Поэма по праву памяти как завещание поэта презентация
Обновлено: 16.05.2024
Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
История создания, чему посвящено
Основные темы поэмы:
- историческая память;
- покаяние;
- ошибки прошлого;
- личная и общественная вина;
- сталинизм;
- репрессии;
- забвение;
- трагедия российской истории XX века;
- сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
- сыновья и отцы.
Чему посвящено произведение:
- осмыслению исторического прошлого советской страны;
- попытке понять феномен любви народа к Сталину;
- раскаянию поэта за свои заблуждения;
- осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
- потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.
История публикации:
Жанровые и композиционные особенности
- род литературы — гражданская лирика;
- структурный тип текста — поэзия;
- жанр — лирико-публицистическая поэма.
Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.
Композиционные особенности:
Главные мысли произведения:
- нельзя забывать прошлое;
- нет прощения преступлениям против своего народа;
- без покаяния нет будущего.
В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:
Краткий анализ поэмы по главам
- не лгать;
- не быть трусом;
- быть верным своему народу и Родине.
Размышляя об этом спустя годы, поэт говорит, что это самые простые и очевидные правила, но при этом и самые сложные для выполнения. Он пронесет их через всю жизнь — они будут для него нравственным камертоном.
- душные ночи июля;
- запах сена;
- петушиные запевы;
- соломенные стрехи (края крыши сельской избы);
- пылающие румянцем щеки деревенских девушек.
Друзья были молоды и полны сил. Они хотели идти в воображаемый поход и совершать подвиги. Но последующая жизнь избавила их от многих иллюзий.
Поэт рассматривает это высказывание в нескольких аспектах:
Развивая ключевую мысль, автор перечисляет сталинские преступления:
Отмечает он и личные негативные качества Сталина:
Третья и последняя глава поэмы посвящена борьбе против развернувшейся с середины 1960-х годов кампании по замалчиванию сталинских преступлений и возврату к идеологии двоемыслия, когда слова и поступки не соответствуют друг другу.
Это очень эмоциональная часть поэмы. Если первая глава наполнена лирической грустью, вторая — душевной болью и сожалением, то в третьей преобладающими эмоциями являются:
- гнев;
- возмущение;
- негодование;
- осуждение;
- горечь.
Тем самым Твардовский подчеркивает, что сталинский режим не уникален, а его истоки следует искать не в конкретных личностях, а в готовности народа брать ответственность за свою судьбу.
Память каждого человека состоит из двух огромных пластов:
Смысл произведения, чем нас учит
Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:
- оно учит настоящей, а не притворной любви к Родине;
- утверждает право на историческую память;
- воспевает такие важные нравственные качества, как честность, мужество, чувство долга;
- говорит от необходимости не на словах, а на деле быть сознательным гражданином своей страны, готовым взять на себя ответственность за все, что с ней происходит;
- призывает не разрывать связь между сыновьями и отцами, какими бы сильными между ними ни были противоречия;
- напоминает о настоящих духовных ценностях.
Идейно-художественное своеобразие поэмы
Цели уроков:
(воспитательная) – показать, как осмысляется поэтом опыт всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени, обратить внимание учащихся на ценность, примат человеческой личности, неповторимо-единичного над общим и коллективным; способствовать формированию личной позиции учащихся по поднятой проблеме;
(направленная на литературное развитие) – продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, поисковой работы, исследовательской работы с текстом, литературоведческими понятиями; дальнейшее развитие творческого мышления учащихся.
Эпиграфы:
Я жил, я был – за всё на свете
Я отвечаю головой.
… почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни…
А.Т. Твардовский
… он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения.
В.Я. Лакшин. Из
Литературоведческие термины, используемые на уроке.
Поэма – стихотворное сюжетное повествование. Лиро-эпическое произведение.
Художественный образ – изображение человека в произведении.
Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.
Композиция внешняя – деление на части, главы.
Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.
Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.
Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.
Эволюция (взглядов, взаимоотношений…) – изменение… во времени.
Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.
Мотив – дополнительные, второстепенные темы.
Афоризм – законченная мысль, выраженная в сжатой и точной форме.
Словарь (словарик ведётся и на уроке, и во время домашней работы, к словарю обращаемся в процессе работы над поэмой).
Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Память – 1) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений;
2) воспоминания о ком-чём-нибудь.
(Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара, или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Покаяние – добровольное признание в совершённом поступке, в ошибке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Раскаяться – испытать сожаление, признаться в совершённой ошибке, в дурном, неправильном поступке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Вина – начало, причина, источник, повод, предлог. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Вина – 1) проступок, преступление;
2) причина, источник чего-нибудь (неблагоприятного).
(Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Возмездие – отплата, кара за преступление, за зло. (Словарь русского языка С.И.
Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Ответственность – 1) необходимость принять на себя вину за ошибки, плохой ход дела; 2) необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.
(Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Домашнее задание к уроку.
Сформулируйте жизненный и творческий принцип А.Т. Твардовского. Подберите соответствующий цитатный материал из стихотворений (и поэм) поэта (поисковое задание).
(Групповое или индивидуальное задание. Характер задания: упрощённый вариант).
На основании данных отрывков из стихотворений А.Т. Твардовского сформулируйте творческий принцип поэта.
С тропы своей ни в чём не уступая,
Не отступая – быть самим собой.
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
(…) И я, чей хлеб насущный – слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов;
Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало,
Из капиталов капитал;
Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля;
Чтоб шло в расчёт любое слово
По курсу твёрдого рубля (…)
(…) Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву толстому
Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За своё в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Первая учебная ситуация.
Слово учителя.
- Какие события, наблюдения, переживания во время работы нашли отклик во взглядах поэта, отразившихся в поэме?
История поэмы
События в жизни поэта, обстоятельства работы
Взгляды поэта, отразившиеся в поэме
Поэма создавалась в последние годы жизни (годы жизни А.Т. Твардовского 1910-1971).
1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию, отказался поставить подпись под открытым письмом писателям Чехословакии. Стало заметно, что направление журнала приобрело оппозиционный характер.
1970г. – Твардовский ушёл из журнала.
Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отбельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев.
Обращается внимание учащихся на эпиграфы к уроку.
- Что в них отражено? (Учащиеся высказывают свои суждения).
Вторая учебная ситуация.
Организация учебного поиска.
Основной вопрос:
Круг тем, особо значимых для автора:
тема раскаяния и личной вины человека;
тема памяти и забвения;
тема исторического возмездия;
Жанровые особенности:
Композиция внешняя: предисловие и три части.
Композиция внутренняя: система художественных образов поэмы, отражающих мировоззрение поэта.
Слайды и текст этой презентации
Работу выполнили:
ученицы 11 класса
Соломина Варвара
и Петракова Мария
Произведения Твардовского печатались в 1931 - 33, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника".
В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время Отечественной войны создал поэму "Василий Теркин" (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства.
Почти одновременно с "Теркиным" и стихами "Фронтовой хроники" начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946).
Поэма "По праву памяти" мыслилась первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью -- даль", приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя "По праву памяти" не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным "циклом", вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора "Василия Теркина". Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.
Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души: Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, -- Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой. Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба: Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если -- То и жизнь отдать. Лишь от себя теперь добавим. Что проще -- да. Но что сложней?
Вторая глава "Сын за отца не отвечает" самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму "По праву памяти". Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца. Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме. Да, он умел без оговорок, Внезапно -- как уж припечет -- Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.
В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, "живы" наши предки, их дела и подвиги. Память -- это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу.
А.Т.Твардовский – один из поэтов х х века, показавший жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.
Слайды и текст этой презентации
Работу выполнили:
ученицы 11 класса
Соломина Варвара
и Петракова Мария
Произведения Твардовского печатались в 1931 - 33, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника".
В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время Отечественной войны создал поэму "Василий Теркин" (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства.
Почти одновременно с "Теркиным" и стихами "Фронтовой хроники" начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946).
Поэма "По праву памяти" мыслилась первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью -- даль", приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя "По праву памяти" не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным "циклом", вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора "Василия Теркина". Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.
Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души: Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, -- Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой. Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба: Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если -- То и жизнь отдать. Лишь от себя теперь добавим. Что проще -- да. Но что сложней?
Вторая глава "Сын за отца не отвечает" самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму "По праву памяти". Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца. Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме. Да, он умел без оговорок, Внезапно -- как уж припечет -- Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.
В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, "живы" наши предки, их дела и подвиги. Память -- это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу.
А.Т.Твардовский – один из поэтов х х века, показавший жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.
Читайте также: