Почему водители нарушают скоростной режим

Обновлено: 08.05.2024

Жить в России опасно! Вы боитесь летать на самолёте? Боитесь терактов? Может быть, вы боитесь маньяков? Зря! Если вам суждено погибнуть насильственной смертью, то, скорее всего, это произойдёт под колёсами автомобиля. Мы давно не обращаем на это внимания, потому что нам кажется, что ДТП – это неизбежное зло автомобилизации. Кого удивляет, что каждый день у нас погибает на дорогах более 50 человек? А в год – почти 20 000? Никого!

А между тем, это большая проблема. В том числе и потери для экономики. НИУ ВШЭ несколько лет назад опубликовала исследование, согласно которому ДТП причиняют экономике России ущерб в размере 303,6 миллиарда рублей в год, в том числе 7 миллиардов прямых потерь.

Причин ДТП много. Это и плохие дороги, и алкоголь, и нарушение ПДД. Но есть один критический момент – это скорость. Скорость – ключевой фактор риска на дорогах, она влияет как на вероятность аварии, так и на серьёзность последствий.

В России, как вы знаете, ограничение скорости в городе – 60 км в час, при этом есть "нештрафуемые" 20 км/ч. То есть если вы едете по городу 80, вас не оштрафуют. Это позволяет водителям нарушать скоростной режим, что в итоге приводит к ДТП и смертям на дорогах.

Недавно в Москве заговорили о том, чтобы отменить эти 20 км в час, и тут начался вой! Автовладельцы восприняли это как нарушение своих прав! Прав на что? На убийство? Давайте разберёмся, как нарушение скорости влияет на аварийность, и вообще – какая должна быть скорость в городе. Я про это уже писал много раз, но раз возникают вопросы, то лучше повторить.

Обратимся к специалистам. Вот выдержки из брошюры Всемирной организации здравоохранения:

"Скорость влияет как на риск аварии, так и на тяжесть травм, полученных в результате ДТП".

ВОЗ разделяет понятия "превышение скорости" и "неадекватный скоростной режим" – это когда кто-то едет со скоростью, не подходящей для определённых дорожных условий.

"Превышение скорости и неадекватная скорость ответственны за высокую долю смертности и заболеваемости в результате ДТП. В странах с высоким уровнем доходов скорость способствует примерно 30% смертей на дорогах, тогда как в странах с низким и средним уровнем доходов скорость оценивается как основной содействующий фактор примерно в половине всех ДТП".

Контроль скорости транспортных средств может предотвращать аварии и уменьшить тяжесть травм, получаемых жертвами [ДТП].

Связь между скоростью и тяжестью травм особенно важна для уязвимых участников дорожного движения, таких как пешеходы и велосипедисты.

Например, у пешеходов есть 90-процентный шанс выжить, когда их сбивает машина, движущаяся со скоростью 30 км/ч или ниже. Но при ударе на скорости 45 км/ч вероятность выживания – уже менее 50%, а при столкновении на скорости 80 км/ч шансов выжить у пешехода практически нет.

"Чем выше скорость транспортного средства, тем меньше времени есть у водителя, чтобы остановиться и избежать аварии. Автомобилю, движущемуся со скоростью 50 км/ч, обычно требуется 13 метров, чтобы остановиться, тогда как машина, едущая со скоростью 40 км/ч, остановится менее чем за 8,5 метра".

Повышение средней скорости на 1 км/ч, как правило, увеличивает риск ДТП с пострадавшими на 3%, и ДТП со смертельным исходом – на 4-5%.

Для пассажиров машины, двигавшейся со скоростью 80 км/ч в момент удара, вероятность смерти в 20 раз выше, чем при ударе на скорости 30 км/ч.

Какие факторы влияют на скорость?

— связанные с водителем (возраст, пол, уровень алкоголя, количество людей в машине);
— связанные с дорогой и машиной (структура дороги, качество покрытия, мощность автомобиля, максимальная скорость);
— связанные с трафиком и окружающей средой (плотность движения и состав участников движения, преобладающая скорость, погодные условия).

Что может быть сделано, чтобы сгладить неблагоприятный эффект скорости?

— установка и обеспечение скоростных ограничений являются двумя самыми эффективными мерами по сокращению числа травм, полученных в ДТП;

— исследования показывают, что снижение скорости передвижения на 1 км/ч приведёт к снижению количества аварий на 2-3%;

— опыт многих стран показал, что введение скоростных ограничений будет иметь кратковременный эффект, если оно не будет сопровождаться постоянным и очевидным соблюдением этих ограничений;

— камеры контроля скорости – очень экономически эффективное средство снижения числа ДТП;

— в некоторых странах действуют скоростные ограничения, которые меняются в зависимости от погоды, дорожных условий и времени дня. Когда скоростные ограничения отвечают местным условиям и обстоятельствам трафика, более вероятно, что их будут соблюдать;

— на уровень скорости также влияет развитие безопасной инфраструктуры. Под этим может пониматься изменение дорожной среды для уменьшения транспортного потока и снижения скорости транспортных средств. Таким образом обеспечивается защита от ДТП и снижение количества травм. Эти меры включают разделение пользователей дорог на "быстрых" и "медленных" или препятствование въезду транспорта в определённые районы.

— меры успокоения трафика широко используются для снижения частоты аварий в странах с высоким уровнем доходов. Они включают установку физических средств снижения скорости, таких как круговое движение, вертикальные перепады уровня дороги (например, лежачие полицейские), горизонтальные изменения на дороге (такие, как сужение проезжей части или искусственные неровности, "шпалы"). Проверенные меры успокоения трафика могут быть особенно эффективны там, где не соблюдаются скоростные ограничения.

К сожалению, ГИБДД собирает недостаточно статистики об авариях в России. Для наших гаишников авария на скорости 30, 50, 80, 110 и 999 км/ч – одно и то же, они обычно просто пытаются найти виноватого.

В большинстве развитых стран нельзя превышать скорость более чем на 10 км/ч. В Нью-Йорке, Берлине, Лондоне, Стокгольме, Сингапуре никакой "погрешности" вообще не существует, в Копенгагене она 3 км/ч. При этом во всех этих городах нельзя разгоняться быстрее 50 км/ч. В Нью-Йорке ограничение 25 миль в час – это 40 км/ч. Можете себе такое представить у нас? Это не деревня, это город размером с Москву.

Я уже слышу, как нарастает волна возмущения. Возможно, вы захотите сказать мне, что нельзя снижать скорость движения в городе, потому что тогда никто никуда не будет успевать, город встанет в пробках, и всё это будет безумно вредно для экономики?

На самом деле разница ничтожна. Например, Гренобль стал первым французским городом, где максимальная разрешенная скорость была снижена до 30 км/ч была снижена НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ.

И водители, и власти опасались больших потерь во времени перемещения по городу. Но исследование показало, что для преодоления километра городской улицы со скоростью 30 км/ч водителю из Гренобля нужно всего на 18 секунд больше, чем при поездке со скоростью 50 км/ч. Это значит, что на 20 километров ты потратишь всего 6 лишних минут.

А что, и на МКАДе теперь 50 км в час? И на хордах? Нет. Есть разные типы улиц.

Самые умные способы заставить водителей снизить скорость на дороге.


Сама статистика говорит, что самая большая доля всех ДТП в стране связана с превышением водителями максимально установленной скорости. К глубокому сожалению многие водители часто пренебрегают правилами дорожного движения и превышают разрешенную допустимую скорость движения. Именно по этой ппичине в нашей стране начали массово распространяться и устанавливаться камеры замера скорости, которые фиксируют нарушителей ПДД. Таким образом, согласно данным Госавтоинспекции РФ количество аварий связанных с превышением скорости за последний год значительно снизилось. Но это не единственный способ который помогает заставить водителей соблюдать правила дорожного движения. В мире существует немало и других способов, которые тоже реально помогают влиять на поведение водителей на дороге. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с самыми эффективными способами действующими на данный момент по всему миру, которые заставляют водителей снижать скорость на дороге.

10) Муляж камеры на дороге


Почему этот метод работает: Один из самых менее затратных способов, который реально заставляет водителей снижать скорость, это обыкновенный муляж камеры фото и видео- фиксации на дороге. Для установки на дороге подобной бутафории необходимо минимальное количество денежных расходных средств. Но зато эффект от подобных муляжей потрясающий.

Примечательно и другое, если даже со временем водители и начнут понимать, что данная камера не работает либо она является муляжом, то все равно будут стараться соблюдать ПДД, так как у них будет заранее возникать опасение за то, что рано или поздно эта камера заработает и начнется рассылка квитанций за превышение водителями скорости.

В самой Европе недавно провели такой эксперимент. Журналист вышел на дорогу с фотоаппаратом и начал фотографировать те автомобили на дороге, которые превышают установленную скорость движения. И самое удивительное вот что, многие водители, замечая фотовспышку этого журналиста стали быстро снижать скорость, опасаясь получения в свой адрес штрафа. Но на этом данный эксперимент не закончился.

Журналист продолжил фотографировать автомобили на этом участке дороги в течение одного месяца. Итог эксперимента примечателен, ровно через месяц многие автомобили перестали превышать скорость движения на исследуемом участке автодороги.

Соответственно делаем с вами вывод, что страх наказания за нарушение ПДД заставляет большинство водителей соблюдать правила и снижать скорость движения. И как мы с вами видим, можно без огромных затрат значительно снизить аварийность в любой взятой на выбор стране конкретно за счет установки муляжей комплексов фото и видео- фиксации.

9) Дорожные знаки, показывающие вашу текущую скорость


Почему этот метод работает: В некоторых Западных странах мира (особенно в США) распространены особые электронные дорожные знаки, которые имеют встроенный радар скорости, который замеряет скорость автомобилей на дороге. Благодаря этим радиолокационным технологиям данный дорожный знак при замере скорости движения показывает водителю на электронном табло текущую скорость его автомобиля, если таковая была превышена.

Этот знак был создан для того, чтобы предупреждать водителей о нарушении правил дорожного движения (о превышении установленной скорости). И что характерно, этот способ по борьбе с нарушениями ПДД реально работает. Многие водители, просто из-за своей непредусмотрительности или забывчивости увидев такой подобный знак начинают чувствовать себя очень неловко и начинают снижать скорость автомобиля.

Электронный дорожный знак создан еще и для того, чтобы снизить среднюю скорость дорожного трафика (потока) и понизить саму аварийность на автодороге.

8) Шиканы

Почему этот метод работает: Этот способ "замедления потока автомобилей" пришел на дорогу из автоспорта. Согласно "Википедии, Шикана"- это последовательность узких извивающих поворотов, которые используются в автомобильных гонках на треке или в городе. Цель "шиканов",- замедлить скорость автомобилей во время гонок на определенных участках трассы.

Подобное решение было применено и использовано на обычной автодороге в пригороде Филадельфии. Проектировщики автодороги совместно с местными властями долго думали и ломали голову, как заставить водителей соблюдать установленную скорость движения на некоторых дорогах данного штата. В итоге они решили использовать "шиканы".

Вы не представляете друзья, какое недовольство было у местных водителей которым стало неудобно на дороге и они вынужденно начинали снижать скорость, чтобы без напряжения проехать извилистые участки дороги, которые и были искусственно созданны для снижения скорости автомобилей.

Но не смотря на все эти недовольства данные подобные решения в настоящий момент используются уже во многих штатах США. И что самое удивительное, они действительно работают и реально снижают на дорогах Америки аварийность.

7) Невидимая веревка

Почему этот метод работает: А сейчас немного юмора. Хотя стоит заранее признать, что этот способ действительно один из самых лучших, он в действительности заставляет водителей снизить скорость автомобиля.

Посмотрите дорогие друзья, как двое посторонних парней создают видимость на дороге перед водителями, что они натягивают веревку поперек автотрассы. В конечном итоге водители действительно останавливаются.

Да, этот способ безусловно очень рискованный, так как таким странным способом вы сильно разозлите многих водителей. Но что интересно, он на самом деле работает, не смотря даже на его абсурдность.

6) Лотерея

Почему этот метод работает: Оригинальное решение было предложено компанией (автоконцерном) "Volkswagen", и все для того, чтобы стимулировать водителей не превышать установленную скорость движения на дорогах.

Идея довольно проста. Часть денег от штрафов за превышение скорости на дороге поступает в бюджет города, часть из этих поступивших средств идет на лотерею, которая устраивается среди всех водителей пользующихся дорогой, которые соблюдают правила дорожного движения и установленную скорость.

В общем смысл очень простой,- поощрять водителей за хорошее поведение на дороге и наказывать их же за плохое поведение.

Этот эксперимент компании "VW" показал, что дорожная лотерея в реальном времени существенно снизила количество совершонных превышений скорости на определенном участке автодороги. Самое удивительное здесь другое, а именно, что подобная лотерея оказалась намного эффективней тех же экипажей полиции и любых видео-камер установленных на дороге.

5) Муляж полицейского автомобиля


Почему этот метод работает: В определенных Западных странах, чтобы заставить водителей снижать скорость на автодороге, используют муляжи-автомобили, которые имеют отличительную внешнюю окраску самой полиции и выставляются на трассе пустыми. В итоге водители, завидев издалека полицейскую машину начинают автоматически снижать скорость автомобиля, опасаясь, что их за это нарушение оштрафует полиция (за нарушение ПДД).

Таким образом вы видите друзья, что с помощью всего одной только полицейской машины можно заставить участников дорожного движения соблюдать правила дорожного движения на любом участке дороге. Согласитесь с нами, в этом случае никто не может говорить и ссылаться на то, что в ГИБДД просто не хватает кадров для разрешения вопроса с аварийностью на дороге. Достаточно сотрудникам ГИБДД просто взять старый подержанный автомобиль, который стоит у них на баллансе, раскрасить его под экипаж ДПС и выставить припарковав последний на дороге.

4) Фонари, работающие на солнечных батареях и имитирующие полицейские спецсигналы


Почему этот метод работает: На автодороге в Сан- Луис- Обиспо, штат Калифорния, местные власти установили в сельской местности специальные фонари, которые работают на солнечных батареях. Эти фонари включаются ночью и имитируют работающий спецсигнал полицейской машины.


В итоге водители со своей стороны думают, что на дороге действительно стоит полицейский автомобиль и начинают снижать скорость, опасаясь получить штраф за нарушение ПДД.

Этот способ очень эффективно помогает бороться с автонарушителями и помогает снизить аварийность на сельских дорогах, где частенько в ночное время из-за превышения установленной скорости движения происходят аварии. Это реальный и один из самых дешевых в мире способов, чтоб снизить аварийность на загородных небольших автодорогах, где практически нет освещения.

3) 3-D рисунки детей на дороге

Почему этот метод работает: Этот способ по снижению аварийности на дорогах внутри населенных пунктов, один из самых эффективных. И еще этот метод позволяет местным муниципалитетам сэкономить денежные средства, позволяя тем самым увеличить безопасность дорожного движения в районе.

Достаточно нарисовать рядом с пешеходными переходами 3-D рисунки с изображением детей и водители будут всегда снижать скорость и останавливаться перед пешеходными переходами. Это хотим заметить, очень актуально сегодня в нашей стране, где водители частенько не уступают дорогу пешеходам. Так что создав подобные рисунки прямо на дороге можно реально улучшить культуру поведения самих водителей. Жаль конечно, что в нашей стране органы ГИБДД думают совсем о другом, а именно, о том, как увеличить количество камер фото и видео-фиксации на дорогах и не собираются применять подобные методы для снижения аварийности на дорогах.

2) Муляж инспектора ДПС


Почему это работает: В некоторых регионах нашей страны местные органы ГИБДД выставляют на дорогу пластиковые или деревянные стенды, на которых во весь рост нарисован инспектор ДПС. Благодаря специальному рисунку водители издалека начинают думать, что на дороге впереди реально стоит сотрудник ГИБДД с жезлом.

В итоге, многие водители заметив из далека сотрудника полиции начинают заранее снижать скорость движения.

Подобные муляжи реально сегодня помогают м заставляют участников дорожного движения снижать скорость. Особенно это эффективно на скоростных автошоссе.

1) Лежачий полицейский


Почему это работает: Наверное сегодня не найдешь таких водителей, которые бы не встречали на наших автодорогах искусственные неровности, которые водители (да и остальные граждане) назвали "лежачими полицейскими". Благодаря таким неровностям на авдорогах все водители без исключения, чтобы не повредить свою машину, заранее вынуждены просто снижать скорость. Это один из самых лучших и эффективных в мире способов снизить скорость на любом участке дороги.

Обычно такие лежачие полицейские применяются и их можно увидеть в черте населенных пунктов, где нужно любыми способами заставить водителей двигаться на небольшой скорости. По статистике доказано, что благодаря применению таких искусственных неровностей на дорогах аварийность снижается минимум в два раза.

WhatsApp

Что за новый закон об уголовной ответственности?

Речь идёт пока ещё только о законопроекте – то есть официально он ещё в силу не вступил и не действует. Он внесён в Государственную думу под номером 41607-8 17 декабря и в данный момент принят в первом чтении. Это означает, что остаются лишь несколько формальностей до начала действия – когда водителей начнут привлекать к уголовной ответственности за два самых распространённых нарушения.

Данным проектом в Уголовный кодекс вносится новая статья 264.2, состоящая из двух частей. И к ответственности будут привлекаться водители:

  • за повторное превышение скорости на величину более 60 км/ч,
  • за выезд на встречную полосу движения в нарушение ПДД (в том числе запрещённый обгон) – также повторный.

Наказание за повторный обгон

Однако, всё это будет работать не так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Давайте рассмотрим подробнее эти тонкости!

За какие нарушения ПДД грозит УК РФ?

Итак, как мы выяснили, этих нарушений два. Однако, в КоАП РФ уже есть наказания за повторные нарушения скоростного режима и обгона. Что же это значит? Водителей будут привлекать сразу и к административному наказанию, и уголовному? Вовсе нет.

За повторное превышение скорости

В настоящее время мы фактически имеем 2 нормы законодательных актов, по которым могут привлечь автолюбителей-лихачей.

  1. Если вы нарушили в первый раз скоростной режим и превысили скорость на величины: от 60 до 80 км/ч или более чем на 80 км/ч, то соответственно будете привлечены по части 4 или 5 статьи 12.9 КоАП РФ. Тогда вам грозят либо штрафы в размере от 2 до 5 тысяч рублей, либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
  2. В случае же, если вы повторно попадётесь с одним из этих нарушений грубо в течение года после полной оплаты первого штрафа или истечения срока лишения прав, то будете привлечены уже по части 7 статьи 12.9. А она грозит уже лишением на 1 год. И только в случае фото- или видеофиксации превышения в автоматическом режиме придёт "письмо счастья" со штрафом 5 000 рублей.

Так вот, новый закон вводит уголовную статью, если вы превысите скоростной режим более чем на 60 км/ч от разрешённого, в третий раз. Всё вроде бы логично – если вас не вразумили первые штрафы или лишение прав, тогда, возможно, исправит уже лишение свободы или штраф по УК РФ куда большего размера.

За повторное нарушение обгона (выезд на "встречку")

Аналогичная ситуация касается и нарушения ПДД по части запрещённого выезда на встречную полосу. В 2021 году в КоАП также есть 2 меры наказаний за это.

  1. На первый раз вам грозит либо штраф 5 000 рублей, либо лишение водительских прав на 4-6 месяцев по части 4 статьи 12.15 Кодекса.
  2. В случае же повторного такого нарушения вас ждёт уже лишение на 1 год либо штраф 5 000 рублей, если вы были пойманы на камеру автофиксации.

И новый закон здесь аналогично вводит криминальную статью, если вы попадётесь в третий раз с запрещённым обгоном.

Что такое повторное нарушение?

Обратите внимание, что в контексте вышеописанного привлечь вас к ответственности за повторное нарушение можно в течение года. Однако, год этот начинается не с момента первого нарушения, а со дня исполнения по нему наказания.

  • если вам назначили штраф ГИБДД, то год начинается со следующего дня после его полной оплаты,
  • если вас лишили водительских прав, то с даты окончания срока такого лишения.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за это?

Как мы уже указали выше, новый закон вводит новую статью 264.2 УК РФ, состоящую из двух частей. Дело в том, что фактически разные – с каждым разом более строгие – наказания вас будут поджидать не 3, а целых 4 раза.

Причём, обратите внимание, что поправки подразумевают уголовную ответственность, только если вы являетесь не только подвергнутым наказанию за повторное нарушение по КоАП, но и лишены за это прав. То есть, если вам назначили по "административке" штраф, то УК РФ вам по смыслу законопроекта грозить не должен.

Если попались повторно после лишения по КоАП РФ

Если вы попались в третий раз – например, в первый раз превысили скорость на 65 км/ч от разрешённой, во второй – на 75 км/ч (и вам было назначено лишение прав по части 7 статьи 12.9 КоАП), тогда в вашем случае образуется состав для привлечения по части 1 новой статьи 264.2 УК.

И санкций в этой статьи несколько:

  • либо штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей,
  • либо штраф в размере вашего дохода за 1-2 года,
  • либо обязательные работы до 480 часов,
  • либо принудительные работы до 2 лет,
  • либо лишение свободы до 2 лет.

Уголовная ответственность за повторное превышение скорости

Все вышеперечисленные наказания будут назначаться вместе с ещё одним лишением прав – на срок до 3 лет.

А вот что конкретно будет назначено в каждом конкретном случае, решает суд в зависимости от тяжести нарушения, его последствий и наличия совокупности смягчающих и отягчающих факторов. Обратите внимание, что эти меры ответственности перечислены по возрастающей строгости. То есть штраф назначат в лучшем случае, лишение свободы – в худшем.

Если попались в 4-й раз, имея судимость

А вот если вышеуказанные меры наказаний вас не вразумят, то последствия от четвёртого такого нарушения будут ещё более строгими. Таким образом, если вы, будучи судимыми по части 1 статьи 264.2 УК РФ, попадётесь ещё раз с превышением скорости более чем на 60 км/час или выездом с нарушением Правил на "встречку", то будет применена уже часть 2 этой же статьи.

И в ней меры вашего "перевоспитания" ещё более строгие:

  • сумма штрафа возрастает уже до диапазона от 300 до 500 тысяч рублей либо для определения считается зарплата или другой доход за 2-3 года,
  • либо будут грозить исправительные работы до 2 лет,
  • либо ограничение свободы до 3 лет,
  • либо принудительные работы до 3 лет,
  • либо лишение свободы до 3 лет.

И всё это уже с лишением прав сроком не до 3 лет, а до 6.

Что это за наказания?

Перечисляя данные меры, следует упомянуть о том, что они, собственно, собой представляют (кроме штрафа – здесь всё предельно ясно). Всё очень просто!

Исключение – если попались на камеру автофиксации

Обратите внимание на важный факт. Уголовная ответственность не будет применяться в отношении водителей, которые совершили вышеуказанные нарушения в виде значительного превышения скорости или обгона, и их зафиксировала камера, работающая в автоматическом режиме.

В этом случае водителю вообще полагается только штраф (да, лишить прав на камеру также не имеют права), но по статье КоАП как за повторное нарушение. То есть по части 7 статьи 12.9 или части 5 статьи 12.15 соответственно.

Когда вступит в законную силу?

Пока этого неизвестно. Как мы уже указали в начале статьи, в настоящее время новый закон принят в первом чтении. Это значит, что скоро он вступит в законную силу.

Однако, до этого должно произойти ещё 3 важных этапа:

  1. одобрение Советом Федерации России,
  2. подписание закона Президентом РФ,
  3. официальное опубликование на одном из утверждённых сайтов.

Уголовная ответственность за превышение скорости и обгон начнёт действовать по истечении 10 дней после официального опубликования.

А вот расписания, когда будет проведён тот или иной этап, не существует. Поэтому указать точную дату не представляется возможным. В любом случае, мы ежедневно мониторим обновления законодательства и обновим данную статью, как только новый закон вступит в законную силу.

Зачем этот новый закон?

Всё достаточно просто! Нарушителей именно по части слишком быстрой езды или "торопыг" по встречке не обуздывает повышенный штраф или лишение прав. Сами депутат приводят статистику по данным нарушениям:

  • если по частям 4 и 5 статьи 12.9 за 2020 год было привлечено почти 500 тысяч автовладельцев и водителей,
  • а по части 7 данной статьи – чуть более 200 тысяч.

То есть почти половину нарушителей не остановил первый штраф или лишение прав.

А по запрещённому выезду на встречку всё немного проще:

  • в первый раз было привлечено почти 600 000 человек,
  • а повторно – чуть менее 45 000 человек.

Таким образом, законодатели предлагают ещё более ужесточить именно повторные такие нарушения.

Скоростной режим и уголовные наказания

Мнение Верховного суда о введении УК за скорость и выезд на "встречку"

Между тем, Комиссия Верховного суда России отметила в официальной оценке к проекту, что данный законопроект "заслуживает особого внимания".

Так, ВС обратил внимание инициаторов на то, что, согласно постановления Конституционного Суда от 10.022017 г. №2-П, сама по себе повторность нарушения законодательства не является достаточным основанием для привлечения человека к уголовной ответственности. Для криминализации однородного нарушения, по мнению Верховного суда должны быть существенно нарушены конституционные ценности, иначе это противоречит Конституции. И уголовная ответственность не может наступать при отсутствии общественной опасности.

Согласно этой позиции, неоднократное совершение однородных административных правонарушений, за которые ранее лицо было подвергнуто административному наказанию, не является само по себе достаточным основанием для привлечения его к уголовной ответственности, которая может наступать только в случае, когда такое деяние повлекло за собой причинение вреда конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такового. Иное означало бы возможность применения уголовной ответственности за деяния (действия, бездействие), которые не представляют общественной опасности, требующей их криминализации, и тем самым противоречило бы статьям 17 (части 1 и 3), 19 (части 1 и 2), 31 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Верховный суд задаётся вопросом, почему именно эти нарушения были взяты за основу ввести уголовные наказания за их повторность. Так, ВС приводит статистику по другим нарушениям – например, скрытие с места ДТП, езда на автомобиле лишённым прав водителем, а также ДТП с причинением вреда здоровью, по которым статистика аналогична. Однако, они не были подвергнуты ужесточению.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование причин, по которым предлагаются к криминализации в качестве общественно опасных именно указанные в законопроекте деяния, и не учитываются иные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, способные причинить аналогичный по своим характеру и степени либо, в ряде случаев, больший вред общественным отношениям в рассматриваемой сфере.

И, наконец, Верховный суд ссылается на пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда от 25.96.2019 г. №20, где говорится о том, что применение лишения прав не может применяться к лицам, которые таким правом не владели. А это означает, что и к уголовной ответственности таких лиц привлечь нельзя. Например, водитель без прав может хоть 10 раз превысить скорость и хоть на 200 км/ч. Его нельзя будет наказать по новой уголовной статье, потому что у него нет прав.

Таким образом, лица, которым право управления транспортными средствами не было предоставлено в установленном законом порядке, исходя из конструкции диспозиции проектной
нормы, не подпадают под сферу ее действия.

Самые умные способы заставить водителей снизить скорость на дороге.


Сама статистика говорит, что самая большая доля всех ДТП в стране связана с превышением водителями максимально установленной скорости. К глубокому сожалению многие водители часто пренебрегают правилами дорожного движения и превышают разрешенную допустимую скорость движения. Именно по этой ппичине в нашей стране начали массово распространяться и устанавливаться камеры замера скорости, которые фиксируют нарушителей ПДД. Таким образом, согласно данным Госавтоинспекции РФ количество аварий связанных с превышением скорости за последний год значительно снизилось. Но это не единственный способ который помогает заставить водителей соблюдать правила дорожного движения. В мире существует немало и других способов, которые тоже реально помогают влиять на поведение водителей на дороге. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с самыми эффективными способами действующими на данный момент по всему миру, которые заставляют водителей снижать скорость на дороге.

10) Муляж камеры на дороге


Почему этот метод работает: Один из самых менее затратных способов, который реально заставляет водителей снижать скорость, это обыкновенный муляж камеры фото и видео- фиксации на дороге. Для установки на дороге подобной бутафории необходимо минимальное количество денежных расходных средств. Но зато эффект от подобных муляжей потрясающий.

Примечательно и другое, если даже со временем водители и начнут понимать, что данная камера не работает либо она является муляжом, то все равно будут стараться соблюдать ПДД, так как у них будет заранее возникать опасение за то, что рано или поздно эта камера заработает и начнется рассылка квитанций за превышение водителями скорости.

В самой Европе недавно провели такой эксперимент. Журналист вышел на дорогу с фотоаппаратом и начал фотографировать те автомобили на дороге, которые превышают установленную скорость движения. И самое удивительное вот что, многие водители, замечая фотовспышку этого журналиста стали быстро снижать скорость, опасаясь получения в свой адрес штрафа. Но на этом данный эксперимент не закончился.

Журналист продолжил фотографировать автомобили на этом участке дороги в течение одного месяца. Итог эксперимента примечателен, ровно через месяц многие автомобили перестали превышать скорость движения на исследуемом участке автодороги.

Соответственно делаем с вами вывод, что страх наказания за нарушение ПДД заставляет большинство водителей соблюдать правила и снижать скорость движения. И как мы с вами видим, можно без огромных затрат значительно снизить аварийность в любой взятой на выбор стране конкретно за счет установки муляжей комплексов фото и видео- фиксации.

9) Дорожные знаки, показывающие вашу текущую скорость


Почему этот метод работает: В некоторых Западных странах мира (особенно в США) распространены особые электронные дорожные знаки, которые имеют встроенный радар скорости, который замеряет скорость автомобилей на дороге. Благодаря этим радиолокационным технологиям данный дорожный знак при замере скорости движения показывает водителю на электронном табло текущую скорость его автомобиля, если таковая была превышена.

Этот знак был создан для того, чтобы предупреждать водителей о нарушении правил дорожного движения (о превышении установленной скорости). И что характерно, этот способ по борьбе с нарушениями ПДД реально работает. Многие водители, просто из-за своей непредусмотрительности или забывчивости увидев такой подобный знак начинают чувствовать себя очень неловко и начинают снижать скорость автомобиля.

Электронный дорожный знак создан еще и для того, чтобы снизить среднюю скорость дорожного трафика (потока) и понизить саму аварийность на автодороге.

8) Шиканы

Почему этот метод работает: Этот способ "замедления потока автомобилей" пришел на дорогу из автоспорта. Согласно "Википедии, Шикана"- это последовательность узких извивающих поворотов, которые используются в автомобильных гонках на треке или в городе. Цель "шиканов",- замедлить скорость автомобилей во время гонок на определенных участках трассы.

Подобное решение было применено и использовано на обычной автодороге в пригороде Филадельфии. Проектировщики автодороги совместно с местными властями долго думали и ломали голову, как заставить водителей соблюдать установленную скорость движения на некоторых дорогах данного штата. В итоге они решили использовать "шиканы".

Вы не представляете друзья, какое недовольство было у местных водителей которым стало неудобно на дороге и они вынужденно начинали снижать скорость, чтобы без напряжения проехать извилистые участки дороги, которые и были искусственно созданны для снижения скорости автомобилей.

Но не смотря на все эти недовольства данные подобные решения в настоящий момент используются уже во многих штатах США. И что самое удивительное, они действительно работают и реально снижают на дорогах Америки аварийность.

7) Невидимая веревка

Почему этот метод работает: А сейчас немного юмора. Хотя стоит заранее признать, что этот способ действительно один из самых лучших, он в действительности заставляет водителей снизить скорость автомобиля.

Посмотрите дорогие друзья, как двое посторонних парней создают видимость на дороге перед водителями, что они натягивают веревку поперек автотрассы. В конечном итоге водители действительно останавливаются.

Да, этот способ безусловно очень рискованный, так как таким странным способом вы сильно разозлите многих водителей. Но что интересно, он на самом деле работает, не смотря даже на его абсурдность.

6) Лотерея

Почему этот метод работает: Оригинальное решение было предложено компанией (автоконцерном) "Volkswagen", и все для того, чтобы стимулировать водителей не превышать установленную скорость движения на дорогах.

Идея довольно проста. Часть денег от штрафов за превышение скорости на дороге поступает в бюджет города, часть из этих поступивших средств идет на лотерею, которая устраивается среди всех водителей пользующихся дорогой, которые соблюдают правила дорожного движения и установленную скорость.

В общем смысл очень простой,- поощрять водителей за хорошее поведение на дороге и наказывать их же за плохое поведение.

Этот эксперимент компании "VW" показал, что дорожная лотерея в реальном времени существенно снизила количество совершонных превышений скорости на определенном участке автодороги. Самое удивительное здесь другое, а именно, что подобная лотерея оказалась намного эффективней тех же экипажей полиции и любых видео-камер установленных на дороге.

5) Муляж полицейского автомобиля


Почему этот метод работает: В определенных Западных странах, чтобы заставить водителей снижать скорость на автодороге, используют муляжи-автомобили, которые имеют отличительную внешнюю окраску самой полиции и выставляются на трассе пустыми. В итоге водители, завидев издалека полицейскую машину начинают автоматически снижать скорость автомобиля, опасаясь, что их за это нарушение оштрафует полиция (за нарушение ПДД).

Таким образом вы видите друзья, что с помощью всего одной только полицейской машины можно заставить участников дорожного движения соблюдать правила дорожного движения на любом участке дороге. Согласитесь с нами, в этом случае никто не может говорить и ссылаться на то, что в ГИБДД просто не хватает кадров для разрешения вопроса с аварийностью на дороге. Достаточно сотрудникам ГИБДД просто взять старый подержанный автомобиль, который стоит у них на баллансе, раскрасить его под экипаж ДПС и выставить припарковав последний на дороге.

4) Фонари, работающие на солнечных батареях и имитирующие полицейские спецсигналы


Почему этот метод работает: На автодороге в Сан- Луис- Обиспо, штат Калифорния, местные власти установили в сельской местности специальные фонари, которые работают на солнечных батареях. Эти фонари включаются ночью и имитируют работающий спецсигнал полицейской машины.


В итоге водители со своей стороны думают, что на дороге действительно стоит полицейский автомобиль и начинают снижать скорость, опасаясь получить штраф за нарушение ПДД.

Этот способ очень эффективно помогает бороться с автонарушителями и помогает снизить аварийность на сельских дорогах, где частенько в ночное время из-за превышения установленной скорости движения происходят аварии. Это реальный и один из самых дешевых в мире способов, чтоб снизить аварийность на загородных небольших автодорогах, где практически нет освещения.

3) 3-D рисунки детей на дороге

Почему этот метод работает: Этот способ по снижению аварийности на дорогах внутри населенных пунктов, один из самых эффективных. И еще этот метод позволяет местным муниципалитетам сэкономить денежные средства, позволяя тем самым увеличить безопасность дорожного движения в районе.

Достаточно нарисовать рядом с пешеходными переходами 3-D рисунки с изображением детей и водители будут всегда снижать скорость и останавливаться перед пешеходными переходами. Это хотим заметить, очень актуально сегодня в нашей стране, где водители частенько не уступают дорогу пешеходам. Так что создав подобные рисунки прямо на дороге можно реально улучшить культуру поведения самих водителей. Жаль конечно, что в нашей стране органы ГИБДД думают совсем о другом, а именно, о том, как увеличить количество камер фото и видео-фиксации на дорогах и не собираются применять подобные методы для снижения аварийности на дорогах.

2) Муляж инспектора ДПС


Почему это работает: В некоторых регионах нашей страны местные органы ГИБДД выставляют на дорогу пластиковые или деревянные стенды, на которых во весь рост нарисован инспектор ДПС. Благодаря специальному рисунку водители издалека начинают думать, что на дороге впереди реально стоит сотрудник ГИБДД с жезлом.

В итоге, многие водители заметив из далека сотрудника полиции начинают заранее снижать скорость движения.

Подобные муляжи реально сегодня помогают м заставляют участников дорожного движения снижать скорость. Особенно это эффективно на скоростных автошоссе.

1) Лежачий полицейский


Почему это работает: Наверное сегодня не найдешь таких водителей, которые бы не встречали на наших автодорогах искусственные неровности, которые водители (да и остальные граждане) назвали "лежачими полицейскими". Благодаря таким неровностям на авдорогах все водители без исключения, чтобы не повредить свою машину, заранее вынуждены просто снижать скорость. Это один из самых лучших и эффективных в мире способов снизить скорость на любом участке дороги.

Обычно такие лежачие полицейские применяются и их можно увидеть в черте населенных пунктов, где нужно любыми способами заставить водителей двигаться на небольшой скорости. По статистике доказано, что благодаря применению таких искусственных неровностей на дорогах аварийность снижается минимум в два раза.

Эта первая статья из небольшой серии посвященной положительному и отрицательному влиянию скорости на нашу жизнь. Все статьи для сжатия материала будут представлены в виде тезисов.

Но сначала о самом наболевшем – о безопасности. Как известно в России в год гибнет в ДТП 1 человек из 6 000. Разберемся, как скорость влияет на количество ДТП и вероятность смертельного исхода. Основной упор будет сделан на взаимодействие пешехода и автомобиля, как наиболее сильно конкурирующих объектов дорожного движения.

Социальная реклама

Скорость и вероятность ДТП

Рассмотрим тормозной путь автомобиля. Длину тормозного пути можно рассчитать, зная время реакции водителя и длину тормозного пути после нажатия на тормоз.

Среднее время реакции составляет 1 секунду. При увеличении скорости движения увеличивается и пройденное за 1 секунду расстояние. Расстояние, пройденное с момента нажатия педали до полной остановки, пропорционально квадрату скорости. При увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 2 раза. Соответственно избежать столкновения намного тяжелее.

Необходимо также учитывать, что на сыром асфальте тормозной путь увеличивается на 25%. То есть тормозной путь автомобиля с 60 км/ч на сыром асфальте будет равен тормозному пути на 70 км/ч на сухом асфальте.

Тормозной путь в зависимости от скорости движения

При скорости автомобиля 80 км/ч время реакции в пересчете на дистанцию займет 22 метра. Дополнительно на сухом асфальте водителю потребуется минимум 36 метров для полной остановки.

Если ребенок выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка он умрет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч, получит увечья при скорости автомобиля 60 км/ч, а при скорости автомобиля 50 км/ч водитель избежит столкновения.

Но если ребенок выбежит на дорогу за 15 метров перед автомобилем, он, скорее всего, получит смертельные травмы, даже если автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч.

Рассчитать длину тормозного пути и время торможения, а также скорость во время торможения на определенном расстоянии после начала торможения при различных условиях (начальная скорость, время реакции, тип покрытия) можно на этом немецком сайте.

Скорость и частота ДТП

Проектные и функциональные характеристики дорог сильно влияют на зависимость между скоростью и частотой аварий. Влияет, например, наличие и вид пересечений, присутствие пешеходов и велосипедистов.

В более сложных ситуациях риски аварий и влияния скорости больше.

Скоростные магистрали, например, это простые случаи с меньшими рисками аварий. Городские дороги, наоборот, более комплексные с более высокими рисками ДТП.

Основными жертвами ДТП в городских условиях являются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты. Основные факторы, способствующие этому – разница в скорости и в весе.

В южной Австралии проводили сравнение между рисками из-за превышения скорости с рисками из-за содержания алкоголя в крови. Было принято, что при 60 км/ч и 0 промилле относительные риски равны единице.

Относительные риски возникновения ДТП в зависимости от скорости и содержания алкоголя в крови

С 70 км/ч относительные риски начинают резко расти. Это превышение всего на 10 км/ч и соответствует 0.8 промилле алкоголя в крови при 60 км/ч.

Влияние неоднородности скорости на ДТП

Неоднородность скорости в транспортном потоке приводит к увеличению количества обгонов и, как следствие, более высокому уровню рисков. Высокий разброс скоростей тесно связан с авариями со смертельным исходом на всех дорогах - городских и загородных.

Чаще всего снижение скорости приводит к снижению неоднородности скоростей в потоке.

Частота аварий в зависимости от отличия скорости отдельного автомобиля от средней скорости потока

Частота аварий вырастает на 10-15% при превышении средней скорости на 1 км/ч. При превышении средней скорости потока на 10 и более км/ч количество аварий начинает резко расти для городских дорог. Для загородных дорог рост количества аварий не настолько критичен.

Из графика также видно, что уменьшение скорости отдельного автомобиля относительно средней скорости потока не приводит к увеличению числа аварий.

Влияние скорости на тяжесть ДТП

Даже если превышение скорости не является основной причиной аварии, от скорости в момент столкновения сильно зависит тяжесть последствий ДТП. Приблизительная зависимость количества тяжелых аварий и аварий со смертельным исходом от изменения скорости движения представлена на графике.

Изменение количества ДТП в зависимости от изменения скорости

Повышение скорости на 10% приводит к увеличению количества всех аварий на 21%, к увеличению количества тяжелых аварий или аварий со смертельным исходом на 33%, к увеличению количества аварий со смертельным исходом на 46%. Снижение скорости на 10% - к уменьшению этих видов аварий на, соответственно, 19%, 27% и 34%.

Ситуация сильно зависит от типа дороги и допустимой скорости на этих дорогах. На графике ниже представлен прирост ДТП при изменении скорости движения на 1 км/ч для различных скоростей движения.

Изменение в количестве ДТП для отдельной скорости при изменении скорости на 1 км/ч

Наиболее серьезное влияние на тяжесть аварии при изменении скорости, как видно из таблицы, приходится на дороги с низкими допустимыми скоростями. Это городские дороги.

Тяжесть последствий сильно зависит от участников дорожного движения. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты имеют большой риск получения серьезных травм, так как они не защищены. У них нет металлического каркаса, ремней и подушек безопасности.

Вероятность гибели пешехода в ДТП увеличивается с ростом скорости столкновения. Расследования показали, что при столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов выживают, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.

Вероятность смерти пешехода в зависимости от скорости автомобиля

Водитель и пассажиры автомобиля при этом практически не страдают.

Влияние скорости на область обзора

При увеличении скорости движения область обзора существенно уменьшается. Таким образом, высокая скорость в городских условиях не дает водителю возможность правильно спрогнозировать ситуацию, потому что он не видит окружающую обстановку.

На скорости 40 км/ч угол обзора водителя составляет 100 градусов. Это позволяет видеть препятствия на дороге, а также оценивать ситуацию справа и слева от дороги. На скорости 130 км/ч угол обзора составляет 30 градусов и менее, что значительно снижает возможность оценки водителем потенциальной опасности.

Обзор водителя при увеличении скорости движения

Выводы

Высокая скорость является причиной трети всех ДТП. Кроме того, высокая скорость отягчает последствия ДТП, произошедших по другим причинам.

Влияние скорости на несчастные случаи особо серьезно в городах, где имеет место взаимодействие нескольких групп участников дорожного движения: автомобили, пешеходы, велосипедисты.

Существует порог скорости автомобиля, выше которого организм пешехода физически не может выжить. При столкновении на скорости 45 км/ч выживает только 50 % пешеходов.

Для снижения травматизма на дорогах необходимо принять меры для соблюдения обоснованного скоростного режима, а также свести к минимуму разброс скорости в потоке.

Читайте также: