Почему уменьшились социальные выплаты инвалидам за коммунальные услуги

Обновлено: 02.07.2024

1. Ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ на оплату ЖКУ) в виде авансовой суммы - в размере 50% каждого вида жилищно-коммунальных услуг. Ежегодно подлежит перерасчету с учетом фактических расходов по оплате ЖКУ.

2. Ежегодной денежной выплаты (по заявлению один раз в календарном году) на компенсацию части расходов на оплату:

а) стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (при проживании в жилых домах, не имеющих центрального отопления) - в размере 50% понесенных расходов;

б) транспортных услуг для доставки этого топлива - в размере 50%;

в) стоимости бытового газа в баллонах (при проживании в жилых домах, не подключенных к газораспределительной системе) - в размере 50% понесенных расходов.

Меры социальной поддержки предоставляются гражданину центрами социальной защиты населения с месяца подачи заявления и документов на одно жилое помещение, являющееся его местом жительства (пребывания).

Одновременно с заявлением предоставляются следующие документы:

- документ, подтверждающий право на меры социальной поддержки (документы об инвалидности представляются гражданином, если сведения об инвалидности гражданина, ребенка-инвалида отсутствуют в федеральном реестре инвалидов);

- документ, удостоверяющий личность гражданина;

- копия свидетельства о рождении ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, и нотариально удостоверенный перевод указанного документа на русский язык (предоставляется в случае предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов, свидетельства о рождении которых выданы компетентными органами иностранного государства) и (или) копии свидетельств об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации (предоставляется в случае предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов, свидетельства об усыновлении которых выданы органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации);

- технический паспорт жилого помещения, а при его отсутствии - справка органов (организаций) технической инвентаризации объектов недвижимости о технических характеристиках жилого помещения (представляется в случае отсутствия сведений о жилом помещении в Едином государственном реестре недвижимости);

- решение суда, устанавливающее место жительства гражданина (при наличии) (представляется в случае отсутствия отметки о месте жительства в документе, удостоверяющем личность, и документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания);

- платежные документы или иные документы, содержащие сведения о размерах начисленной платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, платы за коммунальные услуги, а также документы, подтверждающие оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления;

- документ, подтверждающий наличие печного отопления (представляется ежегодно в случае проживания в жилых домах, не имеющих центрального отопления);

- документ, подтверждающий отсутствие подключения к газораспределительной системе (представляется ежегодно в случае проживания в жилых домах, не подключенных к газораспределительной системе);

- документы об оплате стоимости твердого топлива и транспортных услуг для доставки твердого топлива (представляются ежегодно в случае проживания в жилых домах, не имеющих центрального отопления);

- документы об оплате стоимости бытового газа в баллонах (представляются ежегодно в случае проживания в домах, не подключенных к газораспределительной системе);

- реквизиты счета по вкладу или счета банковской карты (в случае выбора гражданином соответствующего способа получения ЕДВ на оплату ЖКУ);

- соглашение о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и (или) документы, подтверждающие выполнение такого соглашения (представляется при подаче заявления до 01 июля 2021 г. в случае наличия такой задолженности и заключения соглашения о ее погашении);

- документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени гражданина (в случае подачи заявления представителем гражданина);

- в случае временного отсутствия проживающих совместно с гражданином членов его семьи - документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания в другом жилом помещении, прохождение военной службы по призыву, отбывание наказания в виде лишения свободы, обучение членов семьи или наличие у членов семьи трудовых отношений за пределами Волгоградской области (при наличии);

- согласие на обработку персональных данных гражданина и членов его семьи, проживающих совместно с ним, в случаях и по форме, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

Документы представляются в подлинниках или в копиях, заверенных надлежащим образом.

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт. Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта. Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах";

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

Компенсация на ЖКУ предоставляется управлением социальной защиты населения с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, на срок установления льготного статуса, на основании следующих документов (представляемых заявителем):

документа с указанием реквизитов счета, открытого в кредитной организации (копия с представлением оригинала), – в случае перечисления денежных средств на счет, открытый в кредитной организации;

паспорта или иных документов, удостоверяющих личность гражданина, регистрацию по месту жительства и в необходимых случаях – регистрацию по месту пребывания, гражданство Российской Федерации;

документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки (удостоверение установленной формы);

справки о характеристике жилья и видах коммунальных услуг;

справки о наличии печного отопления (оригинал) либо технический паспорт жилого помещения (копия с представлением оригинала) – для граждан, проживающих в жилом помещении с печным отоплением;

Для предоставления компенсации на ЖКУ заявитель вправе самостоятельно представить сведения и документы, которые запрашиваются управлением социальной защиты населения в рамках межведомственного взаимодействия:

сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о праве получателя на объект недвижимого имущества, в котором он проживает и за которое производится оплата ежемесячного взноса на капитальный ремонт;

информацию о наличии (отсутствии) задолженности по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

сведения, подтверждающие факт установления инвалидности, – в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации (для назначения компенсации на ЖКУ гражданам, относящимся к категории инвалидов).

Компенсация на ЖКУ в части оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и постоянно в них проживающим.

Компенсация на ЖКУ предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Компенсация на ЖКУ предоставляется гражданам за одно жилое помещение, которое является их местом жительства; ее размер определяется каждому гражданину индивидуально и зависит от тарифов на ЖКУ, нормативов их потребления, характеристики жилья и видов получаемых гражданами коммунальных услуг, состава семьи.

Компенсация подлежит перерасчету исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов их потребления. Перерасчет компенсации осуществляется на основании сведений, полученных от жилищно-коммунальных организаций либо из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Излишне выплаченные суммы компенсации на ЖКУ засчитываются в счет компенсации на ЖКУ, назначенной на последующие месяцы исходя из нормативов потребления, а при отсутствии права на ее получение – возвращаются в бюджет.

Гражданам, проживающим в домах с печным отоплением, производится выплата компенсации расходов на оплату твердого топлива (уголь, дрова), которая устанавливается в размере 50 % средней стоимости 80 % норматива потребления угля и 20 % норматива потребления дров.

Компенсация в части расходов на оплату твердого топлива и его доставку осуществляется на предстоящий отопительный период один раз в год, не позднее второго квартала календарного года.

При наступлении обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставления компенсации (изменения состава семьи, площади занимаемого помещения, основания получения компенсации на ЖКУ, обнаружения недостоверности представленных ранее документов либо иных обстоятельств), граждане обязаны известить управление социальной защиты населения в течение 2 недель со дня наступления соответствующих изменений.

При наличии у гражданина права на компенсацию на ЖКУ по нескольким основаниям компенсация на ЖКУ предоставляется по одному основанию по выбору заявителя.

Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. № 811.

С заявлением и документами, необходимыми для предоставления компенсации на ЖКУ, граждане могут обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе по экстерриториальному принципу.

Сегодня мы начнём разговор о том, что важно знать управляющим организациям о мерах социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилого помещения.

Вы узнаете, какие меры социальной поддержки существуют и кому они предоставляются, в каких случаях уполномоченные органы могут отказать и почему. О них рассказал Верховный суд РФ.

Позиция суда: реклама на квитанциях ЖКХ

Меры социальной поддержки и кому они нужны

  • предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
  • компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 ЖК РФ),
  • освобождение от оплаты за жилое помещение или КУ.

Федеральное законодательство устанавливает, кому, в каком порядке, каким способом и из каких средств оказывать социальную поддержку.

  • инвалидов,
  • семей с детьми-инвалидами,
  • Героев Социалистического Труда,
  • Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы,
  • подвергшихся воздействию радиации из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. ч. 13−15 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ; п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-I).

Субсидия на оплату коммунальных услуг

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг − это полная или частичная оплата предоставляемых нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения жилого помещения и коммунальных услуг. Эта оплата имеет целевое назначение и выплачивается из бюджета соответствующего уровня (ст. 159 ЖК РФ).

  • пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов,
  • наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда,
  • члены жилищных кооперативов,
  • собственники жилых помещений.

Порядок определения размера субсидии и её предоставления описан в главе IV постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761. Перечень документов, которые нужно собрать и приложить к заявлению, вы найдёте в главе II этого же постановления.

Как приостановить или прекратить субсидию, прочитаете в главе VIII, а о том, как определить состав семьи претендента и посчитать её доход – в главе V.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получают граждане России. Иностранные граждане могут получить субсидии, если это предусмотрено международными договорами России (ч. 12 ст. 159 ЖК РФ).

Чтобы рассчитать размер выплаты, нужно знать, сколько членов семьи постоянно живут со льготником. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется по ст. 69 ЖК РФ, а членов семьи собственника – по ст. 31 ЖК РФ.

Возникают сомнения: нужно ли предоставлять субсидии поднанимателям жилого помещения и временным жильцам. Нет, потому что они не приобретают самостоятельное право пользования жилым помещением.

Субсидия перечисляется до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 4 ст. 159 ЖК РФ), то есть ежемесячно до 10 числа следующего месяца.

Золотые годы: компенсация взносов на капремонт пожилым людям

Когда рассчитывать на субсидию

Чтобы понять, выплачивать ли гражданину субсидии, нужно посмотреть, превышают ли его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ).

  • заработная плата, которую нужно знать для расчёта среднего заработка;
  • выходное пособие при увольнении;
  • пенсии;
  • стипендии;
  • денежные выплаты в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  • доходы, полученные от сдачи жилых помещений;
  • денежные средства, выделяемые опекуну;
  • выплаты приёмной семье на содержание ребенка (ст. ст. 5, 6 – 12 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ).

Другой порядок учёта доходов вы найдёте в п. 7 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Он касается пострадавших из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, ветеранов, инвалидов, пострадавших во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Для них сумма ежемесячной выплаты не учитывалась до вступления в силу Федерального закона при вычислении совокупного дохода семьи для оценки нуждаемости в субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и КУ

В отличии от субсидии, компенсация расходов – это возмещение отдельным категориям граждан их расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов (ст. 160 ЖК РФ).

Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения выплачивается ветеранам, инвалидам войны и ветеранам боевых действий (пп. 4 п. 1 ст. 13, пп. 8 п. 1 ст. 14, пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).

Компенсация расходов учитывается в совокупном доходе семьи при расчёте субсидий. И предоставляется только в том случае, если у граждан нет долгов за коммунальные услуги и жилое помещение.

Меры социальной поддержки, будь то компенсация расходов, субсидии или освобождение от платы предоставляет уполномоченный орган после того, как получит и проверит заявление и документы, подтверждающие право на льготы.

  • человек предоставил неполный комплект документов,
  • в документах содержатся противоречивые сведения.

Ещё важно помнить, что социальная поддержка оказывается только тем гражданам, у которых не долга за коммунальные услуги и жилое помещение или они заключили и выполняют соглашения по погашению долга (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ).

Верховный суд РФ напоминает, что сама по себе задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не является безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

При разрешении судебных споров суд выясняет причины возникновения долга, какие меры гражданин предпринял для его погашения. Если задолженность возникла по уважительным причинам, уполномоченные органы не имеют права отказать в предоставлении мер социальной поддержки.

Читайте также: