностическая (предска­зательная) и др.

На уровне реализации функций второй группы наука обращает­ся уже не к прошлому опыту, а к текущему и пытается найти способы решения проблем исходя из постижения формирующихся обстоя­тельств. Человек вооруженный такой наукой, получает возможность активно воздействовать на текущие события.

Третья группа функций науки выражает углубление ее связи с производством. К этой группе относятся функция выявления недостат­ков производственной практики; функция поиска возможностей об­новления этой практики; функция прокладки путей совершенствования производственной практики и др.

Четвертая группа функций науки связана с реализацией ею сво­ей общегуманитарной направленности. Она включает в себя мировоз­зренческую, идеологическую и культурно-воспитательную функции. В реализации этих функций науки важная роль принадлежит обществен­ным наукам.

Сложность и многогранность феномена науки и значительность ее роли в общественной жизни стимулируют внимание к ней исследо­вателей разных специальностей. Сформировалась особая гуманитарная научная дисциплина - науковедение, представляющая систему знаний об общих закономерностях развития и функционирования науки как явления общественной жизни. Данная дисциплина направлена на вы­явление механизмов выработки, систематизации, хранения, передачи знаний и анализ способов их применения на практике 1 . Науковедение -это самопознание науки. Оно выясняет влияние на науку взаимодейст­вующих политических, правовых, экономических, религиозных, мо­ральных, эстетических факторов.

Исследователи выделяют в науковедении несколько составных частей: 1) общее науковедение, в рамках которого выявляются меха­низмы функционирования и тенденции развития науки как социально­го феномена и вырабатываются на этой основе нормы управления про­цессом развития науки; 2) история науки, с одной стороны, освещаю­щая возникновение и совершенствование науки, а с другой - иссле­дующая развитие взглядов на нее; 3) социология науки, которая иссле­дует наук>' как компонент социальной системы (социальный институт), выясняет воздействие науки на общество и влияние общественной жизни на науку, раскрывает природу и характер социальных взаимо­связей между учеными, научными коллективами и обществом, психо­логию науки, изучающую психологию ученых, психологическую жизнь исследовательских коллективов и т. д.; 5) экономика науки, ко­торая изучает связь науки и экономики, раскрывает влияние экономи­ческих отношений на функционирование науки, освещает проблемы ее инвестирования, вырабатывает методы экономического стимулирова­ния деятельности ученых и т.д.; 6) теория правового обеспечения нау­ки, очерчивающая параметры правового поля научно-исследова­тельской деятельности и применения ее результатов; 7) организация науки, которая выявляет и устанавливает принципы и методы органи­зации научно-исследовательских разработок и управления процессами их применения 1 ; 8) наукометрия, занимающаяся изучением науки с помощью математики и статистики; 9) философия науки, исследую­щая проблемы науки, среди которых центральное место занимают те, которые относятся к гносеологии, методологии, диалектике развития, социальной философии, этике и эстетике науки 3 .

Наука — одна из форм общественного сознания, ориентированная на получе­ние и систематизацию знаний об объективной реальности, включая деятельность по выработке нового знания, а также и ее результат. Наука есть исторически развивающаяся система знаний о свойствах и отношениях изучаемых объектов, каковыми являются природа, человек и социокультурная среда его обитания.

К XX столетию сложилась следующая структура науки:

естествознание (естественные науки) — система на­учного знания о природе;

техникознание (технические науки) — система науч­ного знания о технических системах; науки, ориентирован­ные на реализацию естественно-научного знания;

человекознание (социальные и гуманитарные науки) — система научного знания о человеке и обществе и социо-культурной среде его обитания.

Фундаментальные — система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, связанная с формированием научной картины мира, не имеющая, практической направленности. Прикладные науки, напротив, рассматриваются как система знаний, имеющая выраженную предметно-практическую ориентацию.

Функции науки: исследовательская, обучающая, коммуни­кационная, социокулътурная и мировоззренческая.

Исследовательская функция. Наука, изучая конкретную реальность, открывает ее новые стороны и качества, выяв­ляет все более эффективные методы познания и др. Цель научного исследования — анализ закономерностей объектив­ной реальности.

Обучающая функция. Осуществляется вос­производство научного знания — передача научных пред­ставлений от одной исследовательской системы к другой. Это осуществляется в процессе подготовки научных кадров (че­рез систему образования и др.), что обес­печивает преемственность развития науки, а также форми­рование новых научных традиций.

Коммуникативная функция. Процесс обмена ин­формацией между членами научного сообщества (публикации, конференций, дискуссий и др.). В результате укрепляется взаимосвязь научного сообщества, повышается информированность и эффективность научно-исследовательской деятельности.

Социокультурная функция. Наука — один из базовых элементов культуры, составляющих основу цивилизации. Уровень и характер развития науки является существенным фактором, фиксирующим статус социума в динамике исто­рического процесса. Развитие науки — критерий позитивно­го динамизма цивилизации.

Мировоззренческая функция. Совокупное развитие науки формирует основания научного мировоззрения, т. е. систему принципов, убеждений и представлений, определяющих це­лостный подход к объективной реальности. В предельно обоб­щенной форме научное мировоззрение связывается с ра­циональным отношением человека (субъекта) к природе (объекту).

Знания о праве характеризуют правовую науку со стороны ста­тики как нечто имеющееся и постоянное. Между тем знания не возникают сами по себе, а представляют собой результат активной целенаправленной деятельности индивидов или коллективных со­обществ.

Поэтому и правовая наука не может сводиться только к знаниям, а при необходимости должна включать весьма непро­стые, противоречивые процессы производства научных знаний. Соответственно, в содержание правовой науки включаются все необходимые компоненты, из которых состоит научная деятель­ность: субъект, объект и предмет правовой науки, философские основания, методы, технические средства, процедуры, а также ре­зультаты.

Субъектом, производящим правовую науку, выступает индивид либо научный коллектив. В числе необходимых качеств, присущих исследователю, выделяют: 1) достаточно развитые познавательные способности к чувственному познанию объекта исследования;

2) развитую способность к абстрактному мышлению, учитывающе­му законы логики; 3) хорошую память, обеспечивающую необхо­димый запас знаний; 4) творческое воображение, позволяющее вы­двигать новые идеи [6] .

В настоящее время для того, чтобы успешно творить правовую науку, недостаточно одних способностей к творческой научной работе. Ученый-правовед должен обладать как минимум еще че­тырьмя характеристиками: 1) глубокими знаниями отрасли право­вой науки, в которой он планирует проводить научные исследова­ния; 2) философской культурой; 3) умением применять современ­ные методы научного познания; 4) устойчивым стремлением заниматься научными исследованиями, внести достойный вклад в развитие правовой науки.

Творение новых научных знаний о государстве и праве — это чаще всего продукт озарения, интуиции, который может быть по­лучен лишь после того, как исследователь детально и обстоятель­но ознакомился с работами своих предшественников, изучил ис­следуемые явления в их непосредственной реальности как компо­ненты политико-правовой практики.

Подобную сложную работу, требующую заметного прилежания и больших трудозатрат, может проделать лишь человек, который научной деятельностью занима­ется сознательно и добровольно и в этой сфере видит основной предмет приложения своих творческих сил и талантов. Иные мо­тивы занятия научной деятельности, как показывает печальный опыт написания диссертаций исключительно в целях получения ученой степени, дают самые минимальные результаты в части раз­вития, совершенствования правовой науки, нередко все дело огра­ничивается более или менее удачным обобщением известных то­чек зрения по исследуемым проблемам, а иногда и плагиатом.

Поскольку правовая наука исследует общество не полностью, а лишь в части его двух ведущих компонентов — государства и права, необходимо определить круг явлений и процессов, подле­жащих изучению данной наукой. Это особенно важно как в целях установления полноты охвата ею исследуемых явлений и процес­сов, так и в целях ограничения попыток ученых-правоведов про­водить исследования проблем других общественных наук. Круг явлений и процессов, подлежащих исследованию в рамках право­вой науки, определяет ее объект и предмет.

Объект правовой науки понимается как совокупность законо­дательства, иных нормативных правовых актов, правотворчества, правоприменения, иных явлений и процессов политико-правовой практики, познание которых необходимо для обоснования, аргу­ментирования истинности выводов, положений, категорий, поня­тий, закономерностей данной науки. Предмет правовой науки — это система закономерностей, определяющих процессы становле­ния государства и права как социальных явлений, их длительного исторического развития и действия в современных условиях.

Познание предмета во всей его полноте и всесторонности со­ставляет конечную цель и смысл существования правовой науки. Однако эта цель большей частью остается пока что недостигнута, что объясняется незначительным периодом существования право­вой науки как развитой системы научных знаний, а также идеали­стическим, односторонним подходом к изучению государства и права.

Большинство известных ныне правовых теорий, концепций понимают и исследуют право односторонне: либо как систему норм действующего законодательства (позитивистская теория пра­ва), либо как систему правовых отношений (социологическая тео­рия права), либо как систему правовых чувств и эмоций индивида (психологическая теория права). Интегративный подход к позна­нию права способна осуществить лишь материалистическая тео­рия, которая признает, что закономерное развитие государства и права имеет производный характер от существующих в обществе экономических отношений и в конечном счете определяется ими. Однако эта теория находится пока в стадии становления, после то­го как ее основы были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX в., до сих пор не нашлось исследователя, спо­собного понять суть материалистического подхода к праву и реали­зовать его с учетом специфики современного гражданского обще­ства.

Основной и единственной формой развития правовой науки является научное исследование, представляющее собой вид дея­тельности, при котором познающий субъект посредством изуче­ния объекта исследования и анализа имеющейся юридической ли­тературы формулирует новые для правовой науки знания в форме единичных или обобщенных фактов либо абстрактных теоретиче­ских суждений, выводов.

Новизна полученных знаний является решающим признаком научного исследования, что, в частности, находит выражение в требованиях, предъявляемых к диссертациям, представляемым на соискание ученой степени доктора или кандидата наук Так, вклад соискателя ученой степени доктора юридических наук должен вы­ражаться в новом крупном научном достижении либо решении научной проблемы, имеющей важное социально-культурное зна­чение. Будущему кандидату наук достаточно решить задачу, имеющую существенное значение для той или иной отрасли пра­вовой науки. Достичь же подобных результатов, а также их обос­новать, надлежащим образом аргументировать удается отнюдь не одним одномоментным умозрительным актом, а посредством со­вершения ряда специальных действий — исследовательских про­цедур.

Как говорилось выше, научное исследование призвано обеспе­чивать правовую науку новыми знаниями. Эти знания, подобно любым научным знаниям, должны быть обоснованными, аргу­ментированными, истинными. К сожалению, решить эту весьма сложную задачу удается далеко не всем, кто занимается научной деятельностью. Для облегчения и сокращения пути исследователя к истине в науке используются такие весьма эффективные средст­ва научного познания, как философские основания науки и мето­ды научного познания.

Основанием правовой науки выступает философия, т. е. система знаний, воззрений о всеобщих законах развития природы, обще­ства и мышления. Признание философии основанием правовой науки означает, что ее законы, категории, понятия, положения находят широкое применение в познании государства и права, но непосредственно учеными-юристами не разрабатываются. Право­веды используют ту совокупность философских знаний, которая присутствует на момент исследования. Они имеют лишь право выбора того или иного философского учения в качестве основы политико-правовых явлений и философских воззрений, взглядов, высказываемых отдельными философами либо философскими школами.

Опираясь на положения теории познания как части философии, ученые-правоведы определяют особенно­сти познания объекта и предмета правовой науки, пути и способы установления истинности ее фактических и теоретических зна­ний.

Таким образом, метод правовой науки предстает сводом, своего рода кодексом правил, принципов научного познания, который пока что остается несистематизированным, а его содержание — аморфным и неопределенным. К тому же он находится в постоян­ном развитии, совершенствовании, поскольку всякое дальнейшее прогрессивное развитие социальных наук, в том числе правоведе­ния, неизменно влечет появление новых методов познания госу­дарства и права.

В связи с тем, что научное познание сопровождается проведени­ем множества процедур, связанных с поиском и фиксацией сведе­ний об исследуемых явлениях и процессах, подсчетом статистиче­ских данных и изложением результатов исследования, в правовой науке применяются вычислительная техника и иные технические средства. Благодаря использованию современной вычислительной техники значительно облегчились поиск правовой и иной научной информации, подготовка исследовательских форм в социальном правовом исследовании, процесс обобщения результатов эмпири­ческого познания.

Исследовательская процедура — это относительно самостоятель­ная часть, этап научного исследования, который характеризуется специфическими задачами и завершается получением знаний, не­обходимых для проведения последующих в данном исследовании процедур. Сложность и многообразие научно-исследовательской деятельности порождают множество исследовательских процедур. В правоведении наиболее значимую роль играют процедуры толко­вания норм права, правоприменительных актов, иных письменных источников, а также толкования, описания, классификации, объ­яснения, аргументации, критики, формулирования понятий и т. д. Например, догматическое, формально-логическое изучение тек­стов законов, иных нормативных правовых актов состоит из сле­дующих шести процедур: 1) толкование норм права; 2) описание выявления фактов; 3) сравнение, сопоставление фактов; 4) класси­фикация; 5) формулирование обобщенных фактов; 6) описание обобщенных фактов.

Изложенную систему компонентов правовой науки завершают результаты научных исследований в форме единичных и обоб­щенных (статистических) фактов, принципов, научных доктрин, теорий, категорий, понятий. Новые знания приобретают статус научного знания при условии их соответствия двум требованиям: научной обоснованности (достоверности) и формально-логиче­ского соответствия общим исходным принципам и закономерно­стям правовой науки. Вполне возможны ситуации, когда новые знания могут противоречить исходным принципам соответствую­щей отрасли правовой науки. Однако подобная ситуация возмож­на лишь как исключение, поскольку появление новых принципов научного знания, противоречащих существующим, означает ста­новление новой научной теории, что в правовой науке встречается не так уж часто. Вполне возможно, что впоследствии будут приве­дены веские аргументы, свидетельствующие о проблематичности претензии полученных знаний на статус теории права, тем не ме­нее они имеют право на существование в качестве гипотезы до тех пор, пока не будет доказан их мифологический характер.

Изложенный обзор основных компонентов правовой науки яв­ляется весьма общим и недостаточно конкретным. Более полный их анализ будет дан в гл. 2—5 учебника.

Название работы: Правовая наука как деятельность и социокультурный институт

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Поскольку знания о государстве и праве об истории правовой науки представляют собой результат активной специальной деятельности людей то правовая наука правомерно рассматривается как деятельность благодаря которой были получены знания. В итоге правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и развития права и государства и на этой основе формулировать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и и деятельности государства по управлению делами общества. Содержит рекомендации о формах и.

Дата добавления: 2014-12-31

Размер файла: 18 KB

Работу скачали: 41 чел.

Вопрос 27. Правовая наука как деятельность и социокультурный институт.

Правовая наука — это большая совокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю. Включает в себя 3 сферы: знания о современных государстве и праве, исторические знания, история самой правовой науки.

Поскольку знания о государстве и праве, об истории правовой науки представляют собой результат активной специальной деятельности людей, то правовая наука правомерно рассматривается как деятельность , благодаря которой были получены знания.

Познавательная научная деятельность состоит из двух сторон:

-субъективная сторона — представлена индивидом, человеком, творческими усилиями которого создаются новые знания о государстве и праве либо правовой науки, истории ее становления и развития. Основная форма развития, совершенствования правовой науки — научное исследование.

- объективная сторона — существует в виде предмета, средств научного познания и конкретно-исторических условий ее функционирования и развития. В итоге правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и развития права и государства, и на этой основе формулировать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и и деятельности государства по управлению делами общества.

Объективную сторону науки образуют конкретно-исторические условия ее существования, в числе которых решающее значение имеют условия и порядок подготовки научных кадров, формы организации научных учреждений, уровень оплаты труда ученых, политико-правовой режим, определяющий меру свободы слова и мысли деятелей науки.

Правовая наука как социокультурный институт оказывает решающее воздействие на многие стороны общества, в том числе:

  1. является действенным гарантом прогрессивного развития, совершенствования законодательства, его способности обеспечивать эффективное регулирование общественных отношений
  2. определяет научно обоснованные пути совершенствования правотворческой, правоприменительной практики, борьбы общества и государства с противоправными посягательствами на права и свободы личности, иных субъектов права.
  3. Содержит рекомендации о формах и методах совершенствования демократических форм правления, привлечения населения к участию в деятельности государства, в решении актуальных задач формирования правового государства, готовит предложения по совершенствованию деятельности органов гос-ной власти и должностных лиц, преодолению в их деятельности негативных явлений (коррупция, бюрократизм)
  4. выявляет дополнительные юридические гарантии защиты прав и свобод личности, иных субъектов права.

Правовая наука наиболее ярко проявляет себя в сфере образования и воспитания. Часть общего и профессионального образования — определенный комплекс элементарных правовых знаний, который должен знать и неукоснительно соблюдать каждый гражданин, член общества.

Правовая наука как социокультурный институт достигает своей наивысшей формы в деятельности по формированию контингента научных кадров, организации научных юридических учреждений, обеспечения возможности публиковать результаты юридической деятельности.

Т.о., правовая наука — единство системы знаний о государстве и праве, деятельности ученых-правоведов, осуществляемой в целях развития, совершенствования системы этих знаний, активного воздействия правовой науки на решение актуальных проблем политико-правовой практики, формирования правовой культуры населения и подготовки профессиональных юридических кадров.

Наука - это область общественной жизни, которая занимается изучением объективных закономерностей существования и развития природы и общества. Одновременно это и система достигнутых человечеством на протяжении своей длительной истории объективных знаний о наиболее существенных свойствах изучаемых явлений прошлого и настоящего. Объективные закономерности как объект науки - это знание о наиболее значимых, глубинных качествах явлений, их связях между собой, взаимодействии, тенденциях развития. Научные знания существуют во взаимосвязанной, упорядоченной системе, они логически обоснованы, доказаны, последовательно изложены.

Подлинная наука всегда в непрерывном поиске истины. Это не нечто неизменное, статическое, а постоянное углубление и развитие наших представлений о мироздании, накопление знаний.

В настоящее время наука - это важнейшая производительная сила, двигатель прогресса человечества, социальный институт, оказывающий существенное влияние на развитие мировой цивилизации.

Наука подразделяется на целый ряд отраслей. Обычно выделяют три самостоятельные отрасли. Это естественные, технические и гуманитарные науки. Естественные науки изучают закономерности развития живой и неживой природы. В нее входят астрономия, физика, химия, биология и ряд других наук. Объектом естественной науки является также и человек как биологическое существо, его природные качества. Предметом технических наук является создание предметов, объектов в процессе трудовой деятельности человека для удовлетворения его потребностей, продукты творчества людей. В качестве примеров можно привести также отрасли технической науки, как строительное дело, металловедение, сопротивление материалов и др. Третья отрасль науки - гуманитарная (общественная). Ее предмет - это отношения между людьми, закономерности становления и развития общества, общественное бытие и общественное сознание.

Будучи в своей основе единой, гуманитарная наука распадается на ряд отраслей знания, имеющих специфический предмет. Так, экономическая наука исследует производственные отношения между людьми, закономерности развития экономики общества. История определяет этапы развития человеческого общества с момента его создания, анализирует основные события, имевшие место в мире в целом и в отдельных государствах. Среди других наук, входящих в гуманитарную науку, можно назвать также социологию (науку об обществе как целостной системе, отдельных социальных институтах, процессах, группах), политологию (науку о политической системе, власти), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном) и ряд других.

Кроме того, отдельно существует еще одна отрасль - это философия, стоящая над всеми науками. Она изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого познания, направлена на выработку мировоззрения, системы взглядов на мир и место в нем человека. Главные проблемы философии - это отношение материи и духа, бытия и сознания, познаваемость мира, методология познания. Она служит методологической базой, мировоззренческой основой для всех наук, объединяет их общими принципиальными положениями и выводами.

Юридическая наука (правоведение) является одной из отраслей, входящих в систему гуманитарных (общественных) наук. Ее предметом является такое важное для жизни общества социальное явление, как право в качестве регулятора отношений между людьми и их коллективами, взаимоотношений государства и личности. Она изучает этапы становления и развития права, социальное назначение и роль в жизни общества в целом и отдельной личности в частности, содержание и направление совершенствования отдельных составных частей права (отраслей, юридических институтов, конкретных норм и т.д.).

В юридическую науку включаются также те проблемы теории государства, которые непосредственно связаны с правом, без которых право не может быть глубоко и всесторонне понято и проанализировано как эффективный инструмент государственного руководства обществом. Учение о государстве в целом включается в особую науку - политологию, но изучать многие основные закономерности создания и развития государства признано также и правоведение, учитывая тесную и непосредственную связь между этими общественными явлениями, тот факт, что государство является тем инструментом, который создает право, организует и обеспечивает исполнение юридических норм. В юридической литературе правильно отмечается, что правоведение изучает правовые свойства государства, что ее предмет - это понятие права и соответствующее правовое понятие государства[1].

Юридическая наука - эффективный инструмент познания права и его роли в жизни общества, а также совершенствование правовой системы в целом и отдельных ее элементов, ее изменения в соответствии с динамикой, постоянного преобразования общественной жизни. При этом эффективность юридической науки во многом зависит от установления тесных связей и взаимодействия с другими отраслями гуманитарной, а также и естественной науки в творческом познании государственно-правовой действительности.

Юридическая наука имеет древние корни. Еще величайшие мыслители Древней Греции - Платон и Аристотель много говорили о государстве и праве. Большой вклад в правоведение внесли римские юристы (Гай, Ульпиан, Цицерон и др.), а также средневековые схоласты - Блаженный Августин и Фома Аквинский.

Следующий этап развития этой науки связан с разложением феодализма и борьбой нарождающейся буржуазии за власть, с обоснованием идей естественного права и критикой деспотизма феодального государства и "кулачного" права (Руссо, Вольтер Монтескье, Гобсс, Локк и др.).

Огромное влияние на развитие юридической теории оказали идеи великих немецких мыслителей - Г. Гегеля и И. Канта, а также классиков марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), обосновавших классовую природу государства и права, а также определяющее влияние экономики на их возникновение и развитие.

Исследованием научных проблем государства и права занималась также плеяда выдающихся юристов-теоретиков дореволюционной России - С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Ф.В. Тарановский и др. (более подробно об этом см. § 5 настоящей главы).

В современных условиях и в западных странах, и в нашей стране продолжаются серьезные исследования по общим вопросам правоведения, а также по отдельным его дисциплинам. Изучаются философские проблемы права, практические аспекты его развития и совершенствования, вопросы правопонимания, правового государства, гражданского общества, национальной безопасности, охраны природы и др.

В юридической науке существует довольно сложный комплекс наук, который можно было бы разбить на несколько самостоятельных частей. Одна из них - это теория государства и права, изучению которой посвящен настоящий учебник. Это основополагающая для юриспруденции наука, изучающая наиболее общие фундаментальные проблемы государства и права, имеющие методологическое значение для всех других отраслей правовой науки и практики. Именно поэтому ее часто называют общей теорией государства и права.

Следующая часть - это историко-правовые науки, изучающие последовательные этапы становления и развития государства и права, юридической идеологии, государственные институты, законодательные памятники, правовые ученые и теории в их историческом, хронологическом развитии. Это отечественная и зарубежная история государства и права, а также история политических и правовых учений, раскрывающая этапы развития правовой науки, взгляды ученых прошлого и современности на государство и право.

Наиболее значительная группа юридических наук - это отраслевые науки, изучающие закономерности создания и развития той или иной отрасли (части) права, регулирующей конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Это конституционное (государственное), административное, гражданское, трудовое, уголовное право и другие отрасли. Перечень таких наук постоянно расширяется и обновляется в силу развития регулируемых правом общественных отношений, специализации и дифференциации научных направлений. Совсем недавно в качестве самостоятельных отраслевых наук выделились, например, арбитражный процесс, экологическое, космическое право и др.

Уместно выделить также науки, изучающие организацию юридической деятельности. Это судоустройство, прокурорский надзор, организация работы адвокатуры, нотариата, органов местного самоуправления.

Особое место в системе наук занимает международное право. Если остальные отраслевые науки исследуют отдельные отрасли внутригосударственного (национального) права, то международное право занимает особое место, поскольку, регулируя отношения не внутри государства, а между государствами и другими участниками международного общения, оно имеет свои специфические закономерности регулирования.

В юридическую науку включаются и так называемые технико-прикладные науки, которые находятся на стыке правоведения и других отраслей знания (технические науки, математика, статистика, химия, медицина, психология, кибернетика и др.), данные которых используются для решения правовых задач. Это криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика и др.

Ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельной части юридической науки также сравнительное правоведение (компаративистику), назначение которого состоит в сравнении между собой правовых систем разных государств, их институтов и отдельных норм для определения общих закономерностей и особенностей развития права в различных регионах, частях нашей планеты, использования опыта правотворчества и применения юридических норм других государств.

По-разному учеными-юристами определяются функции правоведения. Это понятие обычно трактуется как основные направления научной деятельности, ее воздействия на общественную жизнь в целях ее прогрессивного преобразования. В учебниках по юриспруденции и монографической литературе нет единства в перечислении функций. Среди них называются теоретическая, методологическая, эвристическая, познавательная, идеологическая, воспитательная, прогностическая, гносеологическая, онтологическая, практически-организационная и др.

Представляется целесообразным выделить три основные функции, которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права. Это гносеологическая (познавательная), прогностическая и идейно-воспитательная (идеологическая). Гносеологическая функция - это выработка и оформление научных знаний о государстве и праве. Правоведение аккумулирует и приводит в систему идеи о государственно-правовой надстройке, объясняет, когда и почему возникли те или иные юридические категории, явления, факты, каково их социальное назначение, структура, в какой связи они находятся между собой, создавая тем самым научную основу для формирования политической идеологии, правосознания и юридической культуры.

Эта функция направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, о состоянии борьбы с правонарушениями и обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

Научное познание помогает выработать понятийный аппарат категорий государственно-правовой действительности, обеспечивает высокий профессионализм работников правотворческих, судебных и иных правоприменительных органов, взаимодействие между различными отраслями юриспруденции, единообразие в понимании и оценке правовых фактов, процессов, отдельных норм и способов их реализации. Такой понятийный аппарат используется не только для объяснения тех или иных юридических процессов, явлений, но и для выработки общих теоретических выводов, обобщающих закономерностей функционирования всей государственно-правовой надстройки, а также отдельных отраслей права и конкретных юридических институтов. Правоведение не только анализирует и обобщает проблемы государства и права, но и объясняет объективные процессы их развития, выявляет закономерности, лежащие в основе этих процессов, определяет их сущность и социальную роль.

На основе познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовой действительности юридическая наука призвана давать глубокую и обоснованную оценку изучаемых явлений, определять их положительные и негативные черты, обосновывать степень демократизма форм правления и политических режимов в той или иной стране, степень обеспеченности и защиты прав и свобод личности, справедливости права и отдельных его институтов и т.д.

Гносеологические функции являются основой для показа недостатков в работе государственного аппарата, своевременного выявления малоэффективных и устаревших правовых положений, пробелов и противоречий в действующем законодательстве, определения эффективности работы государственного аппарата и правового регулирования. Творчески-критический характер научной деятельности в сфере юриспруденции - необходимая ее черта, способствующая определению путей дальнейшего совершенствования государственно-правовых институтов, формирования гражданского общества и правового государства.

Вторая основная функция юридической науки - прогностическая, определяющая в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, их будущую судьбу, формирующая научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования. Правоведение как бы встает на плечи юридической практики и с учетом ее достижений и недостатков на современном этапе определяет пути ее дальнейшего движения и развития.

Научное предвидение распространяется как на усовершенствование отдельных государственно-правовых институтов, актов, норм, так и на общие тенденции развития политической и правовой жизни страны и всего мира. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в законах принципов народовластия, основ рыночной экономики, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д. Они являются непременными участниками подготовки всех наиболее значительных законов и иных правовых актов, осуществляют научную экспертизу разрабатываемых правотворческих решений, участвуют в работах по упорядочению, систематизации законодательства, являются авторами разработки многих инициативных законопроектов.

Наконец, третья основная функция юридической науки - идейно-воспитательная (идеологическая). Правоведение воздействует на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, поведение людей не только через посредство тех или других государственно-правовых институтов, но и прямо, непосредственно, как важный идеологический фактор, пропагандирующий идеи справедливости, демократии, гуманизма, правового государства, естественных, неотъемлемых прав личности, которые должны найти отражение в практике государственной жизни, действующем законодательстве. Юридическая наука активно воздействует на правосознание должностных лиц и отдельных граждан, создает научную основу для формирования в стране политической и правовой культуры.

В юридической литературе неоднократно отмечается, что такая функция призвана обеспечивать глубокое знание студентами правовых и ряда других учебных заведений (вузов, техникумов, колледжей) основных понятий юриспруденции, принципов права, действующих норм, пропаганду правовых знаний среди населения, повышение квалификации работников правоохранительных органов и иных звеньев государственного аппарата, предпринимательских структур. Она способствует также повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формирования высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.

Правоведение обосновывает идеи законопослушания граждан и должностных лиц, необходимость строгого соблюдения и исполнения правовых норм, активного участия в общественно-политической жизни, вырабатывает правила научного толкования юридических предписаний, формирования психологических установок на правомерное поведение и активную жизненную позицию.

Формы воздействия правоведения на юридическую практику весьма разнообразны. В их числе можно отметить создание крупных, фундаментальных работ по общим и отраслевым проблемам юриспруденции (монографии, ученые записки, статьи в теоретических журналах), сравнительное изучение зарубежного законодательства и практики его осуществления, научное комментирование вновь принимаемых законов, внесение в правотворческие органы научно обоснованных предложений о совершенствовании действующего законодательства и перспективах его развития, непосредственное участие в подготовке важнейших законопроектов, их научной экспертизе, инициативная разработка такого рода актов, составление разного рода методических правил, рекомендаций законопроектной и правоприменительной деятельности и т.д.

Читайте также: