Поэма по праву памяти как завещание поэта презентация

Обновлено: 16.05.2024

Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История создания, чему посвящено

Основные темы поэмы:

  • историческая память;
  • покаяние;
  • ошибки прошлого;
  • личная и общественная вина;
  • сталинизм;
  • репрессии;
  • забвение;
  • трагедия российской истории XX века;
  • сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
  • сыновья и отцы.

Чему посвящено произведение:

  • осмыслению исторического прошлого советской страны;
  • попытке понять феномен любви народа к Сталину;
  • раскаянию поэта за свои заблуждения;
  • осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
  • потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.

История публикации:

Жанровые и композиционные особенности

  • род литературы — гражданская лирика;
  • структурный тип текста — поэзия;
  • жанр — лирико-публицистическая поэма.

Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.

Композиционные особенности:

Главные мысли произведения:

  • нельзя забывать прошлое;
  • нет прощения преступлениям против своего народа;
  • без покаяния нет будущего.

В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:

Краткий анализ поэмы по главам

  • не лгать;
  • не быть трусом;
  • быть верным своему народу и Родине.

Размышляя об этом спустя годы, поэт говорит, что это самые простые и очевидные правила, но при этом и самые сложные для выполнения. Он пронесет их через всю жизнь — они будут для него нравственным камертоном.

  • душные ночи июля;
  • запах сена;
  • петушиные запевы;
  • соломенные стрехи (края крыши сельской избы);
  • пылающие румянцем щеки деревенских девушек.

Друзья были молоды и полны сил. Они хотели идти в воображаемый поход и совершать подвиги. Но последующая жизнь избавила их от многих иллюзий.

Поэт рассматривает это высказывание в нескольких аспектах:

Развивая ключевую мысль, автор перечисляет сталинские преступления:

Отмечает он и личные негативные качества Сталина:

Третья и последняя глава поэмы посвящена борьбе против развернувшейся с середины 1960-х годов кампании по замалчиванию сталинских преступлений и возврату к идеологии двоемыслия, когда слова и поступки не соответствуют друг другу.

Это очень эмоциональная часть поэмы. Если первая глава наполнена лирической грустью, вторая — душевной болью и сожалением, то в третьей преобладающими эмоциями являются:

  • гнев;
  • возмущение;
  • негодование;
  • осуждение;
  • горечь.

Тем самым Твардовский подчеркивает, что сталинский режим не уникален, а его истоки следует искать не в конкретных личностях, а в готовности народа брать ответственность за свою судьбу.

Память каждого человека состоит из двух огромных пластов:

Смысл произведения, чем нас учит

Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:

  • оно учит настоящей, а не притворной любви к Родине;
  • утверждает право на историческую память;
  • воспевает такие важные нравственные качества, как честность, мужество, чувство долга;
  • говорит от необходимости не на словах, а на деле быть сознательным гражданином своей страны, готовым взять на себя ответственность за все, что с ней происходит;
  • призывает не разрывать связь между сыновьями и отцами, какими бы сильными между ними ни были противоречия;
  • напоминает о настоящих духовных ценностях.

Идейно-художественное своеобразие поэмы

Цели уроков:

(воспитательная) – показать, как осмысляется поэтом опыт всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени, обратить внимание учащихся на ценность, примат человеческой личности, неповторимо-единичного над общим и коллективным; способствовать формированию личной позиции учащихся по поднятой проблеме;

(направленная на литературное развитие) – продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, поисковой работы, исследовательской работы с текстом, литературоведческими понятиями; дальнейшее развитие творческого мышления учащихся.

Эпиграфы:

Я жил, я был – за всё на свете

Я отвечаю головой.

… почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни…

А.Т. Твардовский

… он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения.

В.Я. Лакшин. Из

Литературоведческие термины, используемые на уроке.

Поэма – стихотворное сюжетное повествование. Лиро-эпическое произведение.

Художественный образ – изображение человека в произведении.

Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

Композиция внешняя – деление на части, главы.

Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

Эволюция (взглядов, взаимоотношений…) – изменение… во времени.

Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.

Мотив – дополнительные, второстепенные темы.

Афоризм – законченная мысль, выраженная в сжатой и точной форме.

Словарь (словарик ведётся и на уроке, и во время домашней работы, к словарю обращаемся в процессе работы над поэмой).

Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

Память – 1) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений;

2) воспоминания о ком-чём-нибудь.

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара, или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

Покаяние – добровольное признание в совершённом поступке, в ошибке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Раскаяться – испытать сожаление, признаться в совершённой ошибке, в дурном, неправильном поступке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Вина – начало, причина, источник, повод, предлог. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

Вина – 1) проступок, преступление;

2) причина, источник чего-нибудь (неблагоприятного).

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

Возмездие – отплата, кара за преступление, за зло. (Словарь русского языка С.И.

Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

Ответственность – 1) необходимость принять на себя вину за ошибки, плохой ход дела; 2) необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Домашнее задание к уроку.

Сформулируйте жизненный и творческий принцип А.Т. Твардовского. Подберите соответствующий цитатный материал из стихотворений (и поэм) поэта (поисковое задание).

(Групповое или индивидуальное задание. Характер задания: упрощённый вариант).

На основании данных отрывков из стихотворений А.Т. Твардовского сформулируйте творческий принцип поэта.

С тропы своей ни в чём не уступая,

Не отступая – быть самим собой.

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

(…) И я, чей хлеб насущный – слово,

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов;

Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало,

Из капиталов капитал;

Чтоб не мешать зерна с половой,

Самим себе в глаза пыля;

Чтоб шло в расчёт любое слово

По курсу твёрдого рубля (…)

(…) Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву толстому

Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Первая учебная ситуация.

Слово учителя.

- Какие события, наблюдения, переживания во время работы нашли отклик во взглядах поэта, отразившихся в поэме?

История поэмы

События в жизни поэта, обстоятельства работы

Взгляды поэта, отразившиеся в поэме

Поэма создавалась в последние годы жизни (годы жизни А.Т. Твардовского 1910-1971).

1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию, отказался поставить подпись под открытым письмом писателям Чехословакии. Стало заметно, что направление журнала приобрело оппозиционный характер.

1970г. – Твардовский ушёл из журнала.

Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отбельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев.

Обращается внимание учащихся на эпиграфы к уроку.

- Что в них отражено? (Учащиеся высказывают свои суждения).

Вторая учебная ситуация.

Организация учебного поиска.

Основной вопрос:

Круг тем, особо значимых для автора:

тема раскаяния и личной вины человека;

тема памяти и забвения;

тема исторического возмездия;

Жанровые особенности:

Композиция внешняя: предисловие и три части.

Композиция внутренняя: система художественных образов поэмы, отражающих мировоззрение поэта.

Слайды и текст этой презентации


Работу выполнили:
ученицы 11 класса
Соломина Варвара
и Петракова Мария



Произведения Твардовского печатались в 1931 - 33, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника".

В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время Отечественной войны создал поэму "Василий Теркин" (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства.

Почти одновременно с "Теркиным" и стихами "Фронтовой хроники" начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946).



Поэма "По праву памяти" мыслилась первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью -- даль", приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя "По праву памяти" не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным "циклом", вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора "Василия Теркина". Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.


Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души: Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, -- Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой. Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба: Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если -- То и жизнь отдать. Лишь от себя теперь добавим. Что проще -- да. Но что сложней?


Вторая глава "Сын за отца не отвечает" самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму "По праву памяти". Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца. Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме. Да, он умел без оговорок, Внезапно -- как уж припечет -- Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.



В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, "живы" наши предки, их дела и подвиги. Память -- это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу.



А.Т.Твардовский – один из поэтов х х века, показавший жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

Слайды и текст этой презентации


Работу выполнили:
ученицы 11 класса
Соломина Варвара
и Петракова Мария



Произведения Твардовского печатались в 1931 - 33, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника".

В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время Отечественной войны создал поэму "Василий Теркин" (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства.

Почти одновременно с "Теркиным" и стихами "Фронтовой хроники" начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946).



Поэма "По праву памяти" мыслилась первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью -- даль", приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя "По праву памяти" не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным "циклом", вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора "Василия Теркина". Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.


Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души: Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, -- Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой. Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба: Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если -- То и жизнь отдать. Лишь от себя теперь добавим. Что проще -- да. Но что сложней?


Вторая глава "Сын за отца не отвечает" самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму "По праву памяти". Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца. Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме. Да, он умел без оговорок, Внезапно -- как уж припечет -- Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.



В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, "живы" наши предки, их дела и подвиги. Память -- это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу.



А.Т.Твардовский – один из поэтов х х века, показавший жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

Читайте также: