Почему три толстяка хотели сделать своему наследнику железное сердце

Обновлено: 30.06.2024

Главные герои

Три Толстяка – жадные и жестокие правители вымышленной страны.

Наследник Тутти – двенадцатилетний мальчик, единственный наследник Трех Толстяков.

Суок – цирковая артистка, танцовщица, девочка 12 лет.

Гаспар Арнери – известный ученый, доктор, который стоит на стороне простого народа.

Другие персонажи

Тибул – гимнаст, цирковой артист, предводитель восстания против власти Трех Толстяков.

Просперо – оружейник, один из предводителей революционеров.

Тетушка Ганимед – экономка доктора Арнери.

Раздватрис – учитель танцев.

Туб – ученый, создавший куклу наследника Туттию

Краткое содержание

Часть первая. Канатоходец Тибул

Глава 1. Беспокойный день доктора Арнери

Услышав выстрелы, доктор Арнери забрался на высокую башню. Ему было хорошо видно, как восстание было подавлено, а один из его предводителей – оружейник Просперо – был схвачен гвардейцами.

Глава 2. Десять плах

Доктору посчастливилось остаться в живых, когда во время перестрелки бомба попала в башню. Выбравшись из-под обломков, он заметил, что повсюду валяются трупы.

Уставший доктор Арнери с трудом добрался до оживленной части города, где стал свидетелем разговоров местных жителей. Зажиточные граждане радовались тому, что восстание было быстро подавлено, в то время как бедняки не сомневались, что другой предводитель мятежников – гимнаст Тибул – остался на свободе и вскоре даст о себе знать.

Все разговоры смолкли при появлении плотников, которые к утру должны были построить десять плах для бунтовщиков.

Глава 3. Площадь Звезды

Часть вторая. Кукла наследника Тутти

Глава 4. Удивительное приключение продавца воздушных шаров

Глава 5. Господину доктору Гаспару Арнери

Тем временем продавцу воздушных шаров удалось скрыться из дворца. Поваренок посоветовал ему прыгнуть в большую кастрюлю, под которой оказался потайной ход.

Глава 5. Негр и капустная голова

Глава 6. Непредвиденное обстоятельство

Глава 7. Ночь странной куклы

По дороге во дворец доктор потерял бесценную куклу. Понимая, что он обречен на верную смерть, он побрел домой. В балаганчике дядюшки Бризака доктор случайно увидел двенадцатилетнюю девочку, которая как две капли воды была похожа на куклу. Ею оказалась маленькая танцовщица по имени Суок.

Часть третья. Суок

Глава 8. Трудная роль маленькой актрисы

Глава 9. Кукла с хорошим аппетитом

Глава 10. Зверинец

Часть четвертая. Оружейник Просперо

Глава 11. Гибель кондитерской

Суок удалось освободить Просперо. Она отвела его в кондитерскую, где располагался подземный ход. Оружейник успел прыгнуть в кастрюлю, в то время как Суок схватили подоспевшие гвардейцы.

Глава 12. Учитель танцев Раздватрис

Учитель танцев Раздватрис был срочно вызван во дворец к Трем Толстякам, которые решили взять уроки танцев. По дороге его задержали гвардейцы, ставшие на сторону народа. В картонной коробке Раздватриса они нашли сломанную куклу наследника Тутти и отправились с ней во дворец.

Глава 13. Победа

Чтобы Тутти не узнал о расправе над Суок, его усыпили при помощи сильного снотворного. Когда гвардейцы повели девочку на суд к Трем Толстякам, кто-то напал на них, и освободил маленькую танцовщицу. Перед судом была представлена не маленькая мятежница, а сломанная кукла, которую гвардейцы привезли во дворец. Не заметив подмены, Три Толстяка приговорили ее к смерти.

Эпилог

Так победа народа над Тремя Толстякам соединила после долгой разлуки брата и сестру – Тутти и Суок.

Заключение

В своей книге Юрий Олеша пытался донести мысль, что власть и богатство не смогут сделать человека по-настоящему счастливым, и что не все в этом мире измеряется деньгами. Любовь, доброта, справедливость – вот истинные жизненные ценности, на стороне которых всегда будет правда.

"Три толстяка" у сына в списке книг на лето в 4 классе. Что ж, решили вместе почитать. Что я помню из детских впечатлений - сцену в зверинце, какое-то чудовище, Суок, толстяков, конечно. Общую суть борьбы и революции, а больше ничего.

Сейчас же книга мне кажется:

  • во-первых, чрезмерно кровавой и революционной;
  • во-вторых, весьма авангардной.

И если первый момент уже порядком надоел, то второй - весьма интересен. Действие происходит в непонятной стране. Олеша вдохновлялся Андерсеном и средневековьем. И Грином . Я удивилась, когда это прочитала. Потому что вот что-что, а от Андерсена там нет ничего. Если только детали города. А вот Грин - да, но это его современник.

"Три толстяка" написаны в 1924 году. Время было - "возможно всё". Сказки отрицались, ёлки запрещались, строили новый мир. Детей тоже следовало воспитывать по-новому. Чуть ли не каждый писатель озаботился этим. Гонения были даже на Чуковского. Только революция. Только хардкор.

"Три толстяка" - образец "новой" литературы. Новые идеи посещали всех - художников, архитекторов, все грезили невиданным доселе. Иконой становится "Черный квадрат" Малевича, строят дома без кухонь, потому что человек нового типа будет питаться на месте работы.

Нашло это отражение и у Олеши: площадь под стеклянным куполом с искусственным солнцем, куклы, способные расти и человек-андроид с железным сердцем. Все это сочетается с глухой древностью: кареты, подземные ходы, дворцы, циркачи и ярмарочные выступления.

Сюжет прост. Страной правят три толстяка. Что они олицетворяют? Каждый решает сам. Я в курсе, что один скупил весь уголь, другой хлеб, третий - железо. Есть мнение, что финансы, военных и промышленность. В общем, это три ветви власти в таком странном трехголовом змее. Они воспитывают наследника Тутти, стараясь всеми силами сделать его злым.

Для этого у него есть зверинец, он лишен общения с реальными людьми, общаясь только с куклой. Уже здесь возникает вопрос: зачем он должен быть злым? Толстяки особой злостью не отличаются. Как отсутствие общения способствует выработке злости? Почему он должен общаться с куклой-девочкой?? Очень странно это.

Все это на фоне революционных волнений. Есть "народ" и "толстяки". В толстяки записывают всех, кто хоть что-то имеет. Например, лавочники - все как один толстяки. А ничего так, что они никогда зажиточными-то и не были? Не, ну если по сравнению с циркачами бродячими, то наверное. Но я не согласна) Есть еще третий вариант - доктор, который вроде как не бедняк, но и явно не толстяк.

Гвардейцы уже переходят на сторону революционеров и вот-вот власть поменяется. Однако, толстяки схватили предводителя Просперо и держат в клетке. Гимнаст Тибул пока на свободе, но скрывается. Здесь тоже нестыковка. Чтобы спрятать его, доктор Гаспар красит Тибула в черный цвет, мол, он негр. Так этот гимнаст, не успев выйти на площадь, всем заявляет, что он и есть Тибул. Логика!

Вызволить Просперо снаряжают 12-летнюю Суок. Куклу делали с нее. Подмены не замечают. Она попадает во дворец, освобождает Просперо, они должны бежать через подземный ход. Их настигают гвардейцы, Просперо успевает убежать, а Суок - нет. Внимание! Что мешало Просперо сразу вернуться из хода за девочкой? А, лес рубят - щепки летят. Подумаешь, не повезло значит. Так что ли? Как-то не вяжется с героическим образом оружейника.

Ну все, конечно, заканчивается "хорошо". Правда, многие не дожили до конца книги, ну что ж, это были не главные герои, а так, прохожие. И в самом конце, мы узнаем, что чудовищем, умершим в клетке был ученый Туб, отказавшийся делать железное сердце Тутти. И он оказался братом Суок. Они были разлучены в детстве по примеру всех мыльных опер.

Но вот - чудесное воссоединение. Счастливый Тутти дает представление в балаганчике - это вам не то что во дворце сидеть. Правда, еще один маленький вопрос, чего это Туб оброс шерстью за 8 лет и приобрел красные глаза? Почему он умер? Приляпано для пущего интересу?

Впечатление такое: пытался Олеша связать сказку с новыми реалиями, но получилось плохо. Одно с другим не вяжется, нет гладкости сказочного повествования. Конец вообще оборван. Приемы взяты из разных жанров, но цельного произведения не получилось. В детстве воспринималось нормально, сейчас - нет. Не читайте во взрослом возрасте детских книг)

Главные герои: Тутти — наследник Толстяков, Соук — девочка-циркачка, богатый ученый Арнери, канатоходец Тибул, изобретатель Туб.

История о том, как обычные люди боролись с наглыми, тщеславными, эгоистичными и самовлюбленными правителями, назваными автором Тремя Толстяками. Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка – юная, но находчивая Суок. Она притворяется куклой, немало рискуя своей жизнью, ведь в случае если правду обнаружат, девочку неминуемо казнят. Но её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола. А в этом ей помогут канатоходец Тибул, оружейник Просперо, доктор Арнери и тысячи обманутых горожан.

Роман-сказка учит отстаивать правду, бороться с несправедливостью, помогать друзьям в беде и никогда не сдаваться. Только так можно не жалеть о своей интересной жизни.

Другие персонажи

Тибул – гимнаст, цирковой артист, предводитель восстания против власти Трех Толстяков.

Просперо – оружейник, один из предводителей революционеров.

Тетушка Ганимед – экономка доктора Арнери.

Раздватрис – учитель танцев.

Туб – ученый, создавший куклу наследника Тутти

Второстепенные персонажи

Помимо главных героев, в описании встречаются второстепенные персонажи, без которых невозможно было бы создать целостную картинку после прочтения. Они сыграли важную роль в судьбе Трех Толстяков и мятежников. Кто-то из них поддерживал простой народ. Другие же сочувствовали правителям. Третьи лебезили перед представителями власть имущих, чтобы втереться им в доверие.

К числу наиболее ярких второстепенных персонажей относится:


  • Доктор Гаспар Арнери — мудрейший ученый в стране. Немолодой мужчина принимает сторону мятежников, укрывает в своем доме Тибула. Интересуется историей, самые удивительные события, найденные в источниках, он записывает в особую книжку. Получает приказ от Толстяков починить куклу Тутти. Ее по просьбе Гаспара заменяет Суок. Он просит героиню притвориться игрушкой, удивительно похожей на циркачку. В дальнейшем исследователь помогает мятежникам в борьбе против власти.
  • Учитель танцев Раздватрис — самовлюбленный и уверенный в себе приверженец убеждений правителей, трус, лжец, лицемер. В сказке он появляется в роли эдакого шута, который постоянно танцует и переживает о собственной внешности. Среди его учеников только дети богатых вельмож, поэтому он становится на сторону власти.
  • Тетушка Ганимед — экономка в доме Гаспара. Постоянно занимается уборкой, приготовлением еды для доктора.
  • Туб — ученый, работавший когда-то на Толстяков. Именно он создал куклу Тутти. Из слов Туба понятно, что Суок — это сестра наследника. Поэтому она так похожа на игрушку, ведь была ее прототипом. Правители приказали Тубу сделать железное сердце для Тутти. Но ученый отказался. За это его заперли в клетку с животными, в какой он провел долгое время и оброс шерстью. У него появились когти и клыки.

Несмотря на то что по классике жанра в романе нет магии, фантастические элементы и герои в нем присутствуют. Например, человекоподобный волк, живая кукла, растущая вместе с мальчиком. Об этом также следует упомянуть, делая анализ произведения для читательского дневника и давая характеристику персонажам при описании темы сказки.

Краткое содержание

Часть первая. Канатоходец Тибул

Глава 1. Беспокойный день доктора Арнери

Услышав выстрелы, доктор Арнери забрался на высокую башню. Ему было хорошо видно, как восстание было подавлено, а один из его предводителей – оружейник Просперо – был схвачен гвардейцами.

Глава 2. Десять плах

Доктору посчастливилось остаться в живых, когда во время перестрелки бомба попала в башню. Выбравшись из-под обломков, он заметил, что повсюду валяются трупы.

Уставший доктор Арнери с трудом добрался до оживленной части города, где стал свидетелем разговоров местных жителей. Зажиточные граждане радовались тому, что восстание было быстро подавлено, в то время как бедняки не сомневались, что другой предводитель мятежников – гимнаст Тибул – остался на свободе и вскоре даст о себе знать.

Все разговоры смолкли при появлении плотников, которые к утру должны были построить десять плах для бунтовщиков.

Глава 3. Площадь Звезды

Часть вторая. Кукла наследника Тутти

Глава 4. Удивительное приключение продавца воздушных шаров

Глава 5. Господину доктору Гаспару Арнери

Тем временем продавцу воздушных шаров удалось скрыться из дворца. Поваренок посоветовал ему прыгнуть в большую кастрюлю, под которой оказался потайной ход.

Глава 5. Heгp и капустная голова

Глава 6. Непредвиденное обстоятельство

Глава 7. Ночь странной куклы

По дороге во дворец доктор потерял бесценную куклу. Понимая, что он обречен на верную смерть, он побрел домой. В балаганчике дядюшки Бризака доктор случайно увидел двенадцатилетнюю девочку, которая как две капли воды была похожа на куклу. Ею оказалась маленькая танцовщица по имени Суок.

Часть третья. Суок

Глава 8. Трудная роль маленькой актрисы

Глава 9. Кукла с хорошим аппетитом

Глава 10. Зверинец

Часть четвертая. Оружейник Просперо

Глава 11. Гибель кондитерской

Суок удалось освободить Просперо. Она отвела его в кондитерскую, где располагался подземный ход. Оружейник успел прыгнуть в кастрюлю, в то время как Суок схватили подоспевшие гвардейцы.

Глава 12. Учитель танцев Раздватрис

Учитель танцев Раздватрис был срочно вызван во дворец к Трем Толстякам, которые решили взять уроки танцев. По дороге его задержали гвардейцы, ставшие на сторону народа. В картонной коробке Раздватриса они нашли сломанную куклу наследника Тутти и отправились с ней во дворец.

Глава 13. Победа

Чтобы Тутти не узнал о расправе над Суок, его усыпили при помощи сильного снотворного. Когда гвардейцы повели девочку на суд к Трем Толстякам, кто-то напал на них и освободил маленькую танцовщицу. Перед судом была представлена не маленькая мятежница, а сломанная кукла, которую гвардейцы привезли во дворец. Не заметив подмены, Три Толстяка приговорили ее к смерти.

Эпилог

Так победа народа над Тремя Толстякам соединила после долгой разлуки брата и сестру – Тутти и Суок.

Главные герои

Три толстяка – правители сказочной страны, в которой происходит действие романа. Они живут в роскоши и богатстве, в то время как народ нищенствует. Им принадлежит весь хлеб, весь уголь и все железо в стране. Каждый из них богаче самого богатого ее жителя раз в сто, не меньше. Ужасные обжоры, они буквально лопаются от жира, хотя мечтают похудеть и прикладывают к этому немалые усилия: то гоняют мяч, то затевают танцы. Все эти оздоровительные мероприятия проходят под наблюдением врача. Но природа создала трех толстяков такими, что, несмотря на все ухищрения, они только толстеют и толстеют.

Три толстяка жестоки по отношению к народу. Народ отвечает им ненавистью. В романе описывается народный мятеж, который оканчивается победой народа над толстяками.

Толстяки воспитывают мальчика по имени Тутти. Они хотят вырастить себе наследника, который был бы таким же злым, как они. Наследнику запрещено приближаться к живым детям. Ему разрешается играть только с куклой.

Три толстяка – завистливые, жадные и жестокие.

Доктор Гаспар Арнери – корифей многих наук и чудо-умелец. Имеет безупречную репутацию ученого. Именно ему толстяки поручают ремонт куклы наследника Тутти. Когда доктор понимает, что не сможет выполнить приказ в срок, он находит выход: выдать Суок за куклу.

Оружейник Просперо – мятежник и подстрекатель, выразитель народных чаяний, главный враг трех толстяков. Ему симпатизирует автор.

Тибул – воздушный гимнаст, канатоходец. Лидер митингующих. Друг оружейника Просперо и Суок. Ловкий, сильный, смелый.

Суок – девочка лет двенадцати, внешне очень миловидная, работает в цирке. Ловкая, грациозная. Отлично танцует, поет, умеет жонглировать. Может выполнять различные акробатические номера, например, сальто-мортале. Прекрасная артистка, отлично входит в любую роль.

Самое лучшее, что в ней есть – это смелость и доброта.

Наследник Тутти — брат Суок, которого воспитывают три толстяка. Растет при дворце. Толстяки внушили ему, что у него железное сердце.

Тибул – гимнаст, цирковой артист, предводитель восстания против власти Трех Толстяков.

Просперо – оружейник, один из предводителей революционеров.

Тетушка Ганимед – экономка доктора Арнери.

Раздватрис – учитель танцев.

Туб – ученый, создавший куклу наследника Тутти


Основные персонажи сказки

  • Три Толстяка – жадные и жестокие правители вымышленной страны.
  • Наследник Тутти – двенадцатилетний мальчик, единственный наследник Трех Толстяков.
  • Суок – цирковая артистка, танцовщица, девочка 12 лет.
  • Гаспар Арнери – известный ученый, доктор, который стоит на стороне простого народа.

Краткое содержание

Часть первая. Канатоходец Тибул

Глава 1. Беспокойный день доктора Арнери

Услышав выстрелы, доктор Арнери забрался на высокую башню. Ему было хорошо видно, как восстание было подавлено, а один из его предводителей – оружейник Просперо – был схвачен гвардейцами.

Глава 2. Десять плах

Доктору посчастливилось остаться в живых, когда во время перестрелки бомба попала в башню. Выбравшись из-под обломков, он заметил, что повсюду валяются трупы.

Уставший доктор Арнери с трудом добрался до оживленной части города, где стал свидетелем разговоров местных жителей. Зажиточные граждане радовались тому, что восстание было быстро подавлено, в то время как бедняки не сомневались, что другой предводитель мятежников – гимнаст Тибул – остался на свободе и вскоре даст о себе знать.

Все разговоры смолкли при появлении плотников, которые к утру должны были построить десять плах для бунтовщиков.

Глава 3. Площадь Звезды

Часть вторая. Кукла наследника Тутти

Глава 4. Удивительное приключение продавца воздушных шаров

Глава 5. Господину доктору Гаспару Арнери

Тем временем продавцу воздушных шаров удалось скрыться из дворца. Поваренок посоветовал ему прыгнуть в большую кастрюлю, под которой оказался потайной ход.

Глава 5. Heгp и капустная голова

Глава 6. Непредвиденное обстоятельство

Глава 7. Ночь странной куклы

По дороге во дворец доктор потерял бесценную куклу. Понимая, что он обречен на верную смерть, он побрел домой. В балаганчике дядюшки Бризака доктор случайно увидел двенадцатилетнюю девочку, которая как две капли воды была похожа на куклу. Ею оказалась маленькая танцовщица по имени Суок.

Часть третья. Суок

Глава 8. Трудная роль маленькой актрисы

Глава 9. Кукла с хорошим аппетитом

Глава 10. Зверинец

Часть четвертая. Оружейник Просперо

Глава 11. Гибель кондитерской

Суок удалось освободить Просперо. Она отвела его в кондитерскую, где располагался подземный ход. Оружейник успел прыгнуть в кастрюлю, в то время как Суок схватили подоспевшие гвардейцы.

Глава 12. Учитель танцев Раздватрис

Учитель танцев Раздватрис был срочно вызван во дворец к Трем Толстякам, которые решили взять уроки танцев. По дороге его задержали гвардейцы, ставшие на сторону народа. В картонной коробке Раздватриса они нашли сломанную куклу наследника Тутти и отправились с ней во дворец.

Глава 13. Победа

Чтобы Тутти не узнал о расправе над Суок, его усыпили при помощи сильного снотворного. Когда гвардейцы повели девочку на суд к Трем Толстякам, кто-то напал на них и освободил маленькую танцовщицу. Перед судом была представлена не маленькая мятежница, а сломанная кукла, которую гвардейцы привезли во дворец. Не заметив подмены, Три Толстяка приговорили ее к смерти.

Эпилог

Так победа народа над Тремя Толстякам соединила после долгой разлуки брата и сестру – Тутти и Суок.

Предыстория фильма


Шри-Ланка открывается для иностранцев с 21 января, но с новыми требованиями

В духе времени, в разном стиле: красивые обеденные залы в зеленых оттенках

Теплый, мягкий, невероятно милый — новый домашний робот Мофлин (видео)


Воспоминания актеров

К сожалению, многие артисты, сыгравшие в легендарном фильме, уже умерли. Нет с нами и доктора Гаспара (Валентина Никулина), и канатоходца Тибула (Алексея Баталова), и тетушки Ганимед (Рины Зеленой).

Но исполнители главных ролей (наследника Тутти и куклы Суок) живы и здоровы до сих пор. Они с удовольствием поделились воспоминаниями о съемках.


Так, исполнитель роли наследника Тутти Петр Авдеев рассказал о своих впечатлениях от Крыма и моря, о знакомстве со сценаристом и режиссером Алексеем Баталовым, о дружбе с Линой Бракните – Суок. Десятилетнему школьнику сперва очень не понравилось, что его утвердили на главную роль. Уж очень много планов было у сорванца на лето. Но делать нечего, Петя отправился на съемки. Вскоре они захватили его настолько, что мальчик даже не вспоминал о школьных проделках.

У MacBook Pro обнаружили проблему с аккумуляторами: резко падает уровень заряда

Персональный помощник Amazon Alexa: машина и бытовая техника под контролем

Эксперты разработали метод определения подлинности кофе

С теплотой Петр Вадимович отзывается об Алексее Баталове и его жене Гитане Леонтенко, которая учила юных актеров танцевать. Сам же Авдеев после окончания съемок о карьере артиста и не помышлял. После окончания школы он поступил в Ленинградский университет на филологический факультет и всю жизнь проработал школьным учителем.

Краткое содержание Три толстяка — краткие содержания произведений по главам

Три толстяка Ю. К. Олеша

Три толстяка

В одном городе некогда жил доктор. Звали его Гаспар Арнери. Он был ученый, и не было в стране никого мудрей его. Страной же, где жил Гаспар Арнери, правили Три Толстяка, прожорливые и жестокие.

Однажды летом, в июне, ясным погожим днем доктор отправляется на прогулку. На площади он неожиданно застает столпотворение, слышит выстрелы и, забравшись на башню, видит, как от Дворца Трех Толстяков бегут ремесленники, преследуемые гвардейцами. Оказывается, народ под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула восстал против власти Трех Толстяков, но восстание потерпело поражение, а оружейник Просперо схвачен. Бомба попадает в башню, из которой Гаспар Арнери наблюдает за происходящим, она рушится, и доктор теряет сознание. Очнулся он, когда наступил вечер. Вокруг валяются трупы убитых. Возвращаясь домой через площадь Звезды, доктор видит, как оставшийся на свободе другой предводитель восстания гимнаст Тибул, спасаясь от преследующих его гвардейцев, ловко идет по узкой проволоке прямо над площадью, а затем убегает через люк в куполе. Дома уставший доктор собирается лечь спать, как неожиданно из камина вылезает человек в зеленом плаще. Это гимнаст Тибул. На другой день на площади Суда готовят десять плах для схваченных мятежников. Тогда же случается необычайное происшествие: ветер уносит продавца воздушных шаров вместе с шарами и тот падает прямо в открытое окно дворцовой кондитерской и попадает прямо в огромный торт. Чтобы избежать наказания, кондитеры решают оставить продавца в торте, вымазав его кремом и облепив цукатами, и подать в зал, где проходит парадный завтрак. Таким образом продавец шаров, дрожащий от страха, что его съедят, становится свидетелем происходящего в зале. Дегустация торта временно откладывается. Три Толстяка хотят лицезреть пленного оружейника Просперо, а затем, когда, насладившись этим зрелищем, они собираются продолжить пиршество, в залу с криком и плачем врывается двенадцатилетний мальчик — наследник Тутти.

У Толстяков нет детей, и они собираются передать все свое богатство и управление страной Тутти, который воспитывается во Дворце, как маленький принц. Толстяки всячески балуют его и потакают его капризам. Кроме того, они хотят, чтобы у мальчика было железное сердце, они не разрешают ему играть с другими детьми, а его занятия проходят в зверинце. Вместо друга для него создана удивительная кукла, которая наделена способностью расти и развиваться вместе с Тутти. Наследник чрезвычайно привязан к ней. И вот любимая кукла сломана: мятежные гвардейцы, перешедшие на сторону Просперо и восставшего народа, искололи её штыками.

Между тем на Четырнадцатом рынке Три Толстяка устраивают празднества для народа: спектакли, развлечения, представления, во время которых артисты должны агитировать за Трех Толстяков и отвлекать внимание народа от плах, которые возводятся для казни. На одном таком представлении присутствуют доктор Арнери и гимнаст Тибул, превращенный доктором для конспирации в негра. Во время выступления силача Лапитупа Тибул не выдерживает и прогоняет его со сцены, открыв народу, что он вовсе не негр, а самый настоящий Тибул. Между ним и подкупленными циркачами завязывается потасовка. Тибул обороняется капустными кочанами, срывая их прямо с грядки и бросая в противника. Схватив очередной кочан, он неожиданно обнаруживает, что это человеческая голова, и не кого иного, как продавца воздушных шаров. Так Тибул узнает о существовании тайного подземного хода во Дворец Толстяков.

Пока Тибул сражается, доктора Гаспара Арнери находят посланцы Толстяков и вручают ему приказ и сломанную куклу. Доктор Гаспар Арнери пытается починить куклу, но к утру он явно не поспевает. Нужно ещё по меньшей мере дня два, и доктор вместе с куклой отправляется к Толстякам. По дороге его останавливают охраняющие Дворец гвардейцы и не пускают дальше. Они не верят, что он действительно Гаспар Арнери, а когда доктор хочет показать им куклу, то обнаруживает, что её нет: задремав, он обронил её по дороге. Расстроенный доктор вынужден повернуть назад. Проголодавшись, он заезжает в балаганчик дядюшки Бризака. Каково же его удивление, когда он обнаруживает здесь куклу наследника Тутти, которая оказывается вовсе не куклой, а живой девочкой по имени Суок, похожей как две капли воды на куклу. И тогда у появившегося здесь вскоре Тибула возникает план освобождения Просперо.

Утром доктор Арнери является во Дворец. Кукла не только исправлена им, но ещё больше походит на живую девочку, чем раньше. Суок хорошая артистка и прекрасно представляется куклой. Наследник в восторге. И тогда доктор просит в награду отмены казни десятерых мятежников. Возмущенным Толстякам ничего не остается, как согласиться, иначе кукла может снова испортиться.

Ночью, когда все спят, Суок проникает в зверинец. Она ищет Просперо, но в одной из клеток обнаруживает чудовище, обросшее шерстью, с длинными желтыми когтями, которое вручает ей какую-то дощечку и умирает. Это великий ученый Туб, создатель куклы для Тутти: он был заключен в зверинец за то, что не согласился сделать наследнику железное сердце. Здесь он провел восемь лет и почти потерял человеческий облик. Затем Суок находит клетку с Просперо и освобождает его. С помощью выпущенной из клетки страшной пантеры Просперо и Суок прорываются к той самой кастрюле, откуда начинается подземный ход, но Суок не успевает вслед за Просперо и схвачена гвардейцами.

На следующий день состоится суд над Суок. Чтобы наследник Тутти случайно не вмешался и не расстроил их планы, по приказу Толстяков его временно усыпляют. Суок не отвечает на вопросы и вообще никак не реагирует на происходящее. Разгневанные Толстяки решают отдать её на растерзание тиграм. Выпущенные из клетки тигры, увидев жертву, сначала бросаются к ней, но затем неожиданно равнодушно отворачиваются. Оказывается, это вовсе не Суок, а та самая испорченная кукла, которую мятежные гвардейцы отобрали у нашедшего её учителя танцев Раздватриса. Настоящую Суок спрятали в шкаф, подменив куклой.

Между тем уже звучат выстрелы и рвутся снаряды, восставший народ под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула штурмует Дворец.

Власти Толстяков приходит конец. А на той дощечке, которую вручил отважной Суок умирающий создатель куклы, он раскрыл ей важную тайну: она сестра Тутти, в четыре года похищенная вместе с ним по приказу Толстяков и затем разлученная с братом. Тутти оставили во Дворце, а девочку отдали бродячему цирку в обмен на попугая редкой породы с длинной красной бородой.

tritolstjaka История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия — сборник сочинений и эссе по литературе

"Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле…" — так начинается самая популярная сказка Юрия Олеши "Три толстяка". Битва, преследование, плен, освобождение, вера в дружбу и самопожертвование… Калейдоскоп событий, повороты сюжета, которые нельзя ожидать и предсказать. Весело, легко, занимательно и увлекательно.


Многие советские критики считали книгу холодной. К примеру, Лидии Чуковской полагала, что она не трогает сердце ребенка. И что даже когда Суок отправляют на казнь, душа остается спокойной: "мир Олеши — мир вещей, а не мир человеческих чувств".

Когда Олеша писал свои произведения, в моде были искания себя, которые зачастую шли во вред самому произведению. Многим хотелось сбросить Пушкина с корабля современности и создать что-то новое, исключительно свое, и часто злоупотребляли этим стремлением. Времена менялись. Когда Алексей Баталов решил снять фильм "Три толстяка", для сценария был переработан сюжет, исключены недостатки оригинального текста. И вот уже несколько поколений фильм смотрят даже взрослые — и, зная сказку практически наизусть, волнуются как в детстве.

Повесть-сказка (иногда издатели указывают "роман-сказка") была написана в 1924 году и стала первым большим произведением Юрия Карловича Олеши. Вдохновила его Валентина Грюнзайд, писатель был влюблен в нее и ухаживал с серьезными намерениями. К 1928 году (год первой публикации сказки) Валентина стала женой Евгения Петрова (соавтора Ильи Ильфа, брата Валентина Катаева). А у Юрия Карловича появилась новая муза, Ольга Густавовна Суок, на которой он впоследствии и женился. Именем Суок писатель назвал главную героиню.

Олеша был из обедневших дворян, его род известен со времен Фёдора Иоанновича. Со временем обнищавшие Олеши перебрались в Польшу и приняли католичество. Юрий вырос в Одессе и особой атмосферой этого города наполнены все его произведения. Многие считают, что вымышленный город "Трех толстяков" и есть Одесса конца 1910-х и начала 1920-х годов.

Три толстяка — это символ абсолютной власти, симбиоз трех сил: финансовой, военной и промышленной. У них нет семьи и детей. Являются ли они родственниками друг другу, неизвестно. Сообща они воспитывают своего преемника, наследника Тутти, у которого якобы нет сердца, а вместо сердца — железо. Мальчик им верит и растет с убеждением в своей исключительности, с сознанием того, что жестокость — единственное стоящее чувство в мире. Тутти привязан лишь к одному, к своей кукле. Когда-то ученый Туб по приказу трех толстяков создал куклу наследника Тутти, точную копию его сестры Суок, с которой мальчик был разлучен. Кукла была уникальной. Она росла вместе с наследником, как живая девочка, стала единственным другом для изолированного от всех мальчика и помогла ему сохранить в душе частицы доброты.

Ученый отказался заменить человеческое сердце Тутти на железное. Тогда его заключили в клетку, где он провел восемь лет и, полностью одичав, превратился в зверя…

Начинается сказка с баталии. Народ восстал против толстяков. В городе предреволюционная ситуация, когда "верхи не могут, а низы не хотят жить" по-старому. Верхи — это толстяки, обжоры и бездельники и поддерживающее их меньшинство. Низы — бедные и обездоленные люди, от безысходности и отчаяния они решились поднять мятеж. Восстание возглавили оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Во время мятежа гвардейцы испортили куклу. Наследник был в отчаянии. Починить куклу поручают знаменитому ученому Гаспару Арнери, который знает и как лететь с земли до звезд, и как из камня сделать пар. Тибул, с согласия Арнери, подменяет сломанную куклу на живую Суок. Попав во дворец, она помогает бежать оружейнику Просперо, но сама попадает в плен. Народ побеждает. Тутти и Суок узнают, что они брат и сестра.

В сказке нет ничего сказочного, нет магов и магии. Есть бесстрашные и самоотверженные люди, которые делают сказку былью.

Писатель перенес в книгу свое отношение к революции. С его точки зрения, революция не только буря, но и счастье, романтика, восторг. Негативную сторону писатель не замечает. Он в восторге от того, как старый мир ломают до основания. Вся книга пропитана духом протеста против толстяков, жадных властителей жизни. Мятеж и восстание воспевается как благо для людей.

И пусть советские критики отнеслись к "Трем толстякам" очень прохладно и не советовали детям читать, поскольку в ней отсутствовал героический пример страны советов. А дети и взрослые читали и восторгались. В 1930 году МХАТ заказал Олеше написать инсценировку. До сих пор эта пьеса идет во многих театрах мира. До сих пор сказку читают и не только в России. Она переведена на 17 языков.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Читайте также: