Политические партии и группы интересов как институт представительства и согласования интересов

Обновлено: 28.06.2024

Структура контрольной работы включает в себя следующие разделы:

1. Титульный лист.

4. Основная часть.

6. Терминологический словарь.

7. Библиографический список.

1. Титульный лист является первым листом контрольной работы и оформляется по установленной форме. Переносы слов здесь не разрешаются. Тема контрольной работы пишется целиком, без сокращений и аббревиатур.

2. Содержание представляет собой один из структурных элементов работы. Здесь перечисляются наименования глав и параграфов основной части работы, а также указываются все составляющие работу структурные элементы. Для каждого наименования в составе содержания работы обязательно указываются номера страниц, на которых размещены данные разделы.

Объем содержания составляет 1–2 страницы. (см. прил. 2).

3. Введение – здесь обосновывается актуальность исследуемой проблемы, отражается ее изученность (под изученностью понимается широта освещения того или иного вопроса в литературе). Важно четко сформулировать научную проблему, требующую своего разрешения. После обоснования актуальности следует перейти к формулировке цели исследования и конкретных задач, которые надо будет решить в соответствии с поставленной целью. Постановка задач обычно делается в форме перечисления и начинается со слов: изучить. описать…, проанализировать…, разработать… и т. п.

Следующим этапом является определение объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что выделяется как часть объекта (свойство объекта, состояние, связи объекта и т. п.) и на него направлено основное внимание студента.

4. Основная часть – представляет собой исследовательскую часть работы, содержание которой определяется целью и задачами и делиться на четыре вопроса. Она содержит подробную характеристику социальнополитического явления или категории. В основной части работы следует делать библиографические ссылки на используемую литературу и правильно их оформлять. Рекомендуется использовать при раскрытии темы контрольной работы материалы периодических изданий.

Основная часть контрольной работы должна содержать в себе развернутые ответы на вопросы по выбранной теме.

В конце каждого пункта плана делаются краткие выводы.

5. Заключение – эта часть контрольной работы должна быть краткой и содержать обобщения и выводы, вытекающие из основной части, где даются рекомендации. Заключение должно быть прямо связано с теми целями и задачами, которые сформулированы во введении.

6. Терминологический словарь – словарь должен содержать не менее 10 основных понятий, которые лежат в основе рассматриваемой темы контрольной работы. Терминам дать полное определение.

7. Библиографический список – отражает те источники и научную литературу, которые действительно использовались при подготовке контрольной работы. В список включаются книги, монографии, брошюры, статьи, государственные стандарты, научные отчеты и другие источники. Научная литература описывается в алфавитном порядке по первой букве фамилий авторов или названий источников (см. прил. 3).

Контрольная работа представляется в виде подготовленной рукописи, оформленной в сброшюрованном виде. Она должна может быть выполнена в тетради (12–18 листов, текст при этом следует писать четко, разборчиво, через строку) рукописно или на гладкой писчей бумаге (формат А4), на одной стороне листа компьютерным способом.

Тема 1. Предмет, методы и функции политологии

1. Политика как общественное явление и область исследования.

2. Объект и предмет политологии. Политология как интегративная наука.

3. Категории, функции политологии.

4. Методы политологии.

Проблемные вопросы

1. В чем сущность политологии как науки и практического вида деятельности?

2. Перечислите основные категории политологии.

4. Что является объектом и предметом научного знания политологии?

5. Перечислите основные закономерности и принципы политологии.

6. Перечислите основные методы политологии как науки и практической деятельности.

2. Классификация Платоном форм правления и учение об их деградации и круговороте.

3. Аристотель о сущности власти и ее видах.

Проблемные вопросы

2. Какую из указанных форм правления Аристотель считал правильной: тиранию; олигархию; демократию; политию.

3. Какие формы правления соединены в политии.

Тема 3. Основные направления политической мысли XIV–XXI вв.

2. Трактовка Т. Гоббсом и Д. Локком теории естественного права и общественного договора. Отношение к разделению властей.

3. Российская политическая мысль XIX – начала XX века.

4. Современные политические теории (теория политических систем, теория конфликтов, бихевиорализм, структурный функционализм).

Проблемные вопросы

1. Какие типы политических лидеров выделяет Н. Макиавелли?

3. Какую форму государственного устройства считали наилучшей Т. Гоббс и Д. Локк?

4. Кто из мыслителей является родоначальником теории разделения властей? Дайте краткое описание этой концепции.

5. Когда и кто стал разрабатывать теорию политической системы?

6. Назовите основные понятия теории политической системы.

7. Перечислите принципы бихевиорализма.

Тема 4. Основные виды и характерные черты политической власти

1. Понятие власти, основные теории.

2. Виды власти. Политическая власть: формы, источники, особенности. Ресурсы власти.

3. Легитимность и эффективность политической власти. Типы легитимности.

4. Проблема разделения властей.

Проблемные вопросы

1. Завершите схему типологии власти исходя из количественного Критерия (кто осуществляет власть), предложенного еще Платоном и Аристотелем.


3. Что такое легальная власть? Чем это понятие отличается от понятия легитимности власти?

4. Каковы основные ресурсы и механизмы осуществления власти.

5. Эффективность власти как фактор доверия и поддержки ее гражданами.

Тема 5. Механизм функционирования политической системы

1. Политическая система: понятие, сущность и структура.

2. Функции политической системы.

3. Сравнительный анализ моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.

4. Типология политических систем.

Проблемные вопросы

1. Какие институты политической системы в РФ осуществляют государственную власть?

2. Существуют ли, на Ваш взгляд, позитивные сдвиги в модернизации политической системы?

Тема 6. Государство как форма организации социальной жизни

1. Теории происхождения государства и его сущность.

2. Сущность и функции государства. Элементы государства.

3. Формы государственного правления и государственного устройства.

4. Органы государственной власти в РФ.

Проблемные вопросы

1. Почему государство является наиболее важным политическим институтом?

3. Чем федерация отличается от унитарного государства?

Тема 7. Правовое государство и гражданское общество

1. Гражданское общество – понятие и основные элементы:

a) концепция гражданского общества;

b) структура гражданского общества.

2. Правовое государство и его характеристики:

a) признаки правового государства;

b) механизм взаимодействия правового государства и гражданского общества.

Проблемные вопросы

1. Какая из характеристик правового государства, на Ваш взгляд, является наиболее важной: верховенство закона или признание, гарантии прав и свобод личности? Обоснуйте свой ответ.

2. Подумайте, почему правовое государство является объективной необходимостью и величайшей социальной ценностью?

3. Может ли существовать гражданское общество при тоталитарном режиме?

4. Составные элементы, основные инструменты и ценности гражданского общества.

Тема 8. Политические режимы в истории современного общества

1. Понятие политического режима, сущность и особенности.

2. Тоталитарный политический режим.

3. Авторитарный политический режим.

4. Демократический политический режим.

Проблемные вопросы

1. Проведите сравнительный анализ политических режимов. Заполните таблицу:

Каналы представительства интересов граждан в демократическом обществе достаточно разнообразны: институты законодательной и исполнительной власти, политические партии и общественные организации, органы местного самоуправления.

Политические партии в современном обществе выступают как один из самых существенных, а в ряде ситуаций и решающих субъектов политического процесса.

Политическая партия – это идеологическая и организационная общность людей, созданная в целях завоевания, удержания и использования государственной власти или влияния на нее.

Политическая партия – это совокупность субъектов, которые объединены идеологией, общими интересами, общими целями – стремлением к завоеванию власти.

Партии возникают:

1) при переходе к буржуазному обществу;

2) введение всеобщего избирательного права;

3) возникновении идеологий;

4) появлении многообразия форм собственности и многообразии интересов различных социальных групп и классов;

5) ограничении государственного вмешательства в общественную жизнь, утверждении политических свобод (слова, собраний, союзов);

6) усложнении управления обществом;

7) осознании своих интересов социальными слоями и классами, т. е. осознании механизма их осуществления.

Типология политических партий:

1) правящие и оппозиционные;

2) мягкие и жесткие. Первые не требуют согласования позиций депутата в парламенте с позицией партии. Вторые (жесткие) предписывают своим парламентариям строгое соблюдение программных требований;

3) кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются свободным членством, опираются на профессиональных политиков. Массовые партии характеризуются многочисленностью, сравнительно жесткой организацией;

4) правые и левые, реформистские и революционные. Правые ориентируются на реформистскую идеологию, а левые – на революционную.

Первыми политологами, которые изучали проблемы политических партий, были М. Я. Острогорский (1854–1919) и Роберт Михельс (1876–1936).

В любой массовой политической партии реальная власть со временем концентрируется в руках небольшой группы людей. Постоянство состава руководства партий ведет к унификации мышления, ликвидации индивидуальных особенностей, что значительно обедняет деятельность партии, снижает ее эффективность. Бюрократизация политических партий оказывает отрицательное влияние на всю политическую систему, в первую очередь на институты государственной власти (парламент, механизм выборов). Для недопущения этого М. Острогорский предлагал заменить постоянно действующие партии временными объединениями граждан, создаваемыми для достижения какой-либо конкретной цели.

Политические партии как особый институт выполняют ряд функций, реализация которых также позволяет определить, действительно ли является партией называющая себя так организация. К таким функциям можно отнести следующие:

– определение целей, задач и путей развития общества;

– выявление, обобщение и представительство социальных интересов;

– участие в формировании правящей элиты;




– формирование общественного мнения, мобилизация граждан для участия в политическом процессе;

– участие в борьбе за власть и ее осуществление в рамках институтов и процедур демократического общества;

– осуществление контроля над властью.

В зависимости от места, роли, характера организации и деятельности политические партии подразделяются на ряд нижеприведенных разновидностей:

– по содержанию идейно-политических доктрин – коммунистические, социалистические, социал-демократические, клерикальные, экологические, либеральные (идеологический критерий);

– по социальной сущности выражаемых партиями интересов – буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские, рабочие, национальные (функциональный критерий);

– по отношению к существующей политической и социально-экономической системе – революционные (выступающие за радикальные преобразования), реформистские (стремящиеся к постепенным, в рамках существующих порядков, изменениям), консервативные (отстаивающие сохранение существующего строя), реакционные, действующие в целях восстановления предшествующей политической и социально-экономической системы (революционный критерий);

– по характеру членства и участия членов партии в ее деятельности – кадровые (отсутствует официальное членство, партия действует преимущественно не через массу рядовых членов, а через профессиональных партийных функционеров, основная цель – победа на выборах, парламентская работа своих представителей) и массовые (фиксированное членство с уплатой взносов и обязанностями каждого члена активно работать в своей организации, постоянные совместные действия членов партии);

– по месту в политическом процессе – парламентские (действуют главным образом в ходе избирательных кампаний и в парламенте) и авангардные, осуществляющие активную внепарламентскую деятельность, имеющую своей целью качественные преобразования существующих порядков (структурный критерий).

В статье 5 действующей Конституции Республики Беларусь отмечается, что политические партии содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Сокращение числа политических партий обусловливалось несколькими причинами.

Во-первых, многие партии были чрезвычайно малочисленными, не имели своих структур на местах и фактически не вели никакой работы, поэтому Верховный суд принял решение считать их недействующими.

Во-вторых, в соответствии с декретом Президента от 26 января 1999 г. проводилась перерегистрация политических партий и иных общественных организаций. Данный декрет увеличил количество учредителей одной партии с 500 до 1000 человек от большинства областей Беларуси и г. Минска. Многие партии не соответствовали данному требованию и перерегистрацию не прошли.

В-третьих, произошло объединение некоторых мелких партий в более крупные.

Большинство белорусских партий малочисленны, насчитывают от одной до трех тысяч человек. Самыми многочисленными являются Либерально-демократическая партия, Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия, Белорусская аграрная партия.

По характеру своих программ партии Беларуси делятся на четыре группы: правые партии либеральной направленности; демократические центристские партии; партии левого толка (коммунистической
и социалистической ориентации), экологические партии.

Правые партии либеральной направленности выступают за развитие Беларуси по западному образцу (ускоренное внедрение основ капитализма и приватизация, введение западных общественно-полити-ческих институтов и ценностей), включение Беларуси в мировую цивилизацию, ориентацию на сотрудничество со странами Западной Европы и США. Наиболее показательными в этом плане являются находящиеся в бескомпромиссной оппозиции к действующей власти партия Белорусский народный фронт, Консервативно-Христианская партия – БНФ, Объединенная гражданская партия.

Партии левого толка (Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия) выступают за развитие социалистических отношений на основе советской модели с исправлением ошибок прошлого.

Характерными чертами политических партий Республики Беларусь являются низкий авторитет среди народа (люди не интересуются политическими партиями), идентичность политических программ подавляющего большинства организаций, увлеченность критической деятельностью (критикуют друг друга, чем еще больше дискредитируют себя в глазах народа, не предлагая четких и конкретных мероприятий).

Преодоление этих недостатков возможно путем укрупнения партий, выдвижения четких, конкретных программ, понятных народу, активизации повседневной работы среди народа.

Читайте также: