Почему в английской правовой системе нет деления на публичное и частное право

Обновлено: 05.05.2024

В англо-американской правовой семье соединено примерно пять десятков правовых систем (Канада, США, Великобритания, Индия, Австралия и другие страны). Она составляет очевидную конкуренцию романо-германской системе. Широкое распространение англосаксонских традиций права можно объяснить чисто историческим фактором: в свое время Великобритания предпринимала повсеместные колониальные экспансии, которые обязательно сопровождались привнесение британского права, а его неуклонное соблюдение было строго обязательным.

К отличительным чертам этих правовых систем можно причислить следующее: отсутствие разделения права отдельно на частное и публичное, в основном казуистический (а не абстрактный) характер имеющихся норм, очевидное значение судебного прецедента, а также правовой доктрины среди правовых источников.

Прецедентное или общее право

Прецедентом называют вынесение судом по определенному делу решения, обоснование которого превращается в некое правило, строго обязательное для абсолютно всех судов одной и той ж либо же низшей инстанции во время решения подобного дела. Прецедент считают правовой основой для регулирования большей части общественных отношений в англо-американских системах права.

Составляющие прецедента

Составляющими прецедента можно назвать: обязательную основу решения (правило, которое наполняет содержанием общую норму, или же ratio decidendi) и попутно сказанное (прочие обстоятельства данного дела, которые обосновывают его решение, или же orbiter dictum). Непосредственно судья не определяет, что именно в решении является ratio decidendi, а что именно – orbiter dictum, этим занимается другой судья, который устанавливает, выступает ли конкретное решение прецедентом для дела, которое им рассматривается. Принцип судебного прецедента используется в части под названием ratio decidendi, в то время как часть под названием orbiter dictum не обладает обязательной силой. Есть некая иерархия прецедентов, по которой решения, принятые стоящими выше судебными инстанциями, строго обязательны для судов, стоящих ниже.

Вместе с прецедентами, которые составляют систему общего права, значимая роль принадлежит актам статутного права, источником которого выступают парламентские акты. Вопрос касательно приоритета данных актов и судебных прецедентов на реальной практике всегда решается строго в пользу первых, так как вторые выполняют только вспомогательную роль касательно позитивного законодательства.

Английская система права базируется на таких правовых источниках, как судебные прецеденты, конституционные соглашения, статуты, обычаи и деловые обыкновения, правовая доктрина.

Явной особенностью этой системы права можно назвать отсутствие писаной Конституции, но это не значит, что конституционные начала отсутствуют в принципе. В Великобритании сформировался подход к объединению конституционного и прочих отраслей права из-за того, что источники права не подвергались систематизации. Нет и нормативного подхода к разделению законодательных отраслей. Неписаная Конституция Англии состоит из: статутного права, общего (или прецедентного) права, а также конституционных соглашений.

Статутное право, в свою очередь, выстраивается на правовых актах, именуемых статутами. Статутами называют категорию актов, которые составляют английскую конституцию, охватывают парламентские акты и акты делегированного законодательства, в том числе Великую Хартию Вольностей, датированную 1215 годом; Билль о правах от 1689 года; Акт о союзе с Шотландией от 1706 года; Акт о престолонаследии (год написания 1701); законы о Парламенте 1911 и 1949 годов; законы о пэрах, вышедшие в 1953 и 1963 годах; Закон о палате общин (от 1978 года) и прочие.

Акты делегированного законодательства принимает исполнительная власть на основании прав, которые делегированы Парламентом. К данной категории актов причисляют акты, которые издаются министрами Короны, местным властными органами, публичными корпорациями.

Самыми значимыми из подобных актов считаются приказы в Тайном совете, которые издаются от имени короля или королевы.

Смысл прецедентного права состоит в доктрине судебного прецедента, которая, в свою очередь, закрепляет правило неукоснительного следования нижестоящих судов решениям судов вышестоящих во время вынесения собственного решения по аналогичному делу. Первоначально подобные решения не могли изменяться, и на протяжении длительного периода это способствовало стабильности существующей системы. Во второй половине двадцатого столетия данный подход претерпел изменения: Палата лордов, Высокий суд правосудия, а также Апелляционный суд признали возможным несколько отступать от ранее вынесенных ими судебных решений. На сегодняшний день силой прецедента обладают решения таких высших судебных инстанций, как Апелляционный суд и Палата лордов, касательно всех стоящих ниже судей, в том числе судей Высокого суда правосудия, судов отдельных графств, магистратских судов. Здесь говорится именно об обязывающих прецедентах, которые создаются решениями высших судов, и строго обязательны для абсолютно всех судов, стоящих ниже, которые, как следует из вышесказанного, обязаны руководствоваться данными прецедентами во время принятия своих собственных решений касательно аналогичных дел.

При том, что прецеденты считаются значимой составляющей правовой системы и отражают ее уникальность, они не считаются единственным правовым источником.

Конституционные соглашения регламентируют отношения между Кабинетом министров и монархом, и между парламентскими палатами. Обычаи признаются источниками права исключительно тех случаях, когда соответствуют некоторым принципам:

  1. Обязательность отношений, выступающих предметом рассмотрения в судебном порядке.
  2. Определенность.
  3. Разумность.
  4. Старинность, то есть существование с давних времен.
  5. Долговременность, а также регулярность применения.

Правовая система США

США – это президентская республика с федеративным территориальным устройством, в которой объединены пятьдесят отдельных штатов и федеральный округ.

Главным правовым принципом в Соединенных Штатах Америки считается принцип разделения власти: Конгрессу принадлежит законодательная власть (Палата представителей, Сенат), Президенту – исполнительная власть, Верховному и прочим судам – судебная власть.

Значимое различие американской и английской систем права заключается в том, что в американской системе есть писанный Основной закон, то есть Конституция, принятая 17.09.1787 года. Она состоит из преамбулы, семи статей, а также двадцати семи поправок. Ею закрепляются базовые личные, экономические и политические права населения, список вопросов, которые относятся к компетенции центральной власти. Вопросы, которые не вошли в данный список, штаты могут решать самостоятельно.

Правовая американская система имеет достаточно общего с английской из-за того, что на территории США с момента их основания, а также дальнейшего объединения, действовали именно законы Англии, а также нормы английского общего права, которые были сформулированы решениями английских судов. Различие заключается в том, что английское прецедентное право используется не в точности. Американские суды не следуют утратившим актуальность нормам общего права и создают собственные прецеденты.

Важнейшим отличием является также сложная система американских законов, которая включает в себя федеральные законы, законы штатов, а также местные законы. Со временем стала наблюдаться внутренняя дифференциация системы права, то есть в некоторых штатах право развивается в разрезе с общей тенденцией, которая присуща англосаксонской правовой системе. К примеру, для Луизианы все еще сохраняется значение испанского и французского права. Бывшие территории Мексики (Нью-Мексико, Техас, Невада) тоже по-прежнему испытывают на себе влияние испанской системы права.

В англо-американской правовой семье соединено примерно пять десятков правовых систем (Канада, США, Великобритания, Индия, Австралия и другие страны). Она составляет очевидную конкуренцию романо-германской системе. Широкое распространение англосаксонских традиций права можно объяснить чисто историческим фактором: в свое время Великобритания предпринимала повсеместные колониальные экспансии, которые обязательно сопровождались привнесение британского права, а его неуклонное соблюдение было строго обязательным.

К отличительным чертам этих правовых систем можно причислить следующее: отсутствие разделения права отдельно на частное и публичное, в основном казуистический (а не абстрактный) характер имеющихся норм, очевидное значение судебного прецедента, а также правовой доктрины среди правовых источников.

Прецедентное или общее право

Прецедентом называют вынесение судом по определенному делу решения, обоснование которого превращается в некое правило, строго обязательное для абсолютно всех судов одной и той ж либо же низшей инстанции во время решения подобного дела. Прецедент считают правовой основой для регулирования большей части общественных отношений в англо-американских системах права.

Составляющие прецедента

Составляющими прецедента можно назвать: обязательную основу решения (правило, которое наполняет содержанием общую норму, или же ratio decidendi) и попутно сказанное (прочие обстоятельства данного дела, которые обосновывают его решение, или же orbiter dictum). Непосредственно судья не определяет, что именно в решении является ratio decidendi, а что именно – orbiter dictum, этим занимается другой судья, который устанавливает, выступает ли конкретное решение прецедентом для дела, которое им рассматривается. Принцип судебного прецедента используется в части под названием ratio decidendi, в то время как часть под названием orbiter dictum не обладает обязательной силой. Есть некая иерархия прецедентов, по которой решения, принятые стоящими выше судебными инстанциями, строго обязательны для судов, стоящих ниже.

Вместе с прецедентами, которые составляют систему общего права, значимая роль принадлежит актам статутного права, источником которого выступают парламентские акты. Вопрос касательно приоритета данных актов и судебных прецедентов на реальной практике всегда решается строго в пользу первых, так как вторые выполняют только вспомогательную роль касательно позитивного законодательства.

Английская система права базируется на таких правовых источниках, как судебные прецеденты, конституционные соглашения, статуты, обычаи и деловые обыкновения, правовая доктрина.

Явной особенностью этой системы права можно назвать отсутствие писаной Конституции, но это не значит, что конституционные начала отсутствуют в принципе. В Великобритании сформировался подход к объединению конституционного и прочих отраслей права из-за того, что источники права не подвергались систематизации. Нет и нормативного подхода к разделению законодательных отраслей. Неписаная Конституция Англии состоит из: статутного права, общего (или прецедентного) права, а также конституционных соглашений.

Статутное право, в свою очередь, выстраивается на правовых актах, именуемых статутами. Статутами называют категорию актов, которые составляют английскую конституцию, охватывают парламентские акты и акты делегированного законодательства, в том числе Великую Хартию Вольностей, датированную 1215 годом; Билль о правах от 1689 года; Акт о союзе с Шотландией от 1706 года; Акт о престолонаследии (год написания 1701); законы о Парламенте 1911 и 1949 годов; законы о пэрах, вышедшие в 1953 и 1963 годах; Закон о палате общин (от 1978 года) и прочие.

Акты делегированного законодательства принимает исполнительная власть на основании прав, которые делегированы Парламентом. К данной категории актов причисляют акты, которые издаются министрами Короны, местным властными органами, публичными корпорациями.

Самыми значимыми из подобных актов считаются приказы в Тайном совете, которые издаются от имени короля или королевы.

Смысл прецедентного права состоит в доктрине судебного прецедента, которая, в свою очередь, закрепляет правило неукоснительного следования нижестоящих судов решениям судов вышестоящих во время вынесения собственного решения по аналогичному делу. Первоначально подобные решения не могли изменяться, и на протяжении длительного периода это способствовало стабильности существующей системы. Во второй половине двадцатого столетия данный подход претерпел изменения: Палата лордов, Высокий суд правосудия, а также Апелляционный суд признали возможным несколько отступать от ранее вынесенных ими судебных решений. На сегодняшний день силой прецедента обладают решения таких высших судебных инстанций, как Апелляционный суд и Палата лордов, касательно всех стоящих ниже судей, в том числе судей Высокого суда правосудия, судов отдельных графств, магистратских судов. Здесь говорится именно об обязывающих прецедентах, которые создаются решениями высших судов, и строго обязательны для абсолютно всех судов, стоящих ниже, которые, как следует из вышесказанного, обязаны руководствоваться данными прецедентами во время принятия своих собственных решений касательно аналогичных дел.

При том, что прецеденты считаются значимой составляющей правовой системы и отражают ее уникальность, они не считаются единственным правовым источником.

Конституционные соглашения регламентируют отношения между Кабинетом министров и монархом, и между парламентскими палатами. Обычаи признаются источниками права исключительно тех случаях, когда соответствуют некоторым принципам:

  1. Обязательность отношений, выступающих предметом рассмотрения в судебном порядке.
  2. Определенность.
  3. Разумность.
  4. Старинность, то есть существование с давних времен.
  5. Долговременность, а также регулярность применения.

Правовая система США

США – это президентская республика с федеративным территориальным устройством, в которой объединены пятьдесят отдельных штатов и федеральный округ.

Главным правовым принципом в Соединенных Штатах Америки считается принцип разделения власти: Конгрессу принадлежит законодательная власть (Палата представителей, Сенат), Президенту – исполнительная власть, Верховному и прочим судам – судебная власть.

Значимое различие американской и английской систем права заключается в том, что в американской системе есть писанный Основной закон, то есть Конституция, принятая 17.09.1787 года. Она состоит из преамбулы, семи статей, а также двадцати семи поправок. Ею закрепляются базовые личные, экономические и политические права населения, список вопросов, которые относятся к компетенции центральной власти. Вопросы, которые не вошли в данный список, штаты могут решать самостоятельно.

Правовая американская система имеет достаточно общего с английской из-за того, что на территории США с момента их основания, а также дальнейшего объединения, действовали именно законы Англии, а также нормы английского общего права, которые были сформулированы решениями английских судов. Различие заключается в том, что английское прецедентное право используется не в точности. Американские суды не следуют утратившим актуальность нормам общего права и создают собственные прецеденты.

Важнейшим отличием является также сложная система американских законов, которая включает в себя федеральные законы, законы штатов, а также местные законы. Со временем стала наблюдаться внутренняя дифференциация системы права, то есть в некоторых штатах право развивается в разрезе с общей тенденцией, которая присуща англосаксонской правовой системе. К примеру, для Луизианы все еще сохраняется значение испанского и французского права. Бывшие территории Мексики (Нью-Мексико, Техас, Невада) тоже по-прежнему испытывают на себе влияние испанской системы права.

Существование отдельной правовой области - публичное право ( английское публичное право ) - это закон Соединенных Штатов, который обсуждается более 100 лет. В любом случае, практически единодушное мнение не придает этому термину классификационный характер, который имеет публичное право в странах континентальной Европы с франко-германскими характеристиками.

Нет независимой юрисдикции, на академическом уровне нет общего деления предмета на публичное право и частное право: в индексах Corpus Juris , Corpus Juris Secundum , American Jurisprudence , American Law Reports и American Digest ни публично, ни найдено частное право . Выражение в основном используется для тематического резюме конституционного права и областей, подобных административному праву (нормативные акты, административное право ) . Публично-правовые способы мышления чаще всего встречаются в области политологии.

Содержание

Исторические причины

Закон о Соединенных Штатах базируется сегодня на английском общем праве , хотя и с изменениями , в частности , американских. По сей день это также не имеет независимого публичного права в континентально-европейском смысле. Причина этого, с одной стороны, заключается в небольшом влиянии мышления римского права в Англии: это было хорошо известно при разделении на частное и публичное право. Кроме того, в английском праве отсутствовала правовая концепция государства : государство было тождественно монарху. Феодальная структура английского земельного права делала невозможным получение значимых знаний из разделения частного права и публичного права: потому что тогда все законы должны были быть либо публичными, либо частными. Английское право развивалось без дихотомии, и не было необходимости отказываться от структуры, которая росла веками без причины.

Права и привилегии короны составляли основу конституционного права ; таким же образом уголовное право преподавалось как независимая область права. Тем не менее, они были поняты только как полезные тематические резюме , а не области с эффектом сортировочным: Это было неопровержимо , что всеобъемлющий метод сформировал ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ метод общего права . Административное право , типичное для публично-правового мышления, было неизвестно:

Методические причины

В отличие от этого, общее право - это право практикующих, даже исходя из его идеи судебного права. Вплоть до сегодняшнего дня право играет совершенно второстепенную роль. Учебники до конца XIX века в основном писали судьи. Reasonig от случая к случаю сопротивлялся любое обобщение и системы образования , что было никакой пользы для решения дела. В ХХ веке в Соединенных Штатах также доминировали социологические течения, такие как американский правовой реализм . Так пишет Roscue Pound:

Теория разделения властей

Разделение властей никогда не нашло свое выражение в американской конституции , как это было во Франции после революции. С созданием четко определенной третьей власти, исполнительной власти , родился час современного административного права. Конечно, это тоже нужно было проверить на наличие ошибок в правоохранительных органах. Однако передача этой проверки обычной судебной системе противоречила разделению властей. Необходимо было создать отдельные суды в администрации, административные суды. Напротив, доктрина разделения властей никогда не преобладала в США. Их место в системе сдержек и противовесов заняло свое место . Следовательно, не возникло административной юрисдикции , которая сделала бы необходимым делимитацию публичного права . Скорее, с отдельной административной юрисдикцией связано не сохранение прав гражданина, а боязнь собственного особого права администрации и своих привилегий.

литература

  • Оливер Лепсиус : Административное право в рамках общего права: американские разработки до Нового курса . Mohr Siebeck, Tübingen 1997, Chapter I, 1. c).
  • Джон Генри Мерриман: различие между публичным правом и частным правом в европейском и американском праве . В: Журнал публичного права (Emory Law Journal) . лента 17 , 1968, с. 3-19 .
  • JWF Allison: Континентальные различия в общем праве: исторический и сравнительный взгляд на английское публичное право . OUP, Оксфорд 2000, ISBN 0-19-829865-X .
  • Мортон Дж. Хорвиц: История различия между общественным и частным . В: Обзор права Пенсильванского университета . лента 130 , нет. 6 , июнь 1983 г., стр. 1423-1428 .

Индивидуальные доказательства

  1. ^ AbcdeДжон Генри Мерриман : различие между публичным правом и частным правом в европейском и американском праве . В кн . : Публично-правовой журнал . лента 17 , 1968, с. 3-19 .
  2. ↑ Оливер Лепсиус: Административное право в соответствии с общим правом: американские разработки до Нового курса . Mohr Siebeck, Tübingen 1997, p. 23 .
  3. ^ Бернар Шварц: французское административное право и мир общего права . 1954 г.
    Эта страница последний раз была отредактирована 25 октября 2020 в 10:06.

Английская система права, имеет богатую историю и базируется на сочетании законодательства и судебных прецедентов. Все правовые институты в английском праве рассматриваются через призму прецедента, но законодательные акты тоже понемногу начинают усиливать свои позиции, тем самым ослабляя силу прецедента.

Многовековая история судебной практики сделала английскую правовую систему наиболее привлекательной для бизнес-сообщества. С каждым годом все больше российских компаний стремятся любым способом вывести возможные споры за пределы РФ и добиться рассмотрения в международных судах, несмотря на негативную оценку такой тенденции со стороны российского правосудия. При этом, чем строже российская система правосудия относится к различным способам оптимизации бизнеса, тем сильнее российские компании пытаются найти альтернативную систему, зачастую выбирая английское право.

Своей уникальностью английское право обязано судьям, которые веками выявляя недостатки в правовом регулировании, совершенствовали эту систему права.

Источниками права в английской правовой системе, помимо наднационального законодательства, являются законы, издаваемые Парламентом Великобритании (acts of Parliament), судебный прецедент (case law), а также право справедливости (equity). На сегодняшний день, развитие источников английского права представляет собой борьбу закона и прецедента за верховенство в иерархии.

Нормативную основу английской системы права образуют не нормы закона общего характера, а судебные решения, которые разрешают конкретную ситуацию и, при наличии определенных условий, приобретают силу прецедента, являющегося источником права. При этом, законы (статуты), за редким исключением, несут дополняющее значение по отношению к прецедентному праву. В связи с главенствующим значением индивидуальных судебных актов, важное значение в процессе правового регулирования занимают правовые идеи и принципы права.

Структуру английского права составляют общее право, право справедливости и статуты.

Общее право формировалось и развивалось не учеными-юристами в научной среде, а профессиональными юристами – судьями. Судьи, в отличие от законодателя, не создают решений общего характера, в отношении случаев, которые могут произойти в будущем, а сосредотачивают свое внимание на правильном разрешении конкретного судебного спора. В отличие от представителей законодательной власти, судьи и суды не подчиняются и не контролируются партийной политикой или идеологией. Благодаря этому суды могут проводить реформы законодательства, которые являются спорными или непопулярными.

Общее право представляет собой единую для всей Великобритании систему прецедентов, которая, наряду с правом справедливости (law of equity), является одной из составных частей прецедентного права, имеющего главенствующее значение в странах англо-американской правовой системы.

Право справедливости состоит из максим, применяются только тогда, когда судьи придут к выводу о разумности и целесообразности их применения в отношении конкретного дела.

Максимы права справедливости носят естественно-правовой характер и основываются на нормах морали и нравственности. Их морально-правовой характер исторически противопоставляется формализму общего права и применяется для достижения наиболее справедливого результата.

Нормы права справедливости выражаются в судебных прецедентах, а не в официальных законах государства (статутах), то есть не являются частью позитивного права (законодательства). При этом они не носят самостоятельного характера, а лишь дополняют нормы общего и статутного права. В английской системе права считается недопустимым анализировать содержание норм права справедливости вне контекста общего права.

Важной особенностью применения права справедливости является тот факт, что обращение к нему не является правом истца, а относится к прерогативе суда.

Статутное право составляет законодательство, издаваемое Парламентом.

Процесс толкования статутов английскими судами регламентируется специальными правилами, то есть совокупностью специальных приемов, основное назначение которых состоит в определении тех границ, в рамках которых английские судьи могут чувствовать себя свободно и делать то, что они считают правильным. Не опасаясь при этом, возможных противоречий с законодательной властью.

Применяемые правила толкования оказывают большое влияние на выводы, которые будут сделаны в результате толкования законодательного акта. При этом выбор правила толкования зависит от усмотрения судей, в связи с чем, сложно предвидеть, какой из приемов будет использован по конкретному делу.

Отсутствие замкнутой системы нормативных актов законодательных и правительственных органов, многочисленные пробелы в регулировании ими общественных отношений заполняется судебными решениями.

Таким образом, английское прецедентное право ближе к требованиям общественной морали и справедливости, нежели правовые системы государств романо-германской семьи.

Судьи фактически наделены правотворческой функцией. Это проявляется в том, что с помощью прецедента могут устанавливаться новые положения права, а старые положения с помощью расширительного толкования (ratio) и возможности отклонения прецедента могут быть адаптированы к новым обстоятельствам дела и изменившимся социальным условиям.

Наличие нескольких сотен тысяч прецедентов позволяет сторонам найти наиболее подходящий к их ситуации судебный прецедент и, проанализировав правовое обоснование, сформировать наиболее весомую позицию по делу.

В случае конфликта между общим правом и правом справедливости предпочтение отдается праву справедливости. Таким образом, суд в первую очередь, концентрирует свое внимание на намерениях сторон, а не на формальном применении норм закона.

Все это ведет к стабильности и определенности правовых позиций, которые формируются в результате постепенных эволюционных изменений, что имеет большое значение для участников гражданского оборота.

Необходимо отметить, что английские суды могут выпускать такие приказы в связи с судебными разбирательствами, проходящими не только в самой Англии, но и в других юрисдикциях. Кроме того, суд может наложить арест не только на активы самого ответчика, но и на активы контролируемых им компаний, в том числе офшорных.

Таким образом, английское право является одним из наиболее успешных продуктов, экспортируемых Великобританией на внешние рынки. Английская система права воспринимается во всем мире как справедливая и такое восприятие оправдано. Помимо ценности, связанной с качеством правосудия, английская система права предоставляет широкие возможности по приведению к исполнению своих решений в любой точке мира. Все эти преимущества, помноженные на недоверие бизнес-сообщества к российскому правосудию, ведет к увеличению числа российских компаний среди участников споров, рассматриваемых английскими судами.

Читайте также: