Почему учитель должен быть ответственным

Обновлено: 16.06.2024

За шведским столом

— С какими результатами отечественная система общего образования ушла на зимние каникулы?

— 2021 год был очень непростым, но удалось сделать многое. Первое, над чем всегда приходится работать, — доступность и качество образования. Нам удалось существенно обновить материальную базу — это более 3 тыс. российских школ за год. Причем особенно активно этот процесс шел на селе: если к началу текущего учебного года новое оборудование получили более 8 тыс. сельских школ, то к началу следующего года к ним добавятся еще 1,5 тыс., а к 2024-му новейшее оснащение получат все 27 тыс. сельских школ.

В стране развернута беспрецедентная программа строительства: мы уже построили 270 новых школ, а до конца 2024 года построим еще 1,3 тыс. Мы смогли запустить и новую программу капитального ремонта. До 2026 года в России отремонтируют 7,3 тыс. школ. Каждая из них пройдет обязательные проверки, в том числе и обновление средств антитеррористической безопасности.

Также в 2021 году привели в порядок систему школьного питания. Теперь все учащиеся начальных классов — а это 7,3 млн детей — полностью обеспечены бесплатным горячим питанием. В 2022 году на питание учащихся младших классов выделим 62,5 млрд рублей, что на 4 млрд больше, чем в 2021-м.


Кроме того, за 2021 год мы практически решили проблему доступности детских садов: очередь в ясли разгружена на 95,7%, и сохраняется стопроцентная доступность детских садов для детей старше трех лет.

— Вы упомянули школьное питание. Но многие родители им не очень довольны, а учащиеся составляют топы нелюбимых блюд в столовой. Как решить эту проблему?


— А как обстоят дела в системе среднего профессионального образования (СПО)? Востребованы ли экономикой выпускники колледжей?

— Последовательное обновление учебных программ и оборудования подняло популярность системы среднего профобразования на беспрецедентный уровень. В колледжи сейчас идут 60% девятиклассников и 30% одиннадцатиклассников. И если еще пару лет назад система СПО набирала в сумме около 900 тыс. первокурсников, то в этом году — почти 1,2 млн, что превысило число зачисленных в вузы. Российская экономика остро нуждается в высококвалифицированных кадрах среднего звена, что, в частности, подтверждает высокий уровень трудоустройства выпускников колледжей: 99% сразу после получения диплома.

При этом крайне важно, что повышение престижности и популярности среднего профессионального образования не ведет к падению общего уровня образованности россиян. Профессиональная подготовка в колледжах не только сочетается с получением общего образования в объеме одиннадцатилетки, но всё заметнее приближается к вузовскому уровню, на некоторых направлениях практически смыкаясь с ним. Например, работа на современных станках предполагает наличие компетенций практически инженерного уровня. И такими навыками сегодня овладевают в системе профобразования.


Очно или заочно

— Коснется ли школ всероссийское введение электронных сертификатов о вакцинации с 1 февраля 2022 года?

— Эпидемиологическая ситуация в России, хотя и улучшилась за последние недели, но остается непростой. В этих условиях безопасность учащихся и педагогов остается нашим главным приоритетом. А значит, образовательные организации, как и прежде, обязаны строго соблюдать все медико-санитарные предписания. Однако вводить электронные сертификаты на посещение школ, равно как и другие ограничительные меры, в масштабах всей страны мы не планируем. Не планируется и продление зимних каникул.

Наша позиция проста: там, где это возможно по эпидемиологическим показателям, максимально сохранить очную систему образования. Но ситуация на местах разнится, и подчас существенно. Поэтому регионы наделены правом принимать тактические решения, исходя из текущего положения, как, в частности, и произошло с тестированием школьников в Москве. Оценивая этот шаг, не стоит забывать: альтернативой при обострении эпидемиологической ситуации в регионе может стать возврат школы на дистанционное обучение. А такого развития событий, я уверен, немногие хотели бы.

— Планируется ли переход школ на электронные учебники, и если да, то когда этого можно ожидать?


Отрезок времени, в течение которого ребята могут работать с электронными носителями без ущерба для здоровья, регламентирован санитарными нормами. Поэтому о полном переводе школы на электронные учебники речи никогда не шло и не идет. Вопрос об их частичном использовании в учебном процессе — дело будущего, и притом не ближайшего. Однако в любом случае решение, какой вид учебников использовать, — электронный или на бумажном носителе — остается не за министерством и даже не за учителем, а за семьей школьника.

— Тем не менее в школу идет цифровая образовательная среда?

электронный учебник школа

— Кое-кто из родителей опасается, что цифровизация школы обернется ликвидацией очного обучения.

— И напрасно: отказаться от традиционной, очной школы невозможно. Ничто и никогда не заменит личного контакта детей с учителем — достаточно вспомнить нетерпение, с которым все ждали возвращения в классы после уделенного обучения в прошлом году. Цифровая образовательная среда — это лишь школьный инфраструктурный проект, создание условий в школе, в классе для использования новых технологий на уроке. Подчеркну: технологий, не заменяющих учителя, а созданных ему в помощь и используемых лишь при желании преподавателя.

— Как новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменят учебный процесс? Не появятся ли теперь в школьной программе дополнительные предметы?


— В соответствии с новыми ФГОС впервые пройдет и ЕГЭ-2022. Как изменятся задания?

— Будет ли в России единый учебник истории? Для каких еще предметов, по вашему мнению, нужен единый учебник?

Иметь десятки учебников по каждому школьному предмету, как мы убедились на собственном опыте, крайне неэффективно. Однако планов оставить всего по одному учебнику на предмет, включая историю, у нас нет. Гораздо важнее обеспечить единый подход к преподаванию истории в школе. И такую возможность нам дает Единый историко-культурный стандарт, принятый несколько лет назад.

Идеальные школы и учителя

— Как планируется поменять систему аттестации учителей?


Внедрение новой системы аттестации учителей предполагает появление таких квалификационных категорий, как учитель-методист и учитель-наставник. Это, с одной стороны, расширит возможности карьерного роста для учителей-предметников, а с другой, будет способствовать развитию школьного наставничества.

Учитель-наставник будет помогать молодому педагогу и передавать ему свой опыт. Основными требованиями для допуска к аттестации этой категории будут семилетний стаж работы, высшая квалификационная категория и дополнительное профессиональное образование.

урок школа учитель

— Какие еще новшества запланированы в подготовке учителей?


— Итак, в ближайшие два-три года наше педагогическое образование ждут реальные перемены?

Обязанности всех учителей

В обязанности учителя входит:

  • ведение педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне, обеспечение выполнения образовательных программ;
  • соблюдение профессиональной этики, уважение чести, достоинства всех участников образовательного процесса (детей, коллег, родителей);
  • соблюдение норм права и морали;
  • применение методов и форм воспитания и обучения, обеспечивающих высокий уровень качества работы;
  • учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
  • регулярное повышение профессиональной компетентности;
  • аттестация на соответствие занимаемой должности;
  • при поступлении на работу и ежегодно проходить медосмотр;
  • соблюдение Устава, Правил внутреннего распорядка, Положения о школе.

Обязанности классных руководителей

Руководство классным коллективом – отдельное направление деятельности учителя. Эта должность налагает на педагога следующие обязанности:

  • обеспечивать связи школы с семьей;
  • оказывать помощь родителям в воспитании детей;
  • взаимодействовать с учителями-предметниками;
  • организовывать образовательный процесс в классе с целью развития потенциала личности каждого ребенка;
  • проведение воспитательной работы через классные часы и внеклассные мероприятия;
  • поощрение детей к получению дополнительного образования;
  • ведение классной документации (план воспитательной работы, личные дела обучающихся, классный журнал);
  • регулирование взаимоотношений между детьми класса, между детьми и учителями;
  • формировать положительный психологический климат в классе;
  • изучать индивидуальные особенности и способности детей в динамике;
  • определять перспективы развития коллектива класса;
  • контролировать успеваемость и посещаемость детьми уроков и внеклассных мероприятий.

Классный руководитель – это помощник семьи и школы в вопросах воспитания детей. От его умения и чуткости зависит гармоничное развитие психологических и нравственных качеств детей.

Что учитель не имеет права делать

  • за предоставление платных образовательных услуг в своей школе;
  • проведение политической агитации в процессе образовательной деятельности;
  • принуждение детей к принятию каких-либо убеждений (религиозных, политических) или отказу от них;
  • разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной розни, нетерпимого отношения к людям с иными убеждениями, других национальностей или отклонениями в развитии;
  • побуждение детей к действиям, нарушающим Конституцию РФ.

Ответственность учителей за противоправные действия

Педагог может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности:

  • за повторное в течение года грубое нарушение Устава школы;
  • однократное применение насилия (физического или психологического) по отношению к ребенку;
  • появление на работе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • совершение аморального поступка, не совместимого с деятельностью учителя;
  • нарушение прав и свобод детей.

Трудовой кодекс предусматривает наказание в виде замечания, выговора или увольнения. За жестокое обращение с ребенком учителю грозит уголовное наказание до 2 лет лишения свободы. Безответственное отношение к воспитанию детей приводит к административной ответственности в виде штрафа или запрета заниматься педагогической деятельностью до 3 лет.

Куда жаловаться на учителя

Если педагог не справляется со своими обязанностями или выполняет их не в полном объеме, нарушает права детей или применяет по отношению к ним недопустимые методы воспитания, родители имеют право подать жалобу.

Первая инстанция – директор школы. Руководитель образовательного учреждения обязан провести проверку по жалобе, предупредить учителя о недопустимости поведения, вызвавшего возмущение родителей, если такие факты подтвердились. Издать приказ о наложении дисциплинарного наказания.

В случае, когда родители пожаловались на жестокое обращение, директор должен привлечь к рассмотрению дела конфликтную комиссию и профсоюз. Если на школьном уровне проблема решена, хорошо. Если же директор не принял адекватных мер, вы можете обратиться:

  • к руководителю департамента образования;
  • в Министерство просвещения РФ или региональное ведомство;
  • прокуратуру;
  • полицию;
  • суд.

Большинство конфликтных ситуаций не выходят за рамки департаментов образования. Их задача – мирное урегулирование отношений между участниками образовательного процесса. Если учитель будет признан виновным в жестоком обращении, его уволят. Но и тогда у родителей остается право на обращение в правоохранительные органы.

Необходимые документы:

    или руководителя ведомства (министерства, департамента, полиции, прокуратуры).
  1. Медицинское заключение, если был причинен вред физическому или психическому здоровью.
  2. Свидетельские показания (если есть).
  3. Аудио и видеозаписи (при наличии).

В полиции и прокуратуре потребуется предъявить паспорт и свидетельство о рождении ребенка.

Обязанности учителя

  1. Осуществление педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне. Обеспечение выполнения учениками базовых образовательных программ.
  2. Соблюдение норм морали и права.
  3. Соблюдение профессиональной этики, уважение чести и достоинства учеников, а также прочих участников образовательного процесса (родителей, коллег).
  4. Использование форм и методов обучения, которые обеспечивают высокий уровень качества работы.
  5. Регулярное повышение профессиональной компетентности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей и состояния здоровья каждого из учащихся.
  7. Прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности.
  8. Соблюдение Правил внутреннего распорядка, Устава, Положения о школе.
  9. Ежегодное прохождение медицинского осмотра.

Помимо требований федерального законодательства, круг обязанностей учителя может быть расширен за счет указов региональных ведомств. Также педагог обязан подчиняться внутреннему регламенту конкретного учебного заведения.

Что входит в обязанности классного руководителя

Отдельным направлением деятельности педагога является руководство классным коллективом. Лицо, занимающее эту должность, должно исполнять следующие обязанности:

  • взаимодействие с учителями-предметниками;
  • оказание помощи родителям в воспитании детей;
  • обеспечение связи школы с семьей;
  • всяческое поощрение детей к получению дополнительных знаний;
  • проведение воспитательной работы посредством классных часов и внеклассных мероприятий;
  • организация образовательного процесса для развития потенциала личности каждого учащегося;
  • контроль успеваемости и посещаемости учениками как уроков, так и внеклассных мероприятий;
  • регулирование взаимоотношений между учащимися, а также между детьми и учителями;
  • формирование положительного психологического климата в классе;
  • определение перспектив развития классного коллектива;
  • изучение индивидуальных особенностей учащихся в динамике;
  • ведение классной документации (составление плана воспитательной работы, классного журнала, личных дел учащихся).

Как привлечь учителя к ответственности: куда обращаться

Классный руководитель выступает в качестве своеобразного помощника школы и семьи в вопросах, касающихся воспитания детей. Гармоничное развитие нравственных и психологических качеств учащихся во многом зависит от профессиональных навыков и чуткости классного руководителя.

Чего учитель делать не вправе

  • предоставление в школе платных образовательных услуг;
  • разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной розни или любых проявлений нетерпимости к людям с другими убеждениями, отклонениями в развитии и т. д.;
  • принуждение учащихся к принятию каких-либо убеждений;
  • проведение политической агитации в ходе осуществления образовательной деятельности;
  • склонение несовершеннолетних к действиям, нарушающим требования Конституции РФ.

Ответственность учителя за совершение противоправных действий

Совершив противоправные действия, педагог может быть привлечен к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • уголовной.

Наказание назначается при осуществлении следующих действий:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • однократное применение к ребенку физического или психологического насилия;
  • повторное грубое нарушение школьного Устава;
  • совершение аморального поступка, который не совместим с деятельностью преподавателя;
  • появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • нарушение прав и свобод несовершеннолетних.

В соответствии с нормами ТК РФ, в зависимости от тяжести нарушения, провинившемуся учителю могут сделать замечание, выговор или же уволить его. Если же педагог был уличен в жестоком обращении с ребенком, его могут привлечь к уголовной ответственности. За подобные действия УК РФ предусматривает до двух лет лишения свободы.

В случае безответственного отношения к воспитанию детей, педагог может быть привлечен к административной ответственности. За подобные действия ему грозит штраф или запрет вести педагогическую деятельность сроком до трех лет.

Куда можно пожаловаться на педагога

Родители вправе жаловаться на действия учителя, не справляющегося со своими обязанностями или не выполняющего их в полном объеме. Применяя к детям недопустимые методы воспитания, нарушая их права, педагог тем самым преступает закон. И в таких ситуациях задачей родителя является привлечение нарушителя к ответственности.

В первую очередь следует обратиться к директору школы. По факту жалобы руководитель образовательного учреждения должен провести соответствующую проверку. Если факт нарушения будет подтвержден, директор обязан уведомить учителя о том, что его поведение является недопустимым и противоречит профессиональной этике. Кроме того, руководитель должен издать приказ о наложении дисциплинарного наказания на нарушителя.

Если родители пожаловались на жестокое обращение со стороны педагога, директор обязан привлечь конфликтную комиссию и профсоюз к рассмотрению дела. И хорошо, если данная проблема будет решена на уровне школы.

В некоторых случаях обращение к директору не приводит к желаемым результатам. Тогда родители могут обратиться в следующие инстанции:

  • в прокуратуру;
  • к руководителю департамента образования;
  • в Минпросвещения РФ или региональное ведомство;
  • в суд;
  • в полицию.

Задачей департаментов образования является мирное урегулирование ситуаций, возникающих между участниками образовательного процесса. Поэтому большинство конфликтов можно решить без полиции, прокуратуры и суда. Если учитель признается виновным в совершении серьезного проступка, его попросту увольняют.

Как привлечь учителя к ответственности: куда обращаться

Однако если педагог был уличен в жестоком обращении, родители могут обратиться в правоохранительные органы и подать иск в суд. Тогда учителю не удастся отделаться одним лишь дисциплинарным наказанием.

Какие документы нужно подготовить

Чтобы привлечь учителя к ответственности, родителям придется подготовить следующие бумаги:

  1. Заявление. Пишется на имя директора школы или руководителя выбранного ведомства.
  2. Письменные свидетельские показания (если есть).
  3. Медицинское заключение о причинении вреда психическому или физическому здоровью.
  4. Видео или диктофонные записи (если есть).

При обращении в прокуратуру или полицию, заявитель должен предъявить паспорт и свидетельство о рождении учащегося.

Заявление можно подать несколькими способами:

Обратиться к директору можно даже в том случае, если у родителя нет доказательств нарушений, допущенных учителем. Руководитель учебного заведения обязан инициировать проверку по факту обращения. Если же речь идет о государственных ведомствах, то заявление следует подкрепить доказательной базой. Также к документам следует приложить ответ, полученный от директора учебного заведения.

Некоторые граждане РФ предпочитают решать спорные вопросы в суде. Однако в данном случае, нужно приложить все усилия для решения проблемы в досудебном порядке. Иначе иск попросту не будет рассмотрен. Следует помнить о том, что суд – это последняя инстанция, куда нужно обращаться лишь в том случае, если иные способы добиться справедливости не дали желаемого результата.

Школа живет по четким правилам - они прописаны в Законе об образовании, местных законах и школьных Уставах.

Кто прав - учитель или ученик? Куда обращаться родителю школьника? В нашей статье мы разбираемся в самых важных ситуациях и конфликтах в школе, которые вызывают больше всего вопросов у родителей и учеников.

Школа живет по четким правилам - они прописаны в Законе об образовании, местных законах и школьных Уставах. Но в некоторых моментах учителям предоставлена свобода действий.


1. Кто может работать учителем

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики - физико-технический факультет Университета, для музыки - Консерватория, для МХК - факультет искусствоведения и культурологии.

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью - но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности - дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

2. Какую ответственность несут учитель и ученик за оскорбление

Ученики по закону имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия. Учителя должны соблюдать правовые и нравственные нормы: нельзя ни наедине, ни при всем классе оскорблять ученика, пугать его, заставлять словами или силой выполнить какое-то действие.

За подобный проступок к учителю можно применить дисциплинарные меры, в том числе увольнение. За оскорбления в неприличной форме учитель может получить штраф по ст. 5.61. КоАП РФ.

Также учителя не должны читать личные записки учеников и разглашать их содержание, ведь по Конституции ребенок тоже имеет право на личную тайну. Если вас это коснулось - обратитесь к администрации школы с заявлением.

В то же время педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование любого случая. Если учителя оскорбляет ученик - ребенка могут привлечь к дисциплинарной ответственности: это замечание, выговор или исключение из школы (для детей с 15 лет). Ученика 14-16 лет могут привлечь и к гражданско-правовой ответственности как за причинение морального вреда по ст. 1074 ГК РФ, если учитель подаст иск.


3. Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой

В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:

- итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ - это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 - округляем до 4, от 4,5 - округляем до 5);

- итоговые отметки за 11 класс - это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.

Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, - сперва нужно поговорить с учителем.

Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми - напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.


Школьная форма: правила, требования и наши права

4. Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, - его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера - исключение из школы.

5. Может ли учитель отнять мобильный телефон у ребенка

Телефон - имущество ученика, и учитель не имеет права отбирать телефон даже временно. Если ребенок пользуется телефоном на уроке, отвлекается и мешает другим детям, учитель может сделать замечание, запись в дневник, провести профилактическую беседу после урока, пригласить родителей в школу.

В некоторых школьных Уставах есть Положения о мобильных устройствах, например, запрет на пользование телефоном в учебное время. Родители знакомятся с Уставом и автоматически соглашаются с этим правилом. За нарушение Устава школа тоже может сделать не так много: сделать ученику замечание или выговор, пригласить родителей на беседу.


6. Могут ли родители посещать уроки

Закон не отвечает прямо на этот вопрос. Но он говорит, что родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и образовательными технологиями. При этом они не имеют права оценивать работу учителя (а посещение уроков - это часть внутришкольного контроля). Да и учителю гарантировано право свободы преподавания и выбора учебных форм.

Поэтому, если у вас есть сомнения и претензии к учителю и вы хотите побывать на его уроках, вопрос нужно решать через учителя и администрацию. В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках: школа разрабатывает это правило самостоятельно. Поговорите с учителем, обратитесь к завучу или директору и получите разрешение на посещение урока. Конечно, при посещении урока нужно соблюдать правила школьного распорядка, не нарушать ход урока и не отвлекать учителя и детей.

7. Должна ли школа заниматься с детьми дополнительно

Закон предусматривает для длительно болеющих детей обучение на дому или при больницах. Поэтому школьники, которые пропустили уроки по непродолжительной болезни, проходят материал самостоятельно. То же касается “отстающих” детей с трудностями в обучении. Но если у школы есть средства для оплаты дополнительных занятий с детьми - она может их организовать. Также школа может предложить ребенку индивидуальный учебный план. Чтобы решить вопрос - обращайтесь к директору.

Если ученик не справляется с программой, у него к концу года есть академическая задолженность, то школа может предложить семье оставить ребенка на повторное обучение, перевести на обучение по индивидуальному плану или по адаптированным программам. Окончательное решение принимают родители. Если вы не хотите оставлять ребенка на второй год, то академическую задолженность придется погасить не позже, чем через год после ее появления.


8. Когда в школе нужна справка от врача

Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.

С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке. Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может. Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.

9. Может ли ученик посещать уроки не со своим классом

Иногда ученику важно бывать на уроках с другим классом или у другого учителя (например, для углубленных занятий или, наоборот, чтобы наверстать пропущенный материал). Это возможно. Требуется согласие самого учителя и директора школы. Но уроки в своем классе пропускать нельзя.

Если весь класс хотел бы заниматься у другого учителя или сменить классного руководителя - ученики и родители имеют право обращаться к директору о замене учителя. Это право должно быть закреплено в Уставе школы.


Как общаться со школьными учителями?

10. Куда жаловаться на нарушение прав школьника

Закон разрешает (и даже рекомендует) нам жаловаться на нарушение порядка и прав ребенка в школе. Куда же писать жалобы и заявления родителям?

- в школьную комиссию по урегулированию споров;

- в вышестоящие органы управления школой;

- в прокуратуру и суд.

Заявление о нарушении прав пишется в двух экземплярах: в месте подачи остается один экземпляр, а второй забираете вы с отметкой о приеме. Если директор бездействует, не рассматривает жалобу родителей и не дает на нее письменный ответ, - это поведение можно обжаловать в суде.


Кто предупрежден - тот вооружен, и мы в этой статье постарались привести вас в боеготовность. Но все же, пусть новый учебный год принесет вам только интересные и приятные вопросы и ответы, а ваши отношения со школой будут теплыми и радостными!

Читайте также: