Понятие информационной сферы общества информационная сфера как сфера правового регулирования

Обновлено: 05.07.2024

1. Информационная сфера: понятие, характеристика.

Информационная сфера –
это сфера деятельности
субъектов, связанная с
созданием, преобразованием
и потреблением информации.
Информационные
отношения - общественные
отношения, возникающие в
информационной сфере при
осуществлении
информационных процессов.

2. Основные объекты информационной сферы:

1. Информация, в том числе
информационные ресурсы
2. Информационная
инфраструктура:
а) организационные структуры
б) информационнотелекоммуникационные структуры
в) информационные, компьютерные и
телекоммуникационные технологии
г) системы средств массовой
информации

3. Информация как объект правового регулирования. Свойства информации. Документированная информация и документ.

ГК РФ признает информацию
самостоятельным объектом
правоотношений (ст. 128)
Информация может свободно
использоваться любым лицом и
передаваться одним лицом другому
лицу, если федеральными законами не
установлены ограничения доступа к
информации либо иные требования к
порядку ее предоставления или
распространения (ст. 5. ФЗ"Об
информации, информационных
технологиях и о защите информации")

4. Выделяют следующие юридические свойства информации

5. Документированная информация, ресурсы, системы, сети, технологии и технические средства как объект правового регулирования.

Документированная информация –
зафиксированная на материальном
носителе путем документирования
информация с реквизитами,
позволяющая ее идентифицировать,
имеет фиксированный характер.
Единого понятия документированной
информации (документа) не
выработано в российской
юридической науке

Релевантность
Ценность
Субъективность
Идентифицируемость
зафикс. На носителе сведений
Наличие материального
носителя инф-ии
Полнота
Свойства
Достоверность
инф-ии
Возможность изменения
форм закрепления инф-ии
Эргономичность
Адекватность
Доступность

"Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть первая)" от 30.11.1994
N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.09.2018)
ГК РФ Статья 128. Объекты
гражданских прав (в ред. Федерального
закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
В связи с этим законодательство
рассматривает в качестве объекта
правового регулирования только
информацию, представленную в виде
документа, в документированной форме.

Информационные ресурсы –
отдельные документы и
отдельные массивы
документов, документы, и
массивы документов в
информационных системах
(библиотеках, архивах, фондах,
банках данных, других
информационных системах).

9. Выделяются следующие виды субъектов в этой области:

1. Граждане, в том числе
иностранные, и лица без
гражданства.
2.Организации
Библиотеки,архивы,
музеи
Информационные центры и др.
информационные структуры
Информационные фонды, центры анализа
информации, информационные агенства
Другие органы массовой информации, др. организациисобственники и владельцы информац. ресурсов

3. Органы государственной власти:
а) федеральные органы государственной власти:
– Федеральное Собрание РФ;
– Совет Федерации Федерального Собрания РФ,
Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
– Президент РФ, Администрация Президента РФ;
– Конституционный Суд РФ;
– Верховный Суд РФ;
– Высший Арбитражный Суд РФ;
– Правительство РФ;
б) федеральные министерства, ведомства,
комитеты; органы государственной власти
субъектов РФ:
– органы представительной власти;
– органы исполнительной власти;
– органы судебной власти; органы местного
самоуправления.

11. Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов:

Информационные ресурсы по виду
информации (правовая инф-ция, политическая
инф-ция, информация ограниченного доступа
(коммерческая тайна, служебная тайна и др.),
инф-ция о здравоохранении и др.).
Информационные ресурсы по виду
носителя.
Информационные ресурсы по способу
формирования и распространения.
Информационные ресурсы по способу
организации хранения и использования.
Информационные ресурсы по форме
собственности.

12. Информационные продукты и информационные услуги также делятся на виды.

Информационные продукты
(документы, данные; подборки
документов, данных; справки,
аналитические справки; базы данных,
банки данных; другие виды
информационных продуктов).
Информационные услуги:
• услуги по информационному
обслуживанию: поиск информации;
обработка информации; выдача данных
(документов); хранение информации;
• услуги по пользованию Интернетом, АИС,
БД, их сетями

13. Рассмотрим сеть как на примере Интернета:

Интернет– это всемирная
информационная и
телекоммуникационная система
общего доступа, состоящая из
региональных, локальных, и
корпоративных сетей, в работе
которых участвуют более чем
2,4 млрд. пользователей.

Информационная система – это
совокупность содержащейся в
базах данных информации и
обеспечивающих ее обработку
информационных технологий и
технических средств.
Информационные технологии –
процессы, методы поиска, сбора,
хранения, обработки,
предоставления, распространения
информации и способы
осуществления таких процессов и
методов.

15. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

16. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

участвуют в разработке и реализации
целевых программ применения
информационных технологий;
создают информационные системы и
обеспечивают доступ к содержащейся в
них информации на русском языке и
государственном языке
соответствующей республики в составе
Российской Федерации.

Информационные
системы
государственные
информационные
системы
иные
информационные
системы
муниципальные
информационные
системы

Сертификация – это форма
осуществляемого органом по
сертификации подтверждения
соответствия объектов требованиям
технических регламентов, положениям
стандартов или условиям договоров.

19. Общественные отношения в информационной сфере и их правовое регулирование.

Общественные отношения в
информационной сфере в
основном регулируются
информационным правом.
Информационное право как
отдельная отрасль права ставит
своей задачей регулирование
особой однородной группы
общественных отношений,
которые называются
информационными отношениями.

20. Чтобы отличать общественные отношения, можно отметить, что особенности информационных отношений сводятся к тому, что эти

отношения:
возникают, развиваются и прекращаются в
информационной сфере при обращении
информации;
опосредуют государственную политику
признания, соблюдения и защиты
информационных прав и свобод человека и
гражданина в информационной сфере;
отражают особенности применения
публично-правовых и гражданско-правовых
методов правового регулирования при
осуществлении информационных прав и
свобод с учетом специфических
особенностей и юридических свойств
информации и информационных объектов.

Глобальной целью осуществления
информационных прав и свобод,
достигаемых посредством норм
информационного права, можно считать
создание условий для формирования
гармонической и
высокоинтеллектуальной личности,
построения свободного и
демократического общества и
государства, обладающего
информационным суверенитетом. Речь
идет о создании общества, основанного
на знаниях, принципах гармонического и
интеллектуального развития каждого
члена общества и общества в целом.

22. Классификация информации, признаки, структура

В основу классификации
информации, циркулирующей в
организации (фирме), может
быть положено пять наиболее
общих признаков: место
возникновения, стадия
обработки, способ
отображения, стабильность,
функция управления.

23. Место возникновения

24. Стадия обработки

25. Способ отображения

26. Стабильность

27. Функция управления

Субстациональная
есамостоятельность
Юридические
признаки
информации
Качество
Ценность
Трансформируемость

29. Виды информации открытого и ограниченного доступа.

30. Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных,
гражданских и иных правовых отношений. Информация может
свободно использоваться любым лицом и передаваться одним
лицом другому лицу, если федеральными законами не
установлены ограничения доступа к информации либо иные
требования к порядку ее предоставления или распространения.
2. Информация в зависимости от категории доступа к ней
подразделяется на общедоступную информацию, а также на
информацию, доступ к которой ограничен федеральными
законами (информация ограниченного доступа).
3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления
или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц,
участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными
законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской
Федерации ограничивается или запрещается.
4. Законодательством Российской Федерации могут быть
установлены виды информации в зависимости от ее
содержания или обладателя.

31. Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся
общеизвестные сведения и иная информация,
доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может
использоваться любыми лицами по их усмотрению
при соблюдении установленных федеральными
законами ограничений в отношении
распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей
общедоступной по его решению, вправе требовать
от лиц, распространяющих такую информацию,
указывать себя в качестве источника такой
информации. Федеральным законом от 7 июня 2013
г. N 112-ФЗ статья 7 настоящего Федерального
закона дополнена частью 4, вступающей в силу с 1
июля 2013 г.

32. Виды информации:

1) Нормативным правовым актам
2) Информации о состоянии
окружающей среды;
3) Информации о деятельности
государственных органов и органов
местного самоуправления
4) Информации, накапливаемой в
открытых фондах библиотек, музеев и
архивов, а также в государственных,
муниципальных и иных
информационных системах, созданных
или предназначенных для обеспечения
граждан (физических лиц) и
организаций такой информацией;
5) Иной информации, недопустимость
ограничения доступа к которой
установлена федеральными законами

34. Государственная тайна. Признаки

1) это очень важные сведения;
2) их разглашение может причинить ущерб
государственным интересам;
3) перечень сведений, которые могут быть
отнесены к государственной тайне,
закрепляется федеральным законом;
4) она охраняется мерами уголовной
ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и
иными принудительными средствами;
5) для ее охраны создан специальный
административно-правовой режим – режим
секретности.

Аннотация:Признаки и условия информационного века начали формироваться еще в начале 1950-х гг. Если в начале XX столетия объем знаний удваивался каждые 50 лет, то начиная с 1990 г. данный показатель удваивается всего лишь за один год.

Ключевые слова: информационная сфера,информация, документ, персональные данные, документооборот,киберпространство, Интернет, СМИ

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу встал вопрос о мерах правового регулирования вновь появляющихся отношений. Каждое государство выбрало свой путь развития в данном направлении. В настоящее время правовое регулирование информационной сферы является настолько сложным и запутанным, что ни в одной стране мира нет гармоничного законодательства, которое могло бы полностью разрешить все соответствующие проблемы в данной сфере.

Информационные ресурсы играют важную роль в жизни современного государства. Благодаря им фактически обеспечивается вся содержательная сторона государственного управления. Одной из приоритетных задач любого государства является правовое регулирование в информационной сфере. В России данный процесс начался сравнительно недавно, однако в настоящее время он уже идет полным ходом. Тем не менее, на сегодняшний день по-прежнему существует необходимость в дополнительной проработке многих вопросов, связанных со сферой информационных отношений. Помимо этого, также необходимо уточнить и комплекс правовых норм, которые регулируют эти отношения.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Информационная сфера состоит из множества различных компонентов: 1) субъектов информационного взаимодействия; 2) общественных отношений, в которые вступают субъекты информационного взаимодействия; 3) информационной инфраструктуры, без которой данные отношения не могут полноценно развиваться; 4) информационных технологий; 5) самой информации, в отношении которой возникают общественные связи субъектов информационного взаимодействия[18, с. 65].

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Информационная сфера представляет собой системообразующий фактор жизни современного общества. Она оказывает активное влияние на состояние политической и экономическойсферы, а также оборонной и других составляющих безопасность России сфер.

Можно выделить несколько различных секторов информационной индустрии, где в ближайшем будущем необходимо будет регламентировать деятельность субъектов информационного взаимодействия.Это: 1) информационные службы (банки данных, агентства печати, библиотеки); 2) производство носителей информации (фильмов, газет и книг, видео- и звукозаписей); 3) информационные технологии (терминалы, электронно-вычислительные машины); 4) интеграционные технологии (устройства сопряжения и преобразователи); 5) средства связи (радио, телевидение, телефон); 6) каналы связи (спутниковая связь, телеграф, почта); 5) каналы массовой коммуникации (системы доступа к базам и банкам данных, телевизионные и радио сети)[13, с. 162].

С юридической точки зрения, информационную сферу можно разделить на две категории: естественную (устная речь, мимика и жесты) и искусственную (письменность, знаки и символы).

В качестве объекта правового регулирования информационная сфера первоначально состояла из пяти предметных областей: 1) области создания и распространения исходной и производной информации; 2) формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг; 3) реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации; 4) создания и применения информационных систем, информационных технологий, а также средств их обеспечения; 5) создания и применения механизмов и средств информационной безопасности[17, с. 89].

Однако число областей, которые входят в информационную сферу общества увеличивается ежегодно. В настоящее время их насчитывается уже как минимум десять. Это: 1) область международного информационного обмена; 2)реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере; 3) организации и деятельности средств массовой информации; 4) связи и массовых коммуникаций (сюда же относятся и проблемы, связанные с Интернетом); 5) обеспечения информационной безопасности России; 6) электронного документооборота; 7) электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий; 8) формирования и обработки персональных данных; 9) библиотечного дела, архивного дела; 10) рассмотрения конфликтов и информационных споров[17, с. 89].

Рассмотрим особенности законодательного регулирования в сфере персональных данных.

Законодательство России в сфере персональных данных состоит из предусмотренных Конституцией РФ норм-принципов (ст. 23, 29, 33), заключаемых Россией международных договоров, а также специальных законов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Одной из особенностей данного закона является то, что в его статье 2 затрагиваются вопросы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни, а также семейной, личной и другой, охраняемой законом тайны.

Обработка персональных данных состоит из различных действий либо операций с ними.При обработке персональных данных создается информационная система персональных данных (к примеру, в границах отдельно взятой организации). Подобная система как правило обрабатывает информацию при помощи средств автоматизации. Автоматическая обработка состоит из совокупности различных операций: накопления данных, проведения арифметических или логических операций с подобными данными, а также их распространения, восстановления, изменения и стирания[20, с. 143].

Персональные данные должны обрабатываться на законной и справедливой основе.

Теперь рассмотрим особенности правового регулирования документооборота, в том числе электронного.Организация работы с документами является основой деятельности любой организации, учреждения либо индивидуального предпринимателя, поэтому любой руководитель организации как правило заинтересован в налаживании эффективной организации работы с документами.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Документооборотом является перемещение документов между их составителями и исполнителями по информационным технологическим цепочкам. Документооборот позволяет проинформировать всех заинтересованных в этом лиц, донести принятые решения до их сведения, а также произвести учет и контроль.

В свою очередь электронным документооборотом является такая система ведения документации, где в отличие от традиционного бумажного документооборота весь массив создаваемых электронных документов поддерживается при помощи информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, которые объединены в сеть. Данная система предоставляет возможность формирования и ведения распределенной базы данных. Впрочем, изложенное не означает, что в такой системе не используются традиционные бумажные электронные документы, просто электронный документ, который создается, хранится и корректируется при помощи компьютера, обладает приоритетом над бумажным документом.

В условиях ноосферного информационного общества и ноосферной цивилизации формируются факторы, затрагивающие область обращения различной цифровой информации. В XXI в. процесс документирования обладает следующими тенденциями.

1. Поскольку информационные потоки уплотняются, то изменяются и сами носители информации, а также структура и состав ресурсов документальной информации.

3. Новые экономические отношения содействуют росту международного влияния на область оборота документированной информации.

4. Происходят процессы стандартизации и унификации документации.

5. Большинство информационных отношений носят преимущественно международный характер[14, с. 176].

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Одним из наиболее сложных и дискуссионных является вопрос о правовой природе отношений, которые появляются, изменяются и прекращаются в сфере использования глобальной сети Интернет.

Интернет уже давно и прочно проник в повседневную жизнь людей; в настоящее время он оказывает значительное влияние как на социальную, так и на экономическую жизнь общества.

При использовании глобальных компьютерных сетей возникают особого рода общественные отношения — информационные отношения, которые направлены на организацию движения информации в обществе. Своим появлением они обязаны информационной природе коммуникаций самого информационного общества. Такие отношения следует называть интернет-отношениями либо информационно-кибернетическими отношениями. Участвовать в них можно лишь при помощи ЭВМ, которая обязательно должна быть подключена к компьютерной сети.

В Интернете осуществляют реальную деятельность реальные физические и юридические лица, которые располагаются в различных местах. Их поведение регламентировано специальными нормами, которые одинаково применяются ко всем без исключения участникам, в том числе и к иностранным лицам. Очевидно, что Интернет не может существовать без правового регулирования, однако это вовсе не означает, что он ставит под сомнение основные постулаты российского права, которые были выработаны теорией и подтверждены практикой. Необходимо отметить, что в основе правового регулирования сети Интернет лежат общие принципы построения информационного общества, при этом сеть Интернет преимущественно регулируются нормами международного и договорного права.

В зарубежных странах (прежде всего в странах Западной Европы и США) уже давно проводится анализ различных правовых аспектов среды Интернета. В частности,в США, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии было опубликовано множество различных отчетов и рапортов, которые касаются проблем законодательного регулирования электронных сетей и Интернета. Заказчиками таких отчетов нередко выступают правительства, которые хотят исследовать динамику развития и функционирования сети Интернет, которая является новым и ранее неизвестным способом коммуникации.

В настоящее время ученые и специалисты предлагают три противоположных подхода, направленных на регулирование информационных отношений в глобальной сети Интернет.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сторонники второго подхода считают, что государства, равно как и их институты и учреждения являются слишком медлительными и неповоротливыми, они ничего не делают ни для коммерческого ни для технического развития Интернета и обладают правомочиями лишь в пределах своих границ[11, с. 59].

Наконец сторонники третьего подхода считают, что успешно регулировать информационную среду могут лишь действующие демократические учреждения и существующие законодательные процессы и только они обладают легитимным правом по обсуждению и решению вопросов, которые стоят перед теорией и практикой Интернета. В подтверждение своей позиции они указывают, что органы правосудия могут рассматривать индивидуальные споры, которые вытекают из деятельности субъектов в киберпространствеи тем самым постепенно накапливать судебную практику в данной сфере[11, с. 60].

С 2012 году в России начался процесс государственного регулирования Интернета. Тогда же был принят первый закон, предусматривающий внесудебную блокировку интернет-сайтов. За последние 7 лет в нашей стране было принято множество различных нормативных актов, затрагивающих сферу Интернет. Однако, как считают многие специалисты, в России законодательное регулирование Интернета осуществляется преимущественно в репрессивном и регрессивном направлениях [19, с. 118].

Большинство ученых считают, что Интернет не является юридическим лицом, так как у него отсутствуют признаки, которые присущи данной правовой категории. Таким образом, поскольку Интернет не имеет, да и просто не может иметь конкретного собственника, то он не обладает имущественной обособленностью, одним из основных признаков юридического лица.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что Интернет не может существовать без правового регулирования. В данной области существует множество споров и дискуссий относительно источников права, действия права в пространстве и по кругу лиц, профессиональной этики и правосознания, оценки поведения субъектов права, разработки общих и устойчивых понятий и категорий, культурных, экономических, политических и других проблем. Большинство из указанных вопросов пока еще не нашло своего ответа, при этом иногда их разработка в отношении Интернета наталкивается на целый ряд серьезных трудностей.

Можно предположить, что в будущем Интернет будет выступать как объект обычного (а не специального) правового регулирования.В этой связи считаем, что являются несостоятельными призывы некоторых специалистов ввести в отношении Интернета специальный правовой режим, аналогичный тому, который применяется для регулирования космического пространства, Антарктики или Мирового океана.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Одним из наиболее важных институтов развитой демократии и гражданского общества являются независимые средства массовой информации (СМИ).

Массовая информация может распространяться в самых различных формах (например, периодическое печатное издание, сетевое издание, радиопрограмма, радиоканал, телеканал, специализированное СМИ и т.д.).

Деятельность российских СМИ осуществляется в соответствии с определенными принципами: 1) принципом информационной открытости и свободы массовой информации; 2) принципом недопустимости прямой либо косвенной цензуры; 3) принципом недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

Организация работы российского СМИ состоит из трех последовательных этапов: 1) учреждения; 2) регистрации; 3) распространения информации.

СМИ может прекратить либо приостановить свою деятельность лишь по решению суда, либо его учредителя.

СМИ может осуществлять свою деятельность в полном объеме лишь после того, как оно пройдет процедуру регистрации. На сегодняшний день в России существует уведомительная модель регистрации СМИ, в то время как в период существования Советского Союза действовала разрешительная система.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Особой средой является Интернет, где осуществляют свою деятельность множество различных сетевых изданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

9. Андреев В.В., Киркина Н.В. Правовое регулирование информационной сферы // Пробелы в российском законодательстве. — 2015. — № 8. — С. 21-25.

12. Волков Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория. — 2-е изд., стер. — М.: Юрайт, 2019. — 112 с.

13. Городов О. Информационное право. — М.: Проспект. — 2017. — 310 с.

14. Копылов В. Информационное право. — М.: Юрайт. — 2018. — 480 с.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

15. Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности. — М.: Юрайт. — 2018. — 340 с.

16. Кусова Е.А. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере // Правовое государство: теория и практика. — 2015. — № 6. — (16). — С. 60-65.

17. Ловцов Д.А. Информационное право. — М.: Российская академия правосудия. — 2016. — 680 с.

18. Лопатин В.Н. Понятие и структура информационной сферы // Актуальные проблемы права: теория и практика. — 2017. — №26. — С. 64-69.

19. Просвирин Ю.Г. Правовое регулирование информационной сферы // Международно-правовые чтения. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2017, Вып. 2. — С. 114-123.

20. Рассолов И. М. Информационное право. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 350 с.

Читайте также: