Почему в предмет криминологии не входит изучение административных правонарушений

Обновлено: 16.06.2024

В данной шпаргалке изложены основные вопросы и ответы по дисциплине "Криминология".

Предложенный материал написан доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

Шпаргалка предназначена для студентов юридических вузов.

Ирина Гришина
Криминология. Шпаргалка

1. Понятие и содержание криминологии как учебной дисциплины

Криминология - учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью.

Криминология изучает и анализирует нормативные акты, которые образуют юридическую базу, для реагирования на преступность и для ее предупреждения. Это:

1) уголовное законодательство, которое включает нормы уголовного и уголовно-исполнительного права;

2) криминологическое законодательство, регулирующее не связанную с применением уголовной репрессии деятельность, предупреждающую совершение преступлений. Учебная дисциплина изучает:

1) предмет криминологии - совокупность изучаемых явлений, процессов и закономерностей. Включает 4 элемента:

б) личность преступника;

в) причины и условия преступности;

г) предупреждение преступности;

2) объект криминологии - общественные отношения, связанные с преступностью и решением задач ее преодоления;

3) преступление - объект криминологического изучения, который анализируется:

а) одновременно с условиями внешней среды и характеристиками самого человека;

б) не как одномоментный акт, а как процесс, существующий в пространстве и времени.

Криминология изучает:

1) причины и условия преступления;

2) особенности характеристики лица, совершающего преступление;

3) последствия преступного поведения.

Система криминологии:

1) общая часть - понятие, предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития, основы исследований, преступность, личность преступника и механизм преступлений;

2) специальная часть- криминологическая характеристика отдельных групп преступлений и перечень предупредительных мероприятий по борьбе с ними.

Цели криминологии:

1) теоретическая - предполагает познание закономерностей и выработку научных теорий, концепций и гипотез преступности;

2) практическая - вырабатывает научные рекомендации и конструктивные предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью;

3) перспективная - ставит целью создание системы предупреждения преступности, позволяющей нейтрализовать и преодолеть криминогенные факторы;

4) ближайшая - направлена на осуществление ежедневной работы по борьбе с преступностью.

Задачи криминологии:

1) изучение объективныхи субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;

2) изучение личности преступника, выявление механизма совершения конкретного преступления, классификация видов преступных явлений и типов личности преступника.

Криминологические теории:

1) "чистого разума";

3) конституционального предрасположения;

7) антропологического подхода;

8) концепции опасного состояния.

2. Предмет и методы изучения криминологии

Предмет криминологии - это круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте.

Предмет криминологии - исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из 4 основных элементов, как то:

1) преступность - социальное и уголовноправовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется качественно-количественными показателями, такими как уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях. Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности -

система негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4) предупреждение (профилактика) преступности - система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Метод криминологии - совокупность приемов и способов, используемых для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее компонентах и о личности преступника с целью создания эффективных мер борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.

Методы изучения криминологии:

1) наблюдение - непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2) эксперимент - проводится в случаях, когда необходимы внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверка тех или иных теоретических предположений и идей;

3) опрос - метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой входе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов (заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4) моделирование - способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

3. Взаимосвязи криминологии с юридическими и неюридическими науками (дисциплинами)

Существует множество юридических наук, так или иначе способствующих делу борьбы с преступностью. Их можно разделить на косвенные и специальные.

Косвенные науки занимаются рассмотрением проблемы преступности поверхностно, не углубляясь в нее.

К ним относятся:

1) конституционное право - устанавливает общие начала всей деятельности правоохранительных органов, положения, на которых строится все законодательство России;

2) гражданское право - предусматривает гражданскую ответственность (например, за нарушение норм авторского права, за причинение вреда человеку в рамках гражданско-правовых отношений и т. д.);

3) земельное право;

4) административное право;

5) экологическое право;

6) семейное право;

7) трудовое право и другие отрасли права.

К разряду специальных наук относятся:

1) уголовное право;

2) уголовно-процессуальное право;

3) уголовно-исполнительное право;

5) криминология - включает в себя различные идеи о мерах борьбы с преступностью, мерах воздействия на преступника, методике, тактике расследования конкретных видов преступлений и т. д.

Изначально связь криминологии с уголовным правом проявлялась в том, что вопросы, относимые к предмету криминологии, ранее входили в рамки курса уголовного права, так как сама криминология признавалась лишь частью данной науки.

Уголовное право представляет собой науку, с которой криминология находится в наиболее тесной связи. Так, уголовно-правовая теория дает использующуюся в криминологии юридическую характеристику преступлениям, преступнику. Последняя предоставляет науке уголовного права сведения об уровне преступности, эффективности профилактики преступлений.

Областью научной деятельности криминологии и уголовного процесса является правоприменительная деятельность правоохранительных органов, направленная на устранение причин и условий, способствующих развитию преступности.

Уголовно-исполнительное право, взаимодействуя с криминологией, рассматривает вопросы непосредственно процесса и порядка отбытия наказания, адаптации осужденных в обществе, эффективности применения наказаний и др. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива преступлений, по повышению эффективности исправления осужденных.

Криминалистика занимается вопросами, касающимися методики, тактики и техники расследования конкретных видов преступлений. При этом на криминологию возлагается обязанность определения направления указанной криминалистической деятельности, основываясь на сведениях об общих тенденциях развития преступности и увеличении отдельных видов преступлений и т. д.

Предмет криминологии, сформировавшийся к настоящему времени, не был однозначен. По мере развития науки он уточнялся, понимался то в более узком, то в более широком плане. Далеко не все элементы, составляющие ныне предмет криминологии, сразу заняли в ней свое место. Это особенно характерно для проблемы “личность преступника”, лишь на сравнительно недавнем этапе развития науки занявшей место в качестве составной предмета криминологии. До этого “личность преступника” изучали и социологи, и психологи, и медики (особенно психиатры), и представители других наук. Лишь по мере углубления изучения преступности как социального явления стало очевидным, что нельзя отрывать личность от деяния и что, кроме криминологии, никакая другая наука всю проблему преступности “своей” считать не может.

Ключ к пониманию предмета криминологии лежит в сопоставлении и разграничении предмета криминологии с ее объектом.

Криминология как объект изучает преступность как явление, причины и условия ее, личности тех, кто совершает преступления, формы и методы предупреждения и контроля за ней, не забывая при этом о том, что преступность не просто социальное явление, а социальное явление, “включенное” в правовые границы. Оно подвижно, ибо понятие конкретных преступлений – не застывшая категория. Будучи объективно существующими, эти явления социальной жизни становятся относимыми к преступным в значительной части случаев вследствие субъективной воли законодателя (как и при исключении из перечня преступлений).

Предмет науки криминологии – это само явление (преступность) в единстве и многообразии его сущности и те факторы, которые непосредственно с ним связаны.

Предмет криминологии включает:

  • преступность как социально-правовое явление;
  • причины преступности и условия, ей способствующие;
  • личность преступника;
  • предупреждение преступности;
  • проблему жертвы преступления.

Как видно из определения этой науки, первая и основная часть ее предмета — преступность .

Преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Правда, такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют делинквентным, отклоняющимся поведением. Но из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества.

Преступность по своей сути — негативное социально-правовое явление, приносящее вред как обществу в целом, так и конкретным его членам. Это не просто сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, связанное с другими социальными явлениями, а часто ими и определяющееся.

В криминологической литературе происхождение преступности связывается с периодом возникновения государства, права, социальным, имущественным и классовым расслоением общества.

Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного.

Вторая составная часть предмета криминологии — причины преступности и условия, ей способствующие . Проблема причинности — одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках, и конечно в криминологии. Ее решение во многом определяется тем, какие философские взгляды исповедует ученый. В то же время проблема причинности не только теоретическая, но и практическая, поскольку без изучения причин такого явления, как преступность, и условий, ему способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела ей противодействовать, причем не только силами одной правоохранительной системы и с помощью закона, но и приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми располагают общество и государство.

Третья составляющая предмета криминологии - личность преступника . На заре развития криминологии ученые представляли преступника как тип личности, как бы выпадающий из человеческой популяции.

Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности . Проблема предупреждения преступности как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней. Понимание преступности как социального явления, отражающего его противоречивость и особенности функционирования, свойства личности тех, кого само общество, как правило, превращает в преступников, и есть та база, на которой рождается теория предупреждения преступности. Поэтому проблема предупреждения преступности рассматривается на трех уровнях:

  • общесоциальном,
  • специально-криминологическом,
  • индивидуальном.

Теория предупреждения преступности неразрывно связана (как и остальные составные предметы криминологии) с проблемой прогнозирования преступности, а также планированием предупредительных мер.

Название науки криминологии происходит от латинского термина crimen — преступление и греческого термина logos — наука, т. е. наука о преступлении. Однако такое буквальное понимание и восприятие криминологии означало бы сужение ее предмета.

Предмет науки – круг проблем, принципов, закономерностей, явлений и свойств определенных общественных отношений, которые изучает та или иная наука.

Предмет характеризует самостоятельность науки, так как определяет главное, основу, границы для этой отрасли научных знаний.

Предмет криминологии – закономерности, явления, свойства общественных отношений, связанные с причинами и условиями совершения преступлений, преступностью как социальным явлением, личностью преступника, преступным поведением, а также путями и способами предупреждения и борьбы с преступностью.

В юридической науке имеется несколько позиций относительно предмета криминологии. А. А. Герцензон считал, что предметом криминологии является изучение преступности и ее причин, разработка мер предупреждения, направленных на ее полную ликвидацию[1]. Ю. М. Антонян, рассматривая преступность в единстве и многообразии ее сущности, в предмет криминологии включает также факторы, которые непосредственно связаны с преступностью (ее основные характеристики, количественные и качественные особенности, исторические особенности формирования и т. д.)[2]. Такой же точки зрения придерживается А. Ю. Решетников[3]. По мнению О. В. Старкова, криминологию необходимо рассматривать как науку о криминальных явлениях в разрезе их причинности и профилактики[4]. Коллектив авторов под руководством С.М. Иншакова включают в предмет криминологии закономерности функционирования и развития криминологической науки, определение ее места и роли в жизни общества, участие в формировании общественных отношений, влияние на политику государства в сфере социально-правового контроля над преступностью[5].

В определении предмета науки криминологии неизменной его составляющей является преступность, как совокупность множества единичных преступлений, совершенных в определенный период времени, на определенной территории, в конкретный исторический период развития. Криминологический подход в изучении преступности основывается не на элементах состава преступления, что и отличает его от уголовно-правового, а на социальном аспекте, который включает структуру, динамику и уровень преступности как количественно-качественные ее показатели.

С преступностью связаны причины ее возникновения. Причинность рассматривается в криминологии как процесс возникновения и зарождения преступности. Кроме причин, на формирование преступности оказывают влияние условия — явления, процессы, факторы, которые воздействуют на причины и формирование преступного поведения.

Исследование причин преступности помогает раскрыть ее природу, сделать очевидными обстоятельства, обуславливающие существование преступности, способствующие ее сохранению и развитию, выявить факторы, противодействующие этим процессам.

Сложность изучения личности преступника определяется тем, что в обществе социальное положение людей разное, причины и условия, приведшие человека к совершению преступления, – индивидуальны. Люди по-разному воспринимают понятия о добре и зле, отличаются друг от друга по уровню образования и культуры, виду и характеру профессиональной деятельности, по полу, возрасту, материальному положению и т. д. Все это для криминологов является основанием предметно изучать личность того, кто встал на преступный путь осознанно или случайно, в силу стечения обстоятельств или оказался втянутым в преступную деятельность.

Отсюда выступает необходимость изучения преступного поведения. Как указывает О. В. Старков, преступность и преступное поведение являются базовыми для криминологии категориями, ее фундаментом[7]. Действительно преступность и преступление не могут существовать без деяния, осуществляемого человеком, которое и будет представлять преступное поведение. Для криминологов преступное поведение представляет интерес как деятельность человека, имеющая этапы зарождения, развития и осуществления, основанная на внутренних психологических процессах, оказывающих влияние на формирование общественно опасного поведения, реализуемая во времени и пространстве. Ю. М. Антонян считает, что преступность и преступное поведение – два термина, которые подразумевают одно и то же явление социальной жизни. Разница между ними состоит лишь в том, пишет он, что первый описывает и оценивает его с правовых, а второй – с криминологических, точнее, криминологопсихологических позиций, но речь идет об одном и том же[8]. Такая взаимообусловленность преступления и преступного поведения определяет его как важный элемент предмета криминологии.

Поскольку преступность – это социальное явление, то изучение и разработка мер по ее предупреждению является логичной составляющей предмета криминологии. Преступность – явление разноликое, и для различных видов преступлений необходимо разрабатывать собственные меры предупреждения, отражающие специфику каждого вида преступности. Профилактика преступлений – главная цель криминологических исследований, отвечающая ожиданиям общества и обеспечивающая контроль над преступностью, причинами и условиями, ее порождающими.

Криминология опирается на различные методы в зависимости от целей, предмета, задач криминологических исследований.

Методы криминологии – совокупность приемов, способов, средств познания, используемых для решения определенных криминологических задач или исследований.

Ученые используют многие методы для криминологических исследований. А. П. Зрелов определяет два направления дифференциации методов криминологии: теоретические (общенаучные) и эмпирические (частнонаучные) методы. К теоретическим он относит: философский, исторический, логический, метод сравнения и системный, к эмпирическим – социологические и психологические (наблюдение, опрос, эксперимент, анкетирование, интервью, тестирование и др.), статистические (наблюдение, сводка, группировка и анализ), математические (моделирование с помощью математических средств) [9].

Такой же позиции придерживаются Г. Т. Журавлев и Е. В. Ковалевская, но содержание каждой группы методов отличается. Так, к общенаучным методам указанные авторы относят: синтез и анализ, индукцию и дедукцию, гипотезу, обобщение, абстракцию, эксперимент, формализацию, аналогию, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др., а также рассматривают в единстве специальные и частно-научные методы. К ним авторы относят: аналитическое обследование (группировка и ранжирование); социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки); статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция); социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент); функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и др.[10]

С. И. Курганов предлагает группировать методы по области и широте применения. По области применения автор различает два класса методов: теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числа, функции); эмпирические, применяемые для изучения реально существующих объектов (атомы, люди).

По широте применения он подразделяет на три класса: общенаучные, которые применяются во всех (многих) науках; частнонаучные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки.

Более того, ученый считает, что в криминологии специальных методов нет[11]. С ним не соглашается В. Д. Малков, который выделяет в отдельную группу специальные методы, такие как: использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, его тестирование, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований[12].

Подход группировки методов по сфере их применения в научном направлении использует Г. Г. Шиханцов. Автор предлагает три группы для классификации. Это методы, используемые: в юридических науках (исторический, сравнительный, логический, системный и др.); социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования и интервьюирования, эксперимент, экспертные оценки, документальный метод и др.); психологии (социометрия, тестирование и др.)[13].

При всем многообразии подходов к классификации методов, применяемых в криминологии, можно выделить две основные их группы


Например, чтобы изучить организованную преступность, необходимо выделить ее составные части: 1) преступления, совершенные в той или иной форме соучастия (преступным сообществом, группой лиц по предварительному сговору и т. д.); 2) категории совершенных преступлений (тяжкие, особо тяжкие); 3) способы совершенных преступлений (с применением насилия, подкупа, обманом и т. д.); 4) коррупционную направленность (получение или дача взятки, коммерческого подкупа); 5) сферу профессиональной деятельности и т. д.

Исследование конкретного выделенного элемента восполняет недостающие сведения, создает объективную оценку существующих реалий. Вместе с тем совокупность всех выделенных элементов в исследовании позволяет приобрести новые комплексные знания обо всем объекте, в нашем примере – организованной преступности – для того, чтобы иметь об этом объекте наиболее полные представления. Поэтому в криминологии также широко применяется метод синтеза.

Во взаимосвязи с анализом и синтезом находятся методы индукции и дедукции.

Индукция – движение знаний от единичных утверждений к общим положениям.

Дедукция – доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.

Данные методы применяются при изучении причин и условий преступности, личности преступника, выделении типологии личности преступника и других направлениях.

Необходимость объективного познания исследуемого явления позволяет изучать объект в его историческом развитии с целью выявления определенных тенденций, общих закономерностей, специальных признаков и черт, характерных для конкретных исторических условий.

Метод исторического подхода[14] – изучение закономерностей конкретного явления, события и т. д. с учетом ретроспективного анализа криминологии как науки, а также ее структурных элементов: преступности, личности преступника, причин и условий и т. д.

Метод аналогии – выявление соответствий, сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах[15].

Например, при изучении насильственной преступности выделяются признаки насилия, характерные как для преступлений против жизни, здоровья, так и для других составов (разбой, изнасилование и т. д.).

Метод абстрагирования – отвлечение от второстепенных явлений и выделение главного, основного свойства или свойств в явлении или предмете.

Так, в целях выработки мер предупредительного воздействия в отношении экономической преступности важно выделить общие признаки этой преступности, которые отражают ее природу, основные закономерности, а не фиксировать свое мышление на признаках конкретных видов преступлений.

Метод обобщения – формулирование каких-либо тенденций, лежащих в основе изучаемого явления, процесса и т. д.

Данный метод применяется при изучении динамики преступности, выделении типологии личности преступника. Обобщение каких-либо признаков или явлений позволяет сделать некоторые прогнозы на будущее, а, следовательно, выдвинуть определенную гипотезу.

Метод выдвижения гипотез – метод, который позволяет в криминологическом исследовании прийти к предположению относительно существования каких-либо факторов, явлений, событий в будущем, определить, например, направления развития преступности, поставить для их решения задачи и т. д.[16]

Как отмечает Е. О. Алауханов, выдвижение гипотез нашло широкое применение в криминологии. Гипотеза, пишет он, не требует обязательного доказывания, она служит ориентиром для решения поставленных задач и целей[17].

Гипотеза может проверяться при применении метода эксперимента.

Эксперимент – опытная часть научного исследования, позволяющая проверить правильность выдвинутой гипотезы, поиска форм и методов воздействия на преступность.

В криминологии метод эксперимента применяется ограниченно, так как невозможно по этическим, моральным, да и просто человеческим основаниям искусственно создавать условия для совершения преступления и проводить его исследование, а при разработке мер по профилактике и противодействию преступности, метод эксперимента вполне оправдан[18].

К частнонаучным относятся следующие методы.

Метод криминологического моделирования – осуществление исследования процессов и явлений посредством формирования, построения и изучения их моделей и получение новых знаний.

В. А. Штофф указывал, что модель – это представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте[19]. Данный метод направлен на моделирование прототипа преступности, которого в настоящее время не существует, с целью на основе полученных результатов моделирования спрогнозировать и разработать меры по ее противодействию. Модель разрабатывается на основе системы математических формул, выявляющих тенденции динамики преступности в целом или ее отдельных видов, с учетом факторов, оказывающих влияние на ее формирование (социальных, демографических характеристик, развития национального законодательства и т. д.). Для того, чтобы повысить точность этого метода, используют привлечение специалистов в различных областях деятельности (психологов, социологов, криминалистов, экономистов, юристов и т. д.) с целью получения экспертных консультаций и оценок.

Наблюдение – метод криминологических исследований, который позволяет осуществлять восприятие исследователем и регистрацию фактов, касающихся изучаемого объекта, которые являются значимыми с точки зрения целей исследования.

Метод наблюдения не всегда оправдан с учетом целей и задач исследования, так как он может быть связан с большим временным ресурсом, не все события и факты могут поддаваться наблюдению, а также субъективные характеристики наблюдателя могут оказать влияние на результаты наблюдения (изменение поведения наблюдаемых в присутствии наблюдателя, большое количество наблюдаемых объектов и т. д.).

Опрос относится к социологическим наиболее распространенным методам, применяемым в криминологии.

Метод опроса – получение эмпирических данных в зависимости от целей исследования или изучаемого объекта.

Опросы проводятся посредством интервьюирования, анкетирования, проведения бесед и позволяют за короткий срок выявить общественное мнение, получить данные, которые отсутствуют в официальной статистике, обобщить и проанализировать собранные результаты.

Основным методом криминологии является метод статистического анализа сведений о преступности и личности преступника.

Метод статистического анализа сведений о преступности и личности преступника – выявление изменений динамики преступности, ее видов с применением территориального признака, временной шкалы.

Основные сведения предоставляет уголовная статистика, которая публикуется на официальных сайтах МВД России, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ и др. Кроме уголовной статистики для криминологического исследования имеют значение и другие виды статистики: административная, гражданско-правовая, которые помогают выявлять детерминанты преступности или преступного поведения.

Рассматривая методы, используемые криминологией, следует обратить внимание на ее тесную связь с другими науками.

Наука уголовно-исполнительного права, изучая правоотношения, возникающие в процессе исполнения наказания, использует результаты криминологических исследований при изучении личности осужденных, пенитенциарной преступности, выработке мер по ее предупреждению. Криминологические исследования в этой сфере помогают повышать эффективность исправительного процесса, предупреждения рецидивной преступности.

Криминология применяет социологические разработки для проведения собственных исследований. Учитывая тот факт, что преступность – социальное явление, следовательно, такие явления, как причины преступности, личность преступника, условия и факторы, способствующие совершению преступления, механизм преступного поведения, профилактика и противодействие преступности – являются проблемам социального характера и попадают в сферу интересов науки социологии.

Изучение личности преступника связано с познанием внутренних процессов, характеризующих и обуславливающих мотивы, цели, побуждения поступков человека, их изменения вследствие воздействия на них внешних факторов, а это предмет интересов психологии и психиатрии.

Познание личности преступника необходимо в целях выявления ее типологии, влияние личности на формирование механизма преступного поведения и т. п. Данные знания помогу в профилактической и исправительной работе с лицом, совершившим преступления, выработке мер предупредительного характера.

Криминология связана с другими юридическими науками, такими как административное, трудовое, семейное, земельное, корпоративное, финансовое, теория оперативно-розыскной деятельности и другие отрасли права, а также неюридическими науками (экономика, статистика, педагогика, информатика, философия, этика и т. д.), которые помогают изучать отдельные признаки и свойства преступности в конкретной ее области (схема 1).

Схема 1. Взаимосвязь криминологии с другими науками

В данной шпаргалке изложены основные вопросы и ответы по дисциплине "Криминология".

Предложенный материал написан доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

Шпаргалка предназначена для студентов юридических вузов.

Ирина Гришина
Криминология. Шпаргалка

1. Понятие и содержание криминологии как учебной дисциплины

Криминология - учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью.

Криминология изучает и анализирует нормативные акты, которые образуют юридическую базу, для реагирования на преступность и для ее предупреждения. Это:

1) уголовное законодательство, которое включает нормы уголовного и уголовно-исполнительного права;

2) криминологическое законодательство, регулирующее не связанную с применением уголовной репрессии деятельность, предупреждающую совершение преступлений. Учебная дисциплина изучает:

1) предмет криминологии - совокупность изучаемых явлений, процессов и закономерностей. Включает 4 элемента:

б) личность преступника;

в) причины и условия преступности;

г) предупреждение преступности;

2) объект криминологии - общественные отношения, связанные с преступностью и решением задач ее преодоления;

3) преступление - объект криминологического изучения, который анализируется:

а) одновременно с условиями внешней среды и характеристиками самого человека;

б) не как одномоментный акт, а как процесс, существующий в пространстве и времени.

Криминология изучает:

1) причины и условия преступления;

2) особенности характеристики лица, совершающего преступление;

3) последствия преступного поведения.

Система криминологии:

1) общая часть - понятие, предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития, основы исследований, преступность, личность преступника и механизм преступлений;

2) специальная часть- криминологическая характеристика отдельных групп преступлений и перечень предупредительных мероприятий по борьбе с ними.

Цели криминологии:

1) теоретическая - предполагает познание закономерностей и выработку научных теорий, концепций и гипотез преступности;

2) практическая - вырабатывает научные рекомендации и конструктивные предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью;

3) перспективная - ставит целью создание системы предупреждения преступности, позволяющей нейтрализовать и преодолеть криминогенные факторы;

4) ближайшая - направлена на осуществление ежедневной работы по борьбе с преступностью.

Задачи криминологии:

1) изучение объективныхи субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;

2) изучение личности преступника, выявление механизма совершения конкретного преступления, классификация видов преступных явлений и типов личности преступника.

Криминологические теории:

1) "чистого разума";

3) конституционального предрасположения;

7) антропологического подхода;

8) концепции опасного состояния.

2. Предмет и методы изучения криминологии

Предмет криминологии - это круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте.

Предмет криминологии - исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из 4 основных элементов, как то:

1) преступность - социальное и уголовноправовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется качественно-количественными показателями, такими как уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях. Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности -

система негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4) предупреждение (профилактика) преступности - система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Метод криминологии - совокупность приемов и способов, используемых для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее компонентах и о личности преступника с целью создания эффективных мер борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.

Методы изучения криминологии:

1) наблюдение - непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2) эксперимент - проводится в случаях, когда необходимы внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверка тех или иных теоретических предположений и идей;

3) опрос - метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой входе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов (заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4) моделирование - способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

3. Взаимосвязи криминологии с юридическими и неюридическими науками (дисциплинами)

Существует множество юридических наук, так или иначе способствующих делу борьбы с преступностью. Их можно разделить на косвенные и специальные.

Косвенные науки занимаются рассмотрением проблемы преступности поверхностно, не углубляясь в нее.

К ним относятся:

1) конституционное право - устанавливает общие начала всей деятельности правоохранительных органов, положения, на которых строится все законодательство России;

2) гражданское право - предусматривает гражданскую ответственность (например, за нарушение норм авторского права, за причинение вреда человеку в рамках гражданско-правовых отношений и т. д.);

3) земельное право;

4) административное право;

5) экологическое право;

6) семейное право;

7) трудовое право и другие отрасли права.

К разряду специальных наук относятся:

1) уголовное право;

2) уголовно-процессуальное право;

3) уголовно-исполнительное право;

5) криминология - включает в себя различные идеи о мерах борьбы с преступностью, мерах воздействия на преступника, методике, тактике расследования конкретных видов преступлений и т. д.

Изначально связь криминологии с уголовным правом проявлялась в том, что вопросы, относимые к предмету криминологии, ранее входили в рамки курса уголовного права, так как сама криминология признавалась лишь частью данной науки.

Уголовное право представляет собой науку, с которой криминология находится в наиболее тесной связи. Так, уголовно-правовая теория дает использующуюся в криминологии юридическую характеристику преступлениям, преступнику. Последняя предоставляет науке уголовного права сведения об уровне преступности, эффективности профилактики преступлений.

Областью научной деятельности криминологии и уголовного процесса является правоприменительная деятельность правоохранительных органов, направленная на устранение причин и условий, способствующих развитию преступности.

Уголовно-исполнительное право, взаимодействуя с криминологией, рассматривает вопросы непосредственно процесса и порядка отбытия наказания, адаптации осужденных в обществе, эффективности применения наказаний и др. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива преступлений, по повышению эффективности исправления осужденных.

Криминалистика занимается вопросами, касающимися методики, тактики и техники расследования конкретных видов преступлений. При этом на криминологию возлагается обязанность определения направления указанной криминалистической деятельности, основываясь на сведениях об общих тенденциях развития преступности и увеличении отдельных видов преступлений и т. д.

1. Криминология — это социально-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.

2. Объектом науки криминологии являются общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений.

3. Предметом криминологии является исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии. Предмет криминологии состоит из четырех основных элементов:

преступность — социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях: Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется так же, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений — рецидив;

причины и условия преступности (криминогенные детерминанты) — они представляют собой систему негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

предупреждение (профилактика) преступности понимается как система государственных и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

4. В криминологии выделяются общая и особенная части.

В общей части рассматриваются преступность, личность преступника, причины и условия преступности, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии. Данные криминологические явления и понятия анализируются в целом, обобщенно, без выделения специфики видов преступлений.

В особенной части криминологическая характеристика дается по видам преступлений, по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.
Взаимосвязь криминологии с другими науками.

Для раскрытия сущности криминологии важно определить не только ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень как "родства" со смежными научными дисциплинами, так и самостоятельности криминологических знаний.
В начале XX века криминологическая проблематика рассматривалась в рамках уголовного права. Это аргументировалось тем, что криминология зародилась в недрах уголовного права, что учение о преступности - аспект уголовно-правовой науки и изъятие криминологии из содержания уголовного права делает его сухой юридической догмой.
Такая позиция не лишена оснований. Действительно, криминология и уголовное право в ряде случаев оперируют одними и теми же понятиями, например "преступление", "наказание", "состав преступления", "квалификация преступления" и др. Однако данное обстоятельство свидетельствует лишь о взаимосвязи уголовного права и криминологии. Уголовное право во многих случаях также оперирует криминологическими понятиями, совершенно не обедняя науку криминологию и не снижая ее социального назначения.
Криминология вообще не является собственно правовой наукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе. В то же время для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. Таким образом, связь криминологии с уголовным правом вполне очевидна, однако она не исключает самостоятельности криминологии как науки.
Как комплексная научная отрасль знания, криминология связана и с другими научными дисциплинами. Речь в первую очередь идет о таких юридических науках, как уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, криминалистика, административное, трудовое, семейное право и др.
Так, уголовно-исполнительное право использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания осужденных. В полной мере это относится к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых лиц.
Представляется также очевидной связь криминологии с уголовным процессом. Прежде всего, это вытекает из общности задач криминологии и уголовного процесса, которая состоит в том, что деятельность участников уголовно-процессуальных взаимоотношений направлена на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причин и условий совершения преступлений, а также осуществление мер по их устранению.
Не менее очевидна связь криминологии с криминалистикой. Она проявляется, прежде всего, в том, что важные положения криминалистики и ее методологические основы используются для распознавания форм преступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений. В свою очередь, криминологические знания нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений.
Криминологию справедливо называют комплексной наукой, имея в виду, что она объединяет в себе, кроме юридических, элементы других наук (социологии, философии, экономической науки, психологии, педагогики, демографии и др.). В то же время комплексность криминологии отнюдь не лишает ее самостоятельности, а лишь существенно обогащает ее знания и арсенал средств предупредительного воздействия.
Связь криминологии с другими науками имеет различное содержание. Дело в том, что преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений - проблема многоплановая, требующая объединения усилий представителей многих отраслей научных знаний (психологии, педагогики, демографии, математики и др.).
Все это позволяет констатировать, что криминология связана с фундаментальными общественными науками (прежде всего с философией, социологией, экономической наукой, политологией); с иными общественными науками (в том числе уголовно-правового цикла); с точными и естественными науками.
Являясь самостоятельной, наука криминология может характеризоваться как система научных знаний о преступности, ее причинах и иных детерминантах, личности преступника и социальной деятельности по предупреждению преступлений и преступности в целом.
Особенно ответственные задачи стоят перед данной наукой в связи с происходящими на нынешнем этапе развития нашего общества изменениями, охватившими все сферы общественной жизни. Криминология, как и другие общественные науки, призвана внести свой вклад в обновление тех криминологических знаний, которые, в силу ряда субъективных тенденций, отстали от жизненно важных проблем борьбы с преступностью. Новые криминологические знания должны не только вооружить юристов современными представлениями о природе преступности и ее сущности, но и служить научно обоснованной ориентацией для правильного и надежного обеспечения практических мер по борьбе с ней.
Арсенал криминологических средств станет богаче и мощнее, если практические работники овладеют криминологическим мышлением, создающим основу для правильного понимания происходящих в обществе преобразований. Для этого нужны энергичные усилия по овладению диалектикой развития новых общественных процессов в сочетании с эффективным решением кардинальных проблем жизни, к которым, безусловно, относится и борьба с преступностью.
Криминологические знания способны сыграть определенную роль в преодолении у практических работников догматических представлений, упрощенчества и стереотипов мышления о преступности, личности преступника, механизме преступного поведения, причинах этих негативных явлений, путях и средствах противодействия им
Развитие криминологии в России.

Криминология в России развивалась поэтапно:

1) до 1917 г. (дореволюционная Россия). А. Н. Радищев впервые в России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве. В трудах ученых нашли отражение и некоторые вопросы криминологии;

2) этот этап можно условно разделить на два периода:

а) 1917 – начало 1930-х гг. Криминологические проблемы исследовались в рамках общей части уголовного права, т. е. как отрасль уголовного права. В 1922 г. в Саратове впервые был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем и в Киеве, Харькове, Одессе возникли кабинеты по изучению личности преступника. В 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД. В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, на то были политические причины (считалось, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования);

б) начало 1930-х – начало 1990-х гг. В 1930–1940 гг. криминологические исследования носили полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью и организовывались правоохранительными органами. В 1963 г. на юридическом факультете МГУ был прочитан первый в России курс криминологии, а с 1964 г. он стал обязательным для всех. Получил свое развитие взгляд на криминологию как на самостоятельную науку, основоположником которой стал А. Б. Сахаров. В 1970-1990-е гг. интенсивно исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения преступности, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений, неосторожной преступности;

3) с начала 1990-х гг. до сегодняшнего времени. В этот период были сформированы такие частные криминологические теории, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т. д. Научные криминологические разработки основываются на новых экономических отношениях. Анализируется многолетний опыт зарубежных стран в области борьбы с преступностью. Началось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволило рассматривать криминологию как мировую проблему. Данный этап ознаменовался созданием Российской криминологической ассоциации и Союза криминалистов и криминологов. Сегодня существуют центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске.
Общая характеристика методики криминологических исследований.

Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Совершенно очевидно, что методика исследования человека не может быть идентичной методике исследования неживой природы, а методика изучения общества отличается от методики изучения человека.

предмет криминологического исследования – закономерности преступности, ее детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – это преступность в разных проявлениях; продуцирующие ее и влияющие на нее явления, процессы; характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.

Если говорить в целом о методологии криминологического познания, то оно базируется на использовании диалектико-материалистического учения. При этом принципиально важно следующее:

во-первых, преступность рассматривается как социальное явление, и, соответственно, при ее исследовании используются методы социальных наук. В том числе социологии, социальной психологии. Наряду с разнообразными социальными явлениями, процессами, институтами изучается и человек. Но не с биологических позиций, а как член общества, продукт общественного развития. И не случайно криминологи говорят именно о личности преступника;

во-вторых, преступность анализируется во взаимодействии, взаимозависимости с другими явлениями и процессами. Она всегда рассматривается в контексте общественных отношений. Преступность – не нечто стоящее рядом с обществом, но явление, существующее в данном обществе, пронизывающее разные его сферы: политическую, экономическую, социальную, духовную.

Преступность тесно связана со многими другими общественными явлениями и, прежде всего, с так называемыми негативными социальными отклонениями или разными формами социальной патологии. Например, с теневой экономикой, наркотизмом, административными правонарушениями, гражданско-правовыми деликтами и тому подобное.

Преступление рассматривается во взаимосвязи с иными актами поведения человека, в контексте всей его деятельности;

в-третьих, существенно рассмотрение криминологически значимых явлений (преступления, преступности, их детерминации, причин и т. п. ) в их движении и изменении. Другими словами, не только в статике, но изучая прошлое, настоящее и прогнозируя будущее;

в-четвертых, развитие криминологически значимых явлений рассматривается как процесс, в котором движение носит поступательный характер. Имеется в виду, что движение происходит не по кругу. Соответственно, не может быть простого воспроизведения того, что уже было. Количественные изменения при их накоплении, развитии переходят в качественные и порождают новые состояния преступности. А это требует изменения подходов к борьбе с ней или, иначе можно сказать: постоянного совершенствования борьбы с преступностью;

в-пятых, учитываются и внутренние противоречия, разные стороны изучаемых криминальных явлений, и внешние, т. е. противоречия между криминальными и иными явлениями. Принимаются во внимание также взаимодействия внутренних и внешних противоречий, Борьба противоречий как раз и служит источником развития соответствующих явлений. Борьба с преступностью, предупреждение преступлений – это всегда одновременно устранение негативных сторон и опора на положительные, развитие и поощрение их.

В криминологии, как и в других науках, важно следование правилу о совпадении начального пункта в теории с начальным пунктом на практике.
Методология криминологии.

Методологическую основу криминологических исследований составляют три группы методов: общенаучные методы; методы и приемы, заимствуемые криминологией из таких наук, как социология, психология, психиатрия, биология, физиология и другие; собственно криминологические методы, или инструменты.

К первой группе методов относятся следующие:

от абстрактного к конкретному;

динамический и статистический методы.

Также из общенаучных методов познания в криминологии используются абстрагирование, моделирование, анализ, синтез и др.

В группу методов, заимствуемых криминологией из других наук, входят статистический метод, интервью, анкетный метод, тестирование, социометрия, наблюдение, экспертная оценка, эксперимент, документальный метод и др. Остановимся подробнее на статистическом методе, который позволяет представить в цифрах:

всестороннюю характеристику состояния преступности в целом по стране, ее регионам, в отдельном населенном пункте и др.;

закономерности развития преступности в стране (регионах), ее динамику;

состав преступников по социально-демографическим и другим признакам, имеющим уголовно-правовое и криминологическое значение (пол, возраст, число совершенных преступлений и т. д.);

наиболее характерные, устойчивые и закономерные связи между преступностью и другими социальными явлениями;

необходимый материал, который может служить основой для выявления причин и условий, способствующих росту преступности, а также для ее прогнозирования и разработки конкретных мер по ее профилактике;

данные, характеризующие уголовно-правовые, административные меры воздействия, применяемые к преступникам, с целью их оптимизации и повышения эффективности.

Вместе с тем статистический метод сегодня не получил должного развития. Причин для этого несколько, наиболее важные из них следующие.

1. В научной литературе преобладает причинно-следственный подход к изучению такого социального явления, как преступность в целом. Почему этому подходу отдается предпочтение? Как мы знаем, преступность – это определенное количество преступлений, совершенных на данной территории за конкретный период времени. Известно, что каждое преступление совершается под действием конкретных причин, условий, определенных жизненных обстоятельств. Точно так же и для преступности как социального явления можно отыскать соответствующие причины, условия и обстоятельства. Логика данного рассуждения в свое время была оптимальна, соответствовала имеющемуся объему знаний и, следовательно, она была верна для своего времени. Сегодня совершенно очевидно, что преступность – это не простое множество преступлений, совершенных на данной территории за конкретный период времени, а прежде всего их система, которая во всем мире развивается по определенным, неведомым пока людям законам, вне зависимости от их воли и желания.

2. Отсутствует база статистических данных, позволяющая делать широкие обобщения. Известно, что только с 1985 г. в нашей стране статистика преступности стала открытой.

3. Существует дефицит компьютеров и соответствующих программных продуктов, которые способны быстро обрабатывать огромные массивы информации (вручную это сделать практически невозможно).

Наконец, третью группу методов криминологических исследований составляют собственно криминологические методы, или инструменты, выбор которых определяется кругом изучаемых конкретных проблем. Таких методов три:

Читайте также: