Подлежат ли граждане проходящие службу в органах внутренних дел воинскому учету

Обновлено: 17.05.2024

Руководство СберРешений будет одинаково полезно как компаниям, которые только приступают к процедуре воинского учета, так и тем, кто уже столкнулся с определенными трудностями

Шаг 1. Назначить ответственного
Несмотря на то, что ответственность за организацию и ведение ВУ несет руководитель компании, заниматься непосредственно учетной работы может другой сотрудник предприятия. Количество ответственных, прикрепленных к учету, зависит от количества сотрудников, подпадающих под процедуру.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 установило следующие нормы:
- менее 500 граждан - 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
- от 500 до 2000 граждан - 1 освобожденный работник
- от 2000 до 4000 граждан - 2 освобожденных работника
- на каждые последующие 3000 граждан - 1 освобожденный работник
При этом руководители организаций обязаны выделить ответственным за ВУ специально оборудованные помещения с железными шкафами, доступ к которым находится под контролем.

Вопрос: Можно ли в приказе о назначении ответственного за ведение ВУ прописать, что генеральный директор предоставляет право подписи ВУ документов уполномоченному им лицу? Если да, как это правильнее сформулировать?
Ответ: Право подписи можно оформить приказом с выдачей соответствующей доверенности включающей перечень документов ВУ, которые вправе подписывать уполномоченное лицо. Таким же образом оформляется право подписи на получение документов в соответствующих органах.

Вопрос: Должно ли штатное расписание предусматривать должность для сотрудника, ответственного за ВУ по совместительству? Или достаточно приказом возложить обязанности на какого-то сотрудника? Какое должно быть название этой должности?
Ответ: Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату. Совмещение оформляется по правилам, установленным ст. 60.2 ТК РФ.

Шаг 2. Определить, какие сотрудники подлежат воинскому учету, а какие – нет.
Подлежат ВУ:
- Граждане мужского пола, подлежащие первоначальному учету в возрасте от 15 до 17 лет
- Граждане мужского пола призывного возраста от 18 до 27 лет
- Граждане, пребывающие в запасе
- Граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальности

Не подлежат ВУ:
- Граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности
- Граждане, лишенные свободы или имеющие условный срок наказания
- Лица, постоянно проживающие за пределами РФ
- Лица, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу
- Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе
- Граждане, освобожденные от военной службы
- Офицеры запаса внешней разведки и ФСБ

Вопрос: В каких случаях сотрудник-иностранец должен встать на воинский учет и что для этого нужно?
Ответ: Иностранные граждане не подлежат воинскому учету на территории РФ. Воинскому учету подлежат только военнообязанные граждане России (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Вопрос: Нужно ли ставить на ВУ студентов, проходящих практику не более месяца?
Ответ: Воинский учет ведется только в отношении работников. Студенты, проходящие практику у работодателя, работниками не являются. Следовательно, воинскому учету они не подлежат.

Шаг 3. Составить номенклатуру дел
Номенклатура дел – это порядок, регламентирующий распределение документов по папкам, описывающий содержимое каждой папки и каждого дела. Ответственному сотруднику необходимо сформировать папки и разложить по ним соответствующие документы. В ВУ есть 4 крупных дела:

2. Картотека личных карточек

Отметим: картотека требует постоянного обновления. Сводка содержит 8 разделов, которые представлены в таблице ниже. Рекомендуем обратить внимание на особенности организации документов внутри архивов.

Раздел 1;Личные карточки на офицеров запаса;Строится в алфавитном порядке Раздел 2.1;Личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;Строится в алфавитном порядке Раздел 2.2;Именной список граждан женского пола;Использовать в качестве описи раздела Раздел 3.1;Перечень военно-учётных специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет;Использовать для проверки корректности отбора личных карточек Раздел 3.1;Личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;Строится в алфавитном порядке Раздел 4;Личные карточки на призывников;Строится в алфавитном порядке Раздел 5.1*;Личные карточки на военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания;Личные карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, выделяются в отдельный раздел. Раздел строится по командам (партиям), в каждой партии - по алфавиту Раздел 5.2*;Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе;Строится в алфавитном порядке. Личные карточки достигших предельного возраста пребывания в запасе выносятся в отдельное дело Раздел 6*;Таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих снятию с воинского учёта в связи с достижением предельного возраста состояния в запасе;Использовать для проверки корректности отбора личных карточек Раздел 7*;Личные карточки на граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья;Личные карточки сотрудников, признанных негодными к военной службе выносятся в отдельное дело Раздел 8*;Архив (личные карточки уволенных);Личные карточки уволенных сотрудников выносятся в отдельное дело. Строится по годам, используется разделитель, в рамках года в алфавитном порядке

*для организаций, в которых более 500 военнообязанных сотрудников.

  • Сопроводительное письмо с просьбой о постановки на ВУ
  • Приказ руководителя организации о назначении военно-учетного работника
  • Форма Ф-18
  • Заверенные копии регистрационных документов
  • Приказ об организации ВУ граждан
  • План работ по осуществлению ВУ
  • Должностная инструкция по ведению воинского учета
  • Донесение – 11МУ
  • Форма 18
  • Заявление о постановке на В
  • Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы;
  • Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
  • Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов.

Вопрос: Головной офис организации находится в Санкт-Петербурге, компания имеет более 10 обособленных подразделений и филиалов. Необходимо ли вставать на учет по месту нахождения филиалов?
Ответ: Воинский учет осуществляется по месту регистрации юридического лица, т.е. по месту нахождения центрального офиса организации. Вставать на воинский учет по месту нахождения филиалов не требуется.

Если сотрудник снят с воинского учета по месту регистрации, а информации о том, что работник состоит на воинском учете в другом месте по месту временной регистрации у Вас нет, то необходимо осуществить постановку на воинский учет данного гражданина по месту известной Вам регистрации. Для этого направьте в ВК по месту жительства (регистрации в паспорте) сведения о том, что гражданин обязан состоять, но не состоит на воинском учете, и сопроводительное письмо с просьбой оказать содействие о постановке данного гражданина на воинский учет.

При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету и не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, необходимо выдавать им сведения по установленной форме. Эти сведения работники будут передавать в военкомат для постановки на воинский учет (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 103 "О внесении изменений в Положение о воинском учете")

Вопрос: Военный комиссариат отказывается принимать сведения о принятых и уволенных сезонных сотрудниках. Как быть в этой ситуации?
Ответ: Законодательство РФ об обороне и воинском учете не содержит исключений для организаций по ведению воинского учета сотрудников, принимаемых на работу по срочному трудовому договору.

Если сотрудник, принимаемый на работу не относится к категориям, перечисленным в п.15 Положения (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719), т.е. к категориям, не подлежащим воинскому учету, организация обязана вести воинский учет таких сотрудников на общих основаниях. Направляйте такие сведения по почте, делайте отметки об отправке в журнале исходящей документации, а не приносите их лично в ВК.

Вопрос: Необходимо ли уведомлять ВК о переводе сотрудника на другую должность?
Ответ: Да, нужно.

Вопрос: Каков порядок постановки на воинский учет в районную управу и в ВК? Ежегодный, разовый?
Ответ: Форма №18 ежегодно сдается в администрацию (районную управу) для подтверждения номера в комиссии по бронированию. Второй экземпляр формы №18 сдается в ВК также ежегодно. Третий — хранится у работодателя.

Вопрос: Предусмотрены ли проверки компаний по ведению ВУС? Есть ли график таких проверок? Кто проверяет?
Ответ: Да. В организациях, где число военнообязанных работников в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года; в организациях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно. План проверок нигде не публикуется. Провести проверку может как сам ВК, так и ВК совместно с прокуратурой.

Ведение воинского учета — кропотливая и трудозатратная работа, которую можно передать профессиональным консультантам.

Макс Борисов

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы. .
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как вести воинский учёт

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту. — по запросу военкомата, в течение двух недель. для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте

от 1000 до 5000 ₽

В срок не ответить на запрос военкомата

от 1000 до 5000 ₽

от 1000 до 5000 ₽

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат

от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Статья актуальна на 08.02.2021

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

  • потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
  • потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

  • обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
  • документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
  • анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно - обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно - правовой формы.

Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.

Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих (обучающихся) в организациях.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Понятие бронирования

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между ВС РФ, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями.

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ.

Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.

Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

При проведении работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работники руководствуются Перечнем, утвержденным Межведомственной комиссией, постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии, регламентирующими условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, а также постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии о предоставлении персональных отсрочек и об изменениях и дополнениях в Перечень.

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Все организации обязаны состоять на учете в органах местного самоуправления.

Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При перемещении и увольнении работников, осуществляющих воинский учет, ответственных за учет и хранение бланков спецучета, в обязательном порядке сверяется наличие бланков, числящихся за организацией, с данными учета в военном комиссариате. По результатам сверки представитель военного комиссариата делает запись в книге по учету бланков спецучета, а работники под этой записью ставят свои подписи и дату приема (сдачи) бланков.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан подлежащих призыву на военную службу - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.

Документы по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ в организациях

ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.

В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):

БРОНИРОВАНИЕ ГПЗ

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то дополнительно к этим документам разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время.

  1. Список граждан, пребывающих в запасе, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в ВС РФ (Форма № 2, приложение № 1).
  2. Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (Форма 6, приложение № 6).
  3. Список граждан, пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий (Форма № 8, приложение № 8).
  4. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) забронированным гражданам, пребывающим в запасе (Форма № 9, приложение № 9).
  5. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (Форма № 10).
  6. Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (Форма № 11, приложение № 10).
  7. Книга по учету бланков специального воинского учета (Форма № 13, приложение № 11).
  8. Карточка учета организации (Форма 18, приложение № 13).
  9. Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа ГПЗ, на период мобилизации и на военное время (Форма 19, приложение № 18).
  10. Приказ о порядке выдачи удостоверений форма № 4 на период мобилизации и на военное время забронированным гражданам.
  11. План мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе.
  12. План замены специалистов, убывающих на военную службу по мобилизации и на военное время

Руководители организаций обязаны выделить для работников военно-учетных подразделений специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов воинского учета и бронирования ГПЗ.

Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе

Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года по решению руководителя контролирующего органа:

  • федеральными органами государственной государственной власти - в организациях, находящихся в сфере ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;
  • территориальными и районными комиссиями по бронированию ГПЗ - в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с их деятельностью;
  • военными комиссариатами с привлечением (по согласованию) территориальных и районных комиссий — во всех организациях.

Контроль осуществляется согласно планам проверок в соответствии с федеральным законодательствам.

Результаты контроля отражаются в журналах проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма № 19) и доводятся до руководителей организаций.

Перечень основных вопросов, рассматриваемых при контроле состояния работы по бронированию граждан, пребывающихв запасе, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях приведен в приложении № 17.

Отчетность о состоянии работы по бронированию

Организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности ежегодно представляют доклад о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее - доклад).

  • в федеральные органы государственной власти или в организации по подчиненности;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в военные комиссариаты по месту нахождения (юридический адрес) организации.

Основными ежегодными отчетными документами к докладу о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, являются:

  • отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6 (приложение № 6);
  • сведения об обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами по форме 19 (приложение № 18);
  • карточка учета организации (форма № 18) (приложение № 13).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, и о проделанной работе по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, в тех органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, за которые они представляются.

Организации, где ведется только воинский учет, представляют в качестве отчета карточку учета организаций (приложение № 13 ,форма18).

Мобилизационные органы и мобилизационные работники в организациях, выполняющие работу по бронированию:

  • ведут бронирование граждан, пребывающих в запасе;
  • направляют в вышестоящие органы по подчиненности ходатайства о предоставлении персональных отсрочек (приложение № 1, формы 2);
  • выдают удостоверения;
  1. в военные комиссариаты документы для предоставления отсрочки от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время;
  2. в городскую комиссию карточку учета организации (приложение № 13, форма 18) для регистрации и постановки на учет;
  3. в вышестоящие органы по подчиненности предложения о внесении изменений в Перечень должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ;

совместно с кадровым органом организации:

  1. проводят анализ обеспеченности трудовыми ресурсами;
  2. представляют в городскую комиссию по бронированию ГПЗ необходимую информациию и отчетность о численности работающих и забронированных граждан, а также о состоянии работы по бронированию ГПЗ.

Чтобы исключить авральную работу, отчеты по воинскому учету и бронированию представлять до 1 декабря отчетного года.


Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется специальными комиссиями в отношении каждого лица мужского пола, даже если такое лицо не подлежит дальнейшему призыву на службу по причине, например, какой-либо болезни. Вот почему для потенциального призывника, а также для его работодателя (или организации, в которой он обучается) крайне важно знать основные аспекты постановки на учет.

Цель и суть воинского учета

Мужская часть населения страны обязана исполнять воинский долг, т. е. отслужить в армии. Для этого и организуется воинский учет, который можно определить как систему регистрации всех потенциальных призывников в единой системе учета, с помощью которой органы государственной власти получают возможность своевременно отслеживать факты неисполнения (уклонения от исполнения) призывниками воинской обязанности.

Положение № 719 (п. 2) определяет цель воинского учета в следующем:

  • при мирной обстановке в стране и отсутствии военных конфликтов — своевременно и полно обеспечивать Вооруженные силы РФ необходимым количеством призывников;
  • в случае угрозы безопасности страны и возникновения военного конфликта — своевременно мобилизовать людей, в том числе находящихся в запасе. При этом в данном контексте законодатель ставит цель как мобилизовать военнообязанных лиц в запасе, тем самым обеспечив вооруженные силы кадрами, так и удовлетворить потребность государства в трудовых ресурсах (за счет прикрепления руководителей и сотрудников, находящихся в запасе конкретных госорганов, к таким госорганам).

Для того чтобы обеспечить корректный учет всех людских ресурсов призывного возраста, органы госвласти должны своевременно собирать информацию о потенциальной численности и составе лиц, подлежащих призыву/мобилизации, объединять ее в однородные по какому-либо признаку группы, а также корректно и эффективно анализировать эти сведения.

За организацию и функционирование воинского учета несут ответственность как крупные госструктуры (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления (п. 5 Положения № 719). Непосредственно же сам учет каждого отдельно взятого лица, являющегося частью мобилизационного ресурса страны, обеспечивается военными комиссариатами (либо, если их нет, органами местного самоуправления), а также организациями, в которых такие лица работают (п. 7, 9 Положения № 719).

Как же именно осуществляется воинский учет и постановка на него?

Как осуществляется воинский учет: общие правила

Независимо от того, кто именно осуществляет воинский учет (военкомат, орган местного самоуправления или организация), состав лиц, которые должны подлежать учету, таков:

  • призывники, т. е. мужчины в возрасте от 18 до 27 лет;
  • военнообязанные.

К последним относится довольно широкий перечень лиц, которые могут не подлежать призыву в армию (либо уже отслужили), но воинская обязанность для них всё равно установлена законодателем:

  • лица, находящиеся в запасе;
  • лица, которые были освобождены от службы в армии (или которым была предоставлена отсрочка, но по достижении 27 лет они так и не были призваны в армию);
  • лица, которые ранее прошли альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военные специальности (п. 14 Положения № 719).

При этом некоторые категории граждан не подлежат воинскому учету вовсе. К ним относятся, в частности, освобожденные от исполнения воинской обязанности, заключенные, женщины (за исключением указанных выше), лица, постоянно проживающие за рубежом и др. (п. 15 Положения № 719).

Сам воинский учет может быть 2 видов: общий и специальный. Специальный учет предназначен для отслеживания информации о военнообязанных специалистах, которые были ранее прикреплены к каким-либо органам госвласти на период мобилизации, а также о кадрах, которые проходят службу в правоохранительных, пожарных службах, а также в службах исполнения наказания и контроля за оборотом наркотиков (п. 16 Положения № 719). Все остальные стоят на общем воинском учете.

Первоначальная постановка на воинский учет

Итак, все военнообязанные лица должны состоять на воинском учете. Для этого законодатель установил механизм первоначальной постановки на воинский учет, который является обязанностью призывников.

В первый раз встать на воинский учет должно любое лицо мужского пола в тот год, когда ему исполнится 17 лет. При этом это нужно сделать в период с 1 января по 31 марта соответствующего года (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

ВАЖНО! Встать первый раз на учет нужно именно в год исполнения 17 лет, а не в год, когда 17 лет уже исполнилось. К примеру, если 17 лет исполняется в октябре 2016 года, то такое лицо обязано встать на воинский учет до 31 марта этого года.

Однако если же призывник не явился в установленные сроки в военкомат, то он может быть поставлен на воинский учет и после, в течение всего года. Кроме того, круглый год осуществляется первоначальная постановка на воинский учет женщин (сразу после присвоения им воинской специальности), лиц, только что получивших российское гражданство или переехавших на постоянное место жительства в РФ, а также для отбывших наказание заключенных (сразу после освобождения).

По общему правилу военкомат направляет призывнику повестку, в которой извещает о необходимости явиться в указанное время с целью первоначальной постановки его на воинский учет. Получив данную повестку, призывник не имеет права не прийти. При этом если он работает или учится, то должностные лица этих организаций должны предоставить ему возможность явиться в военкомат ко времени, указанному в повестке (пп. 2, 3 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется на основании решения специально созданной комиссии (п. 5 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Состав такой комиссии меняется, но принципиально в нее должны входить следующие специалисты:

  • представитель военкомата (председатель комиссии);
  • представитель местной администрации;
  • специалист по профессиональному психологическому отбору;
  • секретарь комиссии;
  • врачи.

Комиссия в указанном составе рассматривает каждого потенциального кандидата с тем, чтобы определить, насколько он может быть допущен к исполнению воинской обязанности.

Однако, чтобы быть допущенным до заседания комиссии, кандидат к постановке на учет должен пройти медобследования, а также профессиональный психологический отбор, организация которых является ответственностью комиссии (п. 6 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

По итогам заседания комиссии лицо может быть признано:

  • годным к прохождению службы;
  • ограниченно годным;
  • негодным, в связи с чем такое лицо должно быть освобождено от воинской обязанности.

После вынесения решения по кандидату председатель комиссии должен объявить его непосредственно самому кандидату, а также разъяснить ему дальнейшие обязанности в отношении воинского учета (п. 7 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

Первичная постановка на воинский учет

Выше было указано, что первоначальную постановку граждан на воинский учет осуществляет военкомат по месту жительства призывников. Однако, как воинский учет реализуется на территориях, где нет каких-либо подразделений военкомата?

Специально для таких территорий законодатель ввел специальный подвид воинского учета — первичный учет. По сути, это тот же самый воинский учет, но который, в отличие от стандартного, осуществляется уже не военкоматами, а органами местного самоуправления.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Первичный учет осуществляется только на территориях, где нет военкоматов. Поэтому законодатель наделяет органы местного самоуправления таких территорий полномочиями вести воинский учет; эти полномочия и называются первичным учетом (п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).

Указанные органы также осуществляют учет граждан, как постоянно проживающих на подведомственных им территориях, так и временно прибывших.

Органы местного самоуправления осуществляют воинский учет по аналогии с военными комиссариатами: собирают информацию о военнообязанных гражданах, поддерживают ее в актуальном состоянии, осуществляют постановку на учет (и снятие с него). Кроме того, они обязаны предоставлять в военкоматы всю актуальную информацию о потенциальных призывниках, а также иную информацию о военнообязанных гражданах по запросу военкомата (п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).

ВАЖНО! В случае если на рассматриваемой территории создается военкомат, то с 1-го числа следующего месяца органы местного самоуправления прекращают ведение первичного воинского учета.

Итоги

Первоначальную постановку граждан на воинский учет военкомат должен осуществить в отношении каждого лица мужского пола, достигшего возраста 17 лет. При этом если потенциальный призывник учится или работает, то его организация (в которой он трудится/обучается) должна поспособствовать тому, чтобы он вовремя явился в назначенный день в военкомат для постановки на учет. Каждый призывник проходит комиссию, на которой и определяется, в состоянии ли он исполнить воинский долг или его следует от него освободить. Если на территории, где проживает военнообязанный, отсутствует военкомат, то постановку на учет (первичный учет) осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

а) со­сто­ять на во­ин­ском уче­те по мес­ту жи­тельст­ва или мес­ту пре­бы­ва­ния в во­ен­ном ко­мис­са­ри­а­те, а в по­се­ле­нии или го­род­ском окру­ге, где нет во­ен­ных ко­мис­са­ри­а­тов, – в ор­га­нах мест­но­го са­мо­управ­ле­ния.

б) яв­лять­ся в уста­нов­лен­ные вре­мя и мес­то по вы­зо­ву (по­вест­ке) в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва или мес­ту пре­бы­ва­ния, имея при се­бе во­ен­ный би­лет (вре­мен­ное удос­то­ве­ре­ние, вы­дан­ное вза­мен во­ен­но­го би­ле­та) или удос­то­ве­ре­ние граж­да­ни­на, под­ле­жа­ще­го при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, а так­же пас­порт граж­да­ни­на РФ и во­ди­тель­ское удос­то­ве­ре­ние при его на­ли­чии;

в) явить­ся при уволь­не­нии с во­ен­ной служ­бы в за­пас Во­ору­жен­ных Сил РФ в 2 – не­дель­ный срок со дня ис­клю­че­ния из спис­ков лич­но­го со­ста­ва во­ин­ской час­ти в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва для по­ста­нов­ки на во­ин­ский учет;

г) со­об­щать в 2 – не­дель­ный срок в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва об из­ме­не­нии све­де­ний о се­мей­ном по­ло­же­нии, об­ра­зо­ва­нии, со­сто­я­нии здо­ровья (по­лу­че­нии ин­ва­лид­нос­ти), мес­те ра­бо­ты или долж­нос­ти, мес­те жи­тельст­ва в пре­де­лах му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния;

д) снять­ся с во­ин­ско­го уче­та при пе­ре­ез­де на но­вое мес­то жи­тельст­ва или мес­то пре­бы­ва­ния (на срок бо­лее 3 ме­ся­цев), а так­же при вы­ез­де из РФ на срок бо­лее 6 ме­ся­цев и встать на во­ин­ский учет в 2 – не­дель­ный срок по при­бы­тии на но­вое мес­то жи­тельст­ва, мес­то пре­бы­ва­ния или воз­вра­ще­нии в РФ;

е) бе­реж­но хра­нить во­ен­ный би­лет (вре­мен­ное удос­то­ве­ре­ние, вы­дан­ное вза­мен во­ен­но­го би­ле­та), а так­же удос­то­ве­ре­ние граж­да­ни­на, под­ле­жа­ще­го при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу. В слу­чае утра­ты ука­зан­ных до­ку­мен­тов в 2 – не­дель­ный срок об­ра­тить­ся в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва для ре­ше­ния во­про­са о по­лу­че­нии до­ку­мен­тов вза­мен утра­чен­ных.

Граж­да­не, под­ле­жа­щие при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу и вы­ез­жа­ю­щие в пе­ри­од про­ве­де­ния при­зы­ва на срок бо­лее 3 ме­ся­цев с ме­с­та жи­тельст­ва, обя­за­ны лич­но со­об­щить об этом в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва.

Граж­да­не, по­лу­чив­шие мо­би­ли­за­ци­он­ные пред­пи­са­ния или по­вест­ки во­ен­но­го ко­мис­са­ри­а­та, обя­за­ны вы­пол­нять из­ло­жен­ные в них тре­бо­ва­ния.

В пе­ри­од мо­би­ли­за­ции и в во­ен­ное вре­мя вы­езд граж­дан, со­сто­я­щих на во­ин­ском уче­те, с ме­с­та жи­тельст­ва или ме­с­та пре­бы­ва­ния про­из­во­дит­ся с раз­ре­ше­ния во­ен­но­го ко­мис­са­ра по пись­мен­ным за­яв­ле­ни­ям граж­дан с ука­за­ни­ем при­чи­ны убы­тия и но­во­го ме­с­та жи­тельст­ва или ме­с­та пре­бы­ва­ния.

Граж­да­не, под­ле­жа­щие при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, и офи­це­ры за­па­са для по­ста­нов­ки на во­ин­ский учет и сня­тия с во­ин­ско­го уче­та обя­за­ны лич­но яв­лять­ся в во­ен­ные ко­мис­са­ри­а­ты.

Сня­тие с во­ин­ско­го уче­та граж­дан, под­ле­жа­щих при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, про­из­во­дит­ся по их пись­мен­ным за­яв­ле­ни­ям с ука­за­ни­ем при­чи­ны сня­тия и но­во­го ме­с­та жи­тельст­ва или ме­с­та пре­бы­ва­ния.

Статья 21.5. Не­ис­пол­не­ние граж­да­на­ми обя­зан­нос­тей по во­ин­ско­му уче­ту

Не­яв­ка граж­да­ни­на, со­сто­я­ще­го или обя­зан­но­го со­сто­ять на во­ин­ском уче­те, по вы­зо­ву (по­вест­ке) во­ен­но­го ко­мис­са­ри­а­та или ино­го ор­га­на, осу­щест­вля­ю­ще­го во­ин­ский учет, в уста­нов­лен­ные вре­мя и мес­то без ува­жи­тель­ной при­чи­ны, не­яв­ка в уста­нов­лен­ный срок в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат для по­ста­нов­ки на во­ин­ский учет, сня­тия с во­ин­ско­го уче­та и вне­се­ния из­ме­не­ний в до­ку­мен­ты во­ин­ско­го уче­та при пе­ре­ез­де на но­вое мес­то жи­тельст­ва, рас­по­ло­жен­ное за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, мес­то пре­бы­ва­ния на срок бо­лее трех ме­ся­цев ли­бо вы­ез­де из РФ на срок бо­лее шес­ти ме­ся­цев или въез­де в РФ, а рав­но не­со­об­ще­ние в уста­нов­лен­ный срок в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или в иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, об из­ме­не­нии се­мей­но­го по­ло­же­ния, об­ра­зо­ва­ния, ме­с­та ра­бо­ты или долж­нос­ти, о пе­ре­ез­де на но­вое мес­то жи­тельст­ва, рас­по­ло­жен­ное в пре­де­лах тер­ри­то­рии му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, или мес­то пре­бы­ва­ния – вле­чет пре­дуп­реж­де­ние или на­ло­же­ние ад­ми­нист­ра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре от ста до пя­ти­сот руб­лей.

Статья 21.6. Укло­не­ние от ме­ди­цин­ско­го об­сле­до­ва­ния

Укло­не­ние граж­да­ни­на от ме­ди­цин­ско­го осви­де­тельст­во­ва­ния ли­бо об­сле­до­ва­ния по на­прав­ле­нию ко­мис­сии по по­ста­нов­ке граж­дан на во­ин­ский учет или от ме­ди­цин­ско­го об­сле­до­ва­ния по на­прав­ле­нию при­зыв­ной ко­мис­сии – вле­чет пре­дуп­реж­де­ние или на­ло­же­ние ад­ми­нист­ра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре от ста до пя­ти­сот руб­лей.

Статья 21.7. Умыш­лен­ные пор­ча или утра­та до­ку­мен­тов во­ин­ско­го уче­та

Умыш­лен­ные пор­ча или унич­то­же­ние во­ен­но­го би­ле­та или удос­то­ве­ре­ния граж­да­ни­на, под­ле­жа­ще­го при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, ли­бо не­бреж­ное хра­не­ние во­ен­но­го би­ле­та или удос­то­ве­ре­ния граж­да­ни­на, под­ле­жа­ще­го при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, по­влек­шее их утра­ту, – вле­чет пре­дуп­реж­де­ние или на­ло­же­ние ад­ми­нист­ра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре от ста до пя­ти­сот руб­лей.

Статья 328. Укло­не­ние от про­хож­де­ния во­ен­ной и аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бы

1. Укло­не­ние от при­зы­ва на во­ен­ную служ­бу при от­сут­ст­вии за­кон­ных ос­но­ва­ний для осво­бож­де­ния от этой служ­бы – на­ка­зы­ва­ет­ся штра­фом в раз­ме­ре до двух­сот ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­ра­бот­ной пла­ты или ино­го до­хо­да осуж­ден­но­го за пе­ри­од до во­сем­над­ца­ти ме­ся­цев, ли­бо арес­том на срок от трех до шес­ти ме­ся­цев, ли­бо ли­ше­ни­ем сво­бо­ды на срок до двух лет.

2. Укло­не­ние от про­хож­де­ния аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бы лиц, осво­бож­ден­ных от во­ен­ной служ­бы, – на­ка­зы­ва­ет­ся штра­фом в раз­ме­ре до вось­ми­де­ся­ти ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­ра­бот­ной пла­ты или ино­го до­хо­да осуж­ден­но­го за пе­ри­од до шес­ти ме­ся­цев, ли­бо обя­за­тель­ны­ми ра­бо­та­ми на срок от ста вось­ми­де­ся­ти до двух­сот со­ро­ка ча­сов, ли­бо арес­том на срок от трех до шес­ти ме­ся­цев.

Администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области

Читайте также: