Подлежат ли возмещению представ расходы в сфере жкх 2019 2020

Обновлено: 30.06.2024

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), рассмотрев обращение о проблемах реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программа), сообщает.

Разъяснение положений жилищного законодательства компетенцией Фонда не является. Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.

По вопросу о равнозначности предоставляемых жилых помещений гражданам - собственникам жилых помещений в аварийном жилищном фонде, переселяемым в рамках программ, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), можно отметить, что в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, отмечено, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. По смыслу данного Обзора такое предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным ранее занимаемому жилому помещению. Требование о благоустройстве жилого помещения содержится в статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), тем самым, по мнению Фонда, Верховный Суд Российской Федерации (далее - Верховный Суд) уравнивает условия предоставления жилого помещения собственнику, выбравшему предоставление жилого помещения взаимен изымаемого аварийного жилья, и нанимателя, переселяемого по основаниям, которые предусмотрены статьей 86 Жилищного кодекса.

В то же время следует учитывать, что по соглашению между собственником жилого помещения в аварийном доме и органом местного самоуправления на гражданина может быть возложена обязанность по выплате разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером причитающегося гражданину возмещения за изымаемое жилое помещение. Таким образом, если в жилом помещении аварийного жилищного фонда проживает несколько собственников и по соглашению с ними им предоставляются отдельные жилые помещения, то на указанных собственников может быть возложена обязанность выплатить разницу между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером причитающегося гражданину возмещения за изымаемое жилое помещение.

По вопросу о предоставлении нанимателю по договору социального найма в аварийном доме жилого помещения меньшей площади, чем гражданин занимал, Фонд сообщает, что предоставление жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда имеет целью обеспечить комфортное и безопасное проживание переселяемых граждан и носит компенсационный характер.

На равнозначность предоставляемого жилого помещения по общей площади ранее занимаемому жилому помещению в связи с переселением из аварийного жилищного фонда указано в статье 89 Жилищного кодекса.

В то же время в статье 81 Жилищного кодекса содержится норма, закрепляющая за нанимателем жилого помещения по договору социального найма право на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения.

Исходя из указанных положений законодательства Фонд считает допустимым предоставление нанимателю по договору социального найма жилого помещения меньшей площади взамен жилого помещения в аварийном доме при наличии письменного согласия нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи на переселение в предоставляемое помещение. Такое согласие может быть закреплено в отдельном документе, а также во вновь заключаемом договоре социального найма.

Первый заместитель
генерального директора
В.М.ТАЛАЛЫКИН

Задайте вопрос юристу:

Как указало ведомство, в случае возникновения убытков в связи с самовольным изменением размера платы собственниками недвижимости управляющая организация вправе требовать признания решения их общего собрания недействительным


Адвокаты положительно отнеслись к позиции Минстроя, хотя и указали на отсутствие новизны в разъяснениях. Один из экспертов отметил, что несмотря на нормы закона суды нередко отказывают управляющим организациям в обжаловании размера тарифа, ссылаясь на отсутствие у таких компаний права на оспаривание решения собственников многоквартирного дома.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме от 12 июля 2019 г. № 25373-ИА/04 напомнило, что согласно Жилищному кодексу и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, способном обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Если в многоквартирном доме не создано ТСЖ или другой специализированный потребительский кооператив, то размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников. При этом необходимо учесть предложения управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя в ответе на обращение по данному вопросу сослался на Постановление Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, которое касается споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в многоквартирном доме. В нем указано, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно. Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также отвечать требованиям разумности.

В своем письме Минстрой России отразил позицию КС, выраженную последним в Постановлении от 29 января 2018 г. № 5-П. Согласно этому акту при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам необходимо учесть, что ее размер должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Департамент обратил внимание на тот факт, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом. Исходя из этого, Минстрой сделал вывод, что стороны такого соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы. Данное правило, по его мнению, распространяется и на случаи, когда общее собрание изменяет размер платы без предложения управляющей организации.

Конституционный Суд указал, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно устанавливать различные по размеру ставки платежей за содержание общего имущества

Ведомство разъяснило, что в случае нарушения ее прав управляющая организация может обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников. Это возможно в случае, если решение принято без учета ее предложения, изменяет установленный договором размер платы, а также влечет убытки организации, связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг. Такие затраты, по мнению госоргана, являются неосновательным обогащением собственников помещений.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 3 февраля 2020 года N АЦ/7104/20

О даче разъяснений

Федеральная антимонопольная служба в целях обеспечения единой правоприменительной практики, касающейся вопросов подключения к системам теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе вопросов тарифообразования при осуществлении процедуры подключения, сообщает следующее.

Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя устанавливается в индивидуальном порядке.

ФАС России сообщает, что в соответствии с пунктом 16 Правил N 787, в случае отсутствия технической возможности подключения исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения направляет заявителю письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения:

подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке (отмечаем, что указанный абзац не привязан к размеру подключаемой нагрузки);

подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения.

В случае, если заявителем выбран вариант подключения в соответствии с абзацем 2 пункта 16 Правил N 787, то плата за подключение будет устанавливаться в индивидуальном порядке (пункт 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 110 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:

а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;

б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;

в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;

г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Дополнительно сообщаем, что в случае, если заявителем выбран вариант подключения, определенный абзацем 3 пункта 16 Правил N 787, то плата за подключение будет устанавливаться в порядке, предусмотренном пунктом 108 Основ ценообразования.

Согласно пункту 108 Основ ценообразования плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.

Плата за подключение может быть дифференцирована в соответствии с методическими указаниями, в том числе исходя из величины подключаемой нагрузки и (или) в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная).

Таким образом, положения Основ ценообразования подлежат применению во взаимоувязке с положениями Правил N 787.

2. По вопросу применения пункта 34 Правил N 787.

В соответствии с пунктом 34 Правил N 787 заявитель вправе осуществить мероприятия (в том числе технические) по подключению за границами принадлежащего ему земельного участка, а в случае подключения многоквартирного дома - за пределами сетей инженерно-технического обеспечения дома при условии согласования таких действий (в том числе технической документации) с исполнителем.

В случае, предусмотренном пунктом 34 Правил N 787, между заявителем и исполнителем заключается гражданско-правовой договор.

В указанный договор должны быть в том числе включены положения, предусматривающие:

- обязанность заявителя согласовать с исполнителем проектную документацию;

- обязанность заявителя передать исполнителю в собственность созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения;

- обязанность исполнителя принять созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения и оформить на такой объект право собственности в установленном порядке.

Таким образом, процедура передачи заявителем в собственность исполнителю созданного в результате проведения работ объекта теплоснабжения должна быть отражена в заключенном гражданско-правовом договоре.

Соглашение по указанному договору, в том числе о цене договора, должно быть достигнуто между заявителем и исполнителем в период заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения.

Обращаем внимание на необходимость в данном случае заключения нескольких договоров между заявителем и исполнителем (договора подключения и иного(ых) договора(ов), в соответствии с которым заявителем будут выполнены работы по созданию и передаче соответствующего объекта).

Также важным аспектом применения рассматриваемого пункта 34 является диспозитивность его положений.

Таким образом, возможность его применения наступает только при достижении согласия обеими сторонами правоотношений.

3. По вопросу применения нового порядка расчета и взимания платы за подключение к системе теплоснабжения для категории заявителей, нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 519 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения" был изменен порядок расчета и взимания платы за подключение к системе теплоснабжения Новой редакцией пункта 107 Основ ценообразования предусмотрено, что органами регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0,1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Также новой редакцией пункта 108 Основ ценообразования предусмотрено, что плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.

Обращаем внимание, что при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения на 2020 год орган регулирования должен руководствоваться положениями Основ ценообразования и применять новый порядок установления платы за подключение.

4. По вопросу предоставления документов и материалов для расчета платы за подключение к системе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Согласно подпункту "б" пункта 39(6) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), к заявлению об установлении платы за подключение необходимо приложить сметы для определения расходов на строительство (реконструкцию), с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета.

Вместе с тем, расчеты расходов, подготовленные на основании НЦС, по мнению ФАС России, не являются достаточным обоснованием для признания органом регулирования экономически обоснованными, так как расценки, указанные в НЦС, являются обобщенными и предельными.

Учитывая изложенное, для установления платы за подключение в орган регулирования целесообразно предоставлять примерную смету предстоящих работ и затрат, которые, в свою очередь, не должны превышать утвержденные НЦС.

5. По вопросу о регулировании платы за подключение (технологическое присоединение) к источнику теплоснабжения в случае, если техническое решение подключения производственного объекта заявителя предполагает прокладку паропровода.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит государственному регулированию.

На основании части 8 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами N 1075.

Положения частей 2.1 и 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении не распространяются на договор о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения. Возможность устанавливать плату за подключение по соглашению сторон предусмотрена только для муниципальных образований, отнесенным к ценовым зонам теплоснабжения.

6. По вопросу определения величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки заявителя с учетом нагрузки на противопожарные нужды.

В составе заявления о подключении заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства данные об общей подключаемой нагрузке с приложением баланса водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования (пункт 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644).

Учет запрашиваемого объема воды, включая нужды пожаротушения, производится при определении необходимого диаметра прокладываемой водопроводной сети.

Отмечаем, что при расчете тарифа (платы) за подключение к централизованной системе водоснабжения нагрузка на пожаротушение подлежит учету при наличии обоснованных технических решений, выбранных для подключения объекта заявителя (с учетом СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации России от 29.12.2011 N 635/14, СП 31.13330.2012 системы водоснабжения, обеспечивающие противопожарные нужды, следует проектировать в соответствии с указаниями "СП 8.13130. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 N 178 и др.).

7. По вопросу расчета ставок на подключение в сфере водоснабжения и водоотведения.

В расчет ставки тарифа за протяженность сети включается необходимый комплекс работ по прокладке (перекладке) сетей водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемых на участке от точки подключения объекта заявителя до точки подключения создаваемых организацией водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, в расчет ставки тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку включается необходимый объем расходов на подключение объектов абонентов.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

Учитывая изложенное, при расчете ставки тарифа на подключение расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, следует учитывать в ставке за подключаемую нагрузку при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

Отмечаем, что действующим законодательством не установлен конкретный перечень затрат, которые подлежат обязательному включению в ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку за протяженность сети.

Расходы на присоединение сетей в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства (врезку) подлежат включению в ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку.

8. Об отказах в установлении платы за подключение к системе теплоснабжения и системам водоснабжения и (или) водоотведения.

1. Порядок действий теплоснабжающей или теплосетевой организации при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения и при отсутствии в утвержденной инвестиционной программе мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность такого подключения, установлен частями 5-7 статьи 14 Закона о теплоснабжении.

Указанный порядок предполагает, что при отсутствии технической возможности подключения заявителя регулируемая организация инициирует внесение изменений в инвестиционную программу, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 16 Правил N 787.

С учетом изложенного, отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы или отдельных мероприятий инвестиционной программы по подключению заявителей при наличии технической возможности подключения не является основанием для отказа в установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, а также для отказа в учете в составе платы за подключение к системе теплоснабжения расходов на реализацию указанных мероприятий.

Так, порядок действий организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность такого подключения (технологического присоединения), установлен частями 7-12 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ.

С учетом изложенного, при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя регулируемая организация инициирует внесение изменений в инвестиционную программу в порядке, предусмотренном Правилами N 641 и Правилами N 644.

В этой связи, отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы или отдельных мероприятий инвестиционной программы по подключению заявителей при наличии технической возможности подключения не является основанием для отказа в установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения.

Просто оставьте нам свои контактные данные, наши менеджеры свяжутся с вами и ответят на все интересующие вас вопросы, пришлют больше информации

Опишите, пожалуйста, свою ситуацию, и мы сформируем для Вас коммерческое предложение. В нем будет указаны объем услуг, цены и сроки.

Для подробного коммерческого предложения может понадобиться более точная информация. Тогда наш специалист свяжется с Вами!

Теплоснабжающей организации удалось оспорить невключение в тариф выпадающих доходов

Ценообразование является одним из важнейших факторов, определяющих жизнеспособность предприятий теплоэнергетического комплекса нашей страны (далее – ресурсоснабжающие организации, РСО). Главной целью ценообразования на таких предприятиях является покрытие затрат и самофинансирование. РСО должны быть также готовы к конкуренции на рынке генерации тепла.

Тарифы на тепло должны покрывать все затраты на производство и поставку тепла потребителю, как переменные, так и постоянные эксплуатационные затраты, а также стоимость капитала. Доходы от продаж тепла по тарифам должны обеспечить для производителя финансирование необходимых инвестиций в ремонт и замену котельных, тепловых сетей и оборудования, так же как и инвестиции в будущее развитие предприятия.

Тарифы на тепловую энергию устанавливаются регулирующим органом. Ресурсоснабжающие организации – коммерческие компании, которые осуществляют деятельность с целью получения прибыли. С другой стороны есть потребители ресурсов, большинство из которых граждане, и расчеты тарифов должны соотноситься с возможностью потребителя оплачивать эти ресурсы. Зачастую в деятельности РСО возникают выпадающие доходы, подлежащие компенсации и включению в тарифы будущих периодов (неполученные энергоснабжающими компаниями в результате тарифных ограничений экономически обоснованные доходы).

На практике выпадающие доходы не всегда включаются в тариф, или планируются к включению в тариф в то время, когда предельные сроки для включения уже истекают.

Судебная практика, заслуживающая внимание всех теплоснабжающих организаций:
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.10.2017 N 19-АПГ17-3
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.10.2017 N 19-АПГ17-4

В 2015 и 2016 годах региональной тарифной комиссией были вынесены постановления, устанавливающие тарифы на тепловую энергию, поставляемую РСО потребителям, на 2017 и 2018 год.

В результате принятых комиссией решений РСО была обязана поставлять теплоресурс по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей по возмещению затрат на его производство. Свое решение комиссия мотивировала минимизацией затрат в условиях ограниченного роста платы граждан за коммунальные услуги.

Краевой суд не усмотрел в действиях регулирующего органа нарушений законодательства и в удовлетворении исковых требований РСО отказал. Не согласившись с решением суда, организация подала апелляционную жалобу в Верховный Суд РФ.

Верховный суд напомнил, что тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе действующего тарифного законодательства.
Согласно нормам тарифного законодательства неучтенные экономически обоснованные расходы, а также выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением планового объема полезного отпуска над фактическим, подлежат учету регулирующим органом, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены отчетностью, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Экономия расходов, достигнутая организацией в расчетном периоде регулирования, включается регулирующим органом в состав необходимой валовой выручки (НВВ) в полном объеме в течение 5 лет.
Регулирование расчета тарифов в сфере теплоснабжения разграничивает порядок и условия включения в НВВ недополученных доходов, неучтенных экономически обоснованных расходов и экономии средств, и предусматривает разный порядок их учета при определении тарифов с их индексацией. При этом во всех случаях установлены предельные сроки учета финансовых средств в тарифах.

Суд указал, что средства компенсации недополученных доходов, неучтенных экономически обоснованных расходов и экономии РСО были рассмотрены комиссией обобщенно в качестве недополученных доходов и отнесены к неподконтрольным расходам без учета разных предельных сроков их включения в НВВ. Средства включены в НВВ предприятия не полностью и частично отнесены комиссией на последующее регулирование без указания предельного периода, в котором сумма может быть учтена при расчете тарифов.

Суд пришел к выводу, что единый способ расчета комиссией размера компенсации, противоречит нормам тарифного законодательства.

Также ВС РФ разъяснил, что РСО не обязана безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. Регулировать вопрос льготных тарифов должны уполномоченные органы субъекта РФ.

Этот вывод суда можно трактовать следующим образом: либо расходы РСО должны быть учтены надлежащим образом в тарифах с учетом предельного срока их включения, либо субъекты РФ должны компенсировать РСО недополученную выручку.

В результате рассмотрения дела ВС РФ признал постановления региональной тарифной комиссии по отношению к РСО недействующими.

Одним из основных направлений деятельности нашей компании является правовое сопровождение энергетических предприятий (генерирующих, распределительных, сбытовых).

Мы готовы, как разгрузить штатных специалистов организации, приняв часть их нагрузки, на качественное сопровождение которой не хватает времени, так и обеспечить полное правовое сопровождение на аутсорсинге в сфере теплоснабжения и регулирования тарифов в связи с чем готовы предложить следующие услуги:

Оказание услуг может выполняться в форме консультаций, путем подготовки нашими специалистами всех необходимых документов, так и посредством представления Ваших интересов в органах власти и суде.

Стоимость услуг зависит от объема и способа оказания услуг, а также может быть рассчитана с учетом достигаемого экономического результата для Вашего предприятия.

Читайте также: