Политика и право как механизмы регуляции общественной жизни

Обновлено: 02.07.2024

Границы политики в обществе есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные интимные области. Так, например, в начале 90 годов в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противоборство вызвал вопрос о запрете абортов.

Наряду с политикой механизмами регулирования общественной жизни являются экономика, мораль, право, религия.

Особо тесно политика переплетается с экономикой.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества.

Политическая деятельность в конечном итоге определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономику, ускоряя или замедляя ее движение.

Политическая власть имеет фундаментальный характер и может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать:

различные экономические программы (приоритетного развития отдельных регионов или отраслей и т.п.);

создать законы, предоставляющие льготы отдельным социальным группам, предприятиям или регионам и т.п.;

застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы, старости и т.д.

Политика может прямо или косвенно воздействовать на рынок, систему ценообразования.

Но и действие объективных экономических законов заставляет политиков разрабатывать научно-обоснованные программы экономического развития.

Таким образом, политика и экономика находятся в диалектическом единстве.

Политическая деятельность определяется характером и направленностью экономических отношений. Экономика под воздействием политических решений то ли ускоряет, то ли замедляет свое развитие.

Наряду с политикой механизмом регуляции общественной жизни выступает и мораль. Мораль и политика имеют и общие черты, и отличия.

Обе эти сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека - с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей - со стороны другой.

Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у человека целый ряд искушений получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу, как отдельным личностям, так и всему человеческому роду.

Мораль удерживает человека от опасных для него искушений. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействия людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, а также таких институтов контроля как семья и община.

Со временем, с возникновением сложных социальных общностей, традиционные нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства, обострение социальных конфликтов, усложнение общества - все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата принуждения.

Таким образом, главные общественные функции политики и морали совпадают: Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости(хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач).

Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали.

Но политика имеет и принципиальные отличия от морали.

Различия между моралью и политикой

Конфликтность политики. Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти.

Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Политика опирается на силу, мораль осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции совести".

Нормы моралиустанавливаются традициями, общественным мнением. Она носят характер идеалов.Их нарушение, как правило, не влечет за собой наказания.

Отступление от морали - общераспространенное явление. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень!" - обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, посчитав себя безгрешным.

Требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор.

Политика носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как часть или представитель класса, партии, нации и т.д. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения. Правовые нормы как бы устанавливают правила "политической игры". Основная правовая норма - это Конституция, где четко выписаны основные политические роли.

Само же право является порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового общества и т.д. Нормы права утверждает законодательная власть, т.е. политики.

Регулятором общественной жизни наряду с политикой выступает и религия. Взаимодействие политики и религии обусловлено общностью многих сторон их существования и функционирования.

Политика и религия: имеют дело с большими массами людей; направлены на все общество, все социальные общности.

Различия: политика, как правило, наиболее близка к экономическому базису; религия наиболее отдалена от материальной жизни; политика явление классовое и в каждой ситуации отражает интересы определенной социальной общности; религия - явление общечеловеческое, но в тех или иных социальных условиях может выражать интересы различных социальных общностей, на вооружении которых она находится.

В отличие от религии, политика занимает доминирующее место в общественной структуре. От политики зависит положение религии и церкви в обществе, возможности осуществления ею своей роли как формы общественного сознания.

Религия, в зависимости от исторических условий:

отвлекает верующих от борьбы за улучшения жизни,

либо активизирует их в такой борьбе, т.е. играет прогрессивную или негативную роль, опираясь на свои социальные принципы и нравственные нормы.

Современная социально-политическая жизнь свидетельствует о параллельном существовании двух процессов:

Религизация политикисостоит в том, что:

политика учитывает состояние религиозности в обществе и отношение к религии разных общественных групп;

религиозность все чаще используется для достижения политических целей;

церковь использует государственные средства масссовой информации для пропаганды своего вероучения;

государственные и партийные лидеры налаживают общение с церковными деятелями, заручаются их поддержкой;

создаются возможности для религиозного воспитания в учебных и воспитательных учреждениях.

Политизация религиисостоит в том, что:

служители культа, религиозных организаций включаются в политическую деятельность;

отдельные политические партии и религиозные организации включаются в политическую деятельность;

церковь привлекается к урегулированию политических и общественных конфликтов.

В проведении внутренней и внешней политики государства используют различные инструменты регулирования: экономические, политические, социальные, правовые. Эти инструменты наиболее эффективны, действенны, позволяют достичь наилучшего результата в реализации поставленных целей. Мораль и нравственность также являются социальными регуляторами, но в процессе управления они играют второстепенную роль. Почему так происходит? Как соотносятся политика и мораль?


Нормативное регулирование общественных отношений

Политические нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Они определяют правила политического поведения и меры допустимого, регламентирующие отношения субъектов политического взаимодействия и обеспечивающие единство политической системы общества. Политические нормы используются политическими акторами в борьбе за власть и при ее осуществлении, поддерживаются угрозой применения средств политического насилия. Они отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере, являются частью общей системы социальной регуляции. В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, принципы, эталоны. Существует политическая этика – свод устоявшихся канонов, которых придерживаются добросовестные политики.

Важнейшим инструментом регулирования политической жизни является право. Оно определяет правила поведения людей и деятельность организаций. Правовые нормы:

  • являются результатом проявления коллективной воли законодателей;
  • охраняются принудительной силой государства;
  • предоставляют субъектам юридические права и обязанности;
  • регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение;
  • имеют четкую формулировку и фиксируются в правовых актах государства;
  • взаимосвязаны, не противоречат друг другу.

Политическая деятельность жестко связана правом, которое призвано обеспечить ее законность. Право выступает ограничителем политики, а политика является средством реализации права.

Мораль – принятая в обществе система норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни. Мораль базируется на осмыслении добра и зла, регулирует поведение и общение людей. Моральная регуляция основана на формировании в человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения без внешнего контроля. Она опирается на такие понятия как честь, совесть, справедливость. Нормы морали имеют социально-всеобщее значение и фиксируют то общее и основное, что составляет культуру человеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.

Соотношение норм политики, права и морали

Политика и право рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Политика опирается на принуждение, осуществляемое посредством властных директив – законов, указов, постановлений, судебных решений. Политика создает и санкционирует правовые нормы, определяет их содержание, реализуется в рамках правового поля. Политические нормы, отраженные в законах, приобретают характер правовых. Политические нормы подчиняются интересам безопасности и стабильного развития общества, в некоторых случаях они могут не соответствовать правовым.


Моральные, нравственные нормы не имеют четкого документального оформления, их нарушение не влечет за собой юридической ответственности. Здесь властное принуждение работает только в той части, где моральные и правовые нормы совпадают. Вместе с тем, политика и право не могут обойтись без морали, которая:

  • устанавливает критерии гуманности;
  • определяет границы добра и зла, сущего и должного;
  • обуславливает содержание правовых норм;
  • обеспечивает одобрение большинством членов общества принятие и одобрение правовых норм.

Моральные нормы создаются самим обществом, они возникают помимо воли законодателя, существуют длительное время и сами собой исчезают, подменяются новыми. Право выражает единую государственную волю, а мораль – воззрения и оценки различных слоев населения. Правовые нормы имеют общеобязательную силу, ответственность за их нарушение четко определена. Моральная ответственность выражается в общественном осуждении, порицании, не имеет юридических последствий для нарушителя моральных норм.

Может ли политика быть моральной?

Вопрос о соотношении морали и политики всегда рождает горячие споры. Всегда ли цель оправдывает средства? Стоит ли всеобщее благополучие слезы ребенка? Существует 4 подхода к этому вопросу:

  • морализаторский – политика должна иметь высоконравственны цели, которые должны достигаться нравственно допустимыми средствами;
  • политика вне морали – политика не делается в белых перчатках и для достижения всеобщего блага можно поступиться нравственными принципами;
  • политика аморальна – должна руководствоваться только соображениями целесообразности и абсолютно не учитывать нравственных аспектов;
  • компромиссный – исходит из признания необходимости воздействия нравственности на политику, с некоторыми оговорками.

Природа политики может быть адекватно понята лишь с учетом ее связей и отношений с другими сферами общественной жизни, особенно с экономикой, моралью и правом. Политика оказывает многоплановое воздействие на все сферы, интегрируя их. Под влиянием различных сфер сама политика обретает новые качества и свойства.

Практика дает немало примеров взаимосвязи и взаимозависимости между политикой и другими сферами общественной жизни. Как известно, экономический рост, повышение жизненного уровня населения стабилизируют политические режимы, способствуют развитию демократических тенденций. Наоборот, политические кризисы отрицательно сказываются на состоянии экономики. Слаборазвитая экономика стимулирует централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Функционирование правового государства минимизирует проявления радикальных форм политического протеста.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в жизни общества и приобретает особую важность в периоды его реформирования. Суть этого взаимодействия состоит в следующем.

Глубинные корни политической деятельности определяются прежде всего характером экономических отношений. Свое воздействие на политику экономика оказывает в основном через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и статусы их членов. В зависимости от экономического содержания своих интересов люди могут обращаться к различным способам их политического выражения – выдвижению требований к власти, формированию партий и движений, голосованию на выборах и т.д.

Абсолютизация зависимости политических, социальных и иных процессов от экономического строя и классовой структуры характерна для К.Маркса и особенно для его фундаменталистски настроенных последователей. Общеизвестна ленинская формула: политика есть концентрированное выражение экономики.

В действительности политика не является зеркальным отражением экономических интересов тех или иных классов. Она в достаточной степени автономна и формируется под воздействием множества факторов, включая и субъективные, личностные. Недооценка активной, нередко первенствующей роли политики в жизни общества может явиться причиной серьезных практических просчетов.

Политика как разновидность властно-государственного принуждения влияет на экономику, ускоряя, замедляя или деформируя ее развитие. Регулятивное воздействие политики на экономические процессы особенно ощутимо в ситуациях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и затрагивает интересы преобладающей части населения или общество в целом. Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные периоды жизни общества - войн, социальных потрясений, природных катастроф. Вместе с тем, как показывает отечественный опыт, увлечение командно-административными методами негативно сказывается на экономическом развитии и нередко наносит вред среде обитания человека.




В современной России без целенаправленного влияния государства на экономические процессы невозможно сформировать эффективный рыночный механизм, сделать его системообразующим фактором всей хозяйственной жизни. Мера и формы этого влияния являются объектом острой полемики между партиями либерально-демократической ориентации и коммунистами. Первые выступают за создание государством благоприятных условий для саморегулирования экономики. Вторые настаивают на непосредственном и широкомасштабном участии государства в регулировании экономических процессов. При таком подходе рыночные структуры по существу могут быть вытеснены на периферию экономических отношений.

Вопрос о мере вмешательства демократического государства в экономические процессы всегда был спорным, но необходимость определенного уровня регулирования экономики не отрицалась никогда и никем. В настоящее время благодаря регулированию социально-ориентированной рыночной экономики развитые государства обеспечивают достаточно высокий уровень стабильности даже в периоды глобальных кризисов и потрясений. В условиях глобализации взаимосвязь политики и экономики приобретает отчетливо выраженный международный характер. Проявлением этой тенденции служит деятельность межправительственных организаций, играющих значительную роль в налаживании не только экономического, но и политического партнерства (Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд).

На протяжении тысячелетий умы мыслителей привлекает проблема соотношения политики и морали. В этой связи существует два основных подхода к политике – как к виду профессиональной деятельности, имеющему моральное измерение, и как к корыстному занятию, свободному от нравственных требований.

Наряду с морализаторским подходом к политике широко распространено мнение о значимости для нее только результативности. Сторонники этой точки зрения считают важными для политика только профессиональную компетентность, специальные знания, личные качества, обеспечивающие поддержку общества (например, харизму). При таком подходе политические действия выводятся за рамки моральных критериев.

Причинами аморальности в политике могут быть:

1) возможность корыстного использования власти и ее развращающее воздействие на управляющих и управляемых;

2) органическая связь политики с интересами людей, далеко не всегда согласующихся с нормами морали;

3) влияние на политику групповых ценностей, нередко противоречащих общечеловеческой нравственности;

4) конфликтность политики, генерирующей враждебность по отношению к соперникам.

Реалии политики, нередко противоречащие нравственным ценностям, отнюдь не свидетельствуют о неприменимости к ней моральных оценок. Разведение политики и морали всегда негативным образом воспринималось общественным мнением. Не случайно апелляции к моральным нормам неизменно присутствуют в программах политиков, особенно в предвыборные периоды.

Нравственные категории добра, чести, долга, совести выступают в качестве критериев поведения людей во всех областях их деятельности. Поэтому политика не может не взаимодействовать с моралью, обладающей свойствами универсальности. Другое дело, на какие моральные ценности ориентирована политическая деятельность – со знаком плюс или со знаком минус.

Очевидно, что этот тезис суживает сферу нравственного в политике, открывает широкие возможности для произвольных трактовок интересов пролетариата и действий, ничего общего не имеющих с этими интересами. Как известно, И.В.Сталин объяснял чудовищные репрессии 30-х годов обострением классовой борьбы и необходимостью сохранения власти пролетариата.

Один из идеологов перестройки известный экономист Г.Х. Попов, избранный первым мэром Москвы, так рассуждал о нравственности в политике: «Если я политик, то имею право маневрировать для достижения цели. Политика не безнравственна. Она, наоборот, нравственна, но это особый тип нравственности2.

Аналогичной точки зрения на проблему соотношения политики и морали придерживается политолог О.В.Гаман-Голутвина. Она утверждает, что политика не безнравственна по определению, поскольку у нее свой базовый критерий нравственности – соответствие национально-государственным интересам: курс, отвечающий интересам данной страны, квалифицируется как нравственная политика, противоречащий – как аморальная. При этом личная нравственная состоятельность конкретного политика – вопрос второстепенный3 По мнению О.В.Голутвиной, следует ставить вопрос не о несовместимости политики и морали, а о существовании специфической политической морали, отличной от морали приватной, о целесообразности их разведения4.

При несомненной значимости предлагаемого О.В.Гаман-Голутвиной базового критерия нравственности для политики (соответствие национально-государственным интересам) он не может быть универсальным для оценки всех явлений и процессов в политической сфере. кроме того, если исходить из тезиса о существовании некоей особой политической морали, значит объективно признать наличие особых этических регуляторов и в других сферах жизни общества – экономической, духовной и прочих. Отсутствие таковых делает неправомерной и постановку вопроса о политической морали. Отличной от морали приватной.

На самом деле политика может быть нравственной или безнравственной, но не существует никаких особых типов нравственности. Объективно такая позиция размывает нравственные начала в политике, оправдывает моральный релятивизм.

Из вышеизложенного очевидно, что проблема сочетания политики и морали сложна, многогранна и конкретна по содержанию в различных ситуациях. Важным условием гуманизации политики является институционализация нравственных требований к ней, т.е. закрепление этих требований и санкций за их нарушение в нормах политических организаций и прежде всего в праве.

Политика самым непосредственным образом связана с правом. По своей сути она начинается с введения в систему управления обществом писанных законов. Роль права в политике заключается в том, что оно, во-первых, устанавливает пределы компетенции субъ­ектов и участников политического процесса; во-вторых, содержит определенные ориентиры для постановки целей и выбора средств их достижения; в-третьих, защищает интересы граждан и их объединений от произ­вола как со стороны государства, так и со стороны других лиц и их объединений.

Иными словами, право и его важнейшая составная часть права человека устанавливают границы санкционируемой обществом политической деятельности, т.е. легализует политику. Только политика, основанная на праве, способна обеспечить стабильность общества и цивилизованное разрешение социальных конфликтов.

Исторический опыт показывает, что доминирование политики над правовыми нормами создает почву для возникновения тоталитарных режимов. Тоталитаризм становится реальностью там, где политика не имеет нравственной опоры, где права человека не являются ограничителем власти и средством контроля за ее осуществлением. Приоритет права и прав человека по отношению к политике существует только в условиях демократических режимов.

В реформирующейся России права человека должны стать консолидирующим принципом правовой и политической ориентации общества, определять деятельность властных структур. Утверждение порядка, основанного на согласовании и солидарности интересов, на нравственных началах, является важнейшим условием формирования нового демократического государства.

Читайте также: