Понятие и виды службы как социального и правового института

Обновлено: 04.07.2024

Сложность и многозадачность государственной службы, а также ее важность в структуре государственного управления обуславливают рассмотрение государственной службы не только как деятельности, но гораздо шире - как комплексного социально-правового института.

Основная цель института государственной службы – обеспечение интересов государства и общества, главные функции – административная и сервисная, не имеющие политического характера.

Государственная служба как система институтов включает следующие институты:

государственных социальных услуг;

Важнейшими, как указывалось выше, являются социальный и правовой институты государственной службы.

Под социальным институтом можно понимать исторически сформированную на основе традиций и правовых норм устойчивую форму организации совместной деятельности людей, направленную на удовлетворение их социальных потребностей; результат естественного отбора и приспособления форм социальной жизни и отношений.

Государственная служба как социальный институт выступает инструментом реализации целей, задач и функций государства, занимается не только собственно управлением. Она вырабатывает определенные гарантии жизнедеятельности граждан, этические ценности и нормы, которые определенным образом влияют на общество в целом, обеспечивает удовлетворение наиболее общих, основных потребностей граждан, качественный уровень жизни, производя при этом социальные стандарты, т.е. предоставляет государственные социальные услуги.

Кроме того, как социальный институт, государственная служба вырабатывает систему ролей и статусов, большинство из которых закреплено и носит устойчивый политико-административный характер.

1. исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государству;

2. особый вид социальной практики, нацеленный на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий жизни;

3. особый социальный слой людей – государственных служащих, с присущими им интересами, потребностями;

4. инструмент формирования социального статуса чиновника;

5. носитель культуры и традиций общества, определенной морали.

Государственная служба как социальный институт имеет ряд особенностей:

социальную ориентацию (ее приоритетом является реализация социальных функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения)

социальная природа (представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои потребности и интересы)

служба чиновников социуму (обществу, чьи права и свободы являются главной социально-политической ценностью и за счет налоговых отчислений которого чиновники содержаться).

Как социально-правовой институт государственная служба выступает тогда, когда она обеспечивает правовое пространство жизни и деятельности граждан, их права и свободы. Такая структура придает государственной службе устойчивость, стабильность при всевозможных внешних и внутренних изменениях.

Государственная служба как правовой институт – это совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственных структур и государственных служащих, их деятельность по реализации законов, а также личный правовой статус государственных служащих.

В сфере государственной службы ключевым понятием является законность, т.е. строгая подчиненность государственных служащих специальному законодательству и регламентация всей их деятельности. Связь права, государства и государственной службы можно выразить следующим соотношением: право (закон) исполняет государствообразующую, политика - государствореформирующую, а госслужба - государствоисполняющую роль.

Государственная служба отражает проявления множества управленческих отношений и связей, которые нужно урегулировать при помощи норм государственно-служебного характера. Эти отношения регулируются в правовой форме, так как управленческая деятельность государства выражается именно в правовой форме.

Государственная служба как правовой институт имеет три взаимодействующих подсистемы:

- Публичное право как совокупность норм, гарантирующих общее, естественное право народа, граждан нации на профессиональное участие в ведении государственных дел. Реализуется в международных нормативных актах, закрепляется конституционным правом.

- Корпоративное (административно-служебное) право как совокупность норм, регулирующих установленный законом социальный институт профессионального сообщества государственных служащих; правила и процедуры поступления на службу, осуществления службы, продвижения по службе, прекращения службы. Оно реализуется нормами конституционного права и тематических законов о госслужбе.

- Субъективное право гражданина на равнодоступность при поступлении на государственную службу, исполнение замещаемой административной должности. Это право регламентируется главным образом нормами конституционного права.

Существенно, что государственная служба как корпоративное право, иначе как социально-правовой институт, а также субъективное право граждан подчиняется государственному посредством административного права. Административно-правовые методы отличаются определенной спецификой и направлены, прежде всего, на главных субъектов административного права - государственных служащих. Специфика заключается в том, что государственные служащие сами используют и устанавливают методы и формы административно-правового режима.

От административного права идут закономерные функциональные и структурные связи к соответствующему вида юридического процесса - административного процесса, важнейшими участниками которого также являются государственные служащие: они разрабатывают и издают нормативно-правовые акты управления, применяются меры административного принуждения, выполняя контрольно-надзорные функции.

Особенности государственной службы как правового института:

Правовым приоритетом государственной службы является реализация конституции и законодательства, обеспечение законности в стране.

Государственная служба осуществляется исключительно на основе специального законодательства, а также на основе механизма правового регулирования как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы.

Государственные служащие имеют особый правовой статус.

Правовые норма, регулирующие государственную службу, нацеливают чиновника на исполнение совей главной задачи – реализацию прав человека.

Лицо, находящееся на государственной службе, подпадает под специальный правовой режим. Государственный служащий чаще всего имеет определенные правовые ограничения в сравнении с обычным гражданином, за что государство предоставляет ему повышенные государственные гарантии.

Люди, работающие в рамках публичной службы должны находиться в особых правовых и морально-этических отношениях с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству, для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван. Современный чиновник должен ощущать себя частью органов государственного управления и видеть в служении гражданам свое предназначение.

Государственно-служебные правоотношения имеют следующие характерные черты:

1) отношения являются государственно-правовыми, то есть они в большей степени регулируются нормами государственного и административного права;

2) государственно-служебные правоотношения - это особые (статусные) правовые отношения, которые определяют статус государственных служащих;

3) государственно-служебные правоотношения - это отношения доверия, службы и преданности государственного служащего, что принципиально обусловливает права и обязанности государственных служащих;

4) служебные правоотношения - это властные государственно-правовые отношения, что означает верховенство государственного суверенитета и независимости, суверенность властных действий государственных служащих, возможность принять организационно-распорядительные и административные меры, осуществлять административно-юрисдикционных действий как в самом органе государственной власти, так и относительно внешних субъектов права.

Государственная служба – это социальный институт, реализуемый в форме государственной деятельности, призванной обеспечивать функционирование системы государственного управления, ориентированной на обеспечение прав, свобод и потребностей населения государства.

Сущность государственной службы

Государственная служба является профессиональной деятельностью российских граждан, направленной на обеспечение реализации полномочий:

  • Российской Федерации;
  • органов государственного управления федерального уровня;
  • регионов;
  • органов государственного управления регионального уровня;
  • должностных лиц, предусмотренных Российской Конституцией;
  • должностных лиц, предусмотренных нормативными актами регионов.

Структурно система государственной службы включает в себя такие элементы как:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • государственная служба других видов.

Государственную гражданскую службу можно охарактеризовать следующим образом:

  • во-первых, она представляет собой особую разновидность управленческой государственной деятельности;
  • во-вторых, является формой участия населения в реализации целей и функций государственного управления;
  • в-третьих, она представляет собой форму реализации и взаимосвязей государство, общество, граждан и законом;
  • в-четвертых, она представляет собой систему органов государственного управления, наделенных определенными полномочиями по решению задач государственного управления и функциями государственной власти;
  • в-пятых, она выражается в единстве правовых институтов, призванных регулировать осуществление государственного управления и власти, и социального института в лице сообществ, профессиональных корпораций, иных лиц, осуществляющих практическую реализацию государственной функции сообразно своему статусу;
  • в-шестых, она является механизмом формирования и реализации, а также совершенствования государственных институтов.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная служба отвечает следующим сущностным признакам:

  • во-первых, является государственной деятельностью, что выражается в содержании государственной службы, определяемой назначением и сущностью государства;
  • во-вторых, является профессиональной служебной деятельностью, то есть требует соответствия специальным квалификационным требованиям и обеспечивает решение определенных задач государственного управления;
  • в-третьих, обеспечивает исполнение полномочий органов государственного управления посредством осуществления интеллектуального, организационного, аналитического, информационного, прогностического, контрольного и профессионального обеспечения реализации полномочий органов государственной власти и их должностных лиц;
  • в-четвертых, выступает в качестве публичной службы, наделенной официальным, открытым характером, обеспечивающим интересы государства и общества в совокупности;
  • в-пятых, реализуется только государственными органами и должностными лицами, замещающими должности государственной службы;
  • в-шестых, обеспечивает государственных служащих денежным содержанием за счет средств государственного бюджета.

Принципиальные основы государственной службы

Совокупность принципов государственной службы закреплена законодательством России. К числу принципов государственной службы относятся:

  • принцип федерализма, выражающийся в единстве системы государственной службы и соблюдении установленного Конституцией разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровня;
  • принцип законности, выражающийся в осуществлении государственной службы в соответствии с требованиями и правилами;
  • принцип приоритетности свобод и прав человека и гражданина, выражающийся в признании прав и свобод человека высшей ценностью государства на уровне Конституции. Все государственные служащие призваны обеспечивать соблюдение, признание и защиту свобод и прав человека и гражданина;
  • принцип равенства доступа граждан, владеющих российским государственным языком, к несению государственной службы и равенства условий прохождения этой службы вне зависимости от таких характеристик, как раса, национальность, пол, должностное и имущественное положение и так далее;
  • принцип единства организационных и правовых основ государственной службы, выражающийся в реализации единого подхода к построению государственной службы;
  • принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
  • принцип открытости, выражающийся в информировании населения о действиях органов государственной власти и их должностных лиц;
  • принцип компетентности и профессионализма государственных служащих, подразумевающий их соответствие замещаемой должности государственной службы, квалификационным требованиям;
  • принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного характера в осуществлении ими их профессиональной служебной деятельности.

Функции государственная служба

Всю совокупность функций, реализуемых с государственной службой, можно разделить на два вида:

Проводимые в нашей стране реформы предусматривают модернизацию государственной власти в целом и органах государственной власти, в частности. Структура государственной власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный аппарат – стать надежным проводником в реализации социально-экономической политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства. Все это возможно в результате качественного реформирования государственной службы. Целью курсовой работы является исследование системы государственной службы, а также анализ институтов государственной службы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание государственной службы………………. 7
Понятие государственной службы……………………………..7
Задачи и функции государственной службы…………………10
Нормативно-правовое регулирование государственной службы…………………………………………………………..16
Глава 2. Этапы становления и институты государственной службы………………………………………………………………..20
История развития государственной службы…………………20
Институты государственной службы…………………………29
Глава 3. Перспективы развития государственной службы………………………………………………………………..36
Основные результаты реформирования государственной службы…………………………………………………………..36
Перспективы развития законодательства о государственной службе…………………………………………………………. 38
Заключение.…………………………………………………………. 42
Список используемой литературы…………………………………..44

Файлы: 1 файл

государственная служба как социально-правовой институт.docx

Государственное и муниципальное управление

Государственная служба как социально-правовой институт

Руководитель курсовых работ:

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Содержание государственной службы……………….. ..7

    1. Понятие государственной службы……………………………..7
    2. Задачи и функции государственной службы…………………10
    3. Нормативно-правовое регулирование государственной службы………………………………………………………….. 16

    Глава 2. Этапы становления и институты государственной службы……………………………………………………………… ..20

      1. История развития государственной службы…………………20
      2. Институты государственной службы…………………………29

      Глава 3. Перспективы развития государственной службы…………………… …………………………………………..36

        1. Основные результаты реформирования государственной службы………………………………………………………….. 36
        2. Перспективы развития законодательства о государственной службе………………………………………………………….. .38

        Список используемой литературы…………………………………..44

        Проводимые в нашей стране реформы предусматривают модернизацию государственной власти в целом и органах государственной власти, в частности. Структура государственной власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный аппарат – стать надежным проводником в реализации социально-экономической политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства. Все это возможно в результате качественного реформирования государственной службы.

        Несмотря на значительный объем действующего законодательства о государственной службе, в нем не решены важнейшие задачи ее правового регулирования:

        • недостаточно четко определена законодательная компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственной службы;
        • не обеспечена взаимосвязь между различными видами государственной службы;
        • не установлены законом надежные правовые и социальные гарантии для государственных служащих.

        Эти и другие общие недостатки правового регулирования государственной службы можно и нужно устранить, ориентируясь на создание на этой основе стабильной унифицированной нормативно- правовой базы государственно-служебных отношений на уровне законов, путем разработки новых норм с определением первоочередных приоритетов правового обеспечения государственной службы.

        В последнее десятилетие в Российской Федерации проходит процесс формирования новых законодательных основ государственной службы – важнейшего механизма государственного управления в современных условиях. Использование накопленного опыта правового регулирования государственной службы и функционирования государственного аппарата в целом, имеющего как позитивную, так и негативную составляющую, - обязательное условие качественного реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

        15 августа 2001 года Президентом РФ была утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации и План первоочередных мероприятий по ее реализации. Принципиально, что Концепция – это не только политические положения о приведении системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями. Данный документ следует одновременно рассматривать и как модель правового регулирования государственной службы. К числу ведущих положений Концепции следует отнести идею формирования единой системы государственной службы Российской Федерации.

        В результате реформирования государственная служба будет представлять собой целостную, базирующуюся на единых принципах государственную службу, и включать в себя две подсистемы: федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации. В свою очередь, предполагается, что федеральная государственная служба будет состоять из трех относительно самостоятельных блоков: федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы. Таким образом, если государственная гражданская служба будет существовать как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, то военная служба и правоохранительная служба – только на федеральном уровне. Следует отметить, что наряду с перечисленными блоками в систему федеральной государственной службы могут быть включены и другие ее виды, но только путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

        Современный период реформирования государственной службы характеризуется длительностью и незавершенностью процесса оформления соответствующего законодательства. Существующее федеральное и региональное законодательство о государственной службе пока еще не регулирует полностью весь комплекс государственно-служебных проблем.

        Учеными проделана значительная работа по такому направлению реформирования государственной службы, как создание научно-теоретических положений, но, к сожалению, такие разработки почти не используются в практической деятельности.

        Многие проблемы правового регулирования государственно- служебной деятельности исследовались учеными- административистами: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, А.В. Кудашкин, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Ю.Н. Старилов и др.

        Указанные научные исследования помогли изучить, объяснить особенности правового регулирования государственной службы.

        Моя курсовая работа посвящена изучению темы: Государственная служба как социально- правовой институт.

        Актуальность темы исследования состоит в том, что происходящие в современном российском государстве изменения, вызывают острую необходимость реформирования государственной службы и требуют комплексного подхода к решению проблем государственной службы.

        Объектом исследования является государственная служба Российской Федерации.

        Предметом исследования выступают социально-экономические механизмы развития системы государственной службы Российской Федерации.

        Целью курсовой работы является исследование системы государственной службы, а также анализ институтов государственной службы.

        Гипотеза исследования состоит в том, что развитие и реформирование государственной службы невозможно без разумной и целенаправленной поддержки со стороны государства.

        Для решения задач, поставленных в исследовании были использованы следующие методы:

        • анализ специальной литературы и законодательных актов;
        • анализ документальных источников

        Задачи, стоящие перед государством решаются непосредственно государственными служащими, поэтому эффективное функционирование государства напрямую зависит от результативной работы государственной службы.

        Читайте также: