Покупка картины кто какие права имеет

Обновлено: 02.07.2024

Обычно кражей чужих фотографий занимаются небольшие компании, у которых отсутствует бюджет на покупку фотографий у фотобанков, либо те компании, владельцы которых не знакомы с законодательством Российской Федерации и не имеют в своем штате квалифицированных юристов.

Многие из них ошибочно полагают, что все фотографии, которые выкладывают пользователи в социальные сети, находятся в открытом доступе, в том числе доступны и для свободного коммерческого использования. Однако это не так – любая фотография, сделанная с помощью профессиональной камеры или на камеру смартфона, защищается авторским правом на основании ст. 1265 Гражданского кодекса, даже если она была размещена в Интернете. Пользователь как автор и правообладатель фотографии имеет полный объем интеллектуальных прав на фотографическое произведение, в том числе исключительные права, личные неимущественные и иные права.

Для правомерного использования чужих фотографий в коммерческих целях необходимо получить согласие автора или иного правообладателя, само наличие фотографии в Интернете еще не является разрешением. Стоит отметить, что статус бизнес-аккаунта в Инстаграм уже подразумевает под собой коммерческое использование.

Бесплатные фотографии для законного использования, в том числе для ведения бизнес-аккаунта, можно брать с архивов и фотостоков, которые работают с авторами по открытым лицензиям. Однако при работе с подобными ресурсами необходимо внимательно ознакомиться с условиями использования, так как зачастую для использования фотографий в коммерческих целях необходимо все-таки заплатить за использование конкретной фотографии или приобрести подписку.

Еще один механизм для законного использования чужих фотографий – это репост. Такой вид использования подходит, когда клиент оставил фотоотзыв, которым хочется поделиться со всеми. Для того чтобы сделать репост и не стать нарушителем, необходимо указать автора фотографии, а также указать первоисточник и ссылку на него.

Дополнительно стоит отметить, что, когда бренды заимствуют фотографии пользователей без разрешения, они нарушают не только интеллектуальные права, предусмотренные частью 4 ГК РФ, но и право на изображение гражданина, предусмотренное ст. 152.1 ГК РФ. Поэтому, даже если согласие на использование чужой фотографии не потребуется, то вот согласие на использование изображения гражданина получить все равно придется. Если гражданин позировал за плату, в том числе для фотобанков, а также изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Не требуется получение согласия на использование изображения гражданина, если оно осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. В большинстве случаев такое использование имеет место в СМИ в отношении политиков или знаменитостей. Данное исключение в основном применимо к так называемым "публичным фигурам", занимающим государственную должность или играющим существенную роль в сфере политики, экономики, спорта, искусства, а само изображение используется в связи с общественно значимым интересом к данному лицу и (или) в связи с текущей политической или общественной дискуссией. Здесь решающее значение имеет актуальность того или иного события (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В настоящее время в Интернете довольно сложно отследить случаи незаконного заимствования фотографий, а предотвратить такое незаконное использование практически невозможно. Сама по себе фотография – это результат интеллектуальной деятельности, который охраняется законом. Авторские права на произведение возникают автоматически в момент создания произведения и подлежат правовой охране без совершения каких-либо регистрационных действий. Такой подход с одной стороны способствует активному развитию творческой деятельности, а с другой – усложняет именно процесс защиты прав авторов и правообладателей.

Однако пользователи все-таки могут себя обезопасить от кражи фотографий в Интернете. Во-первых, рекомендую ставить на фотографии знак Сopyright. Проставление знака предупреждает других пользователей о том, что фотография охраняется авторским правом. Знак охраны помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "c" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения, например, "(с) Иван Иванов, 2021". Также за удаление информации о правообладателе предусмотрена дополнительная ответственность – компенсация нарушителем в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. в соответствии с подп. 1 ст. 1301 ГК РФ (ст. 1300 ГК РФ).

Во-вторых, пользователям рекомендуется выкладывать в сеть фотографии не самого лучшего качества, а оригиналы и вовсе никому не передавать.

В социальных сетях существуют свои службы поддержки, благодаря которым можно изначально доказать авторство фотографии за владельцем аккаунта, а в дальнейшем уже обратиться в суд.

Для защиты фотографий можно использовать и технические средства, которые блокируют возможность скачивания и копирования. Однако такая возможность доступна только для сайтов, а не для социальных сетей.

Обращаю внимание всех пользователей, что очень важно изучить пользовательские соглашения сайтов, на которых вы размещаете свои фотографии и другие материалы. Бывают случаи, когда авторы (правообладатели) загружают фотографии на определенную электронную площадку, сами передают полностью права для дальнейшего свободного использования.

Если пользователь все-таки обнаружил свою фотографию в Интернете, то ему необходимо предпринять следующие шаги:

Все чаще блогеры и обычные пользователи социальных сетей защищают свои интеллектуальные права в суде, а это значит, что "брендам" не стоит пренебрегать согласием авторов и правообладателей на использование фотографий.

В дальнейшем апелляционная инстанция вынесла такое решение: свободное цитирование возможно, но только для текста. Фотографию процитировать нельзя. Без разрешения ее можно использовать только как иллюстрацию в учебнике. Если блогер не давал согласия на использование его фотографий, это незаконно. Суд постановил заплатить блогеру по 10 тыс. руб. за каждый случай, а всего – 580 тыс. руб. Что касается авторства еще семи фотографий, которые не были подписаны, то блогер доказывать это не обязан. Суд напомнил, что если портал опубликовал такое фото, он тоже нарушил исключительное право автора. За это тоже придется заплатить по 10 тыс., то есть еще 70 тыс. руб.

Всего портал должен блогеру 650 тыс. руб. (дело № А65-12234/2016).

Из моей личной практики отмечу, что за каждое незаконное использованное фото запрашивают от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а моральный ущерб обычно присуждают минимальный – в размере 10 тыс. руб.

Получить согласие на использование чужих фотографий, лучше всего в письменном виде, но и подтверждение по электронной почте тоже является доказательством. Но в этом случае возникает сложность подтверждения в дальнейшем, что по электронной почте дал согласие автор фотографий, а не какое другое лицо.

  • картины, выполненные в любой технике;
  • графика;
  • цифровое искусство;
  • коллажи;
  • декорации;
  • иллюстрации;
  • плакаты, афиши, листовки и многое другое.

Авторские права художника включают не только стандартные для всех авторов личные и исключительные права, о которых мы расскажем ниже, но и два особенных права:

Под правом доступа (ст. 1292 ГК РФ) понимается право художника иметь доступ к оригиналу своего произведения (если оригинал продан другому лицу) для его воспроизведения (копирования, фотографирования и т.п.).

Право следования (ст. 1293 ГК РФ) подразумевает, что при каждой последующей перепродаже оригинала произведения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (например, аукционным домом или художественным салоном) художник имеет право на получение определенного вознаграждения в виде процента от продажной цены. Перечисление вознаграждений осуществляется или непосредственно автору или через организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы. Право следования неотчуждаемо, оно передается только наследникам автора.

Какие права имеет художник

Как и любой автор, по российскому законодательству художник имеет личные неимущественные и исключительные права, которые, к сожалению, нарушают сплошь и рядом.

Личные неимущественные права - это право быть автором и право на имя. Право быть автором означает, что никто, кроме того человека, который создал произведение искусства, не может назваться его автором. Нарушение этого права называется плагиатом и карается законом очень сурово.

Право на имя предусматривает, что художник сам решает, будет ли он обнародовать свои произведения под собственным, настоящим именем, псевдонимом или анонимно.

К исключительным (имущественным) относятся следующие права:

  • на воспроизведение (право делать копии, фотографировать и др.);
  • продажу, дарение, передачу во временное пользование;
  • демонстрацию в публичных местах;
  • импорт в целях распространения;
  • переработку;
  • реализацию на практике - например, создание театральных костюмов по эскизам художника;
  • обнародование.

Исключительные авторские права художников на картины могут быть переданы другим лицам, личные права - нет.

Художник или фотограф, работающий по контракту, трудовому договору или создающий произведения искусства в рамках своих служебных обязанностей, будучи в штате компании или организации, тоже изначально имеет все вышеперечисленные права. Но есть здесь и свои особенности. Во всех этих случаях творчество является прямой обязанностью художника, а все результаты этого творчества - служебными произведениями.

По закону исключительные права на служебное произведение принадлежат заказчику или работодателю. Но по желанию автора и по согласованию с работодателем/заказчиком в договор или контракт могут быть внесены любые дополнительные условия, касающиеся этих прав. Например, ограничивающие использование произведения или обеспечивающие автору дополнительный доход (процент от продаж экземпляров произведения).

Статья 1274 допускает также свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Так называемое цитирование, причем в объеме, оправданном целью этого цитирования и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Несмотря на то, что в законе прямо не сказано, к каким именно объектам применима эта статья, а речь в основном идет о текстовых произведения, в судебной практике часто встречаются дела, связанные с цитированием произведений искусства (например, заимствованием картинок). Единого мнения о том, распространяется ли эта статья на предметы изобразительные искусств, у юристов на этот счет нет, и решение суды принимают обычно исходя из обстоятельств дела и собственной точки зрения на этот вопрос.

В этой же статье говорится о том, что создание пародий или карикатур на любое правомерно обнародованное произведение не требует ни получения согласия автора оригинала, ни выплаты ему вознаграждения. Единственное исключение - если пародия или карикатура порочат честь и достоинство автора, в этом случае он может обратиться в суд за защитой своей репутации.

Как защитить себя художнику

Объекты визуальных искусств защищаются авторским правом с момента их создания. Вне зависимости от типа объекта (картина, рисунок, графика и т.п.) регистрировать их в официальных органах не требуется. Но один из самых сложных вопросов авторского права заключается в том, что при разрешении споров о том, кому принадлежит произведение, суды Российской Федерации исходят из презумпции авторства. Проще говоря, автором признается владелец произведения на более раннюю дату. Приведем пример: два лица оспаривают авторство рисунка. Ответчик в качестве доказательства того, что произведение принадлежит ему, предъявляет суду заверенный нотариусом скриншот страницы сайта с этим изображением, где он указан в качестве автора, и датой 12.03.2019. Истец предъявляет аналогичный скриншот, только с датой публикации 24.11.2018. В отсутствие иных доказательств суд решит дело в пользу истца.

Поэтому так важно вовремя зафиксировать свои авторские права на живопись и обеспечить себя серьезными доказательствами. С этой целью художники прибегают к услугам нотариуса, почты, используют депонирование. Все эти способы работают одинаково - позволяют впоследствии точно установить дату, на которую конкретному лицу произведение уже принадлежало. Если вы сделали необходимые действия до обнародования произведения, нарушитель не сможет оспорить ваши доказательства.

Понятно, что рисунок, и тем более картину, поскольку они по определению существуют в единственном экземпляре (исключение - цифровая живопись), у нотариуса не заверишь и по почте тем более не отправишь. Как быть? Снять копию или фотокопию всего произведения и (при необходимости) отдельных его частей, составить описание произведения, где будут указаны его характерные, отличительные особенности, распечатать (конечно, в цвете, если произведение цветное) и с этими документами уже лично идти в нотариальную контору или на почту.

С депонированием все еще проще - в 2017 году оно стало доступно онлайн. Все скрины, текстовые описания, фотографии можно загрузить прямо из дома в базу сервиса и так же, онлайн, скачать официальный документ - свидетельство о депонировании.

Такое подтверждение владения интеллектуальной собственностью доступно не только самим авторам. Это могут сделать наследники, подтверждая авторские права на картины умерших художников, а также другие правообладатели. Кстати, если произведение не было обнародовано самим автором или его наследниками, и обнародование было сделано только после того, как оно перешло в общественное достояние, оно защищается не авторскими, а смежными правами, владельцем которых является лицо, обнародовавшее произведение.

Создавая произведения на заказ, не забывайте заключать с заказчиками договора. Предоставляя кому-то лицензию на свое произведение, внимательно читайте условия лицензионного договора. Выкладывая произведение в сеть Интернет, позаботьтесь о соблюдении некоторых формальностей: укажите информацию об авторстве и уточните, разрешаете ли вы использовать свое произведение или нет.

Вы купили картину, но оказалось, что не можете похвастаться покупкой в фейсбуке. Вы подарили кому-то свою работу — а получатель продал ее на условиях, которые вам не нравятся. Вас сфотографировали, и вы ничего за это не получили. Bird in Flight погрузился в особенности имущественного и авторского права на произведения искусства.

С распространением интернета авторское право стало гораздо более хрупким. И если все более-менее разобрались с тем, как легально слушать музыку и смотреть сериалы, с текстами и изображениями все еще есть проблемы.

Bird in Flight спросил юристов Клима Братковского и Викторию Прожепюрко, можно ли выкладывать и продавать произведения искусства в онлайн-группах и как обезопасить себя при покупке или продаже картины.

Что такое покупка картины


Роберт Флетчер, бывший сотрудник тюрьмы в Канаде (справа), беседует с журналистами в федеральном суде США, Чикаго, 23 августа 2016 года. До этого он и его адвокат проиграли судебный процесс против художника Питера Дойга. Флетчер обвинил художника в ложном отрицании авторства картины. Канадец утверждал, что много лет назад купил картину Дойга за $100. Сам художник заявил, что не писал полотно. Фото: Nova Safo / AFP


Питер Дойг позирует возле своей картины в Национальном музее современного искусства в Токио, 24 февраля 2020 года. Фото: Masamine Kawaguchi / Yomiuri / The Yomiuri Shimbun via AFP

Очевидно, что без авторского права нельзя зарабатывать на футболках и кружках с копиями картины. Менее очевидно, что ее вообще нельзя публично выставлять или (если это цифровая работа) публиковать. Нельзя даже публиковать — в том числе в соцсетях — фотографию полотна. Права на цифровую копию считаются производными от первоначальных прав, и согласие на публикацию может дать только правообладатель. Тот, кто купил картину без авторских прав, может сделать ее снимок только для домашнего использования.

Нельзя даже публиковать фотографию картины — даже в соцсетях.

Чтобы получить авторское право, нужно прописать подробности его перехода в договоре купли-продажи или дарения: на каких территориях можно пользоваться авторским правом, в течение какого срока, в каком объеме. Например, в договоре может быть указано, что публиковать и распространять работу можно только на территории Украины и только на протяжении трех лет (сделать копию при этом тоже можно будет лишь в Украине). Авторское право бывает исключительным или неисключительным — то есть покупатель может быть единственным, кто имеет право публиковать работу, а может и нет.

Но фотография — не картина, автор может распечатать сколько угодно копий. Или нет?

Фотография — пример тиражного искусства, то есть предполагает создание нескольких копий одного изображения.

Однако каждая копия — полноценное художественное произведение, которое является объектом авторского права и продается так же, как нетиражная картина. Поэтому на обороте всегда указывают выходные данные — в частности, размер тиража и номер копии, имя автора, кто выдал отпечаток (сам автор или уполномоченное лицо — галерея, магазин, аукционный дом). Распродав тираж, даже сам автор не имеет права допечатать себе пару снимков. Поэтому иногда авторы сразу оставляют несколько отпечатков у себя в собственности (тираж тогда пишется, например, так: 15+3).

Что можно выложить в фейсбук

Социальные сети разрешают размещать только собственные материалы. Загружая изображение на любую платформу, пользователь автоматически гарантирует, что он или правообладатель, или лично получил разрешение на публикацию, — иначе контент является украденным.

Исключение возможно, если с момента смерти автора прошло 70 лет . Или если это фотографии с выставки: в украинском законодательстве сказано , что можно свободно делать снимки для освещения текущих событий (но не с целью получения прибыли, уточняет Клим Братковский, — напечатать фотографии на футболках и продавать их нельзя).

Можно свободно фотографировать на выставке — но не с коммерческой целью.

срок может отличаться в зависимости от страны, а также увеличиваться для коллективного творчества

Вы когда-нибудь пытались выяснить , что думает коллекционер произведений искусства , когда вы показываете ему свои работы? Подсказка: хотя каждую конкретную мысль узнать невозможно , есть парочка хитростей , которые позволят понять , что думают ценители , когда дело доходит до покупки работ. И вы можете использовать эти знания для большей уверенности и успешных продаж.

Как коллекционеры принимают решения о покупке работы. Взгляд изнутри

Всё начинается с понимания процесса покупки. Он состоит из шести этапов , которые проходим мы все , когда приобретаем что-либо — будь то напиток в кафе или фантастическое произведение искусства. В эти шесть этапов входит принятие больших и малых решений , помогающих оценить , что именно вы собираетесь купить.

Мы проведём вас через каждый этап процесса принятия решения коллекционером , чтобы вы поняли , как извлечь из этого выгоду.

1. Признание необходимости

Люди предпочитают покупать произведения искусства по множеству причин — и все они разные. Некоторые , например , хотят заполнить пустое пространство в интерьере чем-то красивым , другие ищут подходящий предмет по приемлемой цене , чтобы вписать в свою растущую коллекцию. Но прежде чем совершить покупку , они должны удостовериться , что им действительно нужно то , чего у них сейчас нет. Пусть даже это будет то , что подарит им ощущение радости. Иначе зачем тратить деньги?

Петрус Кристус. Ювелир в своей лавке (святой Элигий)

Помня об этом , задайте себе вопрос: как в рамках своего маркетинга вы можете распознать или даже создать потребность , чтобы затем её удовлетворить? И как позиционировать своё творчество так , чтобы оно соответствовало потребностям покупателя? Некоторые люди могут даже не осознавать , что они нуждаются в чём-то , пока вы не напомните им об этом.

• Вам нужны небольшие работы , чтобы заполнить стену вокруг большой картины? У меня они есть.

• Вам нужны портреты старших членов семьи для воспоминаний? Я могу их написать.

• Вам нужны премированные работы для коллекции? Посмотрите эти.

2. Поиск информации

Вряд ли вы будете делать крупную покупку , не проведя предварительных исследований , верно? Вот почему вторым пунктом в процессе принятия решения идёт поиск информации.

Помните , что в этой фазе у покупателей возникают десятки вопросов: какое произведение я хочу? Где его найти? Какого размера? Какие цвета будут соответствовать моему интерьеру? Какую цену я готов заплатить? Могу ли я себе это позволить? Когда? Одобрят ли это другие? Где это установить или повесить? Как я это получу? Хорошее ли это вложение? Вписывается ли это в мою коллекцию? Насколько успешен художник? И так далее…

Правда в том , что чем дольше или труднее находятся ответы на эти вопросы , тем быстрее покупатели переключатся на что-то другое. Внимание в наши дни коротко!

Ваша цель — сделать эту информацию максимально доступной , при этом продемонстрировать свою индивидуальность и в чёткой и сжатой форме убедить потенциальных клиентов , что вы — лучший выбор. Ах , эти прелести маркетинга…

• если собираетесь вести разговор с глазу на глаз , потренируйтесь отвечать на такие вопросы естественным образом;

• если покупатели пользуются интернетом , сделайте своё присутствие в Сети явным и простым в навигации;

• если они говорят с кем-то ответственным за продажи ваших работ , помогите этим людям хорошо ориентироваться в своём творчестве , чтобы они могли ответить на любые вопросы.

3. Сравнение альтернатив

Да , покупатели могут рассматривать другие варианты , прежде чем сделать выбор. Один из лучших манёвров на этом этапе процесса покупки — заявить о себе как именно о том художнике , которого они ищут.

Убедитесь , что покупатели обращают внимание на ваше творчество , а не размышляют , можно ли доверять вам. Выложите на сайт высококачественные фотографии с описаниями , дважды проверьте , все ли ссылки работают , и не забывайте выкладывать свои самые актуальные работы.

Кроме того , если людям нравится ваше творчество , не держите его в секрете! Добавляйте отзывы на свой сайт и делитесь ими в социальных сетях. Вас недавно приняли в жюри конкурса или работу выставили в галерее? Напишите об этом в резюме или упомяните в разговоре. Чем больше людей это увидят , тем больше авторитета вы получите как художник.

Галереи и арт-дилеры также получили страницы , сопоставимые с полноценным сайтом. Они могут систематизировать коллекции , управлять сделками , счетами и отзывами , анонсировать события и выставки , вести блог. Появилось больше инструментов для успешных интернет-продаж.

4. Принятие решения

Мы почти на пороге покупки! Следующий шаг — принятие решения.

Напомните им о том , почему они здесь ( во-первых , что сюда их привела , прежде всего , потребность). Затем подтвердите , что вы и ваше творчество — правильный выбор. И дайте им чувство безопасности , чтобы они приняли верное решение.

Но даже если покупатель не решится приобрести ваше произведение сейчас , надежда ещё не потеряна. Получив его мэйл , оставайтесь на связи и продолжайте информировать о своих новых работах , которые могут удовлетворить потребности клиента. Однажды сложатся лучшие обстоятельства для покупки.

Михаил Хохлачев. Мечта коллекционера

5. Покупка

Вы сделали это! Успешно преодолели первые четыре шага , и покупатель замер , предвкушая , как увидит ваше творение в своём доме. И хотя кажется , что победа достигнута , необходимо учесть ещё несколько моментов , чтобы убедиться , что отныне всё будет идти гладко.

Подумайте: как прошёл процесс покупки вашей работы? Ответьте на приведённые ниже вопросы.

• Сложным ли был процесс?
• Принимаете ли вы все формы оплаты?
• Вовремя ли вы выслали счёт?
• Учли ли налоги и доставку?
• Корректно ли работает оформление заказа на вашем сайте?
• Не слишком ли много информации вы запрашиваете?
• Надёжно ли упакованы ваши работы?
• Как скоро их доставят покупателю?
• Доступно ли это донесено?
• Не забыли ли вы искренне поблагодарить клиента?

На этом этапе посмотрите , что можно выбросить или улучшить , чтобы дальнейшее общение коллекционеров с вами было более комфортным.

6. После покупки

И если у человека возникали проблемы , сделайте всё возможное , чтобы успокоить его и возьмите препятствие на заметку , чтобы избежать его в дальнейшем. Ну , а если вас хвалят , кричите об этом с крыш , чтобы привлечь ещё больше покупателей!

Читайте также: