Почему участие граждан в референдуме объявлено добровольным

Обновлено: 19.05.2024

Референдум Российской Федерации (далее также – референдум) – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Граждане Российской Федерации голосуют за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также – гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

2) Какие вопросы, согласно закону, не могут быть вынесены на референдум?

3) Как закон защищает равноправие граждан при поведении референдума?

4) Что означает норма, прописанная в пункте 4 статьи 2 закона?

5) Почему участие граждан в референдуме объявлено добровольным?

Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении.

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление.

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан…

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средства указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

1) Составьте план текста.

2) Что закон называет территориальным местным самоуправлением?

3) Где, согласно закону, осуществляется территориальное местное самоуправление?

4) Какие способы осуществления территориального местного самоуправления предусмотрены законом?

5) Заполните таблицу о направлениях деятельности территориального местного самоуправления, исходя из содержания документа.

25 декабря 1991 года предателями был спущен флаг нашего общего Отечества, отчего на нашей земле развязали войны и геноцид русского народа, под громкие овации запада. ныне, НОД ПОДНИМАЕТ ЗНАМЯ ОТЕЧЕСТВА.

Владимир Путин в праздник напомнил россиянам о подвигах предков. Выступая на церемонии вручения госпремий в Кремле, президент поздравил всех россиян с праздником и отметил, что День России "знаменует не только современное развитие отечества, но и весь его многовековой, непрерывный путь". Также Путин подчеркнул, что "богатейшее наследие создавалось многими поколениями наших предков". Владимир Путин, президент РФ: "Их трудовые и ратные подвиги, бесконечная преданность Родине вызывают уважение и


Путин, как всегда, на высоте. Единственный в мире человек, которому присущи эти качества ВЕЛИКОЙ ДИПЛОМАТИИ. Замечательно, Владимир Владимирович, необходимо почаще напоминать им об их темной истории! ПУТИН Владимир Владимирович - умнейший и сильнейший в мире ПРЕЗИДЕНТ. ПУТИН---НАШ ПРЕЗИДЕНТ!

Цели и задачи НОД сегодня. После проведения Первого этапа (!) Конституционной реформы. Основные функции Штабов НОД в регионах это - СМЕРШ. Отслеживать агентов иностранного влияния на местах, отслеживать и доносить до общественности (и в ЦШ НОД, ФСБ, дружественные СМИ) деструктивную деятельность чиновников в регионах. Борьба (пристальное внимание) с иностранными НКО и финансируемыми западными спец-организациями русофобскими СМИ. Подсветка их нашими пикетами. Отслеживать исполнен

А ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ нашего Президента в борьбе за Суверенитет России и Освобождение Отечества? Россию на колени не поставить! И русский дух в народе не сломить! Дрожать от санкций трудно нас заставить! Врагов своих сумеем вразумить! Сильна Россия! Ей ли пресмыкаться?! Огромен у неё потенциал! Мы выстоим! Не будем унижаться! Хотя вокруг страстей кипит накал! Нам не нужны заморские подачки! Богат природными ресурсами наш край! Россия! Мы с тобой – сыны и дочки! Воспрянь из пепла! Силы умножай! Горж

ГОРБАЧЕВА ПОД СУД. Сегодня в суде у моего мужа иск об установлении факта, имеющего юридическое значение, - незаконного прекращения существования Союза ССР как государства приняли! Ребята, дело не сложное и не дорогое. Родина стоит того!

ПРОСЫПАЙТЕСЬ ! А ТО БУДЕТ ПОЗДНО ! ЦЕЛЬ США - УНИЧТОЖИТЬ РОССИЮ ! И У НИХ В РОССИИ ЕСТЬ ВСЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЭТОГО: ПЯТАЯ КОЛОННА, ОЛИГАРХИ, ЦЕНТРОБАНК, ИНОСТРАННЫЙ КОНСАЛТИНГ В НАШИХ МИНИСТЕРСТВАХ И ВЕДОМСТВАХ, "РОССИЙСКИЕ" ПРОАМЕРИКАНСКИЕ СМИ ( 1 ОРТ, РОССИЯ, РОССИЯ 24, НТВ, ДОЖДЬ И ПРОЧИЕ), ПОСОЛЬСТВО, НАКОНЕЦ, КОТОРОЕ ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВО ВСЕХ СТРАНАХ ДЛЯ СВЕРЖЕНИЯ НЕУГОДНЫХ ПРЕЗИДЕНТОВ ! США ВЛОЖИЛИ 100 МЛРД. ДОЛЛАРОВ В РОССИЮ ДЛЯ СВЕРЖЕНИЯ ПУТИНА, Т.К. РОССИЯ - ЭТО ИХ КОРОВА, КОТОРУЮ ОНИ ДОЯ

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Участие гражданина РФ в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или к неучастию в референдуме, В ВЫДВИЖЕНИИ ИНИЦИАТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. В Конституции указывается, что никто не может присваивать власть народа в Российской Федерации. Это означает, что государство признает правомерным только такое обладание властью, которое основано на законе и установленных им процедурах. Всякое иное обретение власти или властных полномочий признается неправомерным и влечет за собой ответственность. Уголовным кодексом (гл. 29) предусмотрена ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 278, 280).

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местно.

местный референдум

Референдум – это специфическое голосование. Участие в нём могут принимать граждане, которые постоянно проживают на территории, где он будет проводиться, либо находящиеся там достаточно долго. Результаты референдума не требуют подтверждения или специального утверждения кем-либо из представителей власти. Он имеет высшую юридическую силу и не подлежит обжалованию. Проведение референдума возможно только при соблюдении Конституции, законов Российской Федерации и её субъектов, уставов и конституций муниципальных образований.

За что голосуют?

На референдум выносятся наиболее важные вопросы, требующие участия всех граждан, при невозможности принятия решения без учёта их мнения. на нём рассматриваются все вопросы, что влияют на организацию жизни простого народа, его комфорт и защищённость. Список вопросов, решаемых с помощью местного референдума, достаточно широк. Исключение составляют такие мероприятия:

  • О досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, депутатов и иных должностных лиц.
  • Об избрании в органы местного самоуправления депутатов и иных должностных лиц.
  • О проведении выборов.
  • Об изменении утверждённого бюджета муниципального образования.
  • О принятиях мер в случаях ЧП.

проведение референдума

Все вопросы, вынесенные на местный референдум, не могут ущемлять права и свободы граждан. Они должны соответствовать Конституции и общепризнанным мировым правам.

Кто организует?

Население может потребовать проведение референдума. Для этого ему необходимо обратиться к представительному органу. Учреждение может организовать проведение референдума как по просьбе населения, так и по собственной инициативе, чувствуя такую необходимость. При отсутствии в муниципальном образовании представительного органа по требованию населения (больше 5% от общего количества избирателей) назначить проведение референдума может глава администрации.

Инициатива проведения

В различных субъектах Российской Федерации условия для проведения местного референдума разные. Если инициатива принадлежит представительному органу, то не менее трети или половины депутатов должны высказаться за его организацию. Но в большинстве случаев проведение референдума провозглашается при квалифицированном большинстве. То есть при 2/3 голосов.

Если проведение референдума требуют местные жители, то должна быть оформлена официальная бумага в представительном органе. В приложении к прошению или заявлению необходимо прикрепить подписи граждан. Их количество не должно составлять менее пяти процентов от числа избирателей субъекта, на территории которого планируется провести местный референдум.

референдум суть

Граждане могут объединиться в инициативную группу либо создать общественное объединение. Если оно хочет провести референдум, это означает, что ему необходимо пройти сложную процедуру регистрации в органах юстиции. Только через полгода после этого объединение сможет обратиться к представительному органу с требованием проведения референдума.

Нюансы проведения

Участники местного референдума – это все граждане, находящиеся на территории его проведения постоянно или преимущественно. Участвовать в мероприятии, как и в выборах, можно только на добровольной основе. Форма голосования – закрытый и тайный. Для соблюдения честности проводимой процедуры возможно только наблюдение, в том числе и со стороны иностранных граждан.

Разновидность референдума

Консультативный референдум – это разновидность местного мероприятия, по итогам которого принятие решения не является обязательным. Органы власти проводят что-то наподобие опроса. Узнав мнение граждан об интересующем вопросе, орган местного самоуправления может принять наиболее правильное решение. Зачастую в правовой литературе можно встретить название консультативный опрос вместо референдума.

Условия проведения

российский референдум

В период объявления чрезвычайного положения или в военное время, в течение трёх месяцев после его отмены проведение референдума невозможно. Это связано с необъективностью голосования, а также с невозможностью обеспечить свободное и безопасное волеизъявление для всех граждан одинаково. В течение двух лет после проведения референдума не может производиться подобный. То есть, нельзя организовывать мероприятие с одинаковыми по смыслу вопросами чаще, чем раз в два года.

Участие в референдуме

Граждане нашей страны, перешагнувшие совершеннолетний рубеж, одинаково обладают правом на участие в референдуме. Никакие различия в религии, национальности, образовании, языке не влияют на такую возможность. К участию в референдуме не допускаются заключённые либо лица, в отношении которых уже вступил приговор суда. Люди, признанные недееспособными, также не допускаются к голосованию.

Принцип организации, проведения референдума и участия в нём – это, как и при выборах, всеобщее, равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании. Для каждого гражданина должен быть осуществлён свободный доступ на участки. Подразумевается, что заставлять или отговаривать от участия в мероприятии гражданина нельзя.

Проведение референдума

Российский референдум назначается исключительно на выходной день, при этом он должен быть непраздничным. Новость о будущем проведении референдума и выносимые на голосование вопросы публикуются в официальных источниках (газете или на интернет-сайте) не менее чем за 45 дней до его проведения.

участие в референдуме

Каждый гражданин, пришедший на участок, должен предъявить паспорт и зарегистрироваться. Ему выдаётся индивидуальный бюллетень, где необходимо отметить вариант ответа на поставленный вопрос. Так как голосование тайное, то для каждого участвующего в референдуме оборудуется закрытое место (кабинка), для принятия спокойного взвешенного решения и фиксации результата. Для подсчёта голосов, все бюллетени граждане должны опустить в специальные урны. Далее, комиссия проводит подсчёт голосов и утверждает итоги.

Комиссия для проведения референдума

Муниципальная избирательная комиссия проводит подготовку, проведение референдума, подсчитывает голоса и определяет результаты. Всё это проводится в максимально открытом для граждан виде. Сейчас всё чаще стали устанавливать камеры наблюдения, фиксирующие моменты проведения референдума, подсчёт голосов. Наблюдать за ходом мероприятия может каждый.

Комиссия формируется и работает согласно соответствующим законам. Её численность зависит от количества участков, на которые делится территория проведения референдума, и числа избирателей на них. Чаще всего они совпадают с участками выборов, так как для удобства проведения последних проводится тщательная подготовка.

Состоявшийся референдум

Референдум считается состоявшимся, если в нём участвовало не менее четверти всего населения, на территории которого он проводился. Вопрос, вынесенный на голосование, считается решённым, если в его пользу проголосовало более половины участников. Когда наблюдатели выявляют во время проведения референдума нарушения закона либо ними были замечены фальсификации при проведении подсчёта, которые могут изменить результат голосования, то такая процедура признаётся недействительной. Лица, заинтересованные в обжаловании результатов, могут обратиться в суд, если у них имеются доказательств, подтверждающих нарушение закона. Любой гражданин имеет на это право. Референдум и его итоги не могут быть обжалованы позднее, чем через месяц после его проведения.

Итоги местного референдума

После подсчёта голосов итоги референдума должны быть оглашены в течение семи дней. Как правило, они публикуются в СМИ как печатных, так и электронных. Если же референдум проводился на территории, где отсутствуют средства массовой информации либо информирование граждан этим путём затруднено, то члены комиссии должны довести его итоги до граждан другим доступным способом на протяжении десяти дней.

Итоги референдума становятся действительными с момента их опубликования, если в документе не указана иная дата вступления в силу результата голосования. Принятое решение может быть отменено или изменено только вердиктом последующего подобного мероприятия не ранее, чем через два года.


ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2018 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе. С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от "Справедливой России" Ильи Свиридова. Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.

Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года - о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года - о доверии президенту России Борису Ельцину. Последний всероссийский референдум - по принятию новой конституции - проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации. В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проголосовавших высказались за принятие основного закона, против - 41,57%.

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 года, "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным - "да" или "нет".

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию - так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Тип урока: урок – изучение нового материала

Вид урока – урок – беседа, групповая работа с документами

Элементы содержания программы: Участие граждан в политической жизни. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль рефе­ рендума в политической жизни. Голосование как форма уча стия граждан в политической жизни страны. П роцедура голосова­ ния. Активность электората. Политические предпочтения людей. Выборы в РФ.

Понятия: избирательное право, выборы, референдум, свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны , инициативная группа, избирательная комиссия, избирательный участок, бюллетень, подписной лист, наблюдатель, Центральная избирательная комиссия.

Называть политические права граждан и условия их реализации.
Анализировать факторы, способст­ вующие политической активно­сти населения. Объяснять, в чем проявляется опасность политического экстремизма

1) Мотивация : (напомнить материал, который изучался в 5 классе на уроках истории):

Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие. Под ним понимают действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.

В Древней Спарте, чтобы принять какое-либо решение, созывали Народное Собрание. Перед Собранием проходили претенденты на какую- либо должность. Каждого из них встречали криком. В соседнем доме запирали несколько спартанцев, которым доверяли остальные. Им было все слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче. Другие важные решения принимались в Спарте тем же способом. (Греки. М: РОСМЕЭН. – 1994. – 96с. – С.22.)

- Как Вы думаете, в чем недостатки такого способа принятия решений?

- Назовите положительные моменты такого голосования.

- Какие иные способы принятия решений Вы могли бы предложить?

2) Информационно-аналитический блок:

А) Работа с Конституцией РФ и составление схемы. Беседа (10 минут):

Педагог представляет детям краткую информацию о том, что в современных демократических странах процедура принятия решения изменилась.

Демократия в нашем государстве выражается в том, что россияне наделены правом активно влиять на жизнь своей страны. Наиболее важным проявлением участия граждан в жизни государства является выбор людей, которые будут разрабатывать законы и принимать важные решения для всей страны. Во многих демократических странах современной Европы участие в выборах - не только политическое право, но и конституционная обязанность граждан.

Далее организуется беседа по материалам Конституции Российской Федерации и тем знаниям, которые были освоены школьниками в 6-8 классах:

- назовите органы власти в нашей стране, которые формируются путем выборов и сроки их полномочий. Назовите дату очередных выборов в РФ.

(совместное составление схемы органов государственной власти РФ, с помощью которой уточняются вопросы формирования органов власти и их полномочия)

- объясните процедуру формирования государственных выборных органов;

- кто может принимать участие в выборах?

- кто может стать депутатом?

- каким образом выборная система гарантирует реализацию интересов всех граждан страны?

- как Вы думаете, почему в некоторых странах участие граждан в выборах и референдуме является конституционной обязанностью?

Но, как и раньше, в случае обсуждения наиболее важных значимых вопросов важно узнать мнение всех граждан страны. (предлагается вспомнить, какие способы волеизъявления народа известны школьникам). Древние греки очень дорожили демократией – все граждане могли выразить свое мнение (прямая демократия). В настоящее время такой формой осуществления народовластия является референдум. Референдум, наряду со свободными выборами, является высшим непосредственным выражением власти народа. (см. Приложение 1 – дополнительная информация для учителя)

Б) Работа в группах с документами.(15 минут).

Далее педагог организует работу в группах с раздаточными материалами (приложения 2-7). Группам необходимо ознакомиться со своим раздаточным материалом, обсудить прочитанное, на основании предложенных документов сформулировать ответ на свой вопрос.

Зачем проводят выборы? референдум ? (приложение 2)

Группа 2: Кто может участвовать в референдуме? (приложение 3)

Группа 3: Каков порядок назначения референдума? (приложение 4)

Группа 4: Кто проводит референдум? (приложение 5)

Референдум в Российской Федерации

Что такое рефере ндум?

Зачем проводят референдум ?

(приложение 2)

Кто может участвовать в реф ерендуме?

(приложение 3)

Порядок назначения рефере ндума

(приложение 4)

Кто проводит рефере ндум?

(приложение 5)

III . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В конце урока возможна организация итоговой беседы с детьми.

1) Вопросы для обсуждения:

В чем значение референдума в демократическом государстве?

Почему важно участие каждого гражданина в референдуме?

Кто управляет нашим государством?

Чем занимается президент? Федеральное собрание? Суд?

Как гражданин может участвовать в жизни страны? Приведите примеры.

2) Объясните следующее суждение. Согласны ли Вы с ним? :

Объяснение домашнего задания.

Основное задание – задания в учебнике после параграфа учебника. Ответить на вопросы, выполнить задания устно.

Дополнительное задание : на основании текста учебника и сопоставления с информацией о процедуре выборов в историческом контексте, определить и выписать в тетрадь отличительные черты выборов в демократическом обществе. Сделать вывод.

1. Федеральный Конституционный Закон о референдуме Российской Федерации 28 июня 2004 года, N 5-ФКЗ) (Законы см. на сайте Федерального собрания РФ)

4. Основы государства и права. – М: ЮРИСТЪ. – 2005.

Приложение № 1 Материалы для учителя

Референдум - всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного значения (Клименко С.В. , Чичерин А.Л. Основы государства и права. –М: Зерцало, ТЕИС. – 19996. – с. 116)

Бюллетень – бланк с вопросом для голосования на референдуме.

Вопрос референдума - вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум.

Инициативная группа - группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены Федеральным конституционным законом, в целях проведения референдума.

Комиссия референдума - комиссия, осуществляющая подготовку и проведение референдума, обеспечивающая реализацию и защиту права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и входящая в систему комиссий референдума.

Подписной лист - лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума.

Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

(Федеральный Конституционный Закон о референдуме Российской Федерации. 28 июня 2004 года, N 5-ФКЗ статья 4 настоящего Федерального конституционного закона )

Приложение № 2 Раздаточный материал

Что такое - референдум? Зачем проводят референдум?

Референдум: (лат. Referendum) - то, что должно быть сообщено (Глоссарий)

Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни.

Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории.

Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. В нашей стране решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления или по требованию населения. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

2. Вопрос референдума - вопрос государственного значения, затрагивающий интересы народа. Вопрос референдума не должен противоречить Конституции, ограничивать общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

3. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума.

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации.

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Приложение № 3 Раздаточный материал

Кто может участвовать в референдуме?

Участники референдума - участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме.

Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, предлагать проведение референдума, участвовать в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, … а также от других обстоятельств.

3. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе принудить гражданина к участию или неучастию в референдуме, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному участию.

4. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, лишенный таких прав по решению суда.

5. Гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами ее территории, обладает правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину в реализации его права на участие в референдуме.

7. Гражданин имеет только одно право голоса.

8.Референдум считается состоявшимся, если в голосовании прияло участие более половины граждан, имеющих право на голосование.

Приложение № 4 Раздаточный материал

Порядок назначения референдума

1. Участники референдума образуют инициативную группу, участники которой формулируют вопрос референдума, организуют сбор подписей (подписные листы) по проведению референдума.

2. Граждане Российской Федерации, выдвинувшие предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума… уведомляют в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания по организации референдума, а также о вопросе референдума.

3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает подписные листы и уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе референдума.

5. Центральная избирательная комиссия направляет своё решение Президенту РФ.

6. Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации.

7. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации.

6. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования.

Приложение № 5 Раздаточный материал

Проведение референдума

1. Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссию референдума, члены которой обеспечивают:

составление списков голосующих,

проверку достоверности подписей в подписных листах,

подготовку и опубликование бюллетеней,

Комиссия начинает и заканчивает работу в заранее установленное время.

В местах для тайного голосования участники референдума заполняют бюллетени для голосования. Заполненные бюллетени опускаются участниками референдума в опечатанные урны (опломбированные ящики) для голосования.

По истечении времени голосования комиссия вскрывает урны и проводит подсчет голосов, информирует об итогах общественность.

Протоколы об итогах голосования подписывают все члены комиссии.

Ход референдума и соблюдение законности могут контролировать наблюдатели в пределах их полномочий (памятка 6)

Подведение итогов референдума

1. Решение считается принятым, если за него … проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через три недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных об итогах голосования.

Приложение № 6

Памятка для членов избирательной комиссии.

В обязанности избирательной комиссии входит:

1. Составление списков избирателей по установленной форме.

2. Подбор информационных материалов о референдуме и размещение их на информационном стенде.

3. Оформление места проведения голосования, избирательной урны, бюллетеней для голосования.

4. Выдача избирательных бюллетеней и подпись избирателей в общем списке.

5. Подсчёт голосов, определение результатов выборов, заполнение итоговых протоколов в двух экземплярах.

6. Заполнение протоколов чернилами, а не карандашом.

7. Обеспечение порядка на избирательном участке.

8. Начало и прекращение работы избирательного участка вовремя.

9. Корректное поведение членов избирательной комиссии.

Приложение № 7

Памятка для наблюдателей.

Проверьте до начала голосования:

- наличие бюллетеней и письменных принадлежностей;

- был ли пустым избирательный ящик до того, как его опечатали;

- размещение кабин должно обеспечивать тайну голосования;

- в бюллетенях для голосования должны быть 2 подписи и печать избирательной комиссии.

Проверьте в ходе голосования:

- вовремя ли началось голосование;

- требуется ли от избирателей предоставление документа, удостоверяющего личность;

- ставят ли избиратели подписи при получении избирательного бюллетеня;

- избиратели голосуют только за себя?

- спокойно ли (без инцидентов) проходит голосование;

- обеспечивается ли тайна голосования.

Проследите в ходе подсчёта голосов:

- вовремя ли прекратилось голосование;

- избирательный ящик вскрывается в присутствии избирательной комиссии и наблюдателей;

- подсчёт голосов ведётся в присутствии наблюдателей;

- принимается ли решение о признании бюллетеней недействительными;

- по итогам голосования должен быть составлен протокол с подписями всех членов избирательной комиссии.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: