Почему в названии указано не его имя а должность станционный смотритель

Обновлено: 18.05.2024

Решаемые учебные проблемы:

цели для учителя:

Задачи для учеников:

Результаты обученности школьников на этом уроке:

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

– умение определить нравственные ценности произведения;

– умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.

– умение понимать проблему и конфликт внутри её;

– умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;

– умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

– умение выделять причинно – следственные связи в определении выводов и заключений;

– умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;

определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

– умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Тип урока по форме: диалогический.

Форма организации деятельности учащихся: аналити­ческая работа с художественным текстом, беседа, работа с таблицами.

Основные виды деятельности учителя: организация по­исковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Предтекстовой фрагмент урока.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).

2-й этап. Подготовка школьников к восприятию нового произведения.

Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их.

Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Что значит почитать родителей? (Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.

Что такое нравственность?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Запись на доске: Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

: Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей.
Учитель:
-Кого называли смотрителями?
Ученик:
Смотритель – начальник почтовой станции.. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

– Зачитайте, что об этой должности говорит автор?

– Кто из героев повести является виновником страданий Самсона Вырина?

– Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство? – Как бы я поступил на месте смотрителя? Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется

Запись на доске: Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

: Рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование, оказался на почтовой станции.

– Каким он увидел Самсона Вырина?

: Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах.

Какие качества в характере Вырина вы бы отметили ? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

– Что изменилось в этом портрете? (

-Чем вызваны были эти перемены? ( Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

– Почему его попытки не увенчались успехом?

– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

Очень несчастным человеком, униженным.

– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.

Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

– В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. (Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?) Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и запустение. – А сам смотритель остался прежним или изменился? (Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.) – В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней?

: Как смотритель относится к дочке?

: Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди. Что он увидел?
Ученик
: Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.
Учитель
: Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча?

Запись на доске: Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

Притча История Дуни
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. 1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
2. Никто не ищет его. 2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации
3. Ведет разгульный образ жизни. 3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью.
4. Радостная встреча сына с отцом. 4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. 5. Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,

: – Похожи ли эти истории?

– Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?

Проблему ответственности за свои поступки. Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

: – Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

: – Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.

Итак, какие же нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении?

– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?

Выводы записаны на доске:

2) о взаимоотношениях отцов и детей;

3) об ответственности за свои поступки;

4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

5) о счастье и любви…

– Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?

Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.

Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

– Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.

Подведение итогов.

– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?

Выводы записаны на доске:

2) о взаимоотношениях отцов и детей;

3) об ответственности за свои поступки;

4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

5) о счастье и любви…

– Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?

Ученик:

Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и счастье.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Распределение заданий по группам.

-Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

1. Теоретики.

– Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

– Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Оптимисты.

– Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

– Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Мыслители.

– Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.









Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

Главная мысль

О чем заставляет задуматься?

Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр и направление

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Рассказ о музее “Домик станционного смотрителя”.

стихотворение.

Есть музеи, где мертвое прошлое
в пышных залах лежит под стеклом,
где, блестя, экспонаты роскошные
равнодушно молчат о былом.

Не к такому музею таинственный
столб старинный мне путь указал;
верстовой, полосатый, единственный,
он с прошедшим нас прочно связал.

На столе треуголка смотрителя,
только нет самого старика.
Связь времен до того удивительна,
что теряют значение века.

- В деревне Выра Ленинградской области находится “Домик станционного смотрителя”. этот музей – первый в стране музей литературных героев. Музей открыт в 1972 году. История его началась в 1800 году. Все почтовые станции делились тогда на 4 разряда. Выра была станцией 3 разряда. Здесь кипела жизнь.

2.Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

Беседа: начнем с эпиграфа.

- Какой эпиграф предложил к повести Пушкин?

- Какой эпиграф предложил А.С. Пушкин к повести? Прочтите его. (Стихи своего друга П. Вяземского).

- Серьезно ли он говорит? (это ирония).

- Кто такой диктатор? (зачитать).

- Кого имеет ввиду Вяземский? (смотрителя) - Что за должность такая – станционный смотритель?

Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям? Найдите описание в тексте.

(Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто на почитал их извергами человеческого рода)

- Кто же главный герой повести ? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин)

- Откуда рассказчик так хорошо знает жизнь станционного смотрителя?

Давайте вспомним, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей в справедливой оценке Пушкина? Найдите описание в тексте.

Учащиеся начинают “ погружение” в текст , находят и зачитывают отрывки от слов: “Что такое станционный смотритель?” до слов: “Из их разговоров…”.

- Запишите пять-шесть ключевых слов или словосочетаний, которые помогут дать их характеристику. (“Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”).

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком?

(Потому что у него была дочь–красавица, которой он гордился.)

- Но прошло несколько лет. Каким мы видим героя во второй части повести? Найдите описание в тексте.

(“Я смотрел на его седину, на губокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину..”.

- А комната смотрителя изменилась? А что осталось таким же в ее убранстве? На что обращает внимание рассказчик?

Найдите описание комнаты смотрителя в начале и в конце повести.

(картинки с историей блудного сына.).

- Да, есть такой жанр – притча. Давайте вспомним определение жанра притчи.

\ . Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит?

Выразительное чтение . Послушайте стихотворение украинской поэтессы Полины Довженко, написанной по сюжету притчи о блудном сыне. (читает учитель)

Напомню притчу вам о блудном сыне,
Она заставит призадуматься всерьёз
Всех тех, кто не лишён соблазнов в этом мире
И не познал ещё, как любит нас Христос.
У человека было два любимых сына:
Один из них – послушен, кроток, мил,
А меньший был – так, скажем, нерадивый,
Отец же равно ими дорожил.
Вот просит младший сын родителя:
“Отец, дай часть имения ты мне,
Хочу я сам прославить своё имя
В далёкой незнакомой стороне.
Отец не стал перечить понапрасну,
Дал сыну сделать выбор самому,
Чтоб через лишения, невзгоды и ненастья
Сын смог найти пути, ведущие к добру.
Оставил отчий дом сей отрок – блудник,
И в дальней стороне от дома пребывал,
Ел, пил, гулял, кутил “герой” - распутник,
Отца и брата никогда не вспоминал.
Когда же промотал всё до единого гроша,
Настал великий голод в той стране,
Отвержен всеми, всеми позаброшен,
Он, наконец, подумал об отце.
О, сколько слёз он пролил безутешно,
Мечтая в мыслях только об одном:
Раскаяться, припав к груди отца, как в детстве,
Молить его лишь о прощении своём.
И вот однажды, выйдя на дорогу,
Старик почувствовал, как чей-то взгляд пронзил его,
И сжалось сердце в нём от боли и тревоги -
Он в страннике узнал родного сына своего.
И бросились отец и сын в объятья,
От слёз комок стал в горле у двоих:
“Отец, я не достоин твоим сыном называться,
Прими в число наёмников твоих!”
Отцова ж милость, доброта верны, как прежде,
Наказ был слугам дан, чтоб усмотреть
Для сына наилучшие одежды
И лучший перстень на руку надеть.
И заколоть откормленного теленка,
Пир закатить, на сколько хватит сил –
Ведь блудный сын дороже злата, царства,
Когда – то был он мёртв и, наконец, ожил.
Вот также и Господь нам все грехи прощает,
За каждым блудным сыном Он следит,
И тех, кто оступился – поднимает,
Спасает, бережёт, животворит.

- Почему это вечная тема?

1. С каждым человеком это может случиться;

2. Бог готов простить каждого, если он раскаялся;

3. Если человек осознал свою вину, его надо простить;

4. Человек должен сам покаяться, признать свою вину.

Познакомимся более подробно с героями.

Самсон Вырин.

Портрет (в начале повести)

Кто был библейский Самсон? Соответствует ли внешний облик героя имени Самсона? ( станционный смотритель – физически не такой сильный, как библейский Самсон)

светлым и добрым увидел рассказчик Самсона Вырина в самом начале их знакомства.

Найдите в тексте другой портрет этого героя (зачитать).

Что изменилось? Почему произошла такая перемена? - Почему Вырин превратился в хилого старика? (У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)

Как вы думаете, какую роль играют эти картинки с изображением библейского сюжета? (эта своеобразная художественная деталь, с помощью которой в сюжете повести напрашивается параллель. Какая? Блудный сын – одна из вечных тем в мировой литературе – блудная дочь.)

Вдумаемся в происшедшее с героями. Что оказалось причиной несчастий в доме смотрителя? (приезд Минского)

Кто это? (портрет, социальное положение).

Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился на постоялом дворе? (он претворился больным)

- Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви ? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

- Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом?

(Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу . Минский богач и аристократ, а Вырин - маленький чин, бедный смотритель почтовой станции”. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)

- Сколько раз он ходил искать дочь ? (три).

- Как проходили эти встречи? (1 раз – Минский дал деньги; 2 раз – захлопнул дверь; 3 раз – вытолкнул на лестницу).

- Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина в первое посещение дома ротмистра Минского? Найдите описание в тексте.

(Деньги, которые ему дал Минский за дочь.)

- Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над “хорошо одетыми” людьми привилегированного сословия?

(ассигнации, брошенные Выриным, подобрал “хорошо одетый молодой человек”, который, увидев возвращение смотрителя, убежал.)

- Прочитайте отрывок, в котором Вырин видит, как живет его дочь в Петербурге. Какие выводы о Дуне мы можем сделать?

(“Двери были заперты; он позвонил..” до слов “..вытолкнул его на лестницу” Дуня живет хорошо, у нее есть слуги, большая, прекрасно убранная квартира”, она роскошно одета. Дуня любит Минского, “ с нежностью смотрит на него”)

- Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?

(Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский “подержит и бросит” Дуню)

(Минский – богат, аристократ, а Вырин – бедный смотритель, защитить таких людей некому, к издевательствам, унижениям они привыкли.)

- Что же показал Пушкин через взаимоотношения Вырина и Минского?

Разве можно считать себя равным блестящий гусар, с каким – то станционным смотрителем, у которого и души – то быть не может.

Ну и что же, что любовь к дочери составляет смысл его жизни? Ну и что же, что с отъездом Дуни жизнь отца превращается в трагедию. Кто он такой, чтобы на него обращать внимание?

Какими трагическими событиями закончилась жизнь Вырина и почему? Как эти события отражены в пейзаже? Найдите описание в тексте.

(Пейзаж-осень, серенькие тучи) (Одиночество и страдания Самсона Вырина привели его к смерти.)

Блудный сын в библейской притче вернулся домой, он покаялся. Возвращается ли домой Дуня? (Нет. Она лишь однажды, проезжая мимо, остановилась на станции узнать об отце, но он уже умер)

- Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Какой мы видим Дуню на могиле отца? Найдите описание в тексте.

- Почему так горько плачет, и даже рыдает дочь Самсон Вырина?

(Она не успела попросить прощения, не вернуть отца, поняла, что она могла быть причиной его смерти.)

Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми..)

Итак, мы сегодня подробно говорили о трех героях. Теперь в тетрадях с помощью 3-4 прилагательных дайте характеристику каждому герою (по рядам).

Вырин – бедный, несчастный, добрый, любящий, кроткий, забитый.

Дуня – красивая, прелестная, приветливая, хозяйственная, печальная, виноватая, с камнем на сердце.

Минский – беспечный, богатый, счастливый, жесткий, высокомерный, легкомысленный.

- О чем же эта повесть? (О родительской любви; о неблагодарных детях; о “маленьком человеке”, сохранившем свое достоинство; о запоздалом раскаянии; об ответственности за судьбы других).

- Чему учит нас эта замечательная повесть? (Сочувствовать ближнему).

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

- Самое главное, что есть у человека – это его семья.

Домашнее задание : письменно ответить на вопрос: Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? И если да, то в чем?

Краткий пересказ повести: знакомство с героями

В начале повести рассказчик, который ведет повествование, делится с читателем размышлениями. Кто такой станционный смотритель, по его мнению? Несчастный человек, на котором путешественники то и дело вымещают гнев.

Рассказчик вспоминает, как однажды в дороге попал под сильный дождь и заехал на станцию, чтобы сменить одежду и согреться чаем. Его принял станционный смотритель Самсон Вырин и его четырнадцатилетняя дочь — красавица Дуня.

Пока Дуня накрывала на стол, рассказчик осмотрелся. Ему очень понравилась атмосфера в избе:

  • стены украшали картинки;
  • на окнах цвела герань;
  • у кровати висела яркая занавеска.

Гость пригласил хозяев присоединиться к трапезе. Завязалась приятная беседа, приезжему не хотелось уходить.

Спустя годы, проезжая той же дорогой, рассказчик решил заехать к давним знакомым. Зайдя в комнату, узнал знакомый интерьер. Правда, теперь он был неуютным и запущенным. Дуни не было, а смотритель был мрачным и неразговорчивым. Выпив немного пунша, старик поведал гостю о печальном случае.

Тремя годами ранее через станцию проезжал молодой гусар. Сначала он спешил и злился, но когда заметил Дуню, то решил остаться на ужин. Пришло время уезжать, но у офицера внезапно ухудшилось самочувствие. Доктор подтвердил белую горячку.

Через пару дней гостю стало лучше, и он собрался в путь. Было воскресенье, и он вызвался доставить Дуню до церкви. Смотритель станции был хорошего мнения о молодом человеке и не подумал ничего дурного, однако позже заволновался и пошел за дочерью.

В церкви Самсон узнал, что дочь не приходила на службу. Ямщик, который вез гусара, позже сообщил, что Дуня поехала с барином до следующей станции. Вырин разнервничался и слег с недугом. Вскоре он выяснил, что Минский (так звали проезжего барина) направился в Петербург, и , оправившись от болезни, последовал за ним пешком.

Краткое содержание: станционный смотритель находит дочь

Смотрителю удалось отыскать Минского. Офицер убеждал, что осчастливит Дуню, дал Самсону денег и выпроводил вон.

Но Вырин хотел встретиться с дочерью. Проследив за Минским, узнал, где живет Дуня. В квартире трехэтажного дома Самсон увидел дочь в роскошных одеждах — Дуня стала содержанкой Минского. Заметив отца, девушка вскрикнула и потеряла сознание. Недовольный барин выгнал смотрителя, тому пришлось вернуться домой. Три года он ничего не слышал о дочери.

Когда рассказчик вновь оказался на том же тракте, станции на прежнем месте не оказалось, а в избе Самсона жил пивовар с женой и сыном. Мальчик рассказал, что смотритель год как умер. По его словам, недавно приезжала барыня с тремя детьми и долго лежала у могилы.

За простотой повествования скрываются авторские рассуждения о несовершенстве общества и человеческих отношений. Понять суть произведения поможет его последовательный анализ:

История создания повести

Иван Петрович Белкин — выдуманный писателем персонаж, чьим именем подписаны повести. Под именем Пушкина серия издана в 1834 году.

Прежде чем перейти к анализу авторских идей, заложенных в повесть, изучим основных действующих лиц:

  1. Самсон Вырин — простодушный и миролюбивый человек. Работяга и любящий отец, для которого главная отрада — дочь. Самсон очень переживает за ее судьбу, от известия о пропаже слег с горячкой. Понимая свое бесправие перед Минским, возвращается домой, где от тоски спивается и умирает.
  2. Дуня — дочь Самсона, красивая и хозяйственная, хорошая помощница. Она кокетка, пользуется своим обаянием. Обычная жизнь крестьянки ей претит, поэтому на предложение Минского соглашается легко, хоть и переживает за отца. Добившись лучшего положения, приезжает на могилу батюшки и сразу же уезжает обратно.
  3. Минский — молодой привлекательный гусар. Умеет расположить к себе, поэтому быстро завоевывает симпатию Самсона. Самоуверен, думает лишь о собственных желаниях. Чувства других ему неинтересны.

Проблематика произведения

В небольшой повести Пушкин затронул ряд вечных вопросов и проблем, которые четко видел в обществе своего времени. Многие из них хорошо знакомы и современному читателю:

Главные герои истории, которую изложил Пушкин, — станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня.

Смотритель — человек старых устоев: живет в деревне, заботится о дочери, старается оградить ее от любых неприятностей. Дуня другая: она грезит жизнью в городе и использует первую возможность туда попасть. Девушка понимает, что отец будет против ее решения, поэтому молча его покидает. Она поддается романтическому порыву и не задумывается о возможных опасностях. Спустя годы Дуня возвращается к родителю, но застает только могилу.

Герои повести Дуня и Минский следуют своим интересам и прихотям, не заботясь о чувствах окружающих. Дочь смотрителя легко бросает отца, оставляя наедине с печалью и переживаниями. Зная о его беспокойстве, за годы жизни в Петербурге не пытается выйти на связь.

Офицер Минский — человек из высшего сословия, привыкший к богатой жизни и удовлетворению желаний. Для него забрать наивную юную девочку от отца и увезти из деревни, чтобы сделать содержанкой, — обычный поступок. Бездумные действия Дуни и Минского приводят к печальному исходу — смерти невинного человека. Так автор демонстрирует, как пагубно влияет на личность легкомысленность окружающих.

Действия персонажей могут вызвать у читателя непонимание и возмущение. Но Пушкин намекает: сложившаяся ситуация — результат не столько поведения героев, сколько принятого в обществе уклада. Классовая иерархия, положение женщины в обществе — те проблемы, которые сделали эту историю реальной для своего времени.

Чувства и переживания людей, не имеющих власти и влияния, не заботили окружающих. Своим рассказом автор подчеркивает, насколько абсурден такой уклад, ведь человечность не должна зависеть от чина и класса.

Хотя Пушкин определил жанр произведения как повесть, по глубине психологического наполнения оно не уступает роману. Автор уделяет внимание чувствам каждого героя, нарочно подчеркивая: среди них нет плохих или хороших. Все сложные личности со своими переживаниями, мечтами и мотивами.

Проблемы общества и типажи, которые описал Пушкин, встречаются и в наше время. В этом заключается мастерство великого писателя — видеть суть вещей и искусно описывать их.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Станционный смотритель (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 134-136)

Paзмышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

Станционный смотритель имеет низший чин. Он постоянно выслушивает ругань, могут быть и побои. Проезжающие винят именно смотрителей во всех бедах.

Этот рассказ наполнен грустью, переживаниями.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Это сделано для того, чтобы показать оценку происходящего от повествователя.

Основа этих двух историй похожа. Только блудный сын - это о принятии Бога в душе, а судьба Дуни - бытовой случай. Но, у этих двух историй один финал - каждый нашел свое счастье. Кто-то в Боге, а кто-то в любви.

Единственный неравнодушный человек - это рассказчик, так как он все равно приезжал навещать Вырина. Он искренне переживал за его судьбу после ухода Дуни. (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”, “ не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.)

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд: “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”.

Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Мне кажется, что рассказчик явно симпатизирует Вырину. Он честный человек, живет по совести. Повесть грустная, заставляет задуматься о том, как нужно себя вести по отношению к другим людям.

Литература и изобразительное искусство

Самой точной иллюстрацией я считаю ту, на которой изображена Дуня у могилы отца. По девушке видно, что она хорошо одета, ее образ жизни значительно изменился. Но и это не помешало ей проведать могилу отца.

Вырина я представлял себе седым стариком, ущемленным, сгорбленным и совсем потерявшим себя в жизни. Дуня кажется мне барышней с тонкой талией и убранными волосами под чепец. Минский представляется мне высоким, гордым, в официальном костюме.

Настроение иллюстраций зависит от того, что на них изображено. Например, там, где гусар прикинулся больным, Вырин выглядит намного лучше, чем когда он приехал искать Дуню.

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра?

Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца?

Автор продолжает рассказ сам, чтобы передать читателю свое отношение к этой истории. Переживания отца передает актер сменой голоса, вздохами, паузами.

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками.

Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении.

Читайте также: