Полагается что у атомов нет никакого свободного движения вследствие их столкновения их друг с другом

Обновлено: 13.05.2024

Что касается атомов Демокрита, то он их считал мельчайшими, неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь формой, величиной и положением. Атомы бесконечны по числу. Сталкиваясь и сцепляясь между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Окружающие нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем с помощью чувств, тогда как атомы постигаются разумом, т. е. они находятся на дочувственном уровне бытия.

Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей - результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.

Слабость атомизма, который отстаивал Демокрит, состоит в том, что он не может объяснить, почему атомы сочетаются таким, а не иным образом, и в результате образуют кошку с четырьмя, а не, скажем, с пятью ногами. Иначе говоря, Демокрит, будучи атомистом, объясняет из чего происходят все вещи и как это происходит, но почему это происходит так, а не иначе, - этого он не объясняет. Все у Демокрита происходит по необходимости, но при этом ничто не предопределено к тому, чтобы быть таким, а не иным, и в этом смысле все в мире случайно. В общем атомисты могут свести сложное к простому, но не могут произвести обратного. И такая позиция называется в науке и философии редукционизмом.

Как считал Демокрит, огневидные атомы, вихрями носящиеся по Вселенной, могут сами по себе соединяться в образы, способные существовать довольно долго. Именно эти образы люди называют богами, поскольку последние могут влиять на их жизнь в лучшую или худшую сторону. Приближаясь к людям вплотную, эти образы своим видом и звуками предсказывают будущее. А в результате те начинают поклоняться им и приносить жертвы.

Тем не менее, по большому счету, любое восприятие, согласно атомистическому учению, не достигает подлинной сути мира. Из этого известного положения Демокрита, конечно, не следует, что он был скептиком. Ведь, сомневаясь в данных чувств, он уверен в возможностях разума.

Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.

Таким образом, основные положения атомистики Демокрита можно свести к следующему: атомизм демокрит естествознание

1. Из ничего ничего не бывает: ничто из того что есть, не может быть уничтожено. Всякое изменение есть только соединение и разделение частей.

2. Ничто не происходит случайно, но все происходит по некоторой причине и необходимости.

3. Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства, все же прочее есть мнение.

4. Атомы невидимы глазом, бесконечны в числе и бесконечно различны по форме.

6. Душа состоит из мелких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Эти атомы суть самые подвижные, от их движения, проникающего через все тело, происходят все явления жизни.

7. Все тела по Демокриту состоят из какого угодно большого, но конечного числа атомов.

Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводится к соединению и разложению атомов.

Атомизм Демокрита гениален именно в силу его простоты: существует только один вид первоначал - маленькие неделимые частицы, они движутся в пустоте, и их движения определяются исключительно механическими причинами. Такой смелый и революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Эпикур является преемником и продолжателем великого представителя материалистической мысли Греции Демокрита.

Если Демокрит наряду со своим учителем Левкиппом в отличие от первых стихийных диалектиков и наивных материалистов Древней Греции более четко и ясно сформулировал учение о первоначалах Вселенной, считая таковыми атомы и пустоту, и явился, таким образом, родоначальником атомизма, то Эпикур был самым крупным представителем возглавляемой Демокритом материалистической линии в античной философии.

Следует отметить, что в то время, когда жили и творили великие материалисты Древней Греции Демокрит и Эпикур, на первый план выдвигается проблема строения материи, вопрос о структуре материального первоначала, лежащего в основе мироздания. Большая заслуга в решении данной проблемы принадлежит материалистическим школам Демокрита — Эпикура и главным образом их основателям и вождям.

Атомы сами по себе неделимы, неизменны и неуничтожаемы.

Эпикур наивно полагал, что материальные первоначала, лежащие в основе мироздания и составляющие сложные тела, по своей природе должны быть неизменными, плотными и неразрушимыми. Поэтому он, как и другие представители античной атомистики, придерживался того взгляда, что мельчайшие, кстати тогда еще не известные науке, частицы материи являются далее неразложимыми и неделимыми (отсюда эти частицы, собственно, и были названы атомами: ατομος по-гречески означает неделимое).

Неизменные свойства самих атомов Эпикур отличает от изменчивых свойств сложных предметов.

Сложение и разложение вещей для Эпикура не более как количественное прибавление и убавление атомов. При этом как сами сложные предметы суть произведения неизменных и неуничтожимых первоначал, так и их доступные чувствам свойства являются порождением неизменных свойств атомов. Вот в каком смысле, по нашему мнению, следует относиться к утверждениям Эпикура о постигаемых только рассуждением атомах и в то же время о свойствах, присущих и атомам, и чувственно воспринимаемым сложным вещам.

Одним из важнейших свойств атомов, по мнению Эпикура, является их величина. У Диогена Лаэрция имеются указания на то, что атомам Эпикура (в отличие от атомов Демокрита) присущи отнюдь не всевозможные размеры; все они имеют весьма малую, хотя и не бесконечно малую, величину. Подобные утверждения о величине атомов Эпикура встречаются и у ряда других древних авторов, например у Стобея, Евсевия и др.

Другое важное свойство атомов Эпикура — форма. Эпикур утверждает, что число форм атомов, не будучи бесконечным (как учил Демокрит), все же невообразимо велико, ибо нельзя представить себе, чтобы небольшое число форм могло породить множество различий, постоянно наблюдаемых в сложных вещах. Эпикур и его последователи (см. 13, 42; ср. 28, II, 414, 479–484, 496–499, 525–531) учитывали, что при ограниченном числе различий атомных форм количество атомов, обладающих той или иной формой, должно быть бесконечным, ибо в случае допущения конечного числа последних нельзя объяснить вечность и бесконечность Вселенной.

В связи со своим учением о величине атомов Эпикур разрешал вопрос о количестве первоначал в каждом отдельном сложном предмете и о границах делимости этих предметов. Выступая против Гераклита и Анаксагора, придерживавшихся учения о бесконечной делимости конечных тел, Эпикур говорил (см. 13, 56; ср. 28, I, 551–564 и 25, X, 43), что в ограниченных вещах, какой бы они ни были величины, не может быть бесчисленного количества частиц и их бесконечное деление невозможно, ибо оно привело бы в конечном счете к полному уничтожению реально существующих предметов.

Третьим важнейшим свойством атомов Эпикура является их вес, или тяжесть. Атомы различаются между собой не только по своей форме и величине, но также и по своему весу.

Из письма Эпикура к Геродоту (13, 54) явствует, что тяжесть наряду с формой и величиной принадлежит, по его мнению, непосредственно самим атомам как неделимым и неизменным первоначалам, которые Эпикур называет ατομοι αρχαι —[атомы-начала] (см. 13, 41) в отличие от ατομα στοιχεια — атомов-элементов (см. 14, 86). При этом атомы-начала и атомы-элементы в системе Эпикура являются лишь различными определениями одних и тех же материальных первоначал — атомов.

Резюмируя учение Эпикура о материальных первоначалах, можно сделать следующее заключение: во-первых, мир в основе своей материален и материальный субстрат мира, будучи несозданным и неуничтожимым, вечен; во-вторых, материальным основанием мироздания являются неделимые, неизменные и неуничтожимые атомы; в-третьих, атомы обладают величиной, формой, весом и теми свойствами, которые связаны с формой.

2. О ПУСТОТЕ (ПРОСТРАНСТВЕ) И ВРЕМЕНИ

Свойства пустоты, по Эпикуру, состоят в том, что, не препятствуя движению и являясь лишь вместилищем тел, она, так же как и атомы, недоступна восприятию органов чувств и постигается посредством размышления.

Свою мысль о беспредельности пустоты Эпикур обосновывает тем, что бесчисленные атомы не могут двигаться в ограниченном пространстве (см. 13, 42).

Как писал Лукреций, разъясняя это положение:

Природа блюдет, чтоб вещей совокупность предела Ставить себе не могла: пустоту она делает гранью Телу, а тело она ограждать пустоту принуждает, Чередованьем таким заставляя быть все бесконечным.

(28, I, 1008–1011; ср. там же, 976, 984–991, 1002.)

Итак, время, относящееся к миру явлений, естественно, относится и к миру атомов. Ведь явления существуют не сами по себе, а как проявления материальных тел, образовавшихся из атомов.

Анализ взаимоотношений материи (атомов), пространства (пустоты) и времени в философии Эпикура дает возможность сделать вывод о том, что он признает объективное существование не только атомов, но и пространства и времени.

3. О ДВИЖЕНИИ АТОМОВ

Мысль о неотделимости движения от материи, об их извечном совместном существовании возникла еще у древнегреческих философов и была особенно четко сформулирована первыми атомистами Древней Греции. Левкипп выдвинул, а Демокрит разработал учение о движении материи — атомов в пустоте. Это учение нашло свое дальнейшее развитие в философии Эпикура.

Источники свидетельствуют о том, что, по Эпикуру, движение атомов в пустом пространстве трояко. Это движение по прямой линии — падение атомов под действием собственного веса; движение, состоящее в отклонении от этой прямой линии, приводящее к встрече, сочетаниям, сцеплениям и соединениям атомов; наконец, движение, связанное с взаимным отталкиванием атомов и совершающееся не только вниз и вверх, но и во все стороны.

Эпикур в отличие от Демокрита считал, что в пустом пространстве вес, форма и величина атомов, т. е. неотделимые их свойства, не влияют на скорость их движения. В пустоте и тяжелые и легкие, и большие и малые атомы должны двигаться с одинаковой скоростью.

В то же время, по его мнению, атомы движутся по прямой линии, т. е. линии падения, под действием собственного веса. Возникает на первый взгляд противоречивое положение: с одной стороны, у Эпикура свойства атомов не влияют на их движение в пустоте, а с другой — атомы движутся прямолинейно вследствие своей тяжести. Однако это лишь кажущееся противоречие. По учению Эпикура, тяжелые и легкие, большие и малые атомы, обладая известным весом, неизбежно должны падать в пустоте, так как им не на что опираться, но именно в силу того, что пустота совершенно не препятствует их падению, различие свойств атомов совершенно не влияет на скорость их движения в пустоте. Следует сказать, что гениальная догадка Эпикура о равной скорости движения материальных тел в пустом пространстве была блестяще подтверждена естествознанием нового времени.

Равноскорое движение атомов продолжается до тех пор, пока на их пути не встречаются другие движущиеся подобным же образом атомы. По Эпикуру, лишь противодействие со стороны других атомов может изменять их скорость. Скорость атомов до встречи с другими атомами максимальна, ибо ничто не препятствует их движению. Следовательно, столкновение атомов должно привести к уменьшению скорости их движения (см. 25, X, 61). Но если все атомы падают параллельно, двигаясь по прямой линии с одинаковой скоростью, то каким же образом возможны их встречи и столкновения? Эпикур учит, что встречи и столкновения атомов в пустоте происходят благодаря их самопроизвольному отклонению от прямолинейного пути движения.

Причина отклонения лежит в самом атоме. Сила, отклоняющая каждый атом от его прямолинейного пути, по мнению Эпикура, принадлежит самому атому. Эта сила не может быть внешней по следующим причинам. Кроме атомов и пустоты, во Вселенной ничего не существует. Пустота по своей природе не способна действовать на тела и подвергаться их воздействию. Стало быть, внешней силой, вызывающей отклонение атома, могли бы оказаться лишь другие атомы. Но при параллельном прямолинейном движении атомов само их воздействие друг на друга возможно лишь при условии их отклонения от прямой линии. Следовательно, причина отклонения атомов кроется в их собственной природе. Поскольку атом совершенно независим и самостоятелен в своем движении отклонения, невозможно предварительное определение места и времени этого отклонения. И вообще бессмысленно ставить вопрос о том, какие именно атомы отклоняются, когда и в какую сторону происходят подобные отклонения.

Итак, Эпикур соединяет с необходимым движением атомов их свободное отклонение от своего пути. Случайное отклонение есть продолжение необходимого, детерминированного движения падения атомов, служит как бы его дополнением и, таким образом, свидетельствует о связи необходимости и случайности в системе Эпикура, принципиально отличающейся в этом отношении от фаталистического учения Демокрита.

Огромное значение этого нововведения Эпикура в древнюю атомистику и вообще в материалистическую философию становится особенно ясным в свете известного положения В. И. Ленина о двух концепциях развития. Характеризуя и сопоставляя метафизическую и диалектическую концепции развития, Ленин отмечал, что «при первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника „с а м о“ движения.

Смелая попытка Эпикура, стремившегося найти подлинный источник изменения и развития материального мира в нем самом, несомненно, составляет его большую заслугу в истории философии и науки. Его учение о свободном отклонении атомов есть наивный подход к идее самодвижения материи.

Эфир есть! Часть 17. В 1895 году уже знали , что эфир есть… а потом забыли

Совершенно неожиданно вчера (19 ноября 2020) вспомнил, в дискуссии по поводу контактёрши Подзоровой, что лет 15 назад находил 3 книги - учебники для офицеров царской армии , изданные в конце 19 века. В этих учебниках рассказывалось действующий на год написания 1895 год Образ Мира.. В частности запомнилось, что в этих книгах говорилось о том , что Марс и Венера были ЗАСЕЛЕНЫ разумным населением..
Тогда читал я это невнимательно, потому что это показалось физику-материалисту - выдумкой, если не бредом.. НО в течение последнего года регулярно смотрю видео Подзоровой (Проект Кассиопея) . И она, в одном из видео, от имени инопланетян, создавших нас, рассказывала, что на самом деле и Марс и Венера были заселены людьми-землянами.. Марс и Венера были колониями Земли. 12 тысяч лет примерно Солнечная Система испытала нашествие враждебной тогда рептилоидной цивилизации и люди на Марсе погибли практически все. Жителей Венеры достаточное количество удалось спасти (силами дружественных инопланетян) .Землян тоже много спасли , вывезли на другие планеты, а потом, когда климат стабилизировался , вернули снова на Землю.
Накануне утром смотрел как раз последнее видео Подзоровой, в котором она беседовала как раз с нашими выжившими родственниками , спасёнными с Венеры, которые продвинулись гораздо дальше нас и технике и в социальном развитии монорасового и безклассового общества. (Кто заинтересовался вот адрес этого видео https://www.youtube.com/watch?v=YEiDB9dRYuI -Беседа с цивилизацией Дисару)
Просмотр этого видео как раз и навёл меня на воспоминание об старых царских учебниках.. И я решил их поискать в интернете. И нашёл сразу же https://vk.com/wall-183631751_4454 .
Вот содержание этих книг:
Год издания: 1895 Автор: И.А.Карышев
Издательство: "Надежда"

Книга 1-я "Бог не опровержим наукой"
Содержание:
Глава 1: Главное разногласие
Глава 2: Мировоззрение учёных
Глава 3: Цель и назначение науки
Глава 4: Позитивизм
Глава 5: Мировоззрение материалистов
Глава 6: Атеизм
Глава 7: Материализм и спиритуализм
Глава 8: Обзор истории развития мысли
Глава 9: Исходные точки мышления материалостов
Глава 10: Общий характер материалистической науки
Глава 11: Бог и безконечность его творений
Год издания: 1895 Автор: И.А.Карышев Издательство: "Надежда"

Книга 2-я "Состав человеческого существа"
Содержание:
Глава 1: Отвлечённый элемент человека
Глава 2: Явления из загробной жизни
Глава 3: Душа материалистов и позитивистов
Глава 4: Душа спиритуалистов
Глава 5: Три элемента человеческого существа
Глава 6: Поиски четвёртого элемента
Глава 7: Учение физики о материи
Глава 8: Полуматериальная оболочка
Глава 9: Жизнь человека
Глава 10: Смерть человека
Год издания: 1895 Автор: И.А.Карышев Издательство: "Надежда"

Математический анализ силы тяготения сводит к двум силам те причины, которые порождают криволинейное движение небесных тел: к первоначальной импульсной силе, или к приобретённой скорости, стремящейся дать телам прямолинейное движение, и к силе тяготения, которая непрерывно загибает путь тела. Именно это самое динамическое равновесие, которое было установлено астрономами помимо всяких соображений об эфире, и сделалось сомнительным с тех пор, как физики установили понятие об эфире; явились опасения, что эфир должен нарушить это равновесие двух сил, которое было выведено без принятия в соображение его действия. Но теперь, когда мы видим, что сам эфир, по-видимому, про- 143 изводит одну из двух составляющих сил – вопрос изменяется.
Теперь нельзя уже говорить, что эфир не принимает никакого участия в установлении равновесия движения космических тел; оказывается, напротив, что мы, сами того не подозревая, уже ввели действие эфира. Поэтому нечего и говорить о каком-то ещё новом сопротивлении, зависящем от эфира. Если мы говорим, что эфир производит тяготение, что он сообщает мировым телам движение в известном направлении, то – значит, мы уже приняли в соображение все его действия, приняли в соображение те удары, которые он сообщает со всех сторон мировым телам. Если же это так, если справедливо, что эфир не может быть в одно и то же время причиной движения небесных тел и сопротивлением тому же движению, то ничего удивительного нет в том, что астрономы нигде не находят следов действия какой-нибудь сопротивляющейся среды.
Одинаково делается понятным, отчего эфир, обладая материальностью и инерцией, не имеет веса; как может он иметь вес, если он сам составляет причину веса и взаимного притяжения. Вес есть реакция или видимые следствия, проявляющиеся от толчков, которые производят атомы эфира на частички или целые массы тел, следовательно, как бы эфир ни был плотен, он сам по себе веса иметь никак не может.
Следует обратить также особое внимание на разницу природы тех вихрей, о которых мы говорим здесь, от тех, которые введены учениями Кеплера и Декарта. По настоящей теории эфир не является действующей причиной движения планет, а только сопровождает их; при этом движении причина вихря находится в самой планете, которая и вызывает вихри окружающего эфира.
По Декарту же причиной движения планет являлись вихри, которые своей силой и увлекали планету; – это громадная разница.
И.О. Ярковский (Всемирное тяготение, стр. 77 – 83) даёт совершенно новую кинетическую гипотезу, выясняющую совершенно наглядно сущность силы тяготения. Эту совершенно вероятную и в высшей степени логичную и последовательную систему притяжения малых тел к центру больших Ярковский строит на свойстве газов пропитывать пористые тела и образовывать в них давление более, чем окружающая их среда. Совершенно так же, 144 как кусок угля или губчатая платина обладает способностью поглощать в себя грубые газы, так точно и более тонкий газ, т.е. эфир должен обладать той же способностью при соприкосновении с другими родами материи менее скважными. Все тела должны впитывать и сгущать в себе эфир, ибо все наши земные тела по отношению к эфиру могут рассматриваться губчатыми. Так как это поглощение идёт со всех сторон, то, понятно, оно должно быть больше всего в центре. Тела различного состава поглощают различно эфир, а потому степень его уплотнения зависит от внутреннего строения тел. Но при одинаковом составе тел степень уплотнения зависит от величины, от размеров тела. Чем больше размеры тела, тем больше число тех сообщающихся сосудов, которые будут принимать участие в уплотнении, и, следовательно, тем до большей степени абсолютного уплотнения может быть доведен эфир внутри тела. Размеры тела могут быть мыслимы сколь угодно большими. Мы знаем тела громадных размеров: Юпитер, солнце, звёзды. Исходя из всего вышесказанного, мы должны допустить, что и уплотнение эфира может быть мыслимо сколь угодно большим. Но такому уплотнению эфира имеется предел; при известном уплотнении эфир превращается в первичное вещество, в аморфную массу с громадным запасом скрытой энергии, которая при нарушении равновесия заставляет это первичное вещество распасться и образовать весомую или химическую материю. Так как уплотнение эфира мыслимо сколь угодно большим, то, очевидно, оно может быть доведено и до этого предела. Для этого нужно только, чтобы тело имело размеры некоторой определённой величины. Но во всяком случае должен быть такой размер тела, при котором эфир внутри его дойдёт до полного своего максимального уплотнения и образует первичное вещество.
Вообразим себе теперь, что в эфирной среде появилось тело чрезвычайно больших размеров. Так как оно для эфира пористо, то на поверхности его тотчас же начнётся поглощение эфира. Переходя от поры к поре, эфир наш начнёт всё более и более уплотняться. На известной глубине, наконец, уплотнение это достигнет своего максимума, то есть частицы его прикоснутся одна к другой, движение прекратится, и кинетическая энергия эфира превратится 145 в скрытую, образуется пласт того, что мы назвали первичным веществом. Эфир в этом виде уже перестаёт оказывать давление на частицы, давящие на него сверху, он связан, он на поверхность возвратиться может, не иначе как распавшись, а при распадении первичного вещества получится химическое вещество, подобное тому, из которого состоит вся масса тела. Эта вновь образовавшаяся масса весомого вещества будет также пориста для эфира, как и вся прочая, а потому будет производить также поглощение и уплотнение. Итак, внутрь тела будут постепенно прибывать всё новые и новые эфирные атомы, которые, по мере своего уплотнения, будут откладываться там сначала в виде первичного вещества, превращающегося затем в весомую материю, давая при этом место для доступа всё новых и новых атомов эфира, двигающихся от поверхности тела к его центру.
Как видим, ряд постепенных логических рассуждений приводит И.О. Ярковского к двум чрезвычайно важным и любопытным заключениям:
1) Так как внутри нашего тела отлагаются всё новые и новые слои весомого вещества, то мы можем сказать, что тело перерабатывает эфир в весомую материю, что тело это растёт.
2) Так как эфир, превратившийся в весомую материю, обратно не может возвратиться на поверхность в виде эфира и может образовать внутри химические тела, обладающие тем же свойством поглощения и уплотнения эфира, то работа поглощения будет идти постоянно, неустанно, отчего получится как бы постоянный ток эфира от поверхности к центру тела. Эфир из мирового пространства будет двигаться постепенно к центру нашего тела для того, чтобы внутри него на известной глубине превратиться в химическое вещество. Движение или течение эфира должно оказывать влияние на все тела, попадающиеся на пути этого течения. Влияние это выразится давлением, направленным в сторону движения эфира. Так как эфир направляется постоянно к центру тела, то направление этого давления будет тоже к центру. Отсюда первый вывод, что все тела, находящиеся на пути движения эфира, будут претерпевать некоторое давление, направленное к центру поглощающего эфир тела.
146 Эфир, поглощаемый телом, черпается им из мирового пространства, а, следовательно, движение его будет отражаться, если угодно, на бесконечное расстояние, но только скорость движения будет уменьшаться по мере удаления от центра тела.
Так как рассматривавшееся ранее давление на тело, претерпеваемое ими от тока эфира, очевидно, будет зависеть от числа частиц эфира, проходящих в единицу времени через единицу поверхности, то мы вправе заключить, что давление это на тело будет находиться в некоторой зависимости от расстояния и будет тем больше, чем ближе тело к центру поглощающего тела, и что величина этого давления будет обратно пропорциональна квадрату расстояния тела от центра. Давление всякого газа при подобного рода движении было бы пропорционально поверхности тела, потому что газ, например, воздух, настолько груб, что он не может проникнуть внутрь тела, атомы же эфира настолько малы, что они проникают через все мельчайшие поры всякого тела, а потому действие его будет совершенно иное. Он будет проникать внутрь тела, так сказать, омывать своим током всякий атом тела, а потому будет оказывать давление на поверхность всякого атома, так что общее давление выразится суммою давлений на поверхность всякого атома, то есть, оно будет пропорционально количеству этих атомов, заключающихся в теле, или, проще сказать, давление это будет пропорционально массе тела.

ФЕНОМЕН СФЕР НЕПРОНИЦАЕМОСТИ В АТОМАХ

А.А.Гришаев, независимый исследователь

В данной статье мы предлагаем модель, поясняющую происхождение сфер непроницаемости в атомах, а также приводим экспериментальные факты, подтверждающие эту модель.

Сфера непроницаемости у элементарной частицы.

hf = mc 2 , (1)

где h - постоянная Планка, m - масса квантового пульсатора, c - скорость света. Отношение скорости света к частоте квантовых пульсаций даёт характерный размер квантового пульсатора:

Заметим, что взаимная непроницаемость электронов не может быть обеспечена механически. Элементарная частица – это просто небольшой участок закреплённого пространства, в котором производятся соответствующие квантовые пульсации. У элементарной частицы нет таких свойств, как твёрдость или упругость, и электроны при столкновении не могут отскочить друг от друга, как бильярдные шарики. Поэтому мы полагаем, что взаимная непроницаемость электронов обеспечивается, опять же, чисто программными средствами. Например, если назревает столкновение двух свободных электронов, то инициируется сценарий, препятствующий их взаимопроникновению – в частности, производятся программные манипуляции, передающие импульс от одного электрона другому, так что эти электроны остаются разделёнными в пространстве. Силы, которые при этом препятствуют взаимопроникновению электронов, несоизмеримо превосходят по жёсткости силы т.н. кулоновского отталкивания. Действительно, энергия кулоновского отталкивания двух соприкоснувшихся электронов – имеющих размеры 0.024 Ангстрем – составляет всего 600 эВ, поэтому кулоновское отталкивание не обеспечивало бы взаимную непроницаемость электронов при энергии их соударения даже в несколько КэВ. Вот почему мы полагаем, что силы, обеспечивающие взаимную непроницаемость электронов, обусловлены чисто программными средствами.

Так мы приходим к тезису о том, что каждый электрон занимает персонально закреплённый мобильный объёмчик в пространстве, надёжно охраняемый программами от вторжения в него других электронов. Этот объёмчик пространства мы будем называть сферой непроницаемости у элементарной частицы.

Селективность проявления сфер непроницаемости.

Частоты квантовых пульсаций могут значительно различаться. Так, частота нуклонной несущей [3] у протона примерно в 1840 раз больше частоты электронных пульсаций. Соответственно, характерный размер квантового пульсатора на частоте нуклонной несущей в 1840 раз меньше характерного размера квантового пульсатора на электронной частоте. Размеры областей их сфер непроницаемости, по логике вышеизложенного, находятся в таком же соотношении. Но заметим, что проблема неоднозначности программного управления квантовыми пульсаторами – при их пространственном совмещении – остро проявлялась бы для случая однотипных квантовых пульсаторов. Так, при совмещении двух свободных электронов и синхронизме их квантовых пульсаций, эти электроны были бы совершенно неразличимы для управляющих программ – не говоря уже о том, что два совмещённых квантовых пульсатора, которые пульсируют синхронно, должны вести себя, по цифровой логике, как один пульсатор, т.е. энергия (и масса) одного из них должна исчезнуть бесследно. Но эта проблема проявлялась бы тем менее остро, чем сильнее различались бы квантовые пульсаторы по своим частотам и, соответственно, по характерным размерам. Логично допустить, что феномен сфер непроницаемости проявляется при взаимодействии именно однотипных квантовых пульсаторов – например, при электрон-электронном рассеянии – но, начиная с некоторой разности по частотам и размерам квантовых пульсаторов, феномен сфер непроницаемости для них не проявляется вовсе, поскольку нет необходимости в их жёстком пространственном разделении. Это означает, что квантовые пульсаторы, достаточно сильно различающиеся по частотам и размерам, взаимопроницаемы и способны свободно проходить друг сквозь друга.

Сферы непроницаемости в атомах.

Но это не всё. Опыт свидетельствует о феномене направленных валентностей в атомах – благодаря этому феномену, в частности, возможно существование кристаллических структур. Речь идёт о прямых указаниях на то, что валентные электроны на периферии атома локализованы в достаточно компактных областях, причём взаимное расположение этих компактных областей на периферии атома является достаточно стабильным. Метод атомных орбиталей позволяет с блеском описать любую наперёд заданную (в том числе и несуществующую) валентную конфигурацию – не давая никаких объяснений насчёт того, каким образом такая конфигурация поддерживается.

Поэтому мы не разделяем ни резерфордовский подход, ни квантово-механический подход, использующий модель атомных орбиталей. Наши представления об атомных структурах изложены в предыдущих работах (см. краткое изложение в [6]). Мы не без оснований полагаем, что каждый атомарный электрон связан лишь с одним соответствующим ему протоном ядра. Протон и электрон, охваченные связующим их алгоритмом, вынуждены находиться на определённом расстоянии друг от друга. При работе этого алгоритма, протон и электрон оказываются в бытии попеременно, сменяя друг друга, поэтому отпадает необходимость в механизме, препятствующем их кулоновскому притяжению. Мы полагаем, что каждый валентный [6] электрон находится в индивидуальной области удержания, в которой на него действует связующий алгоритм. Эта область удержания имеет, по-видимому, шаровую форму и размер, на порядок меньший расстояния от ядра. При перекрытии областей удержания валентных электронов двух различных атомов, возможен режим попеременных переключений этих электронов из состава одного атома в состав другого – чем, на наш взгляд, обеспечивается химическая связь [7].

О чём свидетельствуют рентгеновские спектры.

Обычно рентгеновское излучение получают в результате бомбардировки металлического антикатода достаточно быстрыми электронами [8,9]. Генерируемое таким образом излучение чётко разделяется на две категории по своим спектральным свойствам: одна часть излучения даёт узкие спектральные пики, тогда как другая часть даёт сплошной


V min =(Ze 2 /4 p e 0 r m e ) 1/2 , (3)

где Z - атомный номер вещества антикатода, e - заряд электрона, e 0 - диэлектрическая проницаемость вакуума, r - минимальное расстояние до ядра при невозмущённом пролёте электрона, m e - масса электрона. Если К-оболочка находится на расстоянии чуть больше чем 10 -13 м от ядра, то, при r =10 -13 м, V min превышает скорость света уже для Z =36. Таким образом, даже для атомов со средними атомными номерами мы приходим к абсурду, ведь облёт ядра по Крамерсу-Вентцелю возможен здесь лишь для ультрарелятивистских электронов. Между тем, даже в случае тяжёлых элементов, например, при Z =74 (вольфрамовый антикатод), для получения сплошного рентгеновского спектра не требуется ускоритель электронов – достаточно трубки с ускоряющим напряжением в несколько десятков киловольт. Кстати, выражение (3) в очередной раз подчёркивает несостоятельность концепции орбитального движения атомарных электронов. В рамках традиционных представлений, орбитальное движение сильно связанных электронов тяжёлых элементов невозможно без значительного релятивистского увеличения массы этих электронов – но соответствующее увеличение массы атома отнюдь не обнаруживается, например, в масс-спектроскопии.

Возвращаясь к теории Крамерса-Вентцеля, мы видим, что она не даёт нам даже элементарного понимания механизма генерации рентгеновского излучения со сплошным спектром. Поэтому неудивительно, что выражение, описывающее форму его энергетического спектра, является не следствием этой теории, а результатом подгонки под эмпирические данные [9]:

S KW ( l ) ~ ( l - l 0)/ l 3 , (4)

где l 0 - граничная длина волны, соответствующая энергии налетающих электронов.

Теперь получим выражение для сплошного рентгеновского спектра на основе представлений о рассеянии налетающих электронов на сферах непроницаемости в атомах. Рассмотрим модель столкновения двух шариков с радиусами r 1 и r 2. Пусть, на момент их касания, вектор скорости подлёта V 0 составляет угол a с линией, соединяющей центры


шариков (см. Рис.2). Для различных значений угла a , различны и вероятности столкновения:

P ( a ) ~ (r1d a Sin a Cos a / p r 1 2 )(r2d a Sin a Cos a / p r 2 2 ) ~ Sin 2 a Cos 2 a . (5)

E ( a )=E0Cos 2 a , ( 6 )

где E 0 – энергия налетающего электрона. Результирующий энергетический спектр, как функция от a , имеет вид

S ( a ) ~ P( a )E( a ) ~ Sin 2 a Cos 4 a . (7)

Чтобы переписать этот спектр как функцию длины волны l рентгеновского излучения, заметим, что из (6) следует соотношение l = l 0/ Cos 2 a , которое позволяет сделать подстановки в (7). Окончательно, для формы сплошного рентгеновского спектра получаем выражение

S ( l ) ~ (1-( l 0/ l )) × ( l 0/ l ) 2 , (8)

в котором функциональная зависимость от l эквивалентна эмпирической зависимости (4).

О чём свидетельствует зондирование атомов электронами.

Хорошо известно, что, при прохождении пучка электронов через вещество, число электронов в пучке убывает по двум главным причинам: из-за упругого рассеяния электронов на частицах вещества, а также из-за их неупругого рассеяния, при котором электроны теряют энергию на возбуждение и ионизацию атомов. Ещё в 1903 г. Ленард сообщил, что интенсивность пучка электронов в газах уменьшается по экспоненциальному закону:

Читайте также: