Под властью рюрика и его наследников находились как славянские так и финно угорские племена

Обновлено: 04.07.2024


Именно этому человеку было суждено положить начало строительства нового государства, которое более чем за тысячелетнюю историю выросло в крупнейшее государство мира. Познакомимся же кратко с тем, кем же был первый князь молодой Руси?


Князь Рюрик – годы жизни и правления, краткая биография

Дату рождения Рюрика относят к 817 году. Подробности жизни молодого человека до прихода на Русь практически неизвестны, можно лишь догадываться, кем был он и его братья, Синеус и Трувор.


Правил варяг до своей смерти в 879 году, после власть перешла к его другу и дружиннику Олегу, который также имел варяжское происхождение.

История восточных славян до Рюрика

Рис. 1. Князь Рюрик.

Происхождение Рюрика

  • Нормандская теория, согласно которой он шведский или датский конунг, призванный славянами.
  • Славянская теория гласит, что Рюрик выходец из Западных славян, в частности прусско-балтского народа, который вместе с тремя братьями был призван княжить.

Княжение Рюрика – легенда или исторический факт?

Достоверной информации о периоде правления Рюрика у историков очень мало. Есть лишь короткие упоминания в летописях из которых нам становится ясно, что внутренняя политика князя смогла привести к укреплению русских границ, а также возведению новых городов.

Кроме того, существует информация, согласно которой новгородский мятеж Вадима Храброго был подавлен дружиной Рюрика. Учёные утверждают, что именно правление первого князя Рюрика смогло централизировать власть на Руси.

После кончины Рюрика около 879 года славянские территории унаследовал его сын, который потом станет киевским князем.

Правление Рюрик — краткое описание основных событий

Имеется не много достоверных источников об истории Руси до правления Рюрика. Кроме того, даже имеющиеся факты трактуются по-разному различными исследователями (например, норманистами и антинорманистами). Историкам даже неизвестно, к какому народу принадлежал легендарный князь Рюрик.

Правление династии Рюриковичей на Руси

Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.

В 882 г. при князе Олеге Киев стал столицей нового государства — Киевской Руси.

В 944 г. во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.

В 945 г. княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка — дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 г. новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.

В 969 г. князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления. В 963 г. Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества — государство расширялось.

Сформировавшееся государство пришло к феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-го — первая половина 12-го в.). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.

Начиная со второй половины 12-го в. и до середины 13-го в. на Руси правили следующие представители Рюриковичей: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. В этот период, хотя и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.

Со второй половины 13-го в. и до конца 14-го в. Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья не раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 г. удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.

После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Во время правления Ивана Калиты столица была перенесена в Москву, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2-й окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.

Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3-го, Василия 3-го и Ивана Грозного началось становление централизованного государства, с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном, и вскоре на Руси наступило Смутное время — было неизвестно, кто встанет на пост правителя.

Биография первого русского князя

О биографии Рюрика нам известно очень мало. Дата и место его рождения неизвестны, а годы правления считаются 862-879. Рюрик явился на Русь не один. Его сопровождали два брата – Синеус и Трувор. Их дружины высадились в северо-восточной Руси и явились по приглашению в Новгород. Часто идут споры, в каком городе правил Рюрик. Есть мнение, что это Ладога – древняя столица северо-восточных славян. Однако, именно в Новгороде, приняв бразды правления, Рюрик и вошел в историю как первый русский князь.

Рис. 2. Призвание варягов.

Братьев своих он направил княжить в другие стратегически важные города. Сиенус принял власть в Белоозере, а в Изборске стал княжить Трувор.

Внутренняя политика князя была направлена на укрепление внешних границ государства, а также их расширению. За период своего княжения в состав Руси вошли Смоленск, Муром и Ростов. Рюриком осуществлялись попытки двинуться на юг, но дальше грабежей местных народов дела не дошло. Дружина Рюрика продвигалась до киевских земель. Со знаменитыми правителями Киева Аскольдом и Диром Рюрик подписывает мирный договор. И хотя Аскольд все равно пытался разграбить земли Рюрика, его дружина была разбита.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

Умер он в 879 году в городе Ладога, оставив после себя на земле маленького сына, будущего князя Игоря.

Рис. 3. Князь Игорь.

Игорь был еще ребенком, когда умер Рюрик. До его взросления страной правил один из соратников Рюрика – Олег. Он присоединил к молодой стране Киев, перенес туда столицу и был известен походами на Византию. Игорь Рюрикович начал свое правление уже в роли Киевского князя.

Рюрик положил начало Российской монархии. О его ближайших потомках узнаем из схемы родословной.

Княжение в Новгороде

Предположительно, на русские земли прибыли братья Рюрик, Синеус и Трувор. Каждому досталась своя вотчина. Рюрик расположился в землях словен, и столицей у него стала Ладога, а позднее он перебрался в Новгород (Рюриково городище у истоков Волхова, рядом с современным Великим Новгородом).

По прошествии определенного времени правление варягов стало вызывать сильное недовольство. Вспыхнуло восстание, которое возглавил некто Вадим Храбрый. Восстание было подавлено, но, по легенде, погибли и братья Рюрика. Он присоединил их земли к своим и установил единовластие.

Единовластие

На объединенных землях Рюрик занялся внутренним обустройством созданного государства. Определил структуры управления, посадил своих наместников в Белоозере, Изборске, Полоцке, Муроме. При нем начинается активное строительство новых городов.

Внимание князя было обращено на усиление рубежей со стороны Балтики. И если от набегов викингов страдала вся Северная Европа и даже Англия, то на земли Рюрика не было ни одного нападения.

Совершил Рюрик и южные походы. Он заключил мирный договор с Киевом, по которому тот выплатил ему выкуп. В 879 году история Рюрика закончилась.

Летописцы сообщают, что Рюрик был женат несколько раз. Примерно в 874 году в составе посольства он побывал в Норвегии. Здесь состоялось его знакомство с норвежской принцессой Ефандой. Свадьбу сыграли в Ладоге. Супруга родила Рюрику сына Игоря. Правой рукой и советником князя стал брат Ефанды Одда, который известен нам как Олег, в народе получивший прозвище Вещий. Всем им нашлось место в дальнейшей истории Древней Руси.


Норманизм и антинорманизм

В современной отечественной историографии существуют две теории на этот счет: норманнская и антинорманнская. Сторонники первой считают, что народ русь, упомянутый в летописи, действительно относится к скандинавам и сильно повлиял на становление Руси как государства. Вторые же зачастую стремятся не только отрицать влияние варягов, но и приписывают им туземное, славянское или южнобалтийское происхождение. Представители обоих лагерей ведут между собой жаркие споры, хотя стоит заметить, что такое жесткое разделение существует только в отечественной историографии, иностранные историки предпочитают занимать более мягкие позиции.

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

Есть у антинорманистов и другой аргумент: в русском языке очень мало заимствований из скандинавских языков, в то время как население Британии активно пополняло свой словарный запас из вокабуляра своих завоевателей — викингов. Это утверждение, впрочем, достаточно легко опровергается: дело в том, что англосаксонские и староскандинавские наречия в то время были достаточно близки. Если же посмотреть, например, на Сицилию, где викинги тоже создавали свои государства, можно увидеть схожую с Русью картину: непонятную тарабарщину заимствовать сложно.

Впрочем, чрезвычайно скудная база источников не позволяет говорить ни о чем точно и оставляет богатый простор для трактовок тех немногих событий, которые в них описаны. Кроме единичных рассказов путешественников и текстов саг викингов (в которых нередки упоминания их поездок в Ладожский регион), историкам остается надеяться только на находки археологов.

Шведская бижутерия

Самые ранние — это женские украшения: броши, отлитые в формы, встречающиеся в поселении шведских викингов Бирка. К тому же периоду относятся и стальные шейные кольца, причем некоторые из них украшены подвесками в форме молота Тора — скандинавского бога грома. Встречаются кольца и прочие украшения, одежда и предметы обихода, аналоги которых по большей части находят в Швеции. Подобные находки часто совершают и в других поселениях региона.

Руины церкви Благовещения на Городище в окрестностях Великого Новгорода. 1103 год, XIV век

Руины церкви Благовещения на Городище в окрестностях Великого Новгорода. 1103 год, XIV век

Дела давно минувших дней

Чьих будешь?

С такими же непростыми проблемами историкам приходится сталкиваться, когда речь идет о том, кем был сам Рюрик. С начала XIX века высказывается предположение, что тут идет речь о Рёрике, члене датской королевской семьи, брате или племяннике датского короля Харальда Клака. Он был реальной исторической фигурой, и упоминания о нем содержатся в Анналах королевства франков. В них он предстает как бесстрашный викинг, прославившийся множеством военных походов.

В повествовании о нем отсутствует отрезок времени, примерно совпадающий с периодом княжения легендарного Рюрика, и некоторые историки делают смелые заявления о том, что именно он и является тем самым варягом. Однако на основе имеющихся источников такой вывод сделать проблематично.


Летописец путает даты. Например, когда он пишет о призвании Рюрика, то сообщает об изгнании варягов, которые ранее облагали данью жителей региона в одной записи за 862 год. Там же он сообщает, что братья князя, Трувор и Синеус, умерли через два года, однако оставляет три записи за последующие годы пустыми — здесь напрямую видно, как летописец пытается выжать что-то из имеющейся у него скудной информации и придумать свой ход событий. Это становится еще более очевидно, когда он пишет о походе руси на столицу Византии, датируя это событие 866 годом. Согласно другому источнику, оно произошло в 860 году.

Откуда же пришла русь Рюрика? Как уже говорилось, многие предметы, оставшиеся от этих людей, которые находят на раскопках поселений Ладога и Рюриково городище, происходят из Швеции. Если посмотреть на хронологию возникновения поселений на реке Волхов начиная с середины IX века, то можно предположить, что в них норманны присутствовали в большом количестве, если не составляли большинство населения. Даже на востоке, в верховьях Волги, находят поселения, в которых содержатся следы скандинавской культуры, носители которой осели там. И несомненно, они оказывали немалое влияние на местные племена.



Угро-финские народы тесно вписаны в историю не только России, но и формирования русских княжеств с самого их основания. В летописях мы можем можем найти множество племён: одни первые Рюриковичи с угро-финнами соратничали, другие — покоряли огнём и мечом или сгоняли с места. Чудь, меря, емь, черемисы, мурома — кто скрывается за этими причудливыми названиями и как сложилась судьба этих народов?

Откуда есть пошла земля русская

Призыв Рюрика в Новгород.

Нестор утверждал, что в Новгороде не осталось славян, одни потомки варягов.

Жили финно-угры и в Ростовском княжестве, подчинённом сначала именно князю новгородскому — до тех пор, пока великие князья не стали жить в Киеве, и в Муроме. Это были меря и мурома. Меря жили также на Оке, рядом с мещёрами, и, вплоть до большой славянской колонизации десятого-одиннадцатого веков, на многих других реках — на территории нынешних Тверской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской, Вологодской и Ивановской областей. Они были основным коренным населением всех тех мест, которые теперь принято считать настоящими русскими. А Ростовское княжество меря делили с черемисами, то есть марийцами.

Предки марийцев жили в Ростовском княжестве и платили дань Великому князю Киевскому.

Самой восточной областью распространения северных славян и самой северной — восточных, таким образом, было Новгородское княжество. Хотя Нестор же сообщает, что в его время в Новгороде живут вместо словен одни варяги, это достаточно сомнительно. Берестяные грамоты Новгорода написаны на очевидно славянском языке, а не скандинавском. Скорее, имелось в виду, что власть в современном Нестору Новгороде в основном за богатыми купеческими семьями скандинавской диаспоры.

Много ли было той чуди?

Финно-угры поклонялись Синему богу и другим идолам.

В нём, однако, есть несостыковки. Как в Новгороде не находят берестяных грамот на шведском или норвежском языке, так и в местах прежнего широкого распространения мерян позже не найти упоминаний о том, чтобы крестьяне массово говорили на непонятном для славяноязычных русских языке — это отмечается отдельно для той или иной деревни, но в городах и в целом на местности вокруг городов явно доминирует язык славянского корня в разных говорах с явно общей грамматической основой, какие причудливые областные словечки в них ни найдёшь.

Уже в наше время было проведено генетическое исследование большого количества семей, позиционирующих себя как русских не меньше, чем в трёх поколениях, и самая высокая цифра присутствия финно-угорских генов — в самых северных регионах европейской части России — едва достигает трети.

Русская крестьянка в свадебном костюме.

С учётом того, сколько финно-угров сменили самоидентификацию на русскую во время большой ассимиляции двадцатого века, ситуация рисуется грустная. Не так уж много подданных князей русских из мерян и мещёры поучаствовали в формировании русского этноса. Даже если учесть, что финно-угорские земли было трудно назвать густонаселёнными, всё равно рисуется картина или массовых убийств, или массового изгнания.

Олег был регентом Игоря, первого князя из Рюриковичей, и в его дружине были и финно-угры.

В то же время, есть гипотеза, что уже в то время на самом деле финно-угры на своих землях находились или в меньшинстве, или в подчинённом положении, поскольку многие города этих земель уже тогда носили явно славянские названия. Вероятнее всего, они были основаны славянами, и чисто по географии легко предположить, что словенами с Ильменя — края славянских земель. В таком случае уже на момент направленной славянской колонизации финно-угры восточных княжеств уже были сильно разбавлены.

Куда исчезли весь, меря и мещёра

И всё же летописи прямо указывают, что некоторые князья притесняли и изгоняли финно-угров со своих владениях, приводя взамен колонистов-славян. Первым гонителем был Ярослав Мудрый, он же сделал обычной практику буквально переселения народов по воле князя. Так, побывав с набегом в Польше, он пригнал оттуда множество крестьян и расселил на одном из притоков Днепра — как садовник, пересаживающий малину из леса в огород. Поскольку трудно представить, что в Киевском княжестве жило мало людей, то, возможно, поляков переселили на места тех, кого до того вынудили или уговорили уехать в финно-угорские земли.

Памятник Ярославу Мудрому.

Вот войны Ярослава с финно-уграми, которые вошли в летописи. В 1030 году он пошёл в поход на чудь, согнал их с их земель и основал на завоёванной земле город имени своего святого покровителя — Юрьев. Сейчас этот город носит имя Тарту, так что можно предположить, что Ярослав отнимал землю у предков эстонцев. Надо сказать, Ярослав ходил в походы и на другие балтийские племена, например, ятвягов (предков современных литовцев и белорусов), собственно литву как племя, на мазовшан — балтийских поляков.

В 1042 году посланный Ярославом старший сын Владимир идёт в поход на ямь — финно-угорское племя, которое, предположительно, находится среди предков и южных финнов, и карелов. Впрочем, с ямью новгородцы боролись за земли, по которым проходил путь из варягов в греки, и до Ярослава, и после него.

Реконструкторы, изображающие чудь.

Среди наплывших массово славян оставшиеся финно-угры ассимилировались и растворились за пару веков. Однако не стоит думать, что, если колонизация происходило при активном участии князей киевских, то и славяне шли непосредственно из Киева. Анализ языка новгородских грамот и киевских записей показывает, что к московскому говору русского языка, каким мы его знаем из записей и на котором, можно сказать, отчасти разговариваем сейчас, когда хотим говорить литературно, явно ближе новгородское наречие потомков ильменских словен, а не киевское.

Новгородская берестяная грамота.

Стоит помнить, что Новгород всегда оставался городом князей киевских. И, быть может, с массовым переселением на восток связано то, насколько Новгород стал, по мнению летописца, варяжским из славянского: множество славян просто ушло.

Не только Рюриковичи

Финно-угров будущей России теснили не только Рюриковичи. Во время великого западного нашествия монголов эрзя и мокша стали первыми европейскими народами на пути монголов. При этом из некоторых сёл и городов женщин и детей отослали на запад, в русские города — очевидно, русские воспринимались как союзники. За это говорит и факт, что, в обмен на беженцев, русские выслали воинские отряды в помощь эрзянам и мокшанам. Останки объединённого войска были обнаружены уже в наше время. Для русских княжеств его поражение означало, что монголов они встретили с куда меньшим количеством воинов, которое могли бы выставить на городские стены.

По финно-уграм Волги страшно ударила война с монголами.

В итоге часть финно-угров Волги признали власть монголов, а часть скрылась в самых глухих лесах, где не было ни городов, ни обработанных полей, и вынуждена была выживать. Частично с этими финно-уграми смешались потом разбитые волжские булгары, предки волжских татар, только чтобы ни родниться с завоевателями, ни жениться на близкой родне.

Новгородские берестяные грамоты — письма, пришедшие через 600 лет — помогли выявить много интересного, а не только подробности заселения славянами финно-угорских земель.


Летописная хронология правления Рюрика условна, его личность и детали биографии являются предметом спора историков (в особенности, происхождение Рюрика — так называемый "варяжский вопрос").

Содержание

Летописные сведения

Генеалогия

Родители: неизвестны. Жена: Ефанда (по спорной Иоакимовской летописи). Сын: Игорь Рюрикович.

Летописная легенда утверждает, что на княжение Рюрика с братьями призвали не сумевшие договориться между собой племена ильменских словен, славян-кривичей, и финских племён чуди, мери и веси, чтобы прекратить межплеменную вражду.

Согласно летописи, Трувор правил кривичами в Изборске, а Синеус — финскими племенами в Белоозере, но уже после гибели братьев в 864 г. Рюрик стал единоличным правителем всех земель.

В XVIII Г. З. Байер предполагал, что Трувор и Синеус — не имена реально существующих личностей, а староскандинавские слова, означающие род (синеус) и верную дружину (трувор). С развитием знаний о древнескандинавских языках такая версия была отвергнута.

Происхождение

Норманнская теория

Согласно норманнской теории, основоположниками которой были немецкие учёные Герхард Миллер и Август Шлёцер, отправной точкой возникновения русской государственности стал призыв в 862 году варяга Рюрика на княжение в Новгородскую землю интернациональным, и что в то время под будущим Новгородом кроме славян жили угро-финны, балты и скандинавы. Они писали о том, что славяне были не способны создать собственное государство, а скандинавов было очень много на Руси. Им противостояла школа антинорманнистов (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, из современных учёных — В. В. Фомин, А. Г. Кузьмин, А. Н. Сахаров), которые доказывали, что варяги были вовсе не скандинавами, а западными славянами (возможно, ваграми).

Откуда родом Рюрик? Лекция Константина Аверьянова с обзором гипотез о происхождении Рюрика и Руси. Обосновывается происхождение Рюрика из варяжского поселения в Прибалтике близ нынешней Лиепаи, в районе контактов скандинавов и славян.

Экспансия норманнов на будущей Руси

Нам неизвестны детали этого договора, но есть веские основания полагать, что отношения между варягами и славянами-балто-финскими племенами могли носить взаимовыгодный характер. Другими словами, приход варягов не был простым завоеванием и узурпацией власти. По-видимому, именно взаимоотношения варягов и славян запустили процесс формирования древнерусской государственности.

По Норманнской теории, в начале X века скандинавы составляли значительную часть правящей элиты зарождающегося Древнерусского государства, оставаясь при этом в подавляющем меньшинстве по сравнению с остальным населением. Постоянная жизнь в окружении славян не могла пройти для них даром, и уже через несколько десятилетий скандинавы просто растворились в среде окружающих их народов, позабыли родной язык, восприняли славянскую культуру и религию. И если имена первых правителей из династии Рюриковичей (Олег, Ольга, Игорь) имели явное скандинавское происхождение, то, начиная со Святослава, имена русских князей были либо славянскими, либо греческими. Отсюда следует, что варяги могли оказывать значимое влияние на развитие Древней Руси лишь в первые десятилетия её существования. В память о том непродолжительном периоде истории России остались немногочисленные заимствования в русском языке (кнут, якорь). Столь стремительная ассимиляция норманнов не является чем-то странным. Например, норманны, во главе с Вильгельмом Завоевателем покорившие Британию в 1066 году, разговаривали уже не на древнескандинавском, а на старофранцузском.

Западно-Славянская теория

В XIX веке высказывались точки зрения, что Рюрик и варяги являются вовсе не норманнами, а западными славянами. При этом имя Рюрик выводилось из славянского рарог, а варяги ассоциировались с ваграми…

Работы Клёсова были встречены жёсткой критикой со стороны научного сообщества. В частности, генетик Балановский заметил, что гаплогруппа N отнюдь не является южнобалтийской, она также распространена в Финляндии и Скандинавии, так что её наличие у Рюриковичей не противоречит норманнским корням династии Рюриковичей. Вообще, как заметил Игорь Данилевский, Рюрик был легендарной личностью, и вести полемику о его этнической принадлежности — путь, тупиковый изначально. Наконец, не генетика определяет народы, а культура и национальное самосознание. Поэтому невозможно, выделив ДНК человека, определить его национальность со стопроцентной уверенностью.

Ряд подходов указывает, что Рюрик может быть Рагнаром Лодброком, что в свою очередь подтверждает тождество готов и славян.

Правление



Начало государственности и основание надплеменного органа власти

Тем не менее, изучение этого периода очень важно для понимания исторического пути России. Ведь именно в этот период начинает зарождаться древнерусская государственность, появляются первые крупные (по меркам тех времён) города. Всего за полтора века народы этих земель проходят путь от небольшого племенного союза из неоткуда до крупнейшего и весьма сильного и влиятельного государства Европы — Киевской Руси. И истоки этого поистине грандиозного процесса следует примерно в этом временном отрезке. Конечно, отсюда ещё не следует, что до этого времени на территории будущей Руси царил полнейший вакуум. Конечно, нет. Здесь проживали многочисленные славянские и финно-угорские племена с собственной культурой, религией, ремеслом и вечевой системой управления. Однако между ними не было единства. Собственно, конец племенного периода и становление более высоких, надплеменных систем власти и стало началом древнерусской государственности.

Первая осада Константинополя


Норманизм и антинорманизм

В современной отечественной историографии существуют две теории на этот счет: норманнская и антинорманнская. Сторонники первой считают, что народ русь, упомянутый в летописи, действительно относится к скандинавам и сильно повлиял на становление Руси как государства. Вторые же зачастую стремятся не только отрицать влияние варягов, но и приписывают им туземное, славянское или южнобалтийское происхождение. Представители обоих лагерей ведут между собой жаркие споры, хотя стоит заметить, что такое жесткое разделение существует только в отечественной историографии, иностранные историки предпочитают занимать более мягкие позиции.

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

Есть у антинорманистов и другой аргумент: в русском языке очень мало заимствований из скандинавских языков, в то время как население Британии активно пополняло свой словарный запас из вокабуляра своих завоевателей — викингов. Это утверждение, впрочем, достаточно легко опровергается: дело в том, что англосаксонские и староскандинавские наречия в то время были достаточно близки. Если же посмотреть, например, на Сицилию, где викинги тоже создавали свои государства, можно увидеть схожую с Русью картину: непонятную тарабарщину заимствовать сложно.

Впрочем, чрезвычайно скудная база источников не позволяет говорить ни о чем точно и оставляет богатый простор для трактовок тех немногих событий, которые в них описаны. Кроме единичных рассказов путешественников и текстов саг викингов (в которых нередки упоминания их поездок в Ладожский регион), историкам остается надеяться только на находки археологов.

Шведская бижутерия

Самые ранние — это женские украшения: броши, отлитые в формы, встречающиеся в поселении шведских викингов Бирка. К тому же периоду относятся и стальные шейные кольца, причем некоторые из них украшены подвесками в форме молота Тора — скандинавского бога грома. Встречаются кольца и прочие украшения, одежда и предметы обихода, аналоги которых по большей части находят в Швеции. Подобные находки часто совершают и в других поселениях региона.

Руины церкви Благовещения на Городище в окрестностях Великого Новгорода. 1103 год, XIV век

Руины церкви Благовещения на Городище в окрестностях Великого Новгорода. 1103 год, XIV век

Дела давно минувших дней

Чьих будешь?

С такими же непростыми проблемами историкам приходится сталкиваться, когда речь идет о том, кем был сам Рюрик. С начала XIX века высказывается предположение, что тут идет речь о Рёрике, члене датской королевской семьи, брате или племяннике датского короля Харальда Клака. Он был реальной исторической фигурой, и упоминания о нем содержатся в Анналах королевства франков. В них он предстает как бесстрашный викинг, прославившийся множеством военных походов.

В повествовании о нем отсутствует отрезок времени, примерно совпадающий с периодом княжения легендарного Рюрика, и некоторые историки делают смелые заявления о том, что именно он и является тем самым варягом. Однако на основе имеющихся источников такой вывод сделать проблематично.


Летописец путает даты. Например, когда он пишет о призвании Рюрика, то сообщает об изгнании варягов, которые ранее облагали данью жителей региона в одной записи за 862 год. Там же он сообщает, что братья князя, Трувор и Синеус, умерли через два года, однако оставляет три записи за последующие годы пустыми — здесь напрямую видно, как летописец пытается выжать что-то из имеющейся у него скудной информации и придумать свой ход событий. Это становится еще более очевидно, когда он пишет о походе руси на столицу Византии, датируя это событие 866 годом. Согласно другому источнику, оно произошло в 860 году.

Откуда же пришла русь Рюрика? Как уже говорилось, многие предметы, оставшиеся от этих людей, которые находят на раскопках поселений Ладога и Рюриково городище, происходят из Швеции. Если посмотреть на хронологию возникновения поселений на реке Волхов начиная с середины IX века, то можно предположить, что в них норманны присутствовали в большом количестве, если не составляли большинство населения. Даже на востоке, в верховьях Волги, находят поселения, в которых содержатся следы скандинавской культуры, носители которой осели там. И несомненно, они оказывали немалое влияние на местные племена.

Читайте также: