Почему воспитывать новое поколение ответственная задача

Обновлено: 03.07.2024

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи.

Что бы лучше разобраться в сути проблем, рекомендуем ознакомиться с предыдущим материалом, где мы писали о целях патриотического воспитания .

Основные проблемы патриотического воспитания :

  • Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
  • Слабые познания в области культуры, истории.
  • Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.
  • Нравственные проблемы общества
  • У предков проблем с патриотизмом не было
  • Истоки патриотизма, задачи воспитателей
  • Основные пути формирования чувства патриотизма
  • Воспитание морали, нравственности
  • Важность знания культуры, истории
  • Подготовка будущих защитников Отечества

Нравственные проблемы общества

Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России — разрушение культурного пространства.

Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных проблем государства . Но не только его. Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов. Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками.

У предков проблем с патриотизмом не было

Петр І требовал от окружения сначала преданности государству, а потом царю. В период развитого социализма молодого человека, не служившего в армии, подозревали в отсутствие здоровья. Такой наверняка не защитник, как за него замуж выходить? Демобилизовавшиеся не спешили расстаться с галифе и бескозырками, в них нужно было пощеголять на родной улице, вызвать зависть у пацанов, завоевать симпатии девушек.

Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.

Истоки патриотизма, задачи воспитателей

Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений.

Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема, и должна рассматриваться на государственном уровне. Из-за ослабления внимания к этому вопросу появляются предпосылки для возникновения внутренних, внешних угроз, государство теряет в динамическом развитии, качестве жизни населения, влиянии на мировые процессы.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников – одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию. Моральные ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном – к окружающим. В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность.

Дошкольное образование, школа должны опираться на разум и нравственность, помогать в ценностных ориентирах, прививать молодому человеку чувство ответственности за народ, государство, сохранение моральных устоев.

Основные пути формирования чувства патриотизма

Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.

В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.

Воспитание морали, нравственности

Задачей воспитателя становится вырастить такого человека, для которого правила поведения станут его собственными убеждениями, внутренней потребностью. Как говорится, не за страх, а за совесть.

Общечеловеческая ценность – жизнь. Дети еще в школе должны быть убеждены, что всякое посягательство на нее недопустимо. Необходимо выработать у ребят чуткое отношение к собственной жизни, к основному праву других людей. Это фундамент будущей ответственности за детей, престарелых родителей.

Право на свободу дети не должны понимать как вседозволенность. Еще в раннем возрасте нужно научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу.

В младшем возрасте воспитанникам приходится осваивать навыки послушания. Но воспитательный процесс нужно строить так, чтобы дети на практике ощущали весь негатив неправильного поведения, эгоизма. Акцент при этом делается не на самом ребенке, а на том плохом, что в нем есть, и хорошем, что предстоит развить.

Важность знания культуры, истории

Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.

Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры. Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений исторических деятелей. Дошколятам, школьникам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке. Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а подлинные масштабы и краски работ И. Айвазовского и И. Шишкина.

Молодежь сама придет к важности и необходимости участия в жизни общества. Задача воспитателя – привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории.

Подготовка будущих защитников Отечества

Военно-патриотический аспект воспитания дает двойной эффект. Те морально-психологические качества, которые закладываются в молодом человеке, пригодятся как в военное время, так и в мирное. Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия. Интерес к службе в армии формируется в процессе изучения работы мотоцикла или трактора, знакомства с профессией кинолога, санинструктора.

Встречи с ветеранами ВОВ, просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты.

Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность, присущ только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать. От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества. Творцы воспитательной системы – родители, учителя, весь народ в совокупности предыдущих и нынешних поколений.

В октябре политолог и преподаватель Екатерина Шульман приняла участие в фестивале для родителей SmartFest, организованном онлайн-школой Skysmart. Forbes Life публикует главное из ее выступления, где она рассуждает, как воспитывать детей в постоянно изменяющемся мире и какую роль в этом вопросе сегодня играет школа

Школа и семья всегда были заняты передачей опыта новому поколению. Процесс шел сверху вниз, от старших к младшим, потому что родители точно знали, как надо, а у детей не было никакого полезного опыта. Если дети не хотели учиться, их наказывали. Надо сказать, что с тех пор, как физические наказания ушли из учебного процесса, педагогическая мысль не знает чем их заменить. Роковой вопрос мотивации по прежнему ответа не имеет.

Человечество жило так тысячелетиями, но сегодня этот механизм перестал работать. Социально-экономические и технологические изменения ускорились настолько, что опыт предыдущих поколений потерял часть своей ценности. Новым поколениям он уже не нужен. Более того, дети сейчас лучше разбираются в каких-то вещах, непонятных старшим.

С тех пор, как физические наказания ушли из учебного процесса, педагогическая мысль не знает чем их заменить

Меняется экономика, и это заметно даже по рынку труда: в промышленной экономике был всего десяток-другой профессий, а в экономике постиндустриальной мало того, что выбор чрезвычайно широк, так еще и появляются совершенно новые виды и формы занятости. Например, миллионы людей работают удаленно, хотя еще 20 лет назад это было совершенно невозможно.

На ситуацию влияют и демографические изменения. Люди живут дольше, они остаются социально активными беспрецедентно долго, период детства и юности растягивается. Еще в позапрошлом веке 30-летний человек считался зрелым, а сейчас он кажется нам очень молодым, почти подростком.

Поскольку юность сейчас занимает десятилетия, люди обзаводятся семьей позже, и рожают меньше, но благодаря успехам медицины практически все дети выживают и каждый ребенок — это сверхценность, в которую вложили очень много сил и средств.

И, наконец, общество становится более разнообразным – в него теперь включаются и те, кто пару веков назад либо не выжили бы, либо не могли социально присутствовать. Они теперь среди нас — живут, учатся и работают, и их потребности нужно учитывать.

Образование завтрашнего дня — это не столько практическое научение, сколько помощь в раскрытии талантов и способностей ребенка. Это совершенно необходимо с экономической точки зрения, потому что только так он найдет себе работу, на которой достигнет успеха.

В такой ситуации традиционная школа выглядит исключительно консервативным институтом. Передача знаний — ее основная функция. И требовать от школы, чтобы она подстраивалась к требованиям момента, просто нереалистично. Это в принципе невозможно, поскольку набор социальных норм для мирной жизни в обществе нужно инсталлировать в голову каждого юного гражданина. С помощью всеобщего среднего образования государство готовит себе таких людей, какие ему требуются. Это необходимо, такой подход обеспечивает нам гражданский мир и порядок. Но для каждого родителя и ребенка этого недостаточно — требуется индивидуальный подход в обучении и воспитании.

В какой-то мере родительская тревожность обоснована. Мамы и папы школьников не обладают такой же уверенностью в своей родительской компетентности, как их собственные родители — люди, которым сейчас за 60. Те как раз считают себя замечательными родителями и полагают, что они все сделали правильно. Но сегодняшние 30-40-летние люди в этом вовсе не убеждены. Эти тревожные родители приходят в школу и сталкиваются с противоречием между реальной социальной ролью школы и запросом к ней. Потому дополнительное школьное образование сейчас становится все более востребованным.

Конечно, страх родителей перед своей некомпетентностью в меняющемся мире не должен переходить в тотальную тревожность и невроз. Все это не значит, что знания взрослых устарели и больше никогда не понадобятся. Да, дети быстрее взрослых разбираются с любыми гаджетами и программами. Но только взрослые могут объяснить им, что хорошо, а что плохо. И родители не должны снимать с себя эту ответственность под предлогом того, что все меняется так быстро. На самом деле меняется не все — да, каждый день появляются новые модели телефонов, но этические рамки остаются прежними.

Как мы воспитали поколение, неспособное выживать и ненужное семье

Эти дети в традиционном смысле не востребованы и не нужны семье: они не могут претендовать на полноценных помощников по хозяйству (их одних на улицу-то толком не выпустишь), им нельзя доверить младших братьев и сестер, от них не дождешься добровольной помощи и огребешь по полной, если посмеешь вести себя авторитарно и диктовать родительскую волю.

Ранимые создания, привыкшие брать и не научившиеся давать. В некотором смысле они лишены пола и возраста: фиалочки, не планирующие становиться матерями, мальчишки, не стремящиеся к ответственности и защите слабых. Они не станут взрослыми ни в 7, ни в 14, ни в 18, ни в 21 годик, а к 30 годам по-прежнему будут называть себя девочками и мальчиками. Традиционная система ценностей и ролей для них уже не актуальна, но и новой нет. Родители лелеют надежды, что молодые люди захотят не только получать удовольствие от жизни, но и стать профессионалами, вот только вокруг так мало историй успеха и так много обедневших высококлассных специалистов, подрабатывающих в службах по доставке еды, что навязчиво твердить о ценности высшего образования и профессиональных достижений становится неловко.

Это тебе не старые добрые времена, когда родила, руки-ноги дала, и этим уже молодец. Сегодня всё иначе. Дай репетиторов, дай телефоны, дай обучающие лагеря и отдых на море, дай няню и лучшую школу, дай модную одежду и милосердно вытерпи все заскоки, капризы, дай право на самовыражение, ошибки, ничего не требуй взамен и прими как данность, что ребенок бесконечно долго не будет взрослеть.

Этот благостный подход показался заманчивым и перспективным не только родителям. Коммерсанты и государства быстро поняли, какую именно выгоду можно извлечь из массовой гуманизации родительства и детства. Бизнесмены шустро масштабировали индустрию потребления. К концу ХХ века все уважающие себя магазины обзавелись детскими отделами с новинками моды для подрастающего поколения, развивающими игрушками, специальным питанием и пр. Родители подобного изобилия не могли позволить самим себе, зато появился шанс дать всё лучшее сразу детям. Это ведь именно то, что хочется сделать для своих любимых, да? Пусть хоть они будут счастливы. А про проблемы, сопряжённые с переизбытком вещей и тем, что родители тратят большую часть времени на заработок денег ради ненужного потребления в ущерб общению с детьми, говорить оказалось не принято.

Государства тоже не проигнорировали новый тренд на невиданное ранее чадолюбие, быстро сориентировались, что ответственность за образование, здоровье и безопасность подрастающих граждан можно легко переложить на плечи заботливых родителей. Да, доступность всеобщего образования и медицинской помощи гарантирована, от этого никто не отрекался. Но какого качества? На хорошее качество требуются изрядные ресурсы, которые с успехом можно потратить, например, на обогащение элит, усилении армии и другие национальные интересы. А с образованием и здоровьем своих детей родители непременно справятся сами – они же гуманны и любят их. Если же не справятся, допустят болезнь ребенка, попадание в сложную жизненную ситуацию или отставание в школе – виноваты сами. Недоглядели.

Школы особенно резво интегрировали такой подход. Буквально в считанные годы во многих странах, от Южной Кореи до России, стала мемом фраза: вы плохо занимаетесь с ребенком дома. Выполнение домашней работы и занятия с репетиторами оказались уделом пап и мам. (Справедливости ради отмечу, что в это же время ряд стран (Испания, Италия, Финляндия и др.) вовсе отказываются от домашних заданий, поскольку они ведут к дискриминации (в каких-то семьях папы и мамы имеют достаточные компетенции и могут помочь ребенку, например, с математикой, какие-то – нет; у кого-то есть ресурс на репетиторов, а у кого-то его нет и т.д. и т.п.)).

Отдельного внимания заслуживает тема безопасности. Если раньше даже пятилетние дети могли самостоятельно гулять на улице, а те, кому 7-9 лет, – забирать братьев и сестер из детских садов, то сегодня эта практика почти исчезла, родители не имеют права выпускать своих чад без сопровождения. Согласитесь, на улицах достаточно бомжей, наркоманов, нелегальных мигрантов и недостаточно патрулей, инфраструктуры для защиты детей (где тот дядя Стёпа – Светофор, к которому побежит ребенок в случае опасности?). Строго говоря, родителей никто не обязывает сопровождать детей в круглосуточном режиме, но по факту, в случае первой же неприятности они попадают под административную ответственность по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Особенностью российской ситуации стало то, что государство взяло на себя часть вопросов, касающихся безопасности, переведя их в плоскость контроля: камеры слежения, охрана и металлодетекторы наличествуют в каждой школе, обязательна пропускная система, оповещение родителей о входе/выходе с территории школы по SMS, электронные дневники, полиция на ЕГЭ и т.д. Прогулять школу и не сделать уроки теперь не так уж и просто. Да и вообще трудно сделать что-либо без контроля взрослых. Расписание дня задается родителями и учреждениями образования, посещение школы и внешкольных занятий строго фиксируется системами наблюдения, прогулки вне надзора взрослых исключены или почти исключены, выполнение учебных заданий учитывается в электронном дневнике. И у детей нет пространства для взросления, самостоятельного выбора. За них уже все решено.

Стремясь к любви и всеобщему благоденствию, мы нечаянно создали тюрьму повышенной комфортности для наших миленьких деточек.

Инфантильные дети

Но к этому светлому дню свободной взрослой жизни дети приходят без опыта какой-никакой самостоятельности, без опыта структурирования свободного времени и опыта нарушения норм. А без всего перечисленного повзрослеть трудно. Они, скажем прямо, совсем не похожи на спартанцев, которые, если верить описанию Плутарха, взрослели, переступая порог допустимого:

Наши дети действительно похожи на снежинок. Хрупкие, нестабильные, не парные, готовые к жизни в мире, которого не существует.

NikitaBoyNikita

1. Почему вы решили стать учителем? 2. Где вы будете работать после окончания обучения?3. Какой предмет вы будете преподавать после магистратуры? 4.Когда ты выпускник? Ты в каком году сейчас?5. Это ответственная задача, чтобы воспитывать новое поколение, не так ли? Почему? 6. Какие предметы в школьной программе поможет вам научить детей? 7. Какие виды педагогической деятельности, учат в вашем колледже? 8. Студенты в вашем колледже поступить педагогической практике? 9. Какой возрастной группы вы хотели бы преподавать? Почему? 10. Что вы будете делать, кроме преподавания своих предметов в школе? Будет форма-учитель (ведущий преподаватель класса)?11. Если учителя много времени уделяют внеклассной работе? 12. Каких выдающихся педагогов вы знаете? Чьи методы вы будете использовать в вашей повседневной работе? Почему? Опишем некоторые из этих методов. 13. Каковы обязанности учителя? 14. Почему профессия учителя считается одной из самых важных?

Новые вопросы в Английский язык

4 They're arresting that old man for stealing money from a bank. They're arresting that old man because he a bank 5 My teacher is investigating the po … ssibility of a trip to the science museum. My teacher the possibility of a trip to the science museum. 6 We were in the middle of a computer game and Jackie called. Jackie called while we playing a computer game. 7 After searching for an hour, Jane came across her wallet in the car. After searching for an hour, Jane her wallet in the car. 8 They drove home and stopped at the supermarket on the way. They stopped at the supermarket when they home. Read the article about art fraud. Six sentences are missing from the article. Choose from the sentences the one which fits each gap. For over 17 years, Shaun Greenhalgh and his elderly parents, George and Olive, sold copies of real famous paintings and statues to museums and art dealers all over the world. Why did no one think that these pieces of art were not real? Where did Shaun learn to copy art so cleverly? No one knows the answers to these questions! The man himself is definitely not talking about it! The story of Shaun's arrest shocked the whole art world. They are calling this one of the biggest art crimes in history. Everyone is amazed that no one suspected the family for such a long time. When the police finally found them, the family was living in a small house in Bolton. Shaun did his work in a shed in the garden. This was where he made his amazing copies - everything from paintings and drawings to statues and plates.

Anita looked …sadder…much more excited that day. A)both…orB)as…asC)so…asD)such…thatE)not only…but also

Complete the second sentence so that it means the same as the first. Use no more than three words. 1 I discovered that Mary and Roy are getting marrie … d. 1 Mary and Roy are getting married. 2 I walked through the park and saw your cat. While ! through the park, I saw your cat. Bank 3. The police had no idea who stole the money. The police couldn't who stole the money, 4 They're arresting that old man for stealing money from a bank. They're arresting that old man because he a bank. 4 They're arresting that old man for stealing money from a bank. They're arresting that old man because he a bank 5 My teacher is investigating the possibility of a trip to the science museum. My teacher the possibility of a trip to the science museum. 6 We were in the middle of a computer game and Jackie called. Jackie called while we playing a computer game. 7 After searching for an hour, Jane came across her wallet in the car. After searching for an hour, Jane her wallet in the car. 8 They drove home and stopped at the supermarket on the way. They stopped at the supermarket when they home.

The book that I got from one of my friends when I was walking in the high street near the school departments __ now on the table.a) wasb) isc) ared) w … ere​

The number ofstudents knowing the English language __ day by day in Kazakhstan. a) is increasing b) are Increasing c) have increased d) will be incre … asing​

Читайте также: