Почему в казахском обществе гостеприимство считается священной обязанностью

Обновлено: 02.07.2024

Недавно у меня была возможность выступить на региональном событии TEDxSemey с темой, которую мы разрабатываем с 2013 года - феномен казахского гостеприимства. Ниже - видео и текст выступления.

Все годы, которые я работаю в маркетинге предприятий гостеприимства в Казахстане, мои клиенты просили решить меня не только их проблемы с привлечением гостей. Они просили обратить внимание на сервис. И в основном я слышала от своих же клиентов очень обидные лично для меня слова, что казахи очень ленивый и слишком гордый народ для того, чтобы оказывать хороший сервис.

Если честно, для меня это звучало просто как одна из причин, внешних причин, на которую можно сослаться вместо того, чтобы решить проблемы. Но, в свою очередь я говорила: Нет, мы маркетологи, и не занимаемся сервисом.

Мне легче с Excel-ем, чем с живыми людьми. Потому что Excel меня всегда слушается. Я хотела иметь большой офис, как и многие, наверное, из здесь сидящих молодых людей. Ездить в командировки, строить стратегические планы. Но, не сидеть в ресторане или в кафе и возиться с официантами, менеджерами и хостес - это было не для меня.

Подобная позиция вернулась в 2013-ом году. Я люблю цифры, и я на цифрах увидела, что каждый приведённый нами гость, который остался недовольным, уходит не только сам, но и уводит пятерых-шестерых своих друзей, знакомых и коллег. И получается, что под вопрос стала вообще моя профессиональная состоятельность. А в чём смысл тогда моей деятельности? Эти предприятия, огромное количество людей, генерировать поток, который, как через решето, утекает.

Я очень хочу, чтобы вы поняли меня правильно. Я дальше буду говорить про казахов и про нацию, но я сама наполовину только казашка, родилась в Новосибирске и закончила русскую школу. Под казахами и под нацией я буду иметь в виду всех людей, которые либо здесь родились, либо как я успели пустить здесь корни и рассматривают своё будущее и будущее своих детей без отрыва от будущего нашей страны. Я думаю, мы на этом договоримся.

Так вот, если честно, для меня эта ситуация была таким толчком артикулировать, хотя бы поставить перед собой следующий парадокс. Известно, что казахи в самые непростые, прежде всего, для себя, годы приняли сосланных, репрессированных людей, переселённые народы, тех, кого прислали сюда сеять и строить. И каждый смог сохранить свою культуру, свой язык и свою религию.

Гостеприимство - оттенки в разных культурах

Так в чём же эта внутренняя шизофрения? Именно этот вопрос я перед собой поставила. Известно, что невозможно решить проблему на уровне её возникновения, обязательно нужно копать глубже. И в тот год я инвестировала некоторое количество личных средств и несколько месяцев своего времени на исследование феномена казахского гостеприимства. Мы с Бахытжаном Бухарбай подняли большой пласт этнографического материала, антропологического материала и сделали несколько качественных интервью профессорами. Это исследование было опубликовано, вы можете его найти, оно переведено на английский язык.

Давайте возьмём страну и язык, который нам подарил международные стандарты сервиса, Францию. У Франции многовековые корни сервиса и принятия гостей благодаря тому, что там очень была развита дворцовая культура. Собственно, те чек-листы, которые соблюдают многие люди из нашей сферы сервиса, они, на самом деле, корнями уходят далеко в века.

Скажите мне, пожалуйста, кто из вас регулярно бывает в кафе или вообще пользуется какими-то услугами (банковскими, call-центрами и так далее). Скажите, а кто из вас мечтает работать, ну например, официантом? А кто из вас мечтает работать, например, в банке, в финансовой сфере? А кто из вас мечтает заниматься собственным бизнесом? А кто из вас мечтает заниматься бизнесом, который связан с коммуникациями или с обучением? Да, вот-вот-вот. Вы, наверное, уже поняли, что всё это есть сервисный бизнес. Так задайте себе вопрос: «Чем вы будете заниматься на самом деле? Протягивать руку помощи, заботой, равным обменом? Как вы будете понимать то, чем вы занимаетесь? Выполнением святого долга казахского народа? Я не побоюсь таких слов.

Почему гостеприимство так важно для нас? Дело в том, что как для кочевого народа, который расселён по огромной территории, именно закон гостеприимства являлся единственным законом выживания. Ты в пути, ты не можешь взять с собой ни большого количества еды, ни питья, и поэтому каждая юрта тебе должна быть открыта. Безусловно. Без условий. Абсолютное гостеприимство, не разделённое на нации, язык, религию, происхождение, социальный статус. И то же самое мы можем наблюдать у кавказских народов, там где в горах к тебе может прийти либо жутко нуждающийся человек, либо человек, который тебя способен убить. И ты должен был принять их одинаково, одинаково на определённом уровне. И поэтому, что интересно, в казахском народе непринятие гостя никогда не было персональной ответственностью. Это никогда не было персональным стыдом. Это был позор на весь твой род.

Немного о проявлениях гена гостеприимства

Вспомните себя, когда вы провожаете своего друга, допустим, ну не до трапа самолёта (у нас тоже это любят делать в нашей стране), но до такси. Вы захлопнули дверь, пошли домой? Нет, вы стоите и смотрите, как машина отъезжает, как машина поворачивает на каком-то перекрёстке. И когда она скрылась из вашего вида, вы со спокойным сердцем возвращаетесь к своим делам. Знаете ли вы, что мы в такие моменты следуем нашей генетической памяти? Как я уже сказала, подобный подход не от порога до порога, а от горизонта до горизонта, преподаётся за рубежом и есть специальная профессия сервис-дизайнера.

Последняя история из нашего исследования. Многие из вас знают легенду про Алаш хана и его трёх сыновей. На сколько частей он разделил своё наследство? На четыре. Четвертую часть он завещал своим сыновьям как часть для гостя. Как часть для гостей, которых его потомки должны были принять без условностей, без разделения на расы, языки и религии. Это та часть, из которой мы до сих пор черпаем нашу энергию для подарков, для встречи и улыбок. Чужих, разных, иных, всяких разнообразных людей, которые встречаются нам в жизни.

Казахский сервис - в чем проблема?

Но, не смотря на всё это, почему же мы страна с откровенно плохим сервисом? Здесь мало кто может поспорить, к сожалению, с этим тезисом. Вы знаете, последней каплей, которая меня доконала, что мои самые близкие друзья, возвращаясь из Грузии (в которую я тоже, кстати, влюбилась), не выходя из аэропорта родного города, хотят купить билет обратно. Это было очень обидно! Это было, если честно, удар в самое сердце.

Я хочу объяснить на вашем примере. У нас в зале много молодых людей. Соответственно, это и мой пример, потому что я тоже была примерно в вашем возрасте и была студенткой. Скажите, если вы кто-то будете узнавать эту ситуацию, можете просто руку поднимать, если она вам знакома. Когда вы были детьми, вы росли в ауле, или приезжали ката и аже на лето, на каникулы. Вашей главной обязанностью было помогать по дому. Ну да, бегать, гулять, пасти баранов. Я пасла баранов. Вы знаете точно, что начинает происходить, когда ожидают гостей. Да, вы смеетесь, да. Наводится марафет, мальчики режут баранов, девочки потом это моют. Кто это всё мыл, кто это резал? Потом вы накрываете этот бесконечный дастархан. Боже мой!

Теперь скажите, через годы бурной карьеры, переездов, разочарований и успехов, в какой момент вы можете вспомнить слова ваше аже? Где появится то место, в которое вы пронесёте это богатство, которое нам далось даром? Вот точно так же тысячи и тысячи официантов начинают свой рабочий день с зубрежа tickettime, цикла обслуживания, правилу по работе с претензиями LAST. Я не говорю, что международное образование - это плохо, я не говорю что стандарты это плохо. Это необходимый общий знаменатель, благодаря которому мы синхронизируемся с большим миром. Но, когда я за этим наблюдала несколько лет, что я видела? Это было похоже как будто кто-то хочет положить паркет в степи. Где-то мы подточим, где-то замнём, где-то, где топорщится - прибьём гвоздём.

Скажите, возможно ли выиграть в игру, которую вы не придумали? В целом возможно. Но это нужно досконально в ней разобраться. Скажите, возможно ли стать победителем в игре, правил которой даже не понимаете? Множество молодых людей, выходя в большой мир, хотят соответствовать европейским стандартам. Но вы не будете полноценным конкурентами, потому что вы - носители другой культуры. Уникальной культуры, прекрасной культуры, которая только и ждёт, мир только и ждёт, чтобы вы добавили эту уникальную краску в его огромную палитру. Наш ген гостеприимства нуждается в распаковке.

У Казахстана есть много богатств. Природные ресурсы у нас есть, но вы знаете, они скоро закончатся. У нас есть древние памятники, которые нужно беречь, потому что они тоже могут разрушаться. И нам нельзя плевать на наше ментальное богатство, на наши ценности. Да, оно досталось нам бесплатно. И нам сложно заметить его, точно так же, как мне сложно заметить мой бейджик, потому что он на мне. Но он у меня есть. И вы должны знать, что у вас есть. И что миру не нужны рабы, которые следуют чужим правилам, не понимая их. От Казахстана требуется быть полноценным игроком, и люди - это самый главный наш актив. Не только их физические возможности, но и их нематериальный духовный ресурс.

Казахское гостеприимство как неисчерпаемый ресурс

Многие компании простраивают работу с персоналом на уровне ценностей. Это правильно! Мы можем мотивацию и корпоративную культуру запитать на ценности отдельного человека, например, основателя. Посмотрите, обратите внимание, когда вы будете устраиваться на работу, к какому источнику вас будут стараться подключить? Некоторые пытаются запитать на более глобальную ценность, на ценность компании или отрасли. Но что, если эту скважину пробурить до самого истока, до святых традиций нашего народа? Что, если свести два полюса: международного стандарта и нашей внутренней глубины?

У каждого есть врождённый ген гостеприимства. В Казахстане он замкнут, заперт в рамках нашей ментальной юрты, в рамках нашего домашнего сознания. Что, если открутить эту пробку и дать этому выход? Осознать то, чем мы занимаемся на самом деле. Вспомнить то, что вы переживали, будучи у бабушек, у дедушек, в поездках в нашей степи. Что, если отнестись к этому не просто с слепым почитанием и уважением, а протянуть это в практику?

На основе этого исследования мы сделали обучающую программу. Если честно, у меня была надежда, что в первую очередь на неё отреагируют национальные рестораны. Первыми проявили огромный интерес международные компании, которые работают в Казахстане. Оказывается, они много лет не могли решить каких-то простых вещей. Чтобы люди улыбались гостям, чтобы люди смотрели им в глаза, чтобы использовали открытые жесты, чтобы не боялись, и чтобы обращались по именам, если они знают имя клиента. Эти невозможно прописать, потому что это просто человеческое отношение. И они много лет возятся с нашими ребятами и не понимают, что не так.

А потому что мы другие. Нам нужно без страха внести это в нашу ежедневную практику. Чтобы официанты, менеджеры, хостес, руководители сервисного бизнеса, преподаватели, таможенники и пограничники, сотрудники банков и call-центров понимали, что они делают на самом деле. Чтобы мы не играло в карго культ, а создавали совершенно уникальный опыт обслуживания в Казахстане.

Гостеприимство – первейшая заповедь казахов

– Где вы родились?

– В ауле Карангарал Крутинского (ныне Называевского) района. И после сельхозинститута работал заместителем директора Шипуновского и Покровского совхозов в том же районе.

– Крутинский район – лесной, озерный. А казахи – дети степи. В вашей семье сохраняли национальное традиции?

– А как же. Но казахи, родившиеся в России, любят лес, рыбалку, собирают землянику и грибы, разводят сады, чего не было у наших кочевых предков.

Достархан для всех

– Какую национальную черту казахского народа вы бы особо выделили?

– Гостеприимство – первейшая и важнейшая заповедь казахов. В любое время года, в любое время суток казах должен принять гостя, предоставить ему кров, постель, расстелить перед ним достархан. При этом не принято расспрашивать гостя, кто он, откуда и куда держит путь, пока он не утолит жажду и голод. Считалось, что в доме казахов всегда должна быть доля (сыбага) гостя.

Издавна существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (тор). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добра, не пустить на ночлег, не угостить его считалось зазорным. Легенды свидетельствуют, что казахскому народу были чужды такие черты, как скупость, жестокость, жадность. В одной из таких легенд говорится о том, как был поглощен землей жадный Карынбай за то, что не пожелал принять гостя, а его богатства так и пропали без пользы для людей. Стремление к наживе и скупость привели в конце концов и другого фольклорного героя - бая Каракусбая - к тому, что он, не принятый людьми, умер мучительной смертью.

– Гостеприимство связано с милосердием, помощью ближнему…

– И милосердие – в нашей истории. Как установили ученые, еще 500–600 лет назад в Туркестане существовали столовые для бедняков, немощных людей и сирот. Вот и мы в мечети Хаир-Искан каждый день готовим обед для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Кормим всех мусульман без различия наций.

– На примерах каких сооте­чественников вы советуете воспитывать молодежь?

– Казахи Омской области принадлежат к Среднему жузу, который дал много выдающихся имен. Например, Чокан Валиханов – с 2005 года в Омске есть памятник просветителю и ученому, подарок президента Нурсултана Назарбаева. Он стоит на улице Валиханова. Одна из улиц Левобережья носит имя Сакена Сейфуллина – поэта, писателя, драматурга, который окончил в Омске учительскую семинарию. Из Среднего жуза происходит академик Каныш Сатпаев. Примеров для воспитания немало.

– Есть ли опасность проникновения в Сибирь исламского фундаментализма?

– Мы мусульмане-сунниты. Казахские женщины никогда не носили паранджу, у нас иной образ жизни, чем в Саудовской Аравии, мы едим другую пищу. Бережем сложившиеся веками традиции ислама на нашей земле и передаем их молодежи. Экстремистских проявлений не случалось.

Свадьба по-казахски – без спиртного

– У казахов Омской области есть Совет старейшин. В чем суть его работы?

– Его возглавляет уважаемый человек Галимжан Ахметов. Настоящий аксакал. К нему обращаются за помощью в случае пожара или другого несчастья, за советом в трудной ситуации. Он может разобраться в запутанных отношениях, помочь преодолеть обиды. В Совет старейшин входят аксакалы разных районов области.

– В казахских семьях сохранилось уважительное отношение к старшим?

– Да, нам нельзя обижаться: молодежь, как и раньше, пожилым людям не противоречит.

– А что переменилось в семейных устоях?

– К сожалению, в семьях, особенно городских, становится меньше детей. А традиционная казахская семья – многодетная. Я поддерживаю президента Владимира Путина, который призывает: пусть в семьях будет хотя бы по трое детей.

– А у вас сколько?

– Четверо.

– Омские казахи участвовали в фестивале свадебных обрядов в Доме дружбы. Много ли свадеб ныне проходит в национальном стиле?

– С каждым годом все больше. Шьют жениху и невесте наряды, как у бабушек и дедушек. Но главное - на казахской свадьбе не должно быть спиртного. Я так выдавал замуж за Нурлана Абулгазинова свою дочь Гульнару. Это было в конце 90-х, и казалось так необычно, что съемку этой свадьбы показали и по российскому телевидению, и в Казахстане, и в Кыргызстане. А это возвращение к старому.

– Как вы относитесь к межнациональным бракам?

– Нормально. Если и советую девушке-казашке выходить за казаха, то имею в виду, что вдвоем лучше сохранять обычаи. Но ни в коем случае не буду препятствовать межнациональному браку. Ясир Арафат женился на англичанке-христианке – брак палестинского лидера был прочен, как пример для всех.

Как и большинство казахов Омской области, я для себя переезда не планирую и не представляю. Здесь моя родина, могилы предков. Во время праздников Ураза-байрам, Курбан-байрам мы приходим к этим могилам всей семьей, с внуками. Верим, что души предков нас знают, видят, как мы живем, продолжая их род и дела их жизни на той же земле.

Условно казахскую национальную кухню можно разделить на три вида блюд: молочные, мучные и мясные.

К молочным блюдам относятся: уыз (молозиво), иримшик (творог), курт (сушеный творог), айран (кефир), кумыз (кумыс), шубат (кислое верблюжье молоко), шай (чай с молоком).

К мучным – таба нан (хлеб, приготовленный на сковородке), бауырсак, шелпек, куймак (оладьи).

Богато и красочно казахское застолье, праздничный стол – достархан.

Встречая гостя достарханом, казахи забивали скот, хотя в доме, возможно, имелось мясо. Для гостя обычно готовили барана. Особо почетному гостю варили полуторагодовалового жеребенка или верблюда. Если гостей много – кобылу или верблюда. Бешбармак – главное блюдо. Большое блюдо (табак) с бешбармаком, на котором разложено мясо с отваренными кусочками тонко раскатанных сочней (теста) ромбической формы, ставят посредине круглого стола. После бешбармака подают крепкий бульон (сорпу), иногда заправленный айраном или размельченным куртом.

Любопытные факты

Из воспоминаний уроженца Черлакского района, заслуженного работника культуры Республики Казахстан Калиакпара Амержанова.


Справка

В мире 14 миллионов казахов. Из них в Казахстане проживает 10,8 млн., в Китае – 1,5–2 млн., в Узбекистане – 0,8–1,1 млн. В России – 654 тысячи.

Казахи живут также в Монголии (102 тыс.), Туркменистане (до 40 тыс.), Кыргызстане (30 тыс.), Турции (20 тыс.), Иране (12 тыс.), США (3 тыс.), Германии и Великобритании (по 1 тыс.). Несмотря на малое количество представителей нации, в Европе действуют 10 культурных казахских центров.

Омская область – третьем месте в России по численности казахского населения (после Астраханской и Оренбургской областей). Казахская диаспора Омского региона – 81 тысяча человек. Для сравнения: в Новосибирской области живет 11 тысяч казахов, на Алтае – около 8 тысяч. Казахи составляют 4,1 процента населения региона, это вторая по численности нация после русских.

Считается, что гостеприимство буквально заложено в ДНК казахов. Традиции – множество веков, за это время она стала неотъемлемой частью национального характера. Душевно встречать умеют как в маленьких аулах, так и в мегаполисах по сей день.

Об особенностях местного хлебосольства тогда и в наши дни, какой штраф существовал для плохого хозяина и почему незваный гость – самый лучший? – в материале “КАРАВАНА”.

Доля для гостя

– Что такое гостеприимство в контексте традиционной культуры Великой степи?

– Это, прежде всего, помощь, поддержка путнику и защита в условиях отсутствия гостиниц, постоялых дворов и т. п. Қонақжайлық у казахов и их предков – тюрков, представлял собой эталонный социальный институт, возведенный до уровня закона, – рассказывает Зубайда СУРАГАНОВА, ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника “Бозок”, кандидат исторических наук. – Именно поэтому институт куначества (взаимные обязательства по оказанию друг другу гостеприимства, защиты, дружбы между двумя мужчинами из разных родов – побратимство. – Прим. авт.), который был привнесен на Кавказ ранними тюрками, был воспринят и сохранился у народов этого региона.

– Согласно мифологической традиции, основоположником казахского гостеприимства является Алаша хан, которое он возвел в правило, так ли это на самом деле?

– Да, именно так. Алаша хан, с одной стороны, согласно исследованиям ученых, представляет собой мифический образ демиурга. История возникновения этого персонажа уходит в глубь веков, во времена формирования коневодческой культуры в степном поясе Евразии. С другой стороны, фольклорный образ “первочеловека” и “первоправителя”, предводителя шести Алашей исследователи соотносят с историей разных народов Великой степи XVI столетия. Так, среди ногайцев известны арало-уральский и поволжские циклы об Алаше хане. Ряд историков считают, что имя “Алаша” (в переводе с тюркского: “пестрый”) является лакабом – прозвищем реальной исторической личности сына Касым хана – Хакназара.

Итак, мифический правитель Алаша хан делит свое наследие на 4 части: 3 он передает каждому из 3 сыновей, а 4-ю, опять разделив поровну между ними, – обозначает как долю, которую необходимо выделить каждому гостю. Гостеприимство, как следует из мифа об Алаша хане, было передано его сыновьям как императив, указание, которому следует беспрекословно подчиняться.

– Действительно ли существовало какое-то порицание или наказание за непредоставление должного гостеприимства?

– По нормам обычного права казахов, за несоблюдение этого закона Алаша хана следовало наказание аип – штрафом в виде “ат-шапан”, лошади и халата. Но само по себе несоблюдение обычая гостеприимства имело очень большой общественный резонанс и ложилось позорным пятном не только на виновника, но на весь его род и племя.

Магия саркыта

– В разных языках существуют различные определения незваного гостя, зачастую в негативном свете, и только у казахов он ассоциировался со счастьем, достатком, богатством. Почему?

– Незваного гостя у казахов называли құдайы қонақ – богом посланный гость. В целом в тюркском языке слово қонақ – гость, не имеет отрицательной окраски, в отличие от европейских аналогов – ghost-i – “гость, чужак”, гость – “купец, чужестранец”. Слово қонақ связано с местом, поселением, остановкой на отдых: қону – приземлиться, остановиться, переночевать.

Почему? Сама суть представления о том, что гость – носитель Высшей милости, еще имеет место быть.

Значение устойчивого выражения “қырықтың бірі Қыдыр” (букв.: “один из 40 – Қыдыр”) сводится к тому, что один гость из 40 может оказаться пророком Қыдыром, или Хызыром – покровителем путников.

Полевые материалы говорят об устойчивости представления среди казахов о том, что не сам Қыдыр приходит в гости, но он нисходит на одного из 40 гостей, принося вместе с ним в дом благоденствие и счастье. Считалось, что от гостя исходит божья милость (қонақтан шарапат тиеді). Гостя у казахов не принято гнать, так как, во-первых, нарушалось древнее установление – закон великого предка – Алаша хана, во-вторых, от гостя может снизойти милость. Отсюда выражение: “Қонақты қуа берсең құт қашады” (“Если гнать гостя, благодать убежит”), которое со всей очевидностью проявляет сущность казахского гостеприимства. Если следовать заветам предков, то благодать не покинет дома, если же нарушить, то можно навсегда лишиться их покровительства, а значит, дом и все его обитатели “құтсыз қалады” (“останутся без благодати”), останутся беззащитными и несчастными.

– Расскажите о символике обычая саркыт: тогда и сейчас?

– Обычай сарқыт связан с магией. Считалось, что еда с пиршественного стола позволит угостившимся ею приобщиться к обстоятельствам мероприятия. Детей угощали едой, оставшейся от известных и знаменитых в степи людей с тем, чтобы их выдающиеся качества перешли к подрастающему поколению.

Сейчас, к сожалению, наблюдаются изменения в этой традиции. Когда в 1979 г. у меня скоропостижно скончался папа, не доживший несколько дней до своего 43-летия, одна из старших родственниц запретила раздачу со стола еды, объяснив тем, что это плохая примета – “жаман ырым”.

То есть сарқыт – еду в рамках поминальной обрядности – можно брать только тогда, когда покойник достиг преклонного возраста, недолго болел, являлся социально значимой личностью.

Сегодня повсеместно наблюдается раздача платков, полотенец и еды на похоронах молодых еще людей. Это не соответствует традиции и говорит не только о ее нарушении, но и о том, что утрачен ее истинный смысл.

Принятие Другого

– Гостеприимство – культурный код, этноразличимая черта казахов, но в последнее время, особенно в социальных сетях, порой слышатся критика и нарекания в отношении современников, мол, все эти навыки и сакральные смыслы утеряны? Так ли это?

– Начнем с того, что обстоятельства жизни казахов коренным образом изменились – мы утратили мобильный образ жизни. Сегодня путешественник не передвигается по степи на лошади с небольшим запасом провианта. Изменились гендерные роли. Мужчина утратил свои ключевые позиции – воина, защитника, кормильца. Первые две взяло на себя государство. Наравне с мужчиной женщина сегодня решает проблемы финансового благополучия семьи.

Хотя сегодня гостеприимство, как и прежде, сохраняется во всех обрядах жизненного цикла казахов, связанных с рождением, свадьбой, в похоронно-поминальном цикле. Но изменилось его содержание, забываются ключевые смыслы, связанные с необходимостью спасти, оказать помощь. "Открытые и гостеприимные" - насколько русские в Казахстане отличаются от русских в России

В исторических источниках, в свидетельствах ХХ в. гостеприимство казахов позволило представителям других национальностей выжить.

Есть замечательный случай, описанный известным исследователем Семиречья Ф. В. Поярковым о том, что казахи в конце XIX века спасли группу русских крестьян, переселявшихся из Акмолинской области в Семиреченскую. Люди в ноябре близ Балхаша потеряли дорогу и находились на грани истощения. Нашедшие их казахи приютили до наступления тепла – то есть на несколько месяцев. Зима в Центральном Казахстане – суровая и длится до самого апреля. И таких свидетельств множество.

Депортация в Казахстан огромных людских масс с востока и запада СССР, принесшая неисчислимые страдания народам, вновь вызвала со стороны коренного населения необходимость в гостеприимстве. Возможно, оно не везде и не всегда оказывалось, но в общем и целом именно гостеприимство стало той социальной основой, которая сформировала наше современное казахстанское общество. Не толерантность (когда один биологический вид сосуществует с другим), о которой так часто говорят, а эмпатия – сопереживание, человеческое сочувствие народа, перенесшего голод 1920-30-х гг., – стала основой для приема людей, говоривших на разных языках и поклонявшихся другим богам. Для меня лично ответом на вопрос: “Почему гостеприимство у казахов трансформировалось из социального обмена, требовавшего возврата, в безвозмездную помощь и безвозмездный дар?” являются слова одного почтенного старца из Шынгыстау. В Казахстане там, где казахское население преобладало, всегда рядом с аулом – одно кладбище. В ауле Саржал, где до 1991 г. 50 процентов населения составляли депортированные немцы, есть такое кладбище. На мой вопрос: “Почему на казахском кладбище могилы с крестами?”, – последовал ответ: “Какая разница! Все они – дети человеческие!”. То есть ничто не имеет значение: ни другая вера, ни язык, а только лишь принадлежность к роду человеческому!

– Что такое гостеприимство с точки зрения науки сегодня?

– Гостеприимство сегодня в науке рассматривается не только и не столько как церемония взаимодействия хозяина и гостя, а прежде всего, как позитивное отношение к инаковости Другого, принятие Другого. Если раньше речь шла об инаковости Чужого, враждебного Чужого, то сегодня фокус переместился на дружественного Другого.

Осознание похожести людей, их родства красной линией проходит через творчество многих мыслителей человечества. Великий Абай в своем 34-м слове говорит: “Человек человеку друг. …Все люди гостят друг у друга, сам человек – гость в этой жизни…”. В целом для казахской культуры присуще понимание жизни каждого человека как кратковременного гостевания в этом мире. Исходя из этих представлений, можно условно различать “абсолютное” и “относительное” гостеприимства.

– Что вы понимаете под “абсолютным” и “относительным” гостеприимством?

– “Абсолютное” гостеприимство – это признание права Другого проживать рядом и пользоваться теми же привилегиями, что и ты. Пережившая потрясения Второй мировой войны, интеллигенция Европы стала рассматривать гостеприимство как единственно возможный вариант человеческого взаимодействия. Так, в поэтической и философской рефлексии французов еврейского происхождения этот тезис был наиболее развит. Все они настаивают на безвозмездном, альтруистическом характере гостеприимства.

“Относительное” гостеприимство основано на требовании возместить. Человек, оказавшийся в роли гостя, при аналогичных обстоятельствах должен ответить принимавшему его хозяину тем же. Но ведь в степи их дороги могли и не пересечься вновь.

– Какими средствами подрастающему поколению, зарубежным гостям мы можем рассказать о традиции гостеприимства?

– О, это очень интересный вопрос! В настоящее время близ нашей столицы на базе археологического памятника – ранне-средневекового городища Бозок, создается Национальный парк под открытым небом. Сам памятник, его сакральный характер, сохранявшийся на протяжении столетий – от VII до XIV веков – яркое свидетельство гостеприимства. Каждая новая волна поселенцев Бозока с благоговением и уважительно относилась к этому святому месту. Одной из ключевых задач проекта является показать гостеприимство как базовое культурное достижение и единственно возможную адаптивную социальную практику Великой степи. Наши соотечественники и зарубежные гости получат возможность прочувствовать это, погрузиться в эту атмосферу воочию. Национальный парк представит культурогенез, как в материальном виде – поселенческих комплексах, так и нематериальном, где гостеприимство предстанет как значимый элемент нашего нематериального культурного наследия.


Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. Объективности ради, следует сказать, что за годы существования, казахская нация накопила в данной сфере столь объемный багаж, что в рамках одной статьи, практически не возможно рассказать обо всех традициях и обычаях, присущих потомкам султанов Жанибека и Керея (основатели Казахского ханства).

Основной традицией казахов, со временем трансформировавшейся в особенность национального характера, является гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон, озвученный еще в глубокой древности. Он гласит - встречай гостя как посланника Бога.

Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли.

Однако выше перечисленные национальные особенности, базисом для возникновения которых послужили обобщенные нормы и принципы общественных отношений (традиции), к счастью, присущи не только представителям казахского народа. Поэтому далее вашему вниманию предлагается перечень основных обычаев, получивших широкое распространение в казахском обществе.

1. Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков

Сүйінші - обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок.

Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком, приобретшим обновку.

2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью

Асар - семья, у которой возникла необходимость выполнить какую-либо спешную, подчас тяжелую работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По окончанию дела, для помощников накрывается богатый стол.

Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все сочувствующие, а не только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать – скот, стройматериалы, одежда, деньги.

Белкотерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а самое главное – мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило, данная обязанность возлагается на детей или близких родственников, реже соседей. Традиция белкотерер, является примером заботы о пожилых людях.

3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей

Конаккаде – традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте. Конаккаде - испытание гостя искусством, а также залог веселого застолья.

Ерулик – если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик – небольшой праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали их дровами, питьевой водой и т.д.

Той дастархан - особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него. Помимо посиделок за столом, во время той дастархан, проводятся спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки.

4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка

Шільдехана - торжество, связанное с рождением ребенка.

Бесікке салу, бесік той - праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша.

Есім кою, ат қою - обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.

Кыркынан шыгару - обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей.

Тусау кесу - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать.

Сүндетке отырғызу - обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5-7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедур. За это мулла получает щедрое вознаграждение. По случаю сүндетке отырғызу, организуется большой праздник, на который приглашают всех родственников и друзей. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям.

5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак

У казахов по адату - брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное табу, способствует предупреждению кровно-родственных смешений и, как следствие – благоприятно отражается на здоровье будущего потомства.

Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к рождению здоровых детей. Поэтому девушек выдавали замуж в 13 - 14 лет. Однако сегодня, традиции ранних браков в Казахстане не практикуется.

Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает құдалық (сватовство). В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача – договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком.

В древние времена, когда казахи практиковали кочевой образ жизни, жилище молодоженов (юрта), располагалось позади дома родителей жениха. Согласно традиции, первой порог юрты должна была переступить невеста, причем обязательно сделать это с правой ноги.

Также в ходе свадебной церемонии, молодожены должны совместно распить сосуд с водой, в которой растворены сахар и соль. По приданию, данный ритуал – гарант счастливой семейной жизни.

Не менее интересен в комплексе свадебных мероприятий обряд расплетания косы невесты, с последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной, символизируют окончание одиночества и начало супружеской жизни.

6. Древнейшие обычаи казахского народа

Бастангы – старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно подобные торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во время бастангы, гости, как привило, высказывали только одно пожелание - чтобы в дороге путников сопровождала удача и не настигла болезнь.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!

Читайте также: